×
27.08.2016
216.015.4f9c

Результат интеллектуальной деятельности: ТОРЦОВОЕ ГАЗОДИНАМИЧЕСКОЕ УПЛОТНЕНИЕ ОПОРЫ РОТОРА ТУРБОМАШИНЫ

Вид РИД

Изобретение

Аннотация: Изобретение относится к области авиационного двигателестроения, а именно к уплотнениям масляных полостей опор роторов газотурбинных двигателей и энергетических установок. Предложено торцовое газодинамическое уплотнение опоры ротора турбомашины, содержащее невращающееся подвижное в осевом направлении уплотнительное кольцо, прижатое пружинами к вращающейся втулке, на рабочем торце которой выполнены газодинамические камеры, а также вторичное уплотнение, отличающееся тем, что вторичное уплотнение и уплотнительное кольцо изготовлены из одного износостойкого материала с высокой теплопроводностью, а вторичное уплотнение выполнено в виде цельного кольца, которое установлено в расточке корпуса и контактирует торцами с двумя дополнительными кольцами, установленными в той же расточке и выполненными из материала с малой теплопроводностью. Предложен еще один вариант конструкции торцового газодинамического уплотнения опоры ротора турбомашины, отличающийся тем, что вторичное уплотнение и уплотнительное кольцо изготовлены из бронзы БрС30. Тепловыделение в паре трения из-за низкого значения коэффициента трения незначительно, деформации колец исключаются, и изнашивания пары трения не происходит. Это обеспечивает упрощение конструкции уплотнения, исключение разгерметизации вторичного уплотнения как при смене температурного режима, так и при повышенных температурах уплотняемой среды, снижение степени изнашивания вторичного уплотнения, повышение его надежности при работе и, как следствие, повышение эффективности и срока службы заявленного торцового уплотнения. 1 з.п. ф-лы, 2 ил.

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения, а именно к уплотнениям масляных полостей опор роторов газотурбинных двигателей и энергетических установок.

Известно торцовое уплотнение газовой турбины, установленное на валу ротора турбомашины, содержащее уплотнительное кольцо, установленное в корпусе и прижатое пружинами к вращающейся втулке, а также вторичное уплотнение в виде поршневого кольца, которое герметизирует соединение уплотнительного кольца и корпуса при их взаимных перемещениях (Уплотнения и уплотнительная техника: Справочник / Л.А. Кондаков, А.И. Голубев, В.Б. Овандер и др.; Под общ. ред. А.И. Голубева, Л.А. Кондакова. - М: Машиностроение, 1986. - 464 с. Страница 302, рис. 9.12). Данное уплотнение из-за применения поршневого чугунного кольца вместо традиционного вторичного уплотнения из резины можно применять при высоких температурах уплотняемой среды. Поршневое кольцо имеет поперечный разрез, наружный диаметр кольца выполняется больше диаметра корпуса, благодаря чему при установке кольца в результате его деформации на цилиндрической уплотняемой поверхности создается контактное давление (Уплотнения и уплотнительная техника: Справочник / Л.А. Кондаков, А.И. Голубев, В.Б. Овандер и др.; Под общ. ред. А.И. Голубева, Л.А. Кондакова. - М.: Машиностроение, 1986. - 464 с. Страница 175, рис. 4.22).

Недостатком конструкции данного уплотнения является наличие повышенных утечек через вторичное уплотнение из-за наличия разреза поршневого кольца. При повышении температуры уплотняемой среды из-за различия коэффициентов температурного линейного расширения уплотнительного кольца и поршневого кольца контактное давление и величина зазора в поперечном разрезе поршневого кольца изменяются, что снижает эффективность торцового уплотнения.

В качестве наиболее близкого аналога выбрано торцовое газодинамическое уплотнение фирмы John Crane тип 28ST (https://www.johncrane.com/~/media/J/Johncrane_com/Files/Products/Specification%20Sheets/S_28ST.pdf). Уплотнение содержит невращающееся подвижное в осевом направлении уплотнительное кольцо, прижатое пружинами к вращающейся втулке, на рабочем торце которой выполнены газодинамические камеры в виде спиральных канавок, а также вторичное уплотнение из трех сегментных графитовых колец, обжатых браслетными пружинами и расположенных друг относительно друга таким образом, чтобы взаимно перекрыть разрезы графитовых колец. Это позволяет использовать уплотнение при температуре уплотняемой среды до 400°C.

Недостатком конструкции данного уплотнения является наличие разгерметизации во вторичном уплотнении при повышении температуры уплотняемой среды, так как из-за различия коэффициентов температурного линейного расширения материала корпуса и графита нарушится концентричность соприкасаемых поверхностей корпуса и графитовых колец, а также увеличатся зазоры между торцами сегментов графитовых сегментных колец. Также это приведет к повышенному изнашиванию графитовых колец по внутреннему диаметру при частой смене температурного режима, что характерно для авиационных газотурбинных двигателей.

Цель изобретения - повышение эффективности и ресурса торцового уплотнения при повышенной температуре уплотняемой среды.

Техническим результатом, достигаемым при использовании заявленной конструкции, являются упрощение конструкции, исключение разгерметизации вторичного уплотнения как при смене температурного режима, так и при повышенных температурах уплотняемой среды, снижение степени изнашивания вторичного уплотнения, повышение его надежности при работе и, как следствие, повышение эффективности и срока службы заявленного торцового уплотнения.

Указанные технические эффекты достигаются тем, что предлагается торцовое газодинамическое уплотнение опоры ротора турбомашины, содержащее невращающееся подвижное в осевом направлении уплотнительное кольцо, прижатое пружинами к вращающейся втулке, на рабочем торце которой выполнены газодинамические камеры, а также вторичное уплотнение, отличающееся тем, что вторичное уплотнение и уплотнительное кольцо изготовлены из одного износостойкого материала с высокой теплопроводностью, а вторичное уплотнение выполнено в виде цельного кольца, которое установлено в расточке корпуса и контактирует торцами с двумя дополнительными кольцами, установленными в той же расточке и выполненными из материала с малой теплопроводностью.

Такое конструктивное исполнение торцового газодинамического уплотнения позволяет следующее.

При вращении вала газодинамические канавки обеспечивают бесконтактную работу уплотнения, благодаря чему теплота трения, выделяемая в контакте уплотнительного кольца и вращающейся втулки, существенно снизится. К тому же пара трения охлаждается маслом, омывающим вращающее кольцо с обратной стороны.

Уплотнительное кольцо из-за высокой теплопроводности материала быстро прогревается до определенной температуры, величина которой определяется условиями теплообмена уплотнительного кольца с омывающими его воздушной и масляной полостями. Вторичное уплотнение прогревается до той же температуры, что и уплотнительное кольцо. Кольцо вторичного уплотнения, выполненное из того же материала, установлено с уплотнительным кольцом с минимальным зазором, который допускается исходя из требования герметичности и обеспечивается селективной сборкой. Теплоотвод от него в корпус исключается за счет того, что кольцо вторичного уплотнения контактирует торцами с двумя дополнительными кольцами, установленными в корпусе и выполненными из материала с малой теплопроводностью. Благодаря этому в зоне контакта вторичного уплотнения и уплотнительного кольца не возникает раззазоривания, что привело бы к повышенным утечкам, или возникновение натяга, что привело бы к изнашиванию.

Кроме того, предлагается торцовое уплотнение опоры ротора, отличающееся тем, что вторичное уплотнение и уплотнительное кольцо изготовлены из бронзы БрС30. Так как уплотнительное кольцо выполнено из бронзы БрС30 (см. Справочник конструктора, http://www.sprav-constr.ru/html/tom1/pages/chapter1/ckml8.html), то при запуске и останове турбомашины, когда газодинамические канавки не могут развить достаточную силу и эти процессы проходят в контактном режиме, тепловыделение в паре трения из-за низкого значения коэффициента трения незначительно, деформации колец исключаются, и изнашивания пары трения не происходит.

На фигуре 1 представлен продольный разрез заявленного торцового газодинамического уплотнения опоры ротора. На фигуре 2 представлен вид А на торцовую поверхность вращающейся втулки. Стрелкой показано направление вращения втулки. Детали опоры ротора, не относящиеся к уплотнению и не описанные в описании, показаны тонкой сплошной линией.

Торцовое газодинамическое уплотнение опоры ротора (см. фиг. 1) содержит уплотнительное кольцо 1, прижатое пружинами 2 к вращающейся втулке 3, на рабочем торце которой выполнены газодинамические камеры 4 (см. фиг. 1 и 2). Уплотнительное кольцо 1 (см. фиг. 1) установлено в корпусе 5, фиксируется от проворота за счет наличия на его наружной поверхности выступа 6, входящего в осевую канавку 7, выполненную в корпусе 5, и фиксируется разрезным кольцом 8 от выпадания при монтаже из-за действия пружин 2. Вторичное уплотнение выполнено в виде цельного кольца 9 и установлено в канавке корпуса 5, контактирует торцами с двумя дополнительными кольцами 10 и 11, установленными в той же канавке с промежуточным кольцом 12, обеспечивающим осевой зазор между ними. Весь пакет вторичного уплотнения фиксируется разрезным кольцом 13. С обратной стороны вращающейся втулки 3 выполнен козырек 14 по наружному диаметру, что обеспечивает наличие масляной ванны, в которую подается масло от форсунки. В вращающейся втулке 3 выполнены отверстия 16, соединяющие масляную ванну с наружной полостью 18.

Торцовое уплотнение служит для снижения утечек уплотняемой среды из полости 17 в масляную полость 18.

При работе турбомашины газодинамические камеры 4 обеспечивают бесконтактную работу торцового уплотнения. Форсунки 15 подают масло под козырек 14. Это обеспечивает прокачку масла и охлаждение вращающейся втулки 3 под действием центробежных сил. Кольцо 9 контактирует с кольцом 1 и обеспечивает герметизацию соединения при осевых смещениях уплотнительного кольца 1 относительно корпуса 5. Наличие колец 10 и 11, выполненных из материала с малой теплопроводностью, существенно снижает теплоотвод от кольца 9 в корпус 5. Это обеспечивает одинаковость температур колец 1 и 9 и, в итоге, герметичность и надежность вторичного уплотнения при изменении температуры уплотняемой среды.


ТОРЦОВОЕ ГАЗОДИНАМИЧЕСКОЕ УПЛОТНЕНИЕ ОПОРЫ РОТОРА ТУРБОМАШИНЫ
ТОРЦОВОЕ ГАЗОДИНАМИЧЕСКОЕ УПЛОТНЕНИЕ ОПОРЫ РОТОРА ТУРБОМАШИНЫ
ТОРЦОВОЕ ГАЗОДИНАМИЧЕСКОЕ УПЛОТНЕНИЕ ОПОРЫ РОТОРА ТУРБОМАШИНЫ
Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-10 из 114.
27.03.2013
№216.012.30e1

Бамперное защитное устройство автомобиля

Изобретение относится к области автомобилестроения, к внешним защитным устройствам, повышающим безопасность водителя и пассажиров при аварии автомобиля. Бампер выполнен в виде балки коробчатого сечения и корпуса, имеющего коробчатое сечение. Между корпусом и бампером с натягом вставлены...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002478051
Дата охранного документа: 27.03.2013
27.03.2013
№216.012.30e2

Бамперное защитное устройство автомобиля

Изобретение относится к области автомобилестроения, к внешним защитным устройствам, повышающим безопасность водителей и пассажиров при аварии автомобиля. Бамперное защитное устройство автомобиля содержит бамперное защитное устройство и шарнирно соединенные с ним пенальные устройства. Бамперное...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002478052
Дата охранного документа: 27.03.2013
10.05.2013
№216.012.3d19

Бамперное защитное устройство автомобиля

Изобретение относится к автомобилестроению, к устройствам, обеспечивающим пассивную безопасность автомобиля. Бамперное защитное устройство автомобиля содержит бампер, выполненный в виде прямой балки коробчатого поперечного сечения с фронтальными боковыми зазорами. В зазорах расположены...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002481208
Дата охранного документа: 10.05.2013
10.08.2013
№216.012.5c32

Способ изготовления предварительно напряженной плетеной сетки

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при производстве плетеных металлических сеток. Способ включает формообразование спиралей первого блока посредством блока ножей своего механизма формообразования спиралей до заданной длины с заданным шагом и растягивание их...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002489223
Дата охранного документа: 10.08.2013
20.09.2013
№216.012.6cfb

Способ проведения краш-теста автомобилей на фронтальный удар

Изобретение относится к автомобилестроению, к области обеспечения безопасности автомобиля, водителя и пассажиров. Краш-испытания проводят в два этапа. На первом этапе на автомобиль устанавливают только бампер защитного устройства (без корпуса и упругогистерезисного элемента) с закрепленными...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002493550
Дата охранного документа: 20.09.2013
20.10.2013
№216.012.76a6

Виброизолятор кассетный низкочастотный большой грузоподъемности (вкнбг)

Изобретение относится к машиностроению. Виброизолятор содержит корпус с фланцем для крепления его к опоре, упругие втулки, изготовленные из проволочного материала металлорезины, центральную втулку и крепежные детали. Центральная втулка выполнена в виде пустотелого цилиндра-буфера, состоящего из...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002496034
Дата охранного документа: 20.10.2013
10.02.2014
№216.012.9e15

Бамперное защитное устройство автомобиля

Изобретение относится к транспортному машиностроению. Бамперное защитное устройство автомобиля содержит бампер-балку с коробчатым прямоугольным поперечным сечением, закрепленную на корпусе автомобиля. Бампер выполнен в виде прямой балки с длиной, приблизительно равной ширине автомобиля, и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002506177
Дата охранного документа: 10.02.2014
10.02.2014
№216.012.9f3d

Виброизолятор низкочастотный большой грузоподъемности разгруженный (внбгр)

Изобретение относится к машиностроению. Виброизолятор содержит корпус, размещенные в нем две конические упругие втулки из проволочного материала металлорезины, крышку, размещенный в центральном отверстии втулок и крышки стяжной элемент и крепежные детали. Корпус размещен внутри пружины сжатия с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002506473
Дата охранного документа: 10.02.2014
10.02.2014
№216.012.9f3e

Виброизолятор большой грузоподъемности (вбг)

Изобретение относится к машиностроению. Виброизолятор содержит корпус с фланцем, размещенные в нем с радиальным и осевым натягом две упругие втулки из проволочного материала металлорезины, крышку и крепежные детали. В центральном отверстии втулок и крышки размещен стяжной винт с резьбовыми...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002506474
Дата охранного документа: 10.02.2014
10.02.2014
№216.012.9f3f

Виброизолятор большой грузоподъемности разгруженный (вбгр)

Изобретение относится к машиностроению. Виброизолятор содержит корпус с прямоугольным фланцем, размещенные в нем две упругие втулки из проволочного материала металлорезины, крышку, стяжной элемент и крепежные детали. Цилиндрическая стенка корпуса выступает с обеих сторон его основания на высоту...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002506475
Дата охранного документа: 10.02.2014
Показаны записи 1-10 из 122.
20.10.2013
№216.012.76a6

Виброизолятор кассетный низкочастотный большой грузоподъемности (вкнбг)

Изобретение относится к машиностроению. Виброизолятор содержит корпус с фланцем для крепления его к опоре, упругие втулки, изготовленные из проволочного материала металлорезины, центральную втулку и крепежные детали. Центральная втулка выполнена в виде пустотелого цилиндра-буфера, состоящего из...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002496034
Дата охранного документа: 20.10.2013
10.02.2014
№216.012.9f3d

Виброизолятор низкочастотный большой грузоподъемности разгруженный (внбгр)

Изобретение относится к машиностроению. Виброизолятор содержит корпус, размещенные в нем две конические упругие втулки из проволочного материала металлорезины, крышку, размещенный в центральном отверстии втулок и крышки стяжной элемент и крепежные детали. Корпус размещен внутри пружины сжатия с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002506473
Дата охранного документа: 10.02.2014
10.02.2014
№216.012.9f3e

Виброизолятор большой грузоподъемности (вбг)

Изобретение относится к машиностроению. Виброизолятор содержит корпус с фланцем, размещенные в нем с радиальным и осевым натягом две упругие втулки из проволочного материала металлорезины, крышку и крепежные детали. В центральном отверстии втулок и крышки размещен стяжной винт с резьбовыми...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002506474
Дата охранного документа: 10.02.2014
10.02.2014
№216.012.9f3f

Виброизолятор большой грузоподъемности разгруженный (вбгр)

Изобретение относится к машиностроению. Виброизолятор содержит корпус с прямоугольным фланцем, размещенные в нем две упругие втулки из проволочного материала металлорезины, крышку, стяжной элемент и крепежные детали. Цилиндрическая стенка корпуса выступает с обеих сторон его основания на высоту...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002506475
Дата охранного документа: 10.02.2014
20.05.2014
№216.012.c7d9

Виброизолятор большой грузоподъемности с коническими втулками

Изобретение относится к машиностроению. Виброизолятор содержит две конические упругие втулки из проволочного нетканого материала металлорезины. На корпусе, крышке и фланце центральной втулки выполнены небольшие концентрические буртики, по которым центрируются конические втулки и создается...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002516920
Дата охранного документа: 20.05.2014
20.06.2014
№216.012.d4bb

Виброизолятор с большим ходом и способ изготовления его упругогистерезисных элементов

Группа изобретений относится к машиностроению. Виброизолятор содержит крепежные детали и цилиндрическую или коническую спиральную пружину сжатия, свитую из трех или более жил. Спиральная пружина с натягом по ее виткам жестко закреплена в оболочке из проволочного материала металлорезины. Опорные...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002520230
Дата охранного документа: 20.06.2014
10.07.2014
№216.012.db18

Бамперное защитное устройство для грузовых автомобилей и автобусов способ изготовления упругогистерезисных элементов из проволочного материала

Группа изобретений относится к области транспортного машиностроения. Бамперное защитное устройство для грузовых автомобилей и автобусов содержит жестко крепящийся к силовой раме автомобиля бампер, упругогистерезисный элемент и оболочку. Оболочка выполнена сминаемой при ударе, плотно...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002521866
Дата охранного документа: 10.07.2014
20.07.2014
№216.012.de95

Виброизолятор тросовый крестообразный с коническими пружинами

Изобретение относится к машиностроению. Виброизолятор содержит две параллельно расположенные опоры, упругогистерезисный элемент, жестко закрепленный в опорах, и крепежные детали. В каждой из опор с помощью болта закреплена своей конической частью спиральная пружина сжатия, свитая из одной, трех...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002522767
Дата охранного документа: 20.07.2014
20.07.2014
№216.012.dfb4

Способ определения распределения плотности проволочного материала по объему изделия и установка для определения плотности проволочного материала в объеме изделия

Изобретение относится к области изготовления изделий из проволочных, волокновых материалов. Предложены способы определения распределения плотности проволочного материала по объему изделия и установка. Установка для определения распределения плотности проволочного материала в объеме изделия...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002523054
Дата охранного документа: 20.07.2014
10.12.2014
№216.013.0d69

Цельнометаллический виброизолятор "пустотелый голыш" (цвпг) (варианты) и способ его изготовления

Группа изобретений относится к машиностроению. Виброизолятор содержит пустотелый упругогистерезисный элемент из проволочного материала металлорезины и крепежные детали, закрепленные в его центральных отверстиях с помощью профильных шайб-ограничителей и гаек. Крепежные детали по одному варианту...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002534850
Дата охранного документа: 10.12.2014
+ добавить свой РИД