Вид РИД
Изобретение
Изобретение относится к области бронированных транспортных средств и может быть использовано в конструкциях танков, боевых машин пехоты, бронетранспортеров, тягачей, других военных гусеничных и колесных машин.
Известна боевая машина пехоты БМП-2 (см. Боевая машина пехоты БМП-2, техническое описание и инструкция по эксплуатации, М: ВИ МО СССР, 1987 г.), содержащая рабочее место механика водителя, включающее органы управления движением машины: рулевую колонку, педаль подачи топлива, педаль тормоза и др., и сиденье с механизмом подъема, прикрепленное к днищу корпуса, с помощью кронштейнов.
Недостатком данного рабочего места механика-водителя является затрудненность использования органов управления движением (в том числе и рулевой колонкой) при установке сиденья водителя в положение «по походному».
Известна боевая машина пехоты БМП-3 (см. Боевая машина пехоты, техническое описание 688.ТО-2, М: ВИ МО СССР, 1984), выбранная за прототип, содержащая органы управления движением: педали тормоза и подачи топлива, рулевую колонку, закрепленную на стойках корпуса машины, сиденье установленное на вертикальных стойках корпуса машины с механизмом подъема.
Указанное рабочее место обеспечивает удобство использования органов управления (рулевой колонки) в нижнем положении («по боевому»).
Недостатком данного рабочего места является ухудшение удобства пользования органами управления (рулевой колонкой) при перемещении водителя в верхнее рабочее положение («по походному»). То есть данная рулевая колонка не имеет осевой регулировки и регулировки по углу наклона относительно приборов управления и сиденья.
Техническая задача изобретения состоит в улучшении эргономических показателей рабочего места механика-водителя.
Поставленная техническая задача достигается тем, что на рабочем месте водителя ВГМ, содержащем органы управления движением: рулевую колонку, педали управления движением, сиденье с механизмом подъема, согласно изобретения рулевая колонка установлена на тягах, которые одним концом прикреплены к крыше изделия, а другим через шарнирные соединения связаны с опорной рамой и сиденьем также установленном на опорной раме, при этом положение рулевой колонки меняется относительно сиденья при его перемещении в верхнее или нижнее положение.
Крепление рулевой колонки на тягах с возможностью ее автоматической установкой, относительно сиденья повышает удобство пользования рулевой колонкой в положении водителя «по боевому» и не ухудшает удобства пользования при переходе водителя из положения водителя «по боевому» в положение «по походному» и обратно.
Таким образом, сочетание новых признаков позволяет повысить эргономические условия использования рулевой колонки в управлении движением в положении «по походному».
Сопоставительный анализ с прототипом показывает, что заявляемое рабочее место отличается тем, что в нем рулевая колонка установленная на тягах, связана с сиденьем при подъеме или опускании которого в положение «по походному» или «по боевому» меняется и угол наклона рулевой колонки относительно сиденья. Таким образом, заявляемое рабочее место соответствует критерию изобретения «новизна».
При изучении других известных технических решений в исследуемой области, признаки сходные с заявляемыми решениями и ведущими к достижению поставленной технической задачи, то есть к улучшению эргономических условий пользования органами управления (рулевой колонкой) в положении водителя «по походному» не были выявлены.
Сущность изобретения поясняется чертежом, где представлен общий вид рабочего места водителя вид сбоку. Рабочее место водителя ВГМ, содержит органы управления движением: рулевую колонку 1; закрепленную в кронштейне 11, который жестко соединен с вертикальными тягами 9; педали 2, 3; приборы 4; сиденье 5 с механизмом подъема 6, закрепленном на стойках машины 7. Сиденье 5 соединено с рамой 8, которая тягами 9 одним концом подвешена к крыше 10, а вторым через шарниры 14 соединена с рамой 8. Рулевая колонка имеет осевую и угловую регулировки, после выполнения которых рулевая колонка фиксируется барашками 12 и 13. Указанные ростовые регулировки могут быть выполнены водителем при приемке машины один раз на весь срок службы.
Посадка водителя в рабочее положение («по боевому») обеспечивается установкой сиденья 5 в нижнее положение (уровень размещения 16), при этом рулевая колонка будет находиться в положении 17.
Установка сиденья водителя в нижнем положении позволяет водителю управлять машиной (посредством органов управления 1, 2, 3 и приборов 4).
Посадка водителя в верхнее положение относительно приборов управления и рулевой колонки 1 (уровень размещения 18) обеспечивает водителю максимальную обзорность. При этом рама 8 вместе с сиденьем 5 поднимается вверх посредством механизма подъема 6. Рулевая колонка при этом занимает положение 19. Сиденье 5 в любом положении может фиксироваться относительно корпуса машины стопором в виде зубчатой муфты (на чертеже не показана). В зависимости от этого и рулевая колонка будет занимать соответствующие положения по углу наклона.
Использование предполагаемого изобретения позволяет по сравнению с существующими техническими решениями улучшить эргономические показатели рабочего места водителя ВГМ.
Рабочее место водителя гусеничной машины, содержащее рулевую колонку, закрепленную в кронштейне, который жестко соединен с вертикальными тягами, педали, приборы, сиденье с механизмом подъёма, закрепленном на стойках машины, отличающееся тем, что рулевая колонка установлена непосредственно на тягах, которые одним концом прикреплены к крыше гусеничной машины, а другим через шарнирные соединения связаны с опорной рамой и сиденьем, также установленном на опорной раме, при этом положение рулевой колонки меняется относительно сиденья при его перемещении в верхнее или нижнее положение.