×
06.06.2023
223.018.7884

Результат интеллектуальной деятельности: Жидкостный ракетный двигатель с электронасосной системой подачи

Вид РИД

Изобретение

Аннотация: Изобретение относится к ракетной технике. Жидкостный ракетный двигатель (ЖРД) с электронасосной системой подачи низкокипящих компонентов топлива, включающий регенеративно охлаждаемую камеру сгорания, электронасосные агрегаты для подачи компонентов топлива в камеру, блок питания электронасосных агрегатов на основе аккумуляторных батарей, при этом в состав двигателя включен турбоэлектрогенератор, вход в турбину которого сообщен с магистралью выхода из тракта охлаждения камеры газифицированного в нем низкокипящего компонента топлива; выход из турбины сообщен с магистралью входа этого компонента топлива в полость форсуночной головки камеры, а клеммы электрогенератора связаны кабелем через преобразователь в виде зарядного устройства и автоматический прерыватель электрической цепи с клеммами блока питания электроприводов насосов. Изобретение обеспечивает улучшение массовых характеристик двигателя с электронасосной системой подачи низкокипящих компонентов топлива за счет снижения количества и массы аккумуляторных батарей в блоке питания электронасосных агрегатов. 1 ил.

Изобретение относится к ракетной технике и может быть использовано в конструкциях жидкостных ракетных двигателей (ЖРД) с электронасосной системой подачи низкокипящих (криогенных) компонентов топлива в камеру сгорания.

В настоящее время в связи с успехами в создании энергоемких аккумуляторных батарей с удельной емкостью до 350 Вт⋅час/кг и относительно легких вентильных электродвигателей на постоянных магнитах с удельной массой ≤0,2 кг/КВт сформировался новый класс ЖРД с электронасосной системой подачи топлива в камеру сгорания. В таких двигателях привод каждого насоса, подающего компонент топлива в камеру, осуществляется индивидуальным электродвигателем постоянного тока с питанием его через преобразователь от литий-ионных или литий-полимерных аккумуляторных батарей, обладающих наилучшими массовыми характеристиками.

В диапазоне тяг от 0,4 тс до ~2 тс двигатели с электронасосной системой подачи топлива могут составить конкуренцию традиционно используемым в данном диапазоне тяг двигателям с турбонасосной системой подачи топлива, выполненным по схеме без дожигания рабочего тела турбины, имея такие качества, как отсутствие потерь удельного импульса, связанных с выхлопом отработанного в турбине генераторного газа, отсутствие газогенератора и теплонапряженных высокотемпературных элементов систем подачи (турбина, газоводы, выхлопные сопла); отсутствие специальных функциональных систем: системы агрегатов, обеспечивающих раскрутку ТНА при запуске двигателя, системы агрегатов регулирования тяги и соотношения расходов компонентов топлива через двигатель - функции этих систем обеспечиваются за счет изменения скоростей вращения электронасосов и, соответственно, расходов компонентов топлива в камеру по командам системы управления РН. Указанными качествами обладает двигатель «Rutherford» с тягой -2 тс, используемый в составе I и II ступеней РН «Elecktron», разработанный дочерним предприятием частной американской компанией «Rocket Lab». Этот двигатель принят за прототип изобретения. Недостаток ЖРД, выполненного по схеме прототипа, заключается в существенном возрастании массы блока питания на основе аккумуляторных батарей даже с высокими удельными характеристиками, указанным выше, при переходе к большим тягам, превышающим верхний предел указанного выше диапазона при более высоких давлениях в камере, обеспечивающих приемлемый удельный импульс в атмосферных условиях.

Так, если при тяге двигателя 2000 кгс на уровне моря (давление окружающей среды - 1 ата) и давлении в камере 20 ата, при котором удельный импульс двигателя равен 254 с, мощность суммарного электропотребления двигателя равна ~44 КВт, а масса батарей, обеспечивающих работу двигателя в течение 140 с (I ступень РН) равна ~6 кг, то при тяге двигателя в атмосферных условиях 4000 кгс при давлении в камере 60 ата, обеспечивающим удельный импульс 287 с, мощность электропотребления двигателя, выполненного по схеме прототипа, составит уже 311 КВт, а потребная масса батарей, обеспечивающих работу двигателя в течение вышеуказанного времени, увеличится до ~36 кг, что составляет ~37% массы двигателя. При дальнейшем увеличении тяги и давления в камере доля батарей в массе двигателя будет только возрастать, что существенно ухудшает массовые характеристики двигателя с электронасосной системой подачи и делает его неконкурентноспособным по сравнению с двигателем, использующим турбонасосную систему подачи.

Изобретение направлено на улучшение массовых характеристик двигателя с электронасосной системой подачи низкокипящих компонентов топлива за счет снижения количества и массы аккумуляторных батарей в блоке питания электронасосных агрегатов. Результат обеспечивается тем, что в состав двигателя включен турбоэлектрогенератор (электрогенератор с турбинным приводом), вход в турбину которого сообщен с магистралью выхода из тракта охлаждения камеры газифицированного в нем низкокипящего компонента топлива, выход из турбины сообщен с магистралью входа этого компонента топлива в форсуночную головку камеры, а клеммы электрогенератора скоммутированы кабелем через преобразователь вырабатываемого турбоэлектро генератором электрического тока, выполненный в виде зарядного устройства, и автоматический прерыватель электрической цепи с клеммами блока питания электроприводов насосов.

При таком исполнении двигателя с электронасосной системой подачи топлива возможны питание электроприводов насосов от двух источников: от электрогенератора и блока аккумуляторных батарей, а также подзарядка аккумуляторных батарей блока питания при падении напряжения на его выходе вследствие разряда батарей ниже напряжения подаваемого от электрогенератора, вследствие чего начальная электроемкость и мощность электропитания могут быть рассчитаны на потребную мощность электроприводов насосов за вычетом электрической мощности, поступающей от электрогенератора на клеммы блока питания в течение всего времени работы двигателя.

На рисунке представлена схема предполагаемого двигателя с электронасосной системой подачи топлива.

В состав двигателя входят регенеративно охлаждаемая камера 1, электронасосные агрегаты окислителя ЭНО и горючего ЭНГ с электроприводами 2, 3 насосов 4, 5, турбоэлектрогенератор (ТЭГ), турбина 6 которого сообщена входом с магистралью 7 на выходе тракта охлаждения камеры 1 и выходом - с магистралью 8 на входе в форсуночную головку камеры 1. Клеммы электрогенератора 9 через автоматический прерыватель 10 электрической цепи 11 и преобразователь 12 электрически соединены с соответствующими клеммами на общем электрическом выходе аккумуляторных батарей 13 блока питания (БП) - входе в преобразователь 14 постоянного электрического тока, поступающего от БП.

При работе двигателя после достижения номинальных оборотов ЭНО и ЭНГ автоматический прерыватель 10 замыкает электрическую цепь между клеммами электрогенератора 9 и клеммами общего электрического выхода аккумуляторных батарей 13 блока питания, после чего при снижении напряжения постоянного электрического тока на клеммах батарей в допустимых пределах, но ниже напряжения постоянного электрического тока, поступающего через преобразователь 12 от электрогенератора 9 (или при равенстве их), питание ЭНО, ЭНГ осуществляется от 2-х источников БП и ТЭГ.

Расчетная оценка, проведенная по отношению к ЖРД с тягой 4 тс с электронасосной системой подачи топлива «жидкий кислород + СПГ» при давлении в камере 60 кгс/см2 показывает, что турбоэлектрогенератор, турбина которого включена в магистраль газифицированного СПГ на выходе тракта охлаждения камеры, обеспечивает выработку при КПД 0,95 электрогенератора - 225 КВт электрической мощности при избыточных затратах на потребную мощность насоса горючего 76 КВт, то есть в течение всего времени работы двигателя необходимая электрическая мощность на питание ЭНО и ЭНГ с КПД 0,95 и подзарядку батарей составит величину 138 КВт (при суммарной потребной мощности привода насосов 280 КВт) вместо 311 КВт у прототипа. Соответственно требуемые энергоемкости БП при времени работы двигателя 140 с равны 19320 КВт⋅с и 43540 КВт⋅с, а массы аккумуляторных батарей, обеспечивающих такие емкости при перспективной удельной массовой характеристике ~350 Вт час/кг равны соответственно 15 кг и 35 кг, что, с учетом массы преобразователя напряжения 2 кг, обеспечивает выигрыш в массе двигателя по изобретению ~18 кг по сравнению с двигателем по прототипу.

Жидкостный ракетный двигатель (ЖРД) с электронасосной системой подачи низкокипящих компонентов топлива, включающий регенеративно охлаждаемую камеру сгорания, электронасосные агрегаты для подачи компонентов топлива в камеру, блок питания электронасосных агрегатов на основе аккумуляторных батарей, отличающийся тем, что в состав двигателя включен турбоэлектрогенератор, вход в турбину которого сообщен с магистралью выхода из тракта охлаждения камеры газифицированного в нем низкокипящего компонента топлива; выход из турбины сообщен с магистралью входа этого компонента топлива в полость форсуночной головки камеры, а клеммы электрогенератора связаны кабелем через преобразователь в виде зарядного устройства и автоматический прерыватель электрической цепи с клеммами блока питания электроприводов насосов.
Источник поступления информации: Роспатент

Showing 1-5 of 5 items.
06.06.2023
№223.018.789d

Жидкостный ракетный двигатель, выполненный по схеме без дожигания в камере

Изобретение относится к ракетной технике и может быть использовано в конструкциях жидкостных ракетных двигателей, выполненных по схеме без дожигания в камере. Изобретение направлено на уменьшение потерь удельного импульса двигателя, связанных с приводом ТНА. Результат обеспечивается повышением...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002765219
Дата охранного документа: 26.01.2022
06.06.2023
№223.018.78d3

Космическая энергетическая установка с машинным преобразованием энергии

Изобретение относится к объектам энергетического машиностроения. Космическая энергетическая установка с машинным преобразованием энергии в замкнутом контуре с газообразным рабочим телом, реализующим термодинамический цикл Брайтона, в состав которого входит источник тепла, компрессор,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002757148
Дата охранного документа: 11.10.2021
06.06.2023
№223.018.78d6

Жидкостный ракетный двигатель

Изобретение относится к ракетно-космической технике и может быть использовано в конструкции жидкостного ракетного двигателя с турбонасосной системой подачи топлива, выполненного по схеме без дожигания, с радиационно-охлаждаемым насадком сопла камеры. Жидкостный ракетный двигатель, выполненный...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002757146
Дата охранного документа: 11.10.2021
06.06.2023
№223.018.78d9

Энергетическая установка с машинным преобразованием энергии

Энергоустановка содержит электрогенератор (ЭГ) (1), кинематически связанный с турбокомпрессором (ТК) (2) со стороны входа в компрессор, источник тепла (4), регенератор тепла (5), теплообменник-холодильник (6) системы отвода низкопотенциального тепла из рабочего контура жидким теплоносителем,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002757147
Дата охранного документа: 11.10.2021
06.06.2023
№223.018.78dd

Жидкостный ракетный двигатель

Изобретение относится к ракетной технике. Жидкостный ракетный двигатель включает бустерные насосные агрегаты, турбонасосный агрегат, камеру и газогенератор, при этом в состав двигателя включена автономная аккумуляторная батарея, приводы бустерных насосов выполнены в виде синхронных...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002757145
Дата охранного документа: 11.10.2021
Showing 1-10 of 73 items.
27.01.2013
№216.012.20ab

Способ формирования команды управления одноканальной вращающейся по углу крена ракетой и устройство для его осуществления (варианты)

Предлагаемая группа изобретений относится к области ракетного вооружения. Способ формирования команды управления одноканальной вращающейся по углу крена ракетой включает формирование программно-временного сигнала, формирование сигнала крена ракеты, модуляцию им программно-временного сигнала и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002473864
Дата охранного документа: 27.01.2013
10.03.2013
№216.012.2e53

Агрегат с радиальным потоком

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в конструкции центробежных высокооборотных компрессоров. Агрегат с радиальным потоком содержит корпус, рабочее колесо, расположенное на валу, щелевое уплотнение и магистраль возврата утечек на всасывание. В указанном агрегате...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002477390
Дата охранного документа: 10.03.2013
10.04.2013
№216.012.32c1

Ракетный летательный аппарат

Изобретение относится к ракетной технике и может быть использовано в конструкциях ракетных летательных аппаратов и ракетных двигателей. Ракетный летательный аппарат содержит корпус, ракетный двигатель с осесимметричным сверхзвуковым соплом, а также установленный на корпусе вокруг двигателя,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002478536
Дата охранного документа: 10.04.2013
10.04.2013
№216.012.3436

Электронный блок двухканальной лазерной полуактивной головки самонаведения

Изобретение относится к технике управления вращающимися по углу крена беспилотными летательными аппаратами и может быть использовано в комплексах вооружения, в которых на конечном участке траектории осуществляется самонаведение методом пропорциональной навигации. Электронный блок (ЭБ) включает...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002478909
Дата охранного документа: 10.04.2013
20.04.2013
№216.012.37b9

Способ одновременного наведения телеориентируемых в луче управления ракет (варианты) и система наведения для его осуществления

Способы и система относятся к ракетной технике и могут быть использованы в комплексах управляемого вооружения. Варианты способов одновременного наведения телеориентируемых в луче ракет включают формирование луча управления, совмещение его оптической оси с линией визирования цели, сужение луча...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002479818
Дата охранного документа: 20.04.2013
20.05.2013
№216.012.41d8

Способ формирования сигналов управления вращающимся по углу крена самонаводящимся снарядом

Изобретения относятся к области разработки систем управления беспилотными летательными аппаратами и может быть использовано в комплексах управляемого артиллерийского вооружения и других комплексах вооружения, в которых на конечном участке траектории осуществляется самонаведение по методу...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002482426
Дата охранного документа: 20.05.2013
27.06.2013
№216.012.5121

Способ и устройство для регулирования основных параметров ракетных двигателей двигательной установки, использующей газообразные компоненты топлива

Изобретение относится к ракетно-космической технике. Способ регулирования основан на поддержании массовых расходов компонентов топлива через двигатели путем обеспечения заданных давлений на входах в блоки двигателей, при этом в процессе работы двигателей измеряют температуры газообразных...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002486362
Дата охранного документа: 27.06.2013
27.06.2013
№216.012.5163

Способ наведения вращающейся ракеты и система наведения для его осуществления

Изобретение относится к области разработки систем наведения ракет. Способ наведения вращающейся ракеты включает формирование модулированного излучения на пусковом устройстве, прием излучения на ракете и выработку сигналов управления в вертикальной и горизонтальной плоскостях, формирование...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002486428
Дата охранного документа: 27.06.2013
20.07.2013
№216.012.57fc

Мобильный генератор импульсных напряжений и токов

Изобретение относится к прикладной электротехнике. Более конкретно, мобильный генератор импульсных напряжений и токов (М-ГИН) относится к приборам испытания различного электротехнического оборудования и их систем молниезащиты на грозоупорность. Характеристики М-ГИН позволяют создавать в полевых...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002488132
Дата охранного документа: 20.07.2013
27.07.2013
№216.012.5a26

Турбоэлектрогенераторный агрегат

Изобретение относится к энергетическому машиностроению и может быть использовано в конструкции газотурбинных установок для привода электрогенераторов. Турбоэлектрогенераторный агрегат содержит ротор, статор, электрогенератор, а также опорные узлы, вход рабочего тела, щелевое уплотнение и выхлоп...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002488699
Дата охранного документа: 27.07.2013
+ добавить свой РИД