×
20.07.2014
216.012.e002

Результат интеллектуальной деятельности: СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ПОТЕНЦИИ ОБУЧАЕМОГО (ГРУППЫ ОБУЧАЕМЫХ) И ПОСЛЕДУЮЩЕЙ КОРРЕКЦИИ ОБУЧАЮЩЕГО ВОЗДЕЙСТВИЯ

Вид РИД

Изобретение

Аннотация: Изобретение относится к области психологии, а именно к педагогической психологии, и может быть использовано для получения объективных данных о ходе процесса обучения, усвоения материала, познавательной деятельности обучаемых во время проведения занятий. Предъявляют группе обучаемых обучающей информации, измерение и регистрацию изменений физиологических параметров, не контролируемых сознательно в процессе восприятия обучающей информации. Каждой группе обучаемых предоставляют обучающую информацию с максимальным и минимальным уровнем сложности, измеряют неконтролируемые сознательно физиологические параметры для обоих уровней сложности и определяют по полученным значениям верхнюю и нижнюю границы эталонного коридора для каждого из m переменных условий обучения. В процессе обучения для каждого из m переменных условий сравнивают групповые текущие физиологические параметры с верхней и нижней границами эталонного коридора, а также со средним значением эталонного коридора. В случае их отклонения от среднего значения эталонного коридора проводится корректировка обучающего воздействия выбором одного из (n±j), j∈N предварительно определенных уровней сложности ограниченного объема обучающей информации, таким образом, чтобы групповые текущие физиологические параметры стремились к среднему значению эталонного коридора. Способ позволяет повысить качество обучения путем оптимального сочетания сложности изучаемого материала и физиологических параметров и расширяет возможности педагога по контролю эффективности осуществляемого им обучающего воздействия. 2 з.п. ф-лы, 5 ил., 1 пр.

Изобретение относится к психологии, а именно к педагогической психологии, и может быть использовано для получения объективных данных о ходе процесса обучения, усвоения материала, познавательной деятельности обучаемых во время проведения занятий. Способ включает предъявление группе обучаемых обучающей информации, измерение и регистрацию изменений физиологических параметров, не контролируемых сознательно в процессе восприятия обучающей информации. Каждой группе обучаемых предоставляют обучающую информацию с максимальным и минимальным уровнем сложности, измеряют неконтролируемые сознательно физиологические параметры для обоих уровней сложности и определяют по полученным значениям верхнюю и нижнюю границы эталонного коридора для каждого из m переменных условий обучения. В процессе обучения для каждого из m переменных условий сравнивают групповые текущие физиологические параметры с верхней и нижней границами эталонного коридора, а также со средним значением эталонного коридора. В случае их отклонения от среднего значения эталонного коридора проводится корректировка обучающего воздействия выбором одного из (n±j), j∈N предварительно определенных уровней сложности ограниченного объема обучающей информации, таким образом, чтобы групповые текущие физиологические параметры стремились к среднему значению эталонного коридора.

Изобретение относится к психологии, а именно к педагогической психологии, и может быть использовано для получения объективных данных о ходе процесса обучения, усвоения материала и познавательной деятельности обучаемых во время проведения занятий.

Известные методики для определения интеллекта обычно используют способ сравнения количества и качества задач, решаемых человеком в единицу времени, со средним показателем, полученным при тестировании большой совокупности людей, похожих на испытуемого по ряду социально-демографических характеристик (Немов Р.С. "Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика" Кн.3. М., Просвещение, Владос, 1995). Этот способ не отражает личностные особенности интеллектуальной деятельности индивида.

Для установления связи между умственной деятельностью индивида и теми психофизиологическими реакциями в структуре мозга, которые сопровождают эту деятельность, известен способ электроэнцефалографии, который заключается в записи разности потенциалов между электродами, приложенными к коже головы или, даже, вводимыми непосредственно в мозг. Сложность аппаратуры, методики исследования и расшифровки ЭЭГ исключают широкое использование этого способа. Способы исследования умственной работоспособности, профессиональной пригодности эмоциональной активности в процессе решения разных задач путем измерения электрического сопротивления кожи (кожно-гальванические реакции) относительно просты, по ним разработано достаточно много методик (SU 1822748, кл.5 А61В 5/16, 23.06.1993, SU 1377036, кл.4 А61В 5/16, 29.02.1988), однако связь кожно-гальванических реакций с эмоциями и мышечной напряженностью затрудняет использование этого метода в исследованиях интеллектуальной деятельности человека. Для функциональной диагностики, позволяющей дистанционно выявить лиц, находящихся в фазе устойчивого стресса - измененного психофизического состояния человека известен патент (RU 2203611, А61В 5/00, 28.12.2001). Однако он позволяет только измерять все физиологические параметры различными способами без возможности осуществления управляющего воздействия.

Наиболее близким к предлагаемому изобретению является патент (RU 2209032, А61В 5/01, А61В 5/16, 13.12.2001). В данном изобретении устраняется субъективная оценка интеллектуальной деятельности человека, благодаря установленной зависимости изменения неконтролируемого сознательно и постоянно изменяющегося в процессе мышления физиологического параметра (теплового излучения), это позволяет определить интеллектуальную потенцию испытуемого, степень его подготовленности и характер мышления, однако не установлена зависимость изменения неконтролируемых сознательно физиологических параметров от целенаправленной коррекции обучающего воздействия.

Задачей предлагаемого изобретения является диагностика интеллектуальной потенции группы обучаемых и целенаправленной коррекции обучающего воздействия, включающей предъявление группе обучаемых обучающей информации, измерение и регистрацию изменений, не контролируемых сознательно в процессе обучения, физиологических параметров для m переменных условий обучения. При решении этой задачи в способе, заключающемся в диагностике группы обучаемых и целенаправленной коррекции обучающего воздействия на основе использования объективно измеренных данных о физиологическом состоянии обучаемых.

Предлагаемый способ иллюстрируется на фиг.1 в виде зависимости изменения физиологических параметров от времени в одном из m переменных условий обучения с одним из n уровней сложности обучающей информации.

На фиг.2 представлен обобщенный групповой показатель физиологических параметров, эталонный коридор и метки времени. Эталонный коридор формируется следующим образом: каждой группе обучаемых предоставляют обучающую информацию с максимальным и минимальным уровнем сложности, измеряют неконтролируемые сознательно физиологические параметры для обоих уровней сложности и определяют по полученным значениям текущие обобщенные групповые показатели физиологических параметров, которые определяют верхнюю и нижнюю границы эталонного коридора. Расстояние от верхней до нижней границы эталонного коридора нормализуется от 1 до -1 с шагом дискретизации а. Метками времени li разбивают весь временной интервал Т занятия m на контрольные точки измерения физиологических параметров. Преподаватель при подготовке к занятию m разрабатывает варианты учебного материала с определенным уровнем сложности n обучающей информации. В качестве базового, используемого на занятии уровня сложности n, выбирают средний уровень сложности n с возможностью (n±j), j∈N, что позволяет организовать устойчивую обратную связь по коррекции обучающего воздействия. Базовый уровень сложности выбирается преподавателем в зависимости от его педагогической подготовки.

Предлагаемая структурная схема способа иллюстрируется на фиг.3. Работа способа, представленного на фиг.3, осуществляется в соответствии с алгоритмом, изображенным на фиг.4.

Измеряют физиологические параметры для условия обучения m в интервале времени Т. Разбивают временной интервал Т на метки li. Измеряют физиологические параметры на первой метке li. Если среднее текущее значение физиологических параметров не отклоняется от среднего значения эталонного коридора, то продолжают обучение при базовом уровне сложности n. Если на интервале li физиологические параметры отклоняются от среднего значения эталонного коридора, то корректируют (n±j), j∈N, до тех пор, пока не будет осуществлен возврат текущего обобщенного группового показателя к среднему значению эталонного коридора. Продолжают обучение со сложностью (n±j), j∈N. Измеряют и корректируют физиологические параметры на каждой последующей метке li аналогично.

В эксперименте с привлечением более 100 испытуемых было достоверно установлено, что интеллектуальная потенция зависит от m переменных условий обучения по каждому из n предварительно определенных уровней сложности ограниченного объема обучающей информации.

Пример.

На фиг.5 показаны результаты исследований испытуемых при проведении m занятия с n уровнем сложности с выводом обобщенного группового показателя физиологических параметров.

Анализируют обобщенный групповой показатель физиологических параметров, результатов исследований на интервале времени Т, шаг дискретизации a от 1 до -1 составляет 0,2. Преподаватель, проводит занятие m по базовому уровню сложности n и контролирует по монитору физиологические параметры обучаемых в соответствии с временной меткой l1. Текущее среднее значение физиологических параметров группы обучаемых на метке l1 соответствует уровню 0,75, что является значительным отклонением от среднего значения эталонного коридора. Преподаватель осуществляет коррекцию обучающего воздействия (n-1), результат коррекции измеряет на метке l2, текущее среднее значение физиологических параметров соответствует уровню 0,58, что также является значительным отклонением от среднего значения эталонного коридора. Преподаватель осуществляет дальнейшую коррекцию обучающего воздействия (n-1), результат коррекции измеряет на метке l3, текущее среднее значение физиологических параметров соответствует уровню 0,2, что также является отклонением от среднего значения эталонного коридора. Преподаватель осуществляет дальнейшую коррекцию обучающего воздействия (n-1), результат коррекции измеряет на метке l4, текущее среднее значение физиологических параметров соответствует уровню -0,28, что также является отклонением от среднего значения эталонного коридора. Преподаватель осуществляет дальнейшую коррекцию обучающего воздействия (n+1), результат коррекции измеряет на метке l5, текущее среднее значение физиологических параметров соответствует уровню -0,1, что также является отклонением от среднего значения эталонного коридора. Преподаватель осуществляет дальнейшую коррекцию обучающего воздействия (n+1), результат коррекции измеряет на метке времени l6, текущее среднее значение физиологических параметров соответствует уровню 0, что является средним значением эталонного коридора. Преподаватель дальнейшую коррекцию не осуществляет. Преподаватель продолжает контролировать значение физиологических параметров, на метке времени l7 текущее среднее значение физиологических параметров соответствует уровню 0,3, что является отклонением от среднего значения эталонного коридора. Преподаватель осуществляет коррекцию обучающего воздействия (n-1), результат коррекции измеряет на метке l8, текущее среднее значение физиологических параметров соответствует уровню 0,2, что также является отклонением от среднего значения эталонного коридора. Преподаватель осуществляет коррекцию обучающего воздействия (n-1), результат коррекции измеряет на метке l9, текущее среднее значение физиологических параметров соответствует уровню 0,1, что также является отклонением от среднего значения эталонного коридора. Преподаватель осуществляет дальнейшую коррекцию обучающего воздействия (n-1), результат коррекции измеряет на метке времени l10,текущее среднее значение физиологических параметров соответствует уровню 0, что является средним значением эталонного коридора. Преподаватель дальнейшую коррекцию не осуществляет. Преподаватель продолжает контролировать значение физиологических параметров, на метке времени l11 текущее среднее значение физиологических параметров соответствует уровню -0,1, что является отклонением от среднего значения эталонного коридора. Преподаватель осуществляет дальнейшую коррекцию обучающего воздействия (n+1), результат коррекции измеряет на метке времени l12, текущее среднее значение физиологических параметров соответствует уровню 0, что является средним значением эталонного коридора. Преподаватель дальнейшую коррекцию не осуществляет, так как заканчивается время занятия Т.

Правильно определенный уровень сложности n обучающей информации позволяет проводить занятие m с высоким уровнем интеллектуальной потенции у обучаемых, таким образом необходимо уменьшить неопределенность ΔFi (разность между верхней и нижней границами эталонного коридора) уровня сложности n обучающей информации относительно момента начала занятия и на момент окончания занятия m. Анализ результатов эксперимента, представленный на фиг.5, показывает, что определенный эталонный коридор перед проведением занятия m представлял собой значение ΔF1, в соответствии с примером ΔF1∈[-1; 1|, таким образом ΔF1=2. В результате проведения корректирующего воздействия на основе объективной обратной связи эталонный коридор был сужен до ΔF2, в соответствии с примером ΔF2 ∈[-0,28; 0,75], таким образом ΔF2=1,03. Следовательно, эталонный коридор был уменьшен, в соответствии с отношением: . В результате дальнейшего проведения корректирующего воздействия на основе объективной обратной связи эталонный коридор был сужен до ΔF3, в соответствии с примером ΔF3∈[-0,1; 0,3], таким образом ΔF3=0,4. Следовательно, эталонный коридор был уменьшен, в соответствии с отношением: , тогда отношение между эталонным коридором перед проведением занятия и в конце занятия определяется: . Уменьшение эталонного коридора относительно момента начала занятия и момента окончания занятия в 5 раз говорит о том, что правильно определен уровень сложности n обучающей информации на основе объективной обратной связи, что позволяет проводить занятие m с высоким уровнем интеллектуальной потенции у обучаемых.

Таким образом, предлагаемый способ повышает качество обучения путем оптимального сочетания сложности изучаемого материала и физиологических параметров. Способ дает возможность коррекции обучающего воздействия при отклонении текущего обобщенного группового показателя от среднего значения эталонного коридора на основе объективной обратной связи между обучающим и обучаемыми в квазиреальном масштабе времени. Данный способ может применяться в системе дистанционного обучения, основанной на использовании сети Интернет, для оценки степени влияния обучающего воздействия на удаленного обучаемого. Заявляемое изобретение расширяет возможности педагога по контролю эффективности осуществляемого им обучающего воздействия.


СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ПОТЕНЦИИ ОБУЧАЕМОГО (ГРУППЫ ОБУЧАЕМЫХ) И ПОСЛЕДУЮЩЕЙ КОРРЕКЦИИ ОБУЧАЮЩЕГО ВОЗДЕЙСТВИЯ
СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ПОТЕНЦИИ ОБУЧАЕМОГО (ГРУППЫ ОБУЧАЕМЫХ) И ПОСЛЕДУЮЩЕЙ КОРРЕКЦИИ ОБУЧАЮЩЕГО ВОЗДЕЙСТВИЯ
СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ПОТЕНЦИИ ОБУЧАЕМОГО (ГРУППЫ ОБУЧАЕМЫХ) И ПОСЛЕДУЮЩЕЙ КОРРЕКЦИИ ОБУЧАЮЩЕГО ВОЗДЕЙСТВИЯ
СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ПОТЕНЦИИ ОБУЧАЕМОГО (ГРУППЫ ОБУЧАЕМЫХ) И ПОСЛЕДУЮЩЕЙ КОРРЕКЦИИ ОБУЧАЮЩЕГО ВОЗДЕЙСТВИЯ
СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ПОТЕНЦИИ ОБУЧАЕМОГО (ГРУППЫ ОБУЧАЕМЫХ) И ПОСЛЕДУЮЩЕЙ КОРРЕКЦИИ ОБУЧАЮЩЕГО ВОЗДЕЙСТВИЯ
Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-10 из 69.
10.01.2013
№216.012.1a3f

Способ защиты информационно-вычислительных сетей от компьютерных атак

Изобретение относится к электросвязи и может быть использовано в системах защиты от компьютерных атак путем их оперативного выявления и блокирования в информационно-вычислительных сетях. Техническим результатом является повышение оперативности обнаружения компьютерной атаки. Способ заключается...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002472211
Дата охранного документа: 10.01.2013
10.01.2013
№216.012.1a45

Способ обработки дейтаграмм сетевого трафика для защиты информационно-вычислительных сетей (варианты)

Изобретение относится к области защиты информации в компьютерных системах и сетях. Техническим результатом является повышение достоверности обнаружения подлога компьютерных адресов отправителя и получателя сетевых дейтаграмм. Способ заключается в следующем: после выделения адресов отправителя S...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002472217
Дата охранного документа: 10.01.2013
20.02.2013
№216.012.284c

Способ защиты вычислительных сетей

Изобретение относится к электросвязи. Техническим результатом является повышение защищенности, в том числе достоверности и оперативности обнаружения несанкционированного воздействия на вычислительную сеть. Результат достигается тем, что задают множество эталонных наборов появлений...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002475836
Дата охранного документа: 20.02.2013
27.02.2013
№216.012.2c8b

Способ моделирования сети связи

Изобретение относится к области моделирования и может быть использовано при проектировании радиоэлектронных и технических систем для оценки эксплуатационных показателей. Техническим результатом является обеспечение возможности моделирования с учетом перемещения абонентов сети связи и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002476930
Дата охранного документа: 27.02.2013
20.03.2013
№216.012.303a

Способ обеспечения защищенности автоматизированной системы

Изобретение относится к области электросвязи и вычислительной техники, а именно к способу защиты автоматизированных систем. Способ обеспечения защищенности автоматизированной системы, заключающийся в том, что задают параметры N≥2, характеризующие воздействие мультимедийного потока, параметры...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002477881
Дата охранного документа: 20.03.2013
10.05.2013
№216.012.3eb5

Способ мониторинга информационной безопасности автоматизированных систем

Изобретение относится к области вычислительной техники. Технический результат заключается в повышении своевременности обнаружения нарушений информационной безопасности. Такой результат достигается тем, что задают множество из S≥2 контролируемых параметров, характеризующих психофизиологическое...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002481620
Дата охранного документа: 10.05.2013
10.05.2013
№216.012.3ebe

Способ моделирования разнородных сетей связи

Изобретение относится к средствам моделирования сетей связи. Техническим результатом является расширение функциональных возможностей за счет расчета вероятности наличия маршрута между абонентами. В способе задают исходные данные, формируют в каждом из статистических экспериментов граф, в...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002481629
Дата охранного документа: 10.05.2013
27.05.2013
№216.012.456b

Способ защиты информационно-вычислительных сетей от компьютерных атак

Изобретение относится к электросвязи и может быть использовано в системах защиты от компьютерных атак путем их оперативного выявления и блокирования в информационно-вычислительных сетях (ИВС). Техническим результатом является повышение достоверности обнаружения компьютерных атак на ИВС. Способ...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002483348
Дата охранного документа: 27.05.2013
10.06.2013
№216.012.49fb

Полный одноразрядный сумматор по модулю

Изобретение относится к вычислительной технике и может быть использовано в цифровых вычислительных устройствах, а также в устройствах цифровой обработки сигналов и в криптографических приложениях. Техническим результатом является повышение быстродействия сумматора за счет параллельного...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002484519
Дата охранного документа: 10.06.2013
20.06.2013
№216.012.4dbc

Способ определения пористости керамических и силикатных материалов с помощью магнитной жидкости

Изобретение относится к области исследования строительных материалов и контрольно-измерительной технике, и может быть использовано для определения пористости керамических и силикатных материалов. Способ определения пористости материалов с помощью магнитной жидкости заключается в следующем:...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002485482
Дата охранного документа: 20.06.2013
Показаны записи 1-10 из 87.
20.03.2013
№216.012.303a

Способ обеспечения защищенности автоматизированной системы

Изобретение относится к области электросвязи и вычислительной техники, а именно к способу защиты автоматизированных систем. Способ обеспечения защищенности автоматизированной системы, заключающийся в том, что задают параметры N≥2, характеризующие воздействие мультимедийного потока, параметры...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002477881
Дата охранного документа: 20.03.2013
10.05.2013
№216.012.3eb5

Способ мониторинга информационной безопасности автоматизированных систем

Изобретение относится к области вычислительной техники. Технический результат заключается в повышении своевременности обнаружения нарушений информационной безопасности. Такой результат достигается тем, что задают множество из S≥2 контролируемых параметров, характеризующих психофизиологическое...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002481620
Дата охранного документа: 10.05.2013
10.05.2013
№216.012.3ebe

Способ моделирования разнородных сетей связи

Изобретение относится к средствам моделирования сетей связи. Техническим результатом является расширение функциональных возможностей за счет расчета вероятности наличия маршрута между абонентами. В способе задают исходные данные, формируют в каждом из статистических экспериментов граф, в...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002481629
Дата охранного документа: 10.05.2013
20.06.2013
№216.012.4dbc

Способ определения пористости керамических и силикатных материалов с помощью магнитной жидкости

Изобретение относится к области исследования строительных материалов и контрольно-измерительной технике, и может быть использовано для определения пористости керамических и силикатных материалов. Способ определения пористости материалов с помощью магнитной жидкости заключается в следующем:...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002485482
Дата охранного документа: 20.06.2013
10.01.2014
№216.012.94f6

Акустоэлектрический глушитель шума

Изобретение относится к устройствам, снижающим шум, возникающий от работающего двигателя, может быть использовано в прямоточных выхлопных системах транспортных средств, оснащенных двигателями внутреннего сгорания (ДВС). Сущность изобретения: акустоэлектрический глушитель шума содержит корпус,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002503828
Дата охранного документа: 10.01.2014
10.02.2015
№216.013.25f4

Система моделирования динамических процессов

Изобретение относится к области моделирования различных динамических процессов, происходящих в природе и обществе. Техническим результатом является сокращение времени моделирования при заданном объеме вычислительных ресурсов либо сокращение вычислительных ресурсов при заданном времени...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002541169
Дата охранного документа: 10.02.2015
10.02.2015
№216.013.25f5

Способ управления доступом к информационным ресурсам компьютерных сетей различных уровней конфиденциальности

Изобретение относится к способу управления доступом к информационным ресурсам компьютерных сетей. Технический результат заключается в повышении защищенности доступа к ресурсам сети. Проверяют, содержится ли запрашиваемый ресурс в базе данных проверенных информационных ресурсов, отключают выход...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002541170
Дата охранного документа: 10.02.2015
10.06.2015
№216.013.5090

Способ скрытой передачи информации

Изобретение относится к способу скрытой передачи конфиденциальной информации по открытым каналам связи. Техническим результатом является повышение скрытности передачи конфиденциальной информации. Присваивают флаговое значение «единица» при совпадении части битов байта сигнала цифрового...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002552145
Дата охранного документа: 10.06.2015
27.06.2015
№216.013.5a33

Варочно-отопительная печь с малоинерционным режимом изменения температуры конфорки

Изобретение относится к теплотехнике и может быть использовано как для приготовления пищи, так и для отопления помещений различного назначения. Технический результат - создание оптимальных условий как по приготовлению пищи, так и по отоплению помещений, возможность малоинерционного изменения...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002554632
Дата охранного документа: 27.06.2015
27.07.2015
№216.013.689c

Способ определения местоположения несанкционированно установленных на объекте электронных устройств

Изобретения относятся к технике радиомониторинга радиоэлектронного оборудования в контролируемой зоне и может использоваться для выявления местоположения несанкционированно установленных в этой зоне радиоэлектронных устройств (НУОЭУ). Технический результат состоит в разработке способов...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002558333
Дата охранного документа: 27.07.2015
+ добавить свой РИД