×
20.04.2023
223.018.4a83

Результат интеллектуальной деятельности: Способ оценки устойчивости движения автотранспортного средства

Вид РИД

Изобретение

Аннотация: Изобретение относится к области испытаний автотранспортных средств. Для определения численного параметра, характеризующего траекторную устойчивость автотранспортного средства при движении в условиях высокочастотного изменения вертикальной нагрузки на колесо, в способе оценки устойчивости определения влияния шин и подвески на устойчивость движения автотранспортного средства проводят испытания на ровной горизонтальной площадке с асфальтовым покрытием. Автотранспортным средством осуществляют движение по коридору 1, состоящему из прямолинейного участка для разгона и участка в виде полуокружности для выполнения поворота. В средней части участка полуокружности поперек коридора движения 1 устанавливают и закрепляют единичную неровность 2 квадратного сечения со стороной 0,05 м. Переездом через единичную неровность квадратного сечения возбуждают вертикальные колебания колес автомобиля, характер протекания которых зависит от параметров шин и подвески. Наличие колебаний приводит к изменению боковых реакций и, следовательно, траектории движения испытуемого автомобиля 3. При движении автотранспортного средства после переезда неровности по траектории 4, не выходящей из габаритного коридора, устойчивость движения признают удовлетворительной. При выходе из габаритного коридора, траектория 5, устойчивость движения признают недостаточной. Количественной оценкой устойчивости движения является максимальная скорость, при которой автотранспортное средство начинает выходить из коридора движения на участке полуокружности после переезда единичной неровности квадратного сечения. Технический результат - определение численного параметра, характеризующего траекторную устойчивость автотранспортного средства при движении в условиях высокочастотного изменения вертикальной нагрузки на колесо. 7 ил.

Настоящее изобретение относится к области испытаний автотранспортных средств.

Известен способ определения влияния шин на боковую устойчивость автомобиля, который включает замер бокового смещения при движении по двум криволинейным траекториям. Одну из траекторий получают путем прокатывания автомобиля своим ходом с повернутыми и зафиксированными колесами из заданного положения, а другую - путем его принудительного прокатывания при воздействии бокового усилия из того же заданного положения. Чем больше разность между траекториями, тем хуже боковая устойчивость автомобиля на данных шинах (SU №385190 А1, МПК G01M 17/02, опубл. 29.05.1973).

Недостатками известного способа являются невозможность определения влияния параметров подвески на боковую устойчивость, а также низкая точность выполнения измерений ввиду отсутствия перераспределения нагрузки по колесам автомобиля вследствие малой скорости движения (1-3 м/сек) при проведении испытания.

Известен способ определения курсовой устойчивости автомобиля, который предусматривает движение автомобиля по прямолинейному горизонтальному участку дороги, оборудованному искусственными неровностями. При испытаниях водитель стремится вести автомобиль по середине полосы движения с минимальными отклонениями от прямолинейного движения, при этом определяются средняя скорость бокового смещения автомобиля и средняя интегральная угловая скорость поворота рулевого колеса. Чем меньше значения данных параметров, тем лучше курсовая устойчивость автомобиля (ОН 025 319-68 Автомобили. Оценочные параметры управляемости. Методы определения).

Недостатком известного способа является низкая точность измерения из-за значительного влияния на результаты испытаний квалификации водителя.

Наиболее близким по технической сущности к заявляемому изобретению является способ - испытание «поворот Rn=35 м», выполняемое по ГОСТ 31507-2012. Испытание проводят на ровной горизонтальной асфальтированной площадке, на которой размечен коридор движения, включающий прямолинейный участок для разгона и круговой сегмент для выполнения поворота. Автотранспортное средство вводят в режим равномерного прямолинейного движения, затем водитель быстро снимает ногу с педали газа и начинает поворачивать рулевое колесо для выполнения маневра. Результатом испытаний «поворот Rn=35 м» является наибольшая скорость маневра, при которой не наблюдаются отрывы колес от дороги и выходы автотранспортного средства из коридора движения.

Недостаток известного способа заключается в том, что получаемый результат охватывает только низкочастотный диапазон функционирования подвески и пневматических шин, что не позволяет оценить их влияние на свойства устойчивости при движении автотранспортного средства по неровной дорожной поверхности.

Задачей, на решение которой направлено заявляемое изобретение является расширение функционала испытаний автотранспортных средств в части определения влияния на устойчивость движения характеристик пневматических шин и системы подрессоривания при их работе в диапазоне высоких частот изменения нормальной нагрузки на колесо.

Техническим результатом, на достижение которого направлен предлагаемый способ, является определение численного параметра, характеризующего траекторную устойчивость автотранспортного средства при движении в условиях высокочастотного изменения вертикальной нагрузки на колесо.

Технический результат достигается тем, что способ оценки устойчивости движения автотранспортного средства, предусматривающий серию испытаний автотранспортного средства, состоящих из разгона на прямолинейном участке и последующего движения с постоянной скоростью по участку полуокружности, согласно изобретению поперек коридора движения в средней части участка полуокружности устанавливают и закрепляют единичную неровность квадратного сечения, переезд через которую вводит подвеску в возмущенное состояние, при наезде передних колес на единичную неровность квадратного сечения и до конца испытания осуществляют движение накатом при неизменном положении рулевого колеса, определяют оценочный показатель равный значению скорости, при котором автотранспортное средство начинает выходить из коридора движения на участке полуокружности после переезда единичной неровности квадратного сечения.

Отличительной особенностью изобретения является проведение испытаний автотранспортного средства при высокочастотных вертикальных колебаниях подвески и шин, что обеспечивает определение свойств устойчивости, характерных для движения по неровной дороге.

Отличительными признаками способа оценки устойчивости движения автотранспортного средства являются:

- расположение поперек коридора движения в средней части участка полуокружности закрепленной единичной неровности квадратного сечения, переезд через которую вводит подвеску в возмущенное состояние, позволит создать высокочастотное изменение вертикальной нагрузки на колесо, характерное для движения по неровной дорожной поверхности;

- движение накатом при неизменном положении рулевого колеса с момента наезда передних колес на единичную неровность квадратного сечения и до конца испытания позволит исключить влияние водителя на результаты испытания;

- определение оценочного показателя равного значению скорости, при котором автотранспортное средство начинает выходить из коридора движения на участке полуокружности после переезда единичной неровности квадратного сечения позволит получить характеристики изменения свойств траекторной устойчивости в зависимости от технического состояния подвески и шин.

Способ оценки устойчивости движения автотранспортного средства поясняется изображениями, на которых представлено:

на фиг. 1 - схема проведения испытания;

на фиг. 2 - начало разгона автотранспортного средства на прямолинейном участке;

на фиг. 3 - въезд автотранспортного средства на участок полуокружности;

на фиг. 4 - начало переезда колес передней оси через единичную неровность;

на фиг. 5 - начало переезда колес задней оси через единичную неровность;

на фиг. 6 - движение автотранспортного средства после единичной неровности;

на фиг. 7 - выезд автотранспортного средства с участка полуокружности.

Способ оценки устойчивости движения автотранспортного средства предусматривает выполнение серии испытаний, проводимых на ровной горизонтальной площадке с асфальтовым покрытием, на которой размечают коридор движения 1 (см. фиг. 1), включающий прямолинейный участок для разгона и участок в виде полуокружности для выполнения поворота. В средней части участка полуокружности поперек коридора движения 1 устанавливают и закрепляют единичную неровность 2 квадратного сечения со стороной 0,05 м. Испытуемое автотранспортное средство 3 разгоняют на прямолинейном участке, затем осуществляют движение по круговому участку и после переезда единичной неровности 2 и продолжают движение без изменения положения рулевого колеса. При наезде передних колес на единичную неровность 2 квадратного сечения и до конца испытания автотранспортное средство переводят в режим движения накатом. При движении по полуокружности на автотранспортное средство воздействуют центробежная сила и противодействующие ей боковые реакции в пятнах контакта шин с опорной поверхностью. Переездом через единичную неровность 2 квадратного сечения возбуждают вертикальные колебания колес автотранспортного средства, характер протекания которых зависит от параметров шин и подвески. Наличие колебаний приводит к изменению боковых реакций и, следовательно, траектории движения испытуемого автотранспортного средства 3. При движении автотранспортного средства после переезда неровности по траектории 4, не выходящей из габаритного коридора, устойчивость движения признается удовлетворительной. При выходе из габаритного коридора, т.е. при движении по траектории 5, устойчивость движения признают недостаточной. Испытания подразделяют на предварительные и зачетные. Предварительные испытания проводят для определения начальных скоростей зачетных испытаний. Начальные скорости предварительных испытаний выбирают такими, при которых не происходит снижение свойств устойчивости. Заканчивают предварительные испытания на скорости, при которой начинает проявляться снижение свойств устойчивости. Начальную скорость зачетных испытаний принимают на 10% меньше скорости окончания предварительных испытаний. В последующих заездах скорость увеличивают с интервалом 1 км/ч. Если в трех заездах на одной скорости наблюдается выход за пределы коридора движения, то испытания заканчивают. Количественной оценкой устойчивости движения является максимальная скорость, при которой автотранспортное средство начинает выходить из коридора движения на участке полуокружности после переезда единичной неровности 2 квадратного сечения.

Способ оценки устойчивости движения автотранспортного средства поясняется примерами конкретного выполнения.

Пример 1

Проводят испытание автотранспортного средства категории M1 с заведомо неисправными задними амортизаторами по методике, реализующей описываемый способ (см. фиг. 2-7). Выполняют предварительные испытания при скорости автотранспортного средства: 20, 25, 30, 35 и 40 км/ч. Экспериментально установлено, что при скорости 40 км/ч наблюдают выезд автотранспортного средства из коридора движения после переезда единичной неровности квадратного сечения, на скорости 35 км/ч выезд не происходит. Начальную скорость зачетных испытаний, равную 36 км/ч, определяют, как уменьшенную на 10% скорость окончания предварительных испытаний (40 км/ч). Выполняют зачетные испытания при скорости автотранспортного средства: 36, 37 и 38 км/ч. Экспериментально установлено, что при скорости 38 км/ч наблюдают выезд автотранспортного средства из коридора движения после переезда единичной неровности квадратного сечения, на скорости 37 км/ч выезд не происходит. При повторных испытаниях на скорости 38 км/ч также наблюдают выезд автотранспортного средства из коридора движения после переезда единичной неровности квадратного сечения.

Результат испытания (оценка устойчивости движения): нижняя граница скоростного диапазона, при котором автотранспортное средство теряет траекторную устойчивость равна 38 км/ч.

Пример 2

Проводят испытание исправного автотранспортного средства категории Ml по методике, реализующей описываемый способ. Выполняют предварительные испытания при скорости автотранспортного средства: 20, 25, 30, 35, 40, 45 и 50 км/ч. Экспериментально установлено, что при скорости 50 км/ч наблюдают выезд автотранспортного средства из коридора движения после переезда единичной неровности квадратного сечения, на скорости 45 км/ч выезд не происходит. Начальную скорость зачетных испытаний, равную 45 км/ч, определяют, как уменьшенную на 10% скорость окончания предварительных испытаний (50 км/ч). Выполняют зачетные испытания при скорости автотранспортного средства: 45, 46 и 47 км/ч. Экспериментально установлено, что при скорости 47 км/ч наблюдают выезд автотранспортного средства из коридора движения после переезда единичной неровности квадратного сечения, на скорости 46 км/ч выезд не происходит. При повторных испытания на скорости 47 км/ч также наблюдают выход выезда автотранспортного средства из коридора движения после переезда единичной неровности квадратного сечения.

Результат испытания (оценка устойчивости движения): нижняя граница скоростного диапазона, при котором автотранспортное средство теряет траекторную устойчивость равна 47 км/ч.

Предлагаемое изобретение «Способ оценки устойчивости движения автотранспортного средства» по сравнению с прототипом «Испытание «поворот Rn=35 м» (см. ГОСТ 31507-2012) позволяет:

- определять количественный показатель влияния на устойчивость автотранспортного средства, свойств пневматических шин и подвески, функционирующих при высокочастотном изменении вертикальной нагрузки на колесо, для движения по неровной дорожной поверхности;

- определять максимальную скорость устойчивого движения автотранспортного средства при высокочастотных вертикальных колебаниях подвески и пневматических шин;

- расширить функционал испытаний автотранспортных средств в части определения влияния на устойчивость движения характеристик пневматических шин и системы подрессоривания при их работе в диапазоне высоких частот изменения нормальной нагрузки на колесо.

Способ оценки устойчивости движения автотранспортного средства, предусматривающий серию испытаний автотранспортного средства, состоящих из разгона на прямолинейном участке и последующего движения с постоянной скоростью по участку полуокружности, отличающийся тем, что поперек коридора движения в средней части участка полуокружности устанавливают и закрепляют единичную неровность квадратного сечения, переезд через которую вводит подвеску в возмущенное состояние, при наезде передних колес на единичную неровность квадратного сечения и до конца испытания осуществляют движение накатом при неизменном положении рулевого колеса, определяют оценочный показатель, равный значению скорости, при котором автотранспортное средство начинает выходить из коридора движения на участке полуокружности после переезда единичной неровности квадратного сечения.
Источник поступления информации: Роспатент

Showing 1-1 of 1 item.
20.04.2023
№223.018.4a88

Способ получения мясных гранул для полукопченых колбас

Изобретение относится к мясной промышленности. Способ получения мясных гранул для полукопчёных колбас, предусматривающий очистку, мойку и тонкое измельчение субпродуктов, приготовление эмульсии на основе многофункциональной смеси «КФ Стабипро ФЭТ» и ледяной воды, внесение субпродуктовой пасты,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002783534
Дата охранного документа: 14.11.2022
Showing 1-10 of 15 items.
20.02.2014
№216.012.a1aa

Способ автоматизированного составления схемы дорожно-транспортного происшествия

Для составления схемы дорожно-транспортного происшествия используется автоматизированная компьютерная система с базой топографических участков местности и устройство глобального позиционирования. Повышаются скорость и точность фиксации факторов дорожно-транспортного происшествия. 1 ил.
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002507101
Дата охранного документа: 20.02.2014
10.04.2014
№216.012.b481

Силовая установка транспортного средства

Изобретение может быть использовано в силовых установках транспортных средств, снабженных двигателями внутреннего сгорания. Силовая установка транспортного средства содержит двигатель (1) внутреннего сгорания, парогенератор (3), установленный на выпускном коллекторе (4) двигателя внутреннего...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002511929
Дата охранного документа: 10.04.2014
20.04.2015
№216.013.42f9

Способ диагностирования тормозной системы автотранспортного средства и устройство для его осуществления

Группа изобретений относится к области машиностроения, а именно к диагностированию тормозных систем автотранспортных средств. Способ диагностирования заключается в том, что во время торможения колес автотранспортного средства одновременно с измерением тормозных сил, приходящихся на каждое...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002548643
Дата охранного документа: 20.04.2015
25.08.2017
№217.015.a111

Способ диагностирования тормозной системы автотранспортного средства и устройство для его осуществления

Группа изобретений относится к области автомобилестроения. Способ заключается в том, что одновременно с однократным экстренным торможением до полной остановки автотранспортного средства производят измерение на каждом колесе диагностируемой оси распределенных продольных реакций по длине пятна...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002606408
Дата охранного документа: 10.01.2017
25.08.2017
№217.015.b1db

Испытательный стенд для диагностирования тормозной системы автотранспортного средства

Испытательный стенд для диагностирования тормозной системы автотранспортного средства (5) содержит измерительную платформу (1), установленные на ней узлы (2) для измерения тормозной силы, соединенные с усилителем сигнала и аналого-цифровым преобразователем. В качестве узлов (2) для измерения...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002613076
Дата охранного документа: 15.03.2017
25.08.2017
№217.015.bd5b

Стенд для диагностирования сайлентблоков подвески автотранспортных средств

Изобретение относится к испытательной технике и может быть использовано для технического осмотра автотранспортных средств. Стенд для диагностирования сайлентблоков подвески автотранспортных средств включает электродвигатель, соединенный с гидронасосом, гидробак, рычаг с испытуемым сайлентблоком...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002616233
Дата охранного документа: 13.04.2017
19.07.2018
№218.016.721b

Способ определения коэффициента поперечного сцепления эластичной шины автомобильного колеса

Изобретение относится к технической эксплуатации автомобилей, а именно к технологии определения коэффициента поперечного сцепления эластичной шины автомобильного колеса с опорной поверхностью дороги в условиях эксплуатации. Для повышения точности, достоверности и безопасности измерения боковых...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002661555
Дата охранного документа: 17.07.2018
26.01.2019
№219.016.b47c

Аддукты триаллилборанов с аммиаком и аминами в качестве аллилирующих реагентов

Изобретение относится к области элементоорганической химии, конкретно к аддуктам триаллилборанов (RRC=CRCH)B с аминосоединениями RRNH состава 1:1. Значение радикалов следующее: R=R=R=Н; R=СН, R=R=Н; R=R=Н, R=СН; R=R=СН, R=Н, a R=R=Н; R=Н, R=Салкил, СНСалкенил; R=R=СН. Исключен аддукт, где...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002678208
Дата охранного документа: 24.01.2019
02.07.2019
№219.017.a34c

Способ производства вареных колбасных изделий с мясом сома

Изобретение относится к мясной промышленности, и может быть использовано для получения вареных колбасных изделий. Способ включает приемку мясного сырья, его предварительную подготовку, измельчение и посол, приготовление фарша, формование батонов, последующую их термообработку и охлаждение. В...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002692911
Дата охранного документа: 28.06.2019
30.10.2019
№219.017.dbc6

Система форсировки возбуждения автономного синхронного генератора, входящего в электротехнический комплекс, с использованием накопителей энергии на основе аккумуляторных батарей и суперконденсаторов большой мощности

Изобретение относится к области электротехники, а именно к системе форсировки возбуждения автономного синхронного генератора, входящего в электротехнический комплекс, с использованием накопителей энергии на основе аккумуляторных батарей и суперконденсаторов большой емкости, и может быть...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002704313
Дата охранного документа: 28.10.2019
+ добавить свой РИД