×
27.10.2014
216.013.0103

БОРТОВОЕ УСТРОЙСТВО ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ТОПЛИВА

Вид РИД

Изобретение

Юридическая информация Свернуть Развернуть
Краткое описание РИД Свернуть Развернуть
Аннотация: Изобретение относится к области исследования или анализа веществ и материалов путем определения их химических или физических свойств, в частности к рефрактометрическим датчикам оценки качества топлива. Устройство содержит источник оптического излучения, первый отрезок оптического волокна, помещаемый в канал подачи топлива, и первый фотоприемник, соединенный с блоком обработки сигналов. Первый отрезок оптического волокна состоит из сердцевины, внутри которой сформирована внутриволоконная решетка, оболочки и защитного покрытия, отсутствующего в зоне внутриволоконной решетки. В устройство дополнительно введены разветвитель, второй отрезок оптического волокна, аналогичный первому, с частично вытравленной оболочкой в зоне внутриволоконной решетки, и помещаемый в канал подачи топлива параллельно первому отрезку оптического волокна, и второй фотоприемник. Выход источника оптического излучения соединен со входом разветвителя, выходы которого через первый и второй отрезки оптических волокон соединены соответственно с входами первого и второго фотоприемников, а выход второго фотоприемника соединен со вторым входом блока обработки сигналов. Технический результат - повышение точности оценки качества топлива. 3 ил.
Основные результаты: Бортовое устройство оценки качества топлива, содержащее источник оптического излучения, первый отрезок оптического волокна, помещаемый в канал подачи топлива, и первый фотоприемник, соединенный с блоком обработки сигналов, при этом первый отрезок оптического волокна состоит из сердцевины, внутри которой сформирована внутриволоконная решетка, оболочки и защитного покрытия, отсутствующего в зоне внутриволоконной решетки, отличающееся тем, что в него дополнительно введены разветвитель, второй отрезок оптического волокна, аналогичный первому, с частично вытравленной оболочкой в зоне внутриволоконной решетки, и помещаемый в канал подачи топлива параллельно первому отрезку оптического волокна, и второй фотоприемник, при этом выход источника оптического излучения соединен со входом разветвителя, выходы которого через первый и второй отрезки оптических волокон соединены соответственно с входами первого и второго фотоприемников, а выход второго фотоприемника соединен со вторым входом блока обработки сигналов.
Реферат Свернуть Развернуть

Техническое решение относится к области исследования или анализа веществ и материалов путем определения их химических или физических свойств, в частности к рефрактометрическим датчикам оценки качества топлива, в том числе бензина, биотоплива на основе спиртов и смесей биотоплива и бензина.

Известно устройство оценки качества топлива (патент US №7605361 В2, G01N 21/41, 20.10.2009), состоящее из источника оптического излучения, оптического кристалла и позиционно-чувствительного фотоприемника.

Работа устройства заключается в том, что генерируют излучение в источнике оптического излучения, передают его в оптический кристалл, находящийся в непосредственном контакте с топливом, и принимают преломленное излучение позиционно-чувствительным детектором.

Недостатком устройства являются его относительно большие массогабаритные размеры и сложная конструкция, использование сложного фотоприемного устройства и алгоритмов оценивания качества топлива. При этом в устройстве не учитывается погрешность, обусловленная изменениями его температуры и температуры топлива, возникающими в ходе работы двигателя.

Прототипом технического решения является бортовое устройство оценки качества топлива (патент US №0204714 A1, G01N 21/00, 18.09.2007), которое содержит последовательно соединенные источник оптического излучения, отрезок оптического волокна, помещенный в канал подачи топлива, и фотоприемник, соединенный с блоком обработки сигналов, при этом отрезок оптического волокна состоит из сердцевины, оболочки и защитного покрытия, в его сердцевине сформирована внутриволоконная решетка, а защитное покрытие в зоне внутриволоконной решетки снято.

Прототип работает следующим образом. В источнике оптического излучения генерируют излучение в диапазоне оболочечных мод оптического волокна, передают его по оптическому волокну к оптическому датчику и принимают излучение, преобразованное в оптическом датчике, фотоприемником, где определяют параметры топлива, регистрируя интенсивность принятого излучения, изменяющуюся в зависимости от качества топлива, определяемого его коэффициентом преломления.

Недостаток прототипа заключается в отсутствии учета погрешности, обусловленной изменениями его температуры и температуры топлива, возникающими в ходе работы двигателя, а следовательно, недостоверность полученных данных на выходе фотоприемника.

Решение технической задачи заключается в повышении точности оценки качества топлива.

Решаемая техническая задача в бортовом устройстве оценки качества топлива, содержащем источник оптического излучения, первый отрезок оптического волокна, помещаемый в канал подачи топлива, и первый фотоприемник, соединенный с блоком обработки сигналов, при этом первый отрезок оптического волокна состоит из сердцевины, внутри которой сформирована внутриволоконная решетка, оболочки и защитного покрытия, отсутствующего в зоне внутриволоконной решетки, достигается тем, что в него дополнительно введены разветвитель, второй отрезок оптического волокна, аналогичный первому, с частично вытравленной оболочкой в зоне внутриволоконной решетки, и помещаемый в канал подачи топлива параллельно первому отрезку оптического волокна, и второй фотоприемник, при этом выход источника оптического излучения соединен со входом разветвителя, выходы которого через первый и второй отрезки оптических волокон соединены соответственно с входами первого и второго фотоприемников, а выход второго фотоприемника соединен со вторым входом блока обработки сигналов.

На фиг.1 изображена структурная схема устройства, где первый и второй отрезки оптического волокна помещены в канал подачи топлива.

На фиг.2 схематично изображены в разрезе первый и второй отрезки оптического волокна.

На фиг.3 изображен алгоритм работы блока обработки сигналов.

Бортовое устройство оценки качества топлива (фиг.1, 2) содержит источник оптического излучения 1, первый отрезок оптического волокна 2, помещаемый в канал подачи топлива 3, и первый фотоприемник 4, соединенный с блоком обработки сигналов 5, при этом первый отрезок оптического волокна 2 состоит из сердцевины 6, внутри которой сформирована внутриволоконная решетка 7, оболочки 8 и защитного покрытия 9, отсутствующего в зоне внутриволоконной решетки 7. Бортовое устройство оценки качества топлива также содержит разветвитель 10, второй отрезок оптического волокна 11, аналогичный первому, с частично вытравленной оболочкой 12 в зоне внутриволоконной решетки 13, и помещаемый в канал подачи топлива 3 параллельно первому отрезку оптического волокна 2, и второй фотоприемник 14, при этом выход источника оптического излучения 1 соединен со входом разветвителя 10, выходы которого через первый 2 и второй 11 отрезки оптических волокон соединены соответственно с входами первого 4 и второго 14 фотоприемников, а выход второго фотоприемника 14 соединен со вторым входом блока обработки сигналов 5.

Представленные на фиг.1 источник оптического излучения 1, первый фотоприемник 4, блок обработки сигналов 5 и второй фотоприемник 14 имеют систему электропитания, не указанную на схеме.

Съем информации из блока обработки сигналов 5 осуществляется на индикатор, например светодиодный индикатор FYT-5631AUY-21, на фигуре не указанный.

Представленные на фиг.1 источник оптического излучения 1, разветвитель 10, первый фотоприемник 4, второй фотоприемник 14 и блок обработки сигналов 5 имеют стандартные опубликованные в литературе схемы.

На фиг.2 показаны первый 2 и второй 11 отрезки оптического волокна, состоящие из защитного покрытия 9, оболочки 8 и сердцевины 6, внутри которой сформированы соответственно внутриволоконные решетки 7 и 13. При этом первый отрезок оптического волокна 2 и второй отрезок оптического волокна 11 не имеют защитного покрытия 9 в зоне внутриволоконных решеток 7 и 13. Второй отрезок оптического волокна 11 отличается от первого отрезка оптического волокна 2 частично вытравленной оболочкой 12 в зоне внутриволоконной решетки 13.

Частично - это та величина вытравленной оболочки 12 второго отрезка оптического волокна 11, при которой наблюдается разность в эффективном показателе преломления оболочки первого отрезка оптического волокна 2 и второго отрезка оптического волокна 11, например 50%.

Определение качества автомобильного топлива заключается в детектировании изменения его коэффициента преломления. Согласно п.4.4 "ГОСТ 2084-77. Бензины автомобильные", бензин должен быть прозрачным и не содержать взвешенных и осевших на дно цилиндра посторонних примесей, в том числе и воды. Следовательно, детектирование показателя преломления автомобильного топлива позволит говорить о прозрачности топлива и определить его качество.

Рассмотрим бортовое устройство оценки качества топлива, изображенное на фиг.1, 2, в работе. Источник оптического излучения 1 генерирует широкополосное излучение, которое через разветвитель 10 подается к внутриволоконным решеткам 7 и 13 соответственно по первому 2 и второму 11 отрезкам оптического волокна, находящимся в непосредственном контакте с исследуемой средой в канале подачи топлива 3. При взаимодействии широкополосного излучения с исследуемой средой посредством внутриволоконных решеток 7 и 13, сформированных соответственно в первом 2 и втором 11 отрезках оптического волокна, происходит сдвиг резонансной длины волны спектра пропускания внутриволоконных решеток 7 и 13 в частотной области на комплексную величину изменения коэффициента преломления и температуры окружающей среды. Величина сдвига резонансной длины волны спектра пропускания внутриволоконной решетки 13 отличается от величины сдвига резонансной длины волны спектра пропускания внутриволоконной решетки 7 в силу частично вытравленной оболочки 12 второго отрезка оптического волокна 11.

Далее с помощью первого фотоприемника 4 принимают сигнал, пропущенный через внутриволоконную решетку 7, передаваемую от него по первому отрезку оптического волокна 2. С помощью второго фотоприемника 14 принимают сигнал, пропущенный через внутриволоконную решетку 13, передаваемую от него по второму отрезку оптического волокна 11. На выходах первого фотоприемника 4 и второго фотоприемника 14 образуются сигналы, амплитуды которых пропорциональны суммарному значению температуры и коэффициента преломления исследуемой жидкости. Далее сигналы с выходов первого фотоприемника 4 и второго фотоприемника 14 поступают на входы блока обработки сигналов 5.

Определение значения коэффициента преломления и температуры исследуемой жидкости в блоке обработки сигналов 5 происходит следующим образом. При одинаковой температуре исследуемой жидкости, воздействующей на внутриволоконную решетку 7 и внутриволоконную решетку 13, различная амплитуда сигналов на выходе первого фотоприемника 4 и второго фотоприемника 14 будет достигаться за счет различной величины эффективного показателя преломления оболочки 12 в чувствительной зоне внутриволоконной решетки 13 второго отрезка оптического волокна 11:

,

,

где λ1 и λ2 сигналы, поступившие на входы блока обработки сигналов 5 соответственно с выхода первого фотоприемника 4 и второго фотоприемника 14, - эффективный показатель преломления сердцевины 6 первого отрезка оптического волокна 2 и второго отрезка оптического волокна 11, - эффективный показатель преломления оболочки 8 в чувствительной зоне внутриволоконной решетки 7, сформированной в сердцевине 6 первого отрезка оптического волокна 2, с - разность эффективного показателя преломления оболочки 8 в чувствительной зоне внутриволоконной решетки 7 первого отрезка оптического волокна 2 и частично вытравленной оболочки 12 в чувствительной зоне внутриволоконной решетки 13 второго отрезка оптического волокна 11, Λ - период внутриволоконных решеток 7 и 13, γ -дисперсионный фактор, ξс и ξо - термо-оптические коэффициенты соответственно сердцевины 6 и оболочки 8 первого 2 и второго 11 отрезков оптических волокон, nс и nо - показатели преломления соответственно сердцевины 6 и оболочки 8 первого 2 и второго 11 отрезков оптических волокон, α - коэффициент термического расширения материала первого 2 и второго 11 отрезков оптических волокон, ΔT - температура измеряемой жидкости.

В блоке обработки сигналов 5 происходит сравнение амплитуд сигналов, полученных с выходов первого фотоприемника 4 и второго фотоприемника 14, и по заранее заложенному алгоритму, значениям эффективного показателя преломления сердцевины 6 первого 2 и второго 11 отрезков оптических волокон, разности эффективного показателя преломления оболочки 8 в чувствительной зоне внутриволоконной решетки 7 первого отрезка оптического волокна 2 и частично вытравленной оболочки 12 в чувствительной зоне внутриволоконной решетки 13 второго отрезка оптического волокна 11, периода внутриволоконных решеток 7 и 13, дисперсионного фактора, термо-оптических коэффициентов сердцевины 6 и оболочки 8 первого 2 и второго 11 отрезков оптических волокон, показателей преломления сердцевины 6 и оболочки 8 первого 2 и второго 11 отрезков оптических волокон и коэффициента термического расширения материала первого отрезка оптического волокна 2 и второго отрезка оптического волокна 11 однозначно определяют измеряемый параметр исследуемой жидкости.

По сравнению с бортовым устройством оценки качества топлива по прототипу, предложенное устройство позволяет разделить измерение показателя преломления и температуры исследуемой жидкости и учитывать ошибку измерения, вызванную нестабильностью температуры топлива.

Все это позволяет говорить о достижении решения поставленной технической задачи - повышении точности оценки качества топлива.

Бортовое устройство оценки качества топлива, содержащее источник оптического излучения, первый отрезок оптического волокна, помещаемый в канал подачи топлива, и первый фотоприемник, соединенный с блоком обработки сигналов, при этом первый отрезок оптического волокна состоит из сердцевины, внутри которой сформирована внутриволоконная решетка, оболочки и защитного покрытия, отсутствующего в зоне внутриволоконной решетки, отличающееся тем, что в него дополнительно введены разветвитель, второй отрезок оптического волокна, аналогичный первому, с частично вытравленной оболочкой в зоне внутриволоконной решетки, и помещаемый в канал подачи топлива параллельно первому отрезку оптического волокна, и второй фотоприемник, при этом выход источника оптического излучения соединен со входом разветвителя, выходы которого через первый и второй отрезки оптических волокон соединены соответственно с входами первого и второго фотоприемников, а выход второго фотоприемника соединен со вторым входом блока обработки сигналов.
БОРТОВОЕ УСТРОЙСТВО ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ТОПЛИВА
БОРТОВОЕ УСТРОЙСТВО ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ТОПЛИВА
БОРТОВОЕ УСТРОЙСТВО ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ТОПЛИВА
Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-10 из 82.
10.04.2013
№216.012.334b

Способ получения градиентных покрытий - модификаторов ржавчины

Изобретение относится к лакокрасочной промышленности, в частности к составам и способам получения водостойких антикоррозионных грунтовок для защиты прокорродировавших поверхностей из различных металлов и сплавов перед последующим нанесением лакокрасочных покрытий или как самостоятельное...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002478674
Дата охранного документа: 10.04.2013
10.06.2013
№216.012.490c

Способ организации рабочего процесса в лазерном ракетном двигателе и лазерный ракетный двигатель

Изобретение относится к реактивным двигателям летательных аппаратов, преимущественно орбитальных и аэрокосмических аппаратов. Способ включает подачу в камеру поглощения газообразного рабочего тела, создание в ней оптического плазменного ядра, фокусирования его через газодинамическое окно и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002484280
Дата охранного документа: 10.06.2013
27.08.2013
№216.012.6512

Способ измерения параметров физических полей

Изобретение относится к оптической измерительной технике и может быть использовано для измерения параметров физических полей. Согласно способу генерируют пару сигналов близкой амплитуды со средней частотой, соответствующей определенной частоте полосы пропускания оптического датчика при заданном...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002491511
Дата охранного документа: 27.08.2013
10.10.2013
№216.012.741b

Способ измерения параметров физических полей

Изобретение относится к оптической измерительной технике и может быть использовано для измерения параметров физических полей. Согласно способу генерируют пару сигналов близкой амплитуды со средней частотой, соответствующей определенной частоте полосы пропускания оптического датчика при заданном...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002495380
Дата охранного документа: 10.10.2013
20.11.2013
№216.012.8145

Устройство обнаружения и предупреждения эпилептиформной активности

Изобретение относится к медицинской технике. Устройство обнаружения и предупреждения эпилептиформной активности содержит систему микроэлектродов (1), предусилитель (3), фильтр (4), объединенные в информационно-стимулирующий блок (2), и блок питания (9). При использовании система микроэлектродов...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002498769
Дата охранного документа: 20.11.2013
20.11.2013
№216.012.8320

Способ определения остаточных напряжений и энергетических характеристик газотермических покрытий

Изобретение относится к механическим испытаниям газотермических покрытий, а более точно касается определения остаточных напряжений в покрытии и энергии, необходимой для их высвобождения. Сущность: осуществляют нагружение образца с газотермическим покрытием, расположенного на опорах покрытием...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002499244
Дата охранного документа: 20.11.2013
27.11.2013
№216.012.85af

Маслосъемное поршневое устройство двигателя внутреннего сгорания

Изобретение относится к машиностроению. В поршневой канавке (7) установлены верхнее скребковое кольцо (3) и нижнее скребковое кольцо (6), между которыми расположено расширительное кольцо (4) с радиальными пазами (5), сообщающими полость, расположенную между стенкой цилиндра (1) и поверхностью...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002499901
Дата охранного документа: 27.11.2013
20.01.2014
№216.012.9782

Кондиционер транспортного средства

Изобретение относится к области транспортного машиностроения, в частности к установкам искусственного климата, а именно к кондиционерам, обеспечивающим регулирование микроклимата в салонах транспортных средств. Кондиционер содержит конденсатор, смеситель, теплообменники, насос, ресивер,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002504485
Дата охранного документа: 20.01.2014
20.01.2014
№216.012.9841

Способ определения ресурса реактивного двигателя

Изобретение относится к области реактивной техники, в частности к области диагнострирования и эксплуатации реактивных двигателей на жидких углеводородных горючих. Осуществление изобретения: в компьютерную базу данных с заложенной соответствующей программой вводят заданные значения степени...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002504676
Дата охранного документа: 20.01.2014
20.01.2014
№216.012.984c

Ветроэнергетическая установка

Изобретение относится к области ветроэнергетики и может быть применено для выработки электроэнергии при небольшом ветре. Ветроэнергетическая установка содержит опорную башню, ветроколесо, гондолу электроагрегата, поворотное основание, снабженное устройством ориентации на ветровой поток,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002504687
Дата охранного документа: 20.01.2014
Показаны записи 1-10 из 88.
10.04.2013
№216.012.334b

Способ получения градиентных покрытий - модификаторов ржавчины

Изобретение относится к лакокрасочной промышленности, в частности к составам и способам получения водостойких антикоррозионных грунтовок для защиты прокорродировавших поверхностей из различных металлов и сплавов перед последующим нанесением лакокрасочных покрытий или как самостоятельное...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002478674
Дата охранного документа: 10.04.2013
10.06.2013
№216.012.490c

Способ организации рабочего процесса в лазерном ракетном двигателе и лазерный ракетный двигатель

Изобретение относится к реактивным двигателям летательных аппаратов, преимущественно орбитальных и аэрокосмических аппаратов. Способ включает подачу в камеру поглощения газообразного рабочего тела, создание в ней оптического плазменного ядра, фокусирования его через газодинамическое окно и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002484280
Дата охранного документа: 10.06.2013
20.10.2013
№216.012.7717

Демонстрационный волчок

Изобретение относится к наглядным пособиям для демонстрации гироскопических свойств и, в частности, на занятиях по физике, теоретической механике. Демонстрационный волчок содержит колоколообразное тело 1, заостренный стержень 2, выполненный с возможностью упора в подпятник 7. Шарикоподшипник 4...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002496147
Дата охранного документа: 20.10.2013
20.11.2013
№216.012.8145

Устройство обнаружения и предупреждения эпилептиформной активности

Изобретение относится к медицинской технике. Устройство обнаружения и предупреждения эпилептиформной активности содержит систему микроэлектродов (1), предусилитель (3), фильтр (4), объединенные в информационно-стимулирующий блок (2), и блок питания (9). При использовании система микроэлектродов...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002498769
Дата охранного документа: 20.11.2013
20.11.2013
№216.012.8320

Способ определения остаточных напряжений и энергетических характеристик газотермических покрытий

Изобретение относится к механическим испытаниям газотермических покрытий, а более точно касается определения остаточных напряжений в покрытии и энергии, необходимой для их высвобождения. Сущность: осуществляют нагружение образца с газотермическим покрытием, расположенного на опорах покрытием...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002499244
Дата охранного документа: 20.11.2013
27.11.2013
№216.012.85af

Маслосъемное поршневое устройство двигателя внутреннего сгорания

Изобретение относится к машиностроению. В поршневой канавке (7) установлены верхнее скребковое кольцо (3) и нижнее скребковое кольцо (6), между которыми расположено расширительное кольцо (4) с радиальными пазами (5), сообщающими полость, расположенную между стенкой цилиндра (1) и поверхностью...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002499901
Дата охранного документа: 27.11.2013
20.01.2014
№216.012.9782

Кондиционер транспортного средства

Изобретение относится к области транспортного машиностроения, в частности к установкам искусственного климата, а именно к кондиционерам, обеспечивающим регулирование микроклимата в салонах транспортных средств. Кондиционер содержит конденсатор, смеситель, теплообменники, насос, ресивер,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002504485
Дата охранного документа: 20.01.2014
20.01.2014
№216.012.9841

Способ определения ресурса реактивного двигателя

Изобретение относится к области реактивной техники, в частности к области диагнострирования и эксплуатации реактивных двигателей на жидких углеводородных горючих. Осуществление изобретения: в компьютерную базу данных с заложенной соответствующей программой вводят заданные значения степени...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002504676
Дата охранного документа: 20.01.2014
20.01.2014
№216.012.984c

Ветроэнергетическая установка

Изобретение относится к области ветроэнергетики и может быть применено для выработки электроэнергии при небольшом ветре. Ветроэнергетическая установка содержит опорную башню, ветроколесо, гондолу электроагрегата, поворотное основание, снабженное устройством ориентации на ветровой поток,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002504687
Дата охранного документа: 20.01.2014
20.02.2014
№216.012.a1b6

Сотовый заполнитель

Изобретения относятся к области строительных сотовых конструкций. Сотовый заполнитель многослойной панели по первому варианту представляет собой объемную структуру из композиционного материала в виде ячеек в форме правильных полых шестигранных призм, имеющих общую грань с каждой из соседней....
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002507113
Дата охранного документа: 20.02.2014
+ добавить свой РИД