×
16.05.2023
223.018.6053

Результат интеллектуальной деятельности: Способ обеспечения информационной безопасности бортовой вычислительной системы

Вид РИД

Изобретение

Аннотация: Изобретение относится к способам обеспечения информационной безопасности вычислительной системы. Технический результат заключается в повышении информационной безопасности бортовой вычислительной системы при работе с защищаемыми сведениями. Такой результат достигается за счет способа обеспечения информационной безопасности бортовой вычислительной системы, характеризуемого тем, что в состав бортовой вычислительной системы вводят сервер данных, содержащий встроенные средства гарантированного уничтожения защищаемой информации, в который вводят съемный модуль памяти энергонезависимой, содержащий защищаемые сведения и информацию по разграничению прав доступа элементов вычислительной системы к защищаемым сведениям, при этом в процессе подготовки к загрузке в сервер данных защищаемые сведения разбивают на части, каждую из которых привязывают к элементу вычислительной системы посредством его позиционного номера, указанного в информации по разграничению прав доступа, и после получения запроса от элемента вычислительной системы защищаемые сведения передают в соответствующий его номеру элемент по сетевому каналу информационного обмена, при этом защищаемые сведения размещают и обрабатывают только в оперативном запоминающем устройстве элемента. 1 з.п. ф-лы, 1 ил.

Изобретение относится к способам обеспечения информационной безопасности функционирования вычислительной системы.

В дальнейшем при характеристике разработанного способа будут использованы следующие сокращения:

СКИО - сетевой канал информационного обмена

FC - Fibre Channel

МК - модуль-коммутатор

СД - сервер данных

СМПЭ - сменный модуль памяти энергонезависимый

PCMCIA - Personal Computer Memory Card International Association

ВПО - встроенное программное обеспечение

Известна вычислительная система (патент РФ №169208), содержащая блок электропитания и вычислительный модуль, включающий объединительную плату, к которой подключены первые входы-выходы процессорного модуля и модуля последовательных интерфейсов и вход-выход аппаратно-программного модуля доверенной загрузки, кроме того, в систему дополнительно введены управляющий модуль, выполняющий функции межсетевого экрана, устройство уничтожения информации, N-1 вычислительных модулей, идентичных первому, где N=2, 3, …, и корпус, в котором установлены все модули, устройство уничтожения информации и блок источников электропитания, при этом все вычислительные модули разделены, по крайней мере, на две группы, в каждой группе вычислительные модули соединены между собой по топологии кольцо, в каждый вычислительный модуль дополнительно введен соответствующий модуль сетевого адаптера, первые и второй входы-выходы которого предназначены для соединения вычислительных модулей между собой, а третий вход-выход соединен со вторым входом-выходом процессорного модуля, третий вход-выход которого соединен с соответствующим входом-выходом управляющего модуля, вход объединительной платы каждого вычислительного модуля и входы устройства уничтожения информации и управляющего модуля соединены с соответствующими выходами блока электропитания, при этом первая и вторая группы входов-выходов и группа выходов процессорного модуля каждого вычислительного модуля являются первой и второй группами входов-выходов и группой выходов вычислительной системы соответственно, а группа входов-выходов модуля последовательных интерфейсов является третьей группой входов-выходов вычислительной системы, входы аппаратно-программных модулей доверенной загрузки всех вычислительных модулей являются группой входов вычислительной системы для подключения к внешним аутентифицирующим носителям, входы блока электропитания являются входами питания вычислительной системы.

Недостатком данного технического решения является размещение всех модулей и блоков внутри одного корпуса. Вычислительные системы, располагаемые на борту транспортного средства, преимущественно летательных аппаратов, в основном, проектируют состоящими из нескольких блоков, которые разносят по разные стороны борта, для повышения отказоустойчивости и боевой живучести. Так же, такой подход требует проектировать блоки с уже встроенной системой защиты информации, что делает невозможным модернизацию уже существующих вычислительных систем.

В отличии от стационарных и персональных вычислительных систем, где защиту информации можно строить исходя из средств сигнализации о попытках несанкционированного доступа и усложнения к ней доступа, в бортовых вычислительных системах предпочтительно использовать другие методы. Особенностью бортовых вычислительных систем является вероятность попадания данной системы (в основном, вместе с ее носителем: летательным аппаратом, судном, бронетехникой и т.д.) в руки злоумышленника, что приводит к неэффективности вышеуказанных средств защиты информации, поскольку в этом случае отсутствуют ограничения по времени и техническим ресурсам. В этой связи защиту данных бортовых вычислительных систем целесообразно строить на уничтожении защищаемых сведений.

В ходе проведения патентно-информационного поиска не выявлен источник информации, который можно использовать в качестве ближайшего аналога разработанного технического решения.

Технический результат, достигаемый при реализации разработанного способа, состоит в повышении информационной безопасности бортовой вычислительной системы при работе с защищаемыми сведениями.

Для достижения указанного технического результата предложено использовать разработанный способ повышения информационной безопасности бортовой вычислительной системы характеризуемый тем, что в состав бортовой вычислительной системы вводят сервер данных, содержащий встроенные средства гарантированного уничтожения защищаемой информации, в который вводят съемный модуль памяти энергонезависимой, содержащий защищаемые сведения и информацию по разграничению прав доступа элементов вычислительной системы к защищаемым сведениям, при этом защищаемые сведения разбивают на части в процессе их подготовки, каждую из которых привязывают к элементу вычислительной системы посредством его позиционного номера, указанного в информации по разграничению прав доступа, и, после получения запроса от элемента вычислительной системы, защищаемые сведения передают в соответствующий его номеру элемент по сетевому каналу информационного обмена, при этом защищаемые сведения размещают и обрабатывают только в оперативном запоминающем устройстве элемента.

Повышение информационной безопасности достигается за счет:

a) использования для раздачи защищаемой информации единственного в системе устройства - сервера данных, выполненного с гарантированным уничтожением защищаемой информации;

b) размещения защищаемой информации только в оперативные запоминающие устройства (ОЗУ) элементов бортовой вычислительной системы;

c) разделения защищаемой информации на части с разграничением прав доступа каждого из элементов системы только к заранее определенной ему части;

d) использованием специальной процедуры для передачи защищаемых сведений из сервера данных в ОЗУ элементов.

В большинстве вариантов реализации разработанного способа:

- каналы СКИО представляют собой полнодуплексные линии связи и информационного обмена по технологии FC (Fiber Channel) на основе волоконно-оптических каналов связи.

- МК представляет собой устройство, предназначенное для коммутации потоков информации между всеми модулями из состава вычислительной системы, включая СД, и другим сопрягаемым оборудованием.

- СД представляет собой устройство, предназначенное для чтения информации с СМПЭ. Он соединен входами/выходами по СКИО со всеми модулями и блоками вычислительной системы через МК. В СД встроено любое из известных средств гарантированного уничтожения информации, как хранящейся в самом СД, так и в СМПЭ, например, с помощью механического повреждения или термического воздействия.

- СМПЭ представляет собой переносной модуль памяти любого известного типа, например, PCMCIA, microSD и другие.

В качестве элемента бортовой вычислительной системы может выступать блок и/или модуль этой системы. Под блоком понимается электронное устройство, состоящее из одного или нескольких элементов, размещенных в одном корпусе, предназначенное для выполнения одной или нескольких задач. В качестве модуля системы рассматривается любое известное устройство, содержащее процессор, ОЗУ и предусматривающий загрузку программного обеспечения.

На фигуре представлен вариант бортовой вычислительной системы реализующий указанный способ.

В качестве примера приведена система, состоящая из двух элементов: Блок 1 и Блок 2, и сервера данных (СД) 6. Причем один из элементов выполнен в виде Блока 1, включающего два модуля: Модуль 3 и Модуль 4, и модуль-коммутатор (МК) 7, а другой элемент выполнен в виде Блока 2. Модуль 3, модуль 4 и Блок 2 снабжены ОЗУ, а СД 6 снабжен СМПЭ и средство гарантированного уничтожения информации. СД 6 соединен входами/выходами по СКИО со всеми модулями и блоками вычислительной системы через МК 7.

Но такой вариант выполнения системы не ограничивает осуществление способа, а приведен только в качестве примера.

Разработанный способ функционирует следующим образом, представленным на примере фигуры.

В состав системы включается сервер данных (СД 6). Вся защищаемая информация, планируемая к загрузке в бортовую вычислительную систему, включая образы программного обеспечения (ПО), на этапе подготовки разбивается на части, каждая из которых предназначена для загрузки только в один элемент вычислительной системы, определенный для этой части. Информация о разграничении прав доступа элементов вычислительной системы к защищаемым сведениям записывается в виде однозначного соответствия позиционного номера каждого элемента в системе и доступной ему части загружаемых сведений в любой известной машиночитаемой форме (например, файл и т.д.), таким образом каждую часть защищаемой информации привязывают к элементу вычислительной системы посредством его позиционного номера, указанного в информации по разграничению прав доступа. После чего вся данная информация (защищаемые сведения и информация о разграничении прав доступа) записывается на СМПЭ, который вставляется в СД 6.

После подачи питания на все элементы системы, они переходят в режим инициализации. МК 7 стартует с конфигурацией СКИО по умолчанию, обеспечивающей обмены элементов вычислительной системы с СД 6. По запросу элемента вычислительной системы, в соответствии с информацией о разграничении прав доступа, по позиционному номеру этого элемента в СД 6 определяется разрешенная к загрузке туда часть информации, осуществляется считывание ее с СД 6 и выдача по СКИО. После загрузки данной информации ВПО модуля проверяет ее на целостность.

Информация с СД 6 загружается непосредственно в ОЗУ элемента вычислительной системы, минуя запись в постоянное запоминающее устройство (ПЗУ).

В случае риска попадания защищаемых сведений в составе системы в руки злоумышленника информация в СД 6 уничтожается за счет встроенного в него средства гарантированного уничтожения информации системы, которое запускается по внешнему сигналу, а в остальных элементах системы информация уничтожается за счет выключения или перерыва электропитания.

После штатного завершения работы бортовой вычислительной системы СД 6 исключается из ее состава вместе с хранящейся на нем информацией, а информация в остальных элементах системы уничтожается за счет выключения электропитания.

Такой способ позволяет обеспечить гарантированное уничтожение защищаемой информации во всех элементах бортовой вычислительной системы, даже в случае несанкционированного доступа к ней, что обеспечивает повышение информационной безопасности бортовой вычислительной системы при работе с защищаемыми сведениями.

Источник поступления информации: Роспатент

Showing 1-10 of 23 items.
27.07.2015
№216.013.66d4

Способ обогрева лобового стекла летательного аппарата (варианты)

Изобретение относится к способам предотвращения обледенения и запотевания стекла кабины. При способе обогрева лобового стекла летательного аппарата устанавливают три температурных датчика на лобовом стекле и датчик положения шасси, передают в вычислитель показания датчика шасси и любых двух...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002557877
Дата охранного документа: 27.07.2015
20.01.2016
№216.013.9fa7

Теплообменный модуль системы кондиционирования воздуха самолета

Теплообменный модуль системы кондиционирования воздуха самолета содержит воздухо-воздушный теплообменник, соединенный трубопроводами на входе с запорно-регулирующим устройством и с одной из ступеней компрессора высокого давления в двигателе, а на выходе соединенный трубопроводом с системой...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002572513
Дата охранного документа: 20.01.2016
25.08.2017
№217.015.b7aa

Грузовой отсек самолета

Изобретение относится к размещению грузов на многорежимных самолетах. Грузовой отсек самолета представляет собой нишу, выполненную в зоне стыка наплыва фюзеляжа с консолью крыла (3). В нише грузового отсека закреплено выводное пусковое устройство (4) груза (5). В нижней части ниша грузового...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002614871
Дата охранного документа: 30.03.2017
26.08.2017
№217.015.d5f5

Воздухозаборник самолета

Изобретение относится к летательным аппаратам. В воздушном канале (1) воздухозаборника самолета установлена противорадиолокационная решетка (6) под углом γ, составляющим от 30 до 90° относительно продольной оси канала. Воздушный канал (1) ограничен стенками воздухозаборника, а также подвижными...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002623031
Дата охранного документа: 21.06.2017
26.08.2017
№217.015.d9b3

Приводной центробежный суфлёр газотурбинного двигателя

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения и, в частности, к элементам системы суфлирования авиационного газотурбинного двигателя (ГТД) и может быть использовано в качестве суфлера-сепаратора, воздухоотделителя в других устройствах для отделения жидкости от газожидкостной...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002623672
Дата охранного документа: 28.06.2017
19.01.2018
№218.016.0235

Многофункциональный одноместный самолет с комплексной системой управления

Самолет содержит фюзеляж, крыло, оперение, шасси, силовую установку, комплексную систему управления. Комплексная система управления содержит вычислительный блок, приводы рулевых поверхностей и поворотных сопел силовой установки, датчики движения самолета, внутреннюю и внешнюю мультиплексные...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002630030
Дата охранного документа: 05.09.2017
19.01.2018
№218.016.0bcd

Стенд комплексирования информационно-управляющих систем многофункциональных летательных аппаратов

Стенд для комплексирования информационно-управляющих систем многофункциональных летательных аппаратов содержит управляющую аппаратуру, включающую инструментальную машину частных моделей и инструментальную машину регистрации параметрической информации, автоматизированное рабочее место...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002632546
Дата охранного документа: 05.10.2017
19.01.2018
№218.016.0be6

Летательный аппарат

Изобретение относится к авиации. Самолет содержит крыло, фюзеляж, в хвостовой части которого установлено цельноповоротное вертикальное оперение (ЦПВО), выполненное в виде двух поворотных консолей с возможностью их синфазного и дифференциального поворотов, силовую установку. Консоли ЦПВО...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002632550
Дата охранного документа: 05.10.2017
09.06.2018
№218.016.5fac

Устройство для проверки работоспособности ограничительных диодов

Устройство для проверки работоспособности ограничительных диодов содержит накопительный конденсатор, зарядный ключ, высоковольтный блок, блок имитации входных-выходных цепей, блок калибровки, мультиметр, кабель-вставку с испытуемыми ограничительными диодами, блок коммутации, осциллограф, ключ...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002656784
Дата охранного документа: 06.06.2018
09.08.2018
№218.016.7978

Способ определения координат центра масс самолета

Изобретение относится к области аэрокосмической техники и может быть использовано для определения координат центра масс самолета в полете. При реализации способа выполняют измерения и вычисления, являющиеся исходными данными. В процессе выполнения заданных режимов полета измеряют продольную и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002663303
Дата охранного документа: 03.08.2018
Showing 1-10 of 28 items.
20.01.2013
№216.012.1d26

Сверхзвуковой регулируемый воздухозаборник

Изобретение относится к авиации, а именно к воздухозаборникам силовых установок сверхзвуковых самолетов. Сверхзвуковой регулируемый воздухозаборник содержит вход, представляющий собой систему торможения потока - сверхзвуковой диффузор (22), состоящий из двух многоступенчатых стреловидных...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002472956
Дата охранного документа: 20.01.2013
27.02.2013
№216.012.2c81

Информационно-управляющая система многофункционального летательного аппарата

Изобретение относится к информационно-управляющей системе (ИУС) летательного аппарата (ЛА). Технический результат заключается в повышении отказоустойчивости и в расширении функциональных возможностей ИУС ЛА за счет использования блока-коммутатора, блоков цифровой карты местности, технического...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002476920
Дата охранного документа: 27.02.2013
27.07.2013
№216.012.5a72

Интегрированный комплекс бортового оборудования многофункционального самолета

Изобретение относится к области авиационной техники, а именно к комплексам управления информационно-исполнительными системами бортового оборудования, общесамолетным оборудованием, летательным аппаратом и индикации информации от систем о внешней обстановке, а также их состояния. Технический...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002488775
Дата охранного документа: 27.07.2013
27.12.2013
№216.012.9056

Многофункциональный самолет с пониженной радиолокационной заметностью

Изобретение относится к области авиастроения. Многофункциональный самолет содержит фюзеляж (1), консоли крыла (2), консоли цельноповоротного вертикального оперения (4), консоли цельноповоротного горизонтального оперения (3), фонарь кабины (5), горизонтальные кромки воздухозаборников двигателей...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002502643
Дата охранного документа: 27.12.2013
27.12.2016
№216.013.9d49

Гидродинамический стартерный привод-генератор

Изобретение относится к системам генерирования электроэнергии и к системам стартерного запуска силовых установок транспортных средств, преимущественно летательных аппаратов. Гидродинамический стартерный привод-генератор содержит генератор электроэнергии транспортного средства, установленный на...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002571895
Дата охранного документа: 27.12.2015
10.05.2016
№216.015.3dcb

Сверхзвуковой самолет с внутрифюзеляжными грузовыми отсеками

Изобретение относится к многорежимным самолетам и касается многорежимных сверхманевренных самолетов с крейсерским полетом на сверхзвуковой скорости и малым уровнем заметности в радиолокационном диапазоне. Сверхзвуковой самолет содержит фюзеляж с размещенными внутри него грузовыми отсеками со...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002583824
Дата охранного документа: 10.05.2016
27.08.2016
№216.015.4ee2

Платформа интегрированной модульной авионики боевых комплексов

Изобретение относится к технике обработки цифровых данных с помощью программируемых специализированных вычислительных устройств и может быть использовано при разработке специализированных вычислительных устройств обработки цифровых данных на борту боевых летательных аппаратов. Технический...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002595507
Дата охранного документа: 27.08.2016
25.08.2017
№217.015.b7aa

Грузовой отсек самолета

Изобретение относится к размещению грузов на многорежимных самолетах. Грузовой отсек самолета представляет собой нишу, выполненную в зоне стыка наплыва фюзеляжа с консолью крыла (3). В нише грузового отсека закреплено выводное пусковое устройство (4) груза (5). В нижней части ниша грузового...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002614871
Дата охранного документа: 30.03.2017
26.08.2017
№217.015.d5f5

Воздухозаборник самолета

Изобретение относится к летательным аппаратам. В воздушном канале (1) воздухозаборника самолета установлена противорадиолокационная решетка (6) под углом γ, составляющим от 30 до 90° относительно продольной оси канала. Воздушный канал (1) ограничен стенками воздухозаборника, а также подвижными...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002623031
Дата охранного документа: 21.06.2017
29.12.2017
№217.015.f4fd

Композиция изделий авиационного остекления на основе монолитного поликарбоната

Изобретение относится к авиационному остеклению. На поверхность монолитного поликарбоната наносят слой прозрачного кремнийорганического лака на основе изопропилового спирта толщиной 4-5 мкм. Далее размещают два слоя из сплава оксидов индий-олово, между которыми расположен слой золота. Затем на...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002637673
Дата охранного документа: 06.12.2017
+ добавить свой РИД