×
10.04.2015
216.013.3e5b

СПОСОБ КОНТРОЛЯ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ВРАЩАЮЩЕЙСЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ И СИСТЕМА КОНТРОЛЯ ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ УКАЗАННОГО СПОСОБА

Вид РИД

Изобретение

Юридическая информация Свернуть Развернуть
№ охранного документа
0002547451
Дата охранного документа
10.04.2015
Краткое описание РИД Свернуть Развернуть
Аннотация: Изобретение относится к способу контроля функционирования вращающейся электрической машины, в частности асинхронной машины двойного питания с диапазоном мощности 20-500 МВА. Техническим результатом является обеспечение надежного контроля изоляции стяжных болтов непрерывно во время работы вращающейся электрической машины. Предложен способ контроля функционирования вращающейся электрической машины, которая содержит: ротор, вращающийся вокруг оси и концентрично окруженный статором; ротор и статор содержат многослойный элемент ротора и многослойный элемент статора соответственно, собранные из уложенных слоями листов и спрессованные в осевом направлении с образованием слоистого материала и сжатые с помощью электрически изолированных стяжных болтов, проходящих через многослойный элемент ротора и многослойный элемент статора в осевом направлении и изолированных относительно многослойных элементов, причем на каждый из стяжных болтов подают заданный потенциал относительно соответствующего многослойного элемента с помощью источника напряжения и измеряют и оценивают протекание тока через источник напряжения и/или через соответствующий стяжной болт. 2 н. и 19 з.п. ф-лы, 3 ил.
Реферат Свернуть Развернуть

Область, техники, к которой относится изобретение

Настоящее изобретение относится к области вращающихся электрических машин. Оно относится к способу контроля функционирования вращающейся электрической машины, в частности, асинхронной машины двойного питания с диапазоном мощности 20-500 МВА согласно ограничительной части п.1 формулы изобретения. Изобретение также относится к системе контроля для осуществления указанного способа.

Уровень техники

Асинхронные машины двойного питания с диапазоном мощности 20 - 500 МВА могут использоваться для производства энергии с переменной скоростью. Эти машины характеризуются распределенной трехфазной обмоткой ротора. Обмотка ротора содержит отдельные стержни, которые утоплены в пазах многослойного пакета ротора. В передней части обмотки отдельные стержни соединены с обмоткой. Ток подается по меньшей мере, через три коллекторных кольца, которые крепятся к валу на торце машины. Часть конструкции такой машины показана в весьма упрощенном виде на Фиг.1. Асинхронная машина 10, показанная на Фиг.1, имеет ось 13 машины. Вокруг оси вращается центральный корпус 11, имеющий вал, на котором расположены коллекторные кольца 12. Вокруг центрального корпуса 11 расположен многослойный элемент 14 ротора, который под передней частью 16 обмотки ротора соединен со вспомогательным кольцом 20. Многослойный элемент 14 ротора концентрично окружен многослойным элементом 15 статора, в котором расположена обмотка статора, которая на конце элемента выступает наружу за счет передней части 17 обмотки статора. Многослойный элемент 14 ротора показан в увеличенном виде на Фиг.2.

Поскольку роторы асинхронных машин двойного питания имеют обмотку 18 ротора, эта обмотка должна быть защищена от воздействия центробежных сил. Многослойный пакет ротора используется в первую очередь для поглощения этих сил и в то же время образует путь магнитного потока. Вспомогательное кольцо 20 используется для поглощения центробежных сил, которые воздействуют на переднюю часть 16 обмотки ротора. Вспомогательное кольцо 20, а также многослойный элемент 14 ротора содержат многослойные листы, которые спрессованы в осевом направлении для образования слоистого материала. Нажимная плита 19 используется для распределения давления, прикладываемого стяжными болтами 21 или срезными болтами 22 к листам многослойного пакета ротора (см., например, DE-A1-19513457 или DE-A1-1020007000668). Аналогичные условия также используются в многослойном элементе 15 статора.

К многослойному элементу 14 ротора предъявляются различные требования. На Фиг.2 показано базовое разделение на электрический участок 14a и механический участок 14b. Прежде всего должно быть обеспечено достаточное осевое давление в зубцах между слоями листов для обеспечения однородности элемента. Во избежание вибраций слои не должны быть ослабленными, поскольку относительные перемещения зубьев и обмотки 18 ротора могли бы повредить изоляцию. Во-вторых, давление не должно быть слишком высоким во избежание повреждения изолирующих слоев между отдельными листами, поскольку такое повреждение могло бы привести к увеличению потерь.

Стяжные болты в статоре или роторе расположены в магнитоактивной части соответствующего многослойного элемента. Во время работы мотор-генератора основная волна магнитного потока распространяется по стяжным болтам в статоре при номинальной частоте. Во время работы на стяжные болты 21 в роторе асинхронной машины двойного питания оказывается воздействие при частоте скольжения. С другой стороны, во время фазы разбега ротор асинхронной машины и, следовательно, стяжные болты 21 ротора подвергаются действию номинальной частоты.

В результате изменения потока, который распространяется по болтам, в болтах индуцируется напряжение. Если бы болты находились в прямом контакте с многослойным элементом, через болты могли бы протекать высокие токи. Во избежание протекания этих токов болты крепятся в отверстиях статора и ротора соответственно с помощью изоляторов, или они изолируются по всей длине. Таким образом, потенциал болтов не образуется. Во время установки машины изоляция каждого болта по отношению к многослойному элементу тщательно проверяется. Машина может быть запущена только в случае, если все болты достаточно хорошо изолированы по отношению к многослойным элементам. Изоляция болтов проверяется повторно с заданными интервалами при выполнении работ по техническому обслуживанию. В этом случае машина предварительно должна быть выведена из эксплуатации.

Во время эксплуатации с течением времени в проходах для болтов может скапливаться грязь через вентиляционные каналы. Это ведет к утечке тока. Если грязь содержит металлические частицы, возможно возникновение токопроводящих контактов между болтами и многослойным корпусом. При возникновении нескольких контактов на одном или различных болтах протекание высокого тока может привести к серьезному повреждению машины. По этой причине также представляет интерес контроль изоляции болтов во время эксплуатации.

В принципе, имеется возможность измерить наведенное напряжение на болте. Если бы через болты протекал нежелательный ток, это теоретически могло бы быть обнаружено посредством изменения прикладываемого напряжения. Однако изменение напряжения в случае небольших токов будет таким незначительным, что эту возможность сложно осуществить на практике.

Раскрытие изобретения

Задача изобретения состоит в том, чтобы предложить способ контроля работы вращающейся электрической машины, с помощью которого изоляция стяжных болтов в многослойном элементе статора и/или ротора может контролироваться непосредственно во время работы машины, и определить систему контроля для осуществления указанного способа.

Эта задача решается с помощью всех отличительных признаков п.1 и 5.

Важным является то, что согласно изобретению электрическая изоляция стяжных болтов измеряется непрерывно во время работы машины, при этом каждый из стяжных болтов настраивается на заданный потенциал относительно соответствующего многослойного элемента с помощью источника напряжения и измеряется и оценивается ток через источник напряжения и/или через соответствующий стяжной болт.

Особенностью способа по изобретению является то, что если превышаются заданные значения тока, протекающего через стяжной болт или болты, инициируется аварийный сигнал и возможный аварийный останов машины.

Используемый источник напряжения может быть источником напряжения постоянного тока.

Однако также имеется возможность использовать в качестве источника напряжения источник напряжения постоянного тока с наложенным переменным напряжением.

Система контроля по изобретению характеризуется тем, что она имеет источник напряжения, который соединен с многослойными элементами и со стяжными болтами, и предусмотрены средства для измерения тока через стяжные болты, и указанные средства соединены с блоком контроля.

В частности, средства для измерения тока, протекающего через стяжные болты, содержат датчики тока, которые установлены в цепь, образованную из источника напряжения, стяжного болта и многослойного элемента.

Все стяжные болты, подвергаемые контролю, могут быть соединены с общим источником напряжения.

Однако для каждого подвергаемого контролю стяжного болта также может быть выделен заданный датчик тока, и токи, измеряемые датчиками тока, могут оцениваться в блоке контроля.

Особенность системы контроля состоит в том, что индикатор аварийного сигнала соединен с выходной стороной блока контроля.

Однако выходная сторона блока контроля также может быть соединена с системой управления машины для управления вращающейся электрической машиной.

В принципе, источник напряжения может быть источником напряжения постоянного тока.

Однако источник напряжения также может быть образован источником напряжения постоянного тока с наложенным переменным напряжением.

Краткое описание чертежей

Изобретение будет более подробно описано ниже с помощью примерных вариантов выполнения со ссылкой на приложенные чертежи, на которых:

Фиг.1 - сильно упрощенное изображение части асинхронной машины, пригодной для применения изобретения;

Фиг.2 - увеличенная часть конструкции многослойного элемента ротора машины из Фиг.1, включающая нажимную плиту, используемую для стяжки многослойного элемента ротора, и различные болты по примерному варианту выполнения изобретения; и

Фиг.3 - сильно упрощенная блок-схема системы контроля для контроля изоляции стяжного болта по примерному варианту выполнения изобретения.

Осуществление изобретения

Основная идея контроля по настоящему изобретению состоит в определении плавающего потенциала стяжных болтов с помощью четко определенного источника напряжения. С этой целью каждый болт подключен к источнику напряжения, который устанавливает потенциал либо по заданному напряжению постоянного тока, либо по напряжению постоянного тока с наложенным переменным напряжением. Контроль тока, протекающего через источник напряжения, может инициировать аварийный сигнал или аварийный останов машины в случае превышения заданных значений. Имеется возможность выполнения контроля тока для каждого отдельного стяжного болта или всех болтов вместе.

Соответствующая система контроля показана на Фиг.3 с помощью примера стяжных болтов 21 ротора. Каждый из концов стяжных болтов 21 ротора, выступающих из вспомогательного кольца 20, по примерному варианту выполнения, показанному на Фиг.3, соединен с одним полюсом источника 24 напряжения. Другой полюс источника 24 напряжения соединен с самим вспомогательным кольцом 20 или многослойным элементом ротора. Таким образом, для каждого стяжного болта 21 образована цепь 26, которая практически является замкнутой, когда изоляция между стяжным болтом 21 и многослойным элементом значительно ограничена.

В случае заданного напряжения на источнике 24 напряжения ток, протекающий через цепь 26, является мерой состояния изоляции. Имеется возможность определить значение тока, при котором в случае его превышения выдается предупредительный, или аварийный сигнал, или машина непосредственно останавливается. Если датчик 25 тока установлен в каждой цепи 26, состояние изоляции каждого стяжного болта 21 можно определять и контролировать по отдельности с помощью измеряемого и оцениваемого тока в соответствующей цепи 26. Это дает возможность в случае ремонта сосредоточиться на болтах, через которые по их цепи протекает наибольший ток.

Однако также имеется возможность измерять только ток, протекающий через источник 24 напряжения, который представляет собой сумму токов в отдельных цепях 26 и соответственно отражает общее состояние изоляции всех стяжных болтов 21 вместе. В случае ремонта необходимо определить отдельно, какой из стяжных болтов 21 по существу отвечает за протекание измеряемого тока.

В принципе, используемый источник 24 напряжения может быть источником постоянного тока. Однако во избежание или для подавления помех может оказаться полезным наложение переменного напряжения на напряжение постоянного тока, что позволяет измерять переменное напряжение с соответствующими преимуществами.

Для управления и контроля источника 24 напряжения этот источник соединяется с центральным блоком 23 контроля, который в то же время принимает и оценивает значения, измеряемые с помощью датчиков 25 тока. С одним выходом блока 23 контроля соединен (акустический или оптический) индикатор 28 аварийного сигнала, который в случае превышения заданного значения измеряемых токов выдает аварийный сигнал. Другой выход блока 23 контроля как вариант соединен с системой 29 управления машиной, которая в таком случае или в случае превышения более высокого ограничивающего значения выполняет аварийный останов, который служит для остановки машины во избежание более серьезного повреждения.

Уровень подаваемого напряжения и ограничивающие значения для измеряемого тока зависят в значительной степени от особенностей конструкции многослойного элемента и изоляции стяжных болтов и должен согласовываться с соответствующими условиями.

Перечень обозначений

10 Асинхронная машина
11 Центральный корпус (с валом)
12 Коллекторное кольцо
13 Ось
14 Многослойный элемент ротора
На Электрический участок
14b Механический участок
15 Многослойный элемент статора
16 Передняя часть обмотки ротора
17 Передняя часть обмотки статора
18 Обмотка ротора
19 Нажимная плита
20 Вспомогательное кольцо
21 Стяжной болт
22 Срезной болт
23 Блок контроля
24 Источник напряжения
25 Датчик тока
26 Цепь
27 Система контроля
28 Индикатор аварийного сигнала
29 Системы управления машиной


СПОСОБ КОНТРОЛЯ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ВРАЩАЮЩЕЙСЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ И СИСТЕМА КОНТРОЛЯ ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ УКАЗАННОГО СПОСОБА
СПОСОБ КОНТРОЛЯ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ВРАЩАЮЩЕЙСЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ И СИСТЕМА КОНТРОЛЯ ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ УКАЗАННОГО СПОСОБА
СПОСОБ КОНТРОЛЯ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ВРАЩАЮЩЕЙСЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ И СИСТЕМА КОНТРОЛЯ ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ УКАЗАННОГО СПОСОБА
Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-10 из 25.
20.01.2014
№216.012.9858

Втулка для гидростатического или гидродинамического подшипника, гидравлическая машина, оборудованная такой втулкой, и способ установки такой втулки на валу

Заявленная втулка предназначена для плотной посадки вокруг вала гидравлической машины с целью образования части гидростатического или гидродинамического подшипника. Она содержит, по меньшей мере, один первый участок, по меньшей мере, один второй участок и средства установки первого и второго...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002504699
Дата охранного документа: 20.01.2014
27.02.2014
№216.012.a6ff

Гидравлическая машина и установка для преобразования энергии, содержащая такую машину

Изобретение касается гидравлической машины. Гидравлическая машина содержит колесо, размещенное на валу, при этом колесо и вал установлены подвижно с возможностью вращения вокруг оси Х. Гидростатический или гидродинамический радиальный подшипник 100 с водяной смазкой образован между, с одной...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002508466
Дата охранного документа: 27.02.2014
10.03.2014
№216.012.a9f8

Колесо типа френсис для гидравлической машины, гидравлическая машина, содержащая такое колесо, и способ сборки такого колеса

Изобретение относится к колесу типа Френсис для гидравлической машины, к гидравлической машине, содержащей такое колесо, а также к способу сборки такого колеса. Колесо 1 типа Френсис для гидравлической машины имеет в своем составе наружный обод, обладающий симметрией вращения относительно...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002509227
Дата охранного документа: 10.03.2014
27.12.2014
№216.013.163b

Установка для преобразования гидравлической энергии и способ её управления

Изобретение относится к установке, предназначенной для преобразования гидравлической энергии в электрическую или механическую энергию. Установка (I) для преобразования гидравлической энергии в электрическую или в механическую энергию имеет в своем составе гидравлическую турбину (1), канал (5)...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002537115
Дата охранного документа: 27.12.2014
10.01.2015
№216.013.1ca3

Вращающаяся электрическая машина, в частности асинхронная электрическая машина двойного питания в диапазоне мощности от 20 мв а до 500 мв а и более

Изобретение относится к области электротехники и может быть использавно во вращающейся электрической машине, в частности асинхронной электрической машине двойного питания в диапазоне мощности от 20 МВ·А до 500 МВ·А. Технический результат - обеспечение защиты изоляции от повреждений. Асинхронная...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002538759
Дата охранного документа: 10.01.2015
20.01.2015
№216.013.1e6c

Распределительный узел для колеса турбины пельтона и турбина пельтона, содержащая такой распределительный узел

Изобретение относится к распределительному узлу для питания водой колеса турбины Пельтона. Распределительный узел (1) для колеса (R) турбины Пельтона содержит распределительный водовод (20) в форме части тора и несколько сопловых трубопроводов (31-35), распределенных вокруг места размещения...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002539229
Дата охранного документа: 20.01.2015
20.01.2015
№216.013.1fc0

Вращающаяся электрическая машина, в частности асинхронная машина двойного питания, предназначенная для работы в диапазоне мощности от 20 мва до 500 мва и выше

Изобретение относится к вращающейся электрической машине, в частности к асинхронной машине двойного питания, предназначенной для работы в диапазоне мощности от 20 МВА до 500 МВА и более. Электрическая машина выполнена с возможностью вращения вокруг оси концентрично окруженного статором ротора,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002539569
Дата охранного документа: 20.01.2015
10.02.2015
№216.013.257a

Вращающаяся электрическая машина

Изобретение относится к вращающейся электрической машине (10), в частности к гидрогенератору, содержащей ротор (11), который содержит многослойный блок (12) ротора, проходящий в направлении оси (20) машины и имеющий обмотку ротора, образующую переднюю обмотку на каждом торце многослойного...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002541047
Дата охранного документа: 10.02.2015
27.02.2015
№216.013.2d48

Двигатель-генератор с воздушным охлаждением и способ эксплуатации двигателя-генератора

Изобретение относится к области электрических машин с вращающимися деталями. Двигатель-генератор (10) с воздушным охлаждением содержит ротор (34) с валом (11), который расположен с возможностью вращения вокруг оси (15) машины и на котором расположена обмотка (16) ротора, и статор (35) с пакетом...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002543060
Дата охранного документа: 27.02.2015
10.03.2015
№216.013.30d4

Блок контактных колец для вращающейся электрической машины

Изобретение относится к области вращающихся электрических машин. Блок (30) контактных колец для вращающейся электрической машины, включает в себя несколько контактных колец (18), расположенных концентрично оси машины и в осевом направлении друг за другом. Контактные кольца соединены между...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002543968
Дата охранного документа: 10.03.2015
Показаны записи 1-10 из 25.
20.01.2014
№216.012.9858

Втулка для гидростатического или гидродинамического подшипника, гидравлическая машина, оборудованная такой втулкой, и способ установки такой втулки на валу

Заявленная втулка предназначена для плотной посадки вокруг вала гидравлической машины с целью образования части гидростатического или гидродинамического подшипника. Она содержит, по меньшей мере, один первый участок, по меньшей мере, один второй участок и средства установки первого и второго...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002504699
Дата охранного документа: 20.01.2014
27.02.2014
№216.012.a6ff

Гидравлическая машина и установка для преобразования энергии, содержащая такую машину

Изобретение касается гидравлической машины. Гидравлическая машина содержит колесо, размещенное на валу, при этом колесо и вал установлены подвижно с возможностью вращения вокруг оси Х. Гидростатический или гидродинамический радиальный подшипник 100 с водяной смазкой образован между, с одной...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002508466
Дата охранного документа: 27.02.2014
10.03.2014
№216.012.a9f8

Колесо типа френсис для гидравлической машины, гидравлическая машина, содержащая такое колесо, и способ сборки такого колеса

Изобретение относится к колесу типа Френсис для гидравлической машины, к гидравлической машине, содержащей такое колесо, а также к способу сборки такого колеса. Колесо 1 типа Френсис для гидравлической машины имеет в своем составе наружный обод, обладающий симметрией вращения относительно...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002509227
Дата охранного документа: 10.03.2014
27.12.2014
№216.013.163b

Установка для преобразования гидравлической энергии и способ её управления

Изобретение относится к установке, предназначенной для преобразования гидравлической энергии в электрическую или механическую энергию. Установка (I) для преобразования гидравлической энергии в электрическую или в механическую энергию имеет в своем составе гидравлическую турбину (1), канал (5)...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002537115
Дата охранного документа: 27.12.2014
10.01.2015
№216.013.1ca3

Вращающаяся электрическая машина, в частности асинхронная электрическая машина двойного питания в диапазоне мощности от 20 мв а до 500 мв а и более

Изобретение относится к области электротехники и может быть использавно во вращающейся электрической машине, в частности асинхронной электрической машине двойного питания в диапазоне мощности от 20 МВ·А до 500 МВ·А. Технический результат - обеспечение защиты изоляции от повреждений. Асинхронная...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002538759
Дата охранного документа: 10.01.2015
20.01.2015
№216.013.1e6c

Распределительный узел для колеса турбины пельтона и турбина пельтона, содержащая такой распределительный узел

Изобретение относится к распределительному узлу для питания водой колеса турбины Пельтона. Распределительный узел (1) для колеса (R) турбины Пельтона содержит распределительный водовод (20) в форме части тора и несколько сопловых трубопроводов (31-35), распределенных вокруг места размещения...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002539229
Дата охранного документа: 20.01.2015
20.01.2015
№216.013.1fc0

Вращающаяся электрическая машина, в частности асинхронная машина двойного питания, предназначенная для работы в диапазоне мощности от 20 мва до 500 мва и выше

Изобретение относится к вращающейся электрической машине, в частности к асинхронной машине двойного питания, предназначенной для работы в диапазоне мощности от 20 МВА до 500 МВА и более. Электрическая машина выполнена с возможностью вращения вокруг оси концентрично окруженного статором ротора,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002539569
Дата охранного документа: 20.01.2015
10.02.2015
№216.013.257a

Вращающаяся электрическая машина

Изобретение относится к вращающейся электрической машине (10), в частности к гидрогенератору, содержащей ротор (11), который содержит многослойный блок (12) ротора, проходящий в направлении оси (20) машины и имеющий обмотку ротора, образующую переднюю обмотку на каждом торце многослойного...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002541047
Дата охранного документа: 10.02.2015
27.02.2015
№216.013.2d48

Двигатель-генератор с воздушным охлаждением и способ эксплуатации двигателя-генератора

Изобретение относится к области электрических машин с вращающимися деталями. Двигатель-генератор (10) с воздушным охлаждением содержит ротор (34) с валом (11), который расположен с возможностью вращения вокруг оси (15) машины и на котором расположена обмотка (16) ротора, и статор (35) с пакетом...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002543060
Дата охранного документа: 27.02.2015
10.03.2015
№216.013.30d4

Блок контактных колец для вращающейся электрической машины

Изобретение относится к области вращающихся электрических машин. Блок (30) контактных колец для вращающейся электрической машины, включает в себя несколько контактных колец (18), расположенных концентрично оси машины и в осевом направлении друг за другом. Контактные кольца соединены между...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002543968
Дата охранного документа: 10.03.2015
+ добавить свой РИД