×
26.08.2017
217.015.de53

Результат интеллектуальной деятельности: СПОСОБ КОНТРОЛЯ ПОСАДОЧНОГО НАТЯГА ОБОДА РОТОРА ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ

Вид РИД

Изобретение

Аннотация: Изобретение относится к электротехнике, а именно к способу контроля посадочного натяга обода ротора электрической машины. Способ содержит ввод до установки клиньев, после расклиновки и в процессе эксплуатации электрической машины с торцевой поверхности закладных клиньев упругих волн, измерение временных задержек упругих волн для каждого клина и расчет величины (P) - относительного изменения разности временных задержек распространения упругих волн в клине. В процессе эксплуатации электрической машины состояние натяга определяется по среднему значению величины P и значению дисперсии изменений величины P. Технический результат состоит в контроле посадочного натяга обода на остов без разборки ротора посредством оценки изменения напряженного состояния клиньев, обеспечивающих натяг. 4 з.п. ф-лы, 2 ил.

Изобретение относится к области электротехники, а именно к технологии электромашиностроения, в частности к контролю посадочного натяга обода ротора электрической машины на остов, при этом на основе эффекта акустоупругости учитывается изменение напряженного состояния клиньев, обеспечивающих натяг обода ротора на остов.

Известен способ диагностики состояния посадочных натягов бандажных колец без разборки бандажного узла (RU 2145144, МПК H02K 15/02, H02K 15/00. Способ диагностики состояния посадочных натягов бандажных колец на составные части ротора электрической машины (варианты)), заключающийся в том, что оценку изменения натягов в местах посадки бандажных колец проводят до пуска турбогенератора в эксплуатацию и в процессе проведения ремонтных работ путем сравнительных измерений наружных диаметров колец контрольной стрелой.

Недостатком способа является то, что при расчете величины изменения натяга используется соотношение коэффициентов податливости бандажных колец и ротора, что вносит значительные погрешности. Кроме того, определение численного значения этих коэффициентов является трудоемкой задачей, т.к. необходимо проводить расчет с учетом геометрии, упругих модулей или проводить дополнительные натурные испытания.

Известен способ вибродиагностики состояния посадочных натягов бандажных колец на бочку ротора электрической машины (RU 2289185 C1, МПК H02K 15/00, G01R 31/34. Способ диагностики состояния посадочных натягов бандажных колец на бочку ротора электрической машины), согласно которому дефект в роторе выявляют путем сравнительного измерения вибросмещения или виброскорости вала ротора или опорных подшипников электрической машины в различных режимах ее эксплуатации.

Недостатком способа является то, что появление и изменение вибросмещений может быть обусловлено не только ослаблением натяга бандажных колец на бочке ротора, но и другими факторами. Другими недостатками способа являются отсутствие информации об изменении напряженного состояния бандажных колец на бочке ротора и отсутствие количественных критериев ослабления натяга, регламентирующих дальнейшую эксплуатацию машины.

В качестве прототипа выбран способ контроля натяга обода ротора, заключающийся в измерении радиуса обода по валу до боковой поверхности при его расклиновке (СТО 17330282.27.140.001-2006 «Методики оценки технического состояния основного оборудования гидроэлектростанций»). Способ позволяет с помощью парных встречных клиньев обеспечить необходимый натяг обода на остов и довести форму обода до значений, указанных в нормативных документах.

Недостатком способа является то, что для периодического контроля натяга на различных этапах эксплуатации электрической машины необходимо проводить разборку ротора, что весьма трудоемко и экономически невыгодно. Кроме того, при данном способе не контролируется состояние отдельных клиньев, обеспечивающих натяг.

Следует заметить, что измерение линейных размеров обода ротора, в общем случае, не достаточно для принятия решения о возможности дальнейшей эксплуатации электрической машины. Величина натяга может находиться в допустимых пределах, тогда как в клиньях, удерживающих обод на остове, вследствие различных факторов могут значительно уменьшиться усилия обжатия, т.е. обод может находиться, практически, в свободном состоянии. Это может привести к возникновению аварийной ситуации.

Предлагаемый способ контроля натяга обода ротора лишен недостатков известных способов, описанных выше.

Технический результат предлагаемого изобретения заключается в контроле посадочного натяга обода на остов без разборки ротора и достигается за счет оценки изменения напряженного состояния клиньев, обеспечивающих натяг. Предлагаемый способ позволяет регистрировать факт уменьшения посадочного натяга ниже критического.

Сущность предлагаемого способа заключается в следующем. На торцевую поверхность закладного клина 1 (фиг. 1), расположенного между остовом ротора 2 и ободом 3 (фиг. 1), устанавливается преобразователь упругих волн 4 (фиг. 2). С помощью преобразователя в тело клина 1 вводятся упругие волны (фиг. 1, фиг. 2). Далее регистрируются временная задержка t1 импульса, отраженного от искусственного отражателя 5 в теле клина, и временная задержка t2 импульса, отраженного от обратной торцевой поверхности клина.

При достаточно малой длине клина и достаточно малой величине затухания упругих волн в клине в качестве t1 может быть выбрана временная задержка первого импульса, отраженного от обратной торцевой поверхности клина (прошедшего путь, равный двойной длине клина), а в качестве t2 может быть выбрана временная задержка второго импульса, отраженного от обратной торцевой поверхности клина (прошедшего путь, равный четырем длинам клина). Кроме того, в качестве t1 может быть выбрана временная задержка зондирующего импульса, однако, это связано с большими погрешностями, связанными с особенностями акустической аппаратуры, в том числе преобразователей упругих волн.

В качестве информативного параметра определяется разность временных задержек t=t2-t1.

Временные задержки измеряются до расклиновки, после расклиновки, а также после наработки при плановых остановках электрической машины.

Величина P, характеризующая усилие обжатия i-го клина и связанная с его напряженным состоянием, определяется как относительное изменение разности временных задержек:

где t0 - значение разности временных задержек в ненагруженном клине (до расклиновки), tσ - значение разности временных задержек в нагруженном клине, i - номер клина.

Посадочный натяг обода ротора δ пропорционален среднему значению величин Рi.

где k - коэффициент пропорциональности (определяется после расклиновки путем сопоставления значения натяга, измеренного механическим способом, со средним значением Pi), n - количество клиньев в роторе.

Во время остановки электрической машины для профилактических работ без демонтажа ротора снова измеряются временные задержки, определяются величины Pi по формуле (1) и рассчитывается значение 8 по формуле (2). При периодическом мониторинге отслеживаются изменения величин Pi в клиньях:

где Pнараб - величина P, измеренная после наработки, Pраскл - величина P, измеренная после расклиновки.

При уменьшении посадочного натяга δ ниже критического значения и при увеличении дисперсии изменений значений Pi выше критического значения считается, что состояние натяга обода ротора является неудовлетворительным и электрическая машина останавливается для ремонта.


СПОСОБ КОНТРОЛЯ ПОСАДОЧНОГО НАТЯГА ОБОДА РОТОРА ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ
СПОСОБ КОНТРОЛЯ ПОСАДОЧНОГО НАТЯГА ОБОДА РОТОРА ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ
Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-2 из 2.
13.01.2017
№217.015.77cd

Ультразвуковой способ определения остаточных напряжений в сварных соединениях трубопроводов

Использование: для определения остаточных механических напряжений в сварных соединениях различных трубопроводов. Сущность изобретения заключается в том, что выполняют измерение эхо-методом времен распространения продольных и поперечных упругих волн, при этом для оценки напряжений используются...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002598980
Дата охранного документа: 10.10.2016
26.08.2017
№217.015.e45c

Способ определения температурного коэффициента скорости ультразвука

Способ может быть использован в машиностроении, гидроэнергетике и других отраслях промышленности, требующих применения в производстве ультразвукового контроля. Для определения температурного коэффициента скорости ультразвука используются данные об изменении акустических характеристик материала....
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002626571
Дата охранного документа: 28.07.2017
Показаны записи 1-6 из 6.
13.01.2017
№217.015.77cd

Ультразвуковой способ определения остаточных напряжений в сварных соединениях трубопроводов

Использование: для определения остаточных механических напряжений в сварных соединениях различных трубопроводов. Сущность изобретения заключается в том, что выполняют измерение эхо-методом времен распространения продольных и поперечных упругих волн, при этом для оценки напряжений используются...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002598980
Дата охранного документа: 10.10.2016
26.08.2017
№217.015.e45c

Способ определения температурного коэффициента скорости ультразвука

Способ может быть использован в машиностроении, гидроэнергетике и других отраслях промышленности, требующих применения в производстве ультразвукового контроля. Для определения температурного коэффициента скорости ультразвука используются данные об изменении акустических характеристик материала....
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002626571
Дата охранного документа: 28.07.2017
02.11.2018
№218.016.99ce

Способ неразрушающего контроля поврежденности металлов

Использование: для неразрушающего контроля поврежденности металлов. Сущность изобретения заключается в том, что определяют временные задержки распространения упругой волны, при этом определение временных задержек производят для одного типа объемной упругой волны при разных температурах и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002671421
Дата охранного документа: 31.10.2018
27.05.2019
№219.017.61c5

Способ восстановления работоспособности гидротурбины после длительного периода её эксплуатации

Изобретение относится к способу восстановления работоспособности гидротурбины. Способ заключается в том, что контролируют зазоры по окружности между лопастями рабочего колеса и камерой рабочего колеса, между активным железом сердечника статора и полюсами ротора главного генератора, между...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002689236
Дата охранного документа: 24.05.2019
25.07.2019
№219.017.b90a

Способ контроля толщины изделия из стали

Изобретение относится к ультразвуковой толщинометрии, дополненной измерениями магнитным методом. Способ заключается в том, что измеряют время распространения сдвиговой ультразвуковой волны и процентное содержание магнитной фазы в деформированном материале изделия из стали аустенитного класса и,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002695327
Дата охранного документа: 23.07.2019
12.04.2023
№223.018.49bb

Способ определения размеров дефекта при ультразвуковом контроле с помощью датчика на фазированной решетке

Использование: для определения размеров дефекта при ультразвуковом контроле с помощью датчика на фазированной решетке. Сущность изобретения заключается в том, что определение размеров дефекта при ультразвуковом контроле с помощью датчика на фазированной решетке основано на анализе S, С или D...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002762780
Дата охранного документа: 22.12.2021
+ добавить свой РИД