×
27.07.2015
216.013.668d

Результат интеллектуальной деятельности: СПОСОБ БОРТОВОЙ ДИАГНОСТИКИ КАТУШЕК ЗАЖИГАНИЯ В УСЛОВИЯХ СЛОЖНОЙ ЭЛЕКТРОМАГНИТНОЙ ОБСТАНОВКИ

Вид РИД

Изобретение

Аннотация: Изобретение относится к транспортным средствам (ТС) с двигателями внутреннего сгорания (ДВС) с принудительным воспламенением от искрового разряда, формируемого микропроцессорной системой зажигания. Технический результат - повышение достоверности в условиях сложной электромагнитной обстановки определения работоспособности катушек зажигания, а в случае определения нарушения их работоспособности обеспечивает своевременное выполнение корректирующих действий по обеспечению экологических требований, предъявляемых к ТС. Событие, соответствующее обрыву электрической цепи первичной обмотки катушки зажигания, по результатам бортовой диагностики, фиксируют в случае отклонения величины тока накопления катушки зажигания и мгновенной частоты вращения коленчатого вала ДВС, относительно превентивно заданных пороговых значений. Изобретение может использоваться для бортовой диагностики катушек зажигания в условиях сложной электромагнитной обстановки. 2 ил.
Основные результаты: Способ бортовой диагностики работоспособности катушки зажигания двигателя внутреннего сгорания транспортного средства, заключающийся в контроле тока, протекающего в ее электрической цепи, и в сравнении измеренной величины с превентивно заданными параметрами, отличающийся тем, что в процессе диагностики измеряют величину тока, протекающего в электрической цепи первичной обмотки катушки зажигания, а также изменения мгновенной частоты вращения коленчатого вала, полученные результаты измерений сравнивают с превентивно заданными пороговыми значениями, событие, соответствующее обрыву электрической цепи первичной обмотки катушки зажигания, фиксируют в случае, если за время , гдеt - момент времени работы ДВС, в который зафиксировано первое отклонение от штатной работы катушки зажигания;N=1, 2, 3, … соответствует количеству оборотов коленчатого вала, после определения первого отклонения от штатной работы катушки зажигания;T - текущий период вращения коленчатого вала;i=1, 2, 3 … N,произошло M=N отклонений от штатной работы катушки зажигания,а отклонением от штатной работы катушки зажигания считают событие, удовлетворяющее двойному условию гдеI - ток накопления в первичной обмотке катушки зажигания;I - минимальный ток накопления в первичной обмотке катушки зажигания, необходимый для формирования разрядных процессов в соответствующем цилиндре; - текущее значение нестабильности оборотов ДВС;Δn - предельно-минимально отклонение оборотов ДВС;t - момент времени накопления энергии в катушке зажигания;τ - время накопления энергии в катушке зажигания;t - момент времени прохождения цилиндра нижней мертвой точки.

Изобретение относится к транспортным средствам (ТС) с двигателями внутреннего сгорания (ДВС) с принудительным воспламенением от искрового разряда, формируемого системой зажигания, и может использоваться для бортовой диагностики катушек зажигания при эксплуатации ТС в условиях сложной электромагнитной обстановки.

Из патента на изобретение RU 2094765, МПК G01M 15/00, F02P 11/06, опубл. 27.10.1997, известны система зажигания и диагностики, в состав которой входят датчик углового положения коленчатого вала, а также по одному изделию на цилиндр ДВС, катушка зажигания, свеча зажигания и датчик регистрации пробоя между электродами свечи, а также реализованный в упомянутой системе способ диагностики пропусков воспламенения в цилиндрах ДВС, заключающийся в формировании штатной катушкой зажигания на соответствующей ей свече основного искрового разряда, обеспечивающего поджигание рабочей смеси на такте сжатия, в последующем формировании штатной катушкой зажигания на соответствующей ей свече на такте расширения диагностических импульсов, величина напряжения которых обеспечивает пробой между электродами свечи в случае предшествующего невоспламенения или не вызывает пробоя между электродами свечи в случае предшествующего воспламенения в цилиндре, и в регистрации электрического сигнала с датчика регистрации пробоя между электродами свечи, соответствующей диагностируемой катушке. В данном способе датчик углового положения коленчатого вала, кроме выполнения им штатных функций, инициирует генерирование катушкой зажигания диагностических импульсов высокого напряжения. По факту отсутствия серии диагностических импульсов с датчика регистрации пробоя диагностируют наличие воспламенения в цилиндрах ДВС.

Недостатками данного способа являются необходимость использования датчиков регистрации пробоя между электродами свечей, необходимость экранирования электрических цепей упомянутых датчиков для защиты от электромагнитного поля помех, а главное невозможность диагностирования пропусков воспламенения в цилиндрах ДВС в случае потери работоспособности любой из катушек, поскольку датчик регистрации пробоя между электродами свечей, в указанном случае, вырабатывает сигнал, соответствующий наличию процесса воспламенения в цилиндре.

Из заявки на изобретение RU 2008127380/06, МПК F02P 17/12, опубл. 20.01.2010, известен способ диагностики работоспособности катушки зажигания, входящей в состав системы зажигания ДВС, которая, кроме катушки, включает в себя свечу зажигания и, по меньшей мере, один электрический провод, соединяющий упомянутые катушку и свечу зажигания, заключающийся во временной установке в электрическую цепь между упомянутыми проводом и свечой управляемого по напряжению выключателя (разрядника), в последующем получении от катушки диагностического напряжения, превышающего пороговое значение, необходимое для образования искры на упомянутом выключателе, а также в проверке факта образования искры в ответ на подачу указанного напряжения. При наличии факта образования искры диагностируют работоспособность катушки зажигания.

Недостатком данного способа является невозможность его применения в процессе реальной эксплуатации ТС.

За прототип предлагаемого изобретения принят известный из книги: А.Г. Сергеева, В.Е. Ютта. «Диагностирование электрооборудования автомобилей». - М.: Транспорт, 1987, стр.38, способ контроля работоспособности катушки зажигания, заключающийся в измерении электрического тока в высоковольтном контуре системы зажигания и в сравнении полученного результата с превентивно заданными пороговыми значениями.

Недостатком данного решения является невозможность достоверно определить работоспособность катушек зажигания в условиях воздействия электромагнитных помех.

Задачей заявляемого решения является создание способа бортовой диагностики катушек зажигания ДВС ТС, позволяющего с высокой степенью вероятности контролировать работоспособность катушек зажигания в условиях воздействия электромагнитных помех, обеспечивающего, в случае нарушения работоспособности катушек, принятие мер по прекращению топливоподачи в соответствующий цилиндр ДВС ТС.

Указанная задача решается в способе бортовой диагностики катушки зажигания ДВС ТС, заключающемся в измерении величины тока, протекающего в ее электрической цепи, и в сравнении полученного результата с превентивно заданными пороговыми значениями, где событие, соответствующее неисправности катушки, определяют по отклонению от заданных пороговых значений.

Указанная задача решается тем, что для определения работоспособности катушки зажигания контролируют величину тока, протекающего в ее первичной обмотке, а также изменения мгновенной частоты вращения коленчатого вала ДВС, полученные значения сравнивают с превентивно заданными пороговыми значениями. Событие, соответствующее обрыву электрической цепи первичной обмотки, фиксируют в случае, если за время , где

t0 - момент времени работы ДВС, в который зафиксировано первое отклонение от штатной работы катушки зажигания;

N=1, 2, 3, … - количество оборотов коленчатого вала, после определения первого отклонения от штатной работы катушки зажигания;

Ti - текущий период вращения коленчатого вала;

i=1, 2, 3 … N,

произошло

M=N отклонений от штатной работы катушки зажигания.

Отклонением от штатной работы катушки зажигания считается двойное условие

где

Iкз - ток накопления в первичной обмотке катушки зажигания;

Imin - минимальный ток накопления в первичной обмотке катушки зажигания, необходимый для формирования разрядных процессов в соответствующем цилиндре;

- текущее значение нестабильности оборотов ДВС;

Δnпр.min - предельно-минимально отклонение оборотов ДВС;

tн - момент времени накопления энергии в катушке зажигания;

τ - время накопления энергии в катушке зажигания;

tНМТ - момент времени прохождения цилиндра нижней мертвой точки.

Изобретение поясняется следующими чертежами, иллюстрирующими принцип бортовой диагностики катушек зажигания.

На фиг.1 схематично показаны: 1 - ток накопления, протекающий в первичной обмотке катушки зажигания; 2 - обороты ДВС; 3 - неработоспособная катушка зажигания; 4 - предельно-минимальные отклонения оборотов ДВС.

На фиг.2 схематично показаны: 1 - ток накопления, протекающий в первичной обмотке катушки зажигания; 2 - обороты ДВС; 4 - предельно-минимальные отклонения оборотов ДВС; 5 - искаженный электромагнитным воздействием сигнал с датчика тока катушки зажигания; 6 - электромагнитное воздействие.

Заявляемое техническое решение основано на том, что в случае обрыва цепи первичной обмотки катушки зажигания энергия в ней не будет накапливаться и, как следствие, не произойдет формирование разряда на свече зажигания, поршню и коленвалу ДВС не будет передана энергия расширяющихся горящих газов и, вследствие механических потерь, произойдет уменьшение мгновенных оборотов ДВС. По двум параметрам - изменению величины тока накопления и изменению мгновенных оборотов, относительно заданных пороговых значений, определяют обрыв цепи первичной обмотки катушки зажигания. Регистрация указанного обеспечивает (делает возможным) перевод системы управления ДВС на превентивно заложенный аварийный алгоритм работы, заключающийся, например, в отключении топливоподачи в соответствующий цилиндр ДВС.

В случае нормальной работоспособности катушки зажигания в условиях воздействия электромагнитного поля помех сигнал, измеряемый в электрической цепи первичной обмотки катушки зажигания (по каналу тока накопления), может исказиться таким образом, что его значение будет соответствовать состоянию обрыва первичной обмотки, но при этом произойдет накопление энергии в катушке зажигания и формирование разряда на свече зажигания, что соответственно приведет к цепочке преобразования энергий и значение нестабильности оборотов ДВС не превысит предельно-минимального отклонения. По каналу измерения оборотов ДВС диагностируется интегральная нормальная работоспособность цепей системы зажигания и считается, что произошла ошибка в цепи измерения тока накопления. В этом случае система управления работает в штатном режиме.

Изобретение реализуется следующей последовательностью действий.

1. Относительно каждой катушки зажигания параллельно по двум каналам производится измерение тока накопления в первичной обмотке и изменение мгновенной частоты вращения коленчатого вала ДВС ТС.

2. Вычисляется текущее значение нестабильности оборотов ДВС.

3. Полученные значения тока накопления и нестабильности оборотов ДВС сравниваются с соответствующими минимально-допустимыми значениями.

4. Если хотя бы одно из полученных значений больше соответствующего минимально-допустимого значения, то считается, что катушка зажигания нормально работоспособна.

5. Если оба полученных значения меньше соответствующих минимально-допустимых значений, то этому отклонению от штатной работы катушки зажигания присваивается значение 1.

6. Для присвоения катушке зажигания статуса «обрыв первичной обмотки» необходимо, чтобы непрерываемое количество отклонений от штатной работы катушки зажигания стало равно N.

7. Если в процессе диагностики катушки зажигания присвоен статус «обрыв первичной обмотки», система управления перейдет на аварийный режим работы, например, отключит топливоподачу в соответствующий цилиндр.

Измерение двух параметров, а именно величины тока накопления, протекающего в электрической цепи первичной обмотки катушки зажигания, и изменение мгновенной частоты вращения коленчатого вала ДВС ТС, приводит к повышению помехоустойчивости системы бортовой диагностики и более достоверному контролю работоспособности катушки зажигания.

Способ бортовой диагностики работоспособности катушки зажигания двигателя внутреннего сгорания транспортного средства, заключающийся в контроле тока, протекающего в ее электрической цепи, и в сравнении измеренной величины с превентивно заданными параметрами, отличающийся тем, что в процессе диагностики измеряют величину тока, протекающего в электрической цепи первичной обмотки катушки зажигания, а также изменения мгновенной частоты вращения коленчатого вала, полученные результаты измерений сравнивают с превентивно заданными пороговыми значениями, событие, соответствующее обрыву электрической цепи первичной обмотки катушки зажигания, фиксируют в случае, если за время , гдеt - момент времени работы ДВС, в который зафиксировано первое отклонение от штатной работы катушки зажигания;N=1, 2, 3, … соответствует количеству оборотов коленчатого вала, после определения первого отклонения от штатной работы катушки зажигания;T - текущий период вращения коленчатого вала;i=1, 2, 3 … N,произошло M=N отклонений от штатной работы катушки зажигания,а отклонением от штатной работы катушки зажигания считают событие, удовлетворяющее двойному условию гдеI - ток накопления в первичной обмотке катушки зажигания;I - минимальный ток накопления в первичной обмотке катушки зажигания, необходимый для формирования разрядных процессов в соответствующем цилиндре; - текущее значение нестабильности оборотов ДВС;Δn - предельно-минимально отклонение оборотов ДВС;t - момент времени накопления энергии в катушке зажигания;τ - время накопления энергии в катушке зажигания;t - момент времени прохождения цилиндра нижней мертвой точки.
СПОСОБ БОРТОВОЙ ДИАГНОСТИКИ КАТУШЕК ЗАЖИГАНИЯ В УСЛОВИЯХ СЛОЖНОЙ ЭЛЕКТРОМАГНИТНОЙ ОБСТАНОВКИ
СПОСОБ БОРТОВОЙ ДИАГНОСТИКИ КАТУШЕК ЗАЖИГАНИЯ В УСЛОВИЯХ СЛОЖНОЙ ЭЛЕКТРОМАГНИТНОЙ ОБСТАНОВКИ
СПОСОБ БОРТОВОЙ ДИАГНОСТИКИ КАТУШЕК ЗАЖИГАНИЯ В УСЛОВИЯХ СЛОЖНОЙ ЭЛЕКТРОМАГНИТНОЙ ОБСТАНОВКИ
СПОСОБ БОРТОВОЙ ДИАГНОСТИКИ КАТУШЕК ЗАЖИГАНИЯ В УСЛОВИЯХ СЛОЖНОЙ ЭЛЕКТРОМАГНИТНОЙ ОБСТАНОВКИ
Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-10 из 21.
10.02.2013
№216.012.2459

Способ оценки количества транспортных средств, не соответствующих нормам по уровню излучаемого электромагнитного поля

Изобретение относится к электромагнитным испытаниям транспортных средств на уровень излучаемой ими напряженности электромагнитного поля. Способ оценки количества транспортных средств, не соответствующих нормам по уровню излучаемого электромагнитного поля, заключается в том, что в заданном...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002474807
Дата охранного документа: 10.02.2013
10.05.2013
№216.012.3d10

Педаль транспортного средства с устройством сигнализации о ее положении

Изобретение относится к конструктивным элементам транспортных средств, в частности автомобиля, и может быть использовано в качестве педали управления, например педали сцепления, содержащей устройство сигнализации о положении педали. Педаль содержит кронштейн, поворотный рычаг, связанный...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002481199
Дата охранного документа: 10.05.2013
27.11.2013
№216.012.8605

Способ испытаний электрооборудования и/или электронных систем автотранспортных средств на восприимчивость к электромагнитному полю промышленной частоты

Изобретение относится к электрическим испытаниям на восприимчивость к электромагнитному полю промышленной частоты (ЭМППЧ) изделий электрооборудования автотранспортных средств (АТС). Способ испытаний изделий электрооборудования и/или электронных систем АТС на восприимчивость к ЭМППЧ, заключается...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002499987
Дата охранного документа: 27.11.2013
20.01.2014
№216.012.988a

Способ испытаний транспортных средств, снабженных двигателями внутреннего сгорания, а также двигателей внутреннего сгорания при их работе на газовых топливах

Изобретение может быть использовано при испытаниях объекта (О): транспортного средства (ТС), снабженного двигателем внутреннего сгорания (ДВС), в отношении мощностных показателей, выбросов загрязняющих веществ и топливной экономичности или ДВС в отношении его рабочих характеристик при работе на...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002504749
Дата охранного документа: 20.01.2014
27.04.2014
№216.012.bdc0

Способ испытаний микропроцессорной системы управления двигателем автотранспортного средства на восприимчивость к электромагнитному излучению грозового разряда

Изобретение относится к электрическим испытаниям электрооборудования на восприимчивость к электромагнитному воздействию. Способ испытаний микропроцессорной системы управления двигателем автотранспортного средства на восприимчивость к электромагнитному воздействию, в котором испытуемую систему...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002514316
Дата охранного документа: 27.04.2014
10.06.2014
№216.012.cf97

Бортовое зарядное устройство

Область использования: при разработке высококачественных зарядных устройств и источников питания с гальванической развязкой выходного напряжения. Сущность изобретения: за счет введения в устройство третьего реле 21, сетевого активного фильтра 22 и двух групп вторичных обмоток у...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002518914
Дата охранного документа: 10.06.2014
20.08.2015
№216.013.6e8a

Гибридная силовая установка транспортного средства

Изобретение относится к системам энергоснабжения транспортных средств. Гибридная силовая установка транспортного средства включает связанные между собой планетарный механизм, тепловой двигатель, вспомогательную электрическую машину и главную электрическую машину. Решение направлено на улучшение...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002559868
Дата охранного документа: 20.08.2015
10.11.2015
№216.013.8d51

Система смазки планетарного механизма гибридной силовой установки транспортного средства (варианты)

Изобретения относятся к машиностроению и могут быть использованы в транспортных средствах, а именно в системах смазки гибридных силовых установок (ГСУ). Система смазки содержит картер (2), маслозаборник (3) с каналом, канал (12), первый и второй нагнетатели в полости картера (2). Подвижная...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002567784
Дата охранного документа: 10.11.2015
20.12.2015
№216.013.9b7d

Способ бортовой диагностики катушек зажигания в условиях сложной электромагнитной обстановки

Изобретение относится к области транспорта и может быть использовано для бортовой диагностики катушек зажигания двигателей внутреннего сгорания (ДВС) с принудительным воспламенением от искрового разряда, формируемого микропроцессорной системой зажигания в условиях сложной электромагнитной...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002571430
Дата охранного документа: 20.12.2015
25.08.2017
№217.015.9cae

Способ повышения помехозащищённости автотранспортных средств

Изобретение относится к автотранспортным средствам, в частности специального назначения, может быть использовано для повышения помехозащищенности бортового электрооборудования к внешнему высокочастотному электромагнитному полю при эксплуатации АТС в условиях сложной электромагнитной обстановки....
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002610515
Дата охранного документа: 13.02.2017
Показаны записи 1-10 из 33.
10.05.2013
№216.012.3d10

Педаль транспортного средства с устройством сигнализации о ее положении

Изобретение относится к конструктивным элементам транспортных средств, в частности автомобиля, и может быть использовано в качестве педали управления, например педали сцепления, содержащей устройство сигнализации о положении педали. Педаль содержит кронштейн, поворотный рычаг, связанный...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002481199
Дата охранного документа: 10.05.2013
27.11.2013
№216.012.8605

Способ испытаний электрооборудования и/или электронных систем автотранспортных средств на восприимчивость к электромагнитному полю промышленной частоты

Изобретение относится к электрическим испытаниям на восприимчивость к электромагнитному полю промышленной частоты (ЭМППЧ) изделий электрооборудования автотранспортных средств (АТС). Способ испытаний изделий электрооборудования и/или электронных систем АТС на восприимчивость к ЭМППЧ, заключается...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002499987
Дата охранного документа: 27.11.2013
20.01.2014
№216.012.988a

Способ испытаний транспортных средств, снабженных двигателями внутреннего сгорания, а также двигателей внутреннего сгорания при их работе на газовых топливах

Изобретение может быть использовано при испытаниях объекта (О): транспортного средства (ТС), снабженного двигателем внутреннего сгорания (ДВС), в отношении мощностных показателей, выбросов загрязняющих веществ и топливной экономичности или ДВС в отношении его рабочих характеристик при работе на...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002504749
Дата охранного документа: 20.01.2014
27.04.2014
№216.012.bdc0

Способ испытаний микропроцессорной системы управления двигателем автотранспортного средства на восприимчивость к электромагнитному излучению грозового разряда

Изобретение относится к электрическим испытаниям электрооборудования на восприимчивость к электромагнитному воздействию. Способ испытаний микропроцессорной системы управления двигателем автотранспортного средства на восприимчивость к электромагнитному воздействию, в котором испытуемую систему...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002514316
Дата охранного документа: 27.04.2014
10.06.2014
№216.012.cf97

Бортовое зарядное устройство

Область использования: при разработке высококачественных зарядных устройств и источников питания с гальванической развязкой выходного напряжения. Сущность изобретения: за счет введения в устройство третьего реле 21, сетевого активного фильтра 22 и двух групп вторичных обмоток у...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002518914
Дата охранного документа: 10.06.2014
20.08.2015
№216.013.6e8a

Гибридная силовая установка транспортного средства

Изобретение относится к системам энергоснабжения транспортных средств. Гибридная силовая установка транспортного средства включает связанные между собой планетарный механизм, тепловой двигатель, вспомогательную электрическую машину и главную электрическую машину. Решение направлено на улучшение...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002559868
Дата охранного документа: 20.08.2015
10.11.2015
№216.013.8d51

Система смазки планетарного механизма гибридной силовой установки транспортного средства (варианты)

Изобретения относятся к машиностроению и могут быть использованы в транспортных средствах, а именно в системах смазки гибридных силовых установок (ГСУ). Система смазки содержит картер (2), маслозаборник (3) с каналом, канал (12), первый и второй нагнетатели в полости картера (2). Подвижная...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002567784
Дата охранного документа: 10.11.2015
20.12.2015
№216.013.9b7d

Способ бортовой диагностики катушек зажигания в условиях сложной электромагнитной обстановки

Изобретение относится к области транспорта и может быть использовано для бортовой диагностики катушек зажигания двигателей внутреннего сгорания (ДВС) с принудительным воспламенением от искрового разряда, формируемого микропроцессорной системой зажигания в условиях сложной электромагнитной...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002571430
Дата охранного документа: 20.12.2015
25.08.2017
№217.015.9cae

Способ повышения помехозащищённости автотранспортных средств

Изобретение относится к автотранспортным средствам, в частности специального назначения, может быть использовано для повышения помехозащищенности бортового электрооборудования к внешнему высокочастотному электромагнитному полю при эксплуатации АТС в условиях сложной электромагнитной обстановки....
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002610515
Дата охранного документа: 13.02.2017
25.08.2017
№217.015.9d6e

Двухрежимная муфта

Изобретение относится к машиностроению, а более конкретно к сцепным муфтам кинематических механизмов. Двухрежимная муфта содержит частотно-зависимое устройство (ЧЗУ) коммутации и предохранитель, включающие в себя внутреннюю и внешнюю обоймы, сепаратор и тела качения. Внутренняя обойма (1)...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002610756
Дата охранного документа: 15.02.2017
+ добавить свой РИД