×
28.02.2020
220.018.06fd

Результат интеллектуальной деятельности: ДРЕВЕСНО-МЕТАЛЛИЧЕСКИЙ КОМПОЗИТ ДЛЯ ВТУЛКИ ПОДШИПНИКА СКОЛЬЖЕНИЯ

Вид РИД

Изобретение

Аннотация: Изобретение относится к машиностроению, в частности к ремонтному и единичному производствам, а также к изготовлению подшипников трения скольжения из древесно-металлических композитов. Древесно-металлический композит для втулки подшипника состоит из древесной муки дуба фракций 0,13-0,25 мм влажностью 1-5%, медного порошка фракций 0,045-0,450 мм, мочевиномеламиновой смолы с отвердителем в качестве связующего с расходом 15% массы сухого остатка к массе абсолютно сухой древесины и расплавленного парафина. Соотношение содержания древесной муки и медного порошка в структуре древесно-металлического композита меняется в зависимости от температуры на контакте вала и втулки и радиального биения вала. Технический результат: увеличение теплопроводности подшипника скольжения и технологичности его изготовления. 1 табл.

Изобретение относится к машиностроению, в частности к ремонтному и единичному производствам, а также к изготовлению подшипников трения скольжения из древесно-металлических композитов.

Известен способ изготовления антифрикционных изделий, заключающийся в нарезании на несущей поверхности изделий канавок и фиксации к ней антифрикционной полимерной пленки путем запрессовки ее участков в канавки и заполнения оставшегося объема канавок жидкой полимерной композицией с последующим ее отверждением. Запрессовку производят путем раздачи антифрикционной полимерной пленки упругим элементом, который оставляют в канавке. Кроме того, в качестве упругого элемента используют предварительно сжатое металлическое разрезное кольцо (RU, патент №2185533).

Недостатками предложенного способа является ограничение величины давления прессования полимерной пленки упругими свойствами металлического разрезного кольца, а также избыточную податливость конструкции подшипника скольжения ввиду наличия упругого элемента.

Известен также способ изготовления деталей трения типа втулок для подшипников скольжения путем формирования втулок из пресс-масс, деления цельной модифицированной смолой древесины на заготовки и их укладки со стороны внутренней поверхности втулки с направлением одноосного уплотнения перпендикулярно направлению последующего совместного горячего прессования в радиальном направлении (А.с. №592596).

Недостатком его является технологическая сложность подготовки заготовок втулки, связанная с необходимостью их предварительной механической обработки и модифицирования, недостаточная теплопроводность подшипника, в связи с невысоким ее значением для древесины, а также невозможность минимизировать период приработки при установке подшипника на валу.

Задача изобретения является увеличение теплопроводности подшипника скольжения и технологичности его изготовления.

Поставленная задача достигается тем, что древесно-металлический композит для втулки подшипника скольжения отличающийся тем, что древесно-металлический композит для втулки подшипника, состоит из древесной муки дуба фракций 0,13-0,25 мм влажностью 1-5%, медного порошка фракций 0,045-0,450 мм, мочевиномеламиновой смолы с отвердителем в качестве связующего с расходом 15% массы сухого остатка к массе абсолютно сухой древесины и расплавленного парафина, при этом соотношение содержания древесной муки и медного порошка в структуре древесно-металлического композита меняется в зависимости температура на контакте вала и втулки и радиального биения вала.

Состав композита назначается исходя из необходимости обеспечения высокой теплопроводности подшипника и обеспечения тем самым стабильных условий его работы в принятом диапазоне скоростей вращения, а также демпфирующей способности, позволяющей подшипнику работать в условиях циклического динамического (в том числе ударного) нагружения. Результатом этого выступает повышение технологичности изготовления втулки подшипника, повышение собственной частоты колебаний опоры и уменьшение радиального биения вала.

Отличительной особенностью подшипников скольжения аналогичных заявляемой конструкций является то, что элементы подшипниковой опоры, в частности вкладыши, кольца, втулки, теплопроводящие элементы, а также элементы маслоподачи, усложняют конструкцию; кроме того, с увеличением количества составляющих элементов возрастает ее податливость. Это приводит к возмущениям динамического характера со стороны центрируемого вала, обусловливает протекание необратимых пластических деформаций древесины и увеличению радиального биения вала. Следствием отмеченных процессов является увеличение продолжительности периода приработки, пары трения «вал-втулка», отличающегося повышенным износом.

При монтаже аналогичных подшипников на валу, как правило, не учитывается начальное состояние вала в месте посадки, в частности в отношении его геометрии и параметров состояния поверхности: шероховатости, дефектного состояния и проч. Это приводит к снижению эффективности работы подшипников и сокращает их технический ресурс.

Предложенный древесно-металлический композит для втулки подшипника скольжения позволяет сформировать ее непосредственно на центрируемой (опираемой) детали; при этом последней придается частота вращения, соответствующая диапазону номинальных значений при эксплуатации.

За счет того, что образование втулки из предложенного древесно-металлического композита происходит при вращении вала, посадочная поверхность прирабатывается по внутреннему диаметру. Это происходит благодаря способности древесно-металлического композита при затвердевании пластически деформироваться и увеличивать площадь фактического контакта, что приводит к снижению местного давления и температуры на поверхности подшипника.

Таким образом, отличие предложенного способа состоит в возможности обеспечения адаптированных, уникальных функциональных качеств подшипника, обеспечиваемых при ремонтных работах или в условиях единичного производства, исходя из начального технического состояния вала и условий его работы. Следствием этого является сокращение периода приработки подшипника и повышение технологичности его изготовления.

Заполняя под давлением зазор между внутренней поверхностью подшипника и валом, древесно-металлический композит образует втулку и прессуется; при этом на вращающийся вал согласно закону Паскаля передается давление. В ходе прессования за счет вращения вала формируется посадочный диаметр втулки подшипника и одновременно происходит ее приработка.

Концентрация медного порошка и древесной муки в объеме композита варьируется по достижению минимумов нагрева подшипника и радиального биения вала.

Повышение давления при прессовании композита прекращается с момента повышения мощности в приводе и температуры на контакте вала и втулки.

Известна зависимость момента трения от температуры на контакте трущихся поверхностей. С учетом этого, состав композита подбирается исходя из необходимости обеспечения максимальной теплопроводности втулки. Для этого процентное содержание меди в составе композита по мере прессования варьируется в сторону увеличения и достигает величины, одновременно соответствующей максимуму демпфирующего эффекта, обеспечиваемого составляющей древесины в составе композита при заданной частоте вращения.

При этом давление при прессовании не должно быть чрезмерным, так как это ведет к усиленному впитыванию связующего в древесину, из-за чего снижается прочность втулки. В этой связи благодаря применению в качестве связующего мочевиномеламиновой смолы и расплава парафина, время на отверждение композита отводится в среднем 0,3-0,35 мин на 1 мм толщины вкладыша (при 180°С). При этом количество циклов нагнетания давления и разгрузки должно составлять не менее пяти.

Таким образом, древесная мука, входящая в состав композита, при возрастающем давлении в ходе прессования втулки обеспечивает демпфирующий эффект, а медный порошок, распределенный в объеме, выполняет теплопроводящие и антифрикционные функции.

Окончательной операцией после сушки, при необходимости, является механическая обработка подшипника.

Результаты оценки эффективности применения древесно-металлического композита для изготовления втулки подшипника скольжения приведены в таблице.

Прим. Связующее в композите во всех сериях испытаний - мочевиномеламиновая смола с отвердителем в качестве связующего с расходом 15% массы сухого остатка к массе абсолютно сухой древесины и расплавленного парафина (10% от массы смеси).

Фиксирование температуры на контакте вала и втулки осуществлялось термопарой, спай которой выводился на поверхность вала в месте формирования втулки за счет продольного и радиального внутренних отверстий. Время, затраченное на изготовление втулки подшипника, устанавливалось хронометрированием (условно не показано).

Из приведенной таблицы видно, что с уменьшением процентного содержания медного порошка в структуре древесно-металлического композита наблюдается возрастание тепловыделения на контакте втулки с валом. Одновременно при этом необходимо снижать усилие прессования во избежание чрезмерных потерь энергии на трение.

Древесно-металлический композит для втулки подшипника скольжения, отличающийся тем, что древесно-металлический композит для втулки подшипника состоит из древесной муки дуба фракций 0,13-0,25 мм влажностью 1-5%, медного порошка фракций 0,045-0,450 мм, мочевиномеламиновой смолы с отвердителем в качестве связующего с расходом 15% массы сухого остатка к массе абсолютно сухой древесины и расплавленного парафина, при этом соотношение содержания древесной муки и медного порошка в структуре древесно-металлического композита меняется в зависимости от температуры на контакте вала и втулки и радиального биения вала.
Источник поступления информации: Роспатент

Showing 1-10 of 32 items.
25.08.2017
№217.015.ca12

Колесо зубчатое упругое

Изобретение относится к зубчатым колесам. Колесо зубчатое упругое содержит ступицу, венец с диском, смонтированный с возможностью поворота относительно ступицы, цилиндрические упругие элементы, установленные без зазора в гнездах, выполненных равномерно по окружности колеса. В диске венца...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002619880
Дата охранного документа: 19.05.2017
17.02.2018
№218.016.2a30

Вагон для перевозки автомобилей

Изобретение относится к железнодорожным транспортным средствам для перевозки легковых автомобилей. Вагон для перевозки легковых автомобилей включает смонтированный на раме в зоне между опорными тележками поворотный на горизонтальной оси (3) настил (2) нижнего яруса погрузки и настил (7)...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002643017
Дата охранного документа: 29.01.2018
04.04.2018
№218.016.301f

Периферийное устройство для снижения утечек теплоносителя

Изобретение относится к области турбостроения и может быть использовано в необандаженных ступенях паровых и газовых турбин. Периферийное уплотнение необандаженных турбинных ступеней, содержащее на внешнем обводе винтовые канавки в области радиального зазора необандаженной турбинной ступени. В...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002645100
Дата охранного документа: 15.02.2018
10.05.2018
№218.016.4614

Устройство для снижения аэродинамического шума осевого компрессора и способ его осуществления

Изобретение относится к области турбостроения и может быть использовано во входных ступенях осевых компрессоров турбомашин. Устройство для снижения аэродинамического шума осевого компрессора содержит рабочее колесо первой ступени, а на внутренней поверхности корпуса осевого компрессора в зоне...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002650241
Дата охранного документа: 11.04.2018
29.05.2018
№218.016.5407

Способ автоматизированного определения теплового сопротивления переход - корпус силовых полупроводниковых приборов в корпусном исполнении

Использование: для измерения тепловых параметров силовых полупроводниковых приборов в корпусном исполнении. Сущность изобретения заключается в том, что способ автоматизированного определения теплового сопротивления переход-корпус силовых полупроводниковых приборов в корпусном исполнении для...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002653962
Дата охранного документа: 15.05.2018
09.06.2018
№218.016.5b08

Подвеска осевого редуктора локомотива

Осевой редуктор одной стороной опирается на ось колесной пары, а другой стороной связан с рамой тележки посредством вертикальной тяги с резинометаллическими шарнирами на концах, причем вертикальная тяга связана с рамой тележки через балансир с резинометаллическим шарниром с осью, а конец...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002655593
Дата охранного документа: 28.05.2018
09.06.2018
№218.016.5e75

Пассивный успокоитель качки плавающего средства

Изобретение относится к области судостроения, а именно к средствам уменьшения бортовой качки плавающих средств. Пассивный успокоитель качки плавающего средства содержит бортовые цистерны 1 левого и правого борта, частично заполненные жидкостью 2, соединенные между собой жидкостным 3 и воздушным...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002656745
Дата охранного документа: 06.06.2018
09.06.2018
№218.016.5e82

Пассивный успокоитель качки плавающего средства

Изобретение относится к области судостроения, а именно к средствам уменьшения бортовой качки плавающего средства. Пассивный успокоитель качки плавающего средства содержит бортовые резервуары 1, частично заполненные ферромагнитной жидкостью 2 и связанные между собой жидкостным 3 и воздушным 4...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002656744
Дата охранного документа: 06.06.2018
07.12.2018
№218.016.a490

Камера сгорания дизеля

Изобретение относится к двигателестроению. Камера сгорания двигателя внутреннего сгорания, ограниченная днищем поршня, головкой цилиндра и снабженная теплоизолирующим керамическим покрытием, на которое нанесен теплоаккумулирующий и теплопередающий слой, выполненный из высокотемпературного с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002674170
Дата охранного документа: 05.12.2018
26.12.2018
№218.016.ab69

Поршень форсированного дизельного двигателя

Изобретение относится к двигателестроению. Поршень форсированного дизельного двигателя состоит из нижнего (1) и верхнего (2) фрагментов, соединенных между собой. Фрагменты (1) и (2) образуют периферийную (3) и центральную (4) полости охлаждения поршня. Полости (3) и (4) сообщены основными (5) и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002675974
Дата охранного документа: 25.12.2018
Showing 1-9 of 9 items.
10.07.2015
№216.013.5de1

Самоблокирующийся дифференциал с магнитной жидкостью

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может использоваться в автомобилях повышенной проходимости. Самоблокирующийся дифференциал с магнитной жидкостью содержит две чаши коробки дифференциала, две полуоси, две полуосевые шестерни, четыре сателлита. Полуосевые шестерни состоят из...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002555574
Дата охранного документа: 10.07.2015
19.06.2019
№219.017.841c

Установка для испытания материалов на абразивное изнашивание

Изобретение относится к испытательной технике, в частности к устройствам для испытания металлов и сплавов, а также композиционных материалов и покрытий на стойкость к абразивному изнашиванию при низких, нормальных и повышенных температурах. Установка для испытания материалов на абразивное...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002691639
Дата охранного документа: 17.06.2019
13.11.2019
№219.017.e0ad

Способ изготовления подшипника скольжения

Изобретение относится к технологии изготовления подшипников скольжения из древесно-металлических композиционных материалов, в том числе полученных на основе переработки древесины. В способе образуют антифрикционную втулку (1) и обойму (6) подшипника путем навивки на бронзовую втулку (1) ленты...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002705731
Дата охранного документа: 11.11.2019
09.07.2020
№220.018.30ce

Способ определения твердости композиционных гетерогенных материалов

Изобретение относится к способу определения твердости композиционных гетерогенных материалов, обеспечивающему возможность повышения точности определения усредненного оценочного значения микротвердости функциональных поверхностей материалов, выполняемых на основе модифицированной древесины....
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002725902
Дата охранного документа: 07.07.2020
15.07.2020
№220.018.3251

Подшипник скольжения

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в опорах валов различных машин, в частности в деревообрабатывающих станках и оборудовании, станках текстильной промышленности и др. Подшипник скольжения состоит из двух соединенных между собой втулок – наружной (2),...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002726348
Дата охранного документа: 13.07.2020
24.07.2020
№220.018.3747

Способ изготовления подшипника скольжения

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к получению подшипников трения скольжения из древесно-металлических композитов. Представлен способ изготовления подшипника скольжения, выполненного из прессованной древесины с радиальным расположением волокон и равномерной плотностью...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002727301
Дата охранного документа: 21.07.2020
20.04.2023
№223.018.4bce

Подшипник скольжения

Изобретение относится к области машиностроения и может использоваться при изготовлении подшипниковых опор скольжения различных машин, в частности, в станках деревообрабатывающей и текстильной промышленности, различного рода конвейеров и др. Подшипник скольжения с вкладышем (3) из...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002760819
Дата охранного документа: 30.11.2021
23.04.2023
№223.018.5238

Установка для испытаний материалов на абразивное изнашивание

Изобретение относится к испытательной технике, в частности к устройствам для испытания металлов и сплавов, а также композиционных материалов и покрытий на стойкость к абразивному изнашиванию при низких, нормальных и повышенных температурах в условиях трения, удара и трения с ударом по...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002744848
Дата охранного документа: 16.03.2021
17.06.2023
№223.018.7e3a

Установка для испытания материалов на абразивное изнашивание

Изобретение относится к испытательной технике. Установка для испытания материалов на абразивное изнашивание содержит ударный механизм, систему управления ударным механизмом, теплоизолированную камеру, дозатор для подачи абразива, скребковый механизм, привод вращения вала. Механизм включает...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002771866
Дата охранного документа: 13.05.2022
+ добавить свой РИД