×
25.08.2017
217.015.b774

Результат интеллектуальной деятельности: Компрессор низкого давления газотурбинного двигателя

Вид РИД

Изобретение

№ охранного документа
0002614905
Дата охранного документа
30.03.2017
Аннотация: Изобретение относится к области авиационного двигателестроения, а именно к системам разгрузки опор роторов компрессоров низкого давления газотурбинного двигателя, в том числе и в составе летательного аппарата. Компрессор низкого давления газотурбинного двигателя содержит ротор, передняя и задняя цапфы которого установлены в передней и задней опорах статора соответственно, шарикоподшипник, вспомогательную втулку, шарнирные V-образные механизмы и упорное кольцо. Наружное кольцо шарикоподшипника установлено в его корпусе, соединенном с корпусом передней опоры посредством разъемного соединения, а внутреннее кольцо шарикоподшипника установлено на наружном диаметре вспомогательной втулки. На торце передней цапфы ротора установлено упорное кольцо, соединенное с вспомогательной втулкой посредством расположенных по окружности относительно продольной оси компрессора шарнирных V-образных механизмов. Каждый V-образный механизм образован двумя качалками, соединенными друг с другом посредством шарнирного соединения, при этом в месте их соединения установлен груз, расположенный на диаметре меньшем, чем диаметр внутреннего кольца вспомогательной втулки. Свободные концы качалок соединены со вспомогательной втулкой и упорным кольцом соответственно посредством шарнирных соединений. Изобретение позволяет повысить надежности работы компрессора низкого давления газотурбинного двигателя. 1 ил.

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения, а именно к системам разгрузки опор роторов компрессоров низкого давления газотурбинного двигателя, в том числе и в составе летательного аппарата.

В качестве наиболее близкого аналога (прототипа) выбран компрессор низкого давления газотурбинного двигателя, содержащий ротор, передняя и задняя цапфы которого соединены со статором посредством передней и задней опор соответственно (см. рис. В. 70, стр. 53, учебника - Сиротин Н.Н. Конструкция и эксплуатация, повреждаемость и работоспособность газотурбинных двигателей. (Основы конструирования авиационных двигателей и энергетических установок). - М.: РИА «ИМ-Информ», 2002. - 442 с.).

В известном техническом решении для создания приемлемой осевой силы на шарикоподшипник ротора низкого давления введена разгрузочная (думисная) полость, из которой происходит сброс воздуха в мотогондолу летательного аппарата. Основной недостаток - это снижение удельных параметров газотурбинного двигателя, попадание горячего воздуха в мотогондолу, которое приводит к ухудшению незаметности летательного аппарата.

Техническим результатом, достигаемым при использовании настоящего изобретения является повышение надежности работы компрессора за счет снижения на его заднюю шарикоподшипниковую опору суммарной осевой нагрузки ротора при работе газотурбинного двигателя, а также улучшение удельных параметров газотурбинного двигателя путем исключения необходимости сброса думисного воздуха из разгрузочной полости для снижения нагрузки на упомянутую опору (как в прототипе), при этом в целом снижается незаметность летательного аппарата.

Указанный технический результат достигается тем, что компрессор низкого давления газотурбинного двигателя, содержащий ротор, передняя и задняя цапфы которого установлены в передней и задней опорах статора соответственно, согласно настоящему изобретению он дополнительно снабжен шарикоподшипником, вспомогательной втулкой, шарнирными V-образными механизмами и упорным кольцом, причем наружное кольцо шарикоподшипника установлено в его корпусе, соединенном с корпусом передней опоры посредством разъемного соединения, а внутреннее кольцо шарикоподшипника установлено на наружном диаметре вспомогательной втулки, при этом на торце передней цапфы ротора установлено упорное кольцо, соединенное с вспомогательной втулкой посредством расположенных по окружности относительно продольной оси компрессора шарнирных V-образных механизмов, каждый из которых образован двумя качалками, соединенными друг с другом посредством шарнирного соединения, при этом в месте их соединения установлен груз, расположенный на диаметре меньшем, чем диаметр внутреннего кольца вспомогательной втулки, а свободные концы качалок соединены со вспомогательной втулкой и упорным кольцом соответственно посредством шарнирных соединений.

Такое выполнение устройства позволяет перераспределить осевую нагрузку ротора с основного шарикоподшипника на дополнительный шарикоподшипник, а именно при работе газотурбинного двигателя осевая нагрузка на основной шарикоподшипник задней опоры ротора снижается вдвое за счет перераспределения ее на дополнительный шарикоподшипник, установленный в передней опоре, что повышает надежность компрессора низкого давления в целом. При работе центробежная сила воздействует на массу шарнирного механизма, рычаги которого оказывают осевое воздействие на дополнительный шарикоподшипник и на цапфу ротора. Таким образом, не требуется сбрасывать горячий воздух из разгрузочной полости, как в прототипе, вследствие чего повышаются удельные параметры газотурбинного двигателя. Кроме того, отсутствие выброса горячего воздуха из разгрузочной полости в мотогондолу летательного аппарата улучшает специальные характеристики, а именно незаметность летательного аппарата.

Сущность настоящего изобретения поясняется фигурой чертежа, на которой изображен продольный разрез заявленного компрессора низкого давления газотурбинного двигателя.

Компрессор низкого давления газотурбинного двигателя, содержащий ротор 1, передняя и задняя цапфы 2 и 3 которого установлены в статоре 4, а именно в передней и задней опорах 5, 6 соответственно, при этом он дополнительно снабжен шарикоподшипником 7, вспомогательной втулкой 8, шарнирными V-образными механизмами 9 и упорным кольцом 10, причем наружное кольцо 11 шарикоподшипника 7 установлено в его корпусе 12, соединенном с корпусом 13 передней опоры 5 посредством разъемного фланцевого соединения 14, а внутреннее кольцо 15 шарикоподшипника 7 установлено на наружном диаметре вспомогательной втулки 8, при этом на торце передней цапфы 2 ротора 1 установлено упорное кольцо 10, соединенное с вспомогательной втулкой 8 посредством расположенных по окружности относительно продольной оси компрессора шарнирных V-образных механизмов 9, каждый из которых образован двумя качалками 16 и 17, соединенными друг с другом посредством шарнирного соединения 18, при этом в месте их соединения установлен груз (на чертеже не показан), расположенный на диаметре меньшем, чем диаметр внутреннего кольца вспомогательной втулки 8, а свободные концы качалок 16 и 17 соединены со вспомогательной втулкой 8 и упорным кольцом 10 соответственно посредством шарнирных соединений 19, 20.

При работе газотурбинного двигателя осевая нагрузка на основной шарикоподшипник 6 снижается вдвое за счет перераспределения ее на дополнительный шарикоподшипник 7, установленный в корпусе 12. Центробежная сила воздействует на массу шарнирного механизма 9, качалки 16 и 17 которого оказывают осевое воздействие на дополнительный шарикоподшипник 7 и на переднюю цапфу ротора 2.

Таким образом, посредством использования заявленной конструкции компрессора низкого давления газотурбинного двигателя повышаются надежность и удельные параметры последнего, а также повышается в целом параметр незаметности летательного аппарата.

Компрессор низкого давления газотурбинного двигателя, содержащий ротор, передняя и задняя цапфы которого установлены в передней и задней опорах статора соответственно, отличающийся тем, что дополнительно снабжен шарикоподшипником, вспомогательной втулкой, шарнирными V-образными механизмами и упорным кольцом, причем наружное кольцо шарикоподшипника установлено в его корпусе, соединенном с корпусом передней опоры посредством разъемного соединения, а внутреннее кольцо шарикоподшипника установлено на наружном диаметре вспомогательной втулки, при этом на торце передней цапфы ротора установлено упорное кольцо, соединенное с вспомогательной втулкой посредством расположенных по окружности относительно продольной оси компрессора шарнирных V-образных механизмов, каждый из которых образован двумя качалками, соединенными друг с другом посредством шарнирного соединения, при этом в месте их соединения установлен груз, расположенный на диаметре меньшем, чем диаметр внутреннего кольца вспомогательной втулки, а свободные концы качалок соединены со вспомогательной втулкой и упорным кольцом соответственно посредством шарнирных соединений.
Компрессор низкого давления газотурбинного двигателя
Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-10 из 108.
27.02.2013
№216.012.2bc2

Рабочее колесо осевого компрессора газотурбинного двигателя

Рабочее колесо осевого компрессора газотурбинного двигателя содержит диск с упорным выступом и соединительными элементами диска, лопатки с хвостовиком, средство для перекрытия зазоров и средство осевой фиксации лопаток в замковом соединении типа «ласточкин хвост». Соединительные элементы...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002476729
Дата охранного документа: 27.02.2013
27.04.2013
№216.012.3b40

Установка для испытания вращающихся элементов конструкции машин

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к лабораторно-иснытательной технике, а именно к установкам для исследования и доводки вращающихся элементов конструкции машин, преимущественно, газотурбинных двигателей. Техническим результатом, достигаемым при использовании заявленной...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002480729
Дата охранного документа: 27.04.2013
20.05.2013
№216.012.415d

Передняя опора ротора турбины низкого давления двухвального газотурбинного двигателя

Изобретение относится к газотурбинным двигателям авиационного и наземного применения, а именно к размещению опор для вращающихся с большой частотой вращения роторов турбомашин, и может использоваться в наиболее напряженных опорах. Технический результат, достигаемый при использовании данного...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002482303
Дата охранного документа: 20.05.2013
20.08.2013
№216.012.61a2

Устройство для испытания лопаток турбомашины

Изобретение относится к измерительной технике и предназначено для испытаний аэродинамических конструкций, в частности для определения характеристик лопаток турбины с помощью измерения деформаций, путем использования активного сопротивления электрических тензометров. Устройство содержит рабочее...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002490626
Дата охранного документа: 20.08.2013
27.08.2013
№216.012.64d5

Узел соединения роторов компрессора и турбины газотурбинного двигателя

Узел соединения роторов компрессора и турбины газотурбинного двигателя содержит цапфу компрессора, вал турбины и контровочную трубу, зафиксированную в осевом и окружном направлениях. Цапфа компрессора и вал турбины соединены в осевом направлении посредством промежуточного вала, стяжной втулки и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002491450
Дата охранного документа: 27.08.2013
10.05.2014
№216.012.bfaf

Ротор газотурбинного двигателя

Настоящее изобретение относится к области турбостроения и может быть использовано в конструкциях многоступенчатых компрессоров и турбин газотурбинных двигателей, энергетических установках паро- и гидротурбинах. Ротор газотурбинного двигателя содержит диски рабочих колес, сопряженные...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002514820
Дата охранного документа: 10.05.2014
20.05.2014
№216.012.c71a

Радиально-торцевое контактное уплотнение опоры турбомашины

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения, а именно к уплотнениям масляных полостей газотурбинных двигателей и энергетических установок. Техническим результатом является повышение ресурса графитового уплотнения за счет проскальзывания в зоне контакта графитовых колец...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002516729
Дата охранного документа: 20.05.2014
10.07.2014
№216.012.dc87

Узел отсоединения валов в роторе низкого давления газотурбинного двигателя

Изобретение относится к газотурбинным двигателям (ГТД) авиационного применения, а именно к конструкции узла соединения роторов компрессора и турбины. Техническим результатом, достигаемым при использовании настоящего изобретения, является сохранение соосности роторов компрессора и турбины при их...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002522233
Дата охранного документа: 10.07.2014
10.08.2014
№216.012.e8b9

Радиально-торцевое контактное уплотнение опоры турбомашины

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения, а именно к уплотнениям масляных полостей газотурбинных двигателей и энергетических установок. Техническим результатом является снижение трения и износа элементов уплотнения за счет снижения нагрузки на графитовые кольца на...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002525370
Дата охранного документа: 10.08.2014
10.08.2014
№216.012.e8bf

Рабочее колесо осевого компрессора газотурбинного двигателя

Изобретение относится к области турбостроения и может быть использовано в конструкциях многоступенчатых осевых компрессоров и турбин газотурбинных двигателей, энергетических установках, паро- и гидротурбинах. Рабочее колесо осевого компрессора газотурбинного двигателя включает диск, наружная...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002525376
Дата охранного документа: 10.08.2014
Показаны записи 1-10 из 125.
27.02.2013
№216.012.2bc2

Рабочее колесо осевого компрессора газотурбинного двигателя

Рабочее колесо осевого компрессора газотурбинного двигателя содержит диск с упорным выступом и соединительными элементами диска, лопатки с хвостовиком, средство для перекрытия зазоров и средство осевой фиксации лопаток в замковом соединении типа «ласточкин хвост». Соединительные элементы...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002476729
Дата охранного документа: 27.02.2013
27.04.2013
№216.012.3b40

Установка для испытания вращающихся элементов конструкции машин

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к лабораторно-иснытательной технике, а именно к установкам для исследования и доводки вращающихся элементов конструкции машин, преимущественно, газотурбинных двигателей. Техническим результатом, достигаемым при использовании заявленной...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002480729
Дата охранного документа: 27.04.2013
20.05.2013
№216.012.415d

Передняя опора ротора турбины низкого давления двухвального газотурбинного двигателя

Изобретение относится к газотурбинным двигателям авиационного и наземного применения, а именно к размещению опор для вращающихся с большой частотой вращения роторов турбомашин, и может использоваться в наиболее напряженных опорах. Технический результат, достигаемый при использовании данного...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002482303
Дата охранного документа: 20.05.2013
20.08.2013
№216.012.61a2

Устройство для испытания лопаток турбомашины

Изобретение относится к измерительной технике и предназначено для испытаний аэродинамических конструкций, в частности для определения характеристик лопаток турбины с помощью измерения деформаций, путем использования активного сопротивления электрических тензометров. Устройство содержит рабочее...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002490626
Дата охранного документа: 20.08.2013
27.08.2013
№216.012.64d5

Узел соединения роторов компрессора и турбины газотурбинного двигателя

Узел соединения роторов компрессора и турбины газотурбинного двигателя содержит цапфу компрессора, вал турбины и контровочную трубу, зафиксированную в осевом и окружном направлениях. Цапфа компрессора и вал турбины соединены в осевом направлении посредством промежуточного вала, стяжной втулки и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002491450
Дата охранного документа: 27.08.2013
10.05.2014
№216.012.bfaf

Ротор газотурбинного двигателя

Настоящее изобретение относится к области турбостроения и может быть использовано в конструкциях многоступенчатых компрессоров и турбин газотурбинных двигателей, энергетических установках паро- и гидротурбинах. Ротор газотурбинного двигателя содержит диски рабочих колес, сопряженные...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002514820
Дата охранного документа: 10.05.2014
20.05.2014
№216.012.c71a

Радиально-торцевое контактное уплотнение опоры турбомашины

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения, а именно к уплотнениям масляных полостей газотурбинных двигателей и энергетических установок. Техническим результатом является повышение ресурса графитового уплотнения за счет проскальзывания в зоне контакта графитовых колец...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002516729
Дата охранного документа: 20.05.2014
10.07.2014
№216.012.dc87

Узел отсоединения валов в роторе низкого давления газотурбинного двигателя

Изобретение относится к газотурбинным двигателям (ГТД) авиационного применения, а именно к конструкции узла соединения роторов компрессора и турбины. Техническим результатом, достигаемым при использовании настоящего изобретения, является сохранение соосности роторов компрессора и турбины при их...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002522233
Дата охранного документа: 10.07.2014
10.08.2014
№216.012.e8b9

Радиально-торцевое контактное уплотнение опоры турбомашины

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения, а именно к уплотнениям масляных полостей газотурбинных двигателей и энергетических установок. Техническим результатом является снижение трения и износа элементов уплотнения за счет снижения нагрузки на графитовые кольца на...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002525370
Дата охранного документа: 10.08.2014
10.08.2014
№216.012.e8bf

Рабочее колесо осевого компрессора газотурбинного двигателя

Изобретение относится к области турбостроения и может быть использовано в конструкциях многоступенчатых осевых компрессоров и турбин газотурбинных двигателей, энергетических установках, паро- и гидротурбинах. Рабочее колесо осевого компрессора газотурбинного двигателя включает диск, наружная...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002525376
Дата охранного документа: 10.08.2014
+ добавить свой РИД