×
10.08.2015
216.013.69fd

Результат интеллектуальной деятельности: РОТОР ДЛЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ И СПОСОБ ЕГО ДОВОДКИ

Вид РИД

Изобретение

№ охранного документа
0002558686
Дата охранного документа
10.08.2015
Аннотация: Изобретение относится к электрическим машинам. Ротор (4) для электрической машины (1) содержит вал (6), крестовину на валу (6), многослойный барабан (8) на крестовине. Крестовина имеет множество расположенных на расстоянии элементов, определяющих между собой воздуховоды. Многослойный барабан (8) имеет множество охлаждающих каналов (17), соединенных с воздуховодами. Ротор (4) имеет также дроссельный элемент (25), связанный с, по меньшей мере, одним воздуховодом и/или охлаждающим каналом (17). Техническим результатом является предотвращение циркуляции любого объемного расхода воздуха сверх объемного расхода воздуха, требуемого для охлаждения. 2 н. и 9 з.п. ф-лы, 9 ил.

ОБЛАСТЬ ТЕХНИКИ, К КОТОРОЙ ОТНОСИТСЯ ИЗОБРЕТЕНИЕ

Настоящее раскрытие относится к ротору для электрической машины и способу его доводки.

Электрической машиной может быть вращающаяся электрическая машина, такая как синхронный генератор или асинхронный генератор (предпочтительно соединенный с гидротурбиной), или синхронный или асинхронный электродвигатель, или также электрические машины других типов. Дополнительно электрическая машина может иметь ротор с явно выраженными полюсами либо без.

УРОВЕНЬ ТЕХНИКИ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Электрические машины, такие как гидрогенераторы, имеют ротор, соединенный с гидротурбиной, и статор. Часто ротор и статор собраны с вертикальной осью.

Ротор содержит вал, крестовину на валу и многослойный барабан на крестовине.

Крестовина определяет множество осевых воздуховодов, а многослойный барабан имеет множество радиальных охлаждающих каналов, соединенных с воздуховодами, так что газ (такой как воздух) во время работы циркулирует по воздуховодам и охлаждающим каналам для охлаждения ротора и статора.

Циркуляция воздуха вызывает потери, которые необходимо свести к минимуму.

В частности, потери зависят от общего объемного расхода воздуха, циркулирующего через машину, и распределения объемного расхода воздуха в машине.

Для сокращения потерь при циркуляции электрические машины традиционно проектируют таким образом, чтобы оптимизировать циркуляцию объема воздуха, тем не менее при проектировании характеристик охлаждения таких электрических машин существуют некоторые факторы неопределенности, которые нельзя просчитать заранее.

СУЩНОСТЬ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Один аспект этого раскрытия включает в себя обеспечение ротора для электрической машины и указание способа доводки ротора, благодаря которому можно сократить потери при циркуляции.

Эти и другие аспекты достигаются путем обеспечения ротора и способа в соответствии с прилагаемой формулой изобретения.

Преимущественно, ротор и способ обеспечивают также оптимизацию температур.

КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ ЧЕРТЕЖЕЙ

Дополнительные признаки и преимущества станут более очевидны из описания предпочтительного, но не исключительного, варианта осуществления ротора и способа, проиллюстрированного при помощи не ограничивающего примера на прилагаемых чертежах, на которых:

фиг. 1 изображает схематичный вид электрической машины в первом варианте осуществления;

на фиг. 2 и 3 показаны детали электрической машины по фиг. 1;

фиг. 4 - схематичный вид электрической машины во втором варианте осуществления;

фиг. 5-8 изображают детали электрической машины по фиг. 1; и

фиг. 9 изображает еще один вариант осуществления электрической машины.

ПОДРОБНОЕ ОПИСАНИЕ ВАРИАНТОВ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ

На чертежах показана такая электрическая машина 1, как гидрогенератор.

Электрическая машина 1 имеет статор 2 с расточкой 3 статора и ротор 4, размещенный в расточке 3 статора.

Статор 2 и ротор 4 размещены в корпусе, который содержит газ, такой как воздух (но возможны также и другие газы). Содержащийся в корпусе газ циркулирует через электрическую машину 1 для ее охлаждения.

Ротор 4 включает в себя вал 6, который служит опорой для крестовины 7. Крестовина 7 служит опорой для многослойного барабана 8, который включает в себя механическую часть 9 и электрическую часть 10 с пазами, вмещающими проводящие пруты 11.

Крестовина 7 имеет множество расположенных на расстоянии элементов 13, например радиальных пластин, которые определяют между друг другом воздуховоды 14.

Предпочтительно, воздуховоды 14 простираются параллельно продольной оси 15 ротора.

Многослойный барабан 8 имеет охлаждающие каналы 17, которые предпочтительно простираются радиально и перпендикулярно оси 15 ротора 15.

Охлаждающие каналы 17 соединены с воздуховодами 14.

Статор 2 имеет многослойный сердечник 19 и охлаждающие каналы 20. Многослойный сердечник соединен с опорой 21 и охладителем 22.

Ротор содержит дроссельные элементы 25, которые связаны с одним или несколькими воздуховодами 14 и/или одним или несколькими охлаждающими каналами 17.

Дроссельные элементы 25 обеспечивают регулировку общего объемного расхода воздуха, циркулирующего через электрическую машину 1, и распределение объемного расхода воздуха в машине, так что потери при циркуляции можно оптимизировать.

Например, объемный расход воздуха можно отрегулировать так, чтобы объемный расход воздуха, циркулирующего через машину (например, роторе и статоре), являлся объемным расходом воздуха, требуемым для охлаждения; другими словами через электрическую машину 1 предотвращается циркуляция любого объемного расхода воздуха сверх объемного расхода воздуха, требуемого для охлаждения.

Дроссельные элементы 25 могут обеспечиваться в воздуховодах 14.

В этом случае дроссельные элементы предпочтительно устанавливают границы первой зоны 27 воздуховода 14, соединенной с первой группой 28 охлаждающих каналов 17, и второй зоны 29 воздуховода 14, соединенной со второй группой 30 охлаждающих каналов 17.

Например, дроссельные элементы 25 могут определяться пластинами, обеспеченными в воздуховоде 14, причем пластина определяет проход 31 для газа, проходящего через воздуховод 14.

Проход 31 предпочтительно определяется отверстием в пластине.

Как вариант или дополнение, дроссельным элементом в этом варианте осуществления может быть также любой элемент, посредством которого можно дросселировать объемный расход воздуха, например, дроссельные клапаны с электрическим, гидравлическим или пневматическим управлением.

Как вариант или дополнение к дроссельным элементам, которые частично закрывают воздуховод 14, дроссельные элементы можно также обеспечивать у охлаждающих каналов 17.

В этом случае дроссельные элементы 25 предпочтительно размещены в воздуховодах 14 и соединены с концами по меньшей мере некоторых из охлаждающих каналов 17.

К примеру, дроссельные элементы 25 включают в себя одну или несколько стенок 35 подвижных относительно многослойного барабана 8. Каждая стенка 35 может быть удлиненной пластиной, которая размещена в воздуховоде 14 и может скользить по многослойному барабану 8.

Каждая стенка 35 имеет щели 36 и соединена с системой приведения в действия, которая схематично представлена под номером 37.

Система 37 приведения в действия может регулировать положение стенки 35, так чтобы щели 36 выравнивались с охлаждающими каналами 17 или частично или полностью закрывали их.

Как вариант или дополнение, дроссельным элементом в этом варианте осуществления может быть также любой элемент, посредством которого можно дросселировать объемный расход воздуха, например, дроссельные клапаны с электрическим, гидравлическим или пневматическим управлением, связанный с каждым охлаждающим каналом 17.

Охлаждающие каналы 17 могут также иметь конец, соединенный с воздуховодами 14, который расширяется и предпочтительно снабжен дроссельным элементом 25 у его большего диаметра.

В этом варианте осуществления управление дроссельными элементами 25 обеспечивает регулировку потери давления на входе в охлаждающие каналы 17, так что, например, при полностью открытых дроссельных элементах 25 через охлаждающие каналы достигается больший расход, чем при частично открытых дроссельных элементах 25 или даже без какой либо системы регулировки воздуха.

Также и в этом случае дроссельными элементами 25 могут быть, к примеру, дроссельные клапаны с электрическим, или пневматическим, или гидравлическим приводом. Как бы то ни было возможны дроссельные элементы других типов.

Работа электрической машины очевидна из описанного и проиллюстрированного, и выглядит по существу следующим образом.

Во время работы охлаждающий газ, такой как воздух, входит в воздуховоды 14, проходит через воздуховоды 14 и входит в охлаждающие каналы 17 для охлаждения проводящих прутов 11 и многослойного барабана 8. Затем охлаждающий газ проходит в охлаждающие каналы 20 статора 2 также для охлаждения прутов статора и многослойного сердечника 19 статора.

Таким образом охлаждающий газ поступает в охладитель 22 для охлаждения.

Стрелка F указывает циркуляцию воздуха.

Во время циркуляции дроссельные элементы 25 ограничивают объемный расход воздуха через машину, так что фактически циркулирует только объем воздуха, требуемый для охлаждения. Это ограничивает потери при циркуляции.

Настоящее раскрытие относится также к способу модернизации ротора для электрической машины.

Способ включает в себя обеспечение по меньшей мере дроссельного элемента 25, связанного с по меньшей мере одним воздуховодом 14 и/или охлаждающим каналом 17.

Например, ротор 4 эксплуатируется до того, как обеспечены дроссельные элементы 25. Пока ротор работает (до того, как обеспечены дроссельные элементы 25), обнаруживаются потери при циркуляции воздуха и/или тепловые потери.

Таким образом, дроссельные элементы 25 обеспечиваются исходя из обнаруживаемых потерь при циркуляции воздуха и/или тепловых потерь (например, чтобы сводить к минимуму потери при циркуляции и/или оптимизировать температуры).

Естественно, описанные признаки могут быть обеспечены независимо друг от друга.

На практике используемые материалы и размеры можно выбирать произвольно в соответствии с требованиями и состоянием уровня техники.

ССЫЛОЧНЫЕ ЦИФРОВЫЕ ПОЗИЦИИ

1 электрическая машина

2 статор

3 расточка статора

4 ротор

6 вал

7 крестовина

8 многослойный барабан

9 механическая часть

10 электрическая часть

11 проводящие пруты

13 элементы

14 воздуховоды

15 ось ротора

17 охлаждающие каналы

19 многослойный сердечник

20 охлаждающие каналы

22 охладитель

25 дроссельные элементы

27 первая зона

28 первая группа

29 вторая зона

30 вторая группа

31 проход

35 стенка

36 щель

37 система приведения в действие

F охлаждающий газ


РОТОР ДЛЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ И СПОСОБ ЕГО ДОВОДКИ
РОТОР ДЛЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ И СПОСОБ ЕГО ДОВОДКИ
РОТОР ДЛЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ И СПОСОБ ЕГО ДОВОДКИ
РОТОР ДЛЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ И СПОСОБ ЕГО ДОВОДКИ
РОТОР ДЛЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ И СПОСОБ ЕГО ДОВОДКИ
РОТОР ДЛЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ И СПОСОБ ЕГО ДОВОДКИ
РОТОР ДЛЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ И СПОСОБ ЕГО ДОВОДКИ
РОТОР ДЛЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ И СПОСОБ ЕГО ДОВОДКИ
РОТОР ДЛЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ И СПОСОБ ЕГО ДОВОДКИ
Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-10 из 25.
20.01.2014
№216.012.9858

Втулка для гидростатического или гидродинамического подшипника, гидравлическая машина, оборудованная такой втулкой, и способ установки такой втулки на валу

Заявленная втулка предназначена для плотной посадки вокруг вала гидравлической машины с целью образования части гидростатического или гидродинамического подшипника. Она содержит, по меньшей мере, один первый участок, по меньшей мере, один второй участок и средства установки первого и второго...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002504699
Дата охранного документа: 20.01.2014
27.02.2014
№216.012.a6ff

Гидравлическая машина и установка для преобразования энергии, содержащая такую машину

Изобретение касается гидравлической машины. Гидравлическая машина содержит колесо, размещенное на валу, при этом колесо и вал установлены подвижно с возможностью вращения вокруг оси Х. Гидростатический или гидродинамический радиальный подшипник 100 с водяной смазкой образован между, с одной...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002508466
Дата охранного документа: 27.02.2014
10.03.2014
№216.012.a9f8

Колесо типа френсис для гидравлической машины, гидравлическая машина, содержащая такое колесо, и способ сборки такого колеса

Изобретение относится к колесу типа Френсис для гидравлической машины, к гидравлической машине, содержащей такое колесо, а также к способу сборки такого колеса. Колесо 1 типа Френсис для гидравлической машины имеет в своем составе наружный обод, обладающий симметрией вращения относительно...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002509227
Дата охранного документа: 10.03.2014
27.12.2014
№216.013.163b

Установка для преобразования гидравлической энергии и способ её управления

Изобретение относится к установке, предназначенной для преобразования гидравлической энергии в электрическую или механическую энергию. Установка (I) для преобразования гидравлической энергии в электрическую или в механическую энергию имеет в своем составе гидравлическую турбину (1), канал (5)...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002537115
Дата охранного документа: 27.12.2014
10.01.2015
№216.013.1ca3

Вращающаяся электрическая машина, в частности асинхронная электрическая машина двойного питания в диапазоне мощности от 20 мв а до 500 мв а и более

Изобретение относится к области электротехники и может быть использавно во вращающейся электрической машине, в частности асинхронной электрической машине двойного питания в диапазоне мощности от 20 МВ·А до 500 МВ·А. Технический результат - обеспечение защиты изоляции от повреждений. Асинхронная...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002538759
Дата охранного документа: 10.01.2015
20.01.2015
№216.013.1e6c

Распределительный узел для колеса турбины пельтона и турбина пельтона, содержащая такой распределительный узел

Изобретение относится к распределительному узлу для питания водой колеса турбины Пельтона. Распределительный узел (1) для колеса (R) турбины Пельтона содержит распределительный водовод (20) в форме части тора и несколько сопловых трубопроводов (31-35), распределенных вокруг места размещения...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002539229
Дата охранного документа: 20.01.2015
20.01.2015
№216.013.1fc0

Вращающаяся электрическая машина, в частности асинхронная машина двойного питания, предназначенная для работы в диапазоне мощности от 20 мва до 500 мва и выше

Изобретение относится к вращающейся электрической машине, в частности к асинхронной машине двойного питания, предназначенной для работы в диапазоне мощности от 20 МВА до 500 МВА и более. Электрическая машина выполнена с возможностью вращения вокруг оси концентрично окруженного статором ротора,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002539569
Дата охранного документа: 20.01.2015
10.02.2015
№216.013.257a

Вращающаяся электрическая машина

Изобретение относится к вращающейся электрической машине (10), в частности к гидрогенератору, содержащей ротор (11), который содержит многослойный блок (12) ротора, проходящий в направлении оси (20) машины и имеющий обмотку ротора, образующую переднюю обмотку на каждом торце многослойного...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002541047
Дата охранного документа: 10.02.2015
27.02.2015
№216.013.2d48

Двигатель-генератор с воздушным охлаждением и способ эксплуатации двигателя-генератора

Изобретение относится к области электрических машин с вращающимися деталями. Двигатель-генератор (10) с воздушным охлаждением содержит ротор (34) с валом (11), который расположен с возможностью вращения вокруг оси (15) машины и на котором расположена обмотка (16) ротора, и статор (35) с пакетом...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002543060
Дата охранного документа: 27.02.2015
10.03.2015
№216.013.30d4

Блок контактных колец для вращающейся электрической машины

Изобретение относится к области вращающихся электрических машин. Блок (30) контактных колец для вращающейся электрической машины, включает в себя несколько контактных колец (18), расположенных концентрично оси машины и в осевом направлении друг за другом. Контактные кольца соединены между...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002543968
Дата охранного документа: 10.03.2015
Показаны записи 1-10 из 25.
20.01.2014
№216.012.9858

Втулка для гидростатического или гидродинамического подшипника, гидравлическая машина, оборудованная такой втулкой, и способ установки такой втулки на валу

Заявленная втулка предназначена для плотной посадки вокруг вала гидравлической машины с целью образования части гидростатического или гидродинамического подшипника. Она содержит, по меньшей мере, один первый участок, по меньшей мере, один второй участок и средства установки первого и второго...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002504699
Дата охранного документа: 20.01.2014
27.02.2014
№216.012.a6ff

Гидравлическая машина и установка для преобразования энергии, содержащая такую машину

Изобретение касается гидравлической машины. Гидравлическая машина содержит колесо, размещенное на валу, при этом колесо и вал установлены подвижно с возможностью вращения вокруг оси Х. Гидростатический или гидродинамический радиальный подшипник 100 с водяной смазкой образован между, с одной...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002508466
Дата охранного документа: 27.02.2014
10.03.2014
№216.012.a9f8

Колесо типа френсис для гидравлической машины, гидравлическая машина, содержащая такое колесо, и способ сборки такого колеса

Изобретение относится к колесу типа Френсис для гидравлической машины, к гидравлической машине, содержащей такое колесо, а также к способу сборки такого колеса. Колесо 1 типа Френсис для гидравлической машины имеет в своем составе наружный обод, обладающий симметрией вращения относительно...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002509227
Дата охранного документа: 10.03.2014
27.12.2014
№216.013.163b

Установка для преобразования гидравлической энергии и способ её управления

Изобретение относится к установке, предназначенной для преобразования гидравлической энергии в электрическую или механическую энергию. Установка (I) для преобразования гидравлической энергии в электрическую или в механическую энергию имеет в своем составе гидравлическую турбину (1), канал (5)...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002537115
Дата охранного документа: 27.12.2014
10.01.2015
№216.013.1ca3

Вращающаяся электрическая машина, в частности асинхронная электрическая машина двойного питания в диапазоне мощности от 20 мв а до 500 мв а и более

Изобретение относится к области электротехники и может быть использавно во вращающейся электрической машине, в частности асинхронной электрической машине двойного питания в диапазоне мощности от 20 МВ·А до 500 МВ·А. Технический результат - обеспечение защиты изоляции от повреждений. Асинхронная...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002538759
Дата охранного документа: 10.01.2015
20.01.2015
№216.013.1e6c

Распределительный узел для колеса турбины пельтона и турбина пельтона, содержащая такой распределительный узел

Изобретение относится к распределительному узлу для питания водой колеса турбины Пельтона. Распределительный узел (1) для колеса (R) турбины Пельтона содержит распределительный водовод (20) в форме части тора и несколько сопловых трубопроводов (31-35), распределенных вокруг места размещения...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002539229
Дата охранного документа: 20.01.2015
20.01.2015
№216.013.1fc0

Вращающаяся электрическая машина, в частности асинхронная машина двойного питания, предназначенная для работы в диапазоне мощности от 20 мва до 500 мва и выше

Изобретение относится к вращающейся электрической машине, в частности к асинхронной машине двойного питания, предназначенной для работы в диапазоне мощности от 20 МВА до 500 МВА и более. Электрическая машина выполнена с возможностью вращения вокруг оси концентрично окруженного статором ротора,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002539569
Дата охранного документа: 20.01.2015
10.02.2015
№216.013.257a

Вращающаяся электрическая машина

Изобретение относится к вращающейся электрической машине (10), в частности к гидрогенератору, содержащей ротор (11), который содержит многослойный блок (12) ротора, проходящий в направлении оси (20) машины и имеющий обмотку ротора, образующую переднюю обмотку на каждом торце многослойного...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002541047
Дата охранного документа: 10.02.2015
27.02.2015
№216.013.2d48

Двигатель-генератор с воздушным охлаждением и способ эксплуатации двигателя-генератора

Изобретение относится к области электрических машин с вращающимися деталями. Двигатель-генератор (10) с воздушным охлаждением содержит ротор (34) с валом (11), который расположен с возможностью вращения вокруг оси (15) машины и на котором расположена обмотка (16) ротора, и статор (35) с пакетом...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002543060
Дата охранного документа: 27.02.2015
10.03.2015
№216.013.30d4

Блок контактных колец для вращающейся электрической машины

Изобретение относится к области вращающихся электрических машин. Блок (30) контактных колец для вращающейся электрической машины, включает в себя несколько контактных колец (18), расположенных концентрично оси машины и в осевом направлении друг за другом. Контактные кольца соединены между...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002543968
Дата охранного документа: 10.03.2015
+ добавить свой РИД