×
20.10.2015
216.013.8421

Результат интеллектуальной деятельности: ТОПЛИВНАЯ СИСТЕМА ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА

Вид РИД

Изобретение

№ охранного документа
0002565428
Дата охранного документа
20.10.2015
Аннотация: Изобретение относится к области авиации, в частности к топливным системам летательных аппаратов. Топливная система летательного аппарата содержит многоотсечный топливный бак и систему подачи газа избыточного давления. Полости топливного бака сообщены магистралями перелива топлива с последним отсеком и через него с двигателем летательного аппарата. Магистраль перелива топлива в последний отсек снабжена обратным клапаном. Первый отсек топливного бака сообщен с системой подачи газа избыточного давления, содержащей пусковое устройство и устройство ограничения расхода газа. Последний отсек топливного бака через магистраль с дополнительным силовым устройством и дополнительным устройством ограничения расхода, настроенным на увеличенное значение данной величины, сообщен линией наддува с системой подачи газа избыточного давления. Достигается уменьшение рабочего давления в отсеках топливного бака. 1 з.п. ф-лы, 1 ил.

Устройство относится к авиации, к оборудованию летательных аппаратов (ЛА), конкретно к устройствам, связанным с подачей топлива к силовой установке.

Известна топливная система летательного аппарата (Поликовский В.И., Сурнов Д.Н. Силовые установки летательных аппаратов с воздушно-реактивными двигателями. - М.: Машиностроение, 1965, с.54), принятая за прототип, содержащая многоотсечный топливный бак, полости отсеков которого сообщены последовательно магистралями перелива топлива с последним отсеком и через него с двигателем летательного аппарата, а через первый отсек линией наддува с системой подачи газа повышенного (избыточного) давления. Для включения и поддержания в топливном баке определенного избыточного давления над давлением окружающей среды (атмосферы). В системах подачи газа избыточного давления используют пусковое устройство и устройство поддержания потребного избыточного давления.

Существенными признаками предлагаемой топливной системы, совпадающими с признаками прототипа, являются следующие: топливная система летательного аппарата, содержащая многоотсечный топливный бак, полости отсеков которого сообщены последовательно магистралями перелива топлива с последним отсеком и через него с двигателем летательного аппарата, а через первый отсек линией наддува с системой подачи газа избыточного давления, содержащей пусковое устройство и устройство поддержания потребного избыточного давления.

При подаче топлива из многоотсечного топливного бака и полете ЛА с большой сверзвуковой скоростью увеличивается температура обшивки ЛА вследствие аэродинамического нагрева. Поток тепловой энергии, проходящий через стенки топливного бака, поглощается топливом, увеличивая его температуру по мере выработки из отсеков топливного бака, соответственно температуре топлива увеличивается давление его насыщенных паров и потребное давление топлива на входе в двигатель. Несмотря на то, что максимальную температуру соответственно и давление насыщенных паров топливо приобретает в конце полета, настройку устройства ограничения расхода газа выбирают, исходя из обеспечения работоспособности двигателя при максимальных температурах и давлении его насыщенных паров, при этом большую часть времени полета ЛА в отсеках топливного бака поддерживается значительное избыточное давление, что приводит к увеличению массы топливного бака.

Предлагаемым устройством решается задача уменьшения рабочего давления в отсеках топливного бака.

Для достижения названного технического результата в предлагаемой топливной системе летательного аппарата, содержащей многоотсечный топливный бак, полости отсеков которого сообщены последовательно магистралями перелива топлива с последним отсеком и через него с двигателем летательного аппарата, а через первый отсек линией наддува с системой подачи газа избыточного давления, содержащей пусковое устройство и устройство поддержания потребного избыточного давления, магистраль перелива топлива в полость, по крайней мере, второго отсека топливного бака снабжена обратным клапаном, при этом полость, по крайней мере, второго отсека сообщена дополнительной линией наддува с системой подачи газа через дополнительное пусковое устройство и дополнительное устройство поддержания потребного избыточного давления, настроенное на увеличенное значение величины избыточного давления по сравнению с первым отсеком. Для уменьшения массы рабочего тела системы подачи газа избыточного давления, по крайней мере, второй отсек топливного бака размещен в полости предыдущего отсека с обеспечением зазоров между стенками отсеков.

Отличительными признаками предлагаемого устройства от прототипа является то, что магистраль перелива топлива в полость, по крайней мере, второго отсека топливного бака снабжена обратным клапаном, при этом полость, по крайней мере, второго отсека сообщена дополнительной линией наддува с системой подачи газа через дополнительное пусковое устройство и дополнительное устройство поддержания потребного избыточного давления, настроенное на увеличенное значение величины избыточного давления по сравнению с первым отсеком; по крайней мере, второй отсек топливного бака размещен в полости предыдущего отсека с обеспечением зазоров между стенками отсеков.

Благодаря наличию указанных отличительных признаков в совокупности с известными (указанными в ограничительной части формулы) обеспечивается уменьшение массы топливной системы летательного аппарата.

Предложенное техническое решение может найти применение при разработке ЛА, конструкция которых подвергается интенсивному аэродинамическому нагреву при полете с большой сверхзвуковой скоростью.

Предлагаемая топливная система ЛА представлена на чертеже.

Топливная система летательного аппарата содержит многоотсечный топливный бак 1, полости отсеков 2 и 3 которого сообщены последовательно магистралями 4 и 5 перелива топлива меду собой и с двигателем 6 летательного аппарата 7, а через первый отсек 2 линией наддува 8 с системой 9 подачи газа избыточного давления, содержащей пусковое устройство 10 и устройство 11 ограничения расхода газа. Магистраль 4 перелива топлива в полость последнего отсека 3 топливного бака 1 снабжена обратным клапаном 12, при этом полость последнего отсека 3 сообщена дополнительной линией наддува 13 с системой 9 подачи газа через дополнительное пусковое устройство 14 и дополнительное устройство 15 ограничения расхода газа, настроенное на увеличенное значение величины ограничения расхода газа. Второй отсек 3 топливного бака 1 размещен в полости первого отсека 2 с обеспечением зазоров между стенками отсеков 2 и 3.

Представленная на чертеже топливная система работает следующим образом. Для запуска и работы в полете двигателя 6 ЛА 7 задействуется пусковое устройство 10, при этом сжатый газ из системы 9 подачи газа избыточного давления по линии 8 наддува через устройство 11 ограничения расхода газа поступает в полость первого отсека 2 топливного бака 1, располагаясь в верхней части полости отсека 2. Под действием избыточного давления сжатого газа топливо из полости отсека 2 по магистрали 4 через обратный клапан 12 поступает в полость очередного (последнего) отсека 2, замещая объем топлива, переливаемый из него по магистрали 5 в двигатель 6. Настройку устройства 11 ограничения расхода газа выбирают, исходя из обеспечения давления на входе в двигатель 6 (на выходе из магистрали 5), превышающего значение давления, необходимое для работы двигателя на определенную величину (запас давления). В процессе выработки объема топлива, размещаемого в объеме полости отсека 2, температура топлива увеличивается, соответственно увеличивается давление насыщенных паров топлива и значение давления, необходимое для работы двигателя 6, при этом работа двигателя 6 обеспечивается за счет запаса давления на выходе из магистрали 5, обеспечиваемого настройкой устройства 11 ограничения расхода газа. При выработке в двигатель 6 объема топлива, заключенного в полости отсека 3, вследствие дальнейшего нагрева топлива и увеличения необходимого для работы двигателя 6 значения давления на его входе, настройка устройства 11 ограничения расхода газа становится недостаточной для обеспечения необходимой величины давления на выходе магистрали 5. Для обеспечения дальнейшей работы двигателя 6 задействуется дополнительное пусковое устройство 14 системы 9 подачи газа, при этом газ избыточного давления по дополнительной линии 13 наддува через дополнительное устройство 15 ограничения расхода, настроенное на увеличенное значение расхода газа, поступает в полость отсека 3, поддерживая увеличенное давление газа в полости отсека 3 и соответственно увеличенное значение давления топлива на выходе магистрали 5, обеспечивая определенный запас давления, достаточный для работы двигателя 6 до полной выработки остатка топлива из полости отсека 3. При этом обратный клапан 12 предотвращает сброс газа увеличенного давления из полости отсека 3 в полость отсека 2 по магистрали 4 перелива топлива. Благодаря наличию линии наддува 13, дополнительного пускового устройства 14, устройства 15 ограничения расхода газа, а также наличия обратного клапана 12 в магистрали 4 перелива топлива, прочность отсека 2 обеспечивается для уменьшенного значения внутреннего давления при меньшей толщине стенки отсека 2 или при меньшем количестве внутренних силовых элементов (рам, стрингеров), упрочняющих стенку отсека 2, что и обеспечивает уменьшение массы отсека 2 топливного бака 1 и ЛА 7 в целом. Уменьшение массы первого отсека 2 и топливного бака 1 в целом тем более существенно при сложной форме отсека 2, например, с треугольным или овальным поперечным сечением, имеющим участки поверхности с большим радиусом кривизны (приближенные к плоскости). При наличии в топливном баке 1 трех и более отсеков с линией 13 подачи газа повышенного давления может быть сообщен не второй отсек 3, а любой последующий очередной вырабатываемый отсек топливного бака 1, что определяется скоростью роста температуры топлива и уменьшением запаса давления на входе в двигатель. Размещение, по крайней мере, второго отсека 3 топливного бака 1 в полости предыдущего отсека 2 с обеспечением зазора между стенками отсеков 2 и 3 позволяет за счет наличия зазоров уменьшить тепловой поток энергии через стенки отсека 3 к находящемуся в его объеме топливу, конечную температуру топлива и рабочее давление в отсеке 3, соответственно уменьшается масса отсека 3 топливного бака 1 в целом. Кроме того, благодаря размещению, по крайней мере, второго отсека 3 в объеме предыдущего отсека 2, даже при сложной форме поперечного сечения отсека 2, вызванной формой наружной поверхности фюзеляжа ЛА 7, форма отсека 3 может быть цилиндрической или сферической, что позволяет минимизировать его массу при рабочем давлении, определяемым настройкой устройства 15 ограничения расхода газа. Наряду с уменьшением массы топливного бака 1, в связи с уменьшением рабочего давления в отсеке 2 уменьшаются и расход газа для его наддува, что позволяет уменьшить массу системы 9 подачи газа избыточного давления.


ТОПЛИВНАЯ СИСТЕМА ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА
Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-10 из 653.
10.02.2013
№216.012.2338

Приборная панель космического аппарата

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано для космических конструкций, например, каркасов приборных панелей. Приборная панель космического аппарата содержит несущие верхнее и нижнее основания, между которыми установлен заполнитель в виде сот, и закладные элементы....
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002474518
Дата охранного документа: 10.02.2013
20.02.2013
№216.012.27bf

Кассетный боеприпас

Изобретение относится к военной технике, а более конкретно к кассетным боеприпасам. Кассетный боеприпас содержит корпус, в кормовой части которого расположен отсек с парашютной системой и срезаемым элементом. Парашютная система помещена в чехол. Парашютный отсек выполнен в виде тонкостенного...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002475695
Дата охранного документа: 20.02.2013
20.03.2013
№216.012.3008

Артиллерийский осколочно-фугасный снаряд

Изобретение относится к военной технике, а более конкретно к осколочно-фугасным снарядам, которые применяются при стрельбе из артиллерийских орудий. Артиллерийский осколочно-фугасный снаряд содержит корпус с ведущим пояском, взрыватель и взрывчатое вещество. Корпус состоит из соединенных...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002477831
Дата охранного документа: 20.03.2013
10.04.2013
№216.012.33da

Сопло летательного аппарата

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к конструкциям сопел летательных аппаратов, и может быть использовано для сопловых блоков летательных аппаратов, в которых устанавливаются заглушки, служащие для защиты внутренней полости летательного аппарата. Сопло содержит раструб,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002478817
Дата охранного документа: 10.04.2013
27.04.2013
№216.012.3af9

Кран шаровой

Изобретение относится к арматуростроению и предназначено, в частности, для использования в трубопроводной запорной арматуре пневмогидросистем ракет-носителей космического назначения, а также в любой отрасли промышленности, использующей гидравлическую технику, где необходимо периодически...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002480658
Дата охранного документа: 27.04.2013
10.05.2013
№216.012.3e54

Тренога

Изобретение относится к треногам для установки приборов. Тренога содержит основание (1) с центральным отверстием (2) и тремя кронштейнами (3) у основания с выполненными в них проушинами (4). Между проушинами (4) на конической поверхности основания (1) содержатся проточки (5), обеспечивающие...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002481523
Дата охранного документа: 10.05.2013
20.06.2013
№216.012.4bf4

Солнечная батарея

Изобретение относится к космической технике и может быть использовано при проектировании выносных конструкций космических аппаратов, преимущественно солнечных батарей (СБ). Солнечная батарея содержит раму, верхние и нижние створки, попарно связанные между собой шарнирами, на оси которых...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002485026
Дата охранного документа: 20.06.2013
20.06.2013
№216.012.4d30

Силовой блок двигательной установки ракеты-носителя

Изобретение относится к ракетной технике и может быть использовано преимущественно в силовых блоках ракет-носителей (РН) для управления вектором тяги. Силовой блок РН с управляемым вектором тяги содержит хвостовой отсек для установки маршевого жидкостного ракетного двигателя (ЖРД) и силовое...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002485342
Дата охранного документа: 20.06.2013
20.06.2013
№216.012.4e5d

Логопериодическая антенна

Изобретение относится к области антенной техники и может быть использовано в радиотехнических системах различного назначения в качестве самостоятельной сверхширокополосной антенны, либо в качестве базового элемента антенной решетки. Технической результат - повышение идентичности ширины...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002485643
Дата охранного документа: 20.06.2013
10.08.2013
№216.012.5c9a

Способ закрытой заправки топливного бака жидким топливом и система для его осуществления

Изобретение относится к оборудованию для закрытой заправки топливного бака беспилотного летательного аппарата, эксплуатирующегося с загерметизированным топливным баком. При закрытой заправке топливозаправщиком барботажной емкости топливо насыщают газом путем его введения под избыточным...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002489327
Дата охранного документа: 10.08.2013
Показаны записи 1-10 из 402.
10.02.2013
№216.012.2338

Приборная панель космического аппарата

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано для космических конструкций, например, каркасов приборных панелей. Приборная панель космического аппарата содержит несущие верхнее и нижнее основания, между которыми установлен заполнитель в виде сот, и закладные элементы....
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002474518
Дата охранного документа: 10.02.2013
20.02.2013
№216.012.27bf

Кассетный боеприпас

Изобретение относится к военной технике, а более конкретно к кассетным боеприпасам. Кассетный боеприпас содержит корпус, в кормовой части которого расположен отсек с парашютной системой и срезаемым элементом. Парашютная система помещена в чехол. Парашютный отсек выполнен в виде тонкостенного...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002475695
Дата охранного документа: 20.02.2013
20.03.2013
№216.012.3008

Артиллерийский осколочно-фугасный снаряд

Изобретение относится к военной технике, а более конкретно к осколочно-фугасным снарядам, которые применяются при стрельбе из артиллерийских орудий. Артиллерийский осколочно-фугасный снаряд содержит корпус с ведущим пояском, взрыватель и взрывчатое вещество. Корпус состоит из соединенных...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002477831
Дата охранного документа: 20.03.2013
10.04.2013
№216.012.33da

Сопло летательного аппарата

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к конструкциям сопел летательных аппаратов, и может быть использовано для сопловых блоков летательных аппаратов, в которых устанавливаются заглушки, служащие для защиты внутренней полости летательного аппарата. Сопло содержит раструб,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002478817
Дата охранного документа: 10.04.2013
27.04.2013
№216.012.3af9

Кран шаровой

Изобретение относится к арматуростроению и предназначено, в частности, для использования в трубопроводной запорной арматуре пневмогидросистем ракет-носителей космического назначения, а также в любой отрасли промышленности, использующей гидравлическую технику, где необходимо периодически...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002480658
Дата охранного документа: 27.04.2013
10.05.2013
№216.012.3e54

Тренога

Изобретение относится к треногам для установки приборов. Тренога содержит основание (1) с центральным отверстием (2) и тремя кронштейнами (3) у основания с выполненными в них проушинами (4). Между проушинами (4) на конической поверхности основания (1) содержатся проточки (5), обеспечивающие...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002481523
Дата охранного документа: 10.05.2013
20.06.2013
№216.012.4bf4

Солнечная батарея

Изобретение относится к космической технике и может быть использовано при проектировании выносных конструкций космических аппаратов, преимущественно солнечных батарей (СБ). Солнечная батарея содержит раму, верхние и нижние створки, попарно связанные между собой шарнирами, на оси которых...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002485026
Дата охранного документа: 20.06.2013
20.06.2013
№216.012.4d30

Силовой блок двигательной установки ракеты-носителя

Изобретение относится к ракетной технике и может быть использовано преимущественно в силовых блоках ракет-носителей (РН) для управления вектором тяги. Силовой блок РН с управляемым вектором тяги содержит хвостовой отсек для установки маршевого жидкостного ракетного двигателя (ЖРД) и силовое...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002485342
Дата охранного документа: 20.06.2013
20.06.2013
№216.012.4e5d

Логопериодическая антенна

Изобретение относится к области антенной техники и может быть использовано в радиотехнических системах различного назначения в качестве самостоятельной сверхширокополосной антенны, либо в качестве базового элемента антенной решетки. Технической результат - повышение идентичности ширины...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002485643
Дата охранного документа: 20.06.2013
10.08.2013
№216.012.5c9a

Способ закрытой заправки топливного бака жидким топливом и система для его осуществления

Изобретение относится к оборудованию для закрытой заправки топливного бака беспилотного летательного аппарата, эксплуатирующегося с загерметизированным топливным баком. При закрытой заправке топливозаправщиком барботажной емкости топливо насыщают газом путем его введения под избыточным...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002489327
Дата охранного документа: 10.08.2013
+ добавить свой РИД