×
20.08.2013
216.012.6109

СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ РАБОЧЕГО КОЛЕСА ТУРБИНЫ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ

Вид РИД

Изобретение

Юридическая информация Свернуть Развернуть
Краткое описание РИД Свернуть Развернуть
Аннотация: Система охлаждения рабочего колеса турбины газотурбинного двигателя содержит сопловой аппарат и рабочее колесо с охлаждаемой рабочей лопаткой, устройство закрутки охлаждающего воздуха. На внутреннем корпусе соплового аппарата размещен ресивер, сообщенный с полостью подачи вторичного воздуха камеры сгорания. Устройство закрутки охлаждающего воздуха выполнено в виде разъемной правой стенки ресивера с коническими отверстиями - соплами в ней. На диске рабочего колеса установлены два, левый и правый дефлекторы диска с отверстиями, сообщенными с каналами в диске и рабочей лопатке. Два лабиринтных уплотнения, расположенные в ступичной и ободной частях диска, а также на внутренней и периферийной частях внутреннего корпуса соплового аппарата, полотно диска рабочего колеса, внутренний корпус соплового аппарата, корпус устройства закрутки, левый дефлектор диска, кольцевой зазор между устройством закрутки и левым дефлектором диска образуют разгрузочную полость турбины. Изобретение направлено на повышение эффективности охлаждения, уменьшение утечек воздуха в проточную часть, доводке осевых сил, упрощение и улучшение технологии изготовления узла. 2 з.п. ф-лы, 2 ил.
Реферат Свернуть Развернуть

Изобретение относится к области газотурбинного двигателестроения, а именно к охлаждаемым турбинам ГТД.

Известна охлаждаемая турбина ГТД, содержащая рабочее колесо с выполненными в диске каналами подвода охлаждающего воздуха к рабочим лопаткам с выпуском охлаждающего воздуха по торцу бандажной полки в зону лабиринтного уплотнения, включающая в себя внутренний корпус статора турбины, в котором входящими сборочными единицами и деталями организован ресивер сварной конструкции. На выходе из ресивера установлены лопатки в профильные пазы и припаяны тугоплавким припоем, образуя, таким образом, аппарат закрутки охлаждающего воздуха, для того, чтобы на выходе из аппарата получить более низкую температуру, давление воздуха и повысить эффективность охлаждения рабочей лопатки и замковую часть диска. Далее проходя через лопатку, воздух охлаждает перо и через отверстия выбрасывается в проточную часть (см. Газотурбинный двигатель НК-38СТ. «Руководство по технической эксплуатации», 1996 г., стр.79/80, рис.7.20).

Недостатком известной системы охлаждения рабочих лопаток первой ступени турбины, включая замковую часть обода диска и замков рабочих лопаток, является не разборная, сварная конструкция, предопределяющая низкую ремонтопригодность, сложность технологии изготовления.

Из известных охлаждаемых турбин газотурбинного двигателя, наиболее близкой к предлагаемому изобретению является охлаждаемая турбина, содержащая рабочее колесо, где в рабочей лопатке выполнены каналы подвода охлаждающего воздуха, а на статоре сопловой аппарат закрутки, выходные каналы которого направлены в сторону вращения рабочего колеса. Между выходом из аппарата закрутки, дополнительным диском и основным диском образована кольцевая полость. Дополнительный диск, соединен с диском рабочего колеса образуя с ним безлопаточный диффузор. Вход в безлопаточный диффузор сообщен с кольцевой полостью, а выход с каналами подвода охлаждающего воздуха к рабочим лопаткам. (см. Патент RU 2196233, МПК F01D 5/08).

Недостатком этого технического решения является то, что данная конструкция выполняет ограниченные функции, связанные только с подводом охлаждающего воздуха к рабочим лопаткам турбины и не ограничивает утечки охлаждающего воздуха из системы подвода воздуха, из полостей под камерой сгорания двигателя в проточную часть, а также не позволяет доводить осевые силы, действующие на ротор турбины двигателя. Кроме этого, недостатком также является не разборная, сварная конструкция узла, имеющая низкую ремонтопригодность и сложность изготовления.

Технической задачей изобретения является решение комплексной задачи по подводу необходимого количества охлаждающего воздуха к рабочим лопаткам, уменьшению утечек воздуха в проточную часть, доводкой осевых сил, путем формирования разгрузочной полости перед диском рабочего колеса турбины, снижением температуры воздушной среды, омывающей полотно диска, упрощения и улучшения технологии изготовления узла.

Указанная техническая задача в системе охлаждения турбины ГТД, содержащая сопловой аппарат и рабочее колесо с охлаждаемой рабочей лопаткой, устройство закрутки охлаждающего воздуха, достигается тем, что на внутреннем корпусе соплового аппарата размещен ресивер, сообщенный с полостью подачи вторичного воздуха камеры сгорания, при этом устройство закрутки охлаждающего воздуха выполнено в виде разъемной правой стенки ресивера с коническими отверстиями - соплами в ней, а на диске рабочего колеса установлены два, левый и правый дефлекторы диска с отверстиями, сообщенными с каналами в диске и рабочей лопатке, при этом два лабиринтных уплотнения, расположенные в ступичной и ободной частях диска, а также на внутренней и периферийной частях внутреннего корпуса соплового аппарата, полотно диска рабочего колеса, внутренний корпус соплового аппарата, корпус устройства закрутки, левый дефлектор диска, кольцевой зазор между устройством закрутки и левым дефлектором диска образуют разгрузочную полость турбины.

Кроме того, между устройством закрутки в виде разъемной правой стенки ресивера и корпусом ресивера, установлены прокладки для регулирования осевого зазора между устройством закрутки и левым дефлектором диска.

Кроме того, центры конических отверстий - сопел в разъемной стенке устройства закрутки и центры приемных отверстий на левом дефлекторе диска, расположены на разных уровнях от оси турбины в меридиональном сечении.

Предлагаемое изобретение поясняется чертежами.

На фиг.1 представлена охлаждаемая турбина газотурбинного двигателя, содержащая рабочее колесо турбины.

На фиг.2 представлен кольцевой ресивер с устройством.

Перед рабочим колесом турбины 1, под сопловым аппаратом 2 на внутреннем корпусе соплового аппарата 20 размещен ресивер 3, связанный с полостью под камерой сгорания 17 несколькими группами отверстий. На правой стенке ресивера расположено устройство закрутки 4 охлаждающего воздуха, состоящее из множества направляющих конических отверстий - каналов - сопел 16, с углом конуса при вершине Р, расположенных осесимметрично вокруг оси турбины. Если рассматривать положение одного отверстия, то оно расположено под углом а к фронту решетки, если смотреть в проекции на плоскость нормальную к меридиональному сечению. Конические отверстия заканчиваются косым срезом - соплом 14. Разгрузочная полость 12 от осевых сил образована путем установки нижнего лабиринтного уплотнения 5 под устройством закрутки охлаждающего воздуха и верхнего лабиринтного уплотнения 6 над ним. На диске 11 рабочего колеса устанавливают два дефлектора: левый 7 перед диском и правый 8 за диском. Лабиринтные уплотнения закреплены на статоре турбины, левом дефлекторе диска 7 и ступице диска, создавая разгрузочную полость. В дефлекторах проделаны отверстия, через отверстие 15 в левом дефлекторе поступает охлаждающий воздух в рабочую лопатку 9, а через отверстие 19 в правом дефлекторе выходит в проточную часть после охлаждения замка лопатки.

Вторичный воздух из под камеры сгорания 17 подается в ресивер 3, снабженный устройством закрутки охлаждающего воздуха 4. Закрутка и ускорение охлаждающего воздуха происходит в конфузорных каналах 16, после которых воздух выпускается из сопла 14, представляющих собой косой срез канала со скоростью C1 и осевой скоростью C1a. Снизив статическую температуру и давление, охлаждающий воздух в относительном движении поступает через отверстия 15 в левом дефлекторе диска 7 к рабочей лопатке 9. Падение статического давления в соплах требует, чтобы среда, в которую вытекает воздух, была бы пониженного давления. Также пониженное давление необходимо для балансировки осевой силы, действующей на компрессор и турбину. Это осуществляется путем образования разгрузочной полости 12. Кроме формирования разгрузочной полости, лабиринтные уплотнения 5 и 6, позволяют сократить утечки воздуха в проточную часть из разгрузочной полости. Давление в разгрузочной полости всегда выше, чем статическое давление газа в проточной части в выходном сечении, у втулки соплового аппарата, где расположен верхний лабиринт разгрузочной полости 6. Выход охлаждающего воздуха из рабочей лопатки, происходит через каналы, подводящие воздух к бандажной полке 10, где давление близко к статическому давлению газа в выходном сечении на периферии соплового аппарата, а статическое давление газа на периферии соплового аппарата всегда выше, чем у втулки. Таким образом, в разгрузочной полости, для формирования требуемой осевой силы, действующей на ротор турбины, диапазон возможного давления в полости, составляет от заторможенного давления в полости под камерой сгорания, до статического давления на периферии соплового аппарата. На давление в разгрузочной полости, оказывает влияние и воздух перед нижним лабиринтом, заторможенное давление которого, может быть выше, чем давление вторичного воздуха из камеры сгорания. Чтобы снизить влияние воздуха перед нижним лабиринтом, пропускную способность нижнего лабиринта уменьшают, делая лабиринт с большим числом гребешков, чем верхний, фиг.1.

Отверстия в устройстве закрутки охлаждающего воздуха 4 в меридиональном сечении, расположены ниже по радиусу приемных отверстий 15 в левом дефлекторе диска. Смещение центра отверстия сопла 14 вниз по радиусу на ΔR, относительно отверстий 15 в левом дефлекторе диска в меридиональном сечении, выбрано таким образом, чтобы с учетом величины осевого зазора «У», между фронтальными плоскостями устройства закрутки и левым дефлектором диска, углом поворота сопел в окружном направлении, в сторону направления вращения диска, обеспечить в относительном движении охлаждающего воздуха угол натекания потока, относительно фронтальной плоскости левого дефлектора диска, максимально приближающийся к нормальному. Также важно обеспечить, совпадение или минимальное отклонение центра струи от условной окружности, на которой находятся центры приемных отверстий в левом дефлекторе, после преодоления потоком из сопел осевого зазора между устройством закрутки и левым дефлектором диска, фиг.2. Чтобы получить требуемую осевую силу, действующую на ротор турбины, суммарная проходная площадь сопел устройства закрутки, нижний и верхний лабиринты, количество гребешков и зазоры в них, рассчитаны на снижение температуры и давления в разгрузочной полости. Диаметры отверстий в левом и правом дефлекторе, обеспечивают поступление необходимого количества охлаждающего воздуха в рабочие лопатки, с выпуском этого воздуха через каналы, проходящие через бандажную полку 10, а при продувке замка рабочей лопатки с выпуском воздуха через отверстия 19 в правом дефлекторе. Технологичность изготовления системы охлаждения рабочих лопаток турбины, диска ротора турбины высокого давления и других элементов конструкции достигается тем, что детали и сборочные единицы рабочего колеса и ресивера выполнены разборной конструкции. Устройство закрутки является одной из составных частей ресивера и крепится с помощью болтового соединения, которое позволяет подобрать устройство закрутки по расходу охлаждающего воздуха. Для этого на внутреннем корпусе соплового аппарата 20 ступени турбины имеется два фланца, на которых закреплено устройство закрутки охлаждающего воздуха. Охлаждающий воздух, из полости подачи вторичного воздуха камеры сгорания, поступает в ресивер и через систему конических отверстий устройства закрутки и отверстий на левом дефлекторе на охлаждение пера и замка рабочей лопатки, а часть этого воздуха в разгрузочной полости, охлаждает полотно и обод диска. Между фланцами аппарата закрутки и корпусом статора (соплового аппарата первой ступени), для регулировки осевого зазора между аппаратом закрутки и левым дефлектором диска, установлены прокладки.

На правом дефлекторе, выполнены отверстия выпуска воздуха в полость за рабочим колесом первой ступени. Количество отверстий в аппарате закрутки воздуха, на левом и правом дефлекторе, выбраны таким образом, чтобы обеспечить охлаждение рабочих лопаток и доводку осевых сил, действующих на ротор турбины.

Технический эффект изобретения состоит в организации перед диском разгрузочной полости, путем подбора аппарата закрутки по расходу воздуха, зазоров в верхнем и нижнем лабиринте с возможностью доводки осевых сил, действующих на ротор турбины, осевого зазора «У» между фронтальными плоскостями устройства закрутки и левым дефлектором диска, путем подбора прокладок в болтовом соединении, для снижения гидравлических потерь и обеспечения необходимого соотношения количества и площади отверстий на правом и левом дефлекторе, для регулирования охлаждающего воздуха, идущего на охлаждение пера и замка рабочей лопатки. Технический эффект изобретения также связан в упрощении конструкции, технологичности изготовления, ремонте, повышении надежности.


СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ РАБОЧЕГО КОЛЕСА ТУРБИНЫ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ
СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ РАБОЧЕГО КОЛЕСА ТУРБИНЫ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ
Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-10 из 15.
10.06.2013
№216.012.4905

Электростартер

Электростартер предназначен для запуска ГТД наземного применения и оборудован системой охлаждения статора маслом от маслосистемы ГТД, в виде стакана, внутри которого расположена статорная обмотка, а на внешней стороне стакана выполнен в виде винтовой спирали канал А для прокачки масла в...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002484273
Дата охранного документа: 10.06.2013
20.09.2013
№216.012.6c49

Способ фиксации сотового уплотнения во внутреннем корпусе статора турбины газотурбинного двигателя

Изобретение относится к газотурбостроению и авиадвигателестроению. Способ фиксации сотового уплотнения во внутреннем корпусе статора турбины газотурбинного двигателя, состоящего из сотоблока и корпуса, установленного во внутреннем корпусе статора турбины. Во внутреннем корпусе выполняют...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002493372
Дата охранного документа: 20.09.2013
20.09.2013
№216.012.6c59

Уплотнение внутреннего стыка камеры сгорания и статора турбины газотурбинного двигателя

Уплотнение стыка камеры сгорания и соплового аппарата турбины содержит уплотнительное кольцо камеры сгорания и козырек соплового аппарата. Козырек закреплен на внутреннем корпусе, снабженном кольцом фиксирующим с установленным плавающим кольцом. Уплотнительное кольцо камеры сгорания и козырек...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002493388
Дата охранного документа: 20.09.2013
20.09.2013
№216.012.6cbf

Одноконтурная горелка

Одноконтурная горелка предназначена для сжигания газа в тепловырабатывающих устройствах, например, в камерах сгорания газотурбинных двигателей, где требуется низкая окружная неравномерность температурного поля и его регулировка без съема горелки с установки и частичной ее разборки....
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002493490
Дата охранного документа: 20.09.2013
20.10.2013
№216.012.7695

Уплотнение внутреннего стыка камеры сгорания и соплового аппарата турбины газотурбинного двигателя

Уплотнение внутреннего стыка кольцевой камеры сгорания и соплового аппарата турбины содержит уплотнительное кольцо камеры сгорания и козырек соплового аппарата. Козырек закреплен на внутреннем корпусе соплового аппарата. Направляющая часть уплотнительного кольца камеры сгорания и козырек...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002496017
Дата охранного документа: 20.10.2013
20.11.2013
№216.012.82c4

Способ конвентирования двухконтурного турбореактивного двигателя в газотурбинный двигатель наземного применения

Способ конвертирования двухконтурного турбореактивного двигателя в газотурбинный двигатель наземного применения, содержащего компрессор низкого давления с турбиной низкого давления, компрессор высокого давления с турбиной высокого давления, камеру сгорания и опоры, осуществляют путем подрезания...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002499152
Дата охранного документа: 20.11.2013
20.11.2013
№216.012.82ee

Фронтовое устройство жаровой трубы кольцевой камеры сгорания

Фронтовое устройство жаровой трубы кольцевой камеры сгорания содержит головку кольцевую с наружным и внутренним топливными коллекторами и выполненными на головке кольцевой между коллекторами, концентрично и равномерно расположенными по окружности в один ряд воздушными фигурными окнами подвода...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002499194
Дата охранного документа: 20.11.2013
20.11.2013
№216.012.8318

Система измерения частоты вращения ротора газотурбинного двигателя

Система измерения частоты вращения ротора газотурбинного двигателя относится к системам измерения частоты вращения ротора авиационных и наземных газотурбинных двигателей, имеющих циркуляционную систему смазки подшипниковых опор. Канал системы смазки суфлирования, одновременно являющийся...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002499236
Дата охранного документа: 20.11.2013
27.11.2013
№216.012.85a3

Способ снижения динамических напряжений в рабочих лопатках последней ступени турбины

Способ снижения динамических напряжений в рабочих лопатках последней ступени силовой турбины заключается в том, что угол раскрытия проточной части турбины в меридиональном сечении выбирают в пределах 13…23°, а отношение среднего диаметра рабочего колеса последней ступени силовой турбины к...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002499889
Дата охранного документа: 27.11.2013
20.12.2014
№216.013.1126

Выходное устройство турбовального двигателя-твад

Настоящее изобретение относится к области разработки газотурбинных двигателей, а более конкретно к конструкции газосборника выходного устройства турбовальных двигателей - ТВаД, предназначенных для эксплуатации в составе вертолетов. Во внутреннем корпусе газосборника размещена трубка подвода...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002535813
Дата охранного документа: 20.12.2014
Показаны записи 1-10 из 13.
10.01.2013
№216.012.197f

Комплексное воздухоочистительное устройство накопительного типа для газотурбинных установок и его варианты

Комплексное воздухоочистительное устройство (КВОУ) газотурбинной установки (ГТУ) содержит защитный колпак, выполненный из светопрозрачного, морозостойкого неметаллического материала, на несущем нервюрно-стрингерном каркасе, под которым на собственной силовой раме смонтированы на призматических...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002472019
Дата охранного документа: 10.01.2013
10.06.2013
№216.012.4905

Электростартер

Электростартер предназначен для запуска ГТД наземного применения и оборудован системой охлаждения статора маслом от маслосистемы ГТД, в виде стакана, внутри которого расположена статорная обмотка, а на внешней стороне стакана выполнен в виде винтовой спирали канал А для прокачки масла в...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002484273
Дата охранного документа: 10.06.2013
20.09.2013
№216.012.6c49

Способ фиксации сотового уплотнения во внутреннем корпусе статора турбины газотурбинного двигателя

Изобретение относится к газотурбостроению и авиадвигателестроению. Способ фиксации сотового уплотнения во внутреннем корпусе статора турбины газотурбинного двигателя, состоящего из сотоблока и корпуса, установленного во внутреннем корпусе статора турбины. Во внутреннем корпусе выполняют...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002493372
Дата охранного документа: 20.09.2013
20.09.2013
№216.012.6c59

Уплотнение внутреннего стыка камеры сгорания и статора турбины газотурбинного двигателя

Уплотнение стыка камеры сгорания и соплового аппарата турбины содержит уплотнительное кольцо камеры сгорания и козырек соплового аппарата. Козырек закреплен на внутреннем корпусе, снабженном кольцом фиксирующим с установленным плавающим кольцом. Уплотнительное кольцо камеры сгорания и козырек...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002493388
Дата охранного документа: 20.09.2013
20.09.2013
№216.012.6c5c

Способ отладки газотурбинного двигателя после восстановительного ремонта при стендовых испытаниях

Изобретение относится к области стендовых испытаний двухкаскадных газотурбинных двигателей, в частности к стендовым испытаниям газотурбинных двигателей после восстановительного ремонта, и предназначено для обеспечения запасов устойчивой работы компрессора высокого давления КВД и тяги (мощности)...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002493391
Дата охранного документа: 20.09.2013
20.09.2013
№216.012.6cbf

Одноконтурная горелка

Одноконтурная горелка предназначена для сжигания газа в тепловырабатывающих устройствах, например, в камерах сгорания газотурбинных двигателей, где требуется низкая окружная неравномерность температурного поля и его регулировка без съема горелки с установки и частичной ее разборки....
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002493490
Дата охранного документа: 20.09.2013
20.10.2013
№216.012.7695

Уплотнение внутреннего стыка камеры сгорания и соплового аппарата турбины газотурбинного двигателя

Уплотнение внутреннего стыка кольцевой камеры сгорания и соплового аппарата турбины содержит уплотнительное кольцо камеры сгорания и козырек соплового аппарата. Козырек закреплен на внутреннем корпусе соплового аппарата. Направляющая часть уплотнительного кольца камеры сгорания и козырек...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002496017
Дата охранного документа: 20.10.2013
20.11.2013
№216.012.82c4

Способ конвентирования двухконтурного турбореактивного двигателя в газотурбинный двигатель наземного применения

Способ конвертирования двухконтурного турбореактивного двигателя в газотурбинный двигатель наземного применения, содержащего компрессор низкого давления с турбиной низкого давления, компрессор высокого давления с турбиной высокого давления, камеру сгорания и опоры, осуществляют путем подрезания...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002499152
Дата охранного документа: 20.11.2013
20.11.2013
№216.012.82ee

Фронтовое устройство жаровой трубы кольцевой камеры сгорания

Фронтовое устройство жаровой трубы кольцевой камеры сгорания содержит головку кольцевую с наружным и внутренним топливными коллекторами и выполненными на головке кольцевой между коллекторами, концентрично и равномерно расположенными по окружности в один ряд воздушными фигурными окнами подвода...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002499194
Дата охранного документа: 20.11.2013
20.11.2013
№216.012.8318

Система измерения частоты вращения ротора газотурбинного двигателя

Система измерения частоты вращения ротора газотурбинного двигателя относится к системам измерения частоты вращения ротора авиационных и наземных газотурбинных двигателей, имеющих циркуляционную систему смазки подшипниковых опор. Канал системы смазки суфлирования, одновременно являющийся...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002499236
Дата охранного документа: 20.11.2013
+ добавить свой РИД