×
10.10.2014
216.012.fd57

ИНТЕГРИРОВАННАЯ СИСТЕМА СБОРА, КОНТРОЛЯ, ОБРАБОТКИ И РЕГИСТРАЦИИ ПОЛЕТНОЙ ИНФОРМАЦИИ

Вид РИД

Изобретение

Юридическая информация Свернуть Развернуть
Краткое описание РИД Свернуть Развернуть
Аннотация: Изобретение относится к области авиационной техники и предназначено для реализации на борту самолета функций аудио- и видеонаблюдения, автоматического сбора данных и регистрации. Техническим результатом является повышение надежности и улучшение контролепригодности. Система дополнительно содержит: пульт управления, обеспечивающий функции микшера аудиосигналов от первого и второго ненаправленных зональных микрофонов для последующей передачи и регистрации в переднем и в заднем многоцелевых защищенных бортовых накопителях, а также функции коммутатора сети Ethernet, к которой подключены передний и задний многоцелевые защищенные бортовые накопители, видеокамера, комбинированный блок сбора полетных данных и беспроводной блок передачи данных; по меньшей мере один высокоскоростной канал информационного обмена, по которому передается видеосигнал от многофункциональных индикаторов на комбинированный блок сбора полетных данных для преобразования и последующей передачи через коммутируемую бортовую сеть на передний и задний многоцелевые защищенные бортовые накопители. 5 з.п. ф-лы, 1 ил.
Реферат Свернуть Развернуть

Область техники, к которой относится изобретение

Изобретение относится к области авиационной техники и предназначено для использования в бортовых системах сбора, контроля, обработки и регистрации звуковой, речевой и видеоинформации, а также цифровой параметрической информации путем ее записи в защищенных бортовых накопителях самолета.

Уровень техники

Все современные самолеты оборудованы системами, предназначенными для сбора, обработки и анализа полетной информации, позволяющими непрерывно, в течение всего полета, регистрировать элементы траектории полета, действия экипажа, работу техники и сигналы об отказах или нештатных режимах работы как отдельных агрегатов и узлов самолета, так и в самолета целом, а в последующем, в камеральных условиях, обрабатывать и анализировать полетную информацию. Сохранение полетных данных необходимо для возможного использования экипажем во время полета и в случае расследования авиационного происшествия с целью определения причин и предпосылок к нему.

Из уровня техники известен широкий спектр систем сбора, обработки и регистрации полетной информации. Все эти системы объединяет общее свойство: наличие датчиков состояния объекта контроля, преобразующих измеряемую величину в электрический сигнал; коммутаторов, последовательно или в порядке убывания приоритетности соединяющих датчики с каналами передачи информации; преобразователей, кодирующих аналоговую информацию в дискретную; устройств накопления и хранения информации (бортовых накопителей информации).

Из публикации патента US 6735505 В2, МПК G11B 5/02, опубл. 11.05.2004, известна система регистрации полетной информации и речевой информации, содержащая средства мониторинга параметров полета, обнаружения предаварийных ситуаций и передачи данных на наземные станции управления воздушным движением.

Из уровня техники также известна система регистрации событий на борту транспортного средства, в частности самолета (см. публикацию патента US 7356336 В2, МПК H04Q 7/20, опубл. 08.04.2008), содержащая набор модулей, шины связи и беспроводной контроллер, предназначенный для получения и записи текущих данных от модулей с учетом сравнения их с хранящимися в базе данных штатными характеристиками и параметрами этих модулей.

В патенте на полезную модель RU 68725 U1, МПК G06F 3/06, опубл. 27.11.2007 раскрыта система регистрации параметрической полетной информации, содержащая блок сбора полетной информации, соединенный с пультом управления, датчиками, а также с бортовым защищенным накопителем, соединенным с сигнализатором скорости, причем цифровой блок сбора полетной информации соединен с эксплуатационным накопителем полетной информации, соединенным с пультом управления. В этой системе обеспечивается запись параметрической полетной информации в цифровом виде на соответствующем блоке сбора полетной информации, однако при этом в данной системе не предусмотрен сбор и регистрация звуковой, речевой и видеоинформации.

Известна также система отображения и записи полетной информации по заявке US 2011/0125349 А1, МПК B64D 45/00, опубл. 26.05.2011, включающая датчики для сбора данных о состоянии самолета, установленную в кабине видеокамеру для получения визуальной информации, устройство для хранения данных от датчиков и видеокамеры и устройство управления, особенностью которой является автоматическая динамическая настройка разрешения и частоты записи данных от видеокамеры и датчиков в зависимости от скорости и масштабов изменения этих данных.

Из публикации патента US 6721640 В2, МПК G01M 17/00, опубл. 13.04.2004 (см. реферат, фиг.1) известна интегрированная система сбора, контроля, обработки и регистрации полетной информации, которая по совокупности признаков является наиболее близким аналогом настоящего изобретения. Данная система, выбранная в качестве прототипа предлагаемого изобретения, содержит защищенные бортовые накопители параметрической, звуковой и визуальной информации, размещенные в кабине пилотов микрофоны и зональные видеокамеры, коммутируемую бортовую сеть связи, комбинированный блок сбора полетных данных, снабженный входными портами для получения данных от набора датчиков, установленных в самолетных системах и в оборудовании самолета, и выходными портами для передачи данных в защищенные бортовые накопители и в телеметрическое устройство, предназначенное для передачи данных из самолета на наземные технические средства.

В системе, определенной в качестве прототипа, в коммутируемой бортовой сети связи канал информационного обмена выполнен в виде одной транслирующей шины данных ARINC 429, являющейся одной из ряда спецификаций, разработанной Airlines Electronic Engineering Committee, и широко используемой применяемой в авионике.

В соответствии с ARINC 429 определяется спецификация шины передачи данных, обеспечивающей передачу и прием данных между элементами бортового авиационного радиоэлектронного оборудования на одной из трех скоростей: 12,5 Кбит/с, 50 Кбит/с или 100 Кбит/с. Спецификация ARINC 429 определяет также иные параметры, включая тип проводки, уровень электрического напряжения, применяемое кодирование, и распределение меток, установленные форматы дискретных слов данных, а также протоколы передачи файловых данных.

В современном самолете имеется большое количество самолетных систем и самолетного оборудования с множеством разнообразных датчиков, при этом потребности в скорости и объеме информационного обмена с которыми существенно различаются. Использование в решении, определенном в качестве прототипа предлагаемого изобретения, в коммутируемой бортовой сети связи самолета лишь одной транслирующей шины данных, соответствующей спецификации ARINC 429, приводит к ограничению контролепригодности и, как следствие, к снижению надежности и безопасности полета.

Сущность изобретения

Целью изобретения является повышение эффективности эксплуатации самолета и сокращение расходов на его техническое обслуживание и ремонт.

Поставленная цель достигается в интегрированной системе сбора, контроля, обработки и регистрации полетной информации (1), причем система содержит:

размещенные в кабине пилотов по меньшей мере одну зональную видеокамеру (4), а также первый (5) и второй (6) ненаправленные зональные микрофоны;

коммутируемую бортовую сеть (7) для передачи и регистрации в переднем (2) и заднем (3) многоцелевых защищенных бортовых накопителях данных от системы авионики и бортовой системы технического обслуживания, причем упомянутая сеть (7) включает коммутатор (15);

комбинированный блок (8) сбора полетных данных для получения данных от самолетных систем и оборудования, а также подключенный к коммутатору (15) упомянутой сети (7) основным и резервным каналами (16) информационного обмена; причем коммутатор (15) коммутируемой бортовой сети (7) подключен парой основных и резервных каналов (18) информационного обмена соответственно к переднему (2) и к заднему (3) многоцелевым защищенным бортовыми накопителям;

при этом в систему дополнительно введены:

пульт управления (10), обеспечивающий, в частности, функции микшера аудиосигналов от первого (5) и второго (6) ненаправленных зональных микрофонов для последующей передачи и регистрации в переднем (2) и в заднем (3) многоцелевых защищенных бортовых накопителях, а также функции коммутатора сети Ethernet, к которой подключены переднее (2) и заднее (3) многоцелевые защищенные бортовые накопителя, видеокамера (4), а также комбинированный блок (8) сбора полетных данных и беспроводной блок (11) передачи данных, причем беспроводной блок (11) передачи данных подключен к комбинированному блоку (8) сбора полетных данных и обеспечивает беспроводную передачу сохраненных полетных данных от переднего (2) и заднего (3) многофункциональных защищенных бортовых накопителей на наземный пост;

по меньшей мере один высокоскоростной канал (13) информационного обмена, по которому передается видеосигнал от многофункциональных индикаторов на комбинированный блок (8) сбора полетных данных для преобразования и последующей передачи через сеть коммутируемую бортовую сеть (7) на передний (2) и задний (3) многоцелевые защищенные бортовые накопители.

Техническим результатом изобретения является повышение надежности и улучшение контролепригодности интегрированной системы сбора, контроля, обработки и регистрации полетной информации.

Указанный технический результат достигается в предлагаемой интегрированной системе сбора, контроля, обработки и регистрации полетной информации, содержащей размещенные в кабине пилотов по меньшей мере одну зональную видеокамеру (4), а также первый (5) и второй (6) ненаправленные зональные микрофоны; коммутируемую бортовую сеть (7) для передачи и регистрации в переднем (2) и заднем (3) многоцелевых защищенных бортовых накопителях данных от систем авионики и бортовой системы технического обслуживания, причем упомянутая коммутируемая бортовая сеть (7) включает коммутатор (15) сети; комбинированный блок (8) сбора полетных данных для получения по каналу (9) информационного обмена, в варианте реализации изобретения соответствующего спецификации ARINC 429, данных от самолетных систем и оборудования, а также подключенный к коммутатору (15) коммутируемой бортовой сети (7) основным и резервным каналами (16) информационного обмена коммутируемой бортовой сети (7); причем коммутатор (15) коммутируемой бортовой сети подключен парой основных и резервных каналов (18) информационного обмена сети (7) соответственно к переднему (2) и к заднему (3) многоцелевым защищенным бортовым накопителям; при этом в систему дополнительно включены пульт управления (10), обеспечивающий, в частности, функции микшера аудиосигналов от первого (5) и второго (6) ненаправленных зональных микрофонов для последующей передачи и регистрации в переднем (2) и в заднем (3) многоцелевых защищенных бортовых накопителях, а также функции коммутатора сети Ethernet, к которой подключены переднее (2) и заднее (3) многоцелевые защищенные бортовые накопители, видеокамера (4), а также комбинированный блок (8) сбора полетных данных и беспроводной блок (11) передачи данных, причем беспроводной блок (11) передачи данных подключен к комбинированному блоку (8) сбора полетных данных и обеспечивает беспроводную передачу сохраненных полетных данных от переднего (2) и заднего (3) многофункциональных защищенных бортовых накопителей на наземный пост; по меньшей мере один канал (13) информационного обмена, в варианте реализации соответствующий спецификации ARINC 818, по которому передается видеосигнал от многофункциональных индикаторов на комбинированный блок (8) сбора полетных данных для преобразования и последующей передачи через сеть, в варианте реализации соответствующей спецификации ARINC 664 (16, 15, 18), на передний (2) и задний (3) многоцелевые защищенные бортовые накопители.

В одном из вариантов реализации изобретения, линия передачи канала информационного обмена, в варианте реализации соответствующая спецификации ARINC 818, выполнена в виде канала волоконно-оптической линии связи, а линии передачи упомянутой сети Ethernet в варианте реализации выполнены в виде экранированной витой пары (12, 22).

Также, в варианте реализации изобретения, передний (2) и задний (3) защищенные бортовые накопители параметрической, звуковой и визуальной информации соединены с соответствующим устройством (19, 20) бесперебойного электрического питания.

В еще одном варианте исполнения, пульт управления (10) предлагаемой системы встроен в комплексный потолочный пульт в кабине пилотов.

В еще одном из вариантов реализации изобретения, пульт управления (10) содержит порт Ethernet для подключения портативного компьютерного устройства (например, ноутбука или планшетного компьютера) (не показано).

Краткое описание чертежей

В дальнейшем изобретение поясняется конкретными примерами его выполнения со ссылками на прилагаемый чертеж, на котором показана блок-схема интегрированной системы сбора, контроля, обработки и регистрации полетной информации (фиг.1).

Осуществление изобретения

Интегрированная система (1) сбора, контроля, обработки и регистрации полетной информации, показанная на фиг.1, содержит передний (2) многоцелевой защищенный бортовой накопитель параметрической, звуковой и визуальной информации, установленный в носовой части самолета, задний (3) многоцелевой защищенный бортовой накопитель параметрической, звуковой и визуальной информации, размещенный в хвостовой части самолета. Система также содержит установленные в кабине пилотов зональную видеокамеру (4), первый (5) и второй (6) ненаправленные зональные микрофоны, коммутируемую бортовую сеть (7) связи, комбинированный блок (8) сбора полетных данных, подключенный к датчикам, установленным в самолетных системах и в оборудовании самолета, с помощью канала (9) информационного обмена, соответствующего спецификации ARINC 429, линия передачи которого в варианте реализации изобретения выполнена в виде экранированной витой пары, а к пульту управления (10) и беспроводному блоку (11) передачи данных - с помощью канала (12) информационного обмена, соответствующего требованиям сети Ethernet (стандарту IEEE 802.3), линия передачи которого в варианте реализации предлагаемого изобретения выполнена в виде экранированной витой пары.

К комбинированному блоку (8) сбора полетных данных подключены многофункциональные пилотажно-навигационные дисплеи с помощью широкополосного, высокоскоростного канала (13) информационного обмена, соответствующего спецификации ARINC 818, линия передачи которого выполнена в виде волоконно-оптической линии связи, и трехосевой блок (14) датчиков линейного ускорения, а также коммутатор (15) сети связи, соответствующей спецификации ARINC 664, с помощью канала (16) информационного обмена, соответствующего спецификации ARINC 664, линия передачи которого в одном из вариантов реализации изобретения выполнена в виде экранированной витой пары.

Электропитание комбинированного блока (8) сбора полетных данных осуществляется от двукратно резервированного источника (17) постоянного тока.

Защищенные бортовые накопители параметрической, звуковой и визуальной информации 2 и 3 подключены к коммутатору (15) коммутируемой бортовой сети (7) связи, соответствующей спецификации ARINC 664, с помощью двух идентичных каналов информационного обмена 18, в варианте реализации изобретения соответствующих спецификации ARINC 664, линии передачи которых выполнены в виде волоконно-оптической линии связи.

Электропитание первого (2) и второго (3) защищенных бортовых накопителей параметрической, звуковой и визуальной информации осуществляется от сети постоянного тока через переднее (19) и заднее (20) устройства бесперебойного электрического питания накопителей соответственно.

Речевая и звуковая информация от первого (5) и второго (6) ненаправленных зональных микрофонов передается в пульт управления (10), оцифровывается в нем и далее транслируется в передний (2) и задний (3) защищенные бортовые накопители параметрической, звуковой и визуальной информации по соответствующему каналу (21) связи, линии передачи которых в варианте реализации изобретения выполнены в виде экранированной витой пары.

Сигнал от видеокамеры (4) подается в передний (2) и задний (3) защищенные бортовые накопители параметрической, звуковой и визуальной информации через пульт управления (10) по каналам сети Ethernet.

Настоящая интегрированная система сбора, контроля, обработки и регистрации полетной информации, показанная на фиг.1, выполняет следующие функции аудио- и видеонаблюдения, регистрации и автоматического сбора данных, в частности:

- прием и обработку речевой/звуковой информации о переговорах экипажа по каналам внутренней, внешней радиосвязи и зональных микрофонов в кабине экипажа;

- прием сообщений по каналу цифровой связи «борт-земля-борт» в режиме «диспетчер - пилот»;

- прием сигналов видеоизображений от пилотажно-навигационных дисплеев и зональной видеокамеры (4) в кабине экипажа;

- регистрацию аудио- и визуальных данных на твердотельные многоцелевые защищенные бортовые накопители;

- сохранение накопленных полетных данных в случае авиационного происшествия для определения причин и предпосылок к нему.

Для обеспечения перечисленных функции аудио- и видеонаблюдения задействованы следующие блоки, входящие в состав заявленной системы:

- комбинированный блок сбора полетных данных (8);

- передний (2) и задний (3) многоцелевые защищенные бортовые накопители параметрической, звуковой и визуальной информации;

- пульт управления (10);

- первый (5) и второй (6) зональные микрофоны;

- зональная видеокамера (4);

- переднее (19) и заднее (20) устройства бесперебойного питания накопителей.

Временная синхронизация всех параметрических, звуковых и визуальных данных обеспечивается комбинированным блоком (8) сбора полетных данных.

Передний (2) и задний (3) защищенные бортовые накопители предназначены для регистрации:

- информации о переговорах экипажа;

- сообщений, передаваемых по каналам обмена «земля-борт-земля» в режиме «диспетчер-пилот»;

- видеоизображений индикационных форматов от пилотажно-навигационных дисплеев и камеры кабины экипажа.

Передний (2) и задний (3) защищенные бортовые накопители регистрируют следующую информацию:

- сообщения, принимаемые и передаваемые экипажем посредством бортовых связных радиостанций;

- переговоры в кабине пилотов между членами экипажа;

- переговоры в кабине экипажа между членами экипажа по средствам внутренней связи;

- звуковые сигналы опознавания наземных навигационных и посадочных радиосредств, поступающие в наушники членов экипажа или громкоговорители, установленные в кабине экипажа;

- речевые данные оповещения пассажиров членами летного экипажа посредством аппаратуры громкоговорящей связи.

Передний (2) и задний (3) многоцелевые защищенные бортовые накопители являются многоканальными. Регистрируемая накопителями речевая/звуковая информация записывается на носитель в следующем порядке:

- на первый канал - от авиагарнитуры, используемой на рабочем месте первого пилота (не показано);

- на второй канал - от авиагарнитуры, используемой на рабочем месте второго пилота (не показано);

- на третий канал - от авиагарнитуры, используемой на рабочем месте третьего члена экипажа (не показано);

- на четвертый канал - микшированный сигнал от первого (5) и второго (6) ненаправленных зональных микрофонов, установленных в кабине экипажа.

В переднем (2) и заднем (3) предусмотрена регистрация видеоизображений индикационных форматов от пилотажно-навигационных дисплеев, сигнал от которых по каналам обмена данными, соответствующим спецификации ARINC-818, поступает в комбинированный блок (8) сбора полетных данных, где преобразуется для последующей передачи через сеть, соответствующей спецификации ARINC-664, через коммутатор этой сети на передний (2) и задний (3) многофункциональные защищенные бортовые накопители, в которых также регистрируется видеоизображение от видеокамеры (4) кабины экипажа, сигнал от которой через сеть Ethernet подается на пульт управления (10), где преобразуется (компрессируется) и далее через сеть Ethernet передается на упомянутые передний (2) и задний (3) накопители и сохраняется в них.

Режим регистрации данных в переднем (2) накопителях и заднем (3) многоцелевых защищенных накопителях обеспечивается автоматически по следующей заданной логике управления в наземных условиях: включение - до запуска двигателей, отключение - по истечении десяти минут после остановки двигателей, а также непрерывная регистрация в течение всего полета, причем отключение регистрации данных в переднем (2) и заднем (3) многоцелевых защищенных накопителях в полете исключено.

В составе системы предусмотрен пульт управления (10), устанавливаемый на комплексном потолочном пульте в кабине экипажа, обеспечивающий:

- санкционированное удаление аудио- и видеозаписей;

- контрольное прослушивание и просмотр фрагментов записи звуковой информации через авиагарнитуру при проверках переднего (2) и заднего (3) регистраторов;

- просмотр контрольной видеоинформации через подключенный ноутбук (не показано) при проверках переднего (2) и заднего (3) регистраторов;

- предварительное усиление и микширование сигналов от зональных микрофонов со ступенчатой регулировкой усиления выходного сигнала;

- преобразование сигнала от видеокамер в случае их установки в кабине экипажа.

Передний (2) и задний (3) многоцелевые защищенные бортовые накопители установлены в герметичной зоне фюзеляжа в верхней части закабинного и хвостового отсеков и обеспечивают сохранность накопленных полетных данных при неблагоприятных воздействиях разрушающих факторов в случае летного происшествия.

Корпусы переднего (2) и заднего (3) накопителей имеют светоотражающие полосы, ярко-оранжевый цвет и надписи на русском «АВАРИЙНЫЙ РЕГИСТРАТОР» и «НЕ ВСКРЫВАТЬ», продублированные соответственно на английском языке «FLIGHT RECORDER» и «DO NOT OPEN» соответственно. Также на корпусах переднего (2) и заднего (3) накопителей установлены гидроакустические маяки, обеспечивающие обнаружение на глубине под водой.

Передний (2) и задний (3) накопители питаются от неотключаемых шин системы электрического снабжения постоянного тока с номинальным напряжением 28 В. Для обеспечения бесперебойного питания в схеме переднего (2) и заднего (3) защищенных бортовых накопителей параметрической, звуковой и визуальной информации предусмотрены переднее (19) и заднее (20) устройства бесперебойного питания накопителей. Переднее (19) и заднее (20) устройства бесперебойного питания накопителей также обеспечивают ограничение времени регистрации в случае ошибки отключения питания при аварии в течение не более 10 минут.

В твердотельной памяти переднего (2) и заднего (3) защищенных бортовых накопителей параметрической, звуковой и визуальной информации хранится записанная речевая/звуковая и визуальная информация не менее чем о двух последних часах регистрации.

Контроль состояния интегрированной системы сбора, контроля, обработки и регистрации полетной информации в целом и средств регистрации в частности обеспечивается встроенными средствами контроля, с выдачей информации в бортовые системы мониторинга и обслуживания самолета с одновременной регистрацией на защищенных и эксплуатационных бортовых накопителях. Информация по состоянию средств регистрации на монитор бортовой системы технического обслуживания в кабину экипажа в виде страницы и в виде сообщений (инструкций).

Провода цепей питания средств регистрации имеют согласованные автоматы защиты, исключающие их перегрев в случае короткого замыкания.

В предлагаемой интегрированной системе сбора, контроля, обработки и регистрации полетных данных функция регистрации осуществляется с помощью средств регистрации параметрической информации, которые обеспечивают:

- сбор параметрической информации от самолетных систем и оборудования самолета;

- запись на твердотельный бортовой защищенный накопитель обязательных полетных данных в соответствии с действующими требованиями;

- сохранение накопленных полетных данных в памяти защищенного накопителя в случае авиационного происшествия или аварии;

- регистрацию расширенного набора полетных данных и отчетов по выявленным событиям полетного контроля самолета на твердотельные бортовые накопители с быстрым доступом.

К средствам регистрации параметрической информации предлагаемой интегрированной системы сбора, контроля, обработки и регистрации полетных данных относятся комбинированный блок (8) сбора полетных данных, передний (2) и задний (3) защищенные бортовые накопители, трехосевой блок (14) датчиков линейного ускорения, а также блок (11) беспроводной передачи данных.

Комбинированный блок сбора полетных данных (8) в составе средств регистрации обеспечивает прием обязательного набора данных для записи на твердотельный защищенный накопитель; обработку и распределение потоков данных для передачи в защищенный и эксплуатационный бортовые накопители; формирование структуры массивов параметрических данных для регистрации на защищенные бортовые накопители; формирование шкалы времени (с привязкой к астрономическому времени) и передачу ее значений для регистрации на всех накопителях параметрических, звуковых и визуальных данных.

В варианте реализации настоящего изобретения, комбинированный блок (8) сбора полетных данных имеет в своем составе встроенный эксплуатационный легкосъемный накопитель с быстрым доступом и устанавливается в герметичной части фюзеляжа в отсеке бортового радиоэлектронного оборудования.

Электропитание комбинированного блока (8) сбора полетных данных осуществляется от неотключаемых шин системы электрического снабжения постоянного тока с номинальным напряжением 28 В.

Передний (2) и задний (3) многоцелевые защищенные бортовые накопители предназначены для синхронизированной записи параметрических данных и речевой/звуковой/видеоинформации.

Перечень параметрических данных, регистрируемых передним (2) и задним (3) многоцелевыми защищенными накопителями, соответствует действующим нормативным требованиям и включает в себя следующие параметры:

- служебные параметры (астрономическое время, номер самолета, дата полета номер рейса и т.д.);

- параметры, характеризующие движение самолета;

- параметры, характеризующие положение органов управления;

- параметры, характеризующие состояние силовой установки;

- параметры, характеризующие состояние систем и оборудования.

Наземное копирование зарегистрированных в переднем (2) и в заднем (3) многоцелевых защищенных накопителях полетных данных, при эксплуатации на самолете, производится через сетевой интерфейс, соответствующий стандарту группы IEEE 802.3 (стандарт сети Ethernet, обеспечивающий прием и передачу данных на скорости 10 или 100 Mbit/s) с помощью встроенного программного обеспечения, поставляемого производителем упомянутых переднего (2) и заднего (3) многоцелевых защищенных накопителей.

Послеполетная обработка данных переднего (2) и заднего (3) накопителей производится с применением программы анализа безопасности полета летательного аппарата типа "AirFASE®" или аналогичной ей.

Передний (2) и задний (3) многоцелевые защищенные бортовые накопители обеспечивают сохранность накопленных полетных данных при неблагоприятных воздействиях разрушающих факторов в случае летного происшествия в соответствии с требованиями спецификаций TSO-123b, TSO-124b и ED-112.

В твердотельной памяти переднего (2) и заднего (3) накопителей хранится записанная параметрическая информация не менее чем о 25-ти последних часах регистрации данных.

Режим регистрации параметрических данных в переднем (2) и заднем (3) многоцелевых защищенных накопителях обеспечивается автоматически по заданной логике управления. В наземных условиях включение регистрации обеспечивается до запуска двигателей, а отключение - по истечении пяти минут после останова двигателей. В полете данные регистрируются непрерывно в течение всего полета, а отключение регистрации в переднем (2) и заднем (3) многоцелевых защищенных накопителях в полете исключено.

В составе системы предусмотрен пульт управления (10), устанавливаемый на комплексном потолочном пульте в кабине экипажа.

Трехосевой блок датчиков линейного ускорения (14) предназначен для измерения ускорений по осям X, Y, Z с выдачей электрических сигналов в комбинированный блок (8) сбора полетных данных.

Трехосевой блок (14) датчиков линейного ускорения установлен в районе центра масс самолета.

В комбинированном блоке (8) сбора полетных данных также имеется встроенный твердотельный эксплуатационный накопитель с быстрым доступом. Данный эксплуатационный накопитель предназначен для регистрации копии файла обязательных данных переднего (2) и заднего (3) многоцелевых защищенных накопителей и данных с отчетами по полетному контролю информации о состоянии самолета

Данные эксплуатационного накопителя блока 8 могут передаваться по каналам сотовой связи или интерфейс стандарта группы IEEE 802.11 (Wi-Fi) через блок (11) беспроводной передачи данных для наземной обработки компанией-эксплуатантом воздушного судна автоматически или по сигналу из кабины экипажа, при условии выполнения завершения полета, заруливания на стоянку и открытия дверей самолета.

Информация по состоянию средств регистрации выводится на монитор бортовых систем мониторинга и обслуживания самолета в кабину экипажа в виде страницы и в виде сообщений (инструкций).

Провода цепей питания всех блоков заявленной интегрированной сбора, контроля, обработки и регистрации полетных данных имеют согласованные автоматы защиты, исключающие их перегрев в случае короткого замыкания.

Функция автоматического сбора полетных данных обеспечивается за счет аппаратуры автоматического сбора полетных данных, предназначенной для сбора и преобразования параметрической информации от самолетных систем и оборудования для обязательной регистрации на передний (2) и задний (3) многоцелевые защищенные бортовые накопители; сбора и преобразования расширенного набора полетных данных для контроля (мониторинга) состояния самолета;

экспресс-анализа по заданной логике в полете поступающих параметрических данных от самолетных систем и оборудования с выявлением событий отказов, неисправностей и отклонений в их работе;

формирования и передачи выходных данных пакетами с отчетами и параметрами, по выявленным событиям при автоматизированном экспресс-анализе, в сопрягаемое оборудование (ACARS, бортовой принтер, эксплуатационный накопитель с быстрым доступом и систему обслуживания).

Для автоматического сбора полетных данных используется комбинированный блок (8) сбора полетных данных, который обеспечивает прием параметрических данных от самолетных систем и оборудования самолета в виде цифровых сигналов, передаваемых по каналу связи, в варианте реализации изобретения соответствующему спецификации ARINC 429, а также цифровых сигналов, передаваемых по каналу информационного обмена, в одном из вариантов реализации настоящего изобретения соответствующему спецификации ARINC 664.

За счет использования комбинированного блока сбора полетных данных, пульта управления, зональных микрофонов, видеокамер и различных спецификаций каналов передачи данных и каналов информационного обмена, соответствующих потребностям в скорости и объеме информации, получаемой из кабины пилотов, от самолетных систем и самолетного оборудования достигнута высокая контролепригодность и надежность.

Промышленная применимость

Изобретение предназначено для использования в авиационной промышленности при проектировании и изготовлении современных и перспективных пассажирских самолетов, обеспечивающих высокую надежность и безопасность полетов при осуществлении массовых перевозок авиапассажиров в различных условиях.

Все технические средства и обеспечивающее их работу программное обеспечение, применение которых предусмотрено изобретением, разрабатываются и выпускаются как отечественными промышленными предприятиями, так и ведущими компаниями в зарубежных странах.

Предусмотренное изобретением взаимодействие средств реализуется в известных процессах различного назначения в области авиастроения. В процессе изготовления всех устройств, входящих в систему управления общесамолетным оборудованием и самолетными системами, может быть использовано типовое, стандартное промышленное оборудование, известные материалы и комплектующие изделия.


ИНТЕГРИРОВАННАЯ СИСТЕМА СБОРА, КОНТРОЛЯ, ОБРАБОТКИ И РЕГИСТРАЦИИ ПОЛЕТНОЙ ИНФОРМАЦИИ
Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-10 из 29.
27.11.2013
№216.012.8510

Защитное устройство грузового самолета

Изобретение относится к грузовым самолетам и касается средств предотвращения последствий ударного воздействия грузов в условиях аварии. Защитное устройство грузового самолета содержит барьерную стенку, расположенную между кабиной экипажа и грузовым отсеком, и средства крепления барьерной стенки...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002499742
Дата охранного документа: 27.11.2013
10.09.2014
№216.012.f33e

Интегрированная система сбора, контроля, обработки и регистрации полетной информации

Изобретение относится к области авиационной техники и предназначено для реализации на борту самолета функций аудио- и видеонаблюдения, автоматического сбора данных и регистрации путем записи речевой, звуковой, видео- и параметрической информации в защищенных бортовых накопителях. Техническим...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002528092
Дата охранного документа: 10.09.2014
10.09.2014
№216.012.f361

Система управления общесамолетным оборудованием

Изобретение относится к авиационной технике и предназначено для использования в управлении летательными аппаратами, в том числе пассажирскими самолетами. Система управления общесамолетным оборудованием содержит панели управления, систему связи, компьютеры, блоки защиты и коммутации постоянного...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002528127
Дата охранного документа: 10.09.2014
27.09.2014
№216.012.f7b3

Пассажирский самолет с системой управления общесамолетным оборудованием и самолетными системами

Изобретение относится к оборудованию летательного аппарата. Пассажирский самолет содержит двухконтурную систему управления общесамолетным оборудованием и самолетными системами, включающую основные и резервные блоки вычислителей-концентраторов, блоки преобразования сигналов, блоки коммутации и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002529248
Дата охранного документа: 27.09.2014
27.09.2014
№216.012.f7f0

Дозвуковой пассажирский самолет

Дозвуковой пассажирский самолет содержит низко расположенное механизированное стреловидное крыло с удлинением λ≥11,5. Стреловидность крыла по линии четверти хорд выполнена в диапазоне от χ=25° до χ=30°. Установочные углы стапельной крутки сверхкритических опорных профилей крыла выполнены...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002529309
Дата охранного документа: 27.09.2014
10.10.2014
№216.012.fd56

Система управления общесамолетным оборудованием

Изобретение относится к авиационной технике и предназначено для использования в управлении летательными аппаратами, в том числе пассажирскими самолетами. Техническим результатом является повышение надежности и улучшение контролепригодности. Система управления общесамолетным оборудованием...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002530700
Дата охранного документа: 10.10.2014
10.07.2015
№216.013.6097

Стык консоли крыла с центропланом самолета

Группа изобретений относится к области авиастроения. В первом варианте стык консоли крыла с центропланом самолета, в котором консоль крыла выполнена с верхними и нижними панелями. Центроплан выполнен в виде коробчатой конструкции, содержит стенки бортовых нервюр, верхнюю и нижнюю панели,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002556268
Дата охранного документа: 10.07.2015
27.07.2015
№216.013.65e5

Крыло самолета

Изобретение относится к области авиастроения. Крыло состоит из центроплана, левой и правой консоли крыла, носовой части, хвостовой части, предкрылка, элерона, интерцептора, закрылка, воздушного тормоза. Верхняя и нижняя панели центроплана выполнены за одно целое со стрингерами. Передний...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002557638
Дата охранного документа: 27.07.2015
20.08.2015
№216.013.6fe5

Комплексная система кондиционирования воздуха пассажирского магистрального самолета

Комплексная система кондиционирования воздуха пассажирского магистрального самолета содержит агрегаты, блоки управления, трубопроводы, элементы крепления к каркасу самолета, систему отбора воздуха, систему кондиционирования воздуха, подсистему подготовки воздуха для системы нейтрального газа,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002560215
Дата охранного документа: 20.08.2015
20.08.2015
№216.013.6fe8

Механизм перемещения закрылков

Изобретение относится к авиационной технике и касается конструкций исполнительных механизмов перемещения закрылков самолёта. Механизм перемещения закрылка содержит силовой привод с выходным рычагом и каретку, установленную с возможностью продольного перемещения в направляющих элементах рельса,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002560218
Дата охранного документа: 20.08.2015
Показаны записи 1-10 из 21.
27.11.2013
№216.012.8510

Защитное устройство грузового самолета

Изобретение относится к грузовым самолетам и касается средств предотвращения последствий ударного воздействия грузов в условиях аварии. Защитное устройство грузового самолета содержит барьерную стенку, расположенную между кабиной экипажа и грузовым отсеком, и средства крепления барьерной стенки...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002499742
Дата охранного документа: 27.11.2013
10.09.2014
№216.012.f33e

Интегрированная система сбора, контроля, обработки и регистрации полетной информации

Изобретение относится к области авиационной техники и предназначено для реализации на борту самолета функций аудио- и видеонаблюдения, автоматического сбора данных и регистрации путем записи речевой, звуковой, видео- и параметрической информации в защищенных бортовых накопителях. Техническим...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002528092
Дата охранного документа: 10.09.2014
10.09.2014
№216.012.f361

Система управления общесамолетным оборудованием

Изобретение относится к авиационной технике и предназначено для использования в управлении летательными аппаратами, в том числе пассажирскими самолетами. Система управления общесамолетным оборудованием содержит панели управления, систему связи, компьютеры, блоки защиты и коммутации постоянного...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002528127
Дата охранного документа: 10.09.2014
27.09.2014
№216.012.f7b3

Пассажирский самолет с системой управления общесамолетным оборудованием и самолетными системами

Изобретение относится к оборудованию летательного аппарата. Пассажирский самолет содержит двухконтурную систему управления общесамолетным оборудованием и самолетными системами, включающую основные и резервные блоки вычислителей-концентраторов, блоки преобразования сигналов, блоки коммутации и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002529248
Дата охранного документа: 27.09.2014
27.09.2014
№216.012.f7f0

Дозвуковой пассажирский самолет

Дозвуковой пассажирский самолет содержит низко расположенное механизированное стреловидное крыло с удлинением λ≥11,5. Стреловидность крыла по линии четверти хорд выполнена в диапазоне от χ=25° до χ=30°. Установочные углы стапельной крутки сверхкритических опорных профилей крыла выполнены...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002529309
Дата охранного документа: 27.09.2014
10.10.2014
№216.012.fd56

Система управления общесамолетным оборудованием

Изобретение относится к авиационной технике и предназначено для использования в управлении летательными аппаратами, в том числе пассажирскими самолетами. Техническим результатом является повышение надежности и улучшение контролепригодности. Система управления общесамолетным оборудованием...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002530700
Дата охранного документа: 10.10.2014
10.07.2015
№216.013.6097

Стык консоли крыла с центропланом самолета

Группа изобретений относится к области авиастроения. В первом варианте стык консоли крыла с центропланом самолета, в котором консоль крыла выполнена с верхними и нижними панелями. Центроплан выполнен в виде коробчатой конструкции, содержит стенки бортовых нервюр, верхнюю и нижнюю панели,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002556268
Дата охранного документа: 10.07.2015
27.07.2015
№216.013.65e5

Крыло самолета

Изобретение относится к области авиастроения. Крыло состоит из центроплана, левой и правой консоли крыла, носовой части, хвостовой части, предкрылка, элерона, интерцептора, закрылка, воздушного тормоза. Верхняя и нижняя панели центроплана выполнены за одно целое со стрингерами. Передний...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002557638
Дата охранного документа: 27.07.2015
20.08.2015
№216.013.6fe5

Комплексная система кондиционирования воздуха пассажирского магистрального самолета

Комплексная система кондиционирования воздуха пассажирского магистрального самолета содержит агрегаты, блоки управления, трубопроводы, элементы крепления к каркасу самолета, систему отбора воздуха, систему кондиционирования воздуха, подсистему подготовки воздуха для системы нейтрального газа,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002560215
Дата охранного документа: 20.08.2015
20.08.2015
№216.013.6fe8

Механизм перемещения закрылков

Изобретение относится к авиационной технике и касается конструкций исполнительных механизмов перемещения закрылков самолёта. Механизм перемещения закрылка содержит силовой привод с выходным рычагом и каретку, установленную с возможностью продольного перемещения в направляющих элементах рельса,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002560218
Дата охранного документа: 20.08.2015
+ добавить свой РИД