×
27.01.2014
216.012.9c4e

ЗУБЧАТАЯ МУФТА

Вид РИД

Изобретение

Юридическая информация Свернуть Развернуть
Краткое описание РИД Свернуть Развернуть
Аннотация: Изобретение относится к общему машиностроению и может быть использовано при проектировании трансмиссий для передачи крутящего момента в машинах разного назначения. Зубчатая муфта для передачи вращения содержит втулки с наружными зубчатыми венцами, установленные на ведущем и ведомом валах и обойму. На оконечностях обоймы с внутренней стороны образованы ответные зубчатые венцы, входящие в зацепление с зубчатыми венцами втулок. Между боковыми поверхностями зубьев втулок и обоймы установлены тела качения. По обеим сторонам зубчатых венцов установлены с зазором по отношению к венцам ограничительные кольца. Тела качения представляют собой ролики, оси которых в исходном состоянии пересекаются с осью муфты под углом 90º и находятся в одной плоскости. Ограничительные кольца выполнены изогнутыми в поперечном сечении таким образом, что каждое ограничительное кольцо связано с обоймой или втулками одним свои краем, а другим краем упирается в соответствующий ролик. Технический результат - уменьшение потерь на трение, увеличение мощности, повышение КПД устройства. 3 з.п. ф-лы, 7 ил.
Реферат Свернуть Развернуть

Изобретение относится к общему машиностроению и может быть использовано при проектировании трансмиссий для передачи крутящего момента в машинах разного назначения.

В технике известны и широко применяются жесткие компенсирующие муфты, допускающие, в небольших пределах, продольные, поперечные и угловые смещения одного вала относительно другого на небольшую величину за счет относительного перемещения жестких металлических деталей муфты. К таким муфтам относится зубчатая муфта, содержащая втулки с наружными зубчатыми венцами, предназначенные для установки на ведущем и ведомом валах, и обойму, на оконечностях которой с внутренней стороны образованы ответные зубчатые венцы, входящие в зацепление с зубчатыми венцами втулок. Обычно зубья выполняют эвольвентного профиля. Поверхности наружных зубьев втулок на окружности выступов обтачивают по сфере, форма боковых поверхностей прямолинейная или бочкообразная (см., например, книгу Э.Л. Айрапетов, Д.М. Мирзаджанов. Зубчатые соединительные муфты. М.: Наука, 1991 - 248 с.).

Недостатком известной муфты является то, что при несоосности валов в процессе работы зубья испытывают переменные контактные и изгибные напряжения, а также скольжение, возникающее между рабочими, контактирующими поверхностями зубьев муфты, что приводит к износу, нагреву и потере мощности. В данном случае присутствует необходимость интенсивной подачи смазки к трущимся поверхностям.

Наиболее близким техническим решением является зубчатая муфта, содержащая втулки с наружными зубчатыми венцами, установленные на ведущем и ведомом валах, и обойму, на оконечностях которой с внутренней стороны образованы ответные зубчатые венцы, входящие в зацепление с зубчатыми венцами втулок, между боковыми поверхностями зубьев втулок и обоймы установлены тела качения, а по обеим сторонам зубчатых венцов установлены с зазором по отношению к венцам ограничительные кольца, скрепленные с обоймой и втулками (см. Патент RU 107300, опубликован 10.08.2011). Тела качения, устанавливаемые между боковыми поверхностями зубьев втулки и обоймы, могут изначально занимать любое положение в пределах длины зубьев. Однако, если изначально тело качения находится у края зубчатого венца, то при вращении муфты в условиях перекоса осей втулки и обоймы тело качения должно с каждым оборотом муфты перекатываться вдоль длины зубьев в обе стороны. Недостатком известного решения является то, что тела качения при перекатывании с силой воздействуют на ограничительное кольцо, что приводит к дополнительным силам трения и к повреждениям устройства.

Техническим результатом изобретения является уменьшение потерь на трение, исключение необходимости интенсивной подачи смазки к трущимся поверхностям, увеличение мощности, повышение КПД устройства, исключение возможности смещения тел качения от исходного положения в общей плоскости, обеспечение устойчивого положения тел качения при их свободном перекатывании.

Технический результат достигается благодаря тому, что зубчатая муфта для передачи вращения содержит втулки с наружными зубчатыми венцами, предназначенные для установки на ведущем и ведомом валах, и обойму, на оконечностях которой с внутренней стороны образованы ответные зубчатые венцы, входящие в зацепление с зубчатыми венцами втулок, между боковыми поверхностями зубьев втулок и обоймы установлены тела качения, а по обеим сторонам зубчатых венцов установлены с зазором по отношению к венцам ограничительные кольца, причем тела качения представляют собой ролики, оси которых в исходном состоянии пересекаются с осью муфты под углом 90° и находятся в одной плоскости, при этом ограничительные кольца выполнены изогнутыми в поперечном сечении таким образом, что каждое ограничительное кольцо связано с обоймой или втулками одним своим краем, а другим краем упирается в соответствующий ролик.

Кроме того, боковая наружная поверхность роликов может быть выполнена цилиндрической, или бочкообразной, или конической, образующая которой пересекается с осью муфты.

Сущность изобретения поясняется чертежами, где:

На фиг.1 - показано предлагаемое устройство в продольном разрезе;

На фиг.2 - показано место зубчатого зацепления втулки с обоймой с цилиндрическими роликами (разрез А-А на фиг.1);

На фиг.3-показано место зубчатого зацепления втулки с обоймой с коническими роликами (разрез А-А на фиг.1);

На фиг.4 - показано место соединения зубьев втулки с зубьями обоймы посредством роликов (разрез Б-Б на фиг.2 и фиг.3);

На фиг.5 - показано место соединения зубьев втулки с зубьями обоймы посредством роликов при взаимном смещении частей муфты в процессе работы в условиях перекоса валов (также разрез Б-Б на фиг.2 и фиг.3);

На фиг.6 - показан цилиндрический ролик (выносной элемент В, фиг 2);

На фиг.7 - показан конический ролик (выносной элемент Г, фиг.3).

Зубчатая муфта (фиг.1) содержит предназначенные для установки на ведущем и ведомом валах 4 и 5 втулки 1, 2, на наружной поверхности которых имеются зубчатые венцы 3. Перекрывая втулки 1, 2, установлена обойма 6, на оконечностях которой с внутренней стороны образованы ответные зубчатые венцы 7, входящие в зацепление с зубчатыми венцами 3 втулок 1, 2 (фиг.1), посредством шарниров из твердого, упругого материала, например из стали. Между боковыми поверхностями зубьев втулок 1, 2 и обоймы 6 установлены с возможностью качения цилиндрические ролики 10 (фиг.2), выполняющие роль шарниров. Оси 11 цилиндрических роликов 10 в исходном состоянии пересекаются с осью 12 муфты под углом 90° и находятся в одной плоскости. Размеры цилиндрических роликов 10 соответствуют размерам между противолежащими боковыми поверхностями зубьев втулок 1, 2 и обоймы 6. По обеим сторонам зубчатых венцов 3, 7 установлены с зазором по отношению к венцам 3, 7 ограничительные кольца 8, 9, связанные с обоймой 6 или втулками 1, 2, перекрывающие с торцов зону зубчатого зацепления. При этом ограничительные кольца 8, 9 закреплены посредством промежуточных колец на соответствующей втулке 1, 2 (фиг.1, 4) или на обойме 6 (на чертежах не показано). Опорные поверхности 13, 14 зубьев втулок 1, 2 и обоймы 6 расположены в плоскостях, параллельных оси 12 муфты (фиг.1, 2). Ограничительные кольца 8, 9 выполнены упругими и изогнутыми в поперечном сечении таким образом, что каждое ограничительное кольцо 8, 9 связано с обоймой 6 или втулками 1, 2 одним своим краем, а другим краем упирается в соответствующий ролик 10, 15 (фиг.4, 5).

Шарниры могут быть выполнены как в виде роликов 15 с конической боковой наружной поверхностью (фиг.3), при этом образующие этих поверхностей роликов 15 пересекаются с осью 12 муфты, так и в виде роликов 10 с бочкообразной боковой наружной поверхностью.

Преимущества предложенного устройства заключаются в следующем:

- при взаимодействии рабочих частей зубчатой муфты в процессе работы в зубчатом соединении полностью исключено трение скольжения за счет введения роликов 10, 15. Перемещение частей зубчатой муфты осуществляется через качающиеся ролики 10 или 15, что на порядок уменьшает силы трения, а следовательно, и потери энергии на их преодоление;

- существенно уменьшается износ деталей зубчатого зацепления, отпадает необходимость подачи интенсивной смазки к трущимся поверхностям, уменьшается нагрев частей муфты;

- появляется возможность упрощения технологии обработки профилей зубчатых венцов, их эвольвентных профилей с приданием «бочкообразности», вместо этих сложных поверхностей вводится обработка простейших форм - цилиндрических образующих зубьев 9 и 10.

Ограничительные кольца 8 и 9, связанные с обоймой 6 или с втулками 1, 2, не препятствуют вращению частей муфты в процессе работы и предотвращают выпадение роликов 10, 15 из зоны зацепления зубьев втулок 1, 2 и обоймы 6.

Предложенное устройство обладает повышенным КПД, поскольку трение скольжения в частях муфты исключено, а присутствует трение качения. Существенно уменьшается износ деталей муфты и отпадает необходимость подачи интенсивной смазки к трущимся поверхностям деталей муфты.

Особенности конструкции шарниров в устройстве отражаются на работе муфты, улучшая ее характеристику при определенных видах смещения, например:

- при продольном, вдоль оси муфты, смещении втулок 1, 2 относительно обоймы 6 происходит прямолинейное качение роликов 10 или 15 по опорным поверхностям зубьев втулки 1, 2 и обоймы 6, в этом случае ролик (шарнир) 10 цилиндрической формы совершает чистое качение, а ролик (шарнир) 15 конической формы будет совершать качение с небольшим проскальзыванием;

- при угловом смещении втулок 1, 2 относительно обоймы 6 происходит качение ряда роликов 10 или 15 по дуге окружности, в этом случае ролик (шарнир) 15 конической формы совершает чистое качение, а ролик (шарнир) 10 цилиндрической формы будет совершать качение с небольшим проскальзыванием.

В общем случае ролики в муфте испытывают комбинированное движение в сочетании поступательного перемещения с угловым, в этом случае целесообразно роликам придавать бочкообразность их боковым опорным поверхностям, однако, при этом, несколько уменьшается пятно контакта с сопрягаемыми поверхностями зубьев втулки и обоймы, что вызывает некоторое повышение контактных напряжений.

Таким образом, выполнение зубчатой муфты с телами качения в виде роликов, оси которых в исходном состоянии пересекаются с осью муфты под углом 90° и находятся в одной плоскости (при этом вершины образующих поверхностей роликов совпадают с точкой пересечения осей втулки и обоймы), а также введение изогнутых в поперечном сечении ограничительных колец позволяет:

- обеспечить изначальное положение роликов посередине длины зубчатого венца, что гарантирует свободное перекатывание роликов (тел качения) при работе муфты, при этом ограничительные кольца не препятствуют движению роликов за счет упругости их изогнутых частей;

- повысить несущую способность муфты за счет увеличения длины контакта ролика с зубьями втулки и обоймы;

- обеспечить перекатывание роликов по дуге окружности вокруг центра сферической опоры втулки с обоймой без проскальзывания;

- обеспечить передачу силового воздействия с зубьев втулки на зубья обоймы по касательной к делительной окружности зубчатого зацепления, что является наиболее рациональным при передаче крутящего момента.


ЗУБЧАТАЯ МУФТА
ЗУБЧАТАЯ МУФТА
ЗУБЧАТАЯ МУФТА
ЗУБЧАТАЯ МУФТА
ЗУБЧАТАЯ МУФТА
ЗУБЧАТАЯ МУФТА
ЗУБЧАТАЯ МУФТА
Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-10 из 10.
27.01.2013
№216.012.2086

Шарнирная муфта

Изобретение относится к общему машиностроению, а именно к шарнирным муфтам. Шарнирная муфта содержит ведущий и ведомый валы. Конец ведомого вала выполнен в виде сферического наконечника, а конец ведущего вала - в виде сферического гнезда, охватывающего сферический наконечник с зазором, в...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002473827
Дата охранного документа: 27.01.2013
20.02.2013
№216.012.2798

Муфта предохранительная многоярусная

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в предохранительных муфтах для передачи больших величин крутящих моментов. Муфта предохранительная многоярусная содержит корпус в виде двух полумуфт, каждая из которых имеет установочную и сцепную части. Установочная часть каждой...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002475656
Дата охранного документа: 20.02.2013
20.05.2013
№216.012.4185

Предохранительная кулачковая муфта

Изобретение относится к предохранительным кулачковым муфтам. Предохранительная кулачковая муфта содержит установленные на валах ведущую и ведомую полумуфты с элементами сцепления в виде кулачков на обращенных друг к другу поверхностях и механизм рассоединения полумуфт при превышении предельного...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002482343
Дата охранного документа: 20.05.2013
27.06.2013
№216.012.5160

Теплообменный аппарат

Теплообменный аппарат содержит корпус в виде цилиндра, на горцах которого закреплены плиты. Внутри корпуса вдоль его оси размещены грубы с зазорами между собой и внутренней поверхностью корпуса. Торцы труб и корпуса состыкованы с плитами с обеспечением герметичности. Во внутренней полости...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002486425
Дата охранного документа: 27.06.2013
20.09.2013
№216.012.6c86

Скважинно-насосная установка

Изобретение относится к нефтехимической отрасли машиностроения и может быть использовано при проектировании скважинно-насосных установок. Скважинно-насосная установка содержит станок-качалку для установки рядом со скважиной, имеющую балансир с поворотной головкой, насос для установки в...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002493433
Дата охранного документа: 20.09.2013
20.11.2013
№216.012.82ca

Скважинно-насосная установка

Изобретение относится к нефтехимической отрасли машиностроения и может быть использовано при проектировании скважинно-насосных установок. Скважинно-насосная установка содержит станок-качалку для установки рядом со скважиной 3. Насос с плунжером 15 установлен в скважине 3. С верхней частью...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002499158
Дата охранного документа: 20.11.2013
10.12.2013
№216.012.886f

Устройство для позиционирования оборудования

Изобретение относится к общему машиностроению и может быть использовано для позиционирования оборудования. Устройство для позиционирования оборудования содержит блок из трех расположенных одна над другой частей, на смежных поверхностях которых выполнены направляющие канавки для заключенных в...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002500609
Дата охранного документа: 10.12.2013
27.12.2013
№216.012.8ff1

Фильтрующее устройство

Изобретение относится к общему машиностроению и может быть использовано при проектировании газовых магистралей с применением фильтров для предварительной очистки транспортируемой среды от твердых включений с размерами не менее 0,2 мм. Фильтрующее устройство содержит полый корпус с отверстиями...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002502542
Дата охранного документа: 27.12.2013
27.12.2013
№216.012.906b

Грузовая подвеска оборудования

Изобретение относится к общему машиностроению и может быть использовано при проектировании устройства для подъема различного оборудования. Грузовая подвеска оборудования содержит, по меньшей мере, одну стропу, связанную с грузонесущим элементом и с оборудованием. По меньшей мере, одна стропа...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002502664
Дата охранного документа: 27.12.2013
10.04.2014
№216.012.b49c

Блочный компрессорный агрегат

Изобретение относится преимущественно к компрессорной технике и может быть использовано при проектировании блочных агрегатов, смонтированных на опорной раме. Блочный компрессорный агрегат содержит рабочее оборудование, механизмы которого связаны между собой валопроводом и установлены на...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002511957
Дата охранного документа: 10.04.2014
Показаны записи 1-10 из 39.
10.01.2013
№216.012.1978

Устройство предпускового подогрева масла

Изобретение относится к области компрессоростроения, насосостроения, а именно к системам обеспечения подачи масла с необходимой температурой к коллекторам смазки. В устройстве предпускового подогрева масла, содержащем нагревательный блок, установленный в масляном баке, маслонасос, установленный...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002472012
Дата охранного документа: 10.01.2013
10.01.2013
№216.012.1997

Центробежный компрессорный агрегат

Изобретение относится к области компрессоростроения, преимущественно к центробежным компрессорам с высокочастотным электроприводом без смазки в опорах ротора, в частности безмасляным вакуумным циркуляционным компрессорам газодинамических лазеров. Агрегат содержит компрессор, включающий...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002472043
Дата охранного документа: 10.01.2013
27.01.2013
№216.012.2086

Шарнирная муфта

Изобретение относится к общему машиностроению, а именно к шарнирным муфтам. Шарнирная муфта содержит ведущий и ведомый валы. Конец ведомого вала выполнен в виде сферического наконечника, а конец ведущего вала - в виде сферического гнезда, охватывающего сферический наконечник с зазором, в...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002473827
Дата охранного документа: 27.01.2013
27.01.2013
№216.012.2154

Магнитный редуктор

Изобретение относится к области электротехники, в частности к электрическим машинам, и электромагнитным механизмам и касается особенностей выполнения бесконтактных магнитных редукторов, которые могут быть использованы в качестве передаточного устройства в механических системах с большим...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002474033
Дата охранного документа: 27.01.2013
10.02.2013
№216.012.244f

Способ определения температуры газа в рабочей полости роторной машины

Изобретение относится к экспериментальной теплофизике и может быть использовано для определения температуры газа в рабочей полости роторной машины. Заявлен способ определения температуры газа в рабочей полости роторной машины путем измерения температуры газа с помощью датчиков температуры,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002474797
Дата охранного документа: 10.02.2013
20.02.2013
№216.012.2798

Муфта предохранительная многоярусная

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в предохранительных муфтах для передачи больших величин крутящих моментов. Муфта предохранительная многоярусная содержит корпус в виде двух полумуфт, каждая из которых имеет установочную и сцепную части. Установочная часть каждой...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002475656
Дата охранного документа: 20.02.2013
27.02.2013
№216.012.2c31

Способ определения крутящего момента от газовых сил

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для определения крутящего момента от газовых сил в объемных машинах. Способ заключается в том, что удерживают приводной вал от вращения при помощи тормоза с постоянным тормозным моментом, создают давление газа в объемной...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002476840
Дата охранного документа: 27.02.2013
20.04.2013
№216.012.378a

Торцевое уплотнение

Изобретение относится к области компрессоростроения и насосостроения, а именно к торцевым уплотнениям. Торцевое уплотнение содержит установленное герметично на валу вращающееся кольцо, контактирующее с невращающимся кольцом с образованием пары трения. Невращающееся кольцо установлено в корпусе...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002479771
Дата охранного документа: 20.04.2013
27.04.2013
№216.012.3ade

Вакуумный центробежный компрессор

Изобретение относится к области центробежного компрессоростроения, в частности к вакуумным циркуляционным компрессорам. Вакуумный центробежный компрессор, содержащий корпус сжатия, который разделен перегородкой на две секции, в секциях расположены два ротора с рабочими колесами на общем валу,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002480631
Дата охранного документа: 27.04.2013
27.04.2013
№216.012.3adf

Соединение рабочего колеса с вал-шестерней на торцевых зубьях (варианты)

Группа изобретений относится к центробежным компрессорам, в частности к конструкции соединения рабочего колеса с вал-шестерней мультипликаторного центробежного компрессора. Соединение рабочего колеса с вал-шестерней на торцевых зубьях по первому варианту включает находящиеся в зацеплении...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002480632
Дата охранного документа: 27.04.2013
+ добавить свой РИД