×
20.04.2014
216.012.bc19

СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ СИСТЕМОЙ ОХЛАЖДЕНИЯ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ

Вид РИД

Изобретение

Юридическая информация Свернуть Развернуть
Краткое описание РИД Свернуть Развернуть
Аннотация: Изобретение относится к автомобильной промышленности и предназначено для жидкостно-воздушной системы охлаждения двигателя внутреннего сгорания (ДВС). С помощью вентилятора, приводом которого служит электродвигатель, частота вращения вентилятора изменяется прямо пропорционально изменению температуры, а также в зависимости от скорости изменения температуры при максимальной частоте вращения как вентилятора, так и насоса. Колебания частоты вращения вентилятора принудительно изменяются непрерывно как по частоте, так и по амплитуде по случайному закону. Также частота вращения насоса, приводом которого служит электродвигатель, при максимальной частоте вращения как вентилятора, так и насоса колебания частоты вращения насоса принудительно изменяются непрерывно как по частоте, так и по амплитуде по случайному закону. Достигается повышение надежности работы системы охлаждения ДВС. 1 з.п. ф-лы, 1 ил.
Реферат Свернуть Развернуть

Изобретение относится к автомобильной промышленности и предназначено для жидкостно-воздушной системы охлаждения двигателя внутреннего сгорания (ДВС).

Известен способ охлаждения [Автомобили ВАЗ-2108, ВАЗ-21081, ВАЗ-21083, ВАЗ-2109, ВАЗ-21091, ВАЗ-21093, ВАЗ-21099. Руководство по ремонту. М., 1995, с.140], где вращение насоса осуществляется от коленчатого вала двигателя. Вентилятор приводится в действие электрическим двигателем. Способ охлаждения заключается в том, что вентилятор включается при температуре охлаждающей жидкости, измеренной датчиком, достигшей величины (99±3), и выключается при температуре (94±3).

Однако такое управление системой охлаждения ДВС не позволяет снизить температуру двигателя в экстремальных условиях, например при нахождении транспортного средства длительное время в пробке в жаркую погоду.

Наиболее близким техническим решением к заявляемому по технической сущности и достигаемому эффекту является следующий способ [Пат. 2192970 РФ, МПК7 В60К 11/02. Способ охлаждения радиатора автомобиля и устройство для его осуществления / Первухин К.И., Ковалев В.А., Стручков С.Н.]. Охлаждение радиатора автомобиля происходит с помощью вентилятора, приводом которого служит электродвигатель. Вентилятор создает воздушный поток через радиатор. Частота вращения вентилятора изменяется прямо пропорционально изменению температуры охлаждающей жидкости. При таком способе охлаждения снижается уровень и неравномерность токовых и механических нагрузок, создаваемых электровентилятором в системе электрооборудования автомобиля, значительно сокращается число его включений и выключений, поскольку эти параметры зависят от частоты вращения вентилятора, снижается потребляемый ток и энергопотребление системы охлаждения, продлевается срок службы аккумуляторной батареи. Однако такое управление также не позволяет снизить температуру ДВС транспортного средства при экстремальных условиях.

Целью изобретения является повышение надежности работы системы охлаждения ДВС. Применение предлагаемого способа управления системой охлаждения двигателя внутреннего сгорания снижает температуру ДВС при работе в экстремальных условиях.

Указанный технический результат достигается тем, что в известном способе управления системой охлаждения двигателя внутреннего сгорания с помощью вентилятора, приводом которого служит электродвигатель, частота вращения вентилятора изменяется прямо пропорционально изменению температуры, а также в зависимости от скорости изменения температуры при максимальной частоте вращения как вентилятора, так и насоса колебания частоты вращения вентилятора принудительно изменяются непрерывно как по частоте, так и по амплитуде по случайному закону; также частота вращения насоса, приводом которого служит электродвигатель, при максимальной частоте вращения как вентилятора, так и насоса колебания частоты вращения насоса принудительно изменяются непрерывно как по частоте, так и по амплитуде по случайному закону.

Заявляемое изобретение поясняется нижеследующим описанием и прилагаемым к нему чертежом, где показано: 1, 2, 3 - пороговый элемент, 4 - датчик температуры охлаждающей жидкости, 5 - генератор случайных чисел, 6 - регулятор, 7 - полосовой фильтр, 8 - блок широтно-импульсной модуляции (ШИМ), 9 - блок ШИМ, 10 - электрический двигатель, 11 - электрический двигатель, 12 - вентилятор, 13 - насос.

Возможность реализации заявляемого способа объясняется следующим. Когда увеличение турбулентности за счет увеличения скорости движения теплоносителей становится невозможным: вентилятор и насос вращаются с максимальными скоростями, ее можно увеличить, изменяя случайным образом частоту вращения вентилятора и насоса. Это подтверждается опытом эксплуатации транспортных средств и экспериментами проведенными на двигателях В-2 и А-41М [Деев А.Г., Четошников В.И. Некоторые вопросы к теории теплопередачи при неустановившемся режиме работы двигателя / Вестник Алтайского государственного аграрного университета. №5 (67), 2010. - С.74-77], которые показали, что пульсирующее изменение скоростного режима течения теплоносителей при работе двигателя в неустановившемся режиме, насос и вентилятор двигателей приводится в действие от коленчатого вала двигателя, приводит к увеличению количества отводимого с водой тепла на 6-10%, в результате чего температура воды на выходе из радиатора уменьшается в среднем (в пределах изменения степени неравномерности момента сопротивления от 0,2 до 0,8 и периода изменения нагрузки от 1 до 4 с) на 3-12% по сравнению с установившимся стационарным режимом.

Устройство, реализующее данный способ, состоит: из датчика температуры охлаждающей жидкости на выходе из блока цилиндров (4), пороговых элементов (1, 2, 3) с гистерезисом, регулятора (6), блока логического умножения, блоков широтно-импульсной модуляции (ШИМ) (8, 9), электрических двигателей (10, 11), вентилятора (12), насоса (13), нормально замкнутых, нормально разомкнутых контактов, блока генератора случайных чисел (5), блока полосового фильтра (7) (все вышеперечисленные блоки программно реализованы в микроконтроллере (МК)).

До достижения охлаждающей жидкостью максимально допустимой температуры нормально замкнутые и нормально разомкнутые контакты находятся в исходном состоянии. В этом состоянии осуществляют функционирование системы охлаждения ДВС при отсутствии экстремальных условий под управлением регулятора.

При достижении температурой охлаждающей жидкости значений, превышающих максимально допустимые, в то время как насос, так и вентилятор вращаются с максимальными скоростями, нормально замкнутый контакт размыкается, а нормально разомкнутый контакт замыкается. Управление системой регулятором, обеспечивающим функционирование до перехода на режим пульсации скоростей, прекращается. Управление переходит к ветви с генератором случайных чисел и полосовым фильтром, задающим режим пульсации скоростей вращения вентилятора и насоса. Техническим результатом предлагаемого способа является то, что реализация пульсирующего изменения скоростного режима течения теплоносителей (воздуха, охлаждающей жидкости) приводит к увеличению отводимого тепла от ДВС.

При достижении максимального значения температурой охлаждающей жидкости с порогового элемента 1 идет логический сигнал «1», при сигнале с блоков ШИМ 1 и 2, соответствующим максимальным скоростям вращения вентилятора и насоса, пороговые элементы 2 и 3 вырабатывают логические сигналы «1», что приводит к выработке блоком логического умножения управляющего сигнала. Этот сигнал поступает на нормально замкнутый и нормально разомкнутый контакт. В результате прекращается работа регулятора и управление переходит к ветви с генератором случайных чисел и полосовым фильтром. Генератор случайных чисел и полосовой фильтр вырабатывает случайный стационарный сигнал с полосовым частотным спектром, нормированная корреляционная функция которого имеет вид R(τ)=e-α|τ|cosβτ, что позволяет возможным моделировать сигнал в интересующей полосе частот, изменяя параметры α и β. Случайный сигнал после полосового фильтра с помощью блоков ШИМ 1 и 2 приводит к пульсирующему изменению скорости вращения вентилятора и насоса, что позволяет уменьшить температуру охлаждающей жидкости.

Использование пульсирующего изменения скорости вращения вентилятора и насоса позволяет создать повышение турбулентности теплоносителей, что приводит к дополнительному охлаждению ДВС, функционирующего в экстремальных условиях.


СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ СИСТЕМОЙ ОХЛАЖДЕНИЯ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ
Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-10 из 22.
27.10.2013
№216.012.7a36

Устройство гидроцилиндра стрелы погрузчика

Изобретение относится к гидравлическим приводам рабочего оборудования одноковшовых фронтальных погрузчиков. Техническим результатом является исключение ударов поршня в крышку гидроцилиндра при установке стрелы погрузчика в положение начала черпания на уровне опорной поверхности. Предложен...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002496948
Дата охранного документа: 27.10.2013
10.12.2013
№216.012.8965

Устройство непрерывного контроля качества уплотнения грунта

Изобретение относится к технике непрерывного контроля качества уплотнения грунтовых материалов. Устройство содержит дорожный каток с рабочим органом. Каток снабжен индикатором, а также кронштейном и расположенным на нем фиксирующим устройством, которые выполнены с возможностью взаимодействия со...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002500855
Дата охранного документа: 10.12.2013
10.06.2014
№216.012.d0dc

Способ устройства противофильтрационного экрана с переменной водопроницаемостью в эксплуатируемой дорожной насыпи

Изобретение относится к дорожному строительству и предназначено для снижения фильтрации воды через дорожную насыпь с целью обеспечения ее устойчивости. Задачей изобретения является разработка способа устройства противофильтрационного экрана переменной водопроницаемостью в эксплуатируемой...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002519239
Дата охранного документа: 10.06.2014
20.06.2014
№216.012.d508

Рабочее оборудование одноковшового экскаватора

Изобретение относится к землеройным машинам, а именно к рабочему оборудованию одноковшовых гидравлических экскаваторов, предназначенных для отрывки магистральных трубопроводов при ремонте. Целью изобретения является расширение технологических возможностей экскаватора, используемых при ремонте...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002520307
Дата охранного документа: 20.06.2014
10.07.2014
№216.012.dd0a

Валец дорожного катка

Изобретение относится к дорожным и строительным машинам и предназначено для уплотнения дорожно-строительных материалов. Рабочий орган дорожного катка состоит из набора шин на оси, торцевых дисков, сжимающих устройств (электромагнитных, пневматических, гидравлических или др.), основной рамы....
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002522364
Дата охранного документа: 10.07.2014
20.07.2014
№216.012.dfa9

Способ обнаружения предвестников чрезвычайных ситуаций на линейной части подземного магистрального продуктопровода

Использование: для предотвращения чрезвычайных ситуаций на линейной части подземного магистрального продуктопровода. Сущность изобретения заключается в том, что осуществляют возбуждение периодической последовательности виброакустических импульсов в заданном сечении трубы, регистрацию их в двух...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002523043
Дата охранного документа: 20.07.2014
10.09.2014
№216.012.f41c

Система автоматического регулирования жесткости вальца дорожного катка

Изобретение относится к технике для уплотнения грунтов, дорожных оснований и покрытий. Технический результат - повышение эффективности уплотнения дорожно-строительных материалов, упрощение системы регулирования жесткости вальца, повышение производительности работ. Система автоматического...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002528315
Дата охранного документа: 10.09.2014
27.02.2015
№216.013.2e7d

Аккумулирующая система подачи топлива в дизель

Изобретение относится к двигателестроению, в частности к топливной аппаратуре двигателя внутреннего сгорания с воспламенением от сжатия. Предложена аккумулирующая система подачи топлива в дизель, содержащая топливоподводящие каналы (2), аккумулирующие объемы (7 и 8) с поршнями (9) и пружинами...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002543369
Дата охранного документа: 27.02.2015
10.04.2015
№216.013.3d59

Способ сооружения плавающей насыпи

Изобретение относится к строительству автомобильных дорог и предназначено для создания постоянных автомобильных дорог на слабых заболоченных основаниях. Способ сооружения плавающей насыпи включает нанесение на поверхность слабого грунтового основания жидкого слоя вспененного полимерного...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002547193
Дата охранного документа: 10.04.2015
20.06.2015
№216.013.5729

Способ дистанционной диагностики состояния линейной части подземных магистральных трубопроводов

Способ предназначен для решения задачи дистанционного обнаружения предвестников чрезвычайных ситуаций на подземных магистральных трубопроводах. Способ осуществляют получением и анализом изображений по отраженным и собственным излучениям подстилающей поверхности трассы пролегания трубопровода....
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002553843
Дата охранного документа: 20.06.2015
Показаны записи 1-10 из 22.
27.10.2013
№216.012.7a36

Устройство гидроцилиндра стрелы погрузчика

Изобретение относится к гидравлическим приводам рабочего оборудования одноковшовых фронтальных погрузчиков. Техническим результатом является исключение ударов поршня в крышку гидроцилиндра при установке стрелы погрузчика в положение начала черпания на уровне опорной поверхности. Предложен...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002496948
Дата охранного документа: 27.10.2013
10.12.2013
№216.012.8965

Устройство непрерывного контроля качества уплотнения грунта

Изобретение относится к технике непрерывного контроля качества уплотнения грунтовых материалов. Устройство содержит дорожный каток с рабочим органом. Каток снабжен индикатором, а также кронштейном и расположенным на нем фиксирующим устройством, которые выполнены с возможностью взаимодействия со...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002500855
Дата охранного документа: 10.12.2013
10.06.2014
№216.012.d0dc

Способ устройства противофильтрационного экрана с переменной водопроницаемостью в эксплуатируемой дорожной насыпи

Изобретение относится к дорожному строительству и предназначено для снижения фильтрации воды через дорожную насыпь с целью обеспечения ее устойчивости. Задачей изобретения является разработка способа устройства противофильтрационного экрана переменной водопроницаемостью в эксплуатируемой...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002519239
Дата охранного документа: 10.06.2014
20.06.2014
№216.012.d508

Рабочее оборудование одноковшового экскаватора

Изобретение относится к землеройным машинам, а именно к рабочему оборудованию одноковшовых гидравлических экскаваторов, предназначенных для отрывки магистральных трубопроводов при ремонте. Целью изобретения является расширение технологических возможностей экскаватора, используемых при ремонте...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002520307
Дата охранного документа: 20.06.2014
10.07.2014
№216.012.dd0a

Валец дорожного катка

Изобретение относится к дорожным и строительным машинам и предназначено для уплотнения дорожно-строительных материалов. Рабочий орган дорожного катка состоит из набора шин на оси, торцевых дисков, сжимающих устройств (электромагнитных, пневматических, гидравлических или др.), основной рамы....
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002522364
Дата охранного документа: 10.07.2014
20.07.2014
№216.012.dfa9

Способ обнаружения предвестников чрезвычайных ситуаций на линейной части подземного магистрального продуктопровода

Использование: для предотвращения чрезвычайных ситуаций на линейной части подземного магистрального продуктопровода. Сущность изобретения заключается в том, что осуществляют возбуждение периодической последовательности виброакустических импульсов в заданном сечении трубы, регистрацию их в двух...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002523043
Дата охранного документа: 20.07.2014
10.09.2014
№216.012.f41c

Система автоматического регулирования жесткости вальца дорожного катка

Изобретение относится к технике для уплотнения грунтов, дорожных оснований и покрытий. Технический результат - повышение эффективности уплотнения дорожно-строительных материалов, упрощение системы регулирования жесткости вальца, повышение производительности работ. Система автоматического...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002528315
Дата охранного документа: 10.09.2014
27.02.2015
№216.013.2e7d

Аккумулирующая система подачи топлива в дизель

Изобретение относится к двигателестроению, в частности к топливной аппаратуре двигателя внутреннего сгорания с воспламенением от сжатия. Предложена аккумулирующая система подачи топлива в дизель, содержащая топливоподводящие каналы (2), аккумулирующие объемы (7 и 8) с поршнями (9) и пружинами...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002543369
Дата охранного документа: 27.02.2015
10.04.2015
№216.013.3d59

Способ сооружения плавающей насыпи

Изобретение относится к строительству автомобильных дорог и предназначено для создания постоянных автомобильных дорог на слабых заболоченных основаниях. Способ сооружения плавающей насыпи включает нанесение на поверхность слабого грунтового основания жидкого слоя вспененного полимерного...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002547193
Дата охранного документа: 10.04.2015
20.06.2015
№216.013.5729

Способ дистанционной диагностики состояния линейной части подземных магистральных трубопроводов

Способ предназначен для решения задачи дистанционного обнаружения предвестников чрезвычайных ситуаций на подземных магистральных трубопроводах. Способ осуществляют получением и анализом изображений по отраженным и собственным излучениям подстилающей поверхности трассы пролегания трубопровода....
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002553843
Дата охранного документа: 20.06.2015
+ добавить свой РИД