×
10.04.2013
216.012.3396

СПОСОБ КОНТРОЛЯ ШЕРОХОВАТОСТИ ПОВЕРХНОСТИ ДОРОЖНОГО ПОКРЫТИЯ

Вид РИД

Изобретение

Юридическая информация Свернуть Развернуть
Краткое описание РИД Свернуть Развернуть
Аннотация: Заявляемое изобретение относится к способам контроля шероховатости поверхности дорожного покрытия, например асфальтобетонного. Способ контроля шероховатости поверхности дорожного покрытия заключается в том, что определяют среднюю глубину впадин на контролируемой поверхности методом «песчаного пятна», дополнительно на тех же участках в нескольких местах определяют значение электроемкости воздушного зазора, образованного между поверхностью дорожного покрытия и поверхностью датчика электроемкостного прибора, при укладывании его на контролируемую поверхность, затем по полученным экспериментальным данным определяют усредненное значение величины электроемкости воздушного зазора контролируемого участка, соизмеримое со средним значением глубины впадин на этом же участке, и при сравнительном анализе известного усредненного значения электроемкости воздушного зазора контролируемого участка для заданного типа дорожного покрытия определяют среднее значение глубины шероховатости. Технический результат состоит в повышении точности определения средней глубины шероховатости за счет снижения погрешностей измерения. 1 ил., 1 табл.
Основные результаты: Способ контроля шероховатости поверхности дорожного покрытия, включающий определение средней глубины впадин на контролируемой поверхности методом «песчаного пятна», отличающийся тем, что дополнительно на тех же участках в нескольких местах определяют значение электроемкости воздушного зазора, образованного между поверхностью дорожного покрытия и поверхностью датчика электроемкостного прибора, при укладывании его на контролируемую поверхность, затем по полученным экспериментальным данным определяют усредненное значение величины электроемкости воздушного зазора контролируемого участка, соизмеримое со средним значением глубины впадин на этом же участке, и, при сравнительном анализе известного усредненного значения электроемкости воздушного зазора контролируемого участка для заданного типа дорожного покрытия определяют среднее значение глубины шероховатости.
Реферат Свернуть Развернуть

Заявляемое изобретение относится к способам контроля шероховатости поверхности дорожного покрытия, например, асфальтобетонного.

Известен способ для определения средней глубины шероховатости поверхности дорожного покрытия, включающий определение площади контролируемой поверхности и глубины впадин [Патент №2370589 Способ контроля шероховатости поверхности дорожного покрытия - аналог].

Недостатком способа являются недостаточная точность и высокая трудоемкость, до 15 минут на одно измерение, так как необходимо на одном месте в 35 отверстиях пластины выполнить измерения с помощью штангенциркуля при последующем определении средней глубины шероховатости.

Известен также способ определения шероховатости дорожного покрытия методом «песчаного пятна», включающий определение площади и средней глубины впадин на контролируемой поверхности [Ведомственные строительные нормы - ВСН 38-90-прототип].

Недостатком прототипа являются недостаточная точность измерения и высокая трудоемкость способа, а также необходимость использования дополнительной оснастки.

Техническая задача заявляемого изобретения - повышение точности определения средней глубины шероховатости за счет снижения погрешностей измерения.

Техническая задача решается тем, что в способе контроля шероховатости дорожного покрытия, включающем определение средней глубины впадин на контролируемой поверхности методом «песчаного пятна», дополнительно на тех же участках в нескольких местах определяют значение электроемкости воздушного зазора, образованного между поверхностью дорожного покрытия и поверхностью датчика электроемкостного прибора, при укладывании его на контролируемую поверхность, затем по полученным экспериментальным данным определяют усредненное значение величины электроемкости воздушного зазора контролируемого участка, соизмеримое со средним значением глубины впадин на этом же участке, и, при сравнительном анализе известного усредненного значения электроемкости воздушного зазора контролируемого участка для заданного типа дорожного покрытия, определяют среднее значение глубины шероховатости.

Вначале на сухой контролируемой поверхности дорожного покрытия, равной расчетной площади следа колеса, в нескольких местах методом «песчаного пятна» определяют среднюю глубину шероховатости hcp. Затем на тех же участках посредством датчика электроемкостного прибора ВИМС-2.21, при укладывании его на контролируемую поверхность при небольшом нажатии, необходимом для обеспечения плотного контакта с контролируемой поверхностью, в нескольких местах делают замеры электроемкости воздушного зазора, образованного между поверхностью дорожного покрытия и поверхностью датчика прибора. Данные испытаний заносят в таблицу и находят усредненные значения электроемкости С. Для статистической достоверности при определении усредненных значении hcp и С таких «парных» измерений должно быть не менее 30. В соответствии с полученными экспериментальными данными с помощью программы для ЭВМ «Table Curve 2D», предназначенной для построения теоретических моделей для эмпирически полученных данных, строится график линейной функциональной зависимости:

hcp=а+b/С,

где а - коэффициент, рассчитанный по программе «Table Curve 2D»;

b - коэффициент, рассчитанный по программе «Table Curve 2D»;

С - усредненное значение электроемкости;

hcp - средняя глубина шероховатости.

Полученный корреляционный график функциональной зависимости между значениями средней глубины шероховатости hcp, полученными методом «песчаного пятна», и усредненными значениями электроемкости С воздушного зазора на тех же участках для каждого типа асфальтобетонного покрытия в дальнейшем позволяет с большей вероятной точностью и меньшими затратами времени, косвенным путем по усредненному значению электроемкости воздушного зазора контролируемого участка определять среднее значение шероховатости дорожного покрытия, что в сравнении с прототипом является новым техническим результатом заявленного изобретения.

Способ поясняется графическим материалом:

- на фигуре представлен график корреляции между показаниями средней глубины шероховатости (hcp) и усредненными значениями электроемкости (С), построенный по программе «Table Curve 2D».

Пример конкретного исполнения.

В качестве контролируемой поверхности использовали участок автомобильной дороги с асфальтобетонным покрытием - тип Б длиной 950 метров. Измерения проводились на сухой поверхности по полосе наката через 50 метров.

Вначале в нескольких местах производились измерения глубины шероховатости h методом «песчаного пятна». Затем на тех же участках наложением датчика электроемкостного прибора ВИМС-2.21 на контролируемую поверхность определяли электроемкость воздушного зазора, образованного между поверхностью данного покрытия и поверхностью датчика прибора. Данные измерений заносили в таблицу и определяли средние значения глубины шероховатости hcp и усредненное значение электроемкости воздушного зазора С.

По данным измерений с помощью программы «Table Curve 2D» строили график корреляции в соответствии с зависимостью:

hcp=а+b/С,

где а - коэффициент, рассчитанный по программе «Table Curve 2D»;

b - коэффициент, рассчитанный по программе «Table Curve 2D»;

С - усредненное значение электроемкости;

hcp -средняя глубина шероховатости.

Таблица
Контролируемые участки Средннняя глубина шероховатости, hcp, мм Значения электроемкости воздушного зазора С, ед Усредненные значения электроемкости С, ед.
1 0,61 19,5 18,9 17,8 19,5 19,3 19,0
2 0,60 18,8 19,5 19,7 18,2 19,5 19,14
3 0.58 19,5 18,9 20,1 20,1 19,0 19,52
4 0,56 20,0 19,6 19,7 20,0 19,3 19,72
5 0,55 20,6 19,7 21,2 18,9 19,1 19,9

Использование корреляционных графиков для каждого типа дорожного покрытия для определения средних значений глубины шероховатости по усредненному значению величины электроемкости позволяет снизить погрешность измерений и затрат времени при контроле шероховатости дорожного покрытия в сравнении с методом «песчаного пятна».

Способ контроля шероховатости поверхности дорожного покрытия, включающий определение средней глубины впадин на контролируемой поверхности методом «песчаного пятна», отличающийся тем, что дополнительно на тех же участках в нескольких местах определяют значение электроемкости воздушного зазора, образованного между поверхностью дорожного покрытия и поверхностью датчика электроемкостного прибора, при укладывании его на контролируемую поверхность, затем по полученным экспериментальным данным определяют усредненное значение величины электроемкости воздушного зазора контролируемого участка, соизмеримое со средним значением глубины впадин на этом же участке, и, при сравнительном анализе известного усредненного значения электроемкости воздушного зазора контролируемого участка для заданного типа дорожного покрытия определяют среднее значение глубины шероховатости.
СПОСОБ КОНТРОЛЯ ШЕРОХОВАТОСТИ ПОВЕРХНОСТИ ДОРОЖНОГО ПОКРЫТИЯ
Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-4 из 4.
27.04.2013
№216.012.3b4c

Способ неразрушающего контроля узлов тележек железнодорожных вагонов и устройство для его реализации

Использование: для неразрушающего контроля узлов тележек железнодорожных вагонов. Сущность: заключается в том, что размещают на поверхности контролируемого объекта источники акустических колебаний, вводят акустические колебания в контролируемый объект, принимают и регистрируют затухающие...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002480741
Дата охранного документа: 27.04.2013
20.05.2014
№216.012.c6a5

Канальная матрица и способ ее изготовления

Изобретение предназначено для использования в мембранных нанотехнологиях для производства управляемых микро- и нанофлюидных фильтров, биосенсорных устройств, приборов медицинской диагностики. Сущность изобретения: в канальной матрице помимо пластины монокристаллического кремния дырочного типа с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002516612
Дата охранного документа: 20.05.2014
20.02.2015
№216.013.2b9f

Способ вихретокового контроля медной катанки и устройство для его реализации

Изобретение относится к способам и устройствам для бесконтактного диагностического контроля качества медной катанки в процессе ее производства и может быть использовано в других отраслях промышленности. Сущность изобретения заключается в том, что в продольно перемещающемся со скоростью V (м/с)...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002542624
Дата охранного документа: 20.02.2015
25.08.2017
№217.015.af24

Способ вихретокового контроля электропроводящих объектов и устройство для его реализации

Изобретение относится к бесконтактному контролю качества объектов из электропроводящих материалов при производстве и эксплуатации. Сущность: способ основан на том, что в электропроводящем объекте постоянным магнитным полем возбуждают вихревой ток и сканируют электропроводящий объект...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002610931
Дата охранного документа: 17.02.2017
+ добавить свой РИД