×
27.04.2015
216.013.46a4

ГИДРОСАМОЛЕТ ВЕРТИКАЛЬНОГО ВЗЛЕТА И ПОСАДКИ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОТКЛОНЕНИЯ ВЕКТОРА ТЯГИ ДВИГАТЕЛЕЙ

Вид РИД

Изобретение

Юридическая информация Свернуть Развернуть
№ охранного документа
0002549588
Дата охранного документа
27.04.2015
Краткое описание РИД Свернуть Развернуть
Аннотация: Изобретение относится к авиационной технике, а именно к летательным аппаратам вертикального взлета и посадки. Гидросамолет вертикального взлета и посадки оснащен устройством для отклонения вектора тяги, расположенным в верхней части центроплана, имеющего форму обратного V, по обе стороны которого расположены две лодки-фюзеляжа с выпускными надувными поплавками и кабинами для экипажа. С лодками-фюзеляжами жестко соединены две консоли крыла, горизонтальное, вертикальное оперение. Гидросамолет снабжен струйными рулями, расположенными на концах консолей крыла, горизонтальном оперении, вертикальном оперении и на консольной балке впереди центроплана. Устройство для отклонения вектора тяги является продолжением выпускного тракта двигателей, переходящего в квадратное или прямоугольное сечение в зависимости от количества двигателей в пакете. Устройство направляет поток газов вниз под углом 90°, образуя свод, поверхность которого образована поверхностями поворотных лопаток, обращенными к выпускному тракту, а с другой стороны лопатки имеют форму верхней части профиля крыла. Выход для газового потока снабжен рядом поворотных заслонок. Достигается возможность исключения разбалансировки летательного аппарата при отказе одного или более двигателей на режимах висения, вертикального взлета и посадки. 2 н.п. ф-лы, 9 ил.
Реферат Свернуть Развернуть

Изобретение относится к области авиационной техники, а именно к летательным аппаратам вертикального взлета и посадки.

Известен гидросамолет вертикального взлета и посадки ВВА-14 (1) выдающегося ученого и авиаконструктора Р.Л. Бартини. Самолет представляет собой высокоплан с сильно развитым центропланом малого удлинения и трапециевидными консолями большого удлинения, разнесенным горизонтальным и вертикальным оперением. К центроплану посредине крепится фюзеляж, предназначенный для размещения экипажа и грузов. В местах перехода центроплана крыла в консоли установлены два бортовых отсека (скега), представляющие собой дюралюминевый корпус-лодку с выпускными надувными резиновыми поплавками. В центроплане попарно установлены двенадцать неподвижных подъемных двигателей. Два маршевых двигателя установлены над центропланом в задней его части.

Способность самолета ВВА-14 вертикально взлетать и садиться на надувные поплавки дает ему возможность совершать посадку в любой точке мирового океана при любом волнении и любом загрязнении водной поверхности, а также на лед и сушу.

Недостатком данного самолета является наличие на борту двенадцати подъемных двигателей, которые большую часть полета не используются и являются балластом, что снижает весовую отдачу самолета.

Известен проект самолета HFB 600 (2) объединения HFB (Гамбургские авиационные заводы) с подъемно-маршевыми вентиляторами. Силовая установка самолета состоит из восьми газогенераторных двигателей, которые снабжают рабочим газом четыре вентилятора, установленных в гондолах на крыле. С помощью решетки поворотных лопаток осуществляется отклонение вектора тяги вентиляторов до 110°.

Недостатком данной силовой установки является то, что энергия двигателей не используется непосредственно для создания тяги, а через систему «газогенератор - трубопровод - турбина - вентилятор». Это влечет за собой потери КПД силовой установки. Кроме того, отклонение вектора тяги осуществляется лопатками малой кривизны, что приводит к резкому искривлению потока и, как результат, к значительному сопротивлению. Система «двигатель - трубопроводы - вентиляторы» увеличивает также вес силовой установки.

Еще один недостаток данной схемы - разбалансировка при отказе одного или больше двигателей. В этом случае нужны струйные рули огромной тяги, соизмеримой с тягой подъемных двигателей.

Известна силовая установка для обеспечения вертикального взлета и посадки (3).

Силовая установка является частью крыла-гондолы и включает в себя систему управления вектором тяги. В каждой консоли установлен турбовентиляторный двигатель. Вдоль задней кромки крыла-гондолы располагается система из трех закрылков, которая отклоняет поток газов двигателя назад, или вниз, или под любым другим углом.

Эти три закрылка установлены таким образом, что в горизонтальном полетном положении образуют основное реактивное сопло без помощи дополнительных закрылков между ними. Один из закрылков установлен вдоль задней кромки верхней поверхности крыла-гондолы. У передней кромки этого закрылка имеется две щели. Крайняя передняя щель сверху служит выхлопным соплом для отвода газов из турбины двигателя. Сопло экранировано кожухом, отделяющим выхлопные газы двигателя от выходного потока вентилятора. Через вторую щель происходит отбор части высокоэнергетического потока из вытяжного канала вентилятора и выброс воздуха в атмосферу по верхней поверхности закрылка. Два других закрылка расположены таким образом, что в горизонтальном положении они находятся на одной линии с нижней поверхностью крыла-гондолы, а в вертикальном положении один из закрылков остается на одной оси с нижней поверхностью крыла-гондолы, а второй закрылок устанавливается на одной линии с верхней поверхностью крыла-гондолы. При вертикальном положении закрылков крайняя сзади щель верхнего закрылка и щель, образующаяся между верхним закрылком и задней частью нижнего закрылка, повышают эффективность поворота выходного потока вентилятора.

Недостатком данной конструкции являются большие потери тяги при повороте вектора тяги с помощью закрылков. Еще одним недостатком является разбалансировка самолета при отказе одного двигателя.

Все эти недостатки отсутствуют в предлагаемом гидросамолете вертикального взлета и посадки и устройстве для отклонения вектора тяги.

Техническим результатом предлагаемого изобретения является расширение эксплуатационных возможностей гидросамолета, а именно: увеличение весовой отдачи гидросамолета, возможность вертикального взлета и посадки на водную поверхность при любом волнении, при наличии загрязнения водной поверхности, а также на лед и сушу.

Технический результат достигается тем, что гидросамолет вертикального взлета и посадки содержит центроплан, имеющий форму обратного V, а в центре тяжести самолета, в верхней точке V, содержится пакет двигателей с устройством для отклонения вектора тяги, две консоли крыла, фюзеляжи-лодки с встроенными в их конструкцию надувными поплавками и кабинами экипажа, разнесенное вертикальное и горизонтальное оперение и струйные рули.

Устройство для отклонения вектора тяги, являющееся продолжением выпускного тракта двигателей, переходящего в квадратное или прямоугольное сечение, в зависимости от количества двигателей в пакете, и направляющего поток газов вниз под углом 90°, образованный рядом поворотных направляющих лопаток, где лопатки со стороны выпускного тракта повторяют форму свода, а с другой стороны имеют профиль крыла, при этом нижний срез устройства снабжен рядом поворотных заслонок.

Такая компоновка гидросамолета, при которой вертикальная тяга приложена в центре тяжести гидросамолета, исключает его разбалансировку при отказе одного или более двигателей на режимах висения, вертикального взлета и посадки. Применение надувных поплавков значительно увеличивает мореходность гидросамолета в любом режиме, а на режимах вертикального взлета и посадки позволяет достигнуть практически неограниченной мореходности. Применение заявленного способа отклонения вектора тяги позволяет отказаться от подъемных двигателей, что значительно упростит конструкцию гидросамолета и увеличит его весовую отдачу.

Сопоставительный анализ с ранее выявленными аналогами показывает, что предлагаемое изобретение является новым и обладает изобретательским уровнем и промышленной применимостью.

Предлагаемое изобретение поясняется следующими чертежами:

- на фиг.1 - вид самолета сбоку;

- на фиг.2 - вид самолета сверху;

- на фиг.3-вид самолета спереди;

- на фиг.4 - вид самолета сбоку с выпущенными поплавками;

- на фиг.5 - вид самолета спереди с выпущенными поплавками;

- на фиг.6 -устройство изменения вектора тяги при вертикальном взлете и посадке;

- на фиг.7 - сечение А-А по пакету двигателей;

- на фиг.8 - сечение Б-Б по выпускному тракту;

- на фиг.9 - устройство изменения вектора тяги при горизонтальном полете.

Гидросамолет вертикального взлета и посадки, оснащенный устройством для отклонения вектора тяги 1, расположенным в верхней части центроплана 2, имеющего форму обратного V, по обе стороны которого расположены две лодки-фюзеляжа 3 с выпускными надувными поплавками 4 и кабинами для экипажа 5. С лодками-фюзеляжами 3 жестко соединены две консоли крыла 6, горизонтальное 7, разнесенное вертикальное оперение 8. Конструкция гидросамолета снабжена струйными рулями 9, расположенными на концах консолей крыла 6, горизонтальном оперении 7, вертикальном оперении 8 и на консольной балке впереди центроплана 2.

Предлагаемое устройство для отклонения вектора тяги 1 представляет собой несколько двухконтурных двигателей 10, собранных в пакет 11 (фиг.3). Оно является продолжением выпускного тракта, на коротком участке переходящего в квадратное или прямоугольное сечение, в зависимости от количества двигателей в пакете, а затем направляет поток газов вниз под углом 90°, образуя задний свод. Поверхность заднего свода образована рядом поворотных направляющих лопаток 12, с одной стороны повторяющих форму свода, а с другой стороны имеющих профиль крыла. Лопатки 12, будучи повернуты в горизонтальное положение, позволяют потоку газов от двигателей 10 истекать назад по полету, создавая тягу для горизонтального полета. Кроме того, имея крыльевой профиль, лопатки 12 создают некоторую часть подъемной силы. При этом нижний срез устройства закрыт рядом поворотных заслонок 13.

Устройство работает следующим образом. Перед запуском двигателей 10 поворотные заслонки 13 полностью открываются, а направляющие лопатки 12 устанавливаются в закрытое положение (фиг.6). Двигатели 10 запускаются, выводятся на режим, близкий к взлетному, и самолет начинает вертикальный взлет. Интенсивность подъема регулируется тягой двигателей 10. Для перехода в горизонтальный полет направляющие лопатки 12 начинают открываться, часть газов истекает назад по полету, самолет начинает горизонтальный разгон. После достижения эволютивной скорости направляющие лопатки 12 устанавливаются в полностью открытое положение, а поворотные заслонки 13 закрываются (фиг.9).

Для того, чтобы перейти из горизонтального полета к вертикальной посадке, необходимо после достижения эволютивной скорости полностью открыть заслонки 13 на нижнем срезе и начать закрывать направляющие лопатки 12 на заднем своде устройства 1. Постепенно поток газов полностью повернет на 90°, и самолет зависнет вертикально. Интенсивность снижения регулируется тягой двигателей 10.

Управление на вертикальном участке полета осуществляется струйными рулями 9. Большую роль в балансировке самолета играет тот факт, что центр приложения тяги силовой установки находится выше центра тяжести самолета. А расположение силовой установки 10 по оси самолета исключает разбалансировку самолета при отказе одного и более двигателей 10.

В случае небольшого волнения (примерно до высоты волны 1,5 м) самолет может взлетать и садиться на водную поверхность по-самолетному, не выпуская надувных поплавков 4. В этом случае радиус действия увеличивается.

Используя выпускные надувные поплавки 4, самолет может садиться вертикально на водную поверхность в любом состоянии (сильный шторм, наличие мусора на воде), а также на сушу и на лед.

На самолете предусмотрена дозаправка в воздухе и на плаву.

Таким образом, заявленное изобретение с устройством для отклонения вектора тяги двигателей расширяет эксплуатационные возможности, увеличивает мореходность, весовую отдачу и упрощает конструкцию.

Предлагаемое изобретение осуществимо по существующей технологии из материалов, применяемых в самолетостроении.

Список использованной литературы

1. К.Г. Удалов, Г.С. Панатов, Л.Г. Фортинов. Самолет ВВА-14. М.: «Авико пресс», 1994, стр.32-34; стр.44-51.

2. К. Хафер, Г. Закс. Техника вертикального взлета и посадки. М.: «Мир», 1985, стр.42, рис.1.4.3; стр.67, рис.2.2.14.

3. Патент 4,301,980 США.


ГИДРОСАМОЛЕТ ВЕРТИКАЛЬНОГО ВЗЛЕТА И ПОСАДКИ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОТКЛОНЕНИЯ ВЕКТОРА ТЯГИ ДВИГАТЕЛЕЙ
ГИДРОСАМОЛЕТ ВЕРТИКАЛЬНОГО ВЗЛЕТА И ПОСАДКИ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОТКЛОНЕНИЯ ВЕКТОРА ТЯГИ ДВИГАТЕЛЕЙ
ГИДРОСАМОЛЕТ ВЕРТИКАЛЬНОГО ВЗЛЕТА И ПОСАДКИ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОТКЛОНЕНИЯ ВЕКТОРА ТЯГИ ДВИГАТЕЛЕЙ
ГИДРОСАМОЛЕТ ВЕРТИКАЛЬНОГО ВЗЛЕТА И ПОСАДКИ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОТКЛОНЕНИЯ ВЕКТОРА ТЯГИ ДВИГАТЕЛЕЙ
ГИДРОСАМОЛЕТ ВЕРТИКАЛЬНОГО ВЗЛЕТА И ПОСАДКИ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОТКЛОНЕНИЯ ВЕКТОРА ТЯГИ ДВИГАТЕЛЕЙ
ГИДРОСАМОЛЕТ ВЕРТИКАЛЬНОГО ВЗЛЕТА И ПОСАДКИ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОТКЛОНЕНИЯ ВЕКТОРА ТЯГИ ДВИГАТЕЛЕЙ
ГИДРОСАМОЛЕТ ВЕРТИКАЛЬНОГО ВЗЛЕТА И ПОСАДКИ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОТКЛОНЕНИЯ ВЕКТОРА ТЯГИ ДВИГАТЕЛЕЙ
ГИДРОСАМОЛЕТ ВЕРТИКАЛЬНОГО ВЗЛЕТА И ПОСАДКИ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОТКЛОНЕНИЯ ВЕКТОРА ТЯГИ ДВИГАТЕЛЕЙ
ГИДРОСАМОЛЕТ ВЕРТИКАЛЬНОГО ВЗЛЕТА И ПОСАДКИ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОТКЛОНЕНИЯ ВЕКТОРА ТЯГИ ДВИГАТЕЛЕЙ
Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-9 из 9.
10.01.2013
№216.012.1829

Самолет-амфибия

Изобретение относится к авиационной технике, в частности к морской авиации. Самолет-амфибия содержит крыло с механизацией, хвостовое оперение, силовую установку, шасси, водоруль. Самолет-амфибия выполнен по схеме «летающее крыло», снабженное на нижней поверхности встроенными в него килевыми...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002471677
Дата охранного документа: 10.01.2013
27.04.2013
№216.012.39df

Механизм стопорения крана стояночного торможения летательного аппарата

Изобретение относится к области авиационной техники, а именно к механизму стопорения крана стояночного торможения летательного аппарата. Механизм содержит подпружиненный корпус рукоятки, на котором расположен фиксатор, входящий в зацепление с пазами гребенки, закрепленной на корпусе крана....
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002480376
Дата охранного документа: 27.04.2013
10.05.2013
№216.012.3d30

Линемёт

Изобретение относится к спасательным средствам на воде, а именно к линеметательным устройствам. Линемёт содержит рукоятку со спусковым крючком и упором, цилиндр, предохранительное устройство, легкосъемный патрон и линь. Упор фиксирует гарпун с линём в цилиндре. Гарпун выстреливается поршнем...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002481231
Дата охранного документа: 10.05.2013
20.08.2013
№216.012.5fd8

Полуавтоматическая система предотвращения выхода угла тангажа самолета за пределы эксплуатационного диапазона

Изобретение относится к авиации, а именно к системам управления посадкой. Полуавтоматическая система предотвращения выхода угла тангажа самолета за пределы эксплуатационного диапазона содержит автопилот, привод руля высоты, соединенные последовательно ручку управления и электродистанционную...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002490168
Дата охранного документа: 20.08.2013
27.11.2013
№216.012.850e

Самолет радиолокационного дозора и наведения палубного и наземного базирования

Изобретение относится к авиационной технике и касается самолетов радиолокационного дозора и наведения палубного и наземного базирования. Самолет содержит фюзеляж, высокорасположенное крыло, горизонтальное и разнесенное вертикальное оперение, силовую установку и шасси. При этом самолет снабжен...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002499740
Дата охранного документа: 27.11.2013
10.12.2013
№216.012.8845

Телескопический багор

Изобретение относится к оборудованию для швартовки и буксировки гидросамолетов. Телескопический багор содержит набор трубок различного диаметра. Трубки образуют между собой телескопическое соединение, причем на одном свободном конце закреплен крюк, а другой свободный конец снабжен заглушкой....
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002500567
Дата охранного документа: 10.12.2013
20.02.2015
№216.013.27ac

Способ и устройство визуальной индикации скорости противопожарного самолёта-амфибии при заборе воды на глиссировании по водной поверхности

Группа изобретений относится к визуальной индикации скорости противопожарного самолета-амфибии при заборе воды на глиссировании по водной поверхности. При использовании способа пилот информируется о соотношении текущей скорости и установленных для данного режима полета ее граничных значений с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002541613
Дата охранного документа: 20.02.2015
27.02.2015
№216.013.2c44

Самолет-амфибия - летно-спасательный комплекс

Изобретение относится к авиационной технике, в частности к конструкциям самолетов-амфибий. Самолет-амфибия - летно-спасательный комплекс выполнен многокорпусным, например трехкорпусным, полуторапланом, и содержит корпус-лодку, крыло, хвостовое оперение, шасси, силовую установку, водоруль,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002542800
Дата охранного документа: 27.02.2015
20.06.2015
№216.013.5635

Многокорпусный глубоководный обитаемый аппарат ( варианты)

Изобретение относится к области судостроения, а именно к обитаемым подводным аппаратам. Предложен многокорпусный глубоководный обитаемый аппарат, являющийся универсальной интегрированной системой, который состоит из нескольких (например, трех) корпусов, расположенных, например, в ряд, один из...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002553599
Дата охранного документа: 20.06.2015
Показаны записи 1-10 из 13.
10.01.2013
№216.012.1829

Самолет-амфибия

Изобретение относится к авиационной технике, в частности к морской авиации. Самолет-амфибия содержит крыло с механизацией, хвостовое оперение, силовую установку, шасси, водоруль. Самолет-амфибия выполнен по схеме «летающее крыло», снабженное на нижней поверхности встроенными в него килевыми...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002471677
Дата охранного документа: 10.01.2013
27.04.2013
№216.012.39df

Механизм стопорения крана стояночного торможения летательного аппарата

Изобретение относится к области авиационной техники, а именно к механизму стопорения крана стояночного торможения летательного аппарата. Механизм содержит подпружиненный корпус рукоятки, на котором расположен фиксатор, входящий в зацепление с пазами гребенки, закрепленной на корпусе крана....
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002480376
Дата охранного документа: 27.04.2013
10.05.2013
№216.012.3d30

Линемёт

Изобретение относится к спасательным средствам на воде, а именно к линеметательным устройствам. Линемёт содержит рукоятку со спусковым крючком и упором, цилиндр, предохранительное устройство, легкосъемный патрон и линь. Упор фиксирует гарпун с линём в цилиндре. Гарпун выстреливается поршнем...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002481231
Дата охранного документа: 10.05.2013
20.08.2013
№216.012.5fd8

Полуавтоматическая система предотвращения выхода угла тангажа самолета за пределы эксплуатационного диапазона

Изобретение относится к авиации, а именно к системам управления посадкой. Полуавтоматическая система предотвращения выхода угла тангажа самолета за пределы эксплуатационного диапазона содержит автопилот, привод руля высоты, соединенные последовательно ручку управления и электродистанционную...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002490168
Дата охранного документа: 20.08.2013
27.11.2013
№216.012.850e

Самолет радиолокационного дозора и наведения палубного и наземного базирования

Изобретение относится к авиационной технике и касается самолетов радиолокационного дозора и наведения палубного и наземного базирования. Самолет содержит фюзеляж, высокорасположенное крыло, горизонтальное и разнесенное вертикальное оперение, силовую установку и шасси. При этом самолет снабжен...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002499740
Дата охранного документа: 27.11.2013
10.12.2013
№216.012.8845

Телескопический багор

Изобретение относится к оборудованию для швартовки и буксировки гидросамолетов. Телескопический багор содержит набор трубок различного диаметра. Трубки образуют между собой телескопическое соединение, причем на одном свободном конце закреплен крюк, а другой свободный конец снабжен заглушкой....
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002500567
Дата охранного документа: 10.12.2013
20.02.2015
№216.013.27ac

Способ и устройство визуальной индикации скорости противопожарного самолёта-амфибии при заборе воды на глиссировании по водной поверхности

Группа изобретений относится к визуальной индикации скорости противопожарного самолета-амфибии при заборе воды на глиссировании по водной поверхности. При использовании способа пилот информируется о соотношении текущей скорости и установленных для данного режима полета ее граничных значений с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002541613
Дата охранного документа: 20.02.2015
27.02.2015
№216.013.2c44

Самолет-амфибия - летно-спасательный комплекс

Изобретение относится к авиационной технике, в частности к конструкциям самолетов-амфибий. Самолет-амфибия - летно-спасательный комплекс выполнен многокорпусным, например трехкорпусным, полуторапланом, и содержит корпус-лодку, крыло, хвостовое оперение, шасси, силовую установку, водоруль,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002542800
Дата охранного документа: 27.02.2015
20.06.2015
№216.013.5635

Многокорпусный глубоководный обитаемый аппарат ( варианты)

Изобретение относится к области судостроения, а именно к обитаемым подводным аппаратам. Предложен многокорпусный глубоководный обитаемый аппарат, являющийся универсальной интегрированной системой, который состоит из нескольких (например, трех) корпусов, расположенных, например, в ряд, один из...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002553599
Дата охранного документа: 20.06.2015
10.04.2019
№219.017.07e4

Палубный самолет

Палубный самолет относится к области морской авиации. Палубный самолет содержит фюзеляж, крыло со складываемыми консолями, хвостовое оперение, силовую установку, обтекатель антенн с подвижным пилоном, шасси и посадочный гак. Силовая установка состоит из четырех турбовинтовых двигателей, которые...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002402459
Дата охранного документа: 27.10.2010
+ добавить свой РИД