×
26.08.2017
217.015.e3ee

Результат интеллектуальной деятельности: СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ РАСХОДОМ ТОПЛИВА В КАМЕРУ СГОРАНИЯ НА ЗАПУСКЕ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ

Вид РИД

Изобретение

№ охранного документа
0002626181
Дата охранного документа
24.07.2017
Аннотация: Изобретение относится к области газотурбинного двигателестроения и может быть использовано в электронных системах автоматического управления (САУ) и регулирования подачей топлива на запусках газотурбинных двигателей. Техническим результатом изобретения является повышение надежности работы газотурбинного двигателя на режимах запуска путем формирования необходимой величины ускорения ротора, которая уточняется непрерывно в процессе запуска вплоть до выхода на заданный режим. Предварительно задают требуемое время запуска в зависимости от температуры и давления воздуха на входе в двигатель, дополнительно измеряют текущее время от начала запуска, при этом величину ускорения ротора на режиме малого газа, требуемого для реализации заданного времени запуска, непрерывно определяют в процессе запуска до выхода на режим малого газа по формуле: где n - частота вращения ротора на режиме малого газа; n - текущая частота вращения ротора; t - требуемое время запуска; t - текущее время от начала запуска. 2 ил.

Предлагаемое изобретение относится к области газотурбинного двигателестроения и может быть использовано в электронных системах автоматического управления (САУ) и регулирования подачей топлива на запусках газотурбинных двигателей.

Известны способы управления расходом топлива в камеру сгорания газотурбинного двигателя, в которых для повышения надежности запуска в качестве регулируемого параметра используют ускорение частоты вращения ротора турбокомпрессора (описание к патенту GB на изобретение №2121986, МПК F02C 9/26, опубл. 04.01.1984; Добрянский Г.В., Мартьянова Т.С. Динамика авиационных газотурбинных двигателей. М.: Машиностроение, 1989 г., С. 140-144).

Однако известные способы управления расходом топлива в камеру сгорания газотурбинного двигателя по параметру ускорения частоты вращения не учитывают в полной мере особенностей динамики протекания внутридвигательных процессов.

Известен способ управления газотурбинным двигателем, на основе сравнения текущего значения ускорения частоты вращения с хранящимися в памяти заданными величинами ускорения частоты вращения при различных частотах вращения (описание к патенту US на изобретение №5212943, МПК F02C 9/26, опубл. 25.05.1993).

Однако данный способ не предусматривает корректировки заданной величины ускорения частоты вращения на динамических режимах в зависимости от текущего значения ускорения частоты вращения ротора.

Наиболее близким является способ управления расходом топлива в камеру сгорания на запуске газотурбинного двигателя, при котором измеряют частоту вращения ротора и определяют текущее значение ускорения ротора (dn/dt)тек и его ускорение на режиме малого газа (dn/dt)зад, сравнивают текущее значение ускорения (dn/dt)тек с заданным (dn/dt)зад, изменяют расход топлива в камеру сгорания в зависимости от величины отклонения текущего значения ускорения от заданного, (патент РФ на изобретение №2337250, МПК F02C 9/28, опубл. 27.10.2008).

В известном способе сравнивают измеренное значение ускорения ротора турбокомпрессора с заданным и пропорционально величине отклонения текущего ускорения ротора турбокомпрессора от заданной величины изменяют расход топлива в камеру сгорания. Определение заданной величины ускорения частоты производят по заранее установленным зависимостям.

Недостатком способа является постоянство значений заданного ускорения (представленное в виде зависимости от приведенной частоты вращения ротора). В широком диапазоне эксплуатационных условий, для конкретных экземпляров двигателей (с индивидуальными динамическими характеристиками), в ситуации изменения динамических характеристик в процессе исчерпания ресурса, управление двигателем предложенным способом может привести к затягиванию (невыполнению требований) переходного процесса с одной стороны, либо форсированию запуска, для обеспечения выполнения требований в течение всего ресурса с другой. Эти факторы снижают надежность работы двигателя и могут привести к невыполнению полетного задания самолета.

Техническим результатом предлагаемого изобретения является повышение надежности работы газотурбинного двигателя на режимах запуска путем формирования необходимой величины ускорения ротора, которая уточняется непрерывно в процессе запуска вплоть до выхода на заданный режим.

Технический результат достигается тем, что в способе управления расходом топлива в камеру сгорания на запуске газотурбинного двигателя, при котором измеряют частоту вращения ротора и определяют текущее значение ускорения ротора (dn/dt)тек и его ускорение, необходимое для выхода на режим малого газа за заданное время (dn/dt)зад, сравнивают текущее значение ускорения (dn/dt)тек с заданным (dn/dt)зад, изменяют расход топлива в камеру сгорания в зависимости от величины отклонения текущего значения ускорения от заданного, в отличие от известного, предварительно задают требуемое время запуска в зависимости от температуры и давления воздуха на входе в двигатель, дополнительно измеряют текущее время от начала запуска, при этом величину ускорения ротора на режиме малого газа, требуемого для реализации заданного времени запуска, непрерывно определяют в процессе запуска до выхода на режим малого газа по формуле:

,

где nзад - частота вращения ротора на режиме малого газа;

nтек - текущая частота вращения ротора;

tзад - требуемое время запуска;

tтек - текущее время от начала запуска.

Способ поясняется чертежами, на которых изображены:

фиг. 1 - алгоритм управления двигателем в процессе запуска;

фиг. 2 - изменение параметров двигателя в процессе запуска.

Способ осуществляют следующим образом.

Алгоритм управления двигателем в процессе запуска представлен на фиг. 1.

Измеряют частоту вращения ротора, температуру и давление воздуха на входе в двигатель и текущее время от начала запуска tтек.

Задают время запуска (tзап) в зависимости от температуры и давления воздуха на входе в двигатель, .

Определяют частоту вращения ротора на режиме малого газа (nзад) в зависимости от температуры на входе в двигатель по зависимости .

В момент времени tтек=0 c начинают раскрутку ротора пусковым устройством, при этом дозатор устанавливают в положение, соответствующее программе , однако топливо в камеру сгорания не поступает, а перепускается через электро-магнитный клапан. При достижении заданной частоты вращения ротора (nЗАЖ) электромагнитный клапан закрывается, и топливо начинает поступать в камеру сгорания газотурбинного двигателя. Одновременно с этим происходит включение агрегатов зажигания.

После розжига, который определяется по повышению температуры газа за турбиной на заданное значение, происходит переход на программу поддержания заданного времени запуска. В качестве регулируемого параметра (обратной связи) используют ускорение ротора ГТД, для чего определяют текущее значение ускорения ротора (dn/dt)тек и формируют заданное значение (dn/dt)зад, которое уточняется непрерывно в процессе запуска, вплоть до выхода на режим малого газа, по формуле:

,

где nзад - частота вращения ротора на режиме малого газа;

nтек - текущая частота вращения ротора;

tзад - время запуска;

tтек - текущее время от начала запуска.

Сравнивают текущее значение ускорения (dn/dt)тек с заданным (dn/dt)зад.

По заданной зависимости формируют необходимую величину ускорения.

Расход топлива в камеру сгорания изменяют в зависимости от величины отклонения Δ текущего значения ускорения от заданного.

Дозирование топлива в камеру сгорания осуществляется регулятором заданного типа, например ПИД.

Предлагаемый способ управления был исследован расчетно, для случая совместной работы с ограничителем .

На фиг. 2 приведено сравнение предлагаемого способа и способа прототипа. Как видно из графика, на начальном участке запуска (до выхода на программу ограничения) раскрутка ротора ГТД осуществляется аналогично как для случая управления по предлагаемому способу, так и для способа прототипа. На втором участке - при выходе на программу ограничения, расход топлива в камеру сгорания снижается, относительно требуемого для продолжения раскрутки с заданной скоростью.

На третьем участке запуска, при прекращении работы по программе ограничения и возврате на основную программу управления:

- в случае управления по способу-прототипу, дозирование топлива осуществляется таким образом, чтобы раскрутка ротора осуществлялась с ранее заданным темпом, таким образом, целевая частота вращения будет достигнута за время большее, чем в случае невыхода на программу ограничения;

- в случае управления по предлагаемому способу происходит пересчет заданного ускорения ротора, таким образом, чтобы осуществить достижение целевой частоты вращения за заданное время. Дозирование топлива осуществляется таким образом, чтобы раскрутка ротора осуществлялась с вновь пересчитанным заданным темпом.

Для обеспечения выполнения требований к запуску ГТД в случае управления расходом топлива существующими способами, традиционно используется форсирование запуска. То есть осуществляется отладка двигателя таким образом, чтобы время запуска было меньше требуемого. Подобный подход, хоть и обеспечивает выполнение требований к времени запуска в широко меняющихся эксплуатационных условиях, приводит к избыточному повышению расходов топлива и, как следствие, перегреву горячей части двигателя, то есть сокращает ресурс ГТД.

Предлагаемый способ управления реализует лишь необходимые избытки топлива, исключая нежелательный перегрев конструкции горячей части ГТД.

Введение программы управления расходом топлива на запуске после розжига по предлагаемому способу повышает качество работы САУ газотурбинного двигателя и, как следствие, повышает надежность газотурбинного двигателя и безопасность летательного аппарата.


СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ РАСХОДОМ ТОПЛИВА В КАМЕРУ СГОРАНИЯ НА ЗАПУСКЕ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ РАСХОДОМ ТОПЛИВА В КАМЕРУ СГОРАНИЯ НА ЗАПУСКЕ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ РАСХОДОМ ТОПЛИВА В КАМЕРУ СГОРАНИЯ НА ЗАПУСКЕ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ
Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-10 из 19.
25.08.2017
№217.015.ae0e

Способ управления многорежимным многотопливным двигателем

Изобретение относится к области двигателестроения и может быть использовано в системах управления многорежимными многотопливными газотурбинными двигателями. Техническим результатом является повышение эксплуатационной надежности работы газотурбинного двигателя и повышение эффективности...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002612687
Дата охранного документа: 13.03.2017
26.08.2017
№217.015.da2b

Способ смазки и охлаждения передней опоры ротора газотурбинного двигателя

Изобретение относится к способу смазки авиационных газотурбинных двигателей (ГТД) и может быть использовано в двигателях, где привод маслоагрегатов осуществляется непосредственно от ротора ГТД, а маслоагрегаты и коммуникации маслосистемы установлены внутри ГТД. Способ смазки и охлаждения...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002623854
Дата охранного документа: 29.06.2017
26.08.2017
№217.015.db23

Способ определения режимов работы газотурбинного двигателя, соответствующих минимальным значениям осевой силы, действующей на радиально-упорный подшипник

Изобретение относится к области испытаний и эксплуатации газотурбинных двигателей. Техническим результатом является повышение надежности работы подшипника и двигателя в целом, снижение трудоемкости и затратности при реализации способа за счет сохранения неизменной материальной части, расширение...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002624089
Дата охранного документа: 30.06.2017
26.08.2017
№217.015.ed60

Межроторная опора газотурбинного двигателя

Изобретение относится к газотурбинным двигателям (ГТД) авиационного и наземного применения, в частности к опорам между роторами высокого и низкого давления. Техническим результатом, на достижение которого направлено изобретение, является повышение надежности работы опоры за счет исключения...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002628688
Дата охранного документа: 21.08.2017
29.12.2017
№217.015.f1b2

Ступень турбины заднего хода

Изобретение относится к области турбостроения, в частности к реверсивным силовым судовым турбинам, содержащим турбину заднего хода. Ступень турбины заднего хода содержит сопловой аппарат, рабочие лопатки, подвижный П-образный экран, установленный над рабочими лопатками, в дне которого выполнены...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002636965
Дата охранного документа: 29.11.2017
29.12.2017
№217.015.f7b6

Способ шлифования криволинейных поверхностей детали на робототехнологическом комплексе

Изобретение относится к области абразивной обработки и может быть использовано при шлифовании и полировании криволинейных поверхностей деталей на робототехнологическом комплексе. Строят модель обрабатываемой детали и определяют прогнозируемую величину снимаемого припуска в каждой опорной...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002639584
Дата охранного документа: 21.12.2017
29.12.2017
№217.015.f902

Способ диагностики виброгорения в камере сгорания газотурбинного двигателя

Изобретение относится к области диагностики газотурбинных двигателей. В способе диагностики виброгорения в камере сгорания газотурбинного двигателя предварительно определяют частоты собственных колебаний деталей камеры сгорания и режимы диагностики, соответствующие резонансным колебаниям,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002639597
Дата охранного документа: 21.12.2017
20.01.2018
№218.016.13df

Способ смазки и охлаждения опор газотурбинного двигателя

Изобретение относится к способу смазки и охлаждения опор авиационных газотурбинных двигателей (ГТД) и может быть использовано в двигателях, где привод маслоагрегатов осуществляется непосредственно от ротора ГТД, а маслоагрегаты и коммуникации маслосистемы установлены внутри ГТД. Техническим...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002634656
Дата охранного документа: 02.11.2017
20.01.2018
№218.016.148d

Способ электрохимической обработки высокоточных профильных углублений

Изобретение относится к области электрохимической обработки, в частности к способам размерной электрохимической обработки в проточном электролите при обработке углублений, выборок, выемок. В способе обрабатываемую деталь устанавливают в катодное устройство с обеспечением ее плотного прилегания...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002634834
Дата охранного документа: 03.11.2017
20.01.2018
№218.016.1942

Теплоизолирующий кожух судового газотурбинного двигателя

Изобретение относится к области блочно-модульных газотурбинных установок морского базирования. Теплоизолирующий кожух судового газотурбинного двигателя содержит судовой газотурбинный двигатель с повернутым относительно оси двигателя выхлопным конфузорным патрубком с выхлопным срезом на уровне...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002636229
Дата охранного документа: 21.11.2017
Показаны записи 1-10 из 16.
25.08.2017
№217.015.ae0e

Способ управления многорежимным многотопливным двигателем

Изобретение относится к области двигателестроения и может быть использовано в системах управления многорежимными многотопливными газотурбинными двигателями. Техническим результатом является повышение эксплуатационной надежности работы газотурбинного двигателя и повышение эффективности...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002612687
Дата охранного документа: 13.03.2017
26.08.2017
№217.015.da2b

Способ смазки и охлаждения передней опоры ротора газотурбинного двигателя

Изобретение относится к способу смазки авиационных газотурбинных двигателей (ГТД) и может быть использовано в двигателях, где привод маслоагрегатов осуществляется непосредственно от ротора ГТД, а маслоагрегаты и коммуникации маслосистемы установлены внутри ГТД. Способ смазки и охлаждения...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002623854
Дата охранного документа: 29.06.2017
26.08.2017
№217.015.db23

Способ определения режимов работы газотурбинного двигателя, соответствующих минимальным значениям осевой силы, действующей на радиально-упорный подшипник

Изобретение относится к области испытаний и эксплуатации газотурбинных двигателей. Техническим результатом является повышение надежности работы подшипника и двигателя в целом, снижение трудоемкости и затратности при реализации способа за счет сохранения неизменной материальной части, расширение...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002624089
Дата охранного документа: 30.06.2017
26.08.2017
№217.015.ed60

Межроторная опора газотурбинного двигателя

Изобретение относится к газотурбинным двигателям (ГТД) авиационного и наземного применения, в частности к опорам между роторами высокого и низкого давления. Техническим результатом, на достижение которого направлено изобретение, является повышение надежности работы опоры за счет исключения...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002628688
Дата охранного документа: 21.08.2017
29.12.2017
№217.015.f1b2

Ступень турбины заднего хода

Изобретение относится к области турбостроения, в частности к реверсивным силовым судовым турбинам, содержащим турбину заднего хода. Ступень турбины заднего хода содержит сопловой аппарат, рабочие лопатки, подвижный П-образный экран, установленный над рабочими лопатками, в дне которого выполнены...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002636965
Дата охранного документа: 29.11.2017
29.12.2017
№217.015.f7b6

Способ шлифования криволинейных поверхностей детали на робототехнологическом комплексе

Изобретение относится к области абразивной обработки и может быть использовано при шлифовании и полировании криволинейных поверхностей деталей на робототехнологическом комплексе. Строят модель обрабатываемой детали и определяют прогнозируемую величину снимаемого припуска в каждой опорной...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002639584
Дата охранного документа: 21.12.2017
29.12.2017
№217.015.f902

Способ диагностики виброгорения в камере сгорания газотурбинного двигателя

Изобретение относится к области диагностики газотурбинных двигателей. В способе диагностики виброгорения в камере сгорания газотурбинного двигателя предварительно определяют частоты собственных колебаний деталей камеры сгорания и режимы диагностики, соответствующие резонансным колебаниям,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002639597
Дата охранного документа: 21.12.2017
20.01.2018
№218.016.13df

Способ смазки и охлаждения опор газотурбинного двигателя

Изобретение относится к способу смазки и охлаждения опор авиационных газотурбинных двигателей (ГТД) и может быть использовано в двигателях, где привод маслоагрегатов осуществляется непосредственно от ротора ГТД, а маслоагрегаты и коммуникации маслосистемы установлены внутри ГТД. Техническим...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002634656
Дата охранного документа: 02.11.2017
20.01.2018
№218.016.148d

Способ электрохимической обработки высокоточных профильных углублений

Изобретение относится к области электрохимической обработки, в частности к способам размерной электрохимической обработки в проточном электролите при обработке углублений, выборок, выемок. В способе обрабатываемую деталь устанавливают в катодное устройство с обеспечением ее плотного прилегания...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002634834
Дата охранного документа: 03.11.2017
20.01.2018
№218.016.1942

Теплоизолирующий кожух судового газотурбинного двигателя

Изобретение относится к области блочно-модульных газотурбинных установок морского базирования. Теплоизолирующий кожух судового газотурбинного двигателя содержит судовой газотурбинный двигатель с повернутым относительно оси двигателя выхлопным конфузорным патрубком с выхлопным срезом на уровне...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002636229
Дата охранного документа: 21.11.2017
+ добавить свой РИД