×
10.08.2013
216.012.5d33

ПЛАСТИЧНАЯ СМАЗКА ДЛЯ ВЫСОКОТЕМПЕРАТУРНЫХ УЗЛОВ ТРЕНИЯ

Вид РИД

Изобретение

Юридическая информация Свернуть Развернуть
Краткое описание РИД Свернуть Развернуть
Аннотация: Изобретение относится к области создания пластичных смазок, работоспособных в высокотемпературных узлах трения. Описана пластичная смазка, содержащая в мас.%: технические жирные кислоты - 8,5-11,5; низшие карбоновые кислоты - 0,5-4,0; воду - 1,0-3,0; известь - 4,0-6,0; дифениламин - 0,4-0,6; дистиллят вакуумный нефтяной - до 100. Технический результат - улучшение температурных, антифрикционных и прочностных характеристик пластичной смазки. 2 табл.
Основные результаты: Пластичная смазка, содержащая в качестве загустителя продукт омыления кальциевым основанием смеси технических высокомолекулярных жирных кислот и низших предельных карбоновых кислот, в качестве третьего компонента содержит воду и присадку, отличающаяся тем, что в качестве дисперсионной среды она содержит вакуумный дистиллят при следующем соотношении компонентов, мас.%:
Реферат Свернуть Развернуть

Изобретение относится к составам пластичных смазок, используемых в высокотемпературных узлах трения.

Известна пластичная смазка «Униол-1», содержащая авиационное масло МС-20, комплексное мыло жирных кислот и низкомолекулярной органической кислоты - кальциевое мыло фракции синтетических жирных кислот С1020 и уксусной кислоты в соотношении 2,5:1-12 мас.%; дифениламин - 0,6 мас.%; масло МС-20 - до 100% [1]. Недостатком этой пластичной смазки является невысокая рабочая температура и нагрузка.

Известна также пластичная смазка, имеющая следующие компоненты соотношений, мас.%: гудрон растительных масел - 10,0-27; технический жир - 9,0-12,5; акриловая кислота - 1,8-2,5; гидроксид натрия - 2,0-5,0; продукт взаимодействия натриевого жидкого стекла, фенолформальдегидной смолы и хлорида железа - 1,5-2,5; дифениламин 0,4-0,6; масло МС-20 - до 100. Недостатком данной композиции является очень высокий предел прочности, ограничивающий их применение в циркуляционных системах подачи смазочных материалов [2].

Наиболее близкой по технической сущности, составу и достигаемому результату является пластичная смазка, содержащая, мас.%: синтетические жирные кислоты и/или отработанное пальмовое масло - 30-35; отработанное растительное масло - 2,7-7,5; известь - 6,6-13,9; уксусную кислоту - 3,4-4,8; присадку 0,02-5,0; минеральное масло - до 100 [3]. Недостатком известной смазки является невысокая рабочая температура и низкие антифрикционные свойства, что ограничивает применение пластичной смазки в высокотемпературных узлах трения.

Задача изобретения - создание пластичной смазки, обладающей рядом преимуществ: более широким диапазоном рабочих температур, улучшенными антифрикционными свойствами и низкой стоимостью.

Поставленная задача решается тем, что пластичная смазка содержит в качестве дисперсионной среды промежуточный продукт нефтепереработки - дистиллят вакуумный нефтяной [4]. В качестве загустителя используется продукт омыления кальциевым основанием смеси технических высокомолекулярных жирных кислот и низших предельных карбоновых кислот, в качестве третьего компонента дополнительно содержит воду и присадку при следующем соотношении составляющих, мас.%:

Технические жирные кислоты 8,5-11,5
Низшие карбоновые кислоты 0,5-4,0
Вода 1,0-3,0
Известь 4,0-6,0
Дифениламин 0,4-0,6
Дистиллят вакуумный нефтяной до 100.

Сущность изобретения заключается в следующем. Дистиллят вакуумный нефтяной представляет собой продукт, который образуется на промежуточных стадиях нефтепереработки, благодаря чему является дешевым недефицитным материалом. Его стоимость в 1,5-2,0 раза ниже, чем стоимость высокоочищенных нефтяных масел. Однако, по своим реологическим и трибологическим свойствам он близок к очищенным нефтяным маслам, что позволяет рационально использовать его в качестве дисперсионной среды при изготовлении пластичных смазок. Важное преимущество вакуумного нефтяного дистиллята заключается в том, что он, являясь широкой углеводородной фракцией, включает также поверхностно-активные щества. Применение его в смазочных материалах позволит получить структурированную дисперсную систему, которой являются пластичные смазки, без увеличения расхода жировой основы, что также положительно сказывается на себестоимости конечного продукта.

Для получения прочного мыльного каркаса пластичной смазки обычно используются омыляемые продукты, которые состоят из смесей индивидуальных жирных кислот различного молекулярного веса и длины цепи. При этом образуются волокна мыл, имеющие различные размеры и форму, что обеспечивает максимальную стабильность пластичных смазок в целом, увеличивая при этом прочность на сдвиг, повышая рабочую температуру смазки. В данном изобретении используются серийно выпускаемые технические жирные кислоты, получаемые из растительных масел и их соапстоков и представляющие собой комплексы жирных кислот фракций С14 и выше (ГОСТ 7580-55). В составе таких технических кислот содержатся олеиновая, пальмитиновая, линолевая, стеариновая и другие жирные кислоты. Для получения мыльного каркаса пластичной смазки ячеистой структуры со скрученными волокнами в состав смазки были введены непредельные низшие карбоновые кислоты, в частности уксусная кислота. Это способствовало повышению механической и химической стабильности смазки.

При производстве кальциевых смазок наиболее совершенная структура образуется при оптимальном соотношении кальциевого мыла и воды. В этом случае вода играет роль стабилизатора, образовывая водородные или гидроксильные мостики с другими полярными группами. Экспериментально была определена концентрация воды, необходимая для формирования заданной структуры, равная 1,0-3,0%. Выход количества воды за установленные пределы негативно сказывается на структурных характеристиках пластичных смазок. Предел прочности снижается, структурный каркас смазки разрушается.

Дифениламин является часто используемым в смазочных материалах антиокислителем, обеспечивающим стойкость пластичной смазки к термоокислительной деструкции. Содержание дифениламина в пластичной смазке менее 0,4% не обеспечивает антиокислительный эффект. Содержание более 0,6% не приводит к дополнительному положительному эффекту.

Пластичная смазка готовится следующим образом. В варочный аппарат последовательно подают предварительно перемешанные кислоты и отдельно смешанные известь и вакуумный дистиллят, дополнительно вводится вода. Смесь тщательно перемешивается, нагревается до 170ºС и выдерживается в течение 60-80 минут при постоянном перемешивании до полного омыления компонентов и получения пластичной смазки в виде гладкой мази. В горячую омыленную массу вводят дифениламин и производят дополнительную термообработку при 200ºС, охлаждают и затаривают. Конкретные примеры предлагаемых смазочных составов приведены в таблице 1.

Таблица 1
Примеры смазочных составов
Компонент (мас.%) I Заявляемые составы VII VIII IX
II III IV V VI
Технические жирные кислоты 8,0 8,5 9,0 10,0 11,0 11,5 12,0 11,5 11,0
Низшие карбоновые кислоты 0,4 4,0 3,0 2,0 1,0 0,5 5,0 0,5 -
Вода 0,5 1,0 1,5 2,0 2,5 3,0 3,0 4,0 2,5
Известь 3,5 4,5 4,5 5,0 5,5 6,0 8,0 6,0 5,5
Дифениламин 0,30 0,40 0,45 0,5 0,55 0,60 0,7 0,60 0,55
Дистиллят вакуумный нефтяной 87,30 82,1 81,55 80,5 79,45 78,40 71,30 77,40 80,45

Характеристики полученных смазочных композиций приведены в таблице 2. Температуру каплепадения определяли по ГОСТ-6793-74 при помощи термометра Уб-белоде. Предел прочности определяли на приборе К-2 по ГОСТ-7143-73, диаметр пятна износа - на четырехшариковой машине трения ЧШМ-1 по ГОСТ 94940-75 при нагрузке 40 кгс. Приведенные данные показывают, что предложенный состав пластичной смазки при заявленном соотношении компонентов превосходит прототип по всем испытанным показателям. Выход за заявляемые пределы содержания компонентов, что подтверждается контрольными примерами I, VII и VIII, приводит к ухудшению всех показателей пластичной смазки. Контрольный пример IX показывает, что исключение из состава низших карбоновых кислот приводит к резкому падению температуры каплепадения и к отсутствию структурного каркаса в пластичной смазке. Это подтверждается невозможностью определения предела прочности. Увеличение содержания воды сверх заявленного приводит к такому же эффекту. Таким образом, только полное сочетание всех компонентов пластичной смазки обеспечивает возможность эксплуатации в широком диапазоне температур. Преимущества разработанного состава пластичной смазки по сравнению с прототипом заключаются в более высоких термических и антифрикционных характеристиках. Применен более дешевый материал, вакуумный дистиллят, используемые в качестве дисперсионной среды.

Таблица 2
Характеристики пластичных смазок
Показатели качества Номера образцов
прототип I Заявляемые составы VII VIII IX
II III IV V VI
Температура каплепадения Т, ºС 150 165 205 205 207 210 208 205 155 145
Предел прочности τ50, Па 200 190 560 560 580 600 600 800 отсутствие отсутствие
Диаметр пятна износа d, мм 0,54 0,54 0,51 0,51 0,52 0,50 0,50 0,60 0,56 0,60

Источники информации

1. Сниницын В.В. Подбор и применение пластичных смазок 2-е изд. - М: Химия. 1974. - С.346-347.

2. Патент РБ №6906, МПК C10M 161/00, опубл. АБ №1,2005.

3. Патент РФ №2177982, МПК C10M 169/04, 177/00, опубл. БИ №1, 2002 (прототип).

4. Дистиллят вакуумный нефтяной - ТУ РБ 300220696.037-2006.

Пластичная смазка, содержащая в качестве загустителя продукт омыления кальциевым основанием смеси технических высокомолекулярных жирных кислот и низших предельных карбоновых кислот, в качестве третьего компонента содержит воду и присадку, отличающаяся тем, что в качестве дисперсионной среды она содержит вакуумный дистиллят при следующем соотношении компонентов, мас.%:
Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-10 из 30.
27.01.2013
№216.012.1f86

Способ получения высокопрочного фрикционного пресс-материала

Изобретение относится к получению фрикционных пресс-материалов, которые могут использоваться при изготовлении тормозных накладок, дисков сцепления, а также при изготовлении высокопрочных конструкционных материалов для машиностроения, электротехники и других целей. Способ включает стадию...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002473571
Дата охранного документа: 27.01.2013
20.07.2013
№216.012.5718

Способ получения антифрикционных материалов для бинарных поверхностей

Изобретение относится к способу получения антифрикционных эпоксидных материалов и может применяться для изготовления вставок в узлах трения с бинарной поверхностью, а также для устранения дефектов металлических поверхностей. Изобретение заключается в приготовлении и упаковке комплекта из двух...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002487904
Дата охранного документа: 20.07.2013
27.09.2013
№216.012.6eb3

Подпятниковый узел тележки вагона

Стальная сердцевина подпятника перед нанесением покрытия обработана фосфотирующим составом. В качестве покрытия методом контактного формования нанесен слой пастообразного эпоксидного композита в виде двух компонентов. Первый компонент состоит из эпоксидной смолы, активного эпоксидного...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002493990
Дата охранного документа: 27.09.2013
20.12.2013
№216.012.8ca7

Способ изготовления антифрикционных вставок подпятника тележки вагона

Стальную сердцевину подпятника перед нанесением покрытия обрабатывают фосфотирующим составом. Методом контактного формования наносят слой пастообразного эпоксидного композита в виде двух компонентов. Первый компонент состоит из эпоксидной смолы, активного эпоксидного разбавителя, нетоксичной...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002501690
Дата охранного документа: 20.12.2013
27.03.2014
№216.012.aeae

Способ нанесения антифрикционных покрытий на боковую поверхность рельса

Изобретение относится к области нанесения антифрикционных покрытий преимущественно на боковую поверхность рельсов железнодорожных путей и может быть также использовано в узлах трения различных машин. Осуществляют предварительное нанесение на поверхность металла шероховатого слоя толщиной от...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002510433
Дата охранного документа: 27.03.2014
10.05.2014
№216.012.c012

Пластичная смазка

Настоящее изобретение относится к пластичной смазке на основе минеральных масел или их смесей, содержащих высокодисперсные наполнители, при этом она подвергнута модификации наночастицами железа, образующегося после перемешивания в реакторе со скоростной мешалкой от 1000 до 2500 об/мин с жидким...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002514919
Дата охранного документа: 10.05.2014
27.05.2015
№216.013.4ec1

Экологически чистый смазочный материал и способ его производства

Настоящее изобретение относится к экологически чистому смазочному материалу для лубрикации зоны контакта «колесо-рельс» рельсового транспорта, содержащему в качестве базового масла биоразлагаемое масло или смесь по меньшей мере одного базового масла, выбранного из смазочного базового масла типа...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002551679
Дата охранного документа: 27.05.2015
10.08.2015
№216.013.6cfb

Эпоксидная композиция для покрытий

Изобретение относится к эпоксидным композициям, предназначенным для нанесения покрытий, обеспечивающих выполнение высоких экологических требований, в частности для применения в бассейнах для разведения рыб, а также для использования в емкостях для питьевой воды, зубных пломбах и других целей....
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002559457
Дата охранного документа: 10.08.2015
10.02.2016
№216.014.c285

Способ нанесения антифрикционных покрытий на упорные поверхности пятникового узла

Изобретение относится к области нанесения антифрикционных покрытий преимущественно на упорные поверхности пятникового узла грузовых вагонов и может быть также использовано в узлах трения различных машин. Способ нанесения антифрикционных покрытий на упорные поверхности пятникового узла грузовых...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002574548
Дата охранного документа: 10.02.2016
20.03.2016
№216.014.ca9a

Способ электродуговой металлизации

Изобретение относится к способу электродуговой металлизации путем распыления расплавленной дугой бронзы под действием потока азота, исключающего окисление и выгорание легирующих элементов, повышающего коррозионную стойкость, твердость и износостойкость покрытий. На металлизируемую поверхность...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002577873
Дата охранного документа: 20.03.2016
+ добавить свой РИД