×
20.09.2013
216.012.6c49

Результат интеллектуальной деятельности: СПОСОБ ФИКСАЦИИ СОТОВОГО УПЛОТНЕНИЯ ВО ВНУТРЕННЕМ КОРПУСЕ СТАТОРА ТУРБИНЫ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ

Вид РИД

Изобретение

№ охранного документа
0002493372
Дата охранного документа
20.09.2013
Аннотация: Изобретение относится к газотурбостроению и авиадвигателестроению. Способ фиксации сотового уплотнения во внутреннем корпусе статора турбины газотурбинного двигателя, состоящего из сотоблока и корпуса, установленного во внутреннем корпусе статора турбины. Во внутреннем корпусе выполняют специальные пазы и сквозные прорези. В кольцевом сотовом уплотнении устанавливают штифты. Фиксацию сотового уплотнения во внутреннем корпусе производят поворотом уплотнения относительно внутреннего корпуса статора турбины в направлении вращения ротора турбины, до упора штифтов, по поверхности специальных пазов, на внутреннем корпусе статора турбины и за счет контровки фигурными пластинчатыми контровками, установленными в проточке внутреннего корпуса до постановки сотового уплотнения, загибкой их по торцу корпуса уплотнения и по наружной поверхности внутреннего корпуса статора турбины. Изобретение позволяет повысить надежность и качество монтажа сотового уплотнения, технологичность сборки, ремонта, снизить трудоемкость изготовления и обеспечивает ремонтопригодность узла. 5 ил.
Основные результаты: Способ фиксации сотового уплотнения во внутреннем корпусе статора турбины газотурбинного двигателя, состоящий из сотоблока и корпуса, установленный во внутреннем корпусе статора турбины, отличающийся тем, что во внутреннем корпусе выполняют специальные пазы и сквозные прорези, а в кольцевом сотовом уплотнении устанавливают штифты, при этом фиксацию сотового уплотнения во внутреннем корпусе, производят поворотом уплотнения, относительно внутреннего корпуса статора турбины, в направлении вращения ротора турбины до упора штифтов, по поверхности специальных пазов, на внутреннем корпусе статора турбины и за счет контровки фигурными пластинчатыми контровками, установленными в проточке внутреннего корпуса до постановки сотового уплотнения, загибкой их по торцу корпуса уплотнения и по наружной поверхности внутреннего корпуса статора турбины.

Сотовое уплотнение статора турбины относится к газотурбостроению и авиадвигателестроению.

Известно уплотнение статора турбины отдельными сегментами, состоящими из корпуса с припаянными поясами сотоблоков из жаропрочного материала, устанавливаемыми в кольцевые пазы наружного корпуса статора турбины. Фиксация от осевого перемещения осуществляется за счет минимального зазора между торцем сегмента и торцем соседней детали, от окружного перемещения - постановкой штифтов в пазы корпуса статора между сегментами (см. «Руководство по технической эксплуатации НК-86», 1988, раздел 72.50.00 стр. 5/6, рис.1, стр. 5а/6а, рис. 1, 2).

Недостатком является большая трудоемкость ремонта, заключающаяся в замене изношенных сотоблоков путем фрезеровки каждого сегмента в отдельности и припайки новых сотоблоков.

Известно уплотнение внутреннего корпуса статора турбины отдельными сотовыми вставками, состоящими из металлической подложки с припаянными сотами из жаропрочного материала, устанавливаемыми в паз корпуса статора, имеющий форму ласточкиного хвоста с фиксацией, от окружного перемещения отдельными замками закрепленными заклепками (см. «Руководство по технической эксплуатации НК-86», 1988, раздел 72.53.00 стр. 3/4, рис. 1).

Недостатками является небольшая площадь контакта боковых поверхностей вставок с пазом в корпусе, что может привести к выпадению вставки и повреждению деталей ротора турбины, большая трудоемкость изготовления, ремонта - при ремонте производится 100% замена на новые вставки.

Известно уплотнение статора турбины с отдельными сотовыми вставками, состоящее из обоймы с гребешками и припаянными сотовыми вставками, фиксирующееся пальцем-фиксатором в корпусе статора турбины (см. Патент RU №2150627, МПК F16J 15/447).

Основным недостатком является то, что фиксация каждой сотовой вставки в осевом и окружном направлениях осуществляется пальцем-фиксатором, в случае разрушения которого происходит смещение сотовой вставки и выпадение ее в проточную часть, что приведет к повреждению деталей ротора турбины.

Технической задачей изобретения является усовершенствование способа фиксации сотового уплотнения во внутреннем корпусе статора турбины.

Решаемая техническая задача достигается тем, что с целью усовершенствования способа фиксации сотового уплотнения статора турбины во внутреннем корпусе выполняют специальные пазы и сквозные прорези, а в кольцевом сотовом уплотнении устанавливают штифты, при этом фиксацию сотового уплотнения во внутреннем корпусе производят поворотом уплотнения относительно внутреннего корпуса статора турбины в направлении вращения ротора турбины до упора штифтов, по поверхности специальных пазов, на внутреннем корпусе статора турбины и за счет контровки фигурными пластинчатыми контровками, установленными в проточке внутреннего корпуса до постановки сотового уплотнения, загибкой их по торцу корпуса уплотнения и по наружной поверхности внутреннего корпуса статора турбины.

Технический эффект в части усовершенствования способа фиксации сотового уплотнения статора турбины заключается в реализации возможности установки кольцевого сотового уплотнения с фиксацией в окружном и осевом направлениях для повышения надежности и качества монтажа сотового уплотнения, повышения технологичности сборки, ремонта и снижения трудоемкости изготовления, что обеспечивает ремонтопригодность узла.

Изобретение поясняется следующими чертежами:

На фиг.1 представлена схема фиксации сотового уплотнения во внутреннем корпусе статора турбины.

На фиг.2 представлено сечение А-А внутреннего корпуса с сотовым уплотнением с фигурными пластинчатыми контровками 4.

На фиг.3 представлено сечение В-В внутреннего корпуса с сотовым уплотнением со штифтами 5.

На фиг.4 представлен вид Л (вид сверху на внутренний корпус с установленным сотовым уплотнением).

На фиг.5 представлено сечение Г-Г (установка фигурной пластинчатой контровки 4).

Способ фиксации сотового уплотнения во внутреннем корпусе статора турбины, состоящий из цельного кольцевого корпуса 2 с припаянным ленточным сотоблоком 3 и приваренными штифтами 5 (фиг.3), которые устанавливают в кольцевой паз внутреннего корпуса 1 и поворачивают по поверхности специальных пазов 6 (фиг.4), выполненных во внутреннем корпусе 1, до упора штифтов 5, в направлении вращения ротора турбины, предварительно фиксируя сотовое уплотнение 2 в корпусе 1. Окончательную фиксацию положения сотового уплотнения производят фигурными пластинчатыми контровками 4 (фиг.2, 4, 5), установленными в проточке внутреннего корпуса 1 (фиг.5), до постановки сотового уплотнения, загибкой их по торцу корпуса уплотнения 2 (фиг.2) и по наружной поверхности внутреннего корпуса 1 статора турбины (фиг.4).

Возможность установки кольцевого сотового уплотнения с фиксацией в окружном и осевом направлениях повышает надежность и качество монтажа сотового уплотнения, повышает технологичность сборки, ремонта, снижает трудоемкость изготовления и обеспечивает ремонтопригодность узла.

Способ фиксации сотового уплотнения во внутреннем корпусе статора турбины газотурбинного двигателя, состоящий из сотоблока и корпуса, установленный во внутреннем корпусе статора турбины, отличающийся тем, что во внутреннем корпусе выполняют специальные пазы и сквозные прорези, а в кольцевом сотовом уплотнении устанавливают штифты, при этом фиксацию сотового уплотнения во внутреннем корпусе, производят поворотом уплотнения, относительно внутреннего корпуса статора турбины, в направлении вращения ротора турбины до упора штифтов, по поверхности специальных пазов, на внутреннем корпусе статора турбины и за счет контровки фигурными пластинчатыми контровками, установленными в проточке внутреннего корпуса до постановки сотового уплотнения, загибкой их по торцу корпуса уплотнения и по наружной поверхности внутреннего корпуса статора турбины.
СПОСОБ ФИКСАЦИИ СОТОВОГО УПЛОТНЕНИЯ ВО ВНУТРЕННЕМ КОРПУСЕ СТАТОРА ТУРБИНЫ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ
СПОСОБ ФИКСАЦИИ СОТОВОГО УПЛОТНЕНИЯ ВО ВНУТРЕННЕМ КОРПУСЕ СТАТОРА ТУРБИНЫ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ
СПОСОБ ФИКСАЦИИ СОТОВОГО УПЛОТНЕНИЯ ВО ВНУТРЕННЕМ КОРПУСЕ СТАТОРА ТУРБИНЫ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ
СПОСОБ ФИКСАЦИИ СОТОВОГО УПЛОТНЕНИЯ ВО ВНУТРЕННЕМ КОРПУСЕ СТАТОРА ТУРБИНЫ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ
СПОСОБ ФИКСАЦИИ СОТОВОГО УПЛОТНЕНИЯ ВО ВНУТРЕННЕМ КОРПУСЕ СТАТОРА ТУРБИНЫ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ
Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-6 из 6.
20.08.2013
№216.012.6109

Система охлаждения рабочего колеса турбины газотурбинного двигателя

Система охлаждения рабочего колеса турбины газотурбинного двигателя содержит сопловой аппарат и рабочее колесо с охлаждаемой рабочей лопаткой, устройство закрутки охлаждающего воздуха. На внутреннем корпусе соплового аппарата размещен ресивер, сообщенный с полостью подачи вторичного воздуха...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002490473
Дата охранного документа: 20.08.2013
20.09.2013
№216.012.6c59

Уплотнение внутреннего стыка камеры сгорания и статора турбины газотурбинного двигателя

Уплотнение стыка камеры сгорания и соплового аппарата турбины содержит уплотнительное кольцо камеры сгорания и козырек соплового аппарата. Козырек закреплен на внутреннем корпусе, снабженном кольцом фиксирующим с установленным плавающим кольцом. Уплотнительное кольцо камеры сгорания и козырек...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002493388
Дата охранного документа: 20.09.2013
20.10.2013
№216.012.7695

Уплотнение внутреннего стыка камеры сгорания и соплового аппарата турбины газотурбинного двигателя

Уплотнение внутреннего стыка кольцевой камеры сгорания и соплового аппарата турбины содержит уплотнительное кольцо камеры сгорания и козырек соплового аппарата. Козырек закреплен на внутреннем корпусе соплового аппарата. Направляющая часть уплотнительного кольца камеры сгорания и козырек...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002496017
Дата охранного документа: 20.10.2013
20.11.2013
№216.012.8318

Система измерения частоты вращения ротора газотурбинного двигателя

Система измерения частоты вращения ротора газотурбинного двигателя относится к системам измерения частоты вращения ротора авиационных и наземных газотурбинных двигателей, имеющих циркуляционную систему смазки подшипниковых опор. Канал системы смазки суфлирования, одновременно являющийся...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002499236
Дата охранного документа: 20.11.2013
27.11.2013
№216.012.85a3

Способ снижения динамических напряжений в рабочих лопатках последней ступени турбины

Способ снижения динамических напряжений в рабочих лопатках последней ступени силовой турбины заключается в том, что угол раскрытия проточной части турбины в меридиональном сечении выбирают в пределах 13…23°, а отношение среднего диаметра рабочего колеса последней ступени силовой турбины к...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002499889
Дата охранного документа: 27.11.2013
20.12.2014
№216.013.1126

Выходное устройство турбовального двигателя-твад

Настоящее изобретение относится к области разработки газотурбинных двигателей, а более конкретно к конструкции газосборника выходного устройства турбовальных двигателей - ТВаД, предназначенных для эксплуатации в составе вертолетов. Во внутреннем корпусе газосборника размещена трубка подвода...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002535813
Дата охранного документа: 20.12.2014
Показаны записи 1-10 из 13.
10.01.2013
№216.012.197f

Комплексное воздухоочистительное устройство накопительного типа для газотурбинных установок и его варианты

Комплексное воздухоочистительное устройство (КВОУ) газотурбинной установки (ГТУ) содержит защитный колпак, выполненный из светопрозрачного, морозостойкого неметаллического материала, на несущем нервюрно-стрингерном каркасе, под которым на собственной силовой раме смонтированы на призматических...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002472019
Дата охранного документа: 10.01.2013
10.06.2013
№216.012.4905

Электростартер

Электростартер предназначен для запуска ГТД наземного применения и оборудован системой охлаждения статора маслом от маслосистемы ГТД, в виде стакана, внутри которого расположена статорная обмотка, а на внешней стороне стакана выполнен в виде винтовой спирали канал А для прокачки масла в...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002484273
Дата охранного документа: 10.06.2013
20.08.2013
№216.012.6109

Система охлаждения рабочего колеса турбины газотурбинного двигателя

Система охлаждения рабочего колеса турбины газотурбинного двигателя содержит сопловой аппарат и рабочее колесо с охлаждаемой рабочей лопаткой, устройство закрутки охлаждающего воздуха. На внутреннем корпусе соплового аппарата размещен ресивер, сообщенный с полостью подачи вторичного воздуха...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002490473
Дата охранного документа: 20.08.2013
20.09.2013
№216.012.6c59

Уплотнение внутреннего стыка камеры сгорания и статора турбины газотурбинного двигателя

Уплотнение стыка камеры сгорания и соплового аппарата турбины содержит уплотнительное кольцо камеры сгорания и козырек соплового аппарата. Козырек закреплен на внутреннем корпусе, снабженном кольцом фиксирующим с установленным плавающим кольцом. Уплотнительное кольцо камеры сгорания и козырек...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002493388
Дата охранного документа: 20.09.2013
20.09.2013
№216.012.6c5c

Способ отладки газотурбинного двигателя после восстановительного ремонта при стендовых испытаниях

Изобретение относится к области стендовых испытаний двухкаскадных газотурбинных двигателей, в частности к стендовым испытаниям газотурбинных двигателей после восстановительного ремонта, и предназначено для обеспечения запасов устойчивой работы компрессора высокого давления КВД и тяги (мощности)...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002493391
Дата охранного документа: 20.09.2013
20.09.2013
№216.012.6cbf

Одноконтурная горелка

Одноконтурная горелка предназначена для сжигания газа в тепловырабатывающих устройствах, например, в камерах сгорания газотурбинных двигателей, где требуется низкая окружная неравномерность температурного поля и его регулировка без съема горелки с установки и частичной ее разборки....
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002493490
Дата охранного документа: 20.09.2013
20.10.2013
№216.012.7695

Уплотнение внутреннего стыка камеры сгорания и соплового аппарата турбины газотурбинного двигателя

Уплотнение внутреннего стыка кольцевой камеры сгорания и соплового аппарата турбины содержит уплотнительное кольцо камеры сгорания и козырек соплового аппарата. Козырек закреплен на внутреннем корпусе соплового аппарата. Направляющая часть уплотнительного кольца камеры сгорания и козырек...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002496017
Дата охранного документа: 20.10.2013
20.11.2013
№216.012.82c4

Способ конвентирования двухконтурного турбореактивного двигателя в газотурбинный двигатель наземного применения

Способ конвертирования двухконтурного турбореактивного двигателя в газотурбинный двигатель наземного применения, содержащего компрессор низкого давления с турбиной низкого давления, компрессор высокого давления с турбиной высокого давления, камеру сгорания и опоры, осуществляют путем подрезания...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002499152
Дата охранного документа: 20.11.2013
20.11.2013
№216.012.82ee

Фронтовое устройство жаровой трубы кольцевой камеры сгорания

Фронтовое устройство жаровой трубы кольцевой камеры сгорания содержит головку кольцевую с наружным и внутренним топливными коллекторами и выполненными на головке кольцевой между коллекторами, концентрично и равномерно расположенными по окружности в один ряд воздушными фигурными окнами подвода...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002499194
Дата охранного документа: 20.11.2013
20.11.2013
№216.012.8318

Система измерения частоты вращения ротора газотурбинного двигателя

Система измерения частоты вращения ротора газотурбинного двигателя относится к системам измерения частоты вращения ротора авиационных и наземных газотурбинных двигателей, имеющих циркуляционную систему смазки подшипниковых опор. Канал системы смазки суфлирования, одновременно являющийся...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002499236
Дата охранного документа: 20.11.2013
+ добавить свой РИД