×
27.05.2015
216.013.4ee0

РЕЗЕРВНАЯ СИСТЕМА ОРИЕНТАЦИИ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА И СПОСОБ ВЫСТАВКИ ЕЕ ПРОСТРАНСТВЕННОГО ПОЛОЖЕНИЯ

Вид РИД

Изобретение

Юридическая информация Свернуть Развернуть
Краткое описание РИД Свернуть Развернуть
Аннотация: Изобретения относятся к области приборостроения и могут найти применение в системах ориентации и навигации летательных аппаратов (ЛА), предназначенных для вычисления и отображения основных пилотажно-навигационных параметров ЛА. Технический результат - повышение точности вычисления собственного дрейфа датчиков угловых скоростей и определения значений параметров пространственного положения ЛА. Для этого в состав каждого прибора трехкомпонентного жесткозакрепленного магнитометра (ТЖМ) введены дополнительные интерфейсные средства между магнитометрами, а также дополнительные средства для осуществления более точной выставки резервной системы ориентации на основе измерения составляющих погрешности магнитного поля Земли, измеренных ТЖМ каждого прибора за один и тот же период времени. 2 н.п. ф-лы, 2 ил.
Реферат Свернуть Развернуть

Изобретения относятся к области приборостроения и могут найти применение в системах ориентации и навигации летательных аппаратов (ЛА), предназначенных для вычисления и отображения основных пилотажно-навигационных параметров ЛА.

Известно резервное устройство индикации воздушного судна [1], предназначенное для отображения пилотажной информации о полете ЛА (пространственное положение, скорость, высота) и содержащее блок источников информации, блок обработки информации и средство индикации.

Недостатком данного устройства, как и способа выставки его реализующего, является отсутствие в нем магнитометра, способного автономно выдавать информацию о магнитном курсе ЛА.

Известна также система [2], включающая в себя два объединенных прибора, предназначенная для определения пространственного положения ЛА и высотно-скоростных параметров полета, необходимых для пилотирования ЛА. Отображение вычисленной информации происходит на жидкокристаллическом (ЖК) дисплее каждого прибора.

Способ выставки этой системы, содержащей два объединенных прибора и средства для сообщения между ними, причем каждый прибор содержит автономный инерциальный измерительный блок с датчиками первичной информации, заключается во взаимной выставке каждого инерциального измерительного блока на основе положения каждого прибора и измерений, произведенных каждым прибором за один и тот же период времени.

Недостатком этой системы является отсутствие магнитометра, и как результат, невозможность выставки по курсу. Недостатком способа выставки данной системы является невозможность точной оценки дрейфа датчиков угловой скорости курсового канала во время начальной выставки на качающемся основании при одновременном движении ЛА по курсу, крену и тангажу.

Заявленное изобретение направлено на повышение точности вычисления собственного дрейфа датчиков угловых скоростей и более точное определение значений параметров пространственного положения ЛА.

Поставленная задача решается за счет того, что в резервную систему ориентации летательного аппарата (ЛА), предназначенную для определения и индикации пространственного положения, высотно-скоростных параметров, включающую в себя два интегрированных объединенных электронных резервных прибора (ИРП), каждый из которых содержит устройство отображения информации, блок датчиков первичной информации (ДЛИ) с входящими в него блоком датчиков угловых скоростей (ДУС) и блоком акселерометров и блок датчиков давления, подключенных к вычислителю, интерфейсный модуль, по которому информация с акселерометров одного прибора передается на вычислитель другого и наоборот, а информация с датчиков угловых скоростей (без учета смещения нулей и погрешностей, обусловленных скоростью вращения Земли) одного прибора передается в вычислитель другого и наоборот, согласно изобретению, в состав каждого ИРП вводится трехкомпонентный жесткозакрепленный магнитометр, а также дополнительные средства сообщения между магнитометрами обоих приборов, полученная информация с которых используется для вычисления углов ориентации и последующей индикации в устройстве отображения информации.

Достигаемым техническим результатом настоящего изобретения является повышение точности вычисления собственного дрейфа датчиков угловых скоростей и наиболее точное определение значений параметров пространственного положения ЛА.

В способе выставки системы ориентации ЛА, в котором для начальной выставки углов крена, тангажа и курса и для оценки дрейфа датчиков угловых скоростей по выходным линиям ДУС реализован адаптивный фильтр Винера, параметры которого изменяют по разности угловых скоростей соответствующих датчиков разных приборов, далее информацию пересчитывают в земную систему координат и используют в адаптивном фильтре Калмана для вычисления смещения нуля и угловой скорости, обусловленную вращением Земли, измеряемым каждым ДУС по соответствующим осям (оси X, Y, Z) в каждом приборе, также для вычисления погрешности ДУС используют информацию с акселерометров в каждом блоке, обрабатываемую адаптивным фильтром Винера, параметры которых адаптируют по разности значений ускорений разных приборов, согласно изобретению, в каждом приборе дополнительно используют информацию с трехкомпонентных жесткозакрепленных магнитометров (ТЖМ), измеряющих напряженности магнитного поля Земли, которые пересчитывают в земную систему координат, обрабатывают в каждом приборе адаптивным фильтром Винера, параметры которого адаптируют по разности напряженности магнитного поля с двух приборов и затем используют в адаптивном фильтре Калмана для оценки смещения нулевого сигнала датчиков угловых скоростей.

Существенным отличием изобретения является введение в состав каждого прибора ТЖМ, дополнительных средств сообщения между магнитометрами, а также дополнительных средств для осуществления более точной выставки на основе знания составляющих погрешности магнитного поля Земли, измеренных ТЖМ каждого прибора за один и тот же период времени.

Другим существенным отличием является способ выставки обоих ИРП, установленных на борту ЛА в соответствии с [2], с дополнительным привлечением информации с ТЖМ каждого ИРП.

На фиг.1 представлена блок-схема устройства.

Система содержит блоки 1, 11 датчиков давления, блоки 2, 12 ДЛИ инерциальные измерительные, вычислители 3, 9, ТЖМ 4, 10, устройства 5, 7 отображения информации, интерфейсные модули 6, 8.

Выходы блока 1 датчиков давления, блока 2 ДЛИ, в состав которого входят акселерометры и датчики угловой скорости, ТЖМ 4 соединены со входами вычислителя 3, выход которого подключен к устройству 5 отображения информации и модулю 6 интерфейсному, соединенному с модулем 8 интерфейсным второго ИРП для обмена пилотажной информацией.

Выходы блока 11 датчиков давления, блока 12 ДНИ, в состав которого входят акселерометры и датчики угловой скорости, ТЖМ 10 соединены со входами вычислителя 9, выход которого подключен к устройству 7 отображения информации и модулю 8 интерфейсному, соединенному с модулем 6 интерфейсным первого ИРП для обмена пилотажной информацией.

Согласно изобретению, в полученной системе, содержащей два ИРП, блоки ДНИ взаимно выставляются на основе относительного положения каждого прибора и измерительной информации, полученных каждым прибором за один и тот же период времени.

На фиг.2 показан пример устройства для реализации такой выставки и соответствующий способ. Чтобы не загромождать фиг.2, показаны только средства для выставки второго ИРП.

Второй ИРП, также как и первый ИРП, содержит устройства 26, 28 для преобразования измеренных значений, полученных с инерциальных датчиков и ТЖМ, чтобы привести их из связанной системы координат в земную систему координат, также, как и устройства 13, 16, входящие в состав первого ИРП. Устройство 18 предназначено для вычисления разности между значениями Ω1, измеренными первым ИРП, и значениями оцененной погрешности , рассчитанными вторым ИРП в результате преобразования. Второй ИРП также содержит адаптивный фильтр 19, параметры которого адаптируются в соответствии со значениями, рассчитанными вычитающим устройством 18 второго ИРП.

Адаптивный фильтр 19 преобразует информацию Ωсвяз2, измеренную вторым ИРП и откорректированную на величину дрейфа dΩ2, чтобы привести ее к значениям углов ориентации первого ИРП. В качестве оптимального адаптивного фильтра используется фильтр Винера. Рассчитанные значения используются как входящая информация для устройства 28 вычисления значений углов ориентации

Кроме того, второй ИРП содержит устройство для преобразования значений ускорения, измеряемых акселерометрами А2 второго ИРП, с целью приведения указанных значений к значениям углов ориентации первого ИРП. Устройство 20 предназначено для вычисления разности значений ускорения, измеряемых акселерометрами A1 первого ИРП, и преобразованных в фильтре Винера 21 значений оцененной погрешности , измеренных акселерометрами второго ИРП. Все преобразования - это чисто математические операции. Параметры адаптивного фильтра Винера 21 подстраиваются под значения, вычисляемые с помощью вычитающего устройства 20. Вычисленные значения оцененной погрешности поступают на вход устройства 22.

Информация о значениях, составляющих напряженности магнитного поля Земли Н2, поступающих с ТЖМ 27 в адаптивный фильтр Винера 25, параметры которого подстраиваются под значения оцененной погрешности , полученные в результате вычисления в устройстве 24 разности значений напряженности магнитного поля Земли Н1, измеряемых первым ИРП, и значений Н2, измеряемых вторым ИРП.

Информация с фильтров Винера о значениях оцененных погрешностей угловых скоростей , ускорений и составляющих напряженности магнитного поля Земли используется в адаптивном фильтре Калмана для вычисления величины дрейфа dΩ2.

Выставка первого ИРП и второго ИРП производится в один и тот же период времени, когда приборы движутся синхронно на подвижном основании.

В каждом ИРП имеется устройство для синхронизации измерений в обоих приборах.

Фильтры обоих ИРП и ИРП работают параллельно и одновременно с целью обеспечения быстрого схождения во время выставки.

Каждое измерение Ω1 синхронизируется с А1 и Н1, а каждое измерение Ω2 с А2 и Н2.

Обработка данных с ДНИ первого ИРП происходит аналогично.

В результате работы обоих ИРП на выходе получаются согласованные значения углов крена, тангажа и гиромагнитного курса.

Реализация данного способа выставки позволит повысить точность определения значений параметров полета летательного аппарата резервной системой ориентации.

Источники информации

1. Патент РФ №2350907 G01C 23/00, 2009 г.

2. Патент США №2010/0286913, 2010 г.


РЕЗЕРВНАЯ СИСТЕМА ОРИЕНТАЦИИ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА И СПОСОБ ВЫСТАВКИ ЕЕ ПРОСТРАНСТВЕННОГО ПОЛОЖЕНИЯ
РЕЗЕРВНАЯ СИСТЕМА ОРИЕНТАЦИИ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА И СПОСОБ ВЫСТАВКИ ЕЕ ПРОСТРАНСТВЕННОГО ПОЛОЖЕНИЯ
Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-10 из 20.
20.06.2013
№216.012.4d98

Интегрированная система резервных приборов

Изобретение относится к системам измерения и индикации, обеспечивающим пилотирование летательных аппаратов в случае отказа основных пилотажно-навигационных систем. Интегрированная система резервных приборов содержит блок ориентации с подключенным к нему жидкокристаллическим экраном. Также...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002485446
Дата охранного документа: 20.06.2013
10.09.2013
№216.012.68dd

Устройство для обнаружения короткозамкнутых витков в электрических катушках

Изобретение относится к контрольно-измерительной технике и может быть использовано в устройствах для контроля электрических катушек в процессе производства. Технический результат: упрощение работы и повышение достоверности проверки. Сущность: содержит замкнутый магнитопровод, на котором...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002492492
Дата охранного документа: 10.09.2013
27.01.2014
№216.012.9c90

Система и способ определения пространственного положения и курса летательного аппарата

Изобретения относятся к области приборостроения и могут применяться в системах навигации летательных аппаратов (ЛА). Задачей, на которую направлены данные изобретения, является повышение надежности и точности системы за счет восстановления рабочего состояния после кратковременного пропадания...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002505786
Дата охранного документа: 27.01.2014
20.04.2014
№216.012.b8ce

Радиоэлектронный блок

Изобретение относится к радиоэлектронике и может быть использовано для решения задач отвода тепла от размещенных на печатных платах теплонагруженных радиоэлектронных компонентов. Технический результат - повышение эффективности отвода тепла от теплонагруженных радиоэлектронных компонентов....
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002513038
Дата охранного документа: 20.04.2014
10.10.2014
№216.012.fbd1

Устройство для измерения динамических характеристик навигационных приборов, в состав которых входит вращающийся трансформатор

Изобретение относится к области измерения и может быть использовано при метрологических исследованиях навигационных приборов, содержащих вращающийся трансформатор. Техническим результатом является расширение функциональных возможностей за счет обеспечения измерения динамических характеристик....
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002530311
Дата охранного документа: 10.10.2014
10.01.2015
№216.013.17c6

Устройство для включения блока ориентации интегрированной системы резервных приборов в пилотажно-навигационный комплекс

Изобретение относится к авиационной технике, в частности к блокам ориентации. Устройство содержит вращающийся трансформатор, блок датчиков первичной информации, АЦП, вычислительную машину, формирователь внешнего интерфейса, микроконтроллер с АЦП, нуль-орган, узел гальванической развязки,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002537514
Дата охранного документа: 10.01.2015
20.02.2015
№216.013.281e

Способ установки на приборную панель летательного аппарата резервного блока ориентации пилотажно-навигационного комплекса

Изобретение относится к области приборостроения и может использоваться в системах индикации состояния полета летательного аппарата (ЛА). Технический результат - повышение точности. Для этого сначала устанавливают резервный блок ориентации на приборную панель согласно точкам крепления, затем с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002541727
Дата охранного документа: 20.02.2015
27.03.2015
№216.013.3518

Блок ориентации пилотажно-навигационного комплекса и способ калибровки в нем магнитометра

Изобретение относится к авиационной технике, в частности к блокам ориентации самолетов и вертолетов. Технический результат - повышение точности пилотирования ЛА за счет введения калибровки магнитометра. Существенным отличием устройства является введение первого и второго устройства интерфейса и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002545076
Дата охранного документа: 27.03.2015
10.04.2015
№216.013.40b8

Устройство для контроля блока ориентации интегрированной системы резервных приборов

Изобретение относится к области приборостроения и может найти применение в системах ориентации подвижных объектов. Технических результат - повышение надежности и точности. Для этого дополнительно введены АЦП, который встроен в микроконтроллер и три канала преобразования, каждый из которых...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002548056
Дата охранного документа: 10.04.2015
10.09.2015
№216.013.75ad

Радиоэлектронный блок

Изобретение относится к конструкциям радиоэлектронных блоков, которые могут использоваться в аппаратуре, подвергающейся значительному механическому воздействию. Технический результат - повышение стойкости устройства к механическим воздействиям и упрощение конструкции. Достигается тем, что...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002561714
Дата охранного документа: 10.09.2015
Показаны записи 1-10 из 27.
20.06.2013
№216.012.4d98

Интегрированная система резервных приборов

Изобретение относится к системам измерения и индикации, обеспечивающим пилотирование летательных аппаратов в случае отказа основных пилотажно-навигационных систем. Интегрированная система резервных приборов содержит блок ориентации с подключенным к нему жидкокристаллическим экраном. Также...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002485446
Дата охранного документа: 20.06.2013
27.01.2014
№216.012.9c90

Система и способ определения пространственного положения и курса летательного аппарата

Изобретения относятся к области приборостроения и могут применяться в системах навигации летательных аппаратов (ЛА). Задачей, на которую направлены данные изобретения, является повышение надежности и точности системы за счет восстановления рабочего состояния после кратковременного пропадания...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002505786
Дата охранного документа: 27.01.2014
20.04.2014
№216.012.b8ce

Радиоэлектронный блок

Изобретение относится к радиоэлектронике и может быть использовано для решения задач отвода тепла от размещенных на печатных платах теплонагруженных радиоэлектронных компонентов. Технический результат - повышение эффективности отвода тепла от теплонагруженных радиоэлектронных компонентов....
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002513038
Дата охранного документа: 20.04.2014
10.10.2014
№216.012.fbd1

Устройство для измерения динамических характеристик навигационных приборов, в состав которых входит вращающийся трансформатор

Изобретение относится к области измерения и может быть использовано при метрологических исследованиях навигационных приборов, содержащих вращающийся трансформатор. Техническим результатом является расширение функциональных возможностей за счет обеспечения измерения динамических характеристик....
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002530311
Дата охранного документа: 10.10.2014
20.02.2015
№216.013.281e

Способ установки на приборную панель летательного аппарата резервного блока ориентации пилотажно-навигационного комплекса

Изобретение относится к области приборостроения и может использоваться в системах индикации состояния полета летательного аппарата (ЛА). Технический результат - повышение точности. Для этого сначала устанавливают резервный блок ориентации на приборную панель согласно точкам крепления, затем с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002541727
Дата охранного документа: 20.02.2015
27.03.2015
№216.013.3518

Блок ориентации пилотажно-навигационного комплекса и способ калибровки в нем магнитометра

Изобретение относится к авиационной технике, в частности к блокам ориентации самолетов и вертолетов. Технический результат - повышение точности пилотирования ЛА за счет введения калибровки магнитометра. Существенным отличием устройства является введение первого и второго устройства интерфейса и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002545076
Дата охранного документа: 27.03.2015
10.04.2015
№216.013.40b8

Устройство для контроля блока ориентации интегрированной системы резервных приборов

Изобретение относится к области приборостроения и может найти применение в системах ориентации подвижных объектов. Технических результат - повышение надежности и точности. Для этого дополнительно введены АЦП, который встроен в микроконтроллер и три канала преобразования, каждый из которых...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002548056
Дата охранного документа: 10.04.2015
10.09.2015
№216.013.75ad

Радиоэлектронный блок

Изобретение относится к конструкциям радиоэлектронных блоков, которые могут использоваться в аппаратуре, подвергающейся значительному механическому воздействию. Технический результат - повышение стойкости устройства к механическим воздействиям и упрощение конструкции. Достигается тем, что...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002561714
Дата охранного документа: 10.09.2015
10.10.2015
№216.013.81cf

Устройство для включения блока ориентации интегрированной системы резервных приборов в пилотажно-навигационный комплекс

Изобретение относится к измерительной технике и может найти применение в системах измерения и индикации, обеспечивающих поддержку процесса пилотирования летательных аппаратов. Технический результат - повышение надежности и точности. Для этого устройство для включения блока ориентации...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002564828
Дата охранного документа: 10.10.2015
10.12.2015
№216.013.96cf

Устройство для включения блока ориентации в пилотажно-навигационный комплекс

Изобретение относится к области приборостроения и может найти применение в системах ориентации летательных аппаратов. Технический результат - повышение точности. Для этого в устройство для включения блока ориентации в пилотажно-навигационный комплекс (ПНК), содержащий блок датчиков первичной...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002570227
Дата охранного документа: 10.12.2015
+ добавить свой РИД