×
13.01.2017
217.015.692e

Результат интеллектуальной деятельности: АНТИФРИКЦИОННАЯ ПРОКЛАДКА ПОДПЯТНИКА И ПОДШИПНИКА СКОЛЬЖЕНИЯ

Вид РИД

Изобретение

Аннотация: Изобретение относится к машиностроению, в частности, к конструкции антифрикционной прокладки подпятника и подшипника скольжения. Антифрикционная прокладка подпятника и подшипника скольжения представляет собой содержащий фторопласт антифрикционный элемент, наклеенный на металлическое основание. Антифрикционный элемент изготовлен из политетрафторэтилена (фторопласта-4) толщиной от 50 до 1000 мкм, подвергнутого воздействию коронного разряда, на коронированную поверхность которого путем накладывания приклеен препрег, выполненный в виде стеклоткани, пропитанной раствором смеси диокиси дициклопентадиена и эпоксидной диановой смолы в соотношении от 50:50 до 90:10, содержащей в качестве отвердителя продукт взаимодействия в среде органического растворителя фенолформальдегидной смолы с борным ангидридом в соотношении от 5:95 до 30:70, применяемый в количестве от 30 мас.ч. до 150 мас.ч. на 100 мас.ч. эпоксидной составляющей в пересчете на сухие продукты, причем препрег нанесен на коронированную поверхность не позднее 3-х суток после воздействия коронного разряда, полученный таким образом стабильный при хранении двухслойный композит нанесен со стороны препрега на металлическое основание, нагретое до +150-+200°C, с последующей прикаткой валиком или под прессом при удельном давлении от 2 до 20 кг/см, и выдержан в течение 2-5 мин. Технический результат - создание термостойкого высокопрочного покрытия, обеспечивающего устойчивость к длительному воздействию температуры +250°C и не менее 100 часов при +320°C, а также повышение срока сохранения адгезионных свойств фторопласта после воздействия коронного разряда. 2 табл., 4 пр.

Изобретение относится к машиностроению, в частности, к конструкции антифрикционной прокладки подпятника и подшипника скольжения. Согласно предлагаемой конструкции антифрикционный элемент представляет собой двухслойный композит, состоящий из фторопласта, подвергнутого воздействию коронного разряда, на который нанесен слой стеклоткани, пропитанной эпоксидным составом, который после отверждения обладает высокой адгезией к коронированному фторопласту, когезионной прочностью, усиленной армирующей стеклотканью, и высокой теплостойкостью, на уровне теплостойкости политетрафторэтилена (промышленное название фторопласт-4).

Аналогом заявляемого технического решения является конструкция прокладки подпятника и подшипника скольжения, к основанию которой приклеивают антифрикционный элемент, содержащий пластину фторопласта (патент RU 2492369 С2 от 03.04.2012). Недостатком известного решения является низкая прочность сцепления фторопласта с клеящим составом, поскольку известно, что к фторопласту не имеет адгезии ни один термореактивный полимерный состав, если фторопласт предварительно не подвергнут коронному разряду, и тем более клей на основе фенолформальдегидных смол, который по адгезионной и когезионной прочности в 8-10 раз уступает эпоксидным клеям (особенно на основе смол с высоким содержанием эпоксидных групп, как например, мономерная диокись дициклопентадиена, содержащая 52% эпоксидных групп и условно называемая в промышленности циклоалифатической эпоксидной смолой).

В патенте RU 2126810, C09J 5/02 от 27.02.1999, являющимся ближайшим прототипом заявленного технического решения, предлагается обрабатывать поверхность полиолефинов, в том числе галоидированных, в частности фторопласта-4, коронным (тлеющим) разрядом с последующей приклейкой к различным материалам, например к резине, клеями - изоционатным («лейконатом»), эпоксидным - смола ЭД-20 с полиамидным отвердителем марки Л-20 (низкомолекулярный полиамид на основе димеризованных кислот льняного масла).

Недостатками приведенного решения являются низкая прочность покрытия при воздействии механических нагрузок при межслойном сдвиге, ползучесть при сжатии, низкая теплостойкость, не превышающая +40-+50°C (при применении описанного клея, состоящего из эпоксидной смолы ЭД-20 и отвердителя Л-20), в то время как фторопласт-4 позволяет обеспечивать устойчивость к воздействию температуры +250°C не менее 10 лет и при температуре +300-+320°C - в течение 100 и более часов. Кроме того, активность фторопласта-4, как и других термопластов, подвергнутых воздействию коронных разрядов, сохраняется в течение ограниченного времени, после чего адгезия любых клеев к нему постепенно снижается до исходного состояния.

Целью настоящего изобретения является создание термостойкого высокопрочного покрытия, обеспечивающего устойчивость к длительному воздействию температуры +250°C и не менее 100 часов при +320°C, а также повышение срока сохранения адгезионных свойств фторопласта-4 после воздействия коронного разряда.

Поставленная цель достигается тем, что антифрикционный элемент изготовлен из политетрафторэтилена (фторопласта-4) толщиной от 50 мкм до 1000 мкм, подвергнутого воздействию коронного разряда, на коронированную поверхность которого путем накладывания приклеен препрег, выполненный в виде стеклоткани, пропитанной раствором смеси диокиси дициклопентадиена и эпоксидной диановой смолы в соотношении от 50:50 до 90:10, содержащей в качестве отвердителя продукт взаимодействия в среде органического растворителя фенолформальдегидной смолы с борным ангидридом в соотношении от 5:95 до 30:70, применяемый в количестве от 30 мас.ч. до 150 мас.ч. на 100 мас.ч. эпоксидной составляющей в пересчете на сухие продукты, причем препрег нанесен на коронированную поверхность не позднее 3-х суток после воздействия коронного разряда, полученный таким образом стабильный при хранении двухслойный композит нанесен со стороны препрега на металлическое основание, нагретое до +150-+200°C, с последующей прикаткой валиком или под прессом при удельном давлении от 2 кг/см2 до 20 кг/см2, и выдержан в течение 2-5 минут.

Пример 1.

Получение отвердителя

В реактор с обогревом и мешалкой загружают 100 мас.ч. бутилацетата, после чего вводят 18 мас.ч. порошка борного ангидрида и 82 мас.ч. навалочной фенолформальдегидной смолы марки СФ-о10 (ГОСТ 18694-73), а температуру поднимают до +90°C. После перемешивания в течение 60 мин образуется продукт взаимодействия с молекулярной массой 600 и температурой плавления +120°C, который оставляют в растворенном виде.

Получение двухслойного композита

В ванну пропиточной машины загружают бутил ацетатный раствор смеси мономерной диокиси дициклопентадиена, содержащей 52% эпоксидных групп (ТУ П-462-66), условно называемой циклоалифатической эпоксидной смолой, и эпоксидной смолы ЭД-16 в соотношении 70:30 в пересчете на сухое вещество, смешанный с раствором отвердителя, при соотношении сухих компонентов:смоляная часть:отвердитель - 100:90, и через него протягивают стеклоткань сатинового переплетения марки Т-10 - 80, осуществляя нанос 30% от веса стеклоткани за счет регулирования скорости протяжки. Далее полученный умеренно липкий препрег раскраивают по ширине ленты фторопласта-4 толщиной 800 мкм и накладывают его на фторопласт с небольшим усилием со стороны, подвергнутой воздействию коронного разряда. Двухслойный композит сворачивают в рулон и упаковывают в полиэтиленовую пленку. В таком виде он может храниться при +20°C в течение не менее шести месяцев.

Пропитанный состав впервые разработан авторами и впервые описан в заявляемом изобретении.

Нанесение покрытия

На металлическую поверхность, нагретую до +160°C, извлеченный из упаковки и разрезанный двухслойный композит накладывают со стороны поверхности с препрегом и прижимают с усилием 5 кг/см2. После выдержки в течение 3-х минут двухслойный композит прочно приклеивается к поверхности металла, образуя прочное покрытие.

Примеры 2÷4 осуществляют аналогично примеру 1 с изменением параметров согласно таблице 1. Свойства покрытий приведены в таблице 2.

Антифрикционная прокладка подпятника и подшипника скольжения, представляющая собой содержащий фторопласт антифрикционный элемент, наклеенный на металлическое основание, отличающаяся тем, что антифрикционный элемент изготовлен из политетрафторэтилена (фторопласта-4) толщиной от 50 мкм до 1000 мкм, подвергнутого воздействию коронного разряда, на коронированную поверхность которого путем накладывания приклеен препрег, выполненный в виде стеклоткани, пропитанной раствором смеси диокиси дициклопентадиена и эпоксидной диановой смолы в соотношении от 50:50 до 90:10, содержащей в качестве отвердителя продукт взаимодействия в среде органического растворителя фенолформальдегидной смолы с борным ангидридом в соотношении от 5:95 до 30:70, применяемый в количестве от 30 мас.ч. до 150 мас.ч. на 100 мас.ч. эпоксидной составляющей в пересчете на сухие продукты, причем препрег нанесен на коронированную поверхность не позднее трех суток после воздействия коронного разряда, полученный таким образом стабильный при хранении двухслойный композит нанесен со стороны препрега на металлическое основание, нагретое до +150-+200°C, с последующей прикаткой валиком или под прессом при удельном давлении от 2 кг/см до 20 кг/см, и выдержан в течение 2-5 минут.
Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-10 из 27.
27.01.2013
№216.012.1f86

Способ получения высокопрочного фрикционного пресс-материала

Изобретение относится к получению фрикционных пресс-материалов, которые могут использоваться при изготовлении тормозных накладок, дисков сцепления, а также при изготовлении высокопрочных конструкционных материалов для машиностроения, электротехники и других целей. Способ включает стадию...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002473571
Дата охранного документа: 27.01.2013
10.04.2013
№216.012.3348

Полимерная композиция

Изобретение относится к области получения полимерных композиций на основе эпоксидных смол и циклоалифатических диокисей, предназначенных для изготовления крупногабаритных изделий из композитных материалов. Композиция на основе смеси эпоксидных смол и продуктов эпоксидирования 2-4 атомных...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002478671
Дата охранного документа: 10.04.2013
10.04.2013
№216.012.3349

Полимерная композиция

Изобретение относится к полимерным композициям на основе эпоксидных смол и латентных отвердителей и может быть использовано в качестве эпоксидных заливочных компаундов, связующих для стеклопластиков, клеев, покрытия и других целей. В качестве эпоксидной составляющей применяют смесь...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002478672
Дата охранного документа: 10.04.2013
20.07.2013
№216.012.5718

Способ получения антифрикционных материалов для бинарных поверхностей

Изобретение относится к способу получения антифрикционных эпоксидных материалов и может применяться для изготовления вставок в узлах трения с бинарной поверхностью, а также для устранения дефектов металлических поверхностей. Изобретение заключается в приготовлении и упаковке комплекта из двух...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002487904
Дата охранного документа: 20.07.2013
10.08.2013
№216.012.5d33

Пластичная смазка для высокотемпературных узлов трения

Изобретение относится к области создания пластичных смазок, работоспособных в высокотемпературных узлах трения. Описана пластичная смазка, содержащая в мас.%: технические жирные кислоты - 8,5-11,5; низшие карбоновые кислоты - 0,5-4,0; воду - 1,0-3,0; известь - 4,0-6,0; дифениламин - 0,4-0,6;...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002489480
Дата охранного документа: 10.08.2013
27.08.2013
№216.012.6424

Способ получения блокированных изоцианатов

Изобретение относится к способу получения блокированных изоцианатов, используемых в качестве отвердителя эпоксидных смол, заключающемуся во взаимодействии ароматических ди- и триизоцианатов с соединениями, содержащими активный атом водорода, где в качестве изоцианатного компонента применяют...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002491273
Дата охранного документа: 27.08.2013
27.09.2013
№216.012.6eb3

Подпятниковый узел тележки вагона

Стальная сердцевина подпятника перед нанесением покрытия обработана фосфотирующим составом. В качестве покрытия методом контактного формования нанесен слой пастообразного эпоксидного композита в виде двух компонентов. Первый компонент состоит из эпоксидной смолы, активного эпоксидного...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002493990
Дата охранного документа: 27.09.2013
20.12.2013
№216.012.8ca7

Способ изготовления антифрикционных вставок подпятника тележки вагона

Стальную сердцевину подпятника перед нанесением покрытия обрабатывают фосфотирующим составом. Методом контактного формования наносят слой пастообразного эпоксидного композита в виде двух компонентов. Первый компонент состоит из эпоксидной смолы, активного эпоксидного разбавителя, нетоксичной...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002501690
Дата охранного документа: 20.12.2013
20.02.2014
№216.012.a228

Полимерная композиция

Изобретение относится к высокопрочным полимерным композициям, предназначенным для изготовления изделий из композитных материалов, нанесения антикоррозионных и декоративных покрытий с повышенной устойчивостью к климатическому и ультрафиолетовому воздействию. Полимерная композиция содержит...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002507227
Дата охранного документа: 20.02.2014
27.03.2014
№216.012.aeae

Способ нанесения антифрикционных покрытий на боковую поверхность рельса

Изобретение относится к области нанесения антифрикционных покрытий преимущественно на боковую поверхность рельсов железнодорожных путей и может быть также использовано в узлах трения различных машин. Осуществляют предварительное нанесение на поверхность металла шероховатого слоя толщиной от...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002510433
Дата охранного документа: 27.03.2014
Показаны записи 1-10 из 42.
27.01.2013
№216.012.1f86

Способ получения высокопрочного фрикционного пресс-материала

Изобретение относится к получению фрикционных пресс-материалов, которые могут использоваться при изготовлении тормозных накладок, дисков сцепления, а также при изготовлении высокопрочных конструкционных материалов для машиностроения, электротехники и других целей. Способ включает стадию...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002473571
Дата охранного документа: 27.01.2013
10.04.2013
№216.012.3348

Полимерная композиция

Изобретение относится к области получения полимерных композиций на основе эпоксидных смол и циклоалифатических диокисей, предназначенных для изготовления крупногабаритных изделий из композитных материалов. Композиция на основе смеси эпоксидных смол и продуктов эпоксидирования 2-4 атомных...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002478671
Дата охранного документа: 10.04.2013
10.04.2013
№216.012.3349

Полимерная композиция

Изобретение относится к полимерным композициям на основе эпоксидных смол и латентных отвердителей и может быть использовано в качестве эпоксидных заливочных компаундов, связующих для стеклопластиков, клеев, покрытия и других целей. В качестве эпоксидной составляющей применяют смесь...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002478672
Дата охранного документа: 10.04.2013
20.07.2013
№216.012.5718

Способ получения антифрикционных материалов для бинарных поверхностей

Изобретение относится к способу получения антифрикционных эпоксидных материалов и может применяться для изготовления вставок в узлах трения с бинарной поверхностью, а также для устранения дефектов металлических поверхностей. Изобретение заключается в приготовлении и упаковке комплекта из двух...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002487904
Дата охранного документа: 20.07.2013
27.08.2013
№216.012.6424

Способ получения блокированных изоцианатов

Изобретение относится к способу получения блокированных изоцианатов, используемых в качестве отвердителя эпоксидных смол, заключающемуся во взаимодействии ароматических ди- и триизоцианатов с соединениями, содержащими активный атом водорода, где в качестве изоцианатного компонента применяют...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002491273
Дата охранного документа: 27.08.2013
27.09.2013
№216.012.6eb3

Подпятниковый узел тележки вагона

Стальная сердцевина подпятника перед нанесением покрытия обработана фосфотирующим составом. В качестве покрытия методом контактного формования нанесен слой пастообразного эпоксидного композита в виде двух компонентов. Первый компонент состоит из эпоксидной смолы, активного эпоксидного...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002493990
Дата охранного документа: 27.09.2013
20.12.2013
№216.012.8ca7

Способ изготовления антифрикционных вставок подпятника тележки вагона

Стальную сердцевину подпятника перед нанесением покрытия обрабатывают фосфотирующим составом. Методом контактного формования наносят слой пастообразного эпоксидного композита в виде двух компонентов. Первый компонент состоит из эпоксидной смолы, активного эпоксидного разбавителя, нетоксичной...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002501690
Дата охранного документа: 20.12.2013
20.02.2014
№216.012.a228

Полимерная композиция

Изобретение относится к высокопрочным полимерным композициям, предназначенным для изготовления изделий из композитных материалов, нанесения антикоррозионных и декоративных покрытий с повышенной устойчивостью к климатическому и ультрафиолетовому воздействию. Полимерная композиция содержит...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002507227
Дата охранного документа: 20.02.2014
27.03.2014
№216.012.aeae

Способ нанесения антифрикционных покрытий на боковую поверхность рельса

Изобретение относится к области нанесения антифрикционных покрытий преимущественно на боковую поверхность рельсов железнодорожных путей и может быть также использовано в узлах трения различных машин. Осуществляют предварительное нанесение на поверхность металла шероховатого слоя толщиной от...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002510433
Дата охранного документа: 27.03.2014
10.05.2014
№216.012.c012

Пластичная смазка

Настоящее изобретение относится к пластичной смазке на основе минеральных масел или их смесей, содержащих высокодисперсные наполнители, при этом она подвергнута модификации наночастицами железа, образующегося после перемешивания в реакторе со скоростной мешалкой от 1000 до 2500 об/мин с жидким...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002514919
Дата охранного документа: 10.05.2014
+ добавить свой РИД