×
18.03.2020
220.018.0ca5

Результат интеллектуальной деятельности: ТУРБОДЕТАНДЕР

Вид РИД

Изобретение

№ охранного документа
0002716780
Дата охранного документа
16.03.2020
Аннотация: Изобретение относится к расширительным машинам, а именно к турбодетандерам, которые могут широко применяться в криогенных системах и, особенно, в составе гелиевых и водородных установок. В корпусе турбодетандера выполнены два газодинамических подшипника скольжения, а турбинные колеса пневматически соединены параллельно. Турбинные колеса, направляющие аппарата и форкамеры выполнены идентичными. Форкамеры торцевых крышек соединены общим коллектором подачи сжатого газа, а тормозное устройство выполнено в виде высокоскоростного электрогенератора. На валу детандера диаметрально противоположно установлены постоянные магниты, а в корпусе - обмотка, изготовленная из сверхпроводника. Турбодетандер смонтирован в двухстенном криостате с экранно-вакуумной изоляцией. В криостате установлен эжектор для захолаживания обмотки до ее рабочей температуры перед пуском турбодетандера. Выполнены трубопровод отвода расширенного газа из внутреннего объема криостата и трубопровод подачи сжатого газа с двумя клапанами, один из которых подключен к коллектору подачи сжатого газа в форкамеры, а другой - к эжектору. Техническим результатом является упрощение конструкции и повышение надежности работы турбодетандера. 1 ил.

Изобретение относится к расширительным машинам, а именно к турбодетандерам, которые могут широко применяться в криогенных системах и, особенно, в составе гелиевых и водородных установок.

Широко известна традиционная конструкция воздушных турбодетандеров, содержащая консольное колесо с радиальным выходом, масляные опоры скольжения с принудительной смазкой и торможением электрогенератором через понижающий редуктор (см. Техника низких температур. Издательство «Энергия» 1964 г., стр. 382, рис 7-83). Основной недостаток приведенного аналога заключается в том, что надежные конструкции турбодетандеров можно создать только на низкое и среднее давление при больших расходах перерабатываемого газа.

Известна конструкция гелиевого турбодетандера, состоящего из корпуса и двух радиально-упорными газостатическими подшипниками, жесткого вала с размещенными на противоположных концах турбинного колеса и колеса тормозного компрессора (см. Техника низких температур. Издательство «Энергия» 1964 г., стр. 385, рис 7-87).

К основным недостаткам указанной конструкции турбодетандера можно отнести:

- конструктивную сложность и низкую надежность обусловленные трудностями, связанными с созданием виброустойчивых радиальных опор скольжения при высоких рабочих частотах вращения вала и упорных подшипников для разгрузки осевых усилий;

- необходимость разработки специальных систем контроля и регулирования за работой подшипниковых узлов, чтобы уменьшить величину суммарного осевого усилия;

- дополнительный отбор рабочего газа, составляющий до 10% от производительности компрессора, для работы газостатических подшипников скольжения и радиально-упорных подшипников.

Наиболее близкой по технической сущности является турбодетандер, содержащий корпус с двумя радиально-упорными и скольжения подшипниками, вал с турбинными колесами, расположенными по обе стороны тормозного устройства тыльными сторонами друг к другу, при этом колеса соединены последовательно и выполнены разного диаметра, торцевые крышки турбинных колес, выполненные с разными направляющими аппаратами и форкамерами для сжатого рабочего газа, коллектор подачи газа на первое турбинное колесо, промежуточный коллектор между ступенями, коллектор выхода расширенного газа из второго рабочего колеса (см. патент SU 985641).

В данной конструкции осуществляется полная разгрузка вала от осевых усилий только в расчетном режиме работы турбодетандера, и поэтому для обеспечения безопасности в конструкции сохранены и упорные подшипники, работающие в пусковых и переходных режимах работы. Другой существенный недостаток турбодетандера заключается в том, что в качестве тормозного устройства необходимо использовать либо электрогенератор, либо масляный тормозной контур, что усложняет конструкцию криогенных турбодетандеров и приводит к снижению адиабатного КПД.

Цель изобретения - упрощение конструкции и повышение надежности.

Поставленная цель достигается тем, что в турбодетандере, содержащем корпус с двумя радиально-упорными и скольжения подшипниками, вал с турбинными колесами, расположенными по обе стороны тормозного устройства тыльными сторонами друг к другу, при этом колеса пневматически соединены последовательно и выполнены разного диаметра, торцевые крышки турбинных колес, выполненные с разными направляющими аппаратами и форкамерами для сжатого рабочего газа, коллектор подачи газа на первое турбинное колесо, промежуточный коллектор между ступенями, коллектор выхода расширенного газа из второго рабочего колеса, в корпусе выполнены два газодинамических подшипника скольжения, а турбинные колеса пневматически соединены параллельно, при этом турбинные колеса, направляющие аппарата и форкамеры выполнены идентичными, причем форкамеры торцевых крышек соединены общим коллектором подачи сжатого газа, а тормозное устройство выполнены в виде высокоскоростного электрогенератора, при этом на валу детандера установлены диаметрально противоположно постоянные магниты, а в корпусе - обмотка, изготовленная из сверхпроводника, а кроме того турбодетандер смонтирован в двухстенном криостате с экранно-вакуумной изоляцией, при этом в криостате установлен эжектор для захолаживания обмотки до ее рабочей температуры перед пуском турбодетандера, а также выполнены трубопровод отвода расширенного газа из внутреннего объема криостата и трубопровод подачи сжатого газа с двумя клапанами, один из которых подключен к коллектору подачи сжатого газа в форкамеры, а другой - к эжектору.

На чертеже показан разрез предлагаемого турбодетандера, состоящего из корпуса 1, вала 2 с двумя идентичными турбинными колесами 3, установленными по обе стороны тормозного устройства, выполненного в виде высокоскоростного электрогенератора, при этом на валу 2 установлены диаметрально противоположно постоянные магниты 4, а в корпусе 1 - обмотка 5, изготовленная из сверхпроводника, при этом в качестве постоянных магнитов могут, например, использоваться магниты, изготовленные из редкоземельных металлов, которые обладают в широком диапазоне температур высокой остаточной намагниченностью, удельной магнитной энергией, коэрцитивной силой, а обмотка в зависимости от условий эксплуатации турбодетандера может быть изготовлена либо из классического сверхпроводника на основе ниобия, либо из проводника, обладающего высокотемпературной сверхпроводимостью, т.е. более высокой критической температурой перехода.

В корпусе 1 детандера размещены также два газодинамических подшипника 6 скольжения и с обеих сторон турбинных колес 3 на корпусе 1 закреплены торцевые крышки 7 с идентичными направляющими аппаратами 8 и форкамерами 9, соединенные общим коллектором 10 подачи сжатого газа. Детандер с помощью опор 11 смонтирован в двухстенном криостате 12 с высоковакуумной изоляцией, а кроме того в нем размещен эжектор 13 для охлаждения обмотки 5 до ее рабочей температуры перед пуском турбодетандера, а также выполнены трубопровод 14 отвода расширенного газа из внутреннего объема криостата 12 в криогенную установку (на чертеже не показана) и трубопровод 15 подачи сжатого газа из криогенной установки с начальной температурой ниже рабочей температуры сверхпроводника, из которого выполнена обмотка 5.

На трубопроводе 15 установлены два параллельных клапана, из которых один клапан 16 подключен к общему коллектору 10 подачи сжатого газа в форкамеры 9, а другой клапан 17 - к эжектору 13 для охлаждения обмотки в предпусковой период, контроль температуры которой осуществляется с помощью датчика 18, встроенного в конструкцию обмотки.

Работа турбодетандера происходит в два этапа. На первом этапе перед пуском детандера производят захолаживание обмотки 5 до ее рабочей температуры, т.е. температуры, обеспечивающей ее переход в состояние сверхпроводимости. Для этой цели из трубопровода 15 через клапан 17 подают сжатый газ из криогенной установки (на чертеже не показана) с температурой ниже критической температуры обмотки 5 на эжектор 13, который увеличивает кратность расхода рабочего криоагента во внутреннем объеме криостата 12, что существенно повышает коэффициент теплоотдачи и приводит к сокращению предпускового периода, при этом теплый газ с расходом, равным расходу, поступившему на эжектор 13, отводится из внутреннего объема криостата 12 по трубопроводу 14 в криогенную установку. В процессе захолаживания постоянно по датчику 18 контролируется температура обмотки 5 и при достижении ее значения, гарантирующего ее переход в состояние сверхпроводимости, процесс захолаживания заканчивают, закрывают клапан 17, прекращают подачу сжатого газа на эжектор 13 и приступают ко второму этапу - пуску турбодетандера.

Сжатый рабочий газ из трубопровода 15 через клапан 16 по коллектору 10 поступает в предкамеры 9 торцевых крышек 7. Далее рабочий газ предварительно расширяется в сопловых аппаратах 8 и попадает на лопатки рабочих колес 3. Двигаясь к центру рабочих колес 3, газ продолжает расширяться, понижая температуру и давление, после чего он поступает во внутренний объем криостата 12, обтекает обмотку 5, обеспечивая ее температурный режим ниже рабочего значения, и через трубопровод 14 отводится в криогенную установку. Крутящий момент, возникающий из-за перепада давления на рабочих колесах 3, передается на вал 2, полностью разгруженный от осевых усилий, приводит его к вращению в двух газодинамических подшипниках 6, установленных в корпусе 1 и обеспечивающих бесконтактное вращение вала 2 за счет газовой смазки между валом 2 и подшипниками 6. В результате вращения вала 2, механическая энергия, получаемая от колес 3 при расширении газа, превращается в электрическую, за счет вращающего магнитного поля, создаваемого постоянными магнитами 4, установленными на валу 2 детандера. Вращающее магнитное поле формирует в обмотке 5 напряжение и переменный ток, который по кабелю (на чертеже не указан) выводится на внешний источник потребления электроэнергии, вырабатываемой высокоскоростным генератором турбодетандера.

Таким образом, как видно из описания конструкции и работы турбодетандера, поставленная цель изобретения достигается:

- за счет полной осевой разгрузки вала независимо от режима работы турбодетандера;

- установки постоянных магнитов на валу и обмотки из сверхпроводника, охлаждаемой за счет холода рабочего газа;

- компоновки турбодетандера в двустенном криостате с экранно-вакуумной изоляцией и эжектора, обеспечивающего эффективное предпусковое охлаждение обмотки.

Кроме того, предлагаемая конструкция турбодетандера позволяет исключить лабиринтное уплотнение и использовать газодинамические опоры скольжения, что еще больше упрощает конструктивную схему детандера и повышает эффективность его работы.

Сравнение существенных признаков предложенного и известных решений дает основание считать, что предложенное решение отвечает критериям «изобретательский уровень» и «промышленная применимость».

Турбодетандер, содержащий корпус с двумя радиально-упорными и скольжения подшипниками, вал с турбинными колесами, расположенными по обе стороны тормозного устройства тыльными сторонами друг к другу, при этом колеса пневматически соединены последовательно и выполнены разного диаметра, торцевые крышки турбинных колес, выполненные с разными направляющими аппаратами и форкамерами для сжатого рабочего газа, коллектор подачи газа на первое турбинное колесо, промежуточный коллектор между ступенями, коллектор выхода расширенного газа из второго рабочего колеса, отличающийся тем, что в корпусе выполнены два газодинамических подшипника скольжения, а турбинные колеса пневматически соединены параллельно, при этом турбинные колеса, направляющие аппарата и форкамеры выполнены идентичными; причем форкамеры торцевых крышек соединены общим коллектором подачи сжатого газа, а тормозное устройство выполнено в виде высокоскоростного электрогенератора, при этом на валу детандера установлены диаметрально противоположно постоянные магниты, а в корпусе - обмотка, изготовленная из сверхпроводника, а кроме того турбодетандер смонтирован в двухстенном криостате с экранно-вакуумной изоляцией, при этом в криостате установлен эжектор для захолаживания обмотки до ее рабочей температуры перед пуском турбодетандера, а также выполнены трубопровод отвода расширенного газа из внутреннего объема криостата и трубопровод подачи сжатого газа с двумя клапанами, один из которых подключен к коллектору подачи сжатого газа в форкамеры, а другой - к эжектору.
ТУРБОДЕТАНДЕР
ТУРБОДЕТАНДЕР
Источник поступления информации: Роспатент

Showing 1-10 of 22 items.
10.01.2013
№216.012.1988

Установка получения водотопливной эмульсии

Изобретение относится к технике приготовления эмульсии, которая может быть использована в качестве альтернативного топлива в двигателях внутреннего сгорания. Изобретение позволяет получить и автоматически поддерживать оптимальный состав эмульсии без ее расслоения в широком диапазоне изменения...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002472028
Дата охранного документа: 10.01.2013
20.05.2014
№216.012.c46c

Топливная система двигалетя внутреннего сгорания

Изобретение относится к автомобилестроению и может быть использовано в двигателях с системой впрыска бензина, но особенно широко в дизельных двигателях. Новизна заключается в том, что топливная система выполнена в виде двух взаимосвязанных контуров: - контура циркуляции дизельного топлива,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002516043
Дата охранного документа: 20.05.2014
20.05.2014
№216.012.c46d

Роторно-поршневой двигатель

Изобретение относится к двигателестроению. Роторно-поршневой двигатель содержит корпус, ротор с цилиндрическим уступом, камеру сгорания, топливную форсунку, воздушный компрессор высокого давления и рекуперативный теплообменник для нагрева воздуха после компрессора теплом отходящих газов. Ротор...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002516044
Дата охранного документа: 20.05.2014
20.05.2014
№216.012.c46f

Способ работы двигателя внутреннего сгорания и устройство для его осуществления

Изобретение относится к дизельным двигателям. Техническим результатом является повышение эффективности цикла и упрощение конструкции. Сущность изобретения заключается в том, что в период пуска двигатель работает по четырехтактному циклу без нагрева сжатого в компрессоре воздуха, а после...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002516046
Дата охранного документа: 20.05.2014
20.05.2014
№216.012.c470

Установка получения водотопливной эмульсии

Изобретение относится к системе топливоподачи дизельного двигателя и может быть широко использовано на моторных заводах, автотранспортных и других предприятиях для приготовления и подачи в цилиндр двигателя водотопливной эмульсии (ВТЭ). Изобретение позволяет создать установку получения ВТЭ...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002516047
Дата охранного документа: 20.05.2014
27.11.2015
№216.013.9510

Установка получения водотопливной эмульсии

Изобретение может быть использовано в системах топливоподачи двигателей внутреннего сгорания (ДВС). Предложена установка получения водотопливной эмульсии (ВТЭ), оснащенная регулятором давления 11, который установлен на трубопроводе возврата ВТЭ 10 из топливоподающей системы 9 и при этом...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002569779
Дата охранного документа: 27.11.2015
26.08.2017
№217.015.e03b

Механизм газораспределения поршневого двигателя внутреннего сгорания

Изобретение может быть использовано в двигателях внутреннего сгорания (ДВС) с электромагнитным механизмом газораспределения. Механизм газораспределения поршневого ДВС включает в себя клапан (1) впуска, клапан (2) выпуска, седла (3), (4) и направляющие (6) клапанов, установленные в головке (7)...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002625415
Дата охранного документа: 13.07.2017
26.08.2017
№217.015.e21e

Способ работы двс

Изобретение относится к двигателестроению, в частности к двигателям внутреннего сгорания с распределенным рабочим циклом. Техническим результатом является улучшение экономичности при упрощении конструкции. Сущность изобретения заключается в том, что выпуск отработавших газов выполняют только на...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002625889
Дата охранного документа: 19.07.2017
23.11.2018
№218.016.a00c

Комбинированный регулятор

Изобретение может быть использовано в установках получения водотопливной эмульсии (ВТЭ) и особенно в установках с саморегулируемой системой подачи воды для дизельных ДВС. Изобретение позволяет существенно повысить как точность поддержания давления в топливоподающей системе ДВС, так и получить...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002673025
Дата охранного документа: 21.11.2018
26.12.2018
№218.016.aad3

Регулятор давления прямого действия

Корпус регулятора выполнен в виде цилиндров, объем между которыми поделен поперечными перегородками. На наружном цилиндре установлены входной и выходной фланцы. На внутреннем цилиндре между перегородками выполнены пазы для прохода рабочей среды одинаковой высоты, равной ходу регулирующего...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002675763
Дата охранного документа: 24.12.2018
Showing 1-10 of 24 items.
10.01.2013
№216.012.1988

Установка получения водотопливной эмульсии

Изобретение относится к технике приготовления эмульсии, которая может быть использована в качестве альтернативного топлива в двигателях внутреннего сгорания. Изобретение позволяет получить и автоматически поддерживать оптимальный состав эмульсии без ее расслоения в широком диапазоне изменения...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002472028
Дата охранного документа: 10.01.2013
20.05.2014
№216.012.c46d

Роторно-поршневой двигатель

Изобретение относится к двигателестроению. Роторно-поршневой двигатель содержит корпус, ротор с цилиндрическим уступом, камеру сгорания, топливную форсунку, воздушный компрессор высокого давления и рекуперативный теплообменник для нагрева воздуха после компрессора теплом отходящих газов. Ротор...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002516044
Дата охранного документа: 20.05.2014
20.05.2014
№216.012.c46f

Способ работы двигателя внутреннего сгорания и устройство для его осуществления

Изобретение относится к дизельным двигателям. Техническим результатом является повышение эффективности цикла и упрощение конструкции. Сущность изобретения заключается в том, что в период пуска двигатель работает по четырехтактному циклу без нагрева сжатого в компрессоре воздуха, а после...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002516046
Дата охранного документа: 20.05.2014
20.05.2014
№216.012.c470

Установка получения водотопливной эмульсии

Изобретение относится к системе топливоподачи дизельного двигателя и может быть широко использовано на моторных заводах, автотранспортных и других предприятиях для приготовления и подачи в цилиндр двигателя водотопливной эмульсии (ВТЭ). Изобретение позволяет создать установку получения ВТЭ...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002516047
Дата охранного документа: 20.05.2014
27.11.2015
№216.013.9510

Установка получения водотопливной эмульсии

Изобретение может быть использовано в системах топливоподачи двигателей внутреннего сгорания (ДВС). Предложена установка получения водотопливной эмульсии (ВТЭ), оснащенная регулятором давления 11, который установлен на трубопроводе возврата ВТЭ 10 из топливоподающей системы 9 и при этом...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002569779
Дата охранного документа: 27.11.2015
26.08.2017
№217.015.e03b

Механизм газораспределения поршневого двигателя внутреннего сгорания

Изобретение может быть использовано в двигателях внутреннего сгорания (ДВС) с электромагнитным механизмом газораспределения. Механизм газораспределения поршневого ДВС включает в себя клапан (1) впуска, клапан (2) выпуска, седла (3), (4) и направляющие (6) клапанов, установленные в головке (7)...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002625415
Дата охранного документа: 13.07.2017
26.08.2017
№217.015.e21e

Способ работы двс

Изобретение относится к двигателестроению, в частности к двигателям внутреннего сгорания с распределенным рабочим циклом. Техническим результатом является улучшение экономичности при упрощении конструкции. Сущность изобретения заключается в том, что выпуск отработавших газов выполняют только на...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002625889
Дата охранного документа: 19.07.2017
23.11.2018
№218.016.a00c

Комбинированный регулятор

Изобретение может быть использовано в установках получения водотопливной эмульсии (ВТЭ) и особенно в установках с саморегулируемой системой подачи воды для дизельных ДВС. Изобретение позволяет существенно повысить как точность поддержания давления в топливоподающей системе ДВС, так и получить...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002673025
Дата охранного документа: 21.11.2018
26.12.2018
№218.016.aad3

Регулятор давления прямого действия

Корпус регулятора выполнен в виде цилиндров, объем между которыми поделен поперечными перегородками. На наружном цилиндре установлены входной и выходной фланцы. На внутреннем цилиндре между перегородками выполнены пазы для прохода рабочей среды одинаковой высоты, равной ходу регулирующего...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002675763
Дата охранного документа: 24.12.2018
06.04.2019
№219.016.fd9d

Способ работы двигателя внутреннего сгорания

Изобретение относится к двигателестроению, в частности к двигателям внутреннего сгорания. Техническим результатом является повышение эффективности работы двигателя. Сущность изобретения заключается в том, что осуществляют внешнее многоступенчатое сжатие смеси, состоящей из воздуха, отработавших...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002684046
Дата охранного документа: 03.04.2019
+ добавить свой РИД