×
27.04.2015
216.013.46ad

Результат интеллектуальной деятельности: ТОРМОЗНАЯ КОЛОДКА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА

Вид РИД

Изобретение

№ охранного документа
0002549597
Дата охранного документа
27.04.2015
Аннотация: Изобретение относится к области железнодорожного транспорта, а именно к тормозным колодкам железнодорожных транспортных средств. Тормозная колодка железнодорожного транспортного средства содержит композиционный фрикционный элемент, металлический каркас и вставку из чугуна. Вставка выполнена из кремнистого чугуна. Достигается улучшение эксплуатационных характеристик колодки в результате использования вставки из другого материала, более соответствующего условиям эксплуатации железнодорожных тормозных колодок.
Основные результаты: Тормозная колодка железнодорожного транспортного средства, содержащая композиционный фрикционный элемент, металлический каркас и вставку из чугуна, отличающаяся тем, что вставка выполнена из кремнистого чугуна.

Заявляемое изобретение относится к тормозным колодкам железнодорожных транспортных средств, например тормозным колодкам пассажирских и грузовых вагонов, электропоездов, локомотивов, различного рельсового транспорта.

Аналогом заявляемого изобретения является тормозная колодка железнодорожного подвижного состава, содержащая композиционный фрикционный элемент, металлический каркас и вставку из ковкого чугуна (см. патент RU №2340805, МПК B61H 1/00, 2008 г.). Существенные признаки аналога «металлический каркас, композиционный фрикционный элемент, вставка из чугуна» совпадают с существенными признаками заявляемого изобретения.

Недостатком аналога является ухудшение эксплуатационных характеристик изделия в результате использования вставки из ковкого чугуна. Известно, что ковкий чугун при пониженных температурах обладает увеличенной склонностью к хрупкому динамическому разрушению, при термоциклирировании (периодических нагревах и охлаждениях) претерпевает существенное и необратимое увеличение объема, обладает малой длительной прочностью при температурах от 300°C (это максимально допустимая температура работы отливок из ковкого чугуна в водной среде) и недостаточной демпфирующей способностью. При этом ковкий чугун имеет износостойкость и коэффициент трения (сухого) по стали на уровне композиционного полимерного материала, из которого изготовлен фрикционный элемент колодки (до 0,45). Во влажной же среде коэффициент трения ковкого чугуна по стали составляет 0,05÷0,10. В результате железнодорожная тормозная колодка со вставкой из ковкого чугуна не проявляет колесосберегающего эффекта, для нее характерно падение фрикционных свойств во влажной среде и разрушение фрикционного элемента в зонах контакта полимерного композиционного материала с ковким чугуном.

Прототипом заявляемого изобретения является тормозная колодка железнодорожного транспортного средства, содержащая композиционный фрикционный элемент, металлический каркас и вставку из высокопрочного чугуна с шаровидным графитом (см. патент RU №2427491, МПК B61H 1/00, 2011 г.). Существенные признаки прототипа «композиционный фрикционный элемент, металлический каркас, вставка из чугуна» совпадают с существенными признаками заявляемого изобретения.

Недостатком прототипа также является ухудшение эксплуатационных характеристик колодки в результате использования вставки из высокопрочного чугуна с шаровидным графитом. Известно, что высокопрочный чугун с шаровидным графитом обладает высокой износостойкостью и хорошими антифрикционными свойствами, что может привести к неравномерному эксплуатационному износу колодки в зоне вставки и не обеспечивает колесосберегающий эффект. Теплопроводность высокопрочного чугуна меньше теплопроводности обычного чугуна, что может привести при эксплуатации к существенному разогреву вставки и разрушению композиционного фрикционного элемента как в результате чрезмерного температурного воздействия, так и вследствие различных значений коэффициентов теплового расширения чугуна и полимера. Кроме того, высокопрочный чугун в условиях ударных нагрузок может работать при температурах до -40°C, что может привести к разрушению колодки при эксплуатации в условиях более низких температур.

Задачей, на решение которой направлено заявляемое изобретение, является улучшение эксплуатационных характеристик колодки в результате использования вставки из другого материала, более соответствующего условиям эксплуатации железнодорожных тормозных колодок.

Для достижения указанного технического результата в тормозной колодке железнодорожного транспортного средства, содержащей композиционный фрикционный элемент, металлический каркас и вставку из чугуна, вставка выполнена из кремнистого чугуна.

Существенные признаки заявляемого изобретения «вставка выполнена из кремнистого чугуна» являются отличительными от признаков прототипа.

Тормозная колодка железнодорожного транспортного средства содержит композиционный фрикционный элемент из полимерного композита, содержащего полимерную матрицу и дисперсные, в том числе волокнистые, наполнители. В композиционном фрикционном элементе размещен (например, заформован) металлический каркас, например, в виде проволочной рамки и перфорированного (сетчатого) тыльника. В центральной части колодки размещена твердая фрикционная вставка из кремнистого чугуна (содержание кремния до 30%).

Конкретным примером заявляемого изобретения является колодка тормозная полуметаллическая с сетчато-проволочным каркасом и чугунной вставкой, дет. 126-12-58-01. Вставка выполнена из кремнистого чугуна с шаровидной формой графита, содержание кремния ≈6%.

Изготавливаться заявляемая колодка может известными методами, например формованием из формовочной полимерной композиции в пресс-форме, где предварительно размещены металлический каркас и чугунная вставка.

Использование для изготовления чугунной вставки колодки кремнистого чугуна, являющегося жаростойким, хорошо обрабатывающегося резанием, практически не показывающего роста при высоких температурах, способствует образованию при высоких температурах трибоконтакта на рабочей поверхности вставки мельчайших (вплоть до наноразмерных) окисных пленок, которые в процессе трибоконтакта разрушаются с образованием наноразмерных частиц двуокиси кремния и окислов типа шпинели. Являясь абразивными материалами, эти частицы стабилизируют фрикционные характеристики колодки во влажных средах и компенсируют температурное снижение фрикционных свойств. При снижении температуры образовавшиеся абразивные частицы уносятся с рабочей поверхности колодки с продуктами износа полимерного композиционного фрикционного элемента. В результате эксплуатационные характеристики тормозной колодки улучшаются.

Тормозная колодка железнодорожного транспортного средства, содержащая композиционный фрикционный элемент, металлический каркас и вставку из чугуна, отличающаяся тем, что вставка выполнена из кремнистого чугуна.
Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-10 из 18.
10.01.2015
№216.013.178d

Армодренажный композитный геотекстильный материал

Изобретение относится к строительным материалам, используемым при сооружении армогрунтовых конструкций дорог, земляных сооружений, фундаментов и т.д. Армодренажный композитный текстильный материал включает матрицу из нетканого фильтрующего материала, армирующие элементы из однонаправленного...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002537457
Дата охранного документа: 10.01.2015
20.01.2015
№216.013.1e47

Армирующая сетка

Изобретение относится к сетчатым армирующим рулонным материалам, предназначенным для образования армированных слоев в различных покрытиях, например грунтовых, асфальтовых и др. Армирующая сетка с ячейками, образованными перекрещивающимися пучками нитей, зафиксированных пропиткой и/или...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002539192
Дата охранного документа: 20.01.2015
20.01.2015
№216.013.1e4a

Армирующий сетчатый материал

Изобретение относится к сетчатым армирующим рулонным материалам, предназначенным для образования армированных слоев в различных битумных покрытиях, например, дорожных, грунтовых, асфальтовых и др. Армирующий сетчатый материал, содержащий покрытие и включающий перекрещивающиеся пучки нитей,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002539195
Дата охранного документа: 20.01.2015
20.01.2015
№216.013.1e4b

Армирующая сетка

Изобретение относится к сетчатым армирующим рулонным материалам, предназначенным для образования армированных слоев в различных покрытиях, например дорожных, асфальтовых, бетонных и др. Армирующая сетка с ячейками, образованными перекрещивающимися пучками нитей, зафиксированных пропиткой и/или...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002539196
Дата охранного документа: 20.01.2015
27.04.2015
№216.013.45b1

Фрикционный диск (варианты)

Группа изобретений относится к области машиностроения, в частности к фрикционным дискам, имеющим на поверхности трения углубления. Фрикционный диск содержит металлический каркас с восемью выемками по наружному контуру каркаса и восемью отверстиями. Отверстия и выемки чередуются по окружности...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002549345
Дата охранного документа: 27.04.2015
27.04.2015
№216.013.464e

Тормозная колодка железнодорожного транспортного средства

Изобретение относится к области железнодорожного транспорта, а именно к тормозным колодкам железнодорожных транспортных средств. Тормозная колодка содержит композиционный фрикционный элемент, металлический каркас и чугунную вставку. Масса рабочей части вставки составляет от 20% до 55% массы...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002549502
Дата охранного документа: 27.04.2015
10.05.2015
№216.013.4b4a

Тормозная колодка железнодорожного транспортного средства

Изобретение относится к области железнодорожного транспорта, а именно к тормозным колодкам железнодорожных транспортных средств. Тормозная колодка содержит композиционный фрикционный элемент, проволочный каркас из сваренных между собой широкой и узкой рамок, твердую вставку с выступами,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002550781
Дата охранного документа: 10.05.2015
20.05.2015
№216.013.4c51

Тормозная накладка для дискового тормоза железнодорожного подвижного состава

Изобретение относится к области железнодорожного транспорта и касается конструкции тормозных накладок дисковых тормозов. Тормозная накладка содержит закрепленные на металлическом тыльнике фрикционные элементы с пазами. Фрикционные элементы представляют собой две отдельно взятые половины...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002551051
Дата охранного документа: 20.05.2015
20.09.2015
№216.013.7bf5

Набивка

Изобретение относится к пропитанным полимерными материалами мягким набивкам, предназначенным для эксплуатации в сальниках с аксиальным натяжением. Набивка включает пропитанное полимером волокнистое основание и снабженную выступами поверхность. Волокнистое основание выполнено из материала,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002563330
Дата охранного документа: 20.09.2015
20.09.2015
№216.013.7cb2

Тормозная колодка тягового подвижного состава

Изобретение относится к области железнодорожного транспорта, в частности к тормозным колодкам тягового подвижного состава, работающим в трибоконтакте не только с поверхностью катания колеса, но и с поверхностью гребня колеса. Тормозная колодка содержит стальной каркас и фрикционный элемент,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002563519
Дата охранного документа: 20.09.2015
Показаны записи 1-10 из 22.
10.01.2015
№216.013.178d

Армодренажный композитный геотекстильный материал

Изобретение относится к строительным материалам, используемым при сооружении армогрунтовых конструкций дорог, земляных сооружений, фундаментов и т.д. Армодренажный композитный текстильный материал включает матрицу из нетканого фильтрующего материала, армирующие элементы из однонаправленного...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002537457
Дата охранного документа: 10.01.2015
20.01.2015
№216.013.1e47

Армирующая сетка

Изобретение относится к сетчатым армирующим рулонным материалам, предназначенным для образования армированных слоев в различных покрытиях, например грунтовых, асфальтовых и др. Армирующая сетка с ячейками, образованными перекрещивающимися пучками нитей, зафиксированных пропиткой и/или...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002539192
Дата охранного документа: 20.01.2015
20.01.2015
№216.013.1e4a

Армирующий сетчатый материал

Изобретение относится к сетчатым армирующим рулонным материалам, предназначенным для образования армированных слоев в различных битумных покрытиях, например, дорожных, грунтовых, асфальтовых и др. Армирующий сетчатый материал, содержащий покрытие и включающий перекрещивающиеся пучки нитей,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002539195
Дата охранного документа: 20.01.2015
20.01.2015
№216.013.1e4b

Армирующая сетка

Изобретение относится к сетчатым армирующим рулонным материалам, предназначенным для образования армированных слоев в различных покрытиях, например дорожных, асфальтовых, бетонных и др. Армирующая сетка с ячейками, образованными перекрещивающимися пучками нитей, зафиксированных пропиткой и/или...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002539196
Дата охранного документа: 20.01.2015
27.04.2015
№216.013.45b1

Фрикционный диск (варианты)

Группа изобретений относится к области машиностроения, в частности к фрикционным дискам, имеющим на поверхности трения углубления. Фрикционный диск содержит металлический каркас с восемью выемками по наружному контуру каркаса и восемью отверстиями. Отверстия и выемки чередуются по окружности...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002549345
Дата охранного документа: 27.04.2015
27.04.2015
№216.013.464e

Тормозная колодка железнодорожного транспортного средства

Изобретение относится к области железнодорожного транспорта, а именно к тормозным колодкам железнодорожных транспортных средств. Тормозная колодка содержит композиционный фрикционный элемент, металлический каркас и чугунную вставку. Масса рабочей части вставки составляет от 20% до 55% массы...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002549502
Дата охранного документа: 27.04.2015
10.05.2015
№216.013.4b4a

Тормозная колодка железнодорожного транспортного средства

Изобретение относится к области железнодорожного транспорта, а именно к тормозным колодкам железнодорожных транспортных средств. Тормозная колодка содержит композиционный фрикционный элемент, проволочный каркас из сваренных между собой широкой и узкой рамок, твердую вставку с выступами,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002550781
Дата охранного документа: 10.05.2015
20.05.2015
№216.013.4c51

Тормозная накладка для дискового тормоза железнодорожного подвижного состава

Изобретение относится к области железнодорожного транспорта и касается конструкции тормозных накладок дисковых тормозов. Тормозная накладка содержит закрепленные на металлическом тыльнике фрикционные элементы с пазами. Фрикционные элементы представляют собой две отдельно взятые половины...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002551051
Дата охранного документа: 20.05.2015
20.09.2015
№216.013.7bf5

Набивка

Изобретение относится к пропитанным полимерными материалами мягким набивкам, предназначенным для эксплуатации в сальниках с аксиальным натяжением. Набивка включает пропитанное полимером волокнистое основание и снабженную выступами поверхность. Волокнистое основание выполнено из материала,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002563330
Дата охранного документа: 20.09.2015
20.09.2015
№216.013.7cb2

Тормозная колодка тягового подвижного состава

Изобретение относится к области железнодорожного транспорта, в частности к тормозным колодкам тягового подвижного состава, работающим в трибоконтакте не только с поверхностью катания колеса, но и с поверхностью гребня колеса. Тормозная колодка содержит стальной каркас и фрикционный элемент,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002563519
Дата охранного документа: 20.09.2015
+ добавить свой РИД