×
10.04.2016
216.015.2cd5

РАДИАЛЬНЫЙ РОЛИКОВЫЙ ПОДШИПНИК КАЧЕНИЯ

Вид РИД

Изобретение

Юридическая информация Свернуть Развернуть
Краткое описание РИД Свернуть Развернуть
Аннотация: Изобретение относится к области машиностроения, в частности к роликовым подшипникам качения. Радиальный роликовый подшипник качения содержит безбортовое наружное кольцо (1), внутренняя поверхность которого образует цилиндрическую дорожку качения, двухбортовое внутреннее кольцо (2), между бортами которого образована цилиндрическая дорожка качения, тела качения, выполненные в виде цилиндрических роликов (3). На части наружной поверхности бортов внутреннего кольца (2) выполнены две кольцевые проточки с образованием дополнительной дорожки качения (4), на которой между близлежащими роликами (3) установлено по сепарирующему ролику (5). Технический результат: снижение трения скольжения и, следовательно, тепловыделения в подшипнике. 2 з.п. ф-лы, 3 ил.
Реферат Свернуть Развернуть

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к роликовым подшипникам качения.

В качестве наиболее близкого аналога (прототипа) выбран радиальный роликовый подшипник качения, содержащий безбортовое наружное кольцо, внутренняя поверхность которого образует цилиндрическую дорожку качения, двухбортовое внутреннее кольцо, между бортами которого образована цилиндрическая дорожка качения, тела качения, выполненные в виде цилиндрических роликов (см. патент на ПМ RU 83563).

Известному техническому решению присущи следующие недостатки. Основным из них является наличие сепаратора. Постоянное несовпадение угловых скоростей сепаратора относительно центрируемого кольца, а также вращение роликов в гнездах сепаратора приводит к повышенному тепловыделению из-за наличия трения скольжения. Это ограничивает ресурс подшипника, в основном из-за износа сепаратора, либо требуются дополнительные расходы масла для снятия тепла и снижения трения в местах контакта. Негативно сказывается инерционность (масса) сепаратора при резком изменении частоты вращения кольца подшипника, которая оказывает поступательное воздействие на все ролики, приводя к проскальзыванию последних относительно дорожек качения колец подшипника.

Техническим результатом, достигаемым при использовании настоящего изобретения, является снижение трения скольжения и, следовательно, тепловыделения в подшипнике.

Указанный технический результат достигается тем, что радиальный роликовый подшипник качения содержит безбортовое наружное кольцо, внутренняя поверхность которого образует цилиндрическую дорожку качения, двухбортовое внутреннее кольцо, между бортами которого образована цилиндрическая дорожка качения, тела качения, выполненные в виде цилиндрических роликов, при этом согласно настоящему изобретению на части наружной поверхности бортов внутреннего кольца выполнены две кольцевые проточки с образованием дополнительной дорожки качения, на которой между близлежащими цилиндрическими роликами установлено по сепарирующему ролику.

Такое выполнение устройства позволяет не использовать целиковый сепаратор, разрушение которого приводит к тотальному разрушению подшипника. В данном подшипнике функции сепаратора осуществляют сепарирующие ролики. Так как взаимная площадь контакта сепарирующих роликов и цилиндрических роликов выше, чем сферическая поверхность контакта сепарирующих роликов с беговыми дорожками колец, то между цилиндрическими и сепарирующими роликами происходит трение качения, а не скольжения, присущее нахождению роликов в гнездах сепаратора. Тепловыделение при трении качения на порядок ниже, чем при трении скольжения. При этом радиальный зазор в подшипнике определяют цилиндрические ролики. Также при резком изменении частоты вращения инерционность роликов значительно меньше чем инерционность сепаратора, поэтому вероятность дефекта проскальзывания ниже. Это позволяет использовать подшипник при повышенных частотах вращения. Сепаратор, как кольцо, подвержен разрушению от больших центробежных сил. Дополнительная дорожка качения на внутреннем кольце позволяет уменьшить диаметр сепарирующих роликов, снизив, тем самым, их массу и инерционность. А также убрать их контакт по дорожке качения, предназначенной для цилиндрических роликов. Это повышает ресурс подшипника.

Предпочтительно выполнить концы каждого из сепарирующих роликов сферической формы с радиусом сферы, большим радиуса их средней цилиндрической части, контактирующей с поверхностью цилиндрических роликов.

Наличие сферических поверхностей большего диаметра относительно диаметров средней части сепарирующих роликов позволяет удерживать минимально необходимый объем масла в зоне контакта цилиндрических роликов. Это позволяет эффективно использовать подаваемое масло и обеспечивать равномерное температурное состояние подшипника. А также не участвовать в контакте с той частью беговой дорожкой наружного кольца, где в контакте участвуют цилиндрические ролики.

Предпочтительно во внутреннем кольце выполнить маслоподводящие каналы к цилиндрическим роликам.

Это необходимо для обеспечения равномерного осевого градиента температур. При такой подаче масла температура внутреннего кольца ниже, чем температура наружного кольца, что исключает заклинку подшипника.

Сущность настоящего изобретения поясняется чертежами, где:

на фигуре 1 изображен продольный разрез заявленного радиального роликового подшипника качения;

на фигуре 2 изображен предпочтительный вариант выполнения формы сепарирующих роликов в разрезе, вид сверху, без безбортового наружного кольца;

на фигуре 3 изображен предпочтительный вариант выполнения формы сепарирующих роликов в разрезе, вид сбоку.

Радиальный роликовый подшипник качения содержит безбортовое наружное кольцо 1, внутренняя поверхность которого образует цилиндрическую дорожку качения, двухбортовое внутреннее кольцо 2, между бортами которого образована цилиндрическая дорожка качения, тела качения, выполненные в виде цилиндрических роликов 3, при этом на части наружной поверхности бортов двухбортового внутреннего кольца 1 выполнены две кольцевые проточки с образованием дополнительной дорожки качения 4, на которой между близлежащими цилиндрическими роликами 3 установлено по сепарирующему ролику 5.

Концы каждого из сепарирующих роликов 5 выполнены сферической формы с радиусом сферы, большим радиуса их средней цилиндрической части, контактирующей с поверхностью цилиндрических роликов 3 (фиг. 2, 3).

В двухбортовом внутреннем кольце выполнены маслоподводящие каналы 6 к цилиндрическим роликам 3.

Работа подшипника осуществляется следующим образом. Радиальная нагрузка от двухбортового внутреннего кольца 2 на безбортовое наружное кольцо 1 передается через цилиндрические ролики 3, при вращении которых происходит тепловыделение от потерь на трение качения. Между близлежащими цилиндрическими роликами 3 расположено по сепарирующему ролику 5, каждый из которых контактирует как с цилиндрическими роликами 3, так и с дорожкой качения на внутренней поверхности безбортового наружного кольца 1 и дополнительной дорожкой качения 4, также выделяя тепло от трения качения с цилиндрическими роликами 3 и трения скольжения с упомянутыми дорожками качения. Для отвода тепла прокачиваемым маслом в двухбортовом внутреннем кольце выполнены маслоподводящие каналы 6, которые обеспечивают равномерный осевой температурный градиент и исключение заклинивания заявленного подшипника.


РАДИАЛЬНЫЙ РОЛИКОВЫЙ ПОДШИПНИК КАЧЕНИЯ
РАДИАЛЬНЫЙ РОЛИКОВЫЙ ПОДШИПНИК КАЧЕНИЯ
РАДИАЛЬНЫЙ РОЛИКОВЫЙ ПОДШИПНИК КАЧЕНИЯ
РАДИАЛЬНЫЙ РОЛИКОВЫЙ ПОДШИПНИК КАЧЕНИЯ
Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-10 из 152.
27.04.2013
№216.012.3b40

Установка для испытания вращающихся элементов конструкции машин

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к лабораторно-иснытательной технике, а именно к установкам для исследования и доводки вращающихся элементов конструкции машин, преимущественно, газотурбинных двигателей. Техническим результатом, достигаемым при использовании заявленной...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002480729
Дата охранного документа: 27.04.2013
20.05.2013
№216.012.415d

Передняя опора ротора турбины низкого давления двухвального газотурбинного двигателя

Изобретение относится к газотурбинным двигателям авиационного и наземного применения, а именно к размещению опор для вращающихся с большой частотой вращения роторов турбомашин, и может использоваться в наиболее напряженных опорах. Технический результат, достигаемый при использовании данного...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002482303
Дата охранного документа: 20.05.2013
27.08.2013
№216.012.64d5

Узел соединения роторов компрессора и турбины газотурбинного двигателя

Узел соединения роторов компрессора и турбины газотурбинного двигателя содержит цапфу компрессора, вал турбины и контровочную трубу, зафиксированную в осевом и окружном направлениях. Цапфа компрессора и вал турбины соединены в осевом направлении посредством промежуточного вала, стяжной втулки и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002491450
Дата охранного документа: 27.08.2013
10.04.2014
№216.012.b411

Способ определения температуры газа перед турбиной на форсажном режиме турбореактивного двигателя

Изобретение относится к авиации и предназначено для определения температуры газа при испытаниях и эксплуатации газотурбинных двигателей на форсажных режимах. Техническим результатом, объективно достигаемым при использовании заявленного способа, является повышение точности определения...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002511814
Дата охранного документа: 10.04.2014
20.04.2014
№216.012.b8de

Способ оценки изменений технического состояния газотурбинного двигателя и определения мест и причин неисправностей в процессе эксплуатации

Изобретение относится к области испытаний и эксплуатации газотурбинных двигателей, в частности двухконтурных, а именно к контролю технического состояния во время их испытаний и эксплуатации для принятия решения по их обслуживанию и дальнейшей эксплуатации. В качестве дополнительного параметра...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002513054
Дата охранного документа: 20.04.2014
27.04.2014
№216.012.be93

Упругодемпферная опора ротора турбомашины

Изобретение относится к области турбомашиностроения, а именно к конструкции упругодемпферных опор роторов турбомашин. Техническим результатом, достигаемым при использовании заявленной упругодемпферной опоры ротора турбомашины, является существенное снижение напряжений в балочках разрезной...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002514527
Дата охранного документа: 27.04.2014
10.05.2014
№216.012.bfad

Охлаждаемая турбина

Охлаждаемая турбина содержит рабочее колесо с установленными на нем рабочими лопатками с двумя контурами охлаждения, последовательно соединенными с воздушными каналами в рабочем колесе, с независимыми кольцевыми диффузорными каналами, образованными на поверхности рабочего колеса, соединенными с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002514818
Дата охранного документа: 10.05.2014
10.05.2014
№216.012.bfaf

Ротор газотурбинного двигателя

Настоящее изобретение относится к области турбостроения и может быть использовано в конструкциях многоступенчатых компрессоров и турбин газотурбинных двигателей, энергетических установках паро- и гидротурбинах. Ротор газотурбинного двигателя содержит диски рабочих колес, сопряженные...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002514820
Дата охранного документа: 10.05.2014
20.05.2014
№216.012.c71a

Радиально-торцевое контактное уплотнение опоры турбомашины

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения, а именно к уплотнениям масляных полостей газотурбинных двигателей и энергетических установок. Техническим результатом является повышение ресурса графитового уплотнения за счет проскальзывания в зоне контакта графитовых колец...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002516729
Дата охранного документа: 20.05.2014
20.05.2014
№216.012.c730

Поворотное осесимметричное сопло турбореактивного двигателя

Поворотное осесимметричное сопло турбореактивного двигателя содержит неподвижный и подвижный корпусы, а также экраны, жестко прикрепленные к их внутренней поверхности с образованием каналов для прохода охлаждающего воздуха. Экран подвижного корпуса установлен между подвижным и неподвижным...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002516751
Дата охранного документа: 20.05.2014
Показаны записи 1-10 из 170.
27.04.2013
№216.012.3b40

Установка для испытания вращающихся элементов конструкции машин

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к лабораторно-иснытательной технике, а именно к установкам для исследования и доводки вращающихся элементов конструкции машин, преимущественно, газотурбинных двигателей. Техническим результатом, достигаемым при использовании заявленной...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002480729
Дата охранного документа: 27.04.2013
20.05.2013
№216.012.415d

Передняя опора ротора турбины низкого давления двухвального газотурбинного двигателя

Изобретение относится к газотурбинным двигателям авиационного и наземного применения, а именно к размещению опор для вращающихся с большой частотой вращения роторов турбомашин, и может использоваться в наиболее напряженных опорах. Технический результат, достигаемый при использовании данного...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002482303
Дата охранного документа: 20.05.2013
27.08.2013
№216.012.64d5

Узел соединения роторов компрессора и турбины газотурбинного двигателя

Узел соединения роторов компрессора и турбины газотурбинного двигателя содержит цапфу компрессора, вал турбины и контровочную трубу, зафиксированную в осевом и окружном направлениях. Цапфа компрессора и вал турбины соединены в осевом направлении посредством промежуточного вала, стяжной втулки и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002491450
Дата охранного документа: 27.08.2013
10.04.2014
№216.012.b411

Способ определения температуры газа перед турбиной на форсажном режиме турбореактивного двигателя

Изобретение относится к авиации и предназначено для определения температуры газа при испытаниях и эксплуатации газотурбинных двигателей на форсажных режимах. Техническим результатом, объективно достигаемым при использовании заявленного способа, является повышение точности определения...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002511814
Дата охранного документа: 10.04.2014
20.04.2014
№216.012.b8de

Способ оценки изменений технического состояния газотурбинного двигателя и определения мест и причин неисправностей в процессе эксплуатации

Изобретение относится к области испытаний и эксплуатации газотурбинных двигателей, в частности двухконтурных, а именно к контролю технического состояния во время их испытаний и эксплуатации для принятия решения по их обслуживанию и дальнейшей эксплуатации. В качестве дополнительного параметра...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002513054
Дата охранного документа: 20.04.2014
27.04.2014
№216.012.be93

Упругодемпферная опора ротора турбомашины

Изобретение относится к области турбомашиностроения, а именно к конструкции упругодемпферных опор роторов турбомашин. Техническим результатом, достигаемым при использовании заявленной упругодемпферной опоры ротора турбомашины, является существенное снижение напряжений в балочках разрезной...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002514527
Дата охранного документа: 27.04.2014
10.05.2014
№216.012.bfad

Охлаждаемая турбина

Охлаждаемая турбина содержит рабочее колесо с установленными на нем рабочими лопатками с двумя контурами охлаждения, последовательно соединенными с воздушными каналами в рабочем колесе, с независимыми кольцевыми диффузорными каналами, образованными на поверхности рабочего колеса, соединенными с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002514818
Дата охранного документа: 10.05.2014
10.05.2014
№216.012.bfaf

Ротор газотурбинного двигателя

Настоящее изобретение относится к области турбостроения и может быть использовано в конструкциях многоступенчатых компрессоров и турбин газотурбинных двигателей, энергетических установках паро- и гидротурбинах. Ротор газотурбинного двигателя содержит диски рабочих колес, сопряженные...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002514820
Дата охранного документа: 10.05.2014
20.05.2014
№216.012.c71a

Радиально-торцевое контактное уплотнение опоры турбомашины

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения, а именно к уплотнениям масляных полостей газотурбинных двигателей и энергетических установок. Техническим результатом является повышение ресурса графитового уплотнения за счет проскальзывания в зоне контакта графитовых колец...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002516729
Дата охранного документа: 20.05.2014
20.05.2014
№216.012.c730

Поворотное осесимметричное сопло турбореактивного двигателя

Поворотное осесимметричное сопло турбореактивного двигателя содержит неподвижный и подвижный корпусы, а также экраны, жестко прикрепленные к их внутренней поверхности с образованием каналов для прохода охлаждающего воздуха. Экран подвижного корпуса установлен между подвижным и неподвижным...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002516751
Дата охранного документа: 20.05.2014
+ добавить свой РИД