×
20.04.2016
216.015.36ed

Результат интеллектуальной деятельности: ОПОРНОЕ КОЛЬЦО ПОГЛОЩАЮЩЕГО АППАРАТА АВТОСЦЕПКИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА И ВАГОНОВ МЕТРО ИЗ КОМПОЗИЦИОННОГО ПОЛИМЕРНОГО АНТИФРИКЦИОННОГО МАТЕРИАЛА НА ОСНОВЕ ПОЛИАМИДА

Вид РИД

Изобретение

№ охранного документа
0002581889
Дата охранного документа
20.04.2016
Аннотация: Опорное кольцо поглощающего аппарата автосцепки выполнено из композиционного полимерного антифрикционного материала на основе полиамида, содержащего в качестве волокнистого наполнителя углеродное волокно или его смесь со стекловолокном, а также хаотично расположенные углеродные нанотрубки в виде однослойных, или многослойных с количеством слоев от 2 до 70, или вложенных друг в друга свернутых в трубку графитовых плоскостей с количеством слоев от 2 до 70. Внешний диаметр углеродных нанотрубок выбран от 0,1 до 100 нм, а их длина - от 1 до 70 мкм. Содержание стекловолокна в его смеси с углеродным волокном волокнистого наполнителя композиционного полимерного антифрикционного материала выбрано от 2,58 до 11,5 мас. %. Количественное содержание компонентов, мас. %: углеродное волокно или смесь углеродного волокна со стекловолокном - 9,7-42,4, углеродные нанотрубки - 0,05-0,55, полиамид - остальное до 100%. Сокращается время приработки, повышается защита от воздействия знакопеременных нагрузок на поверхности трения опорное кольцо - корпус поглощающего аппарата, исключается заклинивание, обеспечивается защита от действия продольных сил и ускорений вагонов при скорости соударения вагонов 10-12 км/ч. 3 з.п. ф-лы, 2 табл.

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к опорному кольцу поглощающего аппарата автосцепки железнодорожного транспорта и вагонов метро из композиционного полимерного антифрикционного материала на основе полиамида, используемому в составе поглощающего аппарата автосцепок железнодорожных средств рельсового пассажирского или грузового транспорта, в том числе вагонов метрополитена, эксплуатирующихся без использования смазки.

Эксплуатация автосцепки железнодорожного транспорта и ее поглощающего аппарата осуществляется в жестких условиях при взаимодействии контактирующих поверхностей в процессе относительных перемещений при условиях сухого трения. Размещаемые в выемках корпуса амортизатора фрикционного поглощающего аппарата автосцепки железнодорожного транспорта его центрирующие опорные кольца выполнены из латуни и в процессе динамических эксплуатационных малоцикловых нагрузок в условиях сухого трения подвержены значительному преждевременному износу, который приводит к частичному или полному выходу из строя поглощающего аппарата в целом ранее гарантированных сроков.

Практическая эксплуатация корпуса фрикционного поглощающего аппарата АПЭ-95-УВЗ (ООО Уральского конструкторского бюро вагоностроения) автосцепки железнодорожного транспорта с размещаемыми в его выемках центрирующими опорными кольцами из латуни потребовала создания и использования новых полимерных композиционных материалов.

Известно опорное кольцо поглощающего аппарата автосцепки железнодорожного транспорта (см. Технические требования ООО «Уральское конструкторское бюро вагоностроения (ООО «УКБВ») на разработку детали «Корпуса аппарата» поглощающего аппарата АПЭ-95-УВЗ из композиционного материала, г. Нижний Тагил, 2013 г., с. 1-3).

Однако известное выполненное из листовой латуни или бронзы опорное кольцо поглощающего аппарата автосцепки железнодорожного транспорта при своем использовании в изделиях в составе поглощающего аппарата автосцепок железнодорожных средств рельсового пассажирского или грузового транспорта, в том числе вагонов метрополитена, имеет следующие недостатки:

- имеет длительный период приработки при одновременном снижении показателей штатных характеристик энергоемкости защиты конструкции вагонов,

- в недостаточной степени защищает конструкцию вагонов от воздействия знакопеременных нагрузок на поверхности трения,

- не обеспечивает в достаточной степени снижение вероятности заклинивания поглощающего аппарата как в поездке, так и при выполнении маневровых работ,

- не обеспечивает в процессе эксплуатации заданную работоспособность поглощающего аппарата,

- не обеспечивает надежную защиту от действия продольных сил и ускорений вагонов с грузами высокой стоимости и чувствительных к динамическим нагрузкам при скорости соударения вагонов 10-12 км/ч.

Задачей изобретения является разработка опорного кольца поглощающего аппарата автосцепки железнодорожного транспорта и вагонов метро из композиционного полимерного антифрикционного материала на основе полиамида.

Техническим результатом является значительное сокращение времени приработки, повышение степени защиты конструкции вагонов от воздействия знакопеременных нагрузок на поверхности трения опорное кольцо - корпус поглощающего аппарата, практическое исключение процесса заклинивания поглощающего аппарата как в поездке, так и при выполнении маневровых работ, обеспечение в процессе эксплуатации заданной работоспособности поглощающего аппарата, обеспечение надежной защиты от действия продольных сил и ускорений вагонов с грузами высокой стоимости и чувствительных к динамическим нагрузкам при скорости соударения вагонов 10-12 км/ч. Кроме того, техническим результатом при использовании предложенного опорного кольца является обеспечение высокой надежности эксплуатации поглощающего аппарата железнодорожного транспорта и вагонов метро.

Технический результат при осуществлении изобретения достигается тем, что предложено опорное кольцо поглощающего аппарата автосцепки железнодорожного транспорта и вагонов метро из композиционного полимерного антифрикционного материала на основе полиамида, характеризующееся тем, что оно выполнено из композиционного полимерного антифрикционного материала на основе полиамида, содержащего в качестве волокнистого наполнителя углеродное волокно или смесь углеродного волокна со стекловолокном, при этом композиционный полимерный антифрикционный материал дополнительно содержит хаотично расположенные углеродные нанотрубки в виде однослойных, или многослойных с количеством слоев от 2 до 70, или вложенных друг в друга свернутых в трубку графитовых плоскостей с количеством слоев от 2 до 70, при этом внешний диаметр углеродных нанотрубок выбран от 0,1 до 100 нм, а их длина от 1 до 70 мкм, содержание стекловолокна в его смеси с углеродным волокном волокнистого наполнителя композиционного полимерного антифрикционного материала выбрано от 2,58 до 11,5 мас. % при следующем количественном содержании компонентов, мас. %:

углеродное волокно или смесь
углеродного волокна со стекловолокном 9,7-42,4
углеродные нанотрубки 0,05-0,55
полиамид остальное до 100%

При этом в качестве полиамида основы композиционного полимерного антифрикционного материала используют литьевые полиамиды. При этом в качестве углеродного волокна волокнистого наполнителя композиционный полимерный антифрикционный материал содержит углеродное волокно, полученное из высокомолекулярного гидратцеллюлозного волокна или из полиакрилонитрильного волокна. При этом углеродное волокно композиционного полимерного антифрикционного материала используют в виде жгута, или рубленого жгута, или рубленой ленты, а стекловолокно используют в виде рубленой нити, при этом длина рубленых жгута или ленты углеродного волокна и рубленой нити стекловолокна выбрана от 1 мм до 48 мм.

Среди существенных признаков, характеризующих предложенное опорное кольцо поглощающего аппарата автосцепки железнодорожного транспорта и вагонов метро из композиционного полимерного антифрикционного материала на основе полиамида, отличительными являются:

- выполнение опорного кольца из композиционного полимерного антифрикционного материала на основе полиамида, содержащего в качестве волокнистого наполнителя углеродное волокно или смесь углеродного волокна со стекловолокном,

- дополнительное содержание в композиционном полимерном антифрикционном материале хаотично расположенных углеродных нанотрубок в виде однослойных, или многослойных с количеством слоев от 2 до 70 штук, или вложенных друг в друга свернутых в трубку графитовых плоскостей с количеством слоев от 2 до 70 штук,

- выбор внешнего диаметра углеродных нанотрубок от 0,1 до 100 нм, а их длины от 1 до 70 мкм,

- выбор содержания стекловолокна в его смеси с углеродным волокном волокнистого наполнителя композиционного полимерного антифрикционного материала от 2,58 до 11,5 мас. %,

- выбор следующего количественного содержания компонентов, мас. %:

углеродное волокно или смесь
углеродного волокна со стекловолокном 9,7-42,4
углеродные нанотрубки 0,05-0,55
полиамид остальное до 100%

- использование в качестве полиамида основы композиционного полимерного антифрикционного материала литьевых полиамидов.

- использование в качестве углеродного волокна волокнистого наполнителя композиционного полимерного антифрикционного материала углеродного волокна, полученного из высокомолекулярного гидратцеллюлозного волокна или из полиакрилонитрильного волокна,

- использование углеродного волокна композиционного полимерного антифрикционного материала в виде жгута, или рубленого жгута, или рубленой ленты, а также использование стекловолокна в виде рубленой нити,

- выбор длины рубленых жгута или ленты углеродного волокна и рубленой нити стекловолокна от 1 мм до 48 мм.

Экспериментальные и практические испытания предложенных опорных колец поглощающего аппарата автосцепки железнодорожного транспорта и вагонов метро, изготовленных из композиционного полимерного антифрикционного материала на основе полиамида, в составе поглощающего аппарата АПЭ-95-УВЗ показали их высокую эффективность. Было установлено, что практически не ограничен срок штатной эксплуатации предложенного опорного кольца (до штатной эксплуатации подвижного состава), практически отсутствует эксплуатационная приработка пары трения, значительно повышена степень защиты конструкции вагонов от воздействия знакопеременных нагрузок на поверхности трения опорное кольцо - корпус поглощающего аппарата, достигнуто практическое исключение процесса заклинивания поглощающего аппарата вагона как в поездке, так и при выполнении маневровых работ, обеспечена надежная защита от действия продольных сил и ускорений вагонов с грузами высокой стоимости и чувствительных к динамическим нагрузкам при скорости соударения вагонов 10-12 км/ч. При этом материал предложенного опорного кольца обладает высокими эксплуатационными характеристиками: пределом прочности при изгибе 177-200 МПа, пределом прочности при сжатии на уровне 160-175 МПа, ударной вязкостью по Шарпи на образцах без надреза на уровне 45-55,8 кДж/м2, твердостью по методу вдавливания шарика более 200 Н/мм2 при плотности не менее 1,15 г/см2, коэффициенте трения по стали 45Х с твердостью 32-38 HRC без смазки в пределах 0,11-0,13 и износом 1×10-7-7×10-8 мкм/км при интервале эксплуатационных температур от минус 60°C до плюс 80°C.

В таблице 1 представлены составы предложенного опорного кольца поглощающего аппарата автосцепки железнодорожного транспорта и вагонов метро из композиционного полимерного антифрикционного материала на основе полиамида композиционного полимерного антифрикционного материала на основе полиамида, использованных для изготовления опорных колец, а в таблице 2 показаны их штатные характеристики трения.

Исследования ударной вязкости проводилось на маятниковом копре по методу Шарпи на образцах типа 2 без надреза по ГОСТ 4647-80. Исследование характеристик трения (характеристики трибологии) предложенных втулок рычажной тормозной системы рельсового транспорта проводились на машине трения УМТ 2168.

Технология изготовления изделий из предложенного композиционного полимерного антифрикционного материала на основе полиамида с рабочими поверхностями скольжения не требует для своего использования специфического технологического оборудования и включает в себя литье под давлением в литьевой машине изделий заданных геометрических форм.

Предложенное опорное кольцо поглощающего аппарата автосцепки железнодорожного транспорта и вагонов метро просто в понимании и не требует для своей иллюстрации предоставления чертежа.

Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-10 из 16.
20.05.2013
№216.012.4184

Втулка рычажной тормозной системы рельсового транспорта

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к производству втулок рычажной тормозной системы рельсового пассажирского или грузового транспорта, в том числе вагонов метрополитена, эксплуатирующихся без использования смазки. Втулка выполнена из композиционного полимерного...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002482342
Дата охранного документа: 20.05.2013
27.11.2013
№216.012.85c3

Втулка рычажной тормозной системы рельсового транспорта

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к производству втулок рычажной тормозной системы рельсового пассажирского или грузового транспорта, в том числе вагонов метрополитена, эксплуатирующихся без использования смазки. Втулка выполнена из композиционного полимерного...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002499921
Дата охранного документа: 27.11.2013
10.07.2014
№216.012.dc08

Композиционный полимерный антифрикционный материал на основе полиамида

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к композиционному полимерному антифрикционному материалу на основе полиамида, используемому для изготовления изделий различного трибологического назначения, например подшипников скольжения, а также для изготовления изделий для тормозной...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002522106
Дата охранного документа: 10.07.2014
10.08.2015
№216.013.6cf8

Композиционный полимерный антифрикционный материал на основе полиамида

Изобретение относится к композиционному полимерному антифрикционному материалу на основе полиамида для изготовления изделий трибологического назначения, например подшипников скольжения, а также для изготовления изделий тормозной системы рельсового пассажирского или грузового транспорта,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002559454
Дата охранного документа: 10.08.2015
20.08.2016
№216.015.4e75

Вкладыш трения поглощающего аппарата автосцепки железнодорожного транспорта и вагонов метро из композиционного полимерного антифрикционного материала

Вкладыш трения выполнен Н-образной формы и размещается между внутренней поверхностью трения корпуса поглощающего аппарата и его фрикционными элементами в выполненных на цилиндрической поверхности каждого подвижного фрикционного элемента пазах. Вкладыш трения поглощающего аппарата выполнен из...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002595135
Дата охранного документа: 20.08.2016
25.08.2017
№217.015.bc36

Композиционный полимерный антифрикционный материал на основе полифениленсульфида

Изобретение относится к области изготовления изделий трибологического назначения. Композиционный полимерный антифрикционный материал содержит компоненты при следующем соотношении, мас.%: в качестве волокнистого наполнителя - углеродное волокно (9,2-42,8) и хаотично расположенные углеродные...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002616028
Дата охранного документа: 12.04.2017
25.08.2017
№217.015.bc5a

Втулка рычажной тормозной системы рельсового транспорта

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к производству втулок рычажной тормозной системы рельсового пассажирского или грузового транспорта, в том числе вагонов метрополитена, эксплуатирующихся без использования смазки. Втулка рычажной тормозной системы рельсового транспорта...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002616113
Дата охранного документа: 12.04.2017
25.08.2017
№217.015.be5b

Уплотнительный колпачок для герметизации стыков отверстий вакуумно-пленочной литейной формы при производстве отливок из алюминиевых и других сплавов

Изобретение относится к литейному производству и может быть использовано при производстве отливок из алюминиевых и других сплавов. Уплотнительный колпачок выполнен в виде полого корпуса с плоской торцевой частью и связанной с ней конической боковой стенкой, наружный максимальный диаметр которой...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002616710
Дата охранного документа: 18.04.2017
20.11.2017
№217.015.efb7

Способ получения гидратцеллюлозного жгута

Изобретение относится к способу изготовления гидратцеллюлозного жгута для последующего производства из него углеродного волокна различного назначения с заранее заданными свойствами, применяемого в качестве наполнителей композиционных материалов. Способ изготовления гидратцеллюлозного жгута,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002629173
Дата охранного документа: 24.08.2017
10.04.2019
№219.017.0694

Способ непрерывного получения из гидратцеллюлозы углеродного волокна в виде однонаправленного жгута

Изобретение относится к технологии получения из гидратцеллюлозы углеродного волокна и может быть использовано в качестве наполнителей композиционных материалов конструкционного, теплозащитного, антиэлектростатического назначения, а также при производстве углеродных волокнистых адсорбентов,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002429316
Дата охранного документа: 20.09.2011
Показаны записи 1-10 из 16.
20.05.2013
№216.012.4184

Втулка рычажной тормозной системы рельсового транспорта

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к производству втулок рычажной тормозной системы рельсового пассажирского или грузового транспорта, в том числе вагонов метрополитена, эксплуатирующихся без использования смазки. Втулка выполнена из композиционного полимерного...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002482342
Дата охранного документа: 20.05.2013
27.11.2013
№216.012.85c3

Втулка рычажной тормозной системы рельсового транспорта

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к производству втулок рычажной тормозной системы рельсового пассажирского или грузового транспорта, в том числе вагонов метрополитена, эксплуатирующихся без использования смазки. Втулка выполнена из композиционного полимерного...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002499921
Дата охранного документа: 27.11.2013
10.07.2014
№216.012.dc08

Композиционный полимерный антифрикционный материал на основе полиамида

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к композиционному полимерному антифрикционному материалу на основе полиамида, используемому для изготовления изделий различного трибологического назначения, например подшипников скольжения, а также для изготовления изделий для тормозной...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002522106
Дата охранного документа: 10.07.2014
10.08.2015
№216.013.6cf8

Композиционный полимерный антифрикционный материал на основе полиамида

Изобретение относится к композиционному полимерному антифрикционному материалу на основе полиамида для изготовления изделий трибологического назначения, например подшипников скольжения, а также для изготовления изделий тормозной системы рельсового пассажирского или грузового транспорта,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002559454
Дата охранного документа: 10.08.2015
20.08.2016
№216.015.4e75

Вкладыш трения поглощающего аппарата автосцепки железнодорожного транспорта и вагонов метро из композиционного полимерного антифрикционного материала

Вкладыш трения выполнен Н-образной формы и размещается между внутренней поверхностью трения корпуса поглощающего аппарата и его фрикционными элементами в выполненных на цилиндрической поверхности каждого подвижного фрикционного элемента пазах. Вкладыш трения поглощающего аппарата выполнен из...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002595135
Дата охранного документа: 20.08.2016
25.08.2017
№217.015.bc36

Композиционный полимерный антифрикционный материал на основе полифениленсульфида

Изобретение относится к области изготовления изделий трибологического назначения. Композиционный полимерный антифрикционный материал содержит компоненты при следующем соотношении, мас.%: в качестве волокнистого наполнителя - углеродное волокно (9,2-42,8) и хаотично расположенные углеродные...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002616028
Дата охранного документа: 12.04.2017
25.08.2017
№217.015.bc5a

Втулка рычажной тормозной системы рельсового транспорта

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к производству втулок рычажной тормозной системы рельсового пассажирского или грузового транспорта, в том числе вагонов метрополитена, эксплуатирующихся без использования смазки. Втулка рычажной тормозной системы рельсового транспорта...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002616113
Дата охранного документа: 12.04.2017
25.08.2017
№217.015.be5b

Уплотнительный колпачок для герметизации стыков отверстий вакуумно-пленочной литейной формы при производстве отливок из алюминиевых и других сплавов

Изобретение относится к литейному производству и может быть использовано при производстве отливок из алюминиевых и других сплавов. Уплотнительный колпачок выполнен в виде полого корпуса с плоской торцевой частью и связанной с ней конической боковой стенкой, наружный максимальный диаметр которой...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002616710
Дата охранного документа: 18.04.2017
20.11.2017
№217.015.efb7

Способ получения гидратцеллюлозного жгута

Изобретение относится к способу изготовления гидратцеллюлозного жгута для последующего производства из него углеродного волокна различного назначения с заранее заданными свойствами, применяемого в качестве наполнителей композиционных материалов. Способ изготовления гидратцеллюлозного жгута,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002629173
Дата охранного документа: 24.08.2017
10.04.2019
№219.017.0694

Способ непрерывного получения из гидратцеллюлозы углеродного волокна в виде однонаправленного жгута

Изобретение относится к технологии получения из гидратцеллюлозы углеродного волокна и может быть использовано в качестве наполнителей композиционных материалов конструкционного, теплозащитного, антиэлектростатического назначения, а также при производстве углеродных волокнистых адсорбентов,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002429316
Дата охранного документа: 20.09.2011
+ добавить свой РИД