×
21.05.2020
220.018.1ebc

Результат интеллектуальной деятельности: ОДНОКОМПОНЕНТНЫЙ ЖИДКОСТНЫЙ РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ МАЛОЙ ТЯГИ

Вид РИД

Изобретение

№ охранного документа
0002721397
Дата охранного документа
19.05.2020
Аннотация: Изобретение относится к космической технике и может быть использовано при создании однокомпонентных жидкостных ракетных двигателей, входящих в состав двигательных установок малой тяги спутников для решения задач орбитального маневрирования. Однокомпонентный жидкостный ракетный двигатель малой тяги, содержащий камеру разложения топлива с расположенным в ней по оси инжектором с внутренним каналом, на выходном конце которого выполнены места впрыска, и сопло, при этом камера разложения выполнена в виде входной сферообразной части, заполненной гранулированным катализатором, и выходной цилиндрической части, длина которой меньше диаметра, а диаметр меньше диаметра входной сферообразной части камеры разложения, с размещенным в ней пористым каталитическим брикетом, при этом длина инжектора составляет около 1/2 диаметра сферообразной части камеры разложения топлива. На выходном конце инжектора установлена торцевая заглушка, исполненная в виде двух цилиндров разных диаметров, и выполнены сквозные продольные пазы и заглубление, причем цилиндр заглушки с меньшим диаметром входит в заглубление с образованием зазора между его торцевой поверхностью и заглублением. Изобретение обеспечивает повышение эффективности разложения топлива и связанное с этим повышение расходонапряженности камеры разложения и ресурсоспособности двигателя в целом. 1 з.п. ф-лы, 4 ил.

Изобретение относится к космической технике и может быть использовано при создании однокомпонентных жидкостных ракетных двигателей, входящих в состав двигательных установок малой тяги спутников для решения задач орбитального маневрирования.

Известен электротермический жидкостный ракетный двигатель, содержащий корпус камеры разложения топлива, состоящий из цилиндрической и конусной частей, инжектор и сопло. Камера разложения топлива состоит из двух теплообменников, первый из которых включает в себя набор платиновых сеток в форме спирально намотанной трубки с образованием внутри цилиндрического канала, второй - пакет платиновых сеток, установленных перед соплом, и расположенной между ними разделительной пластины с дроссельными отверстиями, причем центральная часть разделительной пластины перекрывает цилиндрический канал в первом теплообменнике (Патент Великобритании GB №1534601, МПК F02K 9/02, 1977 г.).

Известному двигателю присущи следующие недостатки: - жидкое топливо из инжектора впрыскивается во входной конец цилиндрического канала, который имеет достаточно большой диаметр по сравнению с внутренним диаметром инжектора, и, соответственно, большой объем. Поэтому до того, как топливо попадет в набор платиновых сеток, необходимо вначале заполнить топливом весь объем цилиндрического канала и только затем входное давление топлива однозначно направит топливо из канала на платиновые сетки в перпендикулярном к оси двигателя направлении. Следствием этого является:

а) повышенная задержка в динамике запуска двигателя и увеличенное время последействия при его выключении;

б) возможные колебания и забросы давления в камере разложения в течение выхода (запуска) двигателя на установившийся режим работы из-за свободного объема после инжектора относительно большой величины в виде цилиндрического канала и, связанного с этим, неустойчивого положения границы (зоны) нагревания жидкого топлива в цилиндрическом канале и во входной части теплообменника, а также неустойчивого положения границ испарения топлива и, в дальнейшем, разложения;

- течение топлива и продуктов разложения из свободно заполняемого цилиндрического объема канала в теплообменник через дросселируемые отверстия в разделительной пластине между теплообменниками и дополнительный теплообменник является потенциальным источником неустойчивой работы двигателя как при включениях двигателя, так и при работе в неблагоприятных эксплуатационных условиях, например, при относительно низких температурах камеры разложения при включениях или на режимах относительно малой тяги.

Известен однокомпонентный жидкостный ракетный двигатель малой тяги, содержащий цилиндрическую камеру разложения топлива с размещенным внутри нее узлом распределения топлива, проницаемый каталитический пакет, сопло и магистраль подачи топлива. Узел распределения топлива состоит из пористого каталитического материала с выполненным по оси узла глухим каналом, причем стенки глухого канала не более чем на 1/3. длины узла распределения топлива от днища камеры выполнены непроницаемыми. По внешней поверхности узла расположен электронагреватель, а торцевая поверхность выполнена непроницаемой. (Патент РФ №2118685, МПК F02K 9/68, 1996 г)

Недостатками известного двигателя в части впрыска топлива, его распределения по камере разложения и собственно разложения, а также обеспечения его устойчивой работы являются:

- подача топлива по осевой трубке в узел распределения топлива осуществляется через проницаемую торцевую стенку глухого канала на конце трубки в основном в осевом направлении и только на втором элементе - непроницаемой торцевой поверхности поток тормозится и заполняет весь объем узла распределения топлива, в том числе в обратном направлении до днища камеры разложения. Без достаточного распыла топлива заполнение жидким рабочим телом относительно большого объема узла распределения топлива при наличии на границе узла распределения топлива сильно нагретой поверхности нагревателя практически однозначно ведет к большим забросам давления в камере после собственно момента инициирования разложения топлива, Этому также способствует застойная зона, образованная днищем камеры и непроницаемой частью на 1/3 длины узла распределения топлива. Как известно, образование застойных и тупиковых зон в каталитических пакетах двигателей всегда приводит к их неустойчивой работе и к ухудшению их характеристик;

- через проницаемую часть боковой поверхности узла распределения топлива и нагреватель рабочее тело поступает в объем пористого каталитического материала, образованного днищем и боковой поверхностью камеры, а также боковой поверхностью и торцевой поверхностью узла распределения топлива. Здесь также заложено конструкцией образование застойной зоны у днища камеры разложения, а также частичное дросселирование потока топлива и продуктов его разложения через относительно узкий диаметральный зазор между цилиндрической боковой поверхностью камеры и торцевой непроницаемой поверхностью узла распределения топлива. Следствием всего этого будет неустойчивая работка двигателей, ухудшение их характеристик;

- большая площадь торцевой непроницаемой поверхности узла распределения топлива относительно поперечного сечения камеры разложения исключает из работы существенную долю каталитического материала, находящегося в теневой зоне за ним, что снижает эффективность каталитического пакета.

Известен двигатель, принятый за прототип, содержащий камеру разложения топлива цилиндрической формы, гранулированный катализатор, инжектор с внутренним каналом, частично заглубленный в камеру разложения топлива, и сопло. На выходном конце инжектора выполнены места впрыска топлива в виде прорезей или отверстий. (Патент US №20120304620, МПК F02K 9/10, 9/00, 2011 г.).

Однако, в известном двигателе при применении гранулированного катализатора в камере разложения существует проблема образования мелких элементов от разрушения гранул в ходе механических воздействий, например, при выведении космического аппарата, а также в процессе включения и функционирования двигателя, особенно при его включениях с относительно низких температур камер разложения. В цилиндрических камерах разложения с постоянным поперечным сечением закупорка каталитического пакета элементами разрушения гранул катализатора вокруг места впрыска топлива будет происходить наиболее быстро, следствием этого будет, при постоянном давлении топлива на входе, возрастание перепада давления на катализаторе и, соответственно, снижение тяги двигателя и его ресурсоспособности;

При создании изобретения решалась задача, повышения предельной расходонапряженности камеры разложения и, соответственно, ресурсоспособности двигателя в целом.

Поставленная задача решена за счет того, что в известном однокомпонентном жидкостном ракетном двигателе малой тяги, содержащем камеру разложения топлива с расположенным в ней по оси инжектором с внутренним каналом, на выходном конце которого выполнены места впрыска, и сопло, согласно изобретению камера разложения выполнена в виде входной сферообразной части, заполненной гранулированным катализатором, и выходной цилиндрической части, длина которой меньше диаметра, а диаметр меньше диаметра входной сферообразной части камеры разложения, с размещенным в ней пористым каталитическим брикетом, при этом длина инжектора составляет около 1/2 диаметра сферообразной части камеры разложения топлива.

Также поставленная задача выполнена за счет того, что на выходном конце инжектора установлена торцевая заглушка, выполненная в виде двух цилиндров разных диаметров, и выполнены сквозные продольные пазы и заглубление, причем цилиндр заглушки с меньшим диаметром входит в заглубление с образованием зазора между его торцевой поверхностью и заглублением.

Выполнение камеры разложения топлива в виде входной сферообразной части и выходной цилиндрической части позволяет:

- повысить расходонапряженность за счет того, что для сферообразной формы входной части камеры, по сравнению с цилиндрической формой, увеличение радиуса сферы ведет к существенному увеличению каталитической поверхности сферы из гранул, контактирующей с топливом;

- уменьшить вероятность закупорки пространства между гранул из-за резкого возрастания площади сферической поверхности с увеличением ее радиуса, что, в итоге, существенно увеличивает ресурсоспособность двигателя;

- улучшить габаритно-массовые характеристики двигателя за счет того, что сферообразная форма каталитического пакета априори имеет меньший объем по сравнению с любой другой объемной фигурой, например, по сравнению с цилиндрической формой.

Расположение выходного конца инжектора в центре входной сферообразной части камеры разложения позволяет при минимальном объеме камеры разложения обеспечить максимально возможную расходонапряженность и, соответственно, тягу, а также ресурсоспособность двигателя вследствие резкого (во второй-третьей степени) возрастания каталитической поверхности слоев гранул с увеличением радиуса от центра распыла топлива.

Выполнение на выходном конце инжекторной трубки сквозных продольных пазов и углубления, в которое вставлена торцевая заглушка с образованием зазора, позволяет обеспечить эффективное дробление и веерное распыление впрыскиваемого топлива за счет перераспределения потока топлива и, как следствие, эффективно разлагать топливо в минимальном объеме каталитического пакета сферообразной формы, обеспечивая высокую расходонапряженность.

Изобретение иллюстрируется чертежами, где на фиг. 1 показан общий вид однокомпонентного жидкостного ракетного двигателя; на фиг. 2 - выносной элемент А; на фиг. 3 - сечение Б-Б; на фиг; 4 - разрез инжектора в аксонометрии.

Однокомпонентный жидкостный ракетный двигатель малой тяги содержит трубку подачи топлива 1, камеру разложения топлива, состоящую из 2-х частей -входной сферообразной формы 2 и выходной цилиндрической формы 3, инжектор 4, являющийся продолжением трубки подачи топлива 1 и расположенный соосно с камерой разложения, и сопло 5. Входная сферообразная часть 2 камеры разложения заполнена гранулированным катализатором 6, в выходной цилиндрической части 3 камеры разложения, диаметр которой меньше диаметра входной сферообразной части камеры разложения, а длина меньше ее диаметра, размещен брикет 7 из каталитического пористого материала, например, из проволоки из молибден-рениевого сплава. Инжектор 4 выполнен в виде трубки с внутренним каналом 8, длина которой составляет около 1/2 внутреннего диаметра входной сферообразной части 2 камеры разложения, т.е. выходной конец инжектора размещен практически в центре входной сферообразной части 2 камеры разложения топлива. На выходном конце инжекторной трубки 4 выполнены не менее 6-и сквозных продольных пазов 9 и заглубление 10, глубина которого составляет 1/2 от длины пазов 9. На выходе инжекторной трубки 4 установлена торцевая заглушка 11, выполненная в виде двух цилиндров, при этом цилиндр с меньшим диаметром, длина которого составляет приблизительно 1/3 от длины пазов 9, входит в заглубление 10 с образованием зазора, равного разности длин .

Однокомпонентный жидкостный ракетный двигатель малой тяги работает следующим образом:

Предварительно камера разложения топлива (при возможности и необходимости обеспечения большой ресурсоспособности катализатора) разогревается электронагревателем (на чертеже не показан), установленным на ее корпусе, до температуры надежного запуска двигателя. Жидкое топливо из трубки подачи 1 поступает в инжекторную трубку 4 и далее из внутреннего канала 8 инжекторной трубки двумя потоками - через сквозные продольные пазы 9 и через зазор, образованный торцевой поверхностью заглушки 11 и заглублением 10 в торце инжектора, где соударение этих потоков еще до попадания на катализатор ведет к эффективному дроблению и распылению впрыскиваемого топлива, подается в камеру разложения. В итоге наблюдается веерный впрыск топлива в основном в перпендикулярном инжекторной трубке 4 направлении в относительно широком угле распыла вдоль пазов 9. Так как конец инжекторной трубки 4 находится практически в центре входной сферообразной части 2 камеры разложения, происходит эффективное распыление, испарение и последующее разложение жидкого топлива по всему объему гранулированного катализатора 6 во входной сферообразной части 2 камеры разложения. Смесь продуктов разложения и части непрореагировавшего топлива поступает в выходную цилиндрическую часть 3 камеры разложения, где происходит разложение остатков неразложившегося топлива на каталитическом пористом материале 7, и газообразные продукты разложения истекают через сопло 5, создавая реактивную тягу.

Заявляемый жидкостный ракетный двигатель малой тяги успешно прошел цикл наземных экспериментальных отработок и показал повышенную расходонапряженность камеры разложения при высокой эффективности разложения топлива.


ОДНОКОМПОНЕНТНЫЙ ЖИДКОСТНЫЙ РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ МАЛОЙ ТЯГИ
ОДНОКОМПОНЕНТНЫЙ ЖИДКОСТНЫЙ РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ МАЛОЙ ТЯГИ
ОДНОКОМПОНЕНТНЫЙ ЖИДКОСТНЫЙ РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ МАЛОЙ ТЯГИ
Источник поступления информации: Роспатент

Showing 1-10 of 11 items.
28.06.2018
№218.016.67cc

Плазменный ускоритель с замкнутым дрейфом электронов

Изобретение относится к области космической техники и может быть использовано в электроракетных двигателях, в частности в стационарных плазменных двигателях (СПД), а также в технологических плазменных ускорителях, применяемых в вакуумно-плазменной технологии. В плазменном ускорителе с замкнутым...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002659009
Дата охранного документа: 26.06.2018
02.08.2018
№218.016.7737

Полый катод

Изобретение относится к области плазменной техники, а именно к полым катодам, работающим на газообразных рабочих телах, и может быть использовано в электрореактивных двигателях для нейтрализации ионного потока, а также в технологических источниках плазмы, предназначенных для ионно-плазменной...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002662795
Дата охранного документа: 31.07.2018
19.09.2018
№218.016.889d

Полый катод

Изобретение относится к области плазменной техники, а именно к полым катодам (катодам-компенсаторам), работающим на газообразных рабочих телах, которые применяются в электрореактивных двигателях для нейтрализации ионного потока, а также в технологических источниках плазмы и в качестве автономно...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002667155
Дата охранного документа: 17.09.2018
25.09.2018
№218.016.8aed

Плазменный ускоритель с замкнутым дрейфом электронов

Изобретение относится к области космической техники. Плазменный ускоритель с замкнутым дрейфом электронов включает по меньшей мере один катод-компенсатор, разрядную систему, содержащую разрядную камеру, образованную со стороны выхода внутренним и наружным кольцами, примыкающими соответственно к...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002667822
Дата охранного документа: 24.09.2018
04.10.2018
№218.016.8e9e

Плазменный двигатель с замкнутым дрейфом электронов

Изобретение относится к области космической техники и может быть использовано в электроракетных двигателях, а также в технологических плазменных ускорителях, применяемых в вакуумно-плазменной технологии. В плазменном двигателе с замкнутым дрейфом электронов, содержащем разрядную камеру с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002668588
Дата охранного документа: 02.10.2018
10.04.2019
№219.016.fef0

Плазменный полый катод

Изобретение относится к области плазменной техники, а именно в катодах-компенсаторах, работающих на газообразных рабочих телах, и может быть использовано в электрореактивных двигателях для нейтрализации ионного потока, а также в технологических источниках плазмы, предназначенных для...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002684309
Дата охранного документа: 08.04.2019
12.10.2019
№219.017.d549

Плазменный двигатель с замкнутым дрейфом электронов

Изобретение относится к области космической техники и может быть использовано в электроракетных двигателях. Плазменный двигатель с замкнутым дрейфом электронов содержит по меньшей мере один катод-компенсатор, разрядную систему и магнитную систему с магнитным контуром. Внешний силуэт магнитного...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002702709
Дата охранного документа: 09.10.2019
01.11.2019
№219.017.dd00

Узел подачи топлива в камеру разложения однокомпонентного жидкостного ракетного двигателя малой тяги

Изобретение относится к космической технике и может быть использовано при создании однокомпонентных жидкостных ракетных двигателей, входящих в состав двигательных установок малой тяги спутников. Узел подачи топлива в камеру разложения однокомпонентного жидкостного ракетного двигателя малой тяги...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002704521
Дата охранного документа: 29.10.2019
15.11.2019
№219.017.e1df

Однокомпонентный жидкостный ракетный двигатель малой тяги (варианты)

Изобретение относится к космической технике и может быть использовано при создании однокомпонентных жидкостных ракетных двигателей. Однокомпонентный жидкостный ракетный двигатель малой тяги содержит трубку подачи топлива 1, инжектор 2 в днище камеры разложения 3, сопло 4. В камере разложения...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002706101
Дата охранного документа: 13.11.2019
15.11.2019
№219.017.e28d

Однокомпонентный жидкостный ракетный двигатель малой тяги

Изобретение относится к космической технике, в частности к однокомпонентным жидкостным ракетным двигателям, входящим в состав двигательных установок малой тяги спутников для решения задач орбитального маневрирования. Однокомпонентный жидкостный ракетный двигатель малой тяги содержит камеру...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002705982
Дата охранного документа: 12.11.2019
Showing 1-7 of 7 items.
10.12.2015
№216.013.984c

Жаропрочный и жаростойкий сплав на основе хрома

Изобретение относится к области металлургии и может быть использовано для изготовления деталей, работающих при высоких температурах и в агрессивных средах. Для увеличения прочностных характеристик сплава, обеспечивающих повышение эксплуатационных свойств, а именно длительную прочность, сплав...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002570608
Дата охранного документа: 10.12.2015
01.03.2019
№219.016.cfa9

Способ испытаний сильфонных баков на механические воздействия

Изобретение относится к области испытаний блоков хранения и подачи топлива на основе сильфонных баков и может быть использовано при отработке блоков хранения и подачи топлива на механические воздействия. Способ заключается в том, что при определении собственных частот сильфона и корпуса бака...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002439521
Дата охранного документа: 10.01.2012
01.11.2019
№219.017.dd00

Узел подачи топлива в камеру разложения однокомпонентного жидкостного ракетного двигателя малой тяги

Изобретение относится к космической технике и может быть использовано при создании однокомпонентных жидкостных ракетных двигателей, входящих в состав двигательных установок малой тяги спутников. Узел подачи топлива в камеру разложения однокомпонентного жидкостного ракетного двигателя малой тяги...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002704521
Дата охранного документа: 29.10.2019
15.11.2019
№219.017.e1df

Однокомпонентный жидкостный ракетный двигатель малой тяги (варианты)

Изобретение относится к космической технике и может быть использовано при создании однокомпонентных жидкостных ракетных двигателей. Однокомпонентный жидкостный ракетный двигатель малой тяги содержит трубку подачи топлива 1, инжектор 2 в днище камеры разложения 3, сопло 4. В камере разложения...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002706101
Дата охранного документа: 13.11.2019
15.11.2019
№219.017.e28d

Однокомпонентный жидкостный ракетный двигатель малой тяги

Изобретение относится к космической технике, в частности к однокомпонентным жидкостным ракетным двигателям, входящим в состав двигательных установок малой тяги спутников для решения задач орбитального маневрирования. Однокомпонентный жидкостный ракетный двигатель малой тяги содержит камеру...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002705982
Дата охранного документа: 12.11.2019
21.05.2020
№220.018.1e83

Экранно-вакуумная теплоизоляция ракетного двигателя малой тяги

Изобретение относится к теплотехнике и может быть, использовано в вакууме для теплоизоляции ракетных двигателей малой тяги, а также может быть использовано в технике низких температур. Экранно-вакуумная теплоизоляция выполнена в виде двухслойного комплекта полос, спирально навитых на...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002721395
Дата охранного документа: 19.05.2020
16.06.2023
№223.018.7a55

Способ регулирования массового расхода топлива в однокомпонентном жидкостном ракетном двигателе предельно малой тяги

Изобретение относится к космической технике и может быть использовано при создании однокомпонентных жидкостных ракетных двигателей, входящих в состав двигательных установок малой тяги спутников для решения задач орбитального маневрирования. Способ регулирования массового расхода топлива в...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002731463
Дата охранного документа: 03.09.2020
+ добавить свой РИД