×
15.07.2020
220.018.3251

Результат интеллектуальной деятельности: Подшипник скольжения

Вид РИД

Изобретение

Аннотация: Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в опорах валов различных машин, в частности в деревообрабатывающих станках и оборудовании, станках текстильной промышленности и др. Подшипник скольжения состоит из двух соединенных между собой втулок – наружной (2), выполненной из высокопрочного материала и внутренней (1), изготовленной из антифрикционного материала, между которыми расположена замкнутая пространство, где размещена пружина (3) и легкоплавкий материал (4). Пружина (3) находится в растянутом состоянии и размещена в винтовой канавке, выполненной на наружной поверхности внутренней втулки (1), а оставшийся свободный объем канавки заполнен легкоплавким материалом (4) на 90-95%. Внутренняя поверхность наружной втулки (2) и наружная поверхность внутренней втулки (1) выполняются коническими, имеющими одинаковую конусность, при этом соединение внутренней и наружной втулки (1, 2) осуществляется путем поэтапной запрессовки. Модуль упругости материала наружной втулки (2) задается равным не менее 1,5-2 кратного значения модуля упругости материала внутренней втулки (1). Степень растяжения пружины (3), размещаемой в винтовой канавке, составляет 20-35% от ее номинальной длины. На рабочей поверхности внутренней втулки (1) подшипника скольжения создается регулярный рельеф способом поверхностного пластического деформирования, обладающий повышенными антифрикционными и демпфирующими характеристиками. Технический результат: повышение работоспособности, долговечности и теплостойкости предложенного подшипника скольжения. 3 з.п. ф-лы, 3 ил.

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в опорах валов различных машин, в частности в деревообрабатывающих станках и оборудовании, станках текстильной промышленности и др.

Известен подшипник скольжения, который состоит из двух втулок наружной - опорной и внутренней, выполненной из антифрикционного материала. Между этими втулками располагается внутренняя замкнутая полость, в которой по винтовой канавке укладывается упругий элемент в виде проволоки с предварительным натяжением. Затем располагается тканый материал, пропитанный связующим, образующий наружную обойму подшипника скольжения (патент RU, №2172678, КМП B29D 31/02 В29 С 53/56.).

Вместе с тем работоспособность такого подшипника остается недостаточной по причине наличия в функциональных антифрикционных поверхностных слоях неблагоприятных остаточных напряжений растяжения, а также вследствие возможного перегрева подшипникового узла из-за недостаточных показателей теплоемкости и теплопроводности антифрикционного материала внутренней втулки подшипника

Близким к заявленному является подшипник скольжения, содержащий опорную втулку и вкладыш, выполненный из антифрикционного композитного материала, состоящего из древесной основы и сферических теплоотводящих элементов различного диаметра, распределенными по толщине вкладыша радиальными слоями с переменной концентрацией (патент RU, №2432508, КМП F16C 33/04 F16C 33/24).

Теплоотводящие элементы выполнены в виде капсул, представляющих собой оболочку, заполненную легкоплавким эвтектическим сплавом. Недостатками этого подшипника является невысокая прочность и износостойкость, а также ограниченные температурные условия эксплуатации.

Технической задачей, на решение которой направленно изобретение, является повышение работоспособности, долговечности и теплостойкости предложенного подшипника скольжения. Эта задача решается за счет создания в объеме материала внутренней втулки подшипника скольжения благоприятных остаточных напряжений сжатия и достижения в нем повышенной теплопроводности и теплоемкости за счет увеличения объема теплопоглощающего легкоплавкого материала и более рационального его размещения во внутренней полости подшипника скольжения.

В результате обеспечивается следующий технический результат - повышение износостойкости и контактной усталостной прочности, за счет создания управляемых остаточных напряжений сжатия на рабочей поверхности и повышение теплоемкости подшипника скольжения.

Поставленная цель достигается тем, что подшипник скольжения, состоящий из двух соединенных между собой втулок - наружной, выполненной из высокопрочного материала и внутренней, изготовленной из антифрикционного материала, между которыми расположена замкнутая пространство, где размещена пружина и легкоплавкий материал, отличающийся тем, что пружина находится в растянутом состоянии и размещена в винтовой канавке, выполненной на наружной поверхности внутренней втулки, а оставшийся свободный объем канавки заполнен легкоплавким материалом на 90-95%, внутренняя поверхность наружной втулки и наружная поверхность внутренней втулки выполняются коническими, имеющими одинаковую конусность, при этом соединение внутренней и наружной втулки осуществляется путем поэтапной запрессовки. Модуль упругости материала наружного кольца задается равным не менее 1,5-2 кратного значения модуля упругости материала внутреннего кольца, а степень растяжения пружины, размещаемой в винтовой канавке, составляет 20-35% от ее номинальной длины. На рабочей поверхности внутренней втулки подшипника скольжения создается регулярный рельеф способом поверхностного пластического деформирования, обладающий повышенными антифрикционными и демпфирующими характеристиками.

На фиг. 1 изображена внутренняя втулка с металлической пружиной легкоплавким материалом готовая для запрессовки, на фиг. 2 - подшипник скольжения до запрессовки, на фиг. 3 подшипник скольжения после запрессовки.

Подшипник содержит внутреннюю втулку 1 с винтовой канавкой по наружному диаметру, наружную втулку 2, металлическую пружину 3, легкоплавкий материал 4.

Подшипник состоит из двух втулок - наружной 2 и внутренней 1. Наружную втулку 2 изготавливают из высокопрочного материала, например, стали 40Х, а внутреннюю 1 из антифрикционного материала, например, бронзы. При этом модуль упругости наружной втулки 2 задается равным не менее 1,5-2 кратного значения модуля упругости внутренней втулки 1.

Внутреннюю поверхность наружной втулки 2 и наружную поверхность внутренней втулки 1 выполняются коническими, имеющими одинаковую конусность, и образуют в процессе осевой запрессовки посадку с натягом.

На наружной поверхности внутренней втулки 1 нарезают винтовую канавку и навивают металлическую пружину 3. Пружина 3 находится в растянутом состоянии, при этом степень растяжения пружины, размещаемой в винтовой канавке, составляет 20-35% от ее номинальной длины.

В результате создание благоприятного уровня управляемых остаточных напряжений в функциональных поверхностных слоях внутренней втулки подшипника скольжения осуществляется за счет действия сжимающих нагрузок, формируемых растянутой пружиной 3 и вследствие посадки с натягом соединяемых втулок подшипников скольжения.

Таким образом, коническая посадка с натягом, наряду с сжимающей нагрузкой со стороны растянутой пружины, обеспечивают достижение возможности создания управляемых остаточных напряжений сжатия в функциональном поверхностном слое внутреннего диаметра подшипника, что способствует увеличению контактной усталостной прочности и износостойкости подшипника скольжения.

Кроме того, пружина 3 на наружной поверхности внутренней втулки 1 размещается в растянутом состоянии, то ее сжимающий эффект увеличивает демпфирующие характеристики подшипника скольжения. Такой же эффект обеспечивается за счет демпфирующих характеристик стыка неподвижной посадки втулок подшипника.

Винтовая канавка внутренней втулки 1 вместе с размещенной в ней пружиной 3 заполняется легкоплавким материалом 4 (фиг. 1), например, сплавом, содержащим 50% висмут, 28% свинец, 22% олово (Тпл=100°С); 53% висмут, 26% олово, 21% кадмий (Тпл=103°С). Объем легкоплавкого материала 4 составляет 90-95%), при этом лишний материал снимается с наружной поверхности внутренней втулки 1.

Теплопоглощение в процессе работы подшипника происходит за счет аккумуляции энергии, выделяющейся в результате трения в подшипнике скольжения, что способствует оптимизации температурного режима работы подшипникового узла. При этом температурный режим определяется температурой плавления используемого сплава.

Соединение внутренней 1 и наружной втулки 2 осуществляется путем поэтапной запрессовки с контролем внутреннего диаметра подшипника и введением его по мере необходимости в заданное поле допуска (фиг. 2 и фиг. 3). Поскольку соединение внутренней 1 и наружной втулок 2 выполняется по неподвижной конической посадке с натягом, путем поэтапной осевой запрессовки с текущем контролем внутреннего функционального диаметра внутренней втулки 1 и введения его по мере необходимости в заданное поле допуска, то этим также предоставляется возможность дополнительного регулирования напряженного состояния за счет осевого взаимного перемещения сопрягаемых втулок 1 и 2 и увеличения тем самым величины натяга и, соответственно, напряженного состояния соединяемых деталей подшипника. В процессе осевой запрессовки посадку с натягом, обеспечивающей, наряду с со сжимающей нагрузкой со стороны растянутой пружины 3, создание в функциональном поверхностном слое внутреннего диаметра подшипника остаточных напряжений сжатия.

Завершающей операцией изготовления подшипника скольжения является формирование на рабочей поверхности внутренней втулки подшипника скольжения регулярного рельефа, способом поверхностного пластического деформирования, что способствует увеличению износостойкости.


Подшипник скольжения
Подшипник скольжения
Подшипник скольжения
Источник поступления информации: Роспатент

Showing 1-10 of 32 items.
25.08.2017
№217.015.ca12

Колесо зубчатое упругое

Изобретение относится к зубчатым колесам. Колесо зубчатое упругое содержит ступицу, венец с диском, смонтированный с возможностью поворота относительно ступицы, цилиндрические упругие элементы, установленные без зазора в гнездах, выполненных равномерно по окружности колеса. В диске венца...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002619880
Дата охранного документа: 19.05.2017
17.02.2018
№218.016.2a30

Вагон для перевозки автомобилей

Изобретение относится к железнодорожным транспортным средствам для перевозки легковых автомобилей. Вагон для перевозки легковых автомобилей включает смонтированный на раме в зоне между опорными тележками поворотный на горизонтальной оси (3) настил (2) нижнего яруса погрузки и настил (7)...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002643017
Дата охранного документа: 29.01.2018
04.04.2018
№218.016.301f

Периферийное устройство для снижения утечек теплоносителя

Изобретение относится к области турбостроения и может быть использовано в необандаженных ступенях паровых и газовых турбин. Периферийное уплотнение необандаженных турбинных ступеней, содержащее на внешнем обводе винтовые канавки в области радиального зазора необандаженной турбинной ступени. В...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002645100
Дата охранного документа: 15.02.2018
10.05.2018
№218.016.4614

Устройство для снижения аэродинамического шума осевого компрессора и способ его осуществления

Изобретение относится к области турбостроения и может быть использовано во входных ступенях осевых компрессоров турбомашин. Устройство для снижения аэродинамического шума осевого компрессора содержит рабочее колесо первой ступени, а на внутренней поверхности корпуса осевого компрессора в зоне...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002650241
Дата охранного документа: 11.04.2018
29.05.2018
№218.016.5407

Способ автоматизированного определения теплового сопротивления переход - корпус силовых полупроводниковых приборов в корпусном исполнении

Использование: для измерения тепловых параметров силовых полупроводниковых приборов в корпусном исполнении. Сущность изобретения заключается в том, что способ автоматизированного определения теплового сопротивления переход-корпус силовых полупроводниковых приборов в корпусном исполнении для...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002653962
Дата охранного документа: 15.05.2018
09.06.2018
№218.016.5b08

Подвеска осевого редуктора локомотива

Осевой редуктор одной стороной опирается на ось колесной пары, а другой стороной связан с рамой тележки посредством вертикальной тяги с резинометаллическими шарнирами на концах, причем вертикальная тяга связана с рамой тележки через балансир с резинометаллическим шарниром с осью, а конец...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002655593
Дата охранного документа: 28.05.2018
09.06.2018
№218.016.5e75

Пассивный успокоитель качки плавающего средства

Изобретение относится к области судостроения, а именно к средствам уменьшения бортовой качки плавающих средств. Пассивный успокоитель качки плавающего средства содержит бортовые цистерны 1 левого и правого борта, частично заполненные жидкостью 2, соединенные между собой жидкостным 3 и воздушным...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002656745
Дата охранного документа: 06.06.2018
09.06.2018
№218.016.5e82

Пассивный успокоитель качки плавающего средства

Изобретение относится к области судостроения, а именно к средствам уменьшения бортовой качки плавающего средства. Пассивный успокоитель качки плавающего средства содержит бортовые резервуары 1, частично заполненные ферромагнитной жидкостью 2 и связанные между собой жидкостным 3 и воздушным 4...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002656744
Дата охранного документа: 06.06.2018
07.12.2018
№218.016.a490

Камера сгорания дизеля

Изобретение относится к двигателестроению. Камера сгорания двигателя внутреннего сгорания, ограниченная днищем поршня, головкой цилиндра и снабженная теплоизолирующим керамическим покрытием, на которое нанесен теплоаккумулирующий и теплопередающий слой, выполненный из высокотемпературного с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002674170
Дата охранного документа: 05.12.2018
26.12.2018
№218.016.ab69

Поршень форсированного дизельного двигателя

Изобретение относится к двигателестроению. Поршень форсированного дизельного двигателя состоит из нижнего (1) и верхнего (2) фрагментов, соединенных между собой. Фрагменты (1) и (2) образуют периферийную (3) и центральную (4) полости охлаждения поршня. Полости (3) и (4) сообщены основными (5) и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002675974
Дата охранного документа: 25.12.2018
Showing 1-8 of 8 items.
10.07.2015
№216.013.5de1

Самоблокирующийся дифференциал с магнитной жидкостью

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может использоваться в автомобилях повышенной проходимости. Самоблокирующийся дифференциал с магнитной жидкостью содержит две чаши коробки дифференциала, две полуоси, две полуосевые шестерни, четыре сателлита. Полуосевые шестерни состоят из...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002555574
Дата охранного документа: 10.07.2015
17.07.2019
№219.017.b5d5

Способ оценки гемодинамики пульпы зуба

Изобретение относится к медицине, а именно к стоматологии, и может быть использовано для оценки гемодинамики пульпы зуба. Накладывают на коронку исследуемого зуба электрод и фиксируют его в предварительно снятом оттиске из силиконовой массы. В силиконовом оттиске перфорируют отверстия по...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002694511
Дата охранного документа: 15.07.2019
13.11.2019
№219.017.e0ad

Способ изготовления подшипника скольжения

Изобретение относится к технологии изготовления подшипников скольжения из древесно-металлических композиционных материалов, в том числе полученных на основе переработки древесины. В способе образуют антифрикционную втулку (1) и обойму (6) подшипника путем навивки на бронзовую втулку (1) ленты...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002705731
Дата охранного документа: 11.11.2019
15.11.2019
№219.017.e2d5

Рабочий орган переносной моторной пилы

Изобретение относится к лесной и деревообрабатывающей промышленности, в частности к цепным пилам. Рабочий орган переносной моторной пилы включает пильную шину (13) и пильную цепь, а также механизм натяжения и смазки пильной цепи. Устройство для натяжения пильной цепи выполнено с маслоподводящим...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002706190
Дата охранного документа: 14.11.2019
28.02.2020
№220.018.06fd

Древесно-металлический композит для втулки подшипника скольжения

Изобретение относится к машиностроению, в частности к ремонтному и единичному производствам, а также к изготовлению подшипников трения скольжения из древесно-металлических композитов. Древесно-металлический композит для втулки подшипника состоит из древесной муки дуба фракций 0,13-0,25 мм...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002715319
Дата охранного документа: 26.02.2020
09.07.2020
№220.018.30ce

Способ определения твердости композиционных гетерогенных материалов

Изобретение относится к способу определения твердости композиционных гетерогенных материалов, обеспечивающему возможность повышения точности определения усредненного оценочного значения микротвердости функциональных поверхностей материалов, выполняемых на основе модифицированной древесины....
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002725902
Дата охранного документа: 07.07.2020
24.07.2020
№220.018.3747

Способ изготовления подшипника скольжения

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к получению подшипников трения скольжения из древесно-металлических композитов. Представлен способ изготовления подшипника скольжения, выполненного из прессованной древесины с радиальным расположением волокон и равномерной плотностью...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002727301
Дата охранного документа: 21.07.2020
20.04.2023
№223.018.4bce

Подшипник скольжения

Изобретение относится к области машиностроения и может использоваться при изготовлении подшипниковых опор скольжения различных машин, в частности, в станках деревообрабатывающей и текстильной промышленности, различного рода конвейеров и др. Подшипник скольжения с вкладышем (3) из...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002760819
Дата охранного документа: 30.11.2021
+ добавить свой РИД