×
10.04.2016
216.015.30af

Результат интеллектуальной деятельности: СПОСОБ НАНЕСЕНИЯ АНТИФРИКЦИОННЫХ ПОКРЫТИЙ НА СТАЛЬНУЮ ПОВЕРХНОСТЬ

Вид РИД

Изобретение

Аннотация: Изобретение относится к способу нанесения антифрикционных покрытий на стальную поверхность, в частности стальную сердцевину подпятникового узла тележки вагона и другие узлы трения. Осуществляют предварительную обработку стальной поверхности фосфатирующим составом. На стальную поверхность двухсопловым краскораспылителем наносят эпоксидный композит, состоящий из двух равных по массе и объему эпоксидной смоляной и отверждающей частей, подаваемых из разных сопел, смешивающихся в процессе нанесения, первая из которых, смоляная, состоит из низковязкой смолы в виде диглицидиланилина и ускорителя отверждения в виде оксикислоты в количестве от 1 до 5 мас.ч. на 100 мас.ч. смолы, а вторая, отверждающая, представляет собой нетоксичный жидкий аддукт, изготавливаемый взаимодействием пара-аминобензиланилина с диглицидиловым эфиром полиэпихлоргидрина при 10-15-кратном избытке от стехиометрии пара-аминобензиланилина. Обе части содержат одинаковые количества антифрикционных наполнителей, от 40 мас.ч. до 200 мас.ч. на смоляную и отверждающую части, состоящих из смеси рубленого углеродного волокна длиной от 2 до 30 мм и дисульфида молибдена в соотношении от 15:85 до 95:5 и дополнительно растворители в виде этилацетата или бутилацетата в количествах от 3 до 15 мас.ч. на 100 мас.ч. исходной смоляной и отверждающей частей, испаряющиеся в процессе нанесения и отверждения. Обеспечивается получение эпоксидного высокопрочного антифрикционного покрытия и ускорение процесса его нанесения. 2 табл., 4 пр.
Основные результаты: Способ нанесения антифрикционного покрытия на стальную поверхность, включающий ее предварительную обработку фосфатирующим составом, отличающийся тем, что на стальную поверхность двухсопловым краскораспылителем наносят эпоксидный композит, состоящий из двух равных по массе и объему эпоксидной смоляной и отверждающей частей, подаваемых из разных сопел, смешивающихся в процессе нанесения, первая из которых, смоляная, состоит из низковязкой смолы в виде диглицидиланилина и ускорителя отверждения в виде оксикислоты в количестве от 1 до 5 мас.ч. на 100 мас.ч. смолы, а вторая, отверждающая, представляет собой нетоксичный жидкий аддукт, изготавливаемый взаимодействием пара-аминобензиланилина с диглицидиловым эфиром полиэпихлоргидрина при 10÷15-кратном избытке от стехиометрии пара-аминобензиланилина, при этом обе части содержат одинаковые количества антифрикционных наполнителей от 40 мас.ч. до 200 мас.ч. на смоляную и отверждающую части, состоящих из смеси рубленого углеродного волокна длиной от 2 до 30 мм и дисульфида молибдена в соотношении от 15:85 до 95:5 и дополнительно растворители в виде этилацетата или бутилацетата в количествах от 3 до 15 мас.ч. на 100 мас.ч. исходной смоляной и отверждающей частей, испаряющиеся в процессе нанесения и отверждения.

Изобретение относится к способу нанесения антифрикционных эпоксидных покрытий на стальную поверхность, в частности стальную сердцевину подпятникового узла тележки вагона и другие узлы трения.

Изобретение заключается в приготовлении двух комплектов композитов, загрузке их в бачки двухсоплового краскораспылителя и дальнейшем напылении на стальную поверхность, предварительно обработанную фосфатирующим составом, устраняющим ржавчину и окисную пленку. Смоляная часть состоит из диглицидиланилина (промышленная марка - смола ЭА, содержащая 32÷36% эпоксидных групп, с вязкостью ~1000 сантипуаз) и ускорителя аминного отверждения - оксикислоты. Отверждающая часть состоит из аддукта, полученного взаимодействием пара-аминобензиланилина (промышленная марка - «бензам АБА») с диглицидиловым эфиром полиэпихлоргидрина (промышленная марка - смола Э-181, вязкость 80÷100 сантипуаз). Для сравнения смола ЭД-20 имеет вязкость ~15000 сантипуаз. Обе части композита содержат антифрикционные наполнители и растворители. Они стабильны при хранении, но при смешении быстро отверждаются в обычных условиях (от -5°C до +40°C).

Ближайшим прототипом заявляемого решения является «Способ изготовления антифрикционных вставок подпятника тележки вагона» (патент RU 2501690 С2), позволяющий наносить эпоксидное антифрикционное покрытие на стальную поверхность после ручного смешения двух частей состава методом контактного формования. Недостатком указанного способа является использование ручного труда и низкая производительность.

Целью заявляемого способа является получение эпоксидных высокопрочных антифрикционных покрытий путем напыления двухсопловым краскораспылителем, позволяющим в десятки раз ускорить процесс нанесения без применения подогрева и ручного труда.

Поставленная цель достигается тем, что в производственных условиях приготавливают и упаковывают стабильный при длительном хранении и транспортировке комплект из двух частей: первой - смоляной части, представляющей собой низковязкую эпоксидную смолу (промышленная марка ЭА, химическое название - диглицидиланилин) с высокой удельной функциональностью (содержит 35% эпоксидных групп, т.е. в 1,5 раза больше, чем наиболее часто применяемая смола ЭД-20), являющейся главным фактором повышения прочностных показателей, и ускорителя отверждения - оксикислоты - в количестве от 1 до 5 мас.ч. на 100 мас.ч. смолы, не взаимодействующей со смолой в обычных условиях; и второй части - отверждающей, представляющей собой нетоксичный жидкий аддукт, впервые полученный авторами взаимодействием пара-аминобензиланилина с низковязкой эпоксидной смолой марки Э-181 (химическое название - диглицидиловый эфир полиэпихлоргидрина) при 10÷15-кратном избытке от стехиометрии пара-аминобензиланилина. При этом обе части содержат антифрикционный наполнитель - смесь углеродного рубленого волокна и дисульфида молибдена, а также малотоксичный технологический растворитель этилацетат или бутилацетат, позволяющий достичь высокого содержания наполнителя и испаряющийся в процессе нанесения и отверждения покрытия.

Состав композита и методы его применения впервые разработаны авторами как часть заявляемого изобретения.

Пример 1.

Получение смоляной части композита

В реактор, снабженный быстроходной мешалкой, загружают 100 мас.ч. жидкой низковязкой эпоксидной смолы - диглицидиланилина (промышленная марка - смола ЭА), затем добавляют последовательно 3 мас.ч. молочной кислоты, 9 мас.ч. растворителя - бутилацетата, 45 мас.ч. дисульфида молибдена и 55 мас.ч. рубленого углеродного волокна марки ВМН-2 длиной 16 мм и перемешивают 10 минут. Полученный состав упаковывают в герметичную тару.

Получение отверждающей части композита

В другой реактор загружают 780 мас.ч. (из расчета, превышающего стехиометрию в 12 раз) пара-аминобензиланилина (промышленная марка - «бензам АБА»), подогретого до +60°C, затем к нему добавляют 100 мас.ч. диглицидилового эфира полиэпихлоргидрина (содержащего 27% эпоксидных групп, промышленная марка - смола Э-181) и при перемешивании смесь выдерживают 15 минут, при этом образуется аддукт, к которому добавляют растворитель и наполнитель в тех же соотношениях, что и в смоляной части, т.е. аддукт:растворитель:двухкомпонентный наполнитель 103:9:100. Полученную отверждающую часть также упаковывают в герметичную тару.

Нанесение антифрикционного покрытия

Стальную поверхность перед нанесением антифрикционного композита предварительно обрабатывают фосфатирующим модификатором ржавчины на основе ортофосфорной кислоты марки СФ-1 (ПТУ 212-002-18817747-2001), после чего комплекты, состоящие из двух равных по массе и объему частей, каждый по отдельности перемешивают дрелью с насадкой и заливают два бачка двухсоплового краскораспылителя КРП СО 24А. Далее в течение 2 минут напыляют композит, который смешивается в факеле распыляемого материала (возможен вариант применения краскораспылителя с головкой внутреннего смешения). Нанесенный состав отверждается в течение 6 часов при +20°C. Допустимо отверждение состава в интервале от -5°C до +50°C и в условиях 100% влажности. Краскораспылитель с заполненными бачками может находиться в течение 4-х часов, а процесс нанесения покрытия может прерываться на несколько часов.

Примеры 2÷4 осуществляют аналогично примеру 1 с изменением параметров и применяемых соотношений в соответствии с таблицей 1. Свойства антифрикционных материалов, полученных по заявляемому способу, приведены в таблице 2.

Данные таблицы показывают, что заявляемый способ позволяет не только ускорить процесс нанесения в 30÷60 раз, но и существенно повысить теплостойкость и механическую прочность покрытия.

Способ нанесения антифрикционного покрытия на стальную поверхность, включающий ее предварительную обработку фосфатирующим составом, отличающийся тем, что на стальную поверхность двухсопловым краскораспылителем наносят эпоксидный композит, состоящий из двух равных по массе и объему эпоксидной смоляной и отверждающей частей, подаваемых из разных сопел, смешивающихся в процессе нанесения, первая из которых, смоляная, состоит из низковязкой смолы в виде диглицидиланилина и ускорителя отверждения в виде оксикислоты в количестве от 1 до 5 мас.ч. на 100 мас.ч. смолы, а вторая, отверждающая, представляет собой нетоксичный жидкий аддукт, изготавливаемый взаимодействием пара-аминобензиланилина с диглицидиловым эфиром полиэпихлоргидрина при 10÷15-кратном избытке от стехиометрии пара-аминобензиланилина, при этом обе части содержат одинаковые количества антифрикционных наполнителей от 40 мас.ч. до 200 мас.ч. на смоляную и отверждающую части, состоящих из смеси рубленого углеродного волокна длиной от 2 до 30 мм и дисульфида молибдена в соотношении от 15:85 до 95:5 и дополнительно растворители в виде этилацетата или бутилацетата в количествах от 3 до 15 мас.ч. на 100 мас.ч. исходной смоляной и отверждающей частей, испаряющиеся в процессе нанесения и отверждения.
Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-10 из 42.
27.01.2013
№216.012.1f86

Способ получения высокопрочного фрикционного пресс-материала

Изобретение относится к получению фрикционных пресс-материалов, которые могут использоваться при изготовлении тормозных накладок, дисков сцепления, а также при изготовлении высокопрочных конструкционных материалов для машиностроения, электротехники и других целей. Способ включает стадию...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002473571
Дата охранного документа: 27.01.2013
10.04.2013
№216.012.3348

Полимерная композиция

Изобретение относится к области получения полимерных композиций на основе эпоксидных смол и циклоалифатических диокисей, предназначенных для изготовления крупногабаритных изделий из композитных материалов. Композиция на основе смеси эпоксидных смол и продуктов эпоксидирования 2-4 атомных...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002478671
Дата охранного документа: 10.04.2013
10.04.2013
№216.012.3349

Полимерная композиция

Изобретение относится к полимерным композициям на основе эпоксидных смол и латентных отвердителей и может быть использовано в качестве эпоксидных заливочных компаундов, связующих для стеклопластиков, клеев, покрытия и других целей. В качестве эпоксидной составляющей применяют смесь...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002478672
Дата охранного документа: 10.04.2013
20.07.2013
№216.012.5718

Способ получения антифрикционных материалов для бинарных поверхностей

Изобретение относится к способу получения антифрикционных эпоксидных материалов и может применяться для изготовления вставок в узлах трения с бинарной поверхностью, а также для устранения дефектов металлических поверхностей. Изобретение заключается в приготовлении и упаковке комплекта из двух...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002487904
Дата охранного документа: 20.07.2013
10.08.2013
№216.012.5d33

Пластичная смазка для высокотемпературных узлов трения

Изобретение относится к области создания пластичных смазок, работоспособных в высокотемпературных узлах трения. Описана пластичная смазка, содержащая в мас.%: технические жирные кислоты - 8,5-11,5; низшие карбоновые кислоты - 0,5-4,0; воду - 1,0-3,0; известь - 4,0-6,0; дифениламин - 0,4-0,6;...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002489480
Дата охранного документа: 10.08.2013
27.08.2013
№216.012.6424

Способ получения блокированных изоцианатов

Изобретение относится к способу получения блокированных изоцианатов, используемых в качестве отвердителя эпоксидных смол, заключающемуся во взаимодействии ароматических ди- и триизоцианатов с соединениями, содержащими активный атом водорода, где в качестве изоцианатного компонента применяют...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002491273
Дата охранного документа: 27.08.2013
27.09.2013
№216.012.6eb3

Подпятниковый узел тележки вагона

Стальная сердцевина подпятника перед нанесением покрытия обработана фосфотирующим составом. В качестве покрытия методом контактного формования нанесен слой пастообразного эпоксидного композита в виде двух компонентов. Первый компонент состоит из эпоксидной смолы, активного эпоксидного...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002493990
Дата охранного документа: 27.09.2013
20.12.2013
№216.012.8ca7

Способ изготовления антифрикционных вставок подпятника тележки вагона

Стальную сердцевину подпятника перед нанесением покрытия обрабатывают фосфотирующим составом. Методом контактного формования наносят слой пастообразного эпоксидного композита в виде двух компонентов. Первый компонент состоит из эпоксидной смолы, активного эпоксидного разбавителя, нетоксичной...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002501690
Дата охранного документа: 20.12.2013
20.02.2014
№216.012.a228

Полимерная композиция

Изобретение относится к высокопрочным полимерным композициям, предназначенным для изготовления изделий из композитных материалов, нанесения антикоррозионных и декоративных покрытий с повышенной устойчивостью к климатическому и ультрафиолетовому воздействию. Полимерная композиция содержит...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002507227
Дата охранного документа: 20.02.2014
27.03.2014
№216.012.aeae

Способ нанесения антифрикционных покрытий на боковую поверхность рельса

Изобретение относится к области нанесения антифрикционных покрытий преимущественно на боковую поверхность рельсов железнодорожных путей и может быть также использовано в узлах трения различных машин. Осуществляют предварительное нанесение на поверхность металла шероховатого слоя толщиной от...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002510433
Дата охранного документа: 27.03.2014
Показаны записи 1-10 из 54.
27.01.2013
№216.012.1f86

Способ получения высокопрочного фрикционного пресс-материала

Изобретение относится к получению фрикционных пресс-материалов, которые могут использоваться при изготовлении тормозных накладок, дисков сцепления, а также при изготовлении высокопрочных конструкционных материалов для машиностроения, электротехники и других целей. Способ включает стадию...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002473571
Дата охранного документа: 27.01.2013
10.04.2013
№216.012.3348

Полимерная композиция

Изобретение относится к области получения полимерных композиций на основе эпоксидных смол и циклоалифатических диокисей, предназначенных для изготовления крупногабаритных изделий из композитных материалов. Композиция на основе смеси эпоксидных смол и продуктов эпоксидирования 2-4 атомных...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002478671
Дата охранного документа: 10.04.2013
10.04.2013
№216.012.3349

Полимерная композиция

Изобретение относится к полимерным композициям на основе эпоксидных смол и латентных отвердителей и может быть использовано в качестве эпоксидных заливочных компаундов, связующих для стеклопластиков, клеев, покрытия и других целей. В качестве эпоксидной составляющей применяют смесь...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002478672
Дата охранного документа: 10.04.2013
20.07.2013
№216.012.5718

Способ получения антифрикционных материалов для бинарных поверхностей

Изобретение относится к способу получения антифрикционных эпоксидных материалов и может применяться для изготовления вставок в узлах трения с бинарной поверхностью, а также для устранения дефектов металлических поверхностей. Изобретение заключается в приготовлении и упаковке комплекта из двух...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002487904
Дата охранного документа: 20.07.2013
27.08.2013
№216.012.6424

Способ получения блокированных изоцианатов

Изобретение относится к способу получения блокированных изоцианатов, используемых в качестве отвердителя эпоксидных смол, заключающемуся во взаимодействии ароматических ди- и триизоцианатов с соединениями, содержащими активный атом водорода, где в качестве изоцианатного компонента применяют...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002491273
Дата охранного документа: 27.08.2013
27.09.2013
№216.012.6eb3

Подпятниковый узел тележки вагона

Стальная сердцевина подпятника перед нанесением покрытия обработана фосфотирующим составом. В качестве покрытия методом контактного формования нанесен слой пастообразного эпоксидного композита в виде двух компонентов. Первый компонент состоит из эпоксидной смолы, активного эпоксидного...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002493990
Дата охранного документа: 27.09.2013
20.12.2013
№216.012.8ca7

Способ изготовления антифрикционных вставок подпятника тележки вагона

Стальную сердцевину подпятника перед нанесением покрытия обрабатывают фосфотирующим составом. Методом контактного формования наносят слой пастообразного эпоксидного композита в виде двух компонентов. Первый компонент состоит из эпоксидной смолы, активного эпоксидного разбавителя, нетоксичной...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002501690
Дата охранного документа: 20.12.2013
20.02.2014
№216.012.a228

Полимерная композиция

Изобретение относится к высокопрочным полимерным композициям, предназначенным для изготовления изделий из композитных материалов, нанесения антикоррозионных и декоративных покрытий с повышенной устойчивостью к климатическому и ультрафиолетовому воздействию. Полимерная композиция содержит...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002507227
Дата охранного документа: 20.02.2014
27.03.2014
№216.012.aeae

Способ нанесения антифрикционных покрытий на боковую поверхность рельса

Изобретение относится к области нанесения антифрикционных покрытий преимущественно на боковую поверхность рельсов железнодорожных путей и может быть также использовано в узлах трения различных машин. Осуществляют предварительное нанесение на поверхность металла шероховатого слоя толщиной от...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002510433
Дата охранного документа: 27.03.2014
10.05.2014
№216.012.c012

Пластичная смазка

Настоящее изобретение относится к пластичной смазке на основе минеральных масел или их смесей, содержащих высокодисперсные наполнители, при этом она подвергнута модификации наночастицами железа, образующегося после перемешивания в реакторе со скоростной мешалкой от 1000 до 2500 об/мин с жидким...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002514919
Дата охранного документа: 10.05.2014
+ добавить свой РИД