Вид РИД
Изобретение
Устройство относится к моечному оборудованию и может быть использовано для очистки радиаторов систем охлаждения двигателей внутреннего сгорания.
Известно устройство очистки радиаторов при помощи вибраций в процессе промывки, содержащее резервуар-отстойник, включенный в трубопровод между радиатором и фильтром, виброплощадку, состоящую из стола для установки на него очищаемого радиатора, вибратора, регулируемого по частоте и амплитуде (см. RU №212 4642 F01P 11/06 1999).
Недостатками аналога являются низкая эффективность очистки от накипи, отсутствие возможности проверки герметичности и теплоотдачи очищаемых изделий.
Наиболее близким по технической сущности решением, принятым за прототип, является устройство, в котором расположенные на общей раме и жестко связанные между собой питающим и возвратным, подсоединяемым к оборудованию, и технологическими трубопроводами с арматурой и циркуляционным насосом для образования циркуляционной системы, основную кислотную емкость для подмешивания в насосе острой соляной кислоты при концентрации 20-28% к циркулирующему в системе отработанному раствору, емкость для отработанных слабокислотных растворов, баккаустизатор и фильтр, предназначенный для пеношламоотделения. Насос снабжен трехлопастной крыльчаткой с бандажным уплотнительным кольцом во избежание кавитации при загазованности или запенивании проточной части оборудования, фильтр снабжен вертикальной перегородкой для изменения направления потока моющего раствора, а устройство дополнительно оборудовано съемной линией из полиэтиленовых трубопроводов для подачи острой кислоты в емкость для слабокислотных растворов, переносным дренажным баком с откачивающим насосом и линией перекачки дренируемых растворов. Группа изобретений обеспечивает расширение диапазона использования способа химической очистки, более рациональное использование и повторное применение некоторых моющих растворов, возможность удаления твердых накипей большой толщины (5-10 мм) любого химического состава и фракционности (см. RU №2218533, F28G 9/00, 10.12.2003).
Недостатками прототипа являются сложность конструкции, громоздкость, малая энергоэффективность при промывке относительно небольших деталей типа автомобильного радиатора, отсутствие возможности проверки герметичности и теплоотдачи очищаемых изделий.
Изобретение решает задачу создания многофункционального устройства для промывки автомобильных радиаторов, проверки их герметичности и определения коэффициента их теплоотдачи.
Для решения указанной задачи устройство для проверки герметичности, промывки и определения теплоотдачи автомобильных радиаторов, содержащее резервуар, из которого посредством циркуляционного насоса, напорной и сливной магистралей промывочная жидкость проходит через радиатор, согласно изобретению, дополнительно содержит электронный блок управления, который состоит из компьютера, модуля управления системой и модуля сбора данных, а камера испытаний, резервуар, напорные и сливные магистрали снабжены термопарами для определения коэффициента теплоотдачи, для измерения давления в гидросистеме и подаваемом воздухе напорные и сливные магистрали оснащены датчиками давления.
Устройство пояснено чертежом, где показана принципиальная схема установки.
Устройство состоит из следующих основных частей: зажим 1, камера испытаний 2, четырехпозиционный распределитель с ручным управлением 3, компрессор 4, электронный блок управления ЭБУ 5, сливной кран 6, фильтр 7, циркуляционный насос 8, резервуар 9, ТЭН 10 и П. Устройство работает следующим образом.
Для проверки на герметичность радиатор необходимо закрепить в зажим 1 и установить в камеру испытаний 2, запустить программу проверки герметичности, переместить распределитель 3 в положение закрытия гидролинии и открытия пневмолинии, продуть радиатор сжатым воздухом и заглушить выпускной патрубок, на впускной патрубок подать давление от компрессора 4, переместить распределитель в положение наполнения камеры испытаний 2 жидкостью, после наполнения, перевести распределитель 3 в положение закрытия всех линий, для фиксации давления в радиаторе. Визуально оценить наличие утечек и место по пузырькам воздуха, а их величину по падению давления в единицу времени, фиксируемую датчиком давления.
Для промывки радиатор необходимо закрепить в зажим 1 и установить в камеру испытаний 2, подключить магистрали (напорную - к впускному патрубку радиатора, а сливную - к выпускному), запустить программу промывки радиатора, распределитель 3 переместить в положение открытия гидролинии и закрытия пневмолинии.
Предварительно нагретая ТЭНом 10 до рабочей температуры моющая жидкость из резервуара 9, посредством циркуляционного насоса 8 и напорной магистрали, подается к впускному патрубку, проходя по внутренним поверхностям радиатора, очищает их от накипи и уходит на слив через сливную магистраль и фильтр 7 обратно в резервуар 9.
При прохождении жидкости через испытуемый радиатор по разнице температур в напорной и сливной магистралях термопарами определяется коэффициент теплоотдачи радиатора. Для уменьшения погрешности при оценке теплоотдачи жидкость, находящаяся в камере испытаний, предварительно нагревается ТЭН 10 до температуры 30°C. После процесса промывки радиатора, жидкость, находящаяся в камере испытаний, сливается в резервуар 9, через кран 6, установленный в корпусе камеры испытаний.
Устройство оснащено ЭБУ 5, который состоит из компьютера, МУС и МСД. Информация с термопар, датчиков давления поступает в МСД, затем обрабатывается компьютером с соответствующим ПО и подается в МУС, последний управляет компрессором 4, циркуляционным насосом 8, ТЭНами 10 и 11.
Таким образом, преимуществом данного устройства является простота конструкции, за счет использования одних магистралей для различных процессов проверки и промывки радиаторов, это обеспечивается установкой четырехпозиционного распределителя. Проверка герметичности осуществляется за счет установленного компрессора и встроенных датчиков давления, а определение коэффициента теплоотдачи - за счет применения ЭБУ, включающего в себя компьютер, МСД и МУС, а также термопары, установленные в напорную и сливную магистрали.
Устройство для проверки герметичности, промывки и определения теплоотдачи автомобильных радиаторов, содержащее резервуар, из которого посредством циркуляционного насоса, напорной и сливной магистралей промывочная жидкость проходит через радиатор, отличающееся тем, что оно дополнительно содержит электронный блок управления, который состоит из компьютера, модуля управления системой и модуля сбора данных, а камера испытаний, резервуар, напорные и сливные магистрали снабжены термопарами для определения коэффициента теплоотдачи, для измерения давления в гидросистеме и подаваемом воздухе напорные и сливные магистрали оснащены датчиками давления.