×
20.04.2016
216.015.354f

СПОСОБ ПРАВКИ ДЛИННОМЕРНЫХ ДЕТАЛЕЙ

Вид РИД

Изобретение

Юридическая информация Свернуть Развернуть
Краткое описание РИД Свернуть Развернуть
Аннотация: Изобретение относится к холодной обработке металлов давлением, а точнее к способам и устройствам для правки и стабилизации размеров длинномерных цилиндрических деталей. К заготовке прикладывают радиальную нагрузку, концы детали закрепляют шарнирно, радиальную нагрузку создают роликом, который располагают в месте наибольшего изгиба оси детали, а детали придают вращение вокруг оси. Повышается качество стабилизации геометрических параметров за счет устранения остаточных напряжений. 1ил.
Основные результаты: Способ правки длинномерных цилиндрических деталей, включающий приложение радиальной нагрузки к заготовке длинномерной цилиндрической детали с обеспечением прямолинейности ее оси, отличающийся тем, что концы детали закрепляют шарнирно, а радиальную нагрузку создают роликом, который располагают в месте наибольшего изгиба оси детали величиной ,где [σ] - предел текучести материала детали; W - момент сопротивления изгибу; J - осевой момент инерции поперечного сечения детали; Е - модуль упругости материала детали; l - длина обрабатываемой поверхности; - расстояние от точки воздействия роликом на поверхность детали до одного из ее концов; k=0,34-0,39 - коэффициент допустимой погрешности деформации,при этом длинномерную цилиндрическую деталь вращают вокруг оси до выравнивания напряжений по сечению детали вдоль ее длины.
Реферат Свернуть Развернуть

Изобретение относится к холодной обработке металлов давлением, а именно к способам и устройствам для правки и стабилизации размеров длинномерных цилиндрических деталей типа валов, осей, штанг, штоков и т.д.

Известны способы правки длинномерных деталей типа прутков, валов, листов путем знакопеременного поперечного изгиба и наложения на деталь продольной нагрузки, создающей в материале напряжение, равное пределу текучести [1-5].

Недостатками данных способов является то, что после снятия продольной нагрузки в детали возникают остаточные напряжения, которые со временем изменяют ее форму и размеры.

Наиболее близким по технической сущности и достигаемому эффекту к заявляемому является способ стабилизации размеров длинномерных цилиндрических деталей, при котором к детали прикладывают усилие радиального обжатия [6]. Усилие радиального обжатия является статическим, его прикладывают до выпрямления в нижних опорных и верхних деформирующих элементах, расположенных в шахматном порядке. Помимо радиального усилия обжатия к детали дополнительно прикладывают осевое сжимающее усилие до напряжения, соответствующего пределу текучести материала заготовки, а также осуществляют ее скручивание относительно продольной оси или производят ее вращение относительно этой оси.

Недостатком известного способа является низкое качество стабилизации размеров, так как при выпрямлении детали со стороны выпуклости образуются упругие напряжения сжатия, а со стороны вогнутости - упругие напряжения растяжения. При воздействии осевой нагрузки возникающие дополнительные напряжения сжатия суммируются с упругими напряжениями сжатия со стороны выпуклости детали, в этой ее части осуществляется пластическая деформация и возникают остаточные напряжения, равные пределу текучести материала. Напряжения растяжения со стороны выпуклости детали, суммируясь с напряжениями сжатия от осевой нагрузки, создают напряжение, которое меньше предела текучести. В этой части заготовки осуществляется упругая деформация. Таким образом, действие осевой нагрузки не приводит к выравниванию напряжений, а следовательно, после снятия внешней нагрузки деталь стабилизируется только частично. Но в результате пластической деформации в ней остаются остаточные напряжения, которые в дальнейшем приводят к ее дополнительной упругой деформации. Вращение выпрямленной детали между роликами не приводит к ее циклической деформации, а следовательно, не оказывает влияния на стабилизацию размеров.

Задачей изобретения является повышение качества процесса стабилизации геометрических параметров детали.

Техническим результатом является устранение остаточных напряжений в детали.

Поставленная задача решается тем, что в способе правки длинномерных цилиндрических деталей, включающем приложение радиальной нагрузки к заготовке длинномерной цилиндрической детали с обеспечением прямолинейности ее оси, согласно заявляемому техническому решению концы детали закрепляют шарнирно, радиальную нагрузку создают роликом, который располагают в месте наибольшего изгиба оси детали величиной , где [σT] - предел текучести материала детали; Wx - момент сопротивления изгибу; Jx - осевой момент инерции поперечного сечения детали; Е - модуль упругости материала детали; l - длина обрабатываемой поверхности; а - расстояние от точки воздействия роликом на поверхность детали до одного из ее концов; k=0,34-0,39 - коэффициент допустимой погрешности деформации, при этом длинномерную цилиндрическую деталь вращают вокруг оси до выравнивания напряжений по сечению детали вдоль ее длины.

Так как концы детали закрепляют шарнирно, а ролик располагают в месте наибольшего изгиба оси детали, то наибольший изгибающий момент возникает в месте воздействия на деталь роликом, что обеспечивает наиболее эффективную обработку. Так как деформация детали роликом обеспечивает возникновение напряжений, равных пределу текучести по всему сечению детали, а деталь вращают, то напряжения в детали в течение нескольких ее оборотов выравниваются по всему сечению, осуществляется пластическая деформация и за счет упрочнения материала напряжения в детали уменьшаются и становятся близкими к пределу упругости. Дальнейшее вращение детали в течение некоторого времени, определяемого экспериментально, приводит к циклической упругой деформации, что обеспечивает стабилизацию оставшихся напряжений. После снятия нагрузки деталь упруго деформируется, а ее ось становится прямолинейной.

Сущность изобретения поясняется чертежом, на котором представлена схема обработки.

Цилиндрическую деталь 1 с наружным диаметром D и с внутренним диаметром d, имеющую максимальный изгиб оси в сечении, находящемся на расстоянии а от левого торца, устанавливают в центрах 2 и поджимают роликом 3 так, чтобы ее ось получила деформацию на величину

где [σT] - предел текучести материала детали; Wx - момент сопротивления изгибу; Jx - осевой момент инерции поперечного сечения детали; Е - модуль упругости материала детали; l - длина обрабатываемой поверхности; а - расстояние от точки воздействия роликом на поверхность детали до одного из ее концов; k - коэффициент допустимой погрешности деформации: k=0,34-0,39.

Расстояние а от ролика 3 до торца детали 1 соответствует максимальному исходному отклонению от прямолинейности образующей. Детали 1 придают вращение с частотой nd. Ролик 3 под действием сил трения совершает вращение с частотой nr.

В процессе обработки деталь 1 совершает циклический поперечный изгиб с частотой nd. Под действием этого изгиба в поперечном сечении детали сначала осуществляется пластическая деформация. Под действием пластической деформации материал детали упрочняется, а напряжения снижаются и приближаются по величине к пределу упругости. В процессе дальнейшей циклической упругой деформации детали, время которой определяется экспериментально, стабилизируются напряжения вдоль всей оси детали. После обработки вращение детали 1 прекращается, ролик 3 отводится, а деталь снимается. Так как напряжения по всему сечению детали в результате обработки выровнялись, то ось детали приобретает прямолинейную форму.

Пример. Обработке подвергают цилиндрическую деталь в виде прутка с наружным диаметром D=11 мм и длиной l=265 мм. Материал детали - сталь 40Х, имеющая предел текучести σT=1175 МПа и модуль упругости E=210000 МПа. Деталь в средней части имеет кривизну оси 0,1 мм.

Для детали круглой формы момент сопротивления изгиба равен:

;

момент инерции сечения

.

Для осуществления стабилизации размеров деталь устанавливают в центрах токарного станка и воздействуют на нее роликом, закрепленным в суппорте станка. Ролик располагают на расстоянии а=132,5 мм от торца детали, так как в этом месте имеется наибольший изгиб ее оси. С помощью ролика деталь деформируют в радиальном направлении на величину, определяемую по формуле (1):

.

Включают вращение детали с частотой nd=200 об/мин и осуществляют обработку в течение 20 с. За это время деталь сделает 67 оборотов. В течение первых оборотов осуществляется пластическая деформация по всему ее сечению в зоне контакта с роликом, которая затем переходит в упругую деформацию, а напряжения снижаются до предела упругости. При дальнейшем вращении за счет многократной циклической деформации осуществляется снятие остаточных напряжений по всей длине детали. В результате обработки в каждом поперечном сечении детали напряжения уравновешиваются, а ось детали приобретает прямолинейную форму.

Технико-экономическая эффективность предложенного способа обработки заключается в следующем.

1. Повышается качество обработки, так как устраняется погрешность размеров деталей и ликвидируются остаточные напряжения, которые могли бы привести к потере точности детали с течением времени.

2. Простота осуществления способа, отпадает необходимость в использовании мощных силовых устройств.

3. Экономия энергии.

Источники информации

1. А.с. SU №138212, МПК: B21D 3/12, 1961.

2. А.с. SU №1148663, МПК: B21D 3/00, 1985.

3. А.с. SU №618158, МПК: B21D 3/02, 1978.

4. А.с. SU №421480, МПК: В24В 39/04, 1974.

5. А.с. SU №410851, МПК: B21D 3/10, 1974.

6. Патент RU №2116150, МПК: B21D 3/10, 1998 - прототип.

Способ правки длинномерных цилиндрических деталей, включающий приложение радиальной нагрузки к заготовке длинномерной цилиндрической детали с обеспечением прямолинейности ее оси, отличающийся тем, что концы детали закрепляют шарнирно, а радиальную нагрузку создают роликом, который располагают в месте наибольшего изгиба оси детали величиной ,где [σ] - предел текучести материала детали; W - момент сопротивления изгибу; J - осевой момент инерции поперечного сечения детали; Е - модуль упругости материала детали; l - длина обрабатываемой поверхности; - расстояние от точки воздействия роликом на поверхность детали до одного из ее концов; k=0,34-0,39 - коэффициент допустимой погрешности деформации,при этом длинномерную цилиндрическую деталь вращают вокруг оси до выравнивания напряжений по сечению детали вдоль ее длины.
СПОСОБ ПРАВКИ ДЛИННОМЕРНЫХ ДЕТАЛЕЙ
СПОСОБ ПРАВКИ ДЛИННОМЕРНЫХ ДЕТАЛЕЙ
СПОСОБ ПРАВКИ ДЛИННОМЕРНЫХ ДЕТАЛЕЙ

Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-10 из 181.
27.03.2013
№216.012.30cd

Способ релаксации остаточных напряжений

Изобретение относится к машиностроению и приборостроению, а именно к технологическим операциям релаксации остаточных напряжений в деталях, имеющих внутренний и внешний диаметры. Вводят в контакт с деталью три вращающихся валка, обеспечивающих ее упругую деформацию. Силу деформации детали...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002478031
Дата охранного документа: 27.03.2013
10.05.2013
№216.012.3e3e

Шариковый упорно-радиальный подшипник

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в различных механизмах и машинах, в частности в верхней опоре передней подвески легковых автомобилей. Номинальный угол контакта в шариковом упорно-радиальном подшипнике соответствует соотношению радиальной и осевой составляющих...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002481501
Дата охранного документа: 10.05.2013
20.05.2013
№216.012.3fe1

Способ растачивания цилиндрических отверстий деталей

Изобретение относится к области механической обработки металлов и предназначено для использования при растачивании цилиндрических отверстий деталей на станках токарной группы. Способ растачивания цилиндрических отверстий деталей включает сообщение детали вращения вокруг оси обрабатываемого...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002481923
Дата охранного документа: 20.05.2013
27.05.2013
№216.012.43df

Способ шлифования

Изобретение относится к области механической обработки и может быть использовано на операциях шлифования фасонных торцовых поверхностей. Шлифовальному кругу с торцовой рабочей поверхностью сообщают вращение вокруг своей оси и подачу относительно детали. Оси вращения шлифовального круга и детали...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002482952
Дата охранного документа: 27.05.2013
10.10.2013
№216.012.73be

Способ повышения маслоемкости шарикоподшипника

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к конструкциям и способам изготовления подшипников качения, в частности радиальных и упорных шарикоподшипников. Способ повышения маслоемкости радиального или упорного шарикоподшипника заключается в том, что на тороидальных дорожках его...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002495287
Дата охранного документа: 10.10.2013
20.12.2013
№216.012.8c73

Устройство для абразивной обработки

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для чистовой обработки деталей типа колец высокоточных подшипников. Устройство содержит станину, смонтированную на ней с возможностью возвратно-поступательного перемещения вдоль оси шпинделя изделия инструментальную головку. В...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002501638
Дата охранного документа: 20.12.2013
20.08.2014
№216.012.ec76

Способ нанесения покрытия

Изобретение относится к машиностроению, а именно к чистовой упрочняющей безабразивной обработке поверхностей деталей из конструкционных сталей. На поверхности дорожки качения подшипника размещают порошок графита или дисульфида молибдена и через слой порошка к поверхности вращающейся детали...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002526342
Дата охранного документа: 20.08.2014
10.12.2015
№216.013.97f0

Упорно-радиальный подшипник качения

Изобретение относится к машиностроению, а именно к упорно-радиальным подшипникам, преимущественно используемым в верхней опоре передних стоек автомобилей. Подшипник содержит верхний и нижний пластмассовые кожухи, образующие по внутреннему и наружному диаметрам защитные соединения, с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002570516
Дата охранного документа: 10.12.2015
20.12.2015
№216.013.9bb3

Шариковый подшипник

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в различных механизмах и машинах, в частности в шариковых подшипниках качения. Шариковый подшипник состоит из колец, на дорожках качения которых выполнены канавки, и расположенных между ними шариков. Канавки расположены вдоль...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002571484
Дата охранного документа: 20.12.2015
10.04.2016
№216.015.2f69

Жидкостекольная композиция

Изобретение относится к области производства строительных материалов, а именно к составам полимерсиликатных смесей, предназначенных для изготовления конструктивных элементов, работающих в условиях агрессивных сред. Техническим результатом является повышение водостойкости и биостойкости...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002580539
Дата охранного документа: 10.04.2016
Показаны записи 1-10 из 86.
27.03.2013
№216.012.30cd

Способ релаксации остаточных напряжений

Изобретение относится к машиностроению и приборостроению, а именно к технологическим операциям релаксации остаточных напряжений в деталях, имеющих внутренний и внешний диаметры. Вводят в контакт с деталью три вращающихся валка, обеспечивающих ее упругую деформацию. Силу деформации детали...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002478031
Дата охранного документа: 27.03.2013
10.05.2013
№216.012.3e3e

Шариковый упорно-радиальный подшипник

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в различных механизмах и машинах, в частности в верхней опоре передней подвески легковых автомобилей. Номинальный угол контакта в шариковом упорно-радиальном подшипнике соответствует соотношению радиальной и осевой составляющих...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002481501
Дата охранного документа: 10.05.2013
20.05.2013
№216.012.3fe1

Способ растачивания цилиндрических отверстий деталей

Изобретение относится к области механической обработки металлов и предназначено для использования при растачивании цилиндрических отверстий деталей на станках токарной группы. Способ растачивания цилиндрических отверстий деталей включает сообщение детали вращения вокруг оси обрабатываемого...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002481923
Дата охранного документа: 20.05.2013
27.05.2013
№216.012.43df

Способ шлифования

Изобретение относится к области механической обработки и может быть использовано на операциях шлифования фасонных торцовых поверхностей. Шлифовальному кругу с торцовой рабочей поверхностью сообщают вращение вокруг своей оси и подачу относительно детали. Оси вращения шлифовального круга и детали...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002482952
Дата охранного документа: 27.05.2013
10.10.2013
№216.012.73be

Способ повышения маслоемкости шарикоподшипника

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к конструкциям и способам изготовления подшипников качения, в частности радиальных и упорных шарикоподшипников. Способ повышения маслоемкости радиального или упорного шарикоподшипника заключается в том, что на тороидальных дорожках его...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002495287
Дата охранного документа: 10.10.2013
20.12.2013
№216.012.8c73

Устройство для абразивной обработки

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для чистовой обработки деталей типа колец высокоточных подшипников. Устройство содержит станину, смонтированную на ней с возможностью возвратно-поступательного перемещения вдоль оси шпинделя изделия инструментальную головку. В...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002501638
Дата охранного документа: 20.12.2013
20.08.2014
№216.012.ec76

Способ нанесения покрытия

Изобретение относится к машиностроению, а именно к чистовой упрочняющей безабразивной обработке поверхностей деталей из конструкционных сталей. На поверхности дорожки качения подшипника размещают порошок графита или дисульфида молибдена и через слой порошка к поверхности вращающейся детали...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002526342
Дата охранного документа: 20.08.2014
10.12.2015
№216.013.97f0

Упорно-радиальный подшипник качения

Изобретение относится к машиностроению, а именно к упорно-радиальным подшипникам, преимущественно используемым в верхней опоре передних стоек автомобилей. Подшипник содержит верхний и нижний пластмассовые кожухи, образующие по внутреннему и наружному диаметрам защитные соединения, с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002570516
Дата охранного документа: 10.12.2015
20.12.2015
№216.013.9bb3

Шариковый подшипник

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в различных механизмах и машинах, в частности в шариковых подшипниках качения. Шариковый подшипник состоит из колец, на дорожках качения которых выполнены канавки, и расположенных между ними шариков. Канавки расположены вдоль...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002571484
Дата охранного документа: 20.12.2015
10.04.2016
№216.015.2f69

Жидкостекольная композиция

Изобретение относится к области производства строительных материалов, а именно к составам полимерсиликатных смесей, предназначенных для изготовления конструктивных элементов, работающих в условиях агрессивных сред. Техническим результатом является повышение водостойкости и биостойкости...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002580539
Дата охранного документа: 10.04.2016
+ добавить свой РИД