Вид РИД
Изобретение
Изобретение относится к рабочему оборудованию автобетононасосов, предназначенных для подачи бетонной смеси к месту укладки в зоне действия стрелы во всех ее пространственных положениях при производстве строительных работ, ремонте строительных сооружений, преимущественно на высоте.
Известна телескопическая распределительная стрела с гибким бетоноводом [Patent № US 6679284 B1. Date of patent: Jan 20, 2004]. В известном устройстве исполнение распределительной стрелы телескопическое, а подача бетона осуществляется по гибкому бетоноводу, раскладывающемуся с поддерживающей платформы. На оголовке распределительной стрелы закреплена люлька для работающего персонала, который манипулирует подающим бетоноводом. Однако данная конструкция недостаточно компактна, телескопической является распределительная стрела и нет возможности манипулирования подающим бетоноводом механизировано, поскольку заливка осуществляется с помощью ручного труда. К тому же выполнение бетонных работ на высоте с использованием указанного устройства небезопасно.
Наиболее близким к предлагаемой конструкции является рабочее оборудование автобетононасоса СБ-126Б, включающее в себя бетононасос с гидравлическим приводом и шарнирно сочлененную распределительную стрелу с бетоноводом [Белецкий Б.Ф. Строительные машины и оборудование: справочное пособие. - Ростов н/Д: Феникс, 2002. - С.348-351]. Распределительная стрела автобетононасоса СБ-126Б, принятая за прототип заявляемому устройству, состоит из трех шарнирно-сочлененных и складывающихся секций: корневой, средней и концевой. Корневая секция установлена шарнирно на стойке, закрепленной на поворотном устройстве, приводимом в действие механизмом поворота. Для изменения положения секции связаны между собой гидроцилиндрами. Корневая секция может менять положение относительно горизонтальной плоскости на угол 90°, средняя - на угол 180° относительно корневой секции, а концевая - на угол 270° относительно средней секции. Устройство содержит также блок управления стрелой, напорно-всасывающий рукав, ограничитель поворота и бетоновод. Недостатком данного рабочего оборудования является невозможность управлять укладкой бетона в пространстве и минимальная рабочая зона. При подаче бетона нет возможности точечного распределения механизированным способом, что снижает эксплуатационную производительность автобетононасоса, поскольку приводит к дополнительным местам стоянки, снижает безопасность выполнения бетонных работ на высоте. К тому же расширение бетонируемой рабочей зоны ограничено без перемещения самого автобетононасоса.
Задача изобретения - повышение эксплуатационной производительности автобетононасоса путем управления подачей бетона по бетоноводу и доставки его адресно к месту укладки, снижения доли ручного труда в процессе выполнения бетонных работ, уменьшения требуемого количества стоянок при бетонировании и обеспечение безопасности при выполнении бетонных работ на высоте.
Технический результат, на достижение которого направлено изобретение, заключается в управлении процессом подачи бетона и одновременно с сохранением устойчивости (определение которой рассчитано в 4 положениях автобетононасоса) в увеличении рабочей зоны устройства и обеспечении выполнения бетонных работ в стесненных условиях.
Задача решается следующим образом.
Как и прототип, заявляемая распределительная стрела автобетононасоса содержит шарнирно-сочлененные и связанные между собой гидроцилиндрами складывающиеся секции. Корневая секция шарнирно установлена на стойке поворотного устройства. Распределительная стрела содержит, как и прототип, блок управления стрелой и бетоновод.
В отличие от прототипа распределительная стрела автобетононасоса согласно изобретению дополнительно содержит съемную телескопическую секцию, соединенную с концевой секцией стрелы с возможностью поворота на угол 360° и с возможностью подъема и опускания в вертикальной плоскости. Конец бетоновода тоже снабжен дополнительной телескопической секцией, выдвижное звено которой меньшего диаметра соединено с основным бетоноводом с возможностью вращения. Крайние звенья телескопической секции бетоновода закреплены на крайних звеньях дополнительной телескопической секции стрелы, причем крайнее звено меньшего диаметра скреплено со звеном большего диаметра для указанных телескопических секций. Для выдвижения звеньев телескопической секции стрелы в ее полости установлен гидроцилиндр, соединенный с блоком управления.
Для осуществления поворота телескопических секций выдвижное звено меньшего диаметра телескопической секции бетоновода вместе с крайним звеном большего диаметра телескопической секции стрелы смонтированы на поворотной платформе, которая соединена с гидромотором, закрепленным на концевой секции стрелы, причем с возможностью его демонтажа, при этом для перемещения в вертикальной плоскости телескопическая секция стрелы соединена с гидроцилиндром, закрепленным на поворотной платформе.
Технический результат достигается тем, что телескопическая секция бетоновода, установленная на телескопической секции, закрепленной на корневой секции, распределена адресно к месту укладки, что снижает долю ручного труда в процессе выполнения бетонных работ, уменьшает требуемое количество стоянок при бетонировании, увеличивает рабочую зону обслуживания автобетононасосом и обеспечивает безопасность выполняемых бетонных работ на высоте.
Конструкций распределительных стрел автобетононасоса, характеризующихся предложенной в качестве изобретения совокупностью существенных признаков, в известных источниках информации не обнаружено, что подтверждает новизну изобретения. Из уровня техники не выявлено также решений, имеющих признаки, совпадающие с отличительными признаками предлагаемого изобретения. Следовательно, изобретение соответствует критерию «изобретательский уровень».
На фиг.1 изображен общий вид автобетононасоса. На фиг.2 - телескопическая секция распределительной стрелы с телескопическим бетоноводом. На фиг.3 - разрез А-А фиг.2, на фиг.4 - вид Б фиг.3, на фиг.5 - вид В фиг.3.
Автобетононасос состоит (фиг. 1) из базового автомобиля 1, на шасси 2 которого установлена распределительная стрела 3 с бетононасосом 4, к концевой секции 5 которой закреплена съемная телескопическая дополнительная секция 6 с телескопической секцией 7 бетоновода 8.
Съемная телескопическая дополнительная секция 6 стрелы 3 (фиг. 1) состоит из крайнего звена 9 большего диаметра и двух телескопических выдвижных звеньев 10, 11 меньшей длины (возможно выполнение телескопической секции с иным количеством звеньев) (фиг. 2). Крайнее звено 9 телескопической дополнительной секции стрелы с закрепленным на ней крайним звеном 12 телескопической секции бетоновода (прикрепленным к основному бетоноводу 8 с возможностью вращения) смонтированы на поворотной платформе 13 для обеспечения поворота на угол до 360°, например, со скоростью 1-1,5 об/мин. Поворот осуществляется гидромотор-редуктором 14, закрепленным на концевой секции 5 распределительной стрелы 3 с возможностью демонтажа. Телескопические секции могут отклоняться в вертикальной плоскости на угол до 90° при помощи гидроцилиндра 15, закрепленного на крайнем звене 9 и поворотной платформе 13.
Телескопический бетоновод состоит из трех телескопических секций 12, 16, 17, крайние из которых 12, 17 закреплены на крайних звеньях 9, 11 телескопической секции стрелы соответственно (фиг. 3). Сопряженные звенья телескопической секции бетоновода уплотнены относительно друг друга. На фиг. 4 и 5 показано исполнение двух узлов уплотнения телескопической секции бетоновода (виды Б и В).
Сборка телескопического бетоновода осуществляется следующим образом.
Звенья телескопического бетоновода вставляются (фиг. 4, 5) одна в другую через уплотнения 18 (уплотнения могут быть выполнены из упругого, пластичного материала, например резины, фторопласта). После вставки секций они стопорятся фланцами 19 и гайками 20. Собранная телескопическая секция 7 (фиг. 1) крепится подвижным соединением (с возможностью вращения) к бетоноводу 8, по которому подается бетонная смесь. При удлинении или укорочении телескопической секции стрелы 6 (фиг. 1) звенья 12, 16, 17 телескопической секции бетоновода 7, закрепленные на звеньях телескопической стрелы, также выдвигаются или задвигаются друг в друга. Уплотнения 18 не дают бетонной смеси попадать в пространство между секциями 12, 16, 17 различного диаметра.
Устройство работает следующим образом.
Бетонная смесь поступает в бетононасос 4 и по бетоноводу 8 подается к месту заливки. Оператор через блок управления осуществляет распределение бетона с помощью манипулирования распределительной стрелой, управляемой гидравлической системой базового автомобиля автобетононасоса. Шарнирно-сочлененные секции стрелы раскладываются с помощью гидроцилиндров на требуемую длину и могут поворачиваться за счет вращения опорной стойки. С помощью гидромотора 14 осуществляется поворот поворотной платформы 13 на требуемый угол. Вместе с поворотной платформой 13 происходит поворот телескопической секции 6 стрелы 3 вместе с закрепленной на ней телескопическими звеньями бетоновода 12, 16, 17. Изменение длины телескопической секции бетоновода 7 происходит путем выдвижения звеньев 12, 16, 17 за счет их крепления к звеньям 9, 10, 11 телескопической дополнительной секции стрелы 6, которые выдвигаются за счет гидроцилиндра, размещенного в ее полости (на чертежах не показан). Это позволяет точно доставить бетонную смесь к месту укладки без применения ручного труда.
После ориентирования выходного звена бетоновода к месту укладки бетона и выхода бетона из отверстия бетоновода возможно дальнейшее перемещение дополнительных секций 6 и 7.
Таким образом, повышение эксплуатационной производительности автобетононасоса достигается путем управления подачей бетона по бетоноводу и доставки его адресно к месту укладки, снижения доли ручного труда в процессе выполнения бетонных работ, уменьшения требуемого количества стоянок при бетонировании и обеспечения безопасности при выполнении бетонных работ на высоте. Результатом предлагаемого исполнения распределительной стрелы автобетононасоса будет механизированное управление процессом подачи бетона, увеличение рабочей зоны устройства с сохранением устойчивости и обеспечение выполнения бетонных работ в стесненных условиях, причем без перемещения самого автобетононасоса.