×
23.05.2023
223.018.6bec

Результат интеллектуальной деятельности: Способ контроля энергетической эффективности локомотивов в эксплуатации

Вид РИД

Изобретение

№ охранного документа
0002729501
Дата охранного документа
07.08.2020
Аннотация: Изобретение относится к области машиностроения. Контролируют энергетическую эффективность локомотивов. Определяют два показателя энергетической эффективности, такие как среднеэксплуатационный КПД локомотива и отклонение фактического расхода энергоресурсов от расчетного расхода. Среднеэксплуатационный КПД локомотива определяют на основании данных с бортовых систем регистрации параметров движения как отношение работы по преодолению сил сопротивления движению поезда к затраченным энергоресурсам. Отклонение фактического расхода энергоресурсов от расчетного расхода получают при нормативном значении КПД локомотива. Дополнительно определяют относительный среднеэксплуатационный КПД, равный отношению среднеэксплуатационного КПД к номинальному КПД. Дополнительно определяют тяговый среднеэксплуатационный КПД. Достигается повышение надежности и достоверности влияния на энергоэффективность различных факторов, связанных с перевозочным процессом. 2 з.п. ф-лы.

Изобретение относится к железнодорожному транспорту, а именно к способу контроля энергетической эффективности локомотивов при их эксплуатации и может найти применение для контроля показателей перевозочного процесса, анализа причин отклонения показателей от нормы, выработки рекомендаций по повышению качества и эффективности перевозочного процесса, в частности, рекомендаций по проектированию новых локомотивов, а также решений, способствующих повышению надежности и эффективности перевозочного процесса.

Известен способ оценки энергоэффективности локомотивов для оценки качества ремонта тепловозов (Методика определения показателя энергоэффективности локомотивов (ПЭЛ) для оценки качества ремонта тепловозов. Утверждена старшим вице-президентом ОАО «РЖД» 18 декабря 2014 г. №496 / ОАО «РЖД». - М., 2014. - 40 с.) - аналог.

Способ, примененный в известном решении предусматривает определение показателя энергоэффективности локомотива как отношения индикаторных давлений в цилиндрах тепловозного дизеля:

где - среднее индикаторное давление - значение условного постоянного давления в цилиндре двигателя, при котором работа, произведенная рабочим телом за один такт цикла, равнялась бы индикаторной работе цикла;

- образцовый цилиндр двигателя, цилиндр с максимальным значением среднего индикаторного давления при отсутствии неисправностей цилиндра;

z - число цилиндров двигателя.

Недостатками данного способа являются его неприменимость к электровозам, гибридным и аккумуляторным локомотивам, невозможность учета энергоэффективности передачи мощности, тягового привода и вспомогательного оборудования, а также невозможность разделения факторов, влияющих на энергоэффективность, и выявления доминирующих факторов, в отношении которых требуется первоочередное реагирование.

Известен способ определения энергетической эффективности локомотивов (Прямой и косвенный способы определения уровня энергетической эффективности тепловозов. Бабков Ю.В. 1, Клименко Ю.И. 2, Перминов В.А. / Железнодорожный транспорт / №3 - 2015, стр. 55-60) - аналог.

В известном решении показатель энергоэффективности определяется как отношение фактического (экспериментально-расчетного ηэр) КПД локомотива, измеренного по специально подготовленной циклограмме рабочих режимов (тест-циклограмме) к коэффициенту полезного действия (КПД), определенному по той же циклограмме при паспортных значениях мощности дизеля (контрольно-расчетному ηкр) с нагружением в обоих случаях на реостат:

Недостатками известного решения, наряду с выпадением из поля зрения эксплуатационных факторов, не связанных с техническим состоянием локомотива, является неизбежное расхождение тест-циклограмм с эксплуатационными циклограммами, а также невозможность учета энергоэффективности тягового привода.

Помимо названных есть и другие недостатки - неприменимость к тепловозам с гидравлической передачей мощности, электровозам, гибридным и аккумуляторным локомотивам, а также невозможность разделения факторов, влияющих на энергоэффективность, и выявления доминирующих факторов, в отношении которых требуется первоочередное реагирование.

Для электровозов известны аналогичные способы определения показателей энергоэффективности (статья С.Г. Шантаренко и др. «Обеспечение контроля энергоэффективности электровозов») - аналог. В известном решении, в частности, предлагается вычислять показатель энергоэффективности по формуле, аналогичной (2), с поправкой, учитывающей потери мощности в узлах локомотива:

где ΔPi - дополнительные потери в i-м узле;

Pi - мощность этого узла.

Недостатком способа является затруднительность измерения потерь мощности в узлах локомотива в условиях эксплуатации.

Таким образом, известные способы определения энергетической эффективности локомотивов не позволяют решить важные для практики задачи разделения факторов, влияющих на энергоэффективность и определить степень их влияния.

Техническим результатом, на достижение которого направлено заявляемое решение, является повышение надежности и достоверности влияния на энергоэффективность различных факторов, связанных с перевозочным процессом.

Указанный технический результат достигается тем, что способ контроля энергетической эффективности локомотивов заключается в том, что определяют, по меньшей мере, два показателя энергетической эффективности, причем одним из них является среднеэксплуатационный КПД локомотива, который определяют на основании данных с бортовых систем регистрации параметров движения как отношение работы по преодолению сил сопротивления движению поезда к затраченным энергоресурсам, а другим - отклонение фактического расхода энергоресурсов от расчетного расхода, полученного при нормативном значении КПД локомотива.

Способ контроля энергетической эффективности локомотивов в эксплуатации, характеризующийся тем, что для разделения показателей энергетической эффективности эксплуатации локомотива и степени его технического совершенства, дополнительно определяют относительный среднеэксплуатационный КПД, равный отношению среднеэксплуатационного КПД к номинальному КПД, т.е. значению КПД, соответствующему номинальному режиму работы локомотива.

Способ контроля энергетической эффективности локомотивов в эксплуатации характеризующийся тем, что для разделения показателей энергоэффективности графика движения поездов и энергоэффективности локомотивов, дополнительно определяют тяговый среднеэксплуатационный КПД, как отношение работы по преодолению сил сопротивления движению поезда к расходу энергоресурсов за время нахождения локомотива с составом в движении, за вычетом расхода энергоресурсов в режимах выбега и торможения.

Заявляемое решение применимо в частности, для определения зависимости энергоэффективности локомотивов с учетом их технического состояния, степени технического совершенства эксплуатирующихся на данном участке локомотивов, качеством графика движения поездов, характеристик участка обращения поездов и характеристик грузопотока (пассажиропотока) и т.д., путем разделения сведений о них.

При реализации заявляемого решения используют, например, автоматизированные информационным системы для сбора и обработки информации о движении поездов для контроля показателей перевозочного процесса, анализа причин отклонения показателей от нормы, выработки рекомендаций по повышению качества и эффективности перевозочного процесса, в частности, рекомендаций по проектированию новых локомотивов, и принятия решений, способствующих повышению качества и эффективности перевозочного процесса..

Предлагаемый способ оценки энергоэффективности заключается в применении двух и более показателей, оценивающих вклад в энергоэффективность различных составляющих перевозочного процесса - графика движения, технического совершенства локомотивов, текущего технического состояния локомотива (качества его ТО и TP), соответствия технических характеристик локомотива условиям его эксплуатации, квалификации локомотивных бригад, причем одним из обязательных, для достижения заявленного технического результата, показателей является среднеэксплуатационная КПД локомотива, а другим отклонение - расхода топлива от его нормативного значения, вычисляется как среднее по выборке, причем выборка формируется по условию охвата контролируемой причины потерь (снижение энергоэффективности).

Преимущества заявляемого способа, по сравнению с известными из уровня техники, заключаются в том, что в качестве показателя энергоэффективности используется не одно значение (обычно определяемый тем или иным способом среднеэксплуатационный КПД) и не зависимость одного показателя от другого (обычно определяемая тем или иным способом зависимость среднеэксплуатационного КПД от коэффициента загрузки локомотива, т.е. от его среднеэксплуатационной мощности, усредненной за некоторый период времени, обычно за одну поездку), а несколько значений показателей, в частности, набор относительных КПД основных составляющих перевозочного процесса.

Показатели энергоэффективности обычно представляются в виде безразмерной величины, являющейся отношением какого-либо показателя величины полезного результата к энергозатратам, как, например, в способе определения эколого-энергетической эффективности полевых севооборотов по патенту RU 2215401 или в способе определения энергетической эффективности процессов обработки металлов электроискровым легированием по патенту RU 2482943.

Предлагаемый способ предусматривает определение относительных КПД различных составляющих перевозочного процесса по локомотивному парку путем формирования соответствующей выборки и определения относительного КПД по данному фактору по общей формуле:

где емин - минимальный достоверный в выборке расход энергоресурсов;

емин - выборочный средний либо экспериментально-расчетный расход энергоресурсов.

Достоверность с заданной вероятностью обеспечивается путем статистической обработки ряда минимальных значений в выборке.

Для повышения достоверности может быть применено устранение случайных мешающих факторов посредством приведения расходов по формуле:

где еприв - искомый приведенный удельный расход энергоресурсов для поезда с известными параметрами (весом локомотива, весом состава, средней технической скоростью и т.п.);

eфакт - фактический удельный расход энергоресурсов для данного поезда;

етеор_обр - удельный расход, вычисленный каким-либо известным методом для образцового поезда (того, к которому выполняется приведение, например, поезда со средневыборочными значениями параметров), т.е. с подстановкой в расчетные формулы значений параметров этого поезда;

етеор_факт - удельный расход, вычисленный тем же методом для данного поезда (т.е. того поезда, который приводится к образцовому), иначе говоря, предвычисленный расход.

Например, энергетическая эффективность технического совершенства локомотива будет вычисляться по данным из выборки, в которую входят данные только по тем поездам, с которыми работал данный локомотив (локомотив с \определенным бортовым номером либо локомотив данной серии, в зависимости от поставленной задачи).

Таким же образом будет определяться энергетическая эффективность локомотивных бригад (машинистов).

Среднеэксплуатационный КПД локомотива будет представляться в виде произведения:

где

Поскольку среднеэксплуатационный КПД можно вычислить также по формуле:

где j - номер позиции контроллера;

ηпр - коэффициент снижения КПД вследствие работы на переходных режимах;

ηпк - КПД локомотива на данной позиции контроллера, текущее значение;

Tj - доля времени работы локомотива на j-ой позиции контроллера;

ηтс - коэффициент технического состояния локомотива, т.е. отношение фактической мощности на данной позиции контроллера к паспортной.

Значения величин, фигурирующих в формуле (7), принимаются по записям бортовой локомотивной системы диагностики и контроля (записи параметров работы).

Для разделения показателей энергетической эффективности эксплуатации локомотива и степени его технического совершенства, дополнительно к среднеэксплуатационному КПД локомотива и отклонению фактического расхода энергоресурсов от расчетного расхода, полученного при нормативном значении КПД локомотива, определяют относительный среднеэксплуатационный КПД, равный отношению среднеэксплуатационного КПД к номинальному КПД, т.е. значению КПД, соответствующему номинальному режиму работы локомотива.

А для разделения показателей энергоэффективности графика движения поездов и энергоэффективности локомотивов, дополнительно к среднеэксплуатационному КПД локомотива и отклонению фактического расхода энергоресурсов от расчетного расхода, полученного при нормативном значении КПД локомотива определяют тяговый среднеэксплуатационный КПД, как отношение работы по преодолению сил сопротивления движению поезда к расходу энергоресурсов за время нахождения локомотива с составом в движении, за вычетом расхода энергоресурсов в режимах выбега и торможения.

Для повышения точности определения показателей энергоэффективности удельные расходы энергоресурсов в выборках приводятся каким-либо известным методом статистической обработки данных к удельному расходу поезда со среднеэксплуатационными параметрами

Как видно, показатели энергетической эффективности, определенные по предлагаемому способу, имеют сравнимый вид, и их сравнение позволяет легко выявлять ту составляющую перевозочного процесса, которая является «слабым звеном» и требует первоочередного улучшения.

Источник поступления информации: Роспатент

Showing 1-10 of 13 items.
10.04.2016
№216.015.30d4

Сталь для производства железнодорожных бандажей

Изобретение относится к области металлургии, а именно к составу конструкционной стали повышенной прочности и трещиностойкости, используемой для изготовления высоконагруженных бандажей колес тягового подвижного состава железных дорог. Сталь содержит следующие компоненты, мас.%: углерод...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002580764
Дата охранного документа: 10.04.2016
20.04.2016
№216.015.3509

Способ усиления линейных объектов на карстоопасных участках

Изобретение относится к области строительства и ремонта линейных объектов, расположенных на карстоопасных участках, а именно к укреплению грунтового основания. Техническим результатом, на достижение которого направлено заявляемое решение, является повышение безопасности линейных объектов,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002581851
Дата охранного документа: 20.04.2016
19.01.2018
№218.016.0a6e

Система автоматизированного вождения грузовых поездов повышенной массы и длины с распределенными по длине состава локомотивами

Изобретение относится к устройствам для управления локомотивами при работе по системе многих единиц. Система автоматизированного вождения грузовых поездов повышенной массы и длины с распределенными по длине состава локомотивами содержит установленные на каждом локомотиве центральный процессор,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002632039
Дата охранного документа: 02.10.2017
01.07.2018
№218.016.69b1

Способ оценки напряженно-деформированного состояния пути

Изобретение относится к железнодорожному транспорту и предназначено для контроля и оценки фактического состояния элементов железнодорожного пути по условию их прочности по силам взаимодействия подвижного состава и железнодорожного пути. В составе грузового поезда размещают диагностический...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002659365
Дата охранного документа: 29.06.2018
03.10.2018
№218.016.8d73

Стенд для испытания и регулировки электронно-управляемых топливных насосов высокого давления дизелей

Изобретение относится к двигателестроению, в частности к области технической диагностики дизельной топливной аппаратуры. Заявляемый стенд позволяет проводить испытания и регулировку топливных насосов высокого давления (ТНВД) с электронным управлением с высокой точностью в условиях, максимально...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002668509
Дата охранного документа: 01.10.2018
22.01.2019
№219.016.b28b

Форсунка песочницы локомотива

Изобретение относится к области железнодорожного транспорта, в частности к конструкции форсунок пескоподающей системы локомотива. Форсунка содержит корпус с двумя входными и одним выходным патрубками. Первый входной патрубок предназначен для подачи сжатого воздуха. Регулировочный узел подачи...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002677739
Дата охранного документа: 21.01.2019
29.03.2019
№219.016.ecea

Устройство для измерения давления в слое крупнозернистого материала

Изобретение относится к силоизмерительной технике и предназначено для дистанционного измерения динамического давления в слое крупнозернистого материала, например в балластной призме железнодорожного пути, при прохождении высокоскоростного железнодорожного состава, особенно в условиях повышенных...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002682974
Дата охранного документа: 25.03.2019
30.05.2019
№219.017.6b90

Воздуховод для системы охлаждения и вентилирования тяговых электродвигателей локомотивов

Изобретение относится к гибким трубопроводам для использования в качестве соединительных патрубков между вентиляторами охлаждения, расположенными в кузове локомотива, и тяговых электродвигателей (ТЭД), установленных в тележках локомотивов. Технический результат - повышение прочностных свойств,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002689393
Дата охранного документа: 28.05.2019
21.05.2020
№220.018.1f83

Устройство мониторинга рельсового транспортного средства

Изобретение относится к средствам регистрации пробега и мониторинга состояния элементов подвижного состава. Устройство содержит установленные в корпусе со съемной крышкой магнитоэлектрический генератор, механически соединенный с осью колесной пары, блок управления, блок хранения данных, блок...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002721219
Дата охранного документа: 18.05.2020
06.07.2020
№220.018.2fbc

Способ управления рекуперативным торможением железнодорожного электроподвижного состава с входным однофазным широтно-импульсным преобразователем напряжения

Изобретение относится к электродинамическим тормозным системам для транспортных средств. Способ управления рекуперативным торможением железнодорожного электроподвижного состава с входным однофазным широтно-импульсным преобразователем напряжения заключается в том, что угол запаздывания основной...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002725649
Дата охранного документа: 03.07.2020
Showing 1-5 of 5 items.
20.08.2013
№216.012.6225

Дискретный проходной фазовращатель

Изобретение относится к области электроники сверхвысоких частот, а именно к дискретным фазовращателям проходного типа, и может быть использовано в качестве электронно-управляемых устройств в проходной фазированной антенной решетке. Техническим результатом является уменьшение поперечного размера...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002490757
Дата охранного документа: 20.08.2013
23.07.2019
№219.017.b7cc

Способ организации работы топливного насоса высокого давления и блочный многосекционный топливный насос высокого давления для его реализации

Изобретение может быть использовано в системах топливоподачи двигателей внутреннего сгорания (ДВС). Изобретение позволяет повысить надежность прецизионных пар топливных насосов высокого давления и дает возможность применения альтернативных видов топлива. Предложенный способ позволяет...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002695162
Дата охранного документа: 22.07.2019
25.06.2020
№220.018.2afc

Блочный многосекционный топливный насос высокого давления

Изобретение может быть использовано в системах топливоподачи двигателей внутреннего сгорания (ДВС). Техническим результатом изобретения является повышение надежности 2- и 4-тактных многоцилиндровых поршневых двигателей внутреннего сгорания с числом цилиндров m, где m≥2, и таким же числом...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002724560
Дата охранного документа: 23.06.2020
17.06.2023
№223.018.7dcb

Способ определения расхода энергоресурса на поездку автономного пригородного моторвагонного поезда

Изобретение относится к информационным системам определения и нормирования расхода топливно-энергетических ресурсов на поездку поезда. Способ определения нормативного расхода энергоресурса на поездку автономного пригородного моторвагонного поезда заключается в том, что измеряют фактический...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002785498
Дата охранного документа: 08.12.2022
17.06.2023
№223.018.7dfa

Способ определения нормативного расхода энергоресурса на поездку пригородного мотор-вагонного поезда

Изобретение относится к информационным системам определения и нормирования расхода топливно-энергетических ресурсов на поездку поезда. Способ определения нормативного расхода энергоресурса на поездку пригородного моторвагонного поезда заключается в том, что измеряют фактический расход...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002788656
Дата охранного документа: 24.01.2023
+ добавить свой РИД