×
27.01.2013
216.012.2158

РОТОР АСИНХРОННОГО ДВИГАТЕЛЯ С ДОБАВОЧНЫМ СОПРОТИВЛЕНИЕМ ОБМОТКИ

Вид РИД

Изобретение

Юридическая информация Свернуть Развернуть
Краткое описание РИД Свернуть Развернуть
Аннотация: Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано в качестве ротора асинхронного двигателя с регулируемой величиной пускового тока. Предлагаемый ротор содержит короткозамкнутую обмотку и вал, на торце которого установлен датчик скорости, содержащий два двухполярных вывода, при этом первое кольцо указанной обмотки выполнено с разрезом и имеет первый и второй срезы, между которыми включена электрическая цепь, содержащая два последовательно соединенных резистора, каждый из которых шунтирован транзистором, соединенным с соответствующим двухполярным выводом датчика скорости, причем сопротивление первого резистора пропорционально скольжению в зоне от s=s до s=s, где электромагнитный момент изменяется по прямой, а сопротивление второго резистора пропорционально скольжению в зоне от s=s до s=1, где указанный момент изменяется по квадратичной зависимости. Общее сопротивление введенных резисторов пропорционально кратности пускового тока к номинальному значению тока двигателя. Введение в конструкцию ротора асинхронного двигателя указанной электрической цепи с последовательно соединенными резисторами обеспечивает достижение технического результата, состоящего в ограничении пускового тока асинхронного двигателя. 3 ил.
Основные результаты: Ротор асинхронного двигателя с добавочным сопротивлением обмотки, содержащий короткозамкнутую обмотку и вал, причем указанная обмотка содержит первое кольцо, второе кольцо и стержни, концы которых закреплены в указанных кольцах накоротко, отличающийся тем, что на торце вала установлен датчик скорости, содержащий первый двухполярный вывод и второй двухполярный вывод, при этом первое кольцо обмотки ротора выполнено с разрезом, имеющим первый срез и второй срез, между которыми включена электрическая цепь, содержащая последовательно соединенные первый и второй резисторы, причем величина первого резистора пропорциональна скольжению первой зоны механической характеристики от s=s до s=s, где электромагнитный момент двигателя изменяется по прямой, в соответствии с формулой М=а+аs, величина второго резистора пропорциональна скольжению второй зоны механической характеристики от s=s до s=1, где электромагнитный момент изменяется в соответствии с квадратичной зависимостью , где а, a, a - коэффициенты моментов критического, пускового и кратности минимального момента, a s - скольжение, при этом первый резистор шунтирован транзистором, соединенным с первым двухполярным выводом датчика скорости, второй резистор шунтирован транзистором, соединенным с вторым двухполярным выводом датчика скорости, причем общее сопротивление последовательно соединенных резисторов пропорционально кратности пускового тока к номинальному значению тока двигателя.
Реферат Свернуть Развернуть

Предлагаемое изобретение относится к области электротехники и может быть использовано в качестве ротора асинхронного двигателя с регулируемой величиной пускового тока.

Известен ротор асинхронного двигателя, содержащий сердечник с обмоткой в виде беличьей клетки, у которой имеется левое кольцо и правое кольцо, между которыми установлены медные или алюминиевые стержни, концы которых с обоих торцов соединены с указанными кольцами накоротко [1]. Данный ротор нашел широкое применение в асинхронных двигателях малой и средней мощности, так как он имеет простую конструкцию. Недостатком данного устройства является большой ток двигателя при пуске, превышающий в 5…7 раз номинальный ток.

Наиболее близким по технической сущности к заявляемому изобретению является ротор асинхронного двигателя, содержащий сердечник, в пазах которого размещена трехфазная двухслойная волновая стержневая обмотка, соединенная обычно в звезду, выводные концы которой присоединены к контактным кольцам, и вал [2]. Достоинствами данного устройства являются возможность применения его при более тяжелых условиях пуска, чем короткозамкнутый ротор, и возможность регулирования тока пуска за счет включения регулировочных устройств, например реакторов насыщения, реостатов. Недостатком фазного ротора является наличие контактных колец и щеточного устройства, что приводит к снижению надежности как ротора, так и двигателя в целом.

Техническим результатом изобретения является ограничение пускового тока двигателя.

Поставленный технический результат достигается тем, что в роторе асинхронного двигателя с добавочным сопротивлением обмотки, содержащим короткозамкнутую обмотку и вал, причем указанная обмотка содержит первое кольцо, второе кольцо и стержни, концы которых закреплены в указанных кольцах накоротко, на торце вала установлен датчик скорости, содержащий первый двухполярный вывод и второй двухполярный вывод, при этом первое кольцо обмотки ротора выполнено с разрезом, имеющим первый срез и второй срез, между которыми включена электрическая цепь, содержащая последовательно соединенные первый и второй резисторы, причем величина первого резистора пропорциональна скольжению первой зоны механической характеристики от s=sном до s=sкp, где электромагнитный момент двигателя изменяется по прямой, в соответствии с формулой Mэ=a0+a1s, величина второго резистора пропорциональна скольжению второй зоны механической характеристики от s=sкр до s=1, где электромагнитный момент изменяется в соответствии с квадратичной зависимостью , где a 0, a 1, a 2 - коэффициенты моментов критического пускового и кратности минимального момента, а s - скольжение, при этом первый резистор шунтирован транзистором, соединенным с первым двухполярным выводом датчика скорости, второй резистор шунтирован транзистором, соединенным с вторым двухполярным выводом датчика скорости, причем общее сопротивление последовательно соединенных резисторов пропорционально кратности пускового тока к номинальному значению тока двигателя.

На фиг.1 представлена физическая модель короткозамкнутой обмотки двигателя. На фиг.2 изображена схема первого кольца обмотки ротора с электрической цепью, содержащая два последовательно соединенных резистора, каждый из которых шунтирован транзистором, управляемым соответствующим двухполярным выводом датчика скорости. На фиг.3 представлена механическая характеристика двигателя, состоящая из первой зоны I и второй зоны II.

Ротор асинхронного двигателя содержит (фиг.1) короткозамкнутую обмотку 1, имеющую первое кольцо 2, стержни 3 и второе кольцо 4, и вал (не показан), на торце (не показан) которого установлен датчик скорости (не показан), снабженный двумя двухполярными выводами (не показаны).

Первое кольцо 2 обмотки ротора 1 выполнено (фиг.2) с разрезом (не обозначен), имеющим первый срез 2-1 и второй срез 2-2, между которыми включена электрическая цепь 2-3, содержащая последовательно соединенные резисторы 5 и 6, причем резистор 5 шунтирован транзистором 5-1, база - эмиттер 5-2 которого соединена с первым двухполярным выводом (не показан) датчика скорости; резистор 6 шунтирован транзистором 6-1, база - эмиттер 6-2 которого соединена с вторым двухполярным выводом (не показан) датчика скорости; сигнал, открывающий соответствующий транзистор, формируется на соответствующих выводах датчика скорости при достижении скорости вращения ротора соответствующей заданной величины.

В качестве резисторов 5 и 6 могут быть использованы мощные высокотемпературные резисторы таблеточного исполнения типа РК 223, а в качестве транзисторов - транзисторные ключи типа ТК 1-380-60, серийно выпускаемые отечественной промышленностью. Число резисторов в электрической цепи 2-3 зависит от допустимого значения пускового тока двигателя, при этом резисторы имеют разные сопротивления. Величина резистора 5 пропорциональна скольжению первой зоны механической характеристики I (фиг.3) от s=sном до s=sкp, где электромагнитный момент двигателя изменяется по прямой в соответствии с формулой:

Величина резистора 6 пропорциональна скольжению второй зоны механической характеристики II от s=skp до 5=1, где электромагнитный момент изменяется в соответствии с квадратичной зависимостью:

,

где a 0, a 1, a 2 - коэффициенты моментов критического Mmax, пускового Mn (фиг.1) и кратности минимального момента;

s - текущее скольжение.

Можно показать, что электромагнитный момент двигателя зависит от приведенного сопротивления роторной обмотки [3]:

где m1 - число фаз;

- приведенный ток обмотки ротора;

Ω1 - угловая скорость вращающегося магнитного поля;

- приведенное сопротивление обмотки ротора, равное

где - приведенное сопротивление непосредственно обмотки ротора;

- суммарное сопротивление резистора 5 и резистора 6;

критическое скольжение двигателя также зависит от приведенного сопротивления ротора и для мощных двигателей [3]:

где xк - индуктивное сопротивление рассеяния режима короткого замыкания,

а максимальный момент Mmax (фиг.3) не зависит от активного сопротивления вторичной цепи R2, однако sкp, при которой он достигается, зависит от в соответствии с (5). Выражения (3) и (5) позволили разделить механическую характеристику (фиг.3) на две зоны, а выражения (1) и (2) определяют законы изменения электромагнитного момента в каждой из зон. Общее сопротивление последовательно соединенных резисторов 5 и 6 (фиг.2) пропорционально кратности пускового тока к номинальному значению тока двигателя, т.е.

где In - пусковой ток;

Iном - номинальный ток двигателя;

n - кратность токов.

Современные асинхронные двигатели имеют 3, 5 и 7-кратные токи в зависимости от мощности, поэтому n=3, 5 и 7.

Таким образом, число резисторов электрической цепи 2-3 равно числу транзисторов, шунтирующих указанные резисторы, и равно числу двухполярных выводов датчика скорости, а общее сопротивление резисторов 5 и 6 кратно числу, в которое уменьшается пусковой ток двигателя.

Применение ротора асинхронного двигателя с добавочным сопротивлением обмотки осуществляется следующим образом.

При сборке асинхронного двигателя его ротор устанавливается на свое место обычным образом, при этом на торец вала ротора закрепляется датчик скорости, имеющий двухполярные выводы, число которых равно числу транзисторов (фиг.2), которое в свою очередь равно числу резисторов. Датчик скорости обладает начальной намагниченностью, обеспечивающей начальное значение сигнала в первом двухполярном выводе, однако данный сигнал недостаточен для открывания транзистора 5-1. При полностью включенных резисторах 5 и 6 из-за большого общего сопротивления ток ротора будет незначительным, однако ротор начнет вращение и за время 0-t0 сигналы в двухполярных выводах датчика скорости увеличиваются. В момент t0 сигнал в первом двухполярном выводе датчика скорости поступает на база - эмиттерный переход 5-2 транзистора 5-1, последний срабатывает, резистор 5 шунтируется, поэтому ток ротора увеличивается и его частота вращения растет до момента t1. На интервале времени t1-t2 частота вращения вала постоянная и происходит накопление потенциала во втором двухполярном выводе, и в момент t2 происходит срабатывание транзистора 6-1, который шунтирует резистор 6, при этом общее сопротивление электрической цепи 2-3 (фиг.2) уменьшилось вдвое, а ток ротора увеличился, что приводит к очередному увеличению частоты вращения ротора, которая достигает точки, соответствующей очередному моменту времени t3, при этом происходит реализация обеих зон механической характеристики (фиг.3) двигателя [4].

Таким образом, введение электрической цепи из последовательно соединенных резисторов в разрез кольца роторной обмотки позволяет ограничить пусковой ток, чем и достигается требуемый технический результат.

Стоимость датчика скорости, электрической цепи, содержащей два последовательно соединенных резистора, шунтированных соответствующим числом транзисторов и монтажа, сравнима со стоимостью источника питания повышенной (в 5…7 раз) мощности, обеспечивающего обычный пуск двигателя при условии, что число пусков в месяц достигает сотни.

Источники информации

1. Вольдек А.И. Электрические машины. Л., Энергия, 1974, стр.358…359, рис.19.2.

2. Иванов-Смоленский А.В. Электрические машины. T.1. M., МЭИ, 2006, стр.475…476, рис.38.6.

3. Электрический справочник. Т 2. Под ред. В.Г.Герасимова. M., МЭИ, 2003, стр.173, рис.26.5.

4. Специальные электрические машины. Книга 1. Под ред. Б.Л.Алиевского. M., Энергоатомиздат, 1993, стр.173, рис.6.4.

Ротор асинхронного двигателя с добавочным сопротивлением обмотки, содержащий короткозамкнутую обмотку и вал, причем указанная обмотка содержит первое кольцо, второе кольцо и стержни, концы которых закреплены в указанных кольцах накоротко, отличающийся тем, что на торце вала установлен датчик скорости, содержащий первый двухполярный вывод и второй двухполярный вывод, при этом первое кольцо обмотки ротора выполнено с разрезом, имеющим первый срез и второй срез, между которыми включена электрическая цепь, содержащая последовательно соединенные первый и второй резисторы, причем величина первого резистора пропорциональна скольжению первой зоны механической характеристики от s=s до s=s, где электромагнитный момент двигателя изменяется по прямой, в соответствии с формулой М=а+аs, величина второго резистора пропорциональна скольжению второй зоны механической характеристики от s=s до s=1, где электромагнитный момент изменяется в соответствии с квадратичной зависимостью , где а, a, a - коэффициенты моментов критического, пускового и кратности минимального момента, a s - скольжение, при этом первый резистор шунтирован транзистором, соединенным с первым двухполярным выводом датчика скорости, второй резистор шунтирован транзистором, соединенным с вторым двухполярным выводом датчика скорости, причем общее сопротивление последовательно соединенных резисторов пропорционально кратности пускового тока к номинальному значению тока двигателя.
РОТОР АСИНХРОННОГО ДВИГАТЕЛЯ С ДОБАВОЧНЫМ СОПРОТИВЛЕНИЕМ ОБМОТКИ
РОТОР АСИНХРОННОГО ДВИГАТЕЛЯ С ДОБАВОЧНЫМ СОПРОТИВЛЕНИЕМ ОБМОТКИ
РОТОР АСИНХРОННОГО ДВИГАТЕЛЯ С ДОБАВОЧНЫМ СОПРОТИВЛЕНИЕМ ОБМОТКИ
РОТОР АСИНХРОННОГО ДВИГАТЕЛЯ С ДОБАВОЧНЫМ СОПРОТИВЛЕНИЕМ ОБМОТКИ
Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-10 из 19.
20.01.2013
№216.012.1bb7

Универсальная насадка для переливания

Изобретение относится к области гидроаэродинамики и можег быть использовано для переливания жидкости из различных сосудов. В универсальную насадку введена перегородка с заостренным краем в крайней части изделия, размещенная под углом к основному каналу для течения жидкости по всей окружности...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002472589
Дата охранного документа: 20.01.2013
10.01.2014
№216.012.95e3

Устройство гарантированного питания

Изобретение относится к области электротехники может быть использовано в качестве установки гарантированного питания переменным током трехфазных потребителей, не допускающих перерывов в электроснабжении. Технический результат заключается в снижении перерыва в электроснабжении потребителей при...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002504065
Дата охранного документа: 10.01.2014
20.08.2014
№216.012.ea7f

Устройство для симметрирования напряжений кабеля

Устройство относится к области электротехники и может быть использовано в качестве устройства симметрирования напряжений кабеля при обрыве любой его фазы. Технический результат заключается в повышении быстродействия устройства. Для этого заявленное устройство содержит первую, вторую, третью...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002525839
Дата охранного документа: 20.08.2014
27.02.2015
№216.013.2d43

Устройство контроля, восстановления и симметрирования напряжения фаз

Изобретение относится к области электротехники. Технический результат заключается в повышении мощности устройства. Для этого заявленное устройство содержит клеммы фаз сети, три предохранителя, выпрямитель, контактор с размыкающими и замыкающими контактами, три реле управления с размыкающими и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002543055
Дата охранного документа: 27.02.2015
20.03.2015
№216.013.342f

Устройство для восстановления напряжения в оборванной фазе кабеля

Устройство относится к области электротехники и может быть использовано для обеспечения бесперебойного электроснабжения потребителей автономных объектов при обрыве фазы кабеля. Устройство содержит клеммы кабеля, три реле контроля напряжения, каждое из которых снабжено одним размыкающим и двумя...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002544834
Дата охранного документа: 20.03.2015
10.05.2015
№216.013.4898

Устройство восстановления и симметрирования напряжения кабеля при обрыве жилы

Изобретение относится к области электротехники. Технический результат заключается в возможности задания требуемого времени восстановления напряжения. Для этого заявленное устройство содержит клеммы кабеля А, В, С, три реле постоянного тока контроля фаз, каждое из которых содержит источник...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002550091
Дата охранного документа: 10.05.2015
20.05.2015
№216.013.4d7d

Устройство восстановления и симметрирования напряжений при обрыве двух фаз сети

Изобретение относится к области электротехники. Технический результат заключается в повышении быстродействия и мощности устройства. Для этого заявленное устройство содержит клеммы сети, три реле напряжения с ускорением при срабатывании и отпускании с замыкающими и размыкающими контактами, семь...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002551351
Дата охранного документа: 20.05.2015
10.08.2016
№216.015.524f

Шахтное сооружение повышенной защищенности

Изобретение относится к области фортификации и может быть использовано в качестве шахтного сооружения повышенной защищенности для объектов, заглубленных в грунт. Сооружение содержит ствол шахты, выполненный в виде усеченного конуса, верхнее основание которого является входом в шахту, а нижнее...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002594011
Дата охранного документа: 10.08.2016
25.08.2017
№217.015.abe6

Установка бесперебойного питания объекта

Использование: в области электротехники. Технический результат – обеспечение выравнивания напряжений. Установка содержит первый канал электроснабжения, образованный клеммами сети (1), линиями электропередачи, автоматом включения резерва и клеммами для подключения нагрузки, и второй канал...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002612196
Дата охранного документа: 03.03.2017
25.08.2017
№217.015.ae04

Устройство симметрирования напряжения в трёхпроводной сети

Использование: в области электротехники. Технический результат заключается в повышении точности симметрирования напряжения при обрыве фазы. Устройство содержит клеммы сети, трехфазное реле контроля напряжения сети с размыкающими контактами, три реле контроля напряжения, каждое из которых...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002612395
Дата охранного документа: 09.03.2017
Показаны записи 1-10 из 28.
20.01.2013
№216.012.1bb7

Универсальная насадка для переливания

Изобретение относится к области гидроаэродинамики и можег быть использовано для переливания жидкости из различных сосудов. В универсальную насадку введена перегородка с заостренным краем в крайней части изделия, размещенная под углом к основному каналу для течения жидкости по всей окружности...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002472589
Дата охранного документа: 20.01.2013
10.04.2013
№216.012.33e8

Туннельная электростанция

Изобретение относится к области электроэнергетики и может быть использовано для производства электроэнергии. Туннельная электростанция содержит воздушную турбину с электрогенератором, сообщенную с воздухозаборником, расположенным по периметру верхней части диаметрального среза туннеля,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002478831
Дата охранного документа: 10.04.2013
10.06.2013
№216.012.486f

Топливо для импульсного детонационного двигателя

Изобретение относится к топливу для импульсного детонационного двигателя на основе синтетического высокоплотного горючего Т-10, отличающемуся тем, что с целью повышения его детонационной активности в горючее дополнительно введен продетонатор - трет-бутилгидропероксид (% масс): горючее Т-10...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002484123
Дата охранного документа: 10.06.2013
10.06.2013
№216.012.48cc

Подмости для обследования мостов

Изобретение относится к строительству, в частности к средствам подмащивания. Подмости для обследования мостов содержат объемные конструкции, настилы, ограждения, лестницы, причем объемные конструкции выполнены в виде кубических элементов из мягких оболочек, внутрь которых накачан воздух,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002484216
Дата охранного документа: 10.06.2013
10.06.2013
№216.012.4a17

Реле разности фаз

Изобретение может быть использовано в качестве реле разности фаз двух сигналов с известными частотами, например, сети и генератора. Реле разности фаз содержит четыре пороговых блока, два формирователя импульсов, два элемента ИЛИ, два исполнительных элемента, генератор тактовых импульсов,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002484547
Дата охранного документа: 10.06.2013
10.06.2013
№216.012.4a35

Устройство формирования шумовой помехи

Устройство относится к радиотехнике. Техническим результатом является расширение полосы генерируемых частот передатчика шумовых помех, возможность управления спектром помехи, а также уровнем необратимых искажений сигнала при относительной простоте конструкции. Упомянутый технический результат...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002484577
Дата охранного документа: 10.06.2013
20.06.2013
№216.012.4bec

Беспилотный комбинированный летательный аппарат

Изобретение относится к области авиации. Беспилотный комбинированный летательный аппарат содержит корпус, силовую установку с винтовым толкающим движителем, расположенным в хвостовой части фюзеляжа, и систему управления. Корпус в форме летающего крыла выполнен многосекционным из набора...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002485018
Дата охранного документа: 20.06.2013
20.06.2013
№216.012.4d8f

Способ расснаряжения боеприпасов

Изобретение относится к способу расснаряжения боеприпасов. Расснаряжение ведут путем выжигания заряда взрывчатого вещества из оболочки боеприпаса, установленной вертикально горловиной вниз, с инициированием послойного горения взрывчатого вещества со стороны его свободной поверхности...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002485437
Дата охранного документа: 20.06.2013
20.06.2013
№216.012.4e21

Устройство для моделирования многоканальных преобразователей

Изобретение относится к средствам моделирования многоканальных преобразователей. Техническим результатом является повышение точности моделирования за счет совмещения контроля передаточных характеристик и статистической оценки показателя частоты воздействия совокупности дестабилизирующих...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002485583
Дата охранного документа: 20.06.2013
20.06.2013
№216.012.4e78

Индикатор поля свч излучения

Изобретение относится к радиотехнике и предназначены для поиска и обнаружения источников излучения, определения его местоположения, а также для мониторинга уровня основного и побочных радиоизлучений разного рода бытовых, медицинских и промышленных установок, в том числе наземных РЛС различного...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002485670
Дата охранного документа: 20.06.2013
+ добавить свой РИД