×
27.06.2014
216.012.d786

СПОСОБ ТЕПЛОВОГО КОНТРОЛЯ ГЕРМЕТИЧНОСТИ КРУПНОГАБАРИТНОГО СОСУДА

Вид РИД

Изобретение

Юридическая информация Свернуть Развернуть
Краткое описание РИД Свернуть Развернуть
Аннотация: Изобретение относится к способам теплового контроля герметичности и может быть использовано для контроля герметичности крупногабаритных сосудов, например котлов железнодорожных цистерн. Сущность: непрерывно подают в сосуд водяной пар (рабочее тело), поддерживая постоянство уровней внутреннего давления и температуры рабочего тела. Сканируют поверхность сосуда с регистрацией температурного контраста теплочувствительным устройством. Причем ось визирования теплочувствительного устройства устанавливают наклонно к контролируемой поверхности. Рассчитывают изменение температуры в зависимости от установленного допустимого размера течи. Сравнивают значения изменений измеренной температуры контролируемой поверхности с расчетным значением изменения температуры. При превышении расчетного значения температуры над измеренным значением судят о наличии дефекта и его местоположении на поверхности. Технический результат: повышение достоверности обнаружения течи. 2 ил.
Основные результаты: Способ теплового контроля герметичности крупногабаритных сосудов, например котла железнодорожной цистерны, включающий нагружение сосуда внутренним давлением рабочего тела, регистрацию и анализ температурного поля сосуда, отличающийся тем, что контроль дополняют непрерывной подачей в сосуд водяного пара (рабочего тела), поддерживают постоянство уровней внутреннего давления и температуры данного рабочего тела, сканируют поверхность сосуда с регистрацией температурного контраста теплочувствительным устройством, причем ось визирования последнего устанавливают наклонно к контролируемой поверхности и сравнивают значения изменений измеряемой температуры контролируемой поверхности ΔТ с расчетным значением изменения температуры в зависимости от установленного допустимого размера течи S по формуле: ,где ΔТ - расчетное значение разности температур рабочего тела и сосуда;Т - температура на поверхности сосуда, К;Т - температура рабочего тела внутри сосуда, К;Р, Р - давление окружающей среды и рабочего тела в сосуде соответственно, МПа;S - площадь течи, м;η - вязкость рабочего тела, Па·с;l - толщина стенки сосуда, м;φ - коэффициент скорости истечения рабочего тела;µ - молярная масса рабочего тела, ;С - молярная теплоемкость рабочего тела при постоянном давлении, ,и при превышении расчетного значения температуры измеренного судят о наличии сквозного дефекта и его местоположения на поверхности контроля.
Реферат Свернуть Развернуть

Способ теплового контроля герметичности крупногабаритных сосудов может быть использован при поиске дефектов типа сквозных трещин сосудов, например котлов железнодорожных цистерн.

Контроль герметичности котлов железнодорожных цистерн является неотъемлемой операцией деповского ремонта. По нормативным документам данный вид контроля проводится применением пузырькового, манометрического и ультразвукового методов неразрушающего контроля. В силу своих особенностей эти методы не прижились на производстве, и контроль герметичности фактически происходит посредством визуально-оптического метода, обладающего малой чувствительностью и достоверностью.

Известен тепловой способ диагностики технического состояния сосудов, работающих под избыточным внутренним давлением, патент № RU 2243519 С2 (от 27.03.2004 г.) МПК: G01M 3/00, G01N 25/72. Он заключается в нагружении сосуда внутренним давлением посредством подачи в него рабочего тела. Перед подачей рабочего тела в контролируемый сосуд измеряют температуру поверхности сосуда, рабочее тело нагревают (охлаждают) до температуры выше (ниже) температуры поверхности сосуда на величину не менее температурной разрешающей способности тепловизионной аппаратуры. После нагружения сосуда осуществляют регистрацию температурного поля его поверхности с помощью тепловизионной аппаратуры и проводят его анализ. При наличии контраста температурного поля делают вывод о дефектности и необходимости ремонта сосуда, а при отсутствии - заключение об удовлетворительном техническом состоянии.

Однако нагретое (охлажденное) рабочее тело, помещенное в контролируемый сосуд охлаждается (нагревается) за счет естественного теплообмена с окружающей сосуд средой. Рабочее тело при истечении через сквозной дефект сохраняет температурный контраст на поверхности сосуда, который можно еще регистрировать только до тех пор, пока оно не нагреет (охладит) стенки сосуда. Следовательно, накладывается требование к оперативности контроля. Кроме того, согласно эффекту Джоуля-Томсона при истечении рабочего тела температура на выходе течи уменьшается.

При нагружении сосуда нагретым рабочим телом вследствие эффекта Джоуля-Томсона струя на выходе течи будет охлаждаться, и температурный контраст может быть ослаблен настолько, что сквозной дефект может быть не обнаружен или потребуется средство контроля повышенной чувствительности.

При нагружении сосуда охлажденным пробным телом эффект Джоуля-Томсона создает условия более надежного выявления дефекта. Но на получения охлажденного рабочего тела требуется значительно большие ресурсы и более дорогостоящее оборудование (требуется жидкий газ, холодильное оборудование).

Известен способ неразрушающего контроля на герметичность частично открытых и составных объектов в серийном производстве, патент № US 2011310923 A1 (от 22.12.2011 г.) МПК G01M 3/00, G01N 25/72. Способ предусматривает подачу рабочего тела под давлением в испытуемый полый объект, точечное охлаждение при истечении рабочего тела под давлением через течь в теле полого объекта фиксируют с помощью тепловизора, к выходу которого подключен компьютер. Точное местоположение и размер каждой утечки определяется автоматически посредством построения графика, содержащего распределение температуры на поверхности объекта. Данный способ прост и нагляден, принят за прототип.

Однако он не учитывает влияние теплообмена рабочего тела с окружающей сосуд средой и поскольку данный процесс не является адиабатическим, температурный контраст, возникающий в местах утечек, будет ослаблен, что приведет к потере чувствительности контроля при заданных параметрах тепловизионной аппаратуры. Кроме того, при сканировании поверхности сосуда тепловизором может произойти «ослепление» последнего за счет попадания потока рабочего тела, истекающего сквозь течь под давлением, на чувствительный элемент, что также уменьшает чувствительность контроля вплоть до пропуска дефекта. Приведенные факторы уменьшают достоверность способа-прототипа.

Таким образом, возникает задача повышения достоверности обнаружения течи в котлах железнодорожных цистерн.

Технический результат достигается за счет того, что контроль дополняют непрерывной подачей в сосуд водяного пара (рабочего тела), поддерживают постоянство уровней внутреннего давления и температуры данного рабочего тела, сканируют поверхность сосуда с регистрацией температурного контраста теплочувствительным устройством, причем ось визирования последнего устанавливают наклонно к контролируемой поверхности и сравнивают значения изменений измеряемой температуры контролируемой поверхности ΔТи с расчетным по ниже приведенной формуле значением изменения температуры в зависимости от установленного допустимого размера течи Sтp,

,

где ΔТр - расчетное значение разности температур рабочего тела и сосуда;

Тн.п. - температура на поверхности сосуда, К;

Тр.т. - температура рабочего тела внутри сосуда, К;

Р1, Р2 - давление окружающей среды и рабочего тела в сосуде соответственно, МПа;

Sтр - площадь течи, м2;

η - вязкость рабочего тела, Па·с;

l - толщина стенки сосуда, м;

φ - коэффициент скорости истечения рабочего тела;

µр.т. - молярная масса рабочего тела, ;

Ср - молярная теплоемкость рабочего тела при постоянном давлении, ,

и при превышении расчетного значения температуры измеренным судят о наличии сквозного дефекта и его местоположения на поверхности котла.

Эффект Джоуля-Томсона заключается в изменении температуры рабочего тела в результате медленного протекания его под действием перепада давления через дроссель - сквозную трещину, расположенную в теле сосуда. Предполагается при этом, что истечение рабочего тела - процесс адиабатический, т.е. без теплообмена с окружающей средой, в частности со стенками сквозной трещины. В реальных условиях данный процесс политропный, связанный не только с охлаждением потоков газа, проходящего сквозь течь за счет медленного дросселирования последнего через малое отверстие (течь) из котла цистерны в окружающую среду, но и с отводом тепла в стенки сквозной трещины, например, за счет трения струи рабочего тела. В процессе такого истечения рабочее тело совершает работу, затрачивая внутреннюю энергию. При этом изменение внутренней энергии рабочего тела будет прямо пропорционально изменению температуры:

где Ek - кинетическая энергия струи истекающего рабочего тела.

Отсюда

По этому выражению суть способа сводится к следующей последовательности операций: измерение температуры рабочего тела внутри сосуда, измерение температуры на поверхности сосуда, расчет разности температур рабочего тела и сосуда в зависимости от установленного допустимого размера течи, которая используется для сравнения с измеренными данными, полученными при сканировании поверхности сосуда.

Сущность изобретения иллюстрируется чертежами, где на фиг.1 представлена функциональная схема системы контроля по заявленному способу; на фиг.2 изображено сечение котла со сквозной трещиной, через которую происходит утечка рабочего тела при перепаде давления.

На фиг.1, 2 представлены: 1 - котел цистерны; 2 - сквозная трещина; 3 - паропровод; 4 - парообразователь; 5 - соединительные провода для сбора информации с элементов системы; 6 - пульт управления; 7 - устройство стабилизации давления и температуры; 8 - манометр; 9 - термометр; 10 - теплочувствительное устройство; 11 - пороговое устройство; 12 - вычислительное устройство; 13 - блок вывода информации.

Кроме того, на фиг.2 показаны: P1, Т1 - давление и температура окружающей среды соответственно; Р2, Т2 - давление и температура рабочего тела внутри котла соответственно; Тп - температура потока рабочего тела, вырывающегося через течь в теле котла.

Предлагаемый способ заключается в следующем. Контроль железнодорожных цистерн целесообразно проводить на пропарочных станциях, где выполняют очистку котлов паром от остатков перевозимого груза. Водяной пар (рабочее тело), нагретый до температуры Т2=+200°С, отличной от температуры окружающей среды Т1, под давлением Р2=0,2 МПа, превышающее давление окружающей среды Р1, подают в котел цистерны 1 (фиг.1, 2) по паропроводу 3 из парообразователя 4 при включенной кнопке «Пуск» на пульте управления 6. Устройство стабилизации 7 обеспечивает постоянство температуры Т2 и давления Р2, фиксируемое термометром 9 и манометром 8. Сканирование осуществляется посредством перемещения теплочувствительного устройства 10 с пороговым устройством 11. При наличии сквозного дефекта типа трещины 2 возникает утечка рабочего тела с температурой Тп. За счет перепада давления между внутренней и внешней стенками котла цистерны (фиг.2) согласно эффекту Джоуля-Томсона в зоне дефекта образуется локальное изменение температуры ΔТи. Обнаружение участка локального изменения температуры на фоне помех и шумов производят путем сравнения расчетной разности температур ΔТр рабочего тела и сосуда в зависимости от установленного допустимого размера течи Sтр со значениями температуры ΔТи, полученными на поверхности сосуда при сканировании его поверхности. И при превышении расчетного значения температуры измеренным фиксируют факт наличия сквозного дефекта и его местоположения на поверхности контроля. После обработки в вычислительном устройстве 12 результаты контроля представляют в виде отчета с указанием факта обнаружения сквозной течи и ее местоположения в блоке вывода информации 13.

Преимущества заявленного способа перед аналогом и прототипом заключаются в следующем: повышение достоверности контроля за счет учета теплообмена объекта контроля с окружающей средой и его влияние на возникающий эффект Джоуля-Томсона; уменьшение экономических затрат за счет проведения контроля одновременно с технологическими операциями по пропарке котла цистерны с использованием штатного оборудования пропарочной станции.

Способ теплового контроля герметичности крупногабаритных сосудов, например котла железнодорожной цистерны, включающий нагружение сосуда внутренним давлением рабочего тела, регистрацию и анализ температурного поля сосуда, отличающийся тем, что контроль дополняют непрерывной подачей в сосуд водяного пара (рабочего тела), поддерживают постоянство уровней внутреннего давления и температуры данного рабочего тела, сканируют поверхность сосуда с регистрацией температурного контраста теплочувствительным устройством, причем ось визирования последнего устанавливают наклонно к контролируемой поверхности и сравнивают значения изменений измеряемой температуры контролируемой поверхности ΔТ с расчетным значением изменения температуры в зависимости от установленного допустимого размера течи S по формуле: ,где ΔТ - расчетное значение разности температур рабочего тела и сосуда;Т - температура на поверхности сосуда, К;Т - температура рабочего тела внутри сосуда, К;Р, Р - давление окружающей среды и рабочего тела в сосуде соответственно, МПа;S - площадь течи, м;η - вязкость рабочего тела, Па·с;l - толщина стенки сосуда, м;φ - коэффициент скорости истечения рабочего тела;µ - молярная масса рабочего тела, ;С - молярная теплоемкость рабочего тела при постоянном давлении, ,и при превышении расчетного значения температуры измеренного судят о наличии сквозного дефекта и его местоположения на поверхности контроля.
СПОСОБ ТЕПЛОВОГО КОНТРОЛЯ ГЕРМЕТИЧНОСТИ КРУПНОГАБАРИТНОГО СОСУДА
СПОСОБ ТЕПЛОВОГО КОНТРОЛЯ ГЕРМЕТИЧНОСТИ КРУПНОГАБАРИТНОГО СОСУДА
СПОСОБ ТЕПЛОВОГО КОНТРОЛЯ ГЕРМЕТИЧНОСТИ КРУПНОГАБАРИТНОГО СОСУДА
СПОСОБ ТЕПЛОВОГО КОНТРОЛЯ ГЕРМЕТИЧНОСТИ КРУПНОГАБАРИТНОГО СОСУДА
СПОСОБ ТЕПЛОВОГО КОНТРОЛЯ ГЕРМЕТИЧНОСТИ КРУПНОГАБАРИТНОГО СОСУДА
Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-10 из 12.
20.08.2013
№216.012.5fc9

Способ дистанционного обнаружения изменения состояния рельсового пути перед движущимся поездом

Изобретение относится к контролю безопасности рельсового пути и предназначено для дистанционного обнаружения отклонений его параметров от нормальных, вызванных нарушением структуры рельсов и появлением опасных объектов в полотне. В способе осуществляют регистрацию виброакустических импульсов в...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002490153
Дата охранного документа: 20.08.2013
27.05.2015
№216.013.4f0a

Устройство для восстановления центровых отверстий осей

Устройство для восстановления центровых отверстий осей предназначено для колесных пар подвижного состава. На корпусе устройства смонтированы приводы вращения, подачи и кулачковый патрон, в котором подвижно установлен шпиндель с закрепленным на нем режущим инструментом. Кулачковый патрон...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002551752
Дата охранного документа: 27.05.2015
10.01.2016
№216.013.9f65

Боковая рама тележки грузового вагона

Изобретение относится к железнодорожной технике, а именно к элементам двухосных трехэлементных тележек подвижного состава. Боковая рама тележки грузового вагона содержит в проемах буксовые узлы и имеет подбуксовые предохранители. Предохранители выполнены в виде подбуксовых скоб. Рама дополнена...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002572442
Дата охранного документа: 10.01.2016
20.03.2016
№216.014.cae8

Конструкция соединения буксового узла с рамой тележки грузового вагона

Изобретение относится к рельсовым транспортным средствам и касается двухосных трехэлементных тележек подвижного состава. Конструкция соединения буксового узла с рамой тележки грузового вагона содержит в буксовых проемах буксовые узлы и подбуксовые предохранители, установленные между концевыми...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002577815
Дата охранного документа: 20.03.2016
13.01.2017
№217.015.7e61

Стенд магнитопорошкового контроля зубчатых колес

Стенд содержит индуктор, смонтированный на портале, привод ротации колесной пары, снабженный взаимодействующим с гребнями колес катковым механизмом, устройство нанесения магнитного индикатора, регистратор зубьев, блок управления и узел подвода индуктора. Устройство нанесения магнитного...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002601295
Дата охранного документа: 27.10.2016
26.08.2017
№217.015.dec4

Способ контроля накипеобразования на стенках теплоагрегатов и устройство для его осуществления

Изобретение относится к измерениям в области теплотехники. Сущность: способ основан на измерении толщины отложений накипи на стенках теплоагрегата путем сравнения электрических сопротивлений слоев воды с отложениями накипи и просто воды в емкости теплоагрегата. Текущие значения измеренных...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002624982
Дата охранного документа: 11.07.2017
29.12.2017
№217.015.f92c

Подъемно-катковый механизм

Изобретение относится к железнодорожному транспорту, в частности к подъемно-катковым механизмам. Подъемно-катковый механизм содержит катковый механизм с приводом вращения роликовых опор, закрепленных на оконечностях двух валов, осуществляющий взаимодействие колесной пары с рельсами...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002639835
Дата охранного документа: 22.12.2017
19.01.2018
№218.016.0b10

Разъемный соленоид

Изобретение относится к испытанию колесных пар железнодорожного транспорта. Разъемный соленоид выполнен в виде витков из широкополосной шины, разделенных по диаметру на подвижную и неподвижную секции. Смежные концы полувитков сочленены с одной стороны шарнирно, а с другой разъемно. Разъемный...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002632369
Дата охранного документа: 04.10.2017
19.01.2018
№218.016.0b47

Гомогенизатор

Изобретение относится к железнодорожному транспорту и может быть использовано при монтаже буксовых узлов колесных пар подвижного состава. Предложен гомогенизатор, в котором поставляемая в депо бочка со смазкой целиком вовлечена в технологический процесс в качестве основного функционального...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002632392
Дата охранного документа: 04.10.2017
13.02.2018
№218.016.2031

Устройство для восстановления утраченных форм кузова полувагона

Изобретение относится к железнодорожному транспорту, в частности к оснастке для ремонта вагонов. Устройство для восстановления утраченных форм кузова полувагона содержит П-образный балочный каркас (1), выполненный с возможностью подвешивания к цеховому мостовому крану и размещения передней и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002641383
Дата охранного документа: 17.01.2018
Показаны записи 1-10 из 15.
27.08.2013
№216.012.6540

Способ определения составляющих полного сопротивления заземляющего устройства

Изобретение относится к контрольно-измерительной технике и может быть использовано для определения сопротивления заземляющего устройства и его составляющих: сопротивления растеканию заземляющего устройства и сопротивления границы раздела металл-грунт. Способ определения составляющих полного...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002491557
Дата охранного документа: 27.08.2013
10.12.2013
№216.012.8a7c

Способ создания оксидной пленки на рабочей поверхности коллекторов машин постоянного тока

Изобретение относится к разделу машиностроения, в частности к изготовлению и ремонту якорей машин постоянного тока. Способ создания оксидной пленки на рабочей поверхности коллекторов машин постоянного тока, в котором ускоренное образование оксидной пленки обеспечивается за счет предварительного...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002501134
Дата охранного документа: 10.12.2013
20.01.2014
№216.012.9857

Соединение с натягом бандажа с колесным центром

Изобретение относится к железнодорожному транспорту, в частности к колесам составного типа, и может быть использовано для соединения по цилиндрическим поверхностям с натягом. Соединение с натягом бандажа с колесным центром колеса составного типа, включающее бурт бандажа и стопорное кольцо,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002504698
Дата охранного документа: 20.01.2014
27.01.2014
№216.012.9b33

Устройство для уменьшения колебаний пассажирского вагона

Изобретение относится к устройствам уменьшения колебаний пассажирского вагона. Устройство включает в себя два пустотелых цилиндра (1), установленных горизонтально к раме кузова, внутри которых винтовые пружины (2) с одной стороны упираются в регулировочные упоры (3), а с другой - в подвижные...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002505437
Дата охранного документа: 27.01.2014
27.01.2014
№216.012.9b39

Рельсовая цепь

Изобретение относится к железнодорожной автоматике и может быть использовано в системах интервального регулирования движения поездов. Рельсовая цепь содержит рельсовую линию, к одному концу которой подключены первый конденсатор и вторичная обмотка первого путевого трансформатора, первичная...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002505443
Дата охранного документа: 27.01.2014
10.07.2014
№216.012.da90

Способ определения коррозионного состояния подземной части железобетонных опор линий электропередач и контактной сети

Использование: для определения коррозионного состояния подземной части железобетонных опор линий электропередач и контактной сети. Сущность изобретения заключается в том, что через вентиляционное отверстие внутрь опоры помещают прямой ультразвуковой преобразователь с круговым обзором...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002521730
Дата охранного документа: 10.07.2014
20.09.2014
№216.012.f520

Способ определения коррозионного состояния подземной части железобетонных опор

Изобретение относится к контрольно-измерительной технике и может быть использовано для определения коррозионного состояния подземной части железобетонных опор электрохимическим методом без их откопки. Способ определения коррозионного состояния подземной части железобетонных опор содержит...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002528585
Дата охранного документа: 20.09.2014
10.12.2014
№216.013.0ef0

Способ определения повреждения кабеля электроснабжения

Изобретение относится к контрольно-измерительной технике и может быть использовано для определения наличия повреждения кабеля электроснабжения, расположенного в земле, и участка кабеля заданной длины, на котором это повреждение расположено. Сущность: подключают источник переменного тока к...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002535241
Дата охранного документа: 10.12.2014
20.04.2015
№216.013.4195

Устройство для испытаний токоприемников электроподвижного состава

Изобретение относится к электрифицированному железнодорожному транспорту, а именно к устройствам для испытаний токоприемников электроподвижного состава в лабораторных условиях. Цель изобретения является расширение функциональных возможностей устройства. Указанная цель достигается тем, что...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002548287
Дата охранного документа: 20.04.2015
10.07.2015
№216.013.5c67

Способ измерения натяжения длинномерных изделий

Изобретение относится к силоизмерительной технике, в частности к способам определения натяжений протяженных изделий, например металлических проводов и тросов, оптоволоконных кабелей, полимерных канатов, арматуры и др. Техническим результатом изобретения является повышение точности измерения...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002555196
Дата охранного документа: 10.07.2015
+ добавить свой РИД