×
27.01.2015
216.013.2120

Результат интеллектуальной деятельности: МАСЛОСИСТЕМА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ

Вид РИД

Изобретение

Аннотация: Изобретение относится к области авиационного двигателестроения, в частности к масляной системе авиационного газотурбинного двигателя. В известной маслосистеме, содержащей маслобак, масляный фильтр с сифонным затвором и жиклер стравливания воздуха в петле сифонного затвора, установленные в магистрали подачи масла в двигатель, причем петля сифонного затвора с жиклером стравливания воздуха расположена внутри полости маслобака, а жиклер сообщен со свободным его объемом, согласно изобретению, восходящая часть петли сифонного затвора образована магистралью подвода масла к фильтру, а ниспадающая часть петли образована внутренней полостью корпуса масляного фильтра. Изобретение обеспечивает уменьшение гидравлического сопротивления в магистрали подачи масла к двигателю и сокращение потерь давления масла в ее тракте, а также сокращение длины магистрали подачи масла и, как следствие, массы потребных трубопроводов.
Основные результаты: Маслосистема газотурбинного двигателя, содержащая маслобак, масляный фильтр с сифонным затвором и жиклер стравливания воздуха в петле сифонного затвора, установленные в магистрали подачи масла в двигатель, причем петля сифонного затвора с жиклером стравливания воздуха расположена внутри полости маслобака, а жиклер сообщен со свободным его объемом, отличающаяся тем, что восходящая часть петли сифонного затвора образована магистралью подвода масла к фильтру, а ниспадающая часть петли образована внутренней полостью корпуса масляного фильтра.

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения, в частности к масляной системе авиационного газотурбинного двигателя (ГТД).

Известна маслосистема ГТД, содержащая маслобак, масляный фильтр с сифонным затвором и жиклер стравливания воздуха в петле сифонного затвора, установленные в магистрали подачи масла в двигатель, причем петля сифонного затвора с жиклером стравливания воздуха расположена внутри полости маслобака, а жиклер сообщен со свободным его объемом (патент RU 2277176, опубл. 27.05.2006, Бюл. №15).

Недостаток известной маслосистемы ГТД - повышенное гидравлическое сопротивление магистрали подачи масла в двигатель из-за увеличения ее длины вследствие того, что для формирования петли сифонного затвора внутрь масляного бака необходимо встраивать дополнительные трубопроводы. Также увеличивается масса потребной трубопроводной арматуры, используемой для формирования магистрали подачи масла.

Задача изобретения - отказаться при установке сифонного затвора с жиклером стравливания воздуха в магистраль подачи масла в двигатель от использования дополнительной трубопроводной арматуры, удлиняющей магистраль.

Технический результат - уменьшение гидравлического сопротивления в магистрали подачи масла к двигателю и сокращение потерь давления масла в ее тракте, а также сокращение длины магистрали подачи масла и, как следствие, массы потребных трубопроводов.

Технический результат достигается тем, что в известной маслосистеме, содержащей маслобак, масляный фильтр с сифонным затвором и жиклер стравливания воздуха в петле сифонного затвора, установленные в магистрали подачи масла в двигатель, причем петля сифонного затвора с жиклером стравливания воздуха расположена внутри полости маслобака, а жиклер сообщен со свободным его объемом, согласно изобретению восходящая часть петли сифонного затвора образована магистралью подвода масла к фильтру, а ниспадающая часть петли образована внутренней полостью корпуса масляного фильтра.

Благодаря использованию магистрали подвода масла к фильтру в качестве восходящей ветви петли сифонного затвора, а внутренней полости корпуса фильтра в качестве ниспадающей ветви петли сифонного затвора отпадает необходимость в дополнительной трубопроводной арматуре для формирования петли сифонного затвора, что позволит сократить длину магистрали подачи масла в двигатель и массу потребных трубопроводов, также уменьшится гидравлическое сопротивление подачи масла, что сократит потери давления масла в масляном тракте.

На чертеже показана принципиальная гидравлическая схема маслосистемы газотурбинного двигателя.

Маслосистема включает в себя маслобак 1, внутренняя полость которого разделена горизонтальной перегородкой 2 на два отсека: циркуляционный отсек 3 в нижней части маслобака, обеспечивающий питание двигателя маслом, в том числе и на режимах с отрицательными перегрузками, и расположенный в верхней части полости маслобака отсек 4 свободного объема. В перегородку 2 встроен воздухоотделитель-циклон 5 с патрубком 6 подвода масловоздушной эмульсии и грузовым клапаном 7. В боковой стенке воздухоотделителя-циклона 5 выполнены отверстия 8 для отвода воздуха из циркуляционного отсека 3 при заполнении его маслом. В перегородку 2 встроены также два грузовых клапана 9, через которые производится пополнение отсека 3 маслом, и корпус 10 масляного фильтра 11. В полости маслобака 1 установлен сифонный затвор, петля 12 которого расположена в отсеке 4 свободного объема и снабжена жиклером стравливания воздуха 13, сообщенного с полостью отсека.

Восходящая часть петли 12 сифонного затвора образована магистралью 14 подвода масла к масляному фильтру 11, а ниспадающая часть петли сифонного затвора образована внутренней полостью корпуса фильтра 10. Циркуляционный отсек 3 оборудован инерционным маслозаборником 15, выход из которого сообщен с входом в нагнетающий насос 16, установленный на коробке приводов 17. Выход из масляного фильтра 11 через магистраль подачи масла 18 в двигатель подключен к масляным форсункам масляных полостей 19 подшипников опор ротора двигателя.

Нижняя часть в масляных полостях 19 (масляные картеры) через коробку приводов 17 и блок откачивающих насосов 20 подсоединена к патрубку 6 воздухоотделителя-циклона 5.

Суфлирование маслобака 1, масляных полостей 19 и коробки приводов 17 производится по системе суфлирующих магистралей через суфлер-сепаратор 21. Суфлирование циркуляционного отсека 3 при отрицательных перегрузках производится через отсек свободного объема 4 по трубке 22. При первой заправке маслобака 1 благодаря его заполнению через открытые грузовые клапаны 9 воздух вытесняется маслом из циркуляционного отсека 3 через отверстия 8 в воздухоотделителе-циклоне 5 в верхний отсек свободного объема 4 и далее по системе суфлирующих магистралей через суфлер-сепаратор 21 выбрасывается в атмосферу. Часть воздушных включений через инерционный маслообменник 15 и всасывающую магистраль нагнетающего насоса 16 попадает в зазоры шестерен, образуя воздушную пробку. Поскольку при первой заправке маслобака масло в магистраль 18 подачи масла в двигатель еще не поступило (нагнетающий насос 16 не вращается), то при последующем запуске двигателя вращающиеся шестерни насоса легко продавливают воздушную пробку через жиклер 13 в петле сифонного затвора 12 в отсек свободного объема 4.

Нестравившаяся воздушная пробка в нагнетающем насосе 16 препятствует созданию напора в магистрали подачи масла 18 в двигатель и приводит к отказу в работе маслосистемы. При действии на самолет отрицательных перегрузок или при перевернутом полете грузовые клапаны 7 и 9 закрываются, что позволяет удержать масло в циркуляционном отсеке 3, а суфлирование его полости производится через трубку 22 в верхний отсек 4 свободного объема.

Масло забирается из циркуляционного отсека 3 инерционным маслозаборником 15 и переправляется на вход нагнетающего насоса 16, от которого через теплообменник и петлю сифонного затвора 12, образованную магистралью 14 подвода масла к фильтру 11 и корпусом фильтра 10, поступает в магистраль подачи масла 18 в двигатель для его раздачи форсункам масляных полостей 19 опорных подшипников ротора и коробки приводов 17. Отработанное масло возвращается блоком откачивающих насосов 20 к патрубку 6 и через воздухоотделитель-циклон 5 попадает в маслобак 1.

Использование изобретения позволяет отказаться от дополнительной трубопроводной арматуры для формирования сифонного затвора, сократить длину магистрали подачи масла в двигатель и массу потребных трубопроводов, а также снизить гидросопротивление магистрали подачи масла и сократить потери давления масла в ее тракте.

Маслосистема газотурбинного двигателя, содержащая маслобак, масляный фильтр с сифонным затвором и жиклер стравливания воздуха в петле сифонного затвора, установленные в магистрали подачи масла в двигатель, причем петля сифонного затвора с жиклером стравливания воздуха расположена внутри полости маслобака, а жиклер сообщен со свободным его объемом, отличающаяся тем, что восходящая часть петли сифонного затвора образована магистралью подвода масла к фильтру, а ниспадающая часть петли образована внутренней полостью корпуса масляного фильтра.
МАСЛОСИСТЕМА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ
Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-10 из 151.
10.01.2013
№216.012.1994

Комбинированный центробежно-шестеренный насос

Изобретение относится к области машиностроения и касается насосов, применяемых в маслосистемах авиационных газотурбинных двигателей для подачи и откачки масла. Насос содержит расположенные в расточках корпуса шестерни, у которых у ножек зубьев выполнены кольцевые проточки с установленными в них...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002472040
Дата охранного документа: 10.01.2013
10.01.2013
№216.012.1995

Комбинированный центробежно-шестеренный насос

Изобретение относится к области машиностроения и касается насосов, применяемых в маслосистемах теплонапряженных авиационных газотурбинных двигателей для подачи и откачки масла. Насос содержит установленные в колодцах корпуса и находящиеся в зацеплении шестерни. У ножек зубьев шестерен выполнены...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002472041
Дата охранного документа: 10.01.2013
20.01.2013
№216.012.1d34

Героторный насос с торцовым входом

Изобретение относится к области авиадвигателестроения и, в частности, к маслонасосам системы смазки авиационного газотурбинного двигателя. Героторный насос с торцовым входом содержит установленную на полом валу 4 по меньшей мере одну пару эксцентрично расположенных шестерен, ограниченных с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002472970
Дата охранного документа: 20.01.2013
27.04.2013
№216.012.3abf

Маслосистема энергетической газотурбинной установки

Изобретение относится к области двигателестроения, в частности к маслосистеме энергетической газотурбинной установки, применяемой на газоперекачивающих и электрических станциях для привода различных агрегатов (насосов, газовых и воздушных компрессоров, электрогенераторов и т.п.). Маслосистема...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002480600
Дата охранного документа: 27.04.2013
20.05.2013
№216.012.417c

Комбинированный центробежно-шестеренный насос

Изобретение относится к области машиностроения и касается насосов, применяемых в маслосистемах авиационных газотурбинных двигателей для подачи и откачки масла. Насос содержит расположенные в расточках корпуса и находящиеся в зацеплении шестерни, у которых у ножек зубьев выполнены кольцевые...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002482334
Дата охранного документа: 20.05.2013
10.06.2013
№216.012.4928

Центробежно-шестеренный насос

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к насосам, применяемым в маслосистемах авиационных газотурбинных двигателей для подачи и откачки масла. Центробежно-шестеренный насос содержит расположенные в расточках корпуса и находящиеся в зацеплении шестерни, каналы подвода...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002484308
Дата охранного документа: 10.06.2013
20.07.2014
№216.012.de5f

Маслосистема авиационного газотурбинного двигателя

Изобретение относится к области авиадвигателестроения, в частности к маслосистеме авиационных газотурбинных двигателей. При экстремальных условиях работы двигателя (например, при фигурных полетах самолета) вследствие роста гидравлического сопротивления в магистралях откачки, увеличения...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002522713
Дата охранного документа: 20.07.2014
20.07.2014
№216.012.de82

Устройство для смазки опорного подшипника ротора турбомашины

Изобретение относится к области авиадвигателестроения, в частности к устройствам для смазки опорных подшипников роторов турбомашин. Особенностью предложенной конструкции является использование для привода во вращение откачивающего насоса размещенного внутри масляной полости опорного подшипника...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002522748
Дата охранного документа: 20.07.2014
10.08.2014
№216.012.e77d

Центробежно-шестеренный насос

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к насосам, применяемым в маслосистемах авиационных газотурбинных двигателей. Насос содержит размещенные в расточках корпуса 1 и установленные на валах 3, расположенных в подшипниках 4, находящиеся в зацеплении шестерни 2. С торца...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002525054
Дата охранного документа: 10.08.2014
27.09.2014
№216.012.f7cb

Лопатка осевого компрессора

Лопатка осевого компрессора содержит входную кромку, выходную кромку, корыто и спинку с выполненными на ее поверхности вихрегенераторами сферической формы, вогнутыми внутрь лопатки. Каждый вихрегенератор снабжен, по меньшей мере, двумя подводящими каналами с выходными отверстиями диаметра...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002529272
Дата охранного документа: 27.09.2014
Показаны записи 1-10 из 174.
10.01.2013
№216.012.1994

Комбинированный центробежно-шестеренный насос

Изобретение относится к области машиностроения и касается насосов, применяемых в маслосистемах авиационных газотурбинных двигателей для подачи и откачки масла. Насос содержит расположенные в расточках корпуса шестерни, у которых у ножек зубьев выполнены кольцевые проточки с установленными в них...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002472040
Дата охранного документа: 10.01.2013
10.01.2013
№216.012.1995

Комбинированный центробежно-шестеренный насос

Изобретение относится к области машиностроения и касается насосов, применяемых в маслосистемах теплонапряженных авиационных газотурбинных двигателей для подачи и откачки масла. Насос содержит установленные в колодцах корпуса и находящиеся в зацеплении шестерни. У ножек зубьев шестерен выполнены...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002472041
Дата охранного документа: 10.01.2013
20.01.2013
№216.012.1d34

Героторный насос с торцовым входом

Изобретение относится к области авиадвигателестроения и, в частности, к маслонасосам системы смазки авиационного газотурбинного двигателя. Героторный насос с торцовым входом содержит установленную на полом валу 4 по меньшей мере одну пару эксцентрично расположенных шестерен, ограниченных с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002472970
Дата охранного документа: 20.01.2013
27.04.2013
№216.012.3abf

Маслосистема энергетической газотурбинной установки

Изобретение относится к области двигателестроения, в частности к маслосистеме энергетической газотурбинной установки, применяемой на газоперекачивающих и электрических станциях для привода различных агрегатов (насосов, газовых и воздушных компрессоров, электрогенераторов и т.п.). Маслосистема...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002480600
Дата охранного документа: 27.04.2013
20.05.2013
№216.012.417c

Комбинированный центробежно-шестеренный насос

Изобретение относится к области машиностроения и касается насосов, применяемых в маслосистемах авиационных газотурбинных двигателей для подачи и откачки масла. Насос содержит расположенные в расточках корпуса и находящиеся в зацеплении шестерни, у которых у ножек зубьев выполнены кольцевые...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002482334
Дата охранного документа: 20.05.2013
10.06.2013
№216.012.4928

Центробежно-шестеренный насос

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к насосам, применяемым в маслосистемах авиационных газотурбинных двигателей для подачи и откачки масла. Центробежно-шестеренный насос содержит расположенные в расточках корпуса и находящиеся в зацеплении шестерни, каналы подвода...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002484308
Дата охранного документа: 10.06.2013
20.07.2014
№216.012.de5f

Маслосистема авиационного газотурбинного двигателя

Изобретение относится к области авиадвигателестроения, в частности к маслосистеме авиационных газотурбинных двигателей. При экстремальных условиях работы двигателя (например, при фигурных полетах самолета) вследствие роста гидравлического сопротивления в магистралях откачки, увеличения...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002522713
Дата охранного документа: 20.07.2014
20.07.2014
№216.012.de82

Устройство для смазки опорного подшипника ротора турбомашины

Изобретение относится к области авиадвигателестроения, в частности к устройствам для смазки опорных подшипников роторов турбомашин. Особенностью предложенной конструкции является использование для привода во вращение откачивающего насоса размещенного внутри масляной полости опорного подшипника...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002522748
Дата охранного документа: 20.07.2014
10.08.2014
№216.012.e77d

Центробежно-шестеренный насос

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к насосам, применяемым в маслосистемах авиационных газотурбинных двигателей. Насос содержит размещенные в расточках корпуса 1 и установленные на валах 3, расположенных в подшипниках 4, находящиеся в зацеплении шестерни 2. С торца...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002525054
Дата охранного документа: 10.08.2014
27.09.2014
№216.012.f7cb

Лопатка осевого компрессора

Лопатка осевого компрессора содержит входную кромку, выходную кромку, корыто и спинку с выполненными на ее поверхности вихрегенераторами сферической формы, вогнутыми внутрь лопатки. Каждый вихрегенератор снабжен, по меньшей мере, двумя подводящими каналами с выходными отверстиями диаметра...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002529272
Дата охранного документа: 27.09.2014
+ добавить свой РИД