×
10.12.2014
216.013.0ef0

СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОВРЕЖДЕНИЯ КАБЕЛЯ ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЯ

Вид РИД

Изобретение

Юридическая информация Свернуть Развернуть
Краткое описание РИД Свернуть Развернуть
Аннотация: Изобретение относится к контрольно-измерительной технике и может быть использовано для определения наличия повреждения кабеля электроснабжения, расположенного в земле, и участка кабеля заданной длины, на котором это повреждение расположено. Сущность: подключают источник переменного тока к кабелю электроснабжения. Измеряют напряженность магнитного поля, причем измерения проводят на поверхности земли и на высоте а в начале и конце участка кабеля, выделенного для измерения, длиной L. Рассчитывают глубину залегания кабеля и в начале и конце участка кабеля. Определяют проводимость исследуемого участка кабеля. Полученное значение проводимости Y изоляции сравнивают с проводимостью неповрежденного кабеля Y, соотношение Y>Y свидетельствует о наличии повреждения кабеля электроснабжения на исследуемом участке. Затем участок делят на две части, повторяют измерения, определяют проводимости первой Y и второй Y частей участка. Если Y>Y, то повреждение находится в первой части участка кабеля, если Y>Y - во второй. Далее процесс повторяют до определения заданной (требуемой) длины участка кабеля, на котором находится повреждение. Технический результат: снижение трудоемкости и временных затрат. 1 ил.
Основные результаты: Способ определения повреждения кабеля электроснабжения, включающий подключение источника переменного тока к кабелю электроснабжения, измерение напряженности магнитного поля, отличающийся тем, что измерения проводят на поверхности земли и на высоте а в начале и конце участка кабеля, выделенного для измерения, длиной L, рассчитывают глубину залегания кабеля h и h в начале и конце участка кабеля, определяют проводимость исследуемого участка кабеля по формуле: где Н и Н - напряженности магнитного поля на поверхности земли в начале и конце исследуемого участка кабеля, А/м; и - напряженности магнитного поля на высоте а над поверхностью земли в начале и конце исследуемого участка кабеля, А/м;h и h - глубина залегания кабеля в начале и конце исследуемого участка кабеля, м; L - длина исследуемого участка кабеля электроснабжения, м;Z - продольное сопротивление кабеля, Ом/м;полученное значение проводимости изоляции сравнивают с проводимостью неповрежденного кабеля Y, соотношение Y>Y свидетельствует о наличии повреждения кабеля электроснабжения на исследуемом участке, затем участок делят на две части (в частном случае равные) длинами L и L, повторяют измерения, определяют проводимости первой Y и второй Y частей участка, сравнивают полученные значения с проводимостью неповрежденного кабеля Y, если Y>Y, то повреждение находится в первой части участка кабеля, если Y>Y - во второй, далее процесс повторяется до определения заданной (требуемой) длины участка кабеля, на котором находится повреждение.
Реферат Свернуть Развернуть
Y свидетельствует о наличии повреждения кабеля электроснабжения на исследуемом участке, затем участок делят на две части (в частном случае равные) длинами L и L, повторяют измерения, определяют проводимости первой Y и второй Y частей участка, сравнивают полученные значения с проводимостью неповрежденного кабеля Y, если Y>Y, то повреждение находится в первой части участка кабеля, если Y>Y - во второй, далее процесс повторяется до определения заданной (требуемой) длины участка кабеля, на котором находится повреждение. " class = "blcSndTextValline">

Изобретение относится к контрольно-измерительной технике и может быть использовано для определения наличия повреждения кабеля электроснабжения, расположенного в земле, и участка кабеля заданной длины, на котором это повреждение расположено.

Известен индукционный способ определения места повреждения кабеля, основанный на принципе фиксирования изменений магнитного поля, создаваемого протекающим по кабелю с повреждением током. По кабелю пропускают ток от генератора звуковой частоты, при этом вокруг кабеля образуется магнитное поле, величина которого пропорциональна величине тока в кабеле. На поверхности земли над кабелем при помощи приемной рамки, усилителя и телефона можно прослушать звучание, которое распространяется по пути прохождения тока по кабелю. Место повреждения кабеля определяют по скачкообразному изменению магнитного поля, фиксируемого приемной рамкой [1].

Недостатками данного способа являются повышенная трудоемкость и значительные временные затраты и низкая точность, обусловленная субъективным фактором.

Наиболее близким к предлагаемому является способ определения трассы прокладки и локализации места повреждения кабеля. На передвижном устройстве, способном перемещаться по поверхности только по прямой и в одном направлении, закрепляют датчики компонент магнитного поля и курвиметр. На поверхности над кабелем перемещают устройство параллельно одной из сторон выделенной прямоугольной области. С помощью датчиков магнитного поля измеряют уровни компонент магнитного поля, с помощью курвиметра - расстояние, которое прошло устройство по поверхности. По локальным экстремумам функции уровней компонент магнитного поля от расстояния определяют место повреждения [2].

Недостатками данного способа являются повышенная трудоемкость и значительные временные затраты, связанные с необходимостью проводить измерения многократно, постоянно перемещая устройство на определенное расстояние внутри выделенной прямоугольной области.

Цель изобретения - снижение трудоемкости и временных затрат при определении повреждения кабеля электроснабжения.

Для достижения этой цели в предлагаемом способе определения повреждения кабеля электроснабжения, включающем подключение источника переменного тока к кабелю электроснабжения, измерение напряженности магнитного поля, измерения проводят на поверхности земли и на высоте а в начале и конце участка кабеля, выделенного для измерения, длиной L, рассчитывают глубину залегания кабеля h1 и h2 в начале и конце участка кабеля, определяют проводимость исследуемого участка кабеля по формуле:

где H1 и Н2 - напряженности магнитного поля на поверхности земли в начале и конце исследуемого участка кабеля, А/м;

и - напряженности магнитного поля на высоте а над поверхностью земли в начале и конце исследуемого участка кабеля, А/м;

h1, и h2, - глубина залегания кабеля в начале и конце исследуемого участка кабеля, м;

L - длина исследуемого участка кабеля электроснабжения, м;

Z - продольное сопротивление кабеля, определяемое в соответствии с [3, 4], Ом/м.

Полученное значение проводимости изоляции сравнивают с проводимостью неповрежденного кабеля Ун, соотношение Y>YH свидетельствует о наличии повреждения кабеля электроснабжения на исследуемом участке, затем участок делят на две части (в частном случае равные) длинами L1 и L2, повторяют измерения, определяют проводимости первой Y1 и второй Y2 частей участка, сравнивают полученные значения с проводимостью неповрежденного кабеля YH, если Y1>YH, то повреждение находится в первой части участка кабеля, если Y2>YH - во второй, далее процесс повторяется до достижения заданной длины участка кабеля, на котором находится повреждение.

На чертеже представлена функциональная схема устройства, реализующая измерения по данному способу.

Устройство содержит датчики напряженностей магнитного поля 1 и 2, устройство обработки сигнала 3, устройство принятия решения 4, индикатор 5, генератор переменного тока 6, подключенный к кабелю 7, имеющему повреждение 8.

При подаче тока от генератора 6 в кабель 7 на поверхности земли возникает электромагнитное поле. Датчиками 1 и 2 измеряются напряженности магнитного поля на поверхности земли и на высоте а, значения которых поступают на устройство обработки сигналов 3. Далее преобразованные сигналы поступают на устройство принятия решений 4 и результат выводится на индикатор 5.

Определение глубины залегания кабеля осуществляется следующим образом. По полученным при измерениях в точке 1 значениям напряженностей магнитного поля на поверхности земли и на высоте а, находим глубину залегания кабеля в начале участка кабеля длиной L:

где H1 - напряженность магнитного поля на поверхности земли в начале исследуемого участка кабеля, А/м;

- напряженность магнитного поля на высоте а над поверхностью земли в начале исследуемого участка кабеля, А/м.

Аналогично определяется h2 - глубина залегания кабеля в точке 2 (конце исследуемого участка кабеля длиной L).

Проводимость рассчитывается исходя из следующего уравнения:

где γ - коэффициент распространения на заданном участке, 1/м;

Z - продольное сопротивление кабеля, определяемое в соответствии с [3, 4], Ом/м.

По измеренным значениям напряженностей магнитного поля H1 и Н2 и рассчитанным значениям глубины залегания кабеля h1 и h2 в двух исследуемых точках находим:

Следовательно, проведя соответствующие преобразования, получим проводимость изоляции кабеля:

Данное значение необходимо сравнить с проводимостью неповрежденного кабеля YH.

Соотношение Y>YH свидетельствует о наличии повреждения кабеля электроснабжения на исследуемом участке.

Затем делим участок кабеля длиной L на две части (в частном случае равные) длинами L1 и L2, повторяем измерения напряженностей магнитного поля на поверхности земли и на высоте а в точке 3, рассчитываем глубину залегания кабеля в точке 3. Определяем проводимости первой Y1 и второй Y2 частей участка, сравниваем полученные значения с проводимостью неповрежденного кабеля YH. Если Y1>YH, то повреждение находится в первой части участка кабеля, если Y2>YH - во второй.

Далее повторяем процесс до достижения необходимой точности, т.е. до определения заданной (требуемой) длины участка кабеля, на котором это повреждение находится.

Например, имеется кабель ААШв 3×35, проводимость земли σ=0,1 Сим/м, частота f=10 Гц. Определим продольное сопротивление Z и полную проводимость Y для оболочки кабеля в исправном состоянии по формулам [3, стр. 60-65] или [4, стр. 127-134].

Полная проводимость исправного кабеля, полученная из расчета равна |Yн|=4,518·10-8 Сим/м, продольное сопротивление кабеля |Z|=3,714·10-4 Ом/м.

Примем, что повреждение находится на расстоянии 1,3 км от начала участка кабельной линии, ток генератора 400 мА, глубина залегания кабеля h=1 м. Площадь повреждения 10-4 м2, полное переходное сопротивление в месте повреждения Z=3·103ej35° Ом [5].

Сначала обследуется участок кабеля длиной L-4 км. Полная проводимость на участке между точками 1 и 2 составляет |Y12|=1,029·10-7 Сим/м.

Проводимость на данном участке больше проводимости неповрежденного кабеля (|YH|=4,518·10-8 Сим/м), следовательно, на участке между точками 1 и 2 имеется повреждение.

Далее оператор выполняет измерения, например, в середине поврежденного участка в точке 3 (на расстоянии L1=L2=2 км от начала участка кабельной линии). Полная проводимость |Y13|=4,629·10-7 Сим/м.

Проводимость на участке 1-3 больше проводимости исправного кабеля, следовательно, повреждение находится на данном участке.

Снова делим поврежденный участок пополам (L2'=1 км) и выполняем измерения в точке 4. По полученным результатам проводимость на участках между точками 1 и 4, 4 и 3 равна |Y14|=4,518·10-8 Сим/м (участок 1-4) и |Y43|=2,09·10-6 Сим/м (участок 4-3). Из результатов измерений следует, что

кабель поврежден на участке между точками 4 и 3.

Снова делим поврежденный участок пополам (L1"=0,5 км) и выполняем измерения в точке 5. На участке 4-5 |Y45|=8,973·10-6 Сим/м. Следовательно, кабель поврежден на участке между точками 4 и 5.

Далее оператор проводит аналогичные измерения магнитного поля до достижения необходимой точности, т.е. до определения заданной (требуемой) длины участка кабеля, на котором это повреждение находится.

В данном способе снижаются трудоемкость и временные затраты при определении повреждения кабеля электроснабжения.

Использованные источники

1. Дементьев B.C. Как определить место повреждения в силовом кабеле. - М. - Л.: Госэнергоиздат, 1960.

2. Пат. 2350974 Российская Федерация, МПК G01R 31/08. Способ определения трассы прокладки и локализации места повреждения кабеля. / Бурдин В.А.

3. Кандаев В.А. Совершенствование эксплуатационного контроля коррозионного состояния подземных сооружений систем электроснабжения железнодорожного транспорта: Монография. Омский гос. ун-т путей сообщения. - Омск, 2003. 198 с.

4. Михайлов М.И., Разумов Л.Д. Защита кабельных линий связи от влияния внешних электромагнитных полей. - М.: Связь, 1967. 344 с.

5. Адамов Н.И. Исследования параметров металлической алюминиевой оболочки в местах наличия повреждений шлангового изоляционного покрытия / Н.И.Адамов, В.А.Кандаев // Влияние внешних электромагнитных полей на линии железнодорожной связи / Омский ин-т инж. ж-д. трансп. - Омск, 1982. С. 67-80.

Способ определения повреждения кабеля электроснабжения, включающий подключение источника переменного тока к кабелю электроснабжения, измерение напряженности магнитного поля, отличающийся тем, что измерения проводят на поверхности земли и на высоте а в начале и конце участка кабеля, выделенного для измерения, длиной L, рассчитывают глубину залегания кабеля h и h в начале и конце участка кабеля, определяют проводимость исследуемого участка кабеля по формуле: где Н и Н - напряженности магнитного поля на поверхности земли в начале и конце исследуемого участка кабеля, А/м; и - напряженности магнитного поля на высоте а над поверхностью земли в начале и конце исследуемого участка кабеля, А/м;h и h - глубина залегания кабеля в начале и конце исследуемого участка кабеля, м; L - длина исследуемого участка кабеля электроснабжения, м;Z - продольное сопротивление кабеля, Ом/м;полученное значение проводимости изоляции сравнивают с проводимостью неповрежденного кабеля Y, соотношение Y>Y свидетельствует о наличии повреждения кабеля электроснабжения на исследуемом участке, затем участок делят на две части (в частном случае равные) длинами L и L, повторяют измерения, определяют проводимости первой Y и второй Y частей участка, сравнивают полученные значения с проводимостью неповрежденного кабеля Y, если Y>Y, то повреждение находится в первой части участка кабеля, если Y>Y - во второй, далее процесс повторяется до определения заданной (требуемой) длины участка кабеля, на котором находится повреждение.
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОВРЕЖДЕНИЯ КАБЕЛЯ ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЯ
Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-10 из 13.
10.02.2013
№216.012.245e

Способ обнаружения дефектов в трубопроводах

Изобретение относится к области неразрушающего контроля изделий и может быть использовано для дефектоскопии магистральных трубопроводов, заполненных газом, нефтью, нефтепродуктами под давлением. Для устранения необходимости прохождения вдоль трассы трубопровода для определения местоположения...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002474812
Дата охранного документа: 10.02.2013
27.08.2013
№216.012.6540

Способ определения составляющих полного сопротивления заземляющего устройства

Изобретение относится к контрольно-измерительной технике и может быть использовано для определения сопротивления заземляющего устройства и его составляющих: сопротивления растеканию заземляющего устройства и сопротивления границы раздела металл-грунт. Способ определения составляющих полного...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002491557
Дата охранного документа: 27.08.2013
10.07.2014
№216.012.da90

Способ определения коррозионного состояния подземной части железобетонных опор линий электропередач и контактной сети

Использование: для определения коррозионного состояния подземной части железобетонных опор линий электропередач и контактной сети. Сущность изобретения заключается в том, что через вентиляционное отверстие внутрь опоры помещают прямой ультразвуковой преобразователь с круговым обзором...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002521730
Дата охранного документа: 10.07.2014
20.09.2014
№216.012.f520

Способ определения коррозионного состояния подземной части железобетонных опор

Изобретение относится к контрольно-измерительной технике и может быть использовано для определения коррозионного состояния подземной части железобетонных опор электрохимическим методом без их откопки. Способ определения коррозионного состояния подземной части железобетонных опор содержит...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002528585
Дата охранного документа: 20.09.2014
20.04.2015
№216.013.4195

Устройство для испытаний токоприемников электроподвижного состава

Изобретение относится к электрифицированному железнодорожному транспорту, а именно к устройствам для испытаний токоприемников электроподвижного состава в лабораторных условиях. Цель изобретения является расширение функциональных возможностей устройства. Указанная цель достигается тем, что...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002548287
Дата охранного документа: 20.04.2015
10.07.2015
№216.013.5c67

Способ измерения натяжения длинномерных изделий

Изобретение относится к силоизмерительной технике, в частности к способам определения натяжений протяженных изделий, например металлических проводов и тросов, оптоволоконных кабелей, полимерных канатов, арматуры и др. Техническим результатом изобретения является повышение точности измерения...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002555196
Дата охранного документа: 10.07.2015
10.08.2015
№216.013.6cbf

Устройство для уменьшения колебаний пассажирского вагона

Устройство содержит два пустотелых цилиндра, установленные горизонтально и симметрично вертикальной оси, имеющие с внешней стороны регулируемые винтовые упоры, концы которых шарнирно закреплены на раме кузова вагона, и передающие воздействие на направляющие стержни посредством пружин....
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002559397
Дата охранного документа: 10.08.2015
10.10.2015
№216.013.81b0

Букса с цилиндрическим роликоподшипником

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к буксам железнодорожного транспорта, и может быть использовано в опорах качения с цилиндрическими роликами при повышенной осевой грузоподъемности. Букса с цилиндрическим роликоподшипником содержит кольца подшипника без бортов и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002564797
Дата охранного документа: 10.10.2015
10.12.2015
№216.013.9669

Стационарное устройство для измерения геометрических размеров бандажей локомотивных колесных пар

Стационарное устройство предназначено для измерения в условиях эксплуатации износа бандажей (проката) и износа гребней (подреза) локомотивных колесных пар. В заявленном стационарном устройстве рельсовые вставки смещены относительно друг друга на расстоянии 4-5 метров, их профили выполнены в...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002570125
Дата охранного документа: 10.12.2015
27.02.2016
№216.014.bf7c

Способ определения сопротивления контактной и рельсовой сетей железнодорожного транспорта

Изобретение относится к линиям электроснабжения электрифицированного железнодорожного транспорта, а именно к способу определения сопротивления контактной и рельсовой сетей. Способ заключается в том, что производят измерения на экспериментальном участке железной дороги значений напряжения между...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002576359
Дата охранного документа: 27.02.2016
Показаны записи 1-10 из 19.
27.08.2013
№216.012.6540

Способ определения составляющих полного сопротивления заземляющего устройства

Изобретение относится к контрольно-измерительной технике и может быть использовано для определения сопротивления заземляющего устройства и его составляющих: сопротивления растеканию заземляющего устройства и сопротивления границы раздела металл-грунт. Способ определения составляющих полного...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002491557
Дата охранного документа: 27.08.2013
10.12.2013
№216.012.8a7c

Способ создания оксидной пленки на рабочей поверхности коллекторов машин постоянного тока

Изобретение относится к разделу машиностроения, в частности к изготовлению и ремонту якорей машин постоянного тока. Способ создания оксидной пленки на рабочей поверхности коллекторов машин постоянного тока, в котором ускоренное образование оксидной пленки обеспечивается за счет предварительного...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002501134
Дата охранного документа: 10.12.2013
20.01.2014
№216.012.9857

Соединение с натягом бандажа с колесным центром

Изобретение относится к железнодорожному транспорту, в частности к колесам составного типа, и может быть использовано для соединения по цилиндрическим поверхностям с натягом. Соединение с натягом бандажа с колесным центром колеса составного типа, включающее бурт бандажа и стопорное кольцо,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002504698
Дата охранного документа: 20.01.2014
27.01.2014
№216.012.9b33

Устройство для уменьшения колебаний пассажирского вагона

Изобретение относится к устройствам уменьшения колебаний пассажирского вагона. Устройство включает в себя два пустотелых цилиндра (1), установленных горизонтально к раме кузова, внутри которых винтовые пружины (2) с одной стороны упираются в регулировочные упоры (3), а с другой - в подвижные...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002505437
Дата охранного документа: 27.01.2014
27.01.2014
№216.012.9b39

Рельсовая цепь

Изобретение относится к железнодорожной автоматике и может быть использовано в системах интервального регулирования движения поездов. Рельсовая цепь содержит рельсовую линию, к одному концу которой подключены первый конденсатор и вторичная обмотка первого путевого трансформатора, первичная...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002505443
Дата охранного документа: 27.01.2014
27.06.2014
№216.012.d786

Способ теплового контроля герметичности крупногабаритного сосуда

Изобретение относится к способам теплового контроля герметичности и может быть использовано для контроля герметичности крупногабаритных сосудов, например котлов железнодорожных цистерн. Сущность: непрерывно подают в сосуд водяной пар (рабочее тело), поддерживая постоянство уровней внутреннего...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002520952
Дата охранного документа: 27.06.2014
10.07.2014
№216.012.da90

Способ определения коррозионного состояния подземной части железобетонных опор линий электропередач и контактной сети

Использование: для определения коррозионного состояния подземной части железобетонных опор линий электропередач и контактной сети. Сущность изобретения заключается в том, что через вентиляционное отверстие внутрь опоры помещают прямой ультразвуковой преобразователь с круговым обзором...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002521730
Дата охранного документа: 10.07.2014
20.09.2014
№216.012.f520

Способ определения коррозионного состояния подземной части железобетонных опор

Изобретение относится к контрольно-измерительной технике и может быть использовано для определения коррозионного состояния подземной части железобетонных опор электрохимическим методом без их откопки. Способ определения коррозионного состояния подземной части железобетонных опор содержит...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002528585
Дата охранного документа: 20.09.2014
20.04.2015
№216.013.4195

Устройство для испытаний токоприемников электроподвижного состава

Изобретение относится к электрифицированному железнодорожному транспорту, а именно к устройствам для испытаний токоприемников электроподвижного состава в лабораторных условиях. Цель изобретения является расширение функциональных возможностей устройства. Указанная цель достигается тем, что...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002548287
Дата охранного документа: 20.04.2015
10.07.2015
№216.013.5c67

Способ измерения натяжения длинномерных изделий

Изобретение относится к силоизмерительной технике, в частности к способам определения натяжений протяженных изделий, например металлических проводов и тросов, оптоволоконных кабелей, полимерных канатов, арматуры и др. Техническим результатом изобретения является повышение точности измерения...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002555196
Дата охранного документа: 10.07.2015
+ добавить свой РИД