Вид РИД
Изобретение
Изобретение относится преимущественно к сельскохозяйственному машиностроению, а именно к самоходным шасси с изменяемой колеей опорных колес.
Известно шасси с переменной колеей (см. а.с. SU № 1119905, кл. B62D 21/14, 1983 г.), содержащее раму, связанную через механизм изменения колеи со стойками колес.
Известно также шасси с переменной колеей (см. патент RU № 2519626, кл. B62D 21/14, В60В 35/10, 2014 г.), содержащее раму, выполненную в трубном исполнении, связанную через механизм изменения колеи с колесами, представляющий собой кривошипно-ползунный механизм ломающегося подкоса, где шток, имеющий свободу осевого перемещения вдоль трубы, шарнирно связан посредством рычагов-подкосов с поворотными бортовыми звеньями, закрепленными шарнирно одним концом на внешней стороне рамы.
Недостатком известного устройства является то, что при изменении ширины колеи в движении необходимо дополнительным приводом ориентировать направление колес параллельно оси движения.
Задачей предложенного решения является расширение эксплуатационных возможностей.
Эта задача достигается тем, что шасси с переменной колеей, содержащее раму, выполненную в трубном исполнении, связанную через механизм изменения колеи с колесами, представляющий собой кривошипно-ползунный механизм ломающегося подкоса, где шток, имеющий свободу осевого перемещения вдоль рамы, шарнирно связан посредством рычагов-подкосов с поворотными бортовыми звеньями, закрепленными шарнирно одним концом на внешней стороне рамы, механизм изменения колеи дополнительно снабжен вторыми поворотными бортовыми звеньями параллельно первым поворотным бортовым звеньям, одинаковой с ними длины, и шарнирно закрепленными одними концами на внешней стороне рамы за первыми поворотными бортовыми звеньями в одной плоскости, а другими концами - на дополнительных звеньях, параллельных оси рамы, соединяющих первые и вторые поворотные бортовые звенья, образующее параллелограммы, причем оси колес шарнирно установлены на дополнительных звеньях, параллельных оси рамы.
По сравнению с известным предложенное шасси с переменной колеей позволяет автоматически в движении ориентировать направление колес параллельно оси движения, при изменении ширины колеи, расширяя таким образом эксплуатационные возможности.
На фиг. 1 изображено шасси с максимальной шириной колеи; на фиг. 2 - то же, с измененной шириной колеи.
Шасси с переменной колеей содержит раму 1, выполненную в трубном исполнении, связанную через механизм изменения колеи с колесами 2 и 3, представляющий собой кривошипно-ползунный механизм ломающегося подкоса, где шток 4, имеющий свободу осевого перемещения вдоль рамы 1, шарнирно связан через шарнир 5 посредством рычагов-подкосов 6 и 7 с поворотными бортовыми звеньями 8 и 9, посредством шарниров 10 и 11 соответственно, закрепленными посредством шарниров 12 и 13 на внешней стороне рамы 1. Механизм изменения колеи дополнительно снабжен вторыми поворотными бортовыми звеньями 14 и 15 параллельно первым поворотным бортовым звеньям 8 и 9, одинаковой с ними длины, и закрепленными одними концами посредством шарниров 16 и 17 на внешней стороне рамы 1 за первыми поворотными бортовыми звеньями 8 и 9 в одной плоскости, а другими концами посредством шарниров 18 и 19 на дополнительных звеньях 20 и 21, параллельных оси рамы 1, соединяющих первые поворотные бортовые звенья 8 и 9 посредством шарниров 22 и 23, и вторые поворотные бортовые звенья 14 и 15 посредством шарниров 18 и 19, образующие параллелограммы. Оси 24 и 25 колес 2 и 3 шарнирно установлены соответственно на дополнительных звеньях 20 и 21 параллельных оси рамы 1.
Шасси с переменной колеей работает следующим образом.
При максимальной ширине колеи (см. фиг. 1) шасси перемещается по колее, соизмеримой с расстоянием между колесами 2 и 3, в положении колес 2 и 3 параллельно оси рамы 1.
При уменьшении ширины колеи (см. фиг. 2) шток 4 выдвигается из трубы рамы 1. При этом рычаги-подкосы 6 и 7, поворачиваясь на шарнирах 5 и 10, 5 и 11 соответственно, поворачивают первые поворотные бортовые звенья 8 и 9 относительно шарниров 12 и 13. Одновременно вторые поворотные бортовые звенья 14 и 15, поворачиваясь на шарнирах 16 и 17 посредством дополнительных звеньев 20 и 21 занимают положение параллельно первым поворотным бортовым звеньям 8 и 9. При этом дополнительные звенья 20 и 21 вместе с колесами 2 и 3 посредством шарниров 18, 22 и 19, 23 соответственно, перемещаясь по ходу движения штока 4, занимают неизменное параллельное положение относительно продольной оси рамы 1. Процесс увеличения ширины колеи от меньшего размера к большему размеру происходит аналогично путем вдвигания штока 4 в трубу рамы 1.
Таким образом, предложенное шасси позволяет автоматически изменять ширину колеи при постоянном ориентировании колес параллельно оси движения, в зависимости от условий эксплуатации, в движении без остановок и без применения дополнительных вспомогательных механизмов или приводов, расширяя эксплуатационные возможности устройства.
Шасси с переменной колеей, содержащее раму, выполненную в трубном исполнении, связанную через механизм изменения колеи с колесами, представляющий собой кривошипно-ползунный механизм ломающегося подкоса, где шток, имеющий свободу осевого перемещения вдоль рамы, шарнирно связан посредством рычагов-подкосов с поворотными бортовыми звеньями, закрепленными шарнирно одним концом на внешней стороне рамы, отличающееся тем, что механизм изменения колеи дополнительно снабжен вторыми поворотными бортовыми звеньями, расположенными параллельно первым поворотным бортовым звеньям одинаковой с ними длины и шарнирно закрепленными одними концами на внешней стороне рамы за первыми поворотными бортовыми звеньями в одной плоскости, а другими концами - на дополнительных звеньях, параллельных оси рамы, соединяющих первые и вторые поворотные бортовые звенья, образующие параллелограммы, причем оси колес шарнирно установлены на дополнительных звеньях, параллельных оси рамы.