×
20.09.2015
216.013.7cb9

Результат интеллектуальной деятельности: КОМПОЗИЦИОННАЯ ТОРМОЗНАЯ КОЛОДКА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА, ОБРАЗУЮЩАЯ В ПРОЦЕССЕ ТРИБОКОНТАКТА АБРАЗИВНЫЕ НАНОЧАСТИЦЫ

Вид РИД

Изобретение

№ охранного документа
0002563526
Дата охранного документа
20.09.2015
Аннотация: Изобретение относится к области железнодорожного транспорта, в частности к тормозным колодкам пассажирских и грузовых вагонов, электропоездов, локомотивов и другого рельсового транспорта. Тормозная колодка, образующая в процессе трибоконтакта абразивные наночастицы, содержит металлический каркас, одно- или двухслойный композиционный фрикционный элемент и вставку или несколько вставок из металла. Вставка или вставки выполнены из кремнистого чугуна с содержанием кремния от 5,0 до 7,5%. Достигается повышение стабильности фрикционных характеристик колодки в процессе эксплуатации путем обеспечения, в момент существенного нагрева изделия, образования в зоне трибоконтакта рабочей поверхности колодки и поверхности катания колеса наноразмерных абразивных частиц, повышающих коэффициент трения.
Основные результаты: Тормозная колодка железнодорожного транспортного средства, образующая в процессе трибоконтакта абразивные наночастицы, содержащая металлический каркас, одно- или двухслойный композиционный фрикционный элемент и вставку или несколько вставок из металла, отличающаяся тем, что вставка или вставки выполнены из кремнистого чугуна с содержанием кремния от 5,0 до 7,5%.

Заявляемое изобретение относится к тормозным колодкам железнодорожных транспортных средств, например тормозным колодкам пассажирских и грузовых вагонов, электропоездов, локомотивов и другого рельсового транспорта.

Аналогом заявляемого изобретения является тормозная колодка железнодорожного подвижного состава, содержащая композиционный фрикционный элемент и фрикционную абразивную вставку из чугуна, защемленную в проволочном каркасе и запрессованную в композиционном фрикционном элементе, при этом вставка в верхней нерабочей части снабжена выемками, уступами или заплечиками для позиционирования проволоки каркаса по толщине вставки (см. патент RU №95768, МПК F16D 65/04, 2010 г.). Существенные признаки аналога «композиционный фрикционный элемент, проволочный каркас, вставка из чугуна» совпадают с существенными признаками заявляемого изобретения.

Недостатком аналога является снижение фрикционных характеристик колодки при нагревах в процессе эксплуатации из-за снижения коэффициента трения полимерного фрикционного композита и материала вставки при высоких температурах, что может привести к существенному увеличению тормозного пути транспортного средства и, соответственно, снизить безопасность изделия в процессе эксплуатации.

Прототипом заявляемого изобретения является тормозная колодка железнодорожного транспортного средства, содержащая металлический каркас, одно- или двухслойный композиционный фрикционный элемент и вставку или несколько вставок, выполненных из металла (см. патент RU №88753, МПК В61Н 1/00, 2009 г.). Существенные признаки прототипа «металлический каркас, одно- или двухслойный композиционный фрикционный элемент, вставка или несколько вставок из металла» совпадают с существенными признаками заявляемого изобретения.

Недостатком прототипа также является падение фрикционных характеристик колодки в момент ее нагрева в процессе эксплуатации из-за снижения при нагревании коэффициента трения как полимерного фрикционного композита, так и материала вставки или вставок, что приводит к увеличению тормозного пути транспортного средства и снижает его безопасность.

Задачей, на решение которой направлено заявляемое изобретение, является повышение стабильности фрикционных характеристик колодки в процессе эксплуатации путем обеспечения, в момент существенного нагрева изделия, образования в зоне трибоконтакта рабочей поверхности колодки и поверхности катания колеса наноразмерных абразивных частиц, повышающих коэффициент трения.

Для достижения указанного технического результата в тормозной колодке железнодорожного транспортного средства, содержащей металлический каркас, одно- или двухслойный композиционный фрикционный элемент и вставку или несколько вставок из металла, вставка или вставки выполнены из кремнистого чугуна с содержанием кремния от 5,0 до 7,5%.

Существенные признаки заявляемого изобретения «вставка или вставки выполнены из кремнистого чугуна с содержанием кремния 5,0÷7,5%» являются отличительными от признаков прототипа.

Композиционная тормозная колодка гребневого или негребневого типа для железнодорожного транспортного средства включает металлический каркас, например, из сплошной металлической полосы («штампованный» каркас) или проволочной рамки и перфотыльника (сетчато-проволочный каркас), или другого типа. На металлическом каркасе зафиксирован полимерный композиционный фрикционный элемент, включающий полимерную матрицу с дисперсными, в том числе волокнистыми, наполнителями. Во фрикционном элементе размещены чугунные вставки, одна или несколько. Вставки могут быть размещены как в центральной, так и в других частях колодки. Вставки или единственная вставка выполнены из кремнистого чугуна с содержанием кремния в чугуне от 5,0 до 7,5%.

Изготавливаться заявляемая колодка может известными методами.

Конкретным примером заявляемого изобретения является колодка тормозная полуметаллическая с сетчато-проволочным каркасом и чугунной вставкой, дет.126-12-58-01. Вставка выполнена из чугуна с шаровидным графитом, содержание углерода в чугуне 2,62%, кремния 6,23%, марганца 0,89%, фосфора 0,22%, серы 0,21%.

Выполнение вставки из кремнистого чугуна обеспечивает при нагревании образование на поверхности трения вставки хрупкой пленки оксида кремния толщиной от 20 до 100 нм. В процессе трибоконтакта эта пленка разрушается с образованием абразивных частиц двуокиси кремния соответствующего размера, которые удаляются с продуктами износа. Абразивные частицы образуются только при значительном нагреве поверхности трения тормозной колодки, то есть именно тогда, когда происходит термическое падение коэффициента трения. В результате значение коэффициента трения нагретой колодки повышается. Из-за удаления абразивных частиц с продуктами износа и отсутствия их образования при обычных температурах повышения коэффициента трения на ненагретых колодках не происходит.

В результате снижается градиент изменения значений коэффициента трения колодки при ее эксплуатации, то есть стабилизируются фрикционные характеристики.

Тормозная колодка железнодорожного транспортного средства, образующая в процессе трибоконтакта абразивные наночастицы, содержащая металлический каркас, одно- или двухслойный композиционный фрикционный элемент и вставку или несколько вставок из металла, отличающаяся тем, что вставка или вставки выполнены из кремнистого чугуна с содержанием кремния от 5,0 до 7,5%.
Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-10 из 18.
10.01.2015
№216.013.178d

Армодренажный композитный геотекстильный материал

Изобретение относится к строительным материалам, используемым при сооружении армогрунтовых конструкций дорог, земляных сооружений, фундаментов и т.д. Армодренажный композитный текстильный материал включает матрицу из нетканого фильтрующего материала, армирующие элементы из однонаправленного...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002537457
Дата охранного документа: 10.01.2015
20.01.2015
№216.013.1e47

Армирующая сетка

Изобретение относится к сетчатым армирующим рулонным материалам, предназначенным для образования армированных слоев в различных покрытиях, например грунтовых, асфальтовых и др. Армирующая сетка с ячейками, образованными перекрещивающимися пучками нитей, зафиксированных пропиткой и/или...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002539192
Дата охранного документа: 20.01.2015
20.01.2015
№216.013.1e4a

Армирующий сетчатый материал

Изобретение относится к сетчатым армирующим рулонным материалам, предназначенным для образования армированных слоев в различных битумных покрытиях, например, дорожных, грунтовых, асфальтовых и др. Армирующий сетчатый материал, содержащий покрытие и включающий перекрещивающиеся пучки нитей,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002539195
Дата охранного документа: 20.01.2015
20.01.2015
№216.013.1e4b

Армирующая сетка

Изобретение относится к сетчатым армирующим рулонным материалам, предназначенным для образования армированных слоев в различных покрытиях, например дорожных, асфальтовых, бетонных и др. Армирующая сетка с ячейками, образованными перекрещивающимися пучками нитей, зафиксированных пропиткой и/или...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002539196
Дата охранного документа: 20.01.2015
27.04.2015
№216.013.45b1

Фрикционный диск (варианты)

Группа изобретений относится к области машиностроения, в частности к фрикционным дискам, имеющим на поверхности трения углубления. Фрикционный диск содержит металлический каркас с восемью выемками по наружному контуру каркаса и восемью отверстиями. Отверстия и выемки чередуются по окружности...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002549345
Дата охранного документа: 27.04.2015
27.04.2015
№216.013.464e

Тормозная колодка железнодорожного транспортного средства

Изобретение относится к области железнодорожного транспорта, а именно к тормозным колодкам железнодорожных транспортных средств. Тормозная колодка содержит композиционный фрикционный элемент, металлический каркас и чугунную вставку. Масса рабочей части вставки составляет от 20% до 55% массы...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002549502
Дата охранного документа: 27.04.2015
27.04.2015
№216.013.46ad

Тормозная колодка железнодорожного транспортного средства

Изобретение относится к области железнодорожного транспорта, а именно к тормозным колодкам железнодорожных транспортных средств. Тормозная колодка железнодорожного транспортного средства содержит композиционный фрикционный элемент, металлический каркас и вставку из чугуна. Вставка выполнена из...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002549597
Дата охранного документа: 27.04.2015
10.05.2015
№216.013.4b4a

Тормозная колодка железнодорожного транспортного средства

Изобретение относится к области железнодорожного транспорта, а именно к тормозным колодкам железнодорожных транспортных средств. Тормозная колодка содержит композиционный фрикционный элемент, проволочный каркас из сваренных между собой широкой и узкой рамок, твердую вставку с выступами,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002550781
Дата охранного документа: 10.05.2015
20.05.2015
№216.013.4c51

Тормозная накладка для дискового тормоза железнодорожного подвижного состава

Изобретение относится к области железнодорожного транспорта и касается конструкции тормозных накладок дисковых тормозов. Тормозная накладка содержит закрепленные на металлическом тыльнике фрикционные элементы с пазами. Фрикционные элементы представляют собой две отдельно взятые половины...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002551051
Дата охранного документа: 20.05.2015
20.09.2015
№216.013.7bf5

Набивка

Изобретение относится к пропитанным полимерными материалами мягким набивкам, предназначенным для эксплуатации в сальниках с аксиальным натяжением. Набивка включает пропитанное полимером волокнистое основание и снабженную выступами поверхность. Волокнистое основание выполнено из материала,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002563330
Дата охранного документа: 20.09.2015
Показаны записи 1-10 из 22.
10.01.2015
№216.013.178d

Армодренажный композитный геотекстильный материал

Изобретение относится к строительным материалам, используемым при сооружении армогрунтовых конструкций дорог, земляных сооружений, фундаментов и т.д. Армодренажный композитный текстильный материал включает матрицу из нетканого фильтрующего материала, армирующие элементы из однонаправленного...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002537457
Дата охранного документа: 10.01.2015
20.01.2015
№216.013.1e47

Армирующая сетка

Изобретение относится к сетчатым армирующим рулонным материалам, предназначенным для образования армированных слоев в различных покрытиях, например грунтовых, асфальтовых и др. Армирующая сетка с ячейками, образованными перекрещивающимися пучками нитей, зафиксированных пропиткой и/или...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002539192
Дата охранного документа: 20.01.2015
20.01.2015
№216.013.1e4a

Армирующий сетчатый материал

Изобретение относится к сетчатым армирующим рулонным материалам, предназначенным для образования армированных слоев в различных битумных покрытиях, например, дорожных, грунтовых, асфальтовых и др. Армирующий сетчатый материал, содержащий покрытие и включающий перекрещивающиеся пучки нитей,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002539195
Дата охранного документа: 20.01.2015
20.01.2015
№216.013.1e4b

Армирующая сетка

Изобретение относится к сетчатым армирующим рулонным материалам, предназначенным для образования армированных слоев в различных покрытиях, например дорожных, асфальтовых, бетонных и др. Армирующая сетка с ячейками, образованными перекрещивающимися пучками нитей, зафиксированных пропиткой и/или...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002539196
Дата охранного документа: 20.01.2015
27.04.2015
№216.013.45b1

Фрикционный диск (варианты)

Группа изобретений относится к области машиностроения, в частности к фрикционным дискам, имеющим на поверхности трения углубления. Фрикционный диск содержит металлический каркас с восемью выемками по наружному контуру каркаса и восемью отверстиями. Отверстия и выемки чередуются по окружности...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002549345
Дата охранного документа: 27.04.2015
27.04.2015
№216.013.464e

Тормозная колодка железнодорожного транспортного средства

Изобретение относится к области железнодорожного транспорта, а именно к тормозным колодкам железнодорожных транспортных средств. Тормозная колодка содержит композиционный фрикционный элемент, металлический каркас и чугунную вставку. Масса рабочей части вставки составляет от 20% до 55% массы...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002549502
Дата охранного документа: 27.04.2015
27.04.2015
№216.013.46ad

Тормозная колодка железнодорожного транспортного средства

Изобретение относится к области железнодорожного транспорта, а именно к тормозным колодкам железнодорожных транспортных средств. Тормозная колодка железнодорожного транспортного средства содержит композиционный фрикционный элемент, металлический каркас и вставку из чугуна. Вставка выполнена из...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002549597
Дата охранного документа: 27.04.2015
10.05.2015
№216.013.4b4a

Тормозная колодка железнодорожного транспортного средства

Изобретение относится к области железнодорожного транспорта, а именно к тормозным колодкам железнодорожных транспортных средств. Тормозная колодка содержит композиционный фрикционный элемент, проволочный каркас из сваренных между собой широкой и узкой рамок, твердую вставку с выступами,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002550781
Дата охранного документа: 10.05.2015
20.05.2015
№216.013.4c51

Тормозная накладка для дискового тормоза железнодорожного подвижного состава

Изобретение относится к области железнодорожного транспорта и касается конструкции тормозных накладок дисковых тормозов. Тормозная накладка содержит закрепленные на металлическом тыльнике фрикционные элементы с пазами. Фрикционные элементы представляют собой две отдельно взятые половины...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002551051
Дата охранного документа: 20.05.2015
20.09.2015
№216.013.7bf5

Набивка

Изобретение относится к пропитанным полимерными материалами мягким набивкам, предназначенным для эксплуатации в сальниках с аксиальным натяжением. Набивка включает пропитанное полимером волокнистое основание и снабженную выступами поверхность. Волокнистое основание выполнено из материала,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002563330
Дата охранного документа: 20.09.2015
+ добавить свой РИД