×
15.05.2023
223.018.575b

Результат интеллектуальной деятельности: МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ СВЕРХЗВУКОВОЙ ОДНОДВИГАТЕЛЬНЫЙ САМОЛЕТ

Вид РИД

Изобретение

Аннотация: Изобретение относится к авиации, в частности к сверхзвуковым самолетам с малым уровнем радиолокационной заметности. Многофункциональный сверхзвуковой однодвигательный самолет содержит фюзеляж, трапециевидное крыло, V-образное цельноповоротное хвостовое оперение, развитые боковые балки, нижнебоковой воздухозаборник двигатель, расположенный под носовой частью фюзеляжа, канал которого расположен вдоль оси симметрии самолета, центральный и боковые грузовые отсеки, однодвигательную силовую установку, включающую двигатель с реактивным поворотным соплом, расположенным по оси симметрии самолета. Конструктивно-компоновочная схема самолета обеспечивает уменьшение геометрической и весовой размерности самолета, уменьшение аэродинамического сопротивления, снижение ЭПР и радиолокационной заметности, высокие летно-технические, маневренные характеристики, высокие характеристики устойчивости и управляемости самолета, увеличение относительного объема грузовых отсеков, возможность размещения крупногабаритных грузов различного назначения и многофункциональность. 9 з.п. ф-лы, 7 ил.

Изобретение относится к авиации, в частности к сверхзвуковым самолетам с малым уровнем радиолокационной заметности.

Из уровня техники известен многорежимный высокоманевренный самолет интегральной аэродинамической компоновки патент RU 2400402 С1, опублик. 27.09.2010, Кл. В64С 30/00, В64С 1/22. Самолет содержит фюзеляж, средняя часть которого плавно сопряжена со стреловидными консолями крыла, головной и хвостовой частью, цельноповоротное вертикальное оперение и цельноповоротное горизонтальное оперение, имеющие возможность синфазного и дифференциального отклонения двухдвигательную силовую установку и два основных грузовых отсека. При этом фюзеляж, средняя часть которого выполнена уплощенной, имеет увеличенную ширину в поперечном сечении.

Из патента RU 2440916 С1, опублик. 27.01.2012, Кл. B64D 27/20, B64D 33/02, известен самолет интегральной аэродинамической компоновки. Самолет содержит фюзеляж, крыло, консоли которого плавно сопряжены с фюзеляжем, цельноповоротное вертикальное оперение и цельноповоротное горизонтальное оперение, двухдвигательную силовую установку и грузовые отсеки.

Из патента RU 2502643 С2, опублик. 27.12.2013, Кл. B64D 7/00, B64D 27/16, B64D 33/02, B64D 45/00, B64D 39/04, В64С 1/36 многофункциональный самолет с пониженной радтолокационной заметностью. Самолет содержит планер, двухдвигательную силовую установку и комплекс бортового оборудования.

Из патента RU 2583824 С2, опублик. 10.05.2016, Кл. B64D 7/08, В64С 30/00 сверхзвуковой самолет с внутрифюзеляжными грузовыми отсеками. Самолет содержит фюзеляж, в нижней части которого выполнены крупногабаритные продольные вырезы для тандемно расположенных грузовых отсеков.

К недостаткам известных из уровня техники самолетов относится большая геометрическая и весовая размерность, возникающая в связи с применением двух двигателей. Наличие двух основных грузовых отсеков вызывает невозможность размещения крупногабаритных грузов в боковых отсеках. Кроме того, размещение на одной дистанции основного и боковых грузовых отсеков, каналов воздухозаборников и ниш колес основных опор шасси увеличивает площадь миделевого сечения самолета, что в совокупности с большим количеством поверхностей аэродинамического управления, увеличивающим площадь омываемой поверхности самолета, ведет к увеличению веса и аэродинамического сопротивления самолета. Наличие цельноповоротного горизонтального оперения, образующего с цельноповоротным вертикальным оперением острый угол, ведет к увеличению ЭПР в боковой полусфере для снижения которой требуется нанесение специальных покрытий. Прямые каналы воздухозаборников силовой установки вызывают необходимость установки в них специальных устройств, снижающих эффективной площади рассеивания (ЭПР) двигателей в передней полусфере, что также ведет к увеличению веса самолета. Расположение воздухозаборников продува теплообменников самолетных систем и мотоотсеков на фронтальной части пилонов установки цельноповоротного вертикального оперения ведет к увеличению ЭПР в передней полусфере и боковой полусфере, что требует применения специальных мероприятий для снижения ЭПР, вызывающих увеличение веса самолета.

Техническая задача, на достижение которой направлено изобретение, заключается в устранении недостатков известных из уровня техники летательных аппаратов и создании легкого тактического самолета, обладающего меньшей геометрической и весовой размерностью, малой радиолокационной заметностью, обеспечении возможности размещения крупногабаритных грузов.

Технический результат заявленного изобретения заключается в уменьшении геометрической и весовой размерности самолета, уменьшении аэродинамического сопротивления, снижении ЭПР и радиолокационной заметности самолета, обеспечении высоких летно-технических и маневренных характеристик, характеристик устойчивости и управляемости самолета, увеличении относительного объема грузовых отсеков, обеспечении возможности размещения крупногабаритных грузов различного назначения и обеспечении многофункциональности самолета.

Указанный технический результат достигается тем, что самолет содержит фюзеляж, трапециевидное крыло, V-образное цельноповоротное хвостовое оперение, развитые боковые балки, нижнебоковой воздухозаборник двигателя, расположенный под носовой частью фюзеляжа, канал которого расположен вдоль оси симметрии самолета, центральный и боковые грузовые отсеки, однодвигательную силовую установку, включающую двигатель с реактивным поворотным соплом, расположенным по оси симметрии самолета.

Консоли V-образного цельноповоротного хвостового оперения самолета установлены на пилонах и отклонены от вертикальной плоскости на увеличенный угол, предпочтительно 12°-50°, и выполняют функции горизонтального и вертикального оперения.

Канал нижнебокового воздухозаборника двигателя самолета имеет изгиб в вертикальной плоскости и изменяющуюся форму поперечного сечения от U-образной до круглой.

Под каналом нижнебокового воздухозаборника двигателя самолета расположен центральный грузовой отсек.

В боковых балках самолета последовательно размещаются боковые грузовые отсеки, ниши основных опор шасси, отсеки оборудования.

Боковые балки самолета включают управляемые поворотные хвостовые части, расположенные на хвостовых частях балок, и выполняющие функцию руля высоты.

На внутренних сторонах пилонов установки консолей V-образного цельноповоротного хвостового оперения расположены воздухозаборники продува мотоотсеков и теплообменников самолетных систем.

В одном из вариантов реализации изобретения передние горизонтальные кромки нижнебокового воздухозаборника, передние кромки консолей трапециевидного крыла и задние кромки поворотных хвостовых частей боковых балок выполнены параллельными.

Боковые поверхности нижних частей борта фюзеляжа отклонены от вертикальной плоскости на увеличенный угол, предпочтительно 12°-50°.

Боковые поверхности нижних частей борта фюзеляжа и внешние боковые поверхности консолей V-образного цельноповоротного хвостового оперения отклонены на одинаковый угол от вертикальной плоскости.

Изобретение поясняется следующими чертежами:

фиг. 1 - вид на самолет сбоку,

фиг. 2 - вид на самолет сверху,

фиг. 3 - вид на самолет снизу,

фиг. 4 - вид на самолет спереди,

фиг. 5 - сечение А-А,

фиг. 6 - сечение Б-Б,

фиг. 7 - сечение В-В.

На представленных чертежах позициями обозначены:

1 - фюзеляж;

2 - боковые балки;

3 - консоли трапециевидного крыла;

4 - консоли V-образного цельноповоротного хвостового оперения;

5 - реактивное поворотное сопло;

6 - поворотные хвостовые части балки;

7 - пилоны;

8 - воздухозаборники продува мотоотсеков и теплообменников самолетных систем;

9 - нижнебоковой воздухозаборник двигателя;

10 - канал нижнебокового воздухозаборника двигателя;

11 - центральный грузовой отсек;

12 - боковые грузовые отсеки;

13 - ниши основных опор шасси;

14 - отсеки оборудования.

Многофункциональный сверхзвуковой однодвигательный самолет представляет собой моноплан, выполненный по балансировочной схеме «бесхвостка» с V-образным оперением. Самолет содержит фюзеляж 1, развитые боковые балки 2, трапециевидное крыло, консоли 3 которого плавно сопряжены с фюзеляжем 1, V-образное цельноповоротное хвостовое оперение, консоли 4 которого отклонены от вертикальной плоскости самолета, однодвигательную силовую установку, включающую двигатель с реактивным поворотным соплом 5, расположенным по оси симметрии самолета в мотогондоле.

Консоли 3 трапециевидного крыла плавно сопряжены с фюзеляжем 1 и снабжены механизацией передней и задней кромок, включающих поворотные носки, элевоны, флаппероны.

Механизация трапециевидного крыла применяется для обеспечения управления в каналах крена и тангажа, повышения аэродинамического качества, а также для увеличения подъемной силы.

Консоли 4 V-образного цельноповоротного хвостового оперения установлены на пилонах, отклонены от вертикальной плоскости на увеличенный угол, предпочтительно 12°-50°, и выполняют функции как горизонтального, так и вертикального оперения, обеспечивая необходимые характеристики устойчивости и управляемости самолета, не имеющего горизонтального оперения.

Таким образом, в предложенном самолете вместо центрального поворотного горизонтального оперения применено цельноповоротное хвостовое оперение, совмещающее функции вертикального и горизонтального оперения. V-образное цельноповоротное хвостовое оперение используется в качестве органов продольного, поперечного и путевого управления и обеспечивает эффективное управление и балансировку самолета в продольном и в поперечном канале на всех режимах полета.

Кроме того, отсутствие горизонтального оперения позволяет исключить острый угол между вертикальным и горизонтальным оперением, уменьшить количество кромок элементов самолета, тем самым обеспечивая снижение общего уровня ЭПР самолета как в азимутальной плоскости, так и в боковой полусфере.

Консоли 4 V-образного цельноповоротного хвостового оперения установлены на неподвижных пилонах 7, закрепленных на боковых балках 2 фюзеляжа 1.

Боковые балки 2 включают управляемые поворотные хвостовые части 6, расположенные в хвостовых частях боковых балок 2. Поворотные хвостовые части 6 используются в качестве органа продольного управления, т.е. служат рулями высоты для управления и балансировки в продольном канале.

Все имеющиеся органы управления при одновременном отклонении могут быть использованы для увеличения аэродинамического сопротивления для выполнения функции тормозных щитков.

На внутренних сторонах пилонов 7 расположены воздухозаборники 8 продува мотоотсеков и теплообменников самолетных систем. Кроме того, пилоны 7 являются обтекателями гидроприводов цельноповоротного хвостового оперения.

Нижнебоковой воздухозаборник 9 двигателя расположен под носовой частью фюзеляжа, под кабиной экипажа. Вход нижнебокового воздухозаборника 9 двигателя расположен снизу и по бокам носовой части фюзеляжа 1.

Канал 10 нижнебокового воздухозаборника 9 двигателя имеет изгиб в вертикальной плоскости и изменяющуюся форму поперечного сечения от U-образной до круглой. Такое выполнение канала 10 исключает прямую видимость входного направляющего аппарата двигателя в передней полусфере.

Под каналом 10 нижнебокового воздухозаборника 9 двигателя расположен центральный грузовой отсек 11. В передней части боковых балок 2 фюзеляжа 1 располагаются боковые грузовые отсеки 12, за ними в средней части боковых балок 2 располагаются ниши 13 основных опор, за ними в задней части боковых балок 2 располагаются отсеки 14 оборудования. За отсеками 14 оборудования размещаются поворотные хвостовые части 6 боковых балок.

Предложенная конструкция самолета, воплощенная в ряде взаимосвязанных компоновочных элементов и взаимном расположении элементов, а именно: применение V-образного цельноповоротного хвостового оперения, выполняющего функции как горизонтального, так и вертикального оперения, взамен цельноповоротного горизонтального оперения, расположение нижнебокового воздухозаборника двигателя под носовой частью фюзеляжа, применение однодвигательной силовой установки и наличие центрального и боковых грузовых отсеков, обеспечивает уменьшение геометрической и весовой размерности самолета, уменьшение аэродинамического сопротивления, снижение ЭПР и радиолокационной заметности самолета и высокие летно-технические, маневренные характеристики и характеристики устойчивости и управляемости самолета.

Кроме того, использование нижнебокового воздухозаборника с изогнутым в вертикальной плоскости каналом, изменяющим форму поперечного сечения от U-образной до круглой, позволяет исключить прямую видимость входного направляющего аппарата двигателя и дополнительно снижает ЭПР самолета в переднем и боковых ракурсах, а также позволяет разместить под нижнебоковым воздухозаборником центральный грузовой отсек большого объема и обеспечивает устойчивую работу двигателя на всех режимах полета самолета.

Расположение ниш основных опор шасси позади боковых грузовых отсеков позволяет уменьшить площадь миделевого сечения, одновременно позволяя получить значительный объем боковых грузовых отсеков, обеспечивающий размещение в них крупногабаритных грузов. При этом обеспечивается уменьшение количество грузовых отсеков при сохранении возможности размещения того же количества крупногабаритных грузов по сравнении с известными аналогами.

Предложенная конструкция и расположение грузовых отсеков и ниш позволяет выполнить их большим объемом при сохранении малой размерности самолета и даже уменьшении геометрической размерности самолета. Наличие грузовых отеков большого объема обеспечивает размещение крупногабаритных грузов различного назначения, благодаря чему самолет обладает многофункциональностью.

Выполнение передних горизонтальных кромок нижнебокового воздухозаборника двигателя, консолей трапециевидного крыла и задних кромок поворотных хвостовых частей боковых балок параллельными позволяет локализовать пики отраженных от несущих поверхностей планера самолета электромагнитных волн и, тем самым, уменьшить общий уровень радиолокационной заметности самолета в азимутальной плоскости.

Боковые поверхности нижних частей борта самолета и внешние боковые поверхности консоли цельноповоротного хвостового оперения отклонены на одинаковый угол от вертикальной плоскости симметрии самолета (см. фиг. 4). Такая ориентация элементов самолета способствует отражению электромагнитных волн, попадающих на элементы планера с боковых ракурсов, в верхнюю и нижнюю полусферы, тем самым, уменьшая общий уровень ЭПР самолета в боковой полусфере.

Благодаря предложенной конструктивно-компоновочной схеме самолета достигается снижение радиолокационной заметности в передней и боковой полусферах.

Таким образом, заявленный многофункциональный сверхзвуковой однодвигательный самолет представляет собой новое техническое решение объемно-весовой и конструктивно-силовой компоновки и является легким тактическим самолетом, обладающим высокими ключевыми характеристиками: малой весовой и геометрической размерностью, малой заметностью в радиолокационном диапазоне длин волн, высокими летно-техническими и маневренными характеристиками, благодаря чему выполняет задачи в широком диапазоне высот и скоростей полета.

Источник поступления информации: Роспатент

Showing 1-3 of 3 items.
15.05.2023
№223.018.575f

Система продува неподвижной несъемной пушечной установки

Система продува включает створку дульного среза, выдвижной воздухозаборник и окна выброса отработанных газов. Створка дульного среза покрыта радиопоглощающим покрытием. Технический результат - повышение взрывобезопасности в отсеке пушечной установки на всех режимах полета при стрельбе,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002770886
Дата охранного документа: 25.04.2022
15.05.2023
№223.018.57d1

Грузовой отсек летательного аппарата

Изобретение относится к грузовому отсеку летательного аппарата для размещения сбрасываемых грузов на борту летательного аппарата. Грузовой отсек содержит по меньшей мере один держатель грузов, установленный неподвижно на верхней стенке грузового отсека напортив проема люка грузового отсека, по...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002767213
Дата охранного документа: 16.03.2022
15.05.2023
№223.018.583f

Легкий тактический самолет

Изобретение относится к области авиации, в частности к легким тактическим самолетам, имеющим малую радиолокационную заметность. Легкий тактический самолет содержит фюзеляж с боковыми хвостовыми балками, консоли крыла, хвостовое оперение, воздухозаборник, силовую установку и реактивное сопло....
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002768101
Дата охранного документа: 23.03.2022
Showing 1-10 of 24 items.
20.01.2013
№216.012.1d26

Сверхзвуковой регулируемый воздухозаборник

Изобретение относится к авиации, а именно к воздухозаборникам силовых установок сверхзвуковых самолетов. Сверхзвуковой регулируемый воздухозаборник содержит вход, представляющий собой систему торможения потока - сверхзвуковой диффузор (22), состоящий из двух многоступенчатых стреловидных...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002472956
Дата охранного документа: 20.01.2013
27.02.2013
№216.012.2c81

Информационно-управляющая система многофункционального летательного аппарата

Изобретение относится к информационно-управляющей системе (ИУС) летательного аппарата (ЛА). Технический результат заключается в повышении отказоустойчивости и в расширении функциональных возможностей ИУС ЛА за счет использования блока-коммутатора, блоков цифровой карты местности, технического...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002476920
Дата охранного документа: 27.02.2013
27.07.2013
№216.012.5a72

Интегрированный комплекс бортового оборудования многофункционального самолета

Изобретение относится к области авиационной техники, а именно к комплексам управления информационно-исполнительными системами бортового оборудования, общесамолетным оборудованием, летательным аппаратом и индикации информации от систем о внешней обстановке, а также их состояния. Технический...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002488775
Дата охранного документа: 27.07.2013
27.12.2013
№216.012.9056

Многофункциональный самолет с пониженной радиолокационной заметностью

Изобретение относится к области авиастроения. Многофункциональный самолет содержит фюзеляж (1), консоли крыла (2), консоли цельноповоротного вертикального оперения (4), консоли цельноповоротного горизонтального оперения (3), фонарь кабины (5), горизонтальные кромки воздухозаборников двигателей...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002502643
Дата охранного документа: 27.12.2013
10.01.2014
№216.012.9402

Маневренный самолет

Изобретение относится к авиации и касается маневренных самолетов и систем их управления. Маневренный самолет содержит фюзеляж, стреловидное крыло, передние стреловидные наплывы, органы управления, шасси. Передние наплывы расположены в зоне сочленения головной и средней частей фюзеляжа и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002503584
Дата охранного документа: 10.01.2014
27.12.2016
№216.013.9d49

Гидродинамический стартерный привод-генератор

Изобретение относится к системам генерирования электроэнергии и к системам стартерного запуска силовых установок транспортных средств, преимущественно летательных аппаратов. Гидродинамический стартерный привод-генератор содержит генератор электроэнергии транспортного средства, установленный на...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002571895
Дата охранного документа: 27.12.2015
10.05.2016
№216.015.3dcb

Сверхзвуковой самолет с внутрифюзеляжными грузовыми отсеками

Изобретение относится к многорежимным самолетам и касается многорежимных сверхманевренных самолетов с крейсерским полетом на сверхзвуковой скорости и малым уровнем заметности в радиолокационном диапазоне. Сверхзвуковой самолет содержит фюзеляж с размещенными внутри него грузовыми отсеками со...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002583824
Дата охранного документа: 10.05.2016
25.08.2017
№217.015.b7aa

Грузовой отсек самолета

Изобретение относится к размещению грузов на многорежимных самолетах. Грузовой отсек самолета представляет собой нишу, выполненную в зоне стыка наплыва фюзеляжа с консолью крыла (3). В нише грузового отсека закреплено выводное пусковое устройство (4) груза (5). В нижней части ниша грузового...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002614871
Дата охранного документа: 30.03.2017
26.08.2017
№217.015.d5f5

Воздухозаборник самолета

Изобретение относится к летательным аппаратам. В воздушном канале (1) воздухозаборника самолета установлена противорадиолокационная решетка (6) под углом γ, составляющим от 30 до 90° относительно продольной оси канала. Воздушный канал (1) ограничен стенками воздухозаборника, а также подвижными...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002623031
Дата охранного документа: 21.06.2017
29.12.2017
№217.015.f4fd

Композиция изделий авиационного остекления на основе монолитного поликарбоната

Изобретение относится к авиационному остеклению. На поверхность монолитного поликарбоната наносят слой прозрачного кремнийорганического лака на основе изопропилового спирта толщиной 4-5 мкм. Далее размещают два слоя из сплава оксидов индий-олово, между которыми расположен слой золота. Затем на...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002637673
Дата охранного документа: 06.12.2017
+ добавить свой РИД