Вид РИД
Изобретение
Изобретение относится к железнодорожному транспорту, а именно к стрелочным переводам.
Прототипом является привод стрелочного перевода, содержащий, по крайней мере, один выключатель электродвигателя, соединенного с редуктором, содержащего червячную пару, ось с червяком, который имеет возможность перемещения вдоль геометрической оси [Пат. РФ 2499712, МПК B61L 5/06, B61L 5/18, 2013].
Недостатками прототипа являются:
- относительно сложная конструкция привода.
Задачей изобретения является устранение указанного недостатка, а именно упрощение конструкции привода и повышение его надежности.
Задача решается тем, что в приводе стрелочного перевода, содержащем, по крайней мере, один выключатель электродвигателя, соединенного с редуктором, содержащего червячную пару, ось с червяком, который имеет возможность перемещения вдоль геометрической оси вращения, червяк выполнен в виде цилиндрического вала с закрепленной на нем и охватывающей его, по крайней мере, одной витой пружиной, концы которой могут контактировать с ограничителями осевого перемещения.
Между витками первой пружины размещены витки второй витой пружины, концы которой могут контактировать с ограничителями осевого перемещения. Шаг пружины на валу отличен от ее шага вне вала. Диаметр пружины на валу отличен от ее диаметра вне вала. Ось и вал сопряжены посредством шлицевого соединения. Ось и вал выполнены за одно. На валу витки пружин соприкасаются.
Указанные отличительные признаки позволяют достичь следующих преимуществ по сравнению с прототипом.
Выполнение червяка в виде цилиндрического вала с закрепленной на нем и охватывающей его, по крайней мере, одной витой пружиной, концы которой могут контактировать с ограничителями осевого перемещения, позволяет упростить конструкцию червяка и всего привода в целом.
Размещение между витками первой пружины витков второй витой пружины, концы которой могут контактировать с ограничителями осевого перемещения, дает возможность увеличить диапазон изменения усилия осевого перемещения вала, что упрощает конструкцию.
Отличие шага и диаметра пружины на валу от ее шага и диаметра вне вала позволяет изменять силовую характеристику пружины, что упрощает конструкцию привода.
Сопряжение оси и вала посредством шлицевого соединения упрощает конструкцию и повышает ее надежность.
Выполнение оси и вала за одно упрощает конструкцию.
Соприкосновение на валу витков пружин повышает их сопротивляемость осевому перемещению вдоль вала под нагрузкой, что повышает надежность.
Изобретение поясняется чертежами.
На фиг. 1 изображена схема привода стрелочного перевода. На фиг. 2 изображен фрагмент стрелочного перевода.
Привод содержит установленную с возможностью поворота вокруг оси 1 платформу 2, с неподвижно закрепленными опорами 3, 4, в которых с возможностью вращения установлена ось 5, на которой размещен вал 6, имеющий больший диаметр, чем ось. На валу закреплена и охватывает его, по крайней мере, одна витая пружина 7, концы 8 которой могут контактировать с ограничителями осевого перемещения (опорами), имеющая возможность зацепления с колесом 9, закрепленным на оси 10 привода. При этом вал 6 может иметь возможность перемещения вдоль оси 5, которая должна быть выполнена, например, со шлицами, или сделан за одно с осью 5. В этом случае ось должна иметь возможность осевого перемещения в опорах, при этом двигатель должен быть соединен с осью так, чтобы не препятствовать указанному перемещению, т.е. соединен, например, посредством шлицов. На валу, между витками первой пружины 7 может быть закреплена вторая пружина 11, концы которой могут быть больше, меньше или равны длине концов первой пружины, при этом между крайними витками пружин и опорой может быть зазор.
Работает привод следующим образом.
Предположим, что вал 6 выполнен отдельно от оси 5, имеющей шлицы.
Для перевода остряка из одного крайнего положения в другое включают двигатель (не показан), в результате чего ось 5 заодно с валом 6 и пружиной 7 начинают вращаться. Для поворота колеса 9, кинематически связанного с шибером стрелочного перевода, требуется определенное усилие, а пружина 7, конец 8 которой не касается опоры 3, не воздействует с нужным усилием на зуб колеса, поэтому вал 6 начнет передвигаться вдоль шлицов оси 5, одновременно вращаясь (фиг. 1, 2). При этом колесо 9 остается неподвижным, т.е. работа двигателя происходит вхолостую.
Предположим, что вал 6 смещается по оси 5 влево. После касания концом 8 торца опоры 3 пружина 7 начнет сжиматься, при этом усилие воздействия ее в зоне вала 6 на зуб колеса 9 будет плавно возрастать. В конце концов, оно достигнет величины, достаточной для вращения колеса 9 с осью 10, что вызовет перемещение остряка из одного крайнего положения в другое. После подхода его к рамному рельсу сработает выключатель, управляемый контрольной линейкой стрелочного перевода, и двигатель привода выключится, продолжая вращаться по инерции. При этом пружина 7 будет продолжать сжиматься, гася за счет своей деформации энергию инерции вращающихся масс, в результате чего вращение прекратится, а остряк прижмется к рамному рельсу с определенным усилием. При выполнении вала 6 заодно с осью 5 механизм привода работает аналогичным образом.
На вал 6 может быть насажена пружина 11, концы которой в зависимости от требований, предъявляемых к характеристике обеих пружин, могут занимать различное положение, относительно концов пружины 7, т.е. сначала, например, может сжиматься пружина 11, а потом - обе вместе. Заметим, что если витки пружины 11 сделать соприкасающимися с витками пружины 7 (показано пунктирной окружностью на фиг. 2), то увеличится сопротивление пружин осевому перемещению.
Если необходимо вывести вал 6 из зацепления с колесом 9, например, для запирания остряка, то поворачивают платформу 2 вокруг оси 1. В этом положении платформы кинематическая связь с двигателем отсутствует, и перевод остряка невозможен.
Внедрение изобретения позволит создать простой, надежный привод стрелочного перевода, имеющий низкие затраты эксплуатационного цикла.