×
13.03.2020
220.018.0b64

Способ изготовления преформы рабочей лопатки вентилятора из композиционного материала

Вид РИД

Изобретение

Юридическая информация Свернуть Развернуть
Краткое описание РИД Свернуть Развернуть
Аннотация: Изобретение относится к способам изготовления деталей из композиционных материалов, а именно к способам изготовления преформ рабочих лопаток вентилятора авиационного двигателя из композиционного материала. Способ осуществляют путем того, что к основе поочередно пришивают стежками фиксирующей нити из арамидного материала множество слоев армирующего волокна. Причем предварительно формируют по меньшей мере две отдельные части преформы. Части, образующие внешнюю поверхность преформы, включают участок, образующий профильную часть лопатки, и участок, образующий хвостовик лопатки. При этом количество слоев армирующего волокна хвостовика лопатки превышает количество слоев армирующего волокна профильной части лопатки. Затем соединяют отдельные части преформы таким образом, чтобы на внешней поверхности преформы рабочей лопатки находился слой армирующего волокна с максимальным количеством стежков фиксирующей нити. Технический результат заключается в повышении стойкости хвостовика рабочей лопатки вентилятора из композиционного материала к фреттинг-износу. 2 з.п. ф-лы, 3 ил.
Реферат Свернуть Развернуть

Изобретение относится к способам изготовления деталей из композиционных материалов, а именно к способам изготовления преформ рабочих лопаток вентилятора авиационного двигателя из композиционного материала по технологии TFP (Tailored Fiber Placement - технология оптимального размещения волокна).

При изготовлении рабочей лопатки вентилятора существенной проблемой является наличие фреттинг-износа, возникающего из-за циклических микроперемещений в месте контакта хвостовика лопатки с пазом диска под действием внешних сил.

Известен способ защиты замковой части лопаток из композиционного материала от фреттинг-износа с помощью установки металлической прокладки на титановый диск, которая контактирует с замковой частью лопатки через слой материала с низким трением (US 6290466, 2001).

Недостатком известного технического решения является сложность осуществления способа, заключающаяся в необходимости изготовления дополнительных деталей и нанесения на них слоя материала с низким трением.

Известен способ изготовления преформы рабочей лопатки вентилятора (RU 2586423, 2016), в котором изготавливают преформу рабочей лопатки вентилятора, имеющую участок, образующий профильную часть лопатки, и участок, образующий хвостовик лопатки.

Недостатками известного способа является отсутствие защиты поверхности лопатки от фреттинг-износа.

Известен способ изготовления преформы рабочей лопатки вентилятора из композиционного материала (US 7942993, 2011), в котором к основе поочередно пришивают стежками фиксирующей нити множество слоев армирующего волокна, при этом предварительно формируют по меньшей мере две отдельные части преформы, и соединяют отдельные части преформы.

Недостатком известного способа также является отсутствие защиты поверхности лопатки от фреттинг-износа.

Наиболее близким к предлагаемому способу является способ изготовления преформы рабочей лопатки вентилятора из композиционного материала (RU 2609168, 2017), в котором к основе поочередно пришивают стежками фиксирующей нити из арамидного материала множество слоев армирующего волокна.

Недостатком известного способа является то, что преформу изготавливают единой, при этом на внешней поверхности преформы со стороны основы количество стежков фиксирующей нити превышает количество стежков фиксирующей нити с противоположной стороны внешней поверхности преформы пропорционально количеству слоев армирующего волокна, что не позволяет обеспечить равномерную защиту всей внешней поверхности лопатки от фреттинг-износа.

Технической проблемой, на решение которой направлено заявленное изобретение, является создание технологии изготовления преформы рабочей лопатки вентилятора из композиционного материала с хвостовиком, обладающим повышенной стойкостью к фреттинг-износу.

Технический результат заключается в повышении стойкости хвостовика рабочей лопатки вентилятора авиационного двигателя, выполненной из композиционного материала, к фреттинг-износу.

Технический результат достигается за счет того, что в способе изготовления преформы рабочей лопатки вентилятора авиационного двигателя, выполненной из композиционного материала, к основе поочередно пришивают стежками фиксирующей нити из арамидного материала множество слоев армирующего волокна, предварительно формируют по меньшей мере две отдельные части преформы, при этом части, образующие внешнюю поверхность преформы, включают участок, образующий профильную часть лопатки, и участок, образующий хвостовик лопатки, а количество слоев армирующего волокна хвостовика лопатки превышает количество слоев армирующего волокна профильной части лопатки, и соединяют отдельные части преформы таким образом, чтобы на внешней поверхности преформы рабочей лопатки находился слой армирующего волокна с максимальным количеством стежков фиксирующей нити.

Существенные признаки могут иметь развитие и продолжение:

- после формирования каждой из частей преформы растворяют их основу;

- основу частей, образующих внешнюю поверхность преформы, выполняют из арамидного материала.

Указанные существенные признаки обеспечивают решение поставленной задачи с достижением заявленного технического результата, так

как поочередное пришивание стежками фиксирующей нити из арамидного материала множества слоев армирующего волокна формирует поверхностный слой арамида, который повышает износостойкость лопатки, а формирование по меньшей мере двух отдельных частей преформы, при том что части, образующие внешнюю поверхность преформы, включают участок, образующий профильную часть лопатки, и участок, образующий хвостовик лопатки, а количество слоев армирующего волокна в хвостовике лопатки превышает количество слоев армирующего волокна в профильной части лопатки, и соединение отдельных части преформы таким образом, чтобы на внешней поверхности преформы рабочей лопатки находился слой армирующего волокна с максимальным количеством стежков фиксирующей нити, позволяет сформировать поверхность хвостовика рабочей лопатки, обладающей повышенной стойкостью к фреттинг-износу, без необходимости изготовления дополнительных деталей, усложняющих технологию изготовления преформы.

Изобретение поясняется следующим подробным описанием реализации способа изготовления преформы рабочей лопатки вентилятора из композиционного материала со ссылкой на иллюстрации, где

на фиг. 1 изображен внешний вид изделия на различных этапах реализации способа: а - формирование частей преформы, 6 - соединение частей в целую преформу, в - готовая рабочая лопатка;

на фиг. 2 изображен внешний вид поверхности части преформы со стороны основы;

на фиг. 3 изображен внешний вид поверхности части преформы со стороны, противоположной основе.

Изобретение осуществляется следующим образом.

Способ изготовления преформы рабочей лопатки вентилятора авиационного двигателя, выполненной из композиционного материала, основан на известной технологии оптимального размещения волокна (TFP, Tailored Fiber Placement), согласно которой к основе поочередно пришивают стежками фиксирующей нити множество слоев армирующего волокна. Армирующее волокно может быть уложено в любом направлении в виде ровинга из стекло- или углеволокна с заданной плотностью с помощью станка с числовым программным управлением. В качестве материала фиксирующей нити использован арамидный материал, например, марки Kevlar.

Согласно заявленному способу, предварительно формируют по меньшей мере две отдельные части преформы (см. фиг. 1, а), при этом части, образующие внешнюю поверхность преформы, включают участок, образующий профильную часть лопатки, и участок, образующий хвостовик лопатки, а количество слоев армирующего волокна хвостовика лопатки превышает количество слоев армирующего волокна профильной части лопатки.

После формирования соединяют отдельные части преформы таким образом, чтобы на внешней поверхности преформы рабочей лопатки находился слой армирующего волокна (слой со стороны основы) с максимальным количеством стежков фиксирующей нити (фиг. 1, б).

Количество частей преформы обусловлено технологическими ограничениями на толщину пакета слоев армирующего волокна. В частности, при использовании армирующего волокна в виде ровинга и толщине одного слоя 0,63 мм, каждая из частей может содержать до 6-ти слоев в профильной части лопатки, а в хвостовике - до 9-ти слоев. При изготовлении преформы из 54-х слоев формируют шесть частей (см. фиг. 1, а), две из которых (1 и 6) образуют внешнюю поверхность преформы и включают по два участка, образующие соответственно профильную часть и хвостовик лопатки. Оставшиеся четыре внутренние части (2-5) также включают участки, образующие профильную часть и хвостовик лопатки. В частном случае реализации способа внутренние части преформы могут включать только участок, образующий хвостовик лопатки. Далее части (1 и 6), образующие внешнюю поверхность преформы, ориентируют так, чтобы слой армирующего волокна со стороны основы находился на поверхности преформы, и размещают между ними внутренние части (2-5), после чего сшивают все части друг с другом на швейной машинке крупным шагом.

В другом частном случае преформа может быть изготовлена только из двух частей, образующих внешнюю поверхность преформы и включающих участки, образующие соответственно профильную часть и хвостовик лопатки. Причем количество слоев армирующего волокна хвостовика лопатки будет превышать количество слоев армирующего волокна профильной части лопатки у каждой из частей преформы.

Поскольку в соответствии с технологией оптимального размещения волокна на поверхности каждой из частей преформы со стороны основы (фиг. 2) количество стежков фиксирующей нити увеличивается по сравнению с противоположной стороной (фиг. 3) пропорционально количеству слоев, то после соединения частей преформы максимальное количество стежков фиксирующей нити будет находиться на внешней поверхности преформы с обеих сторон. Это позволяет сформировать поверхность рабочей лопатки, обладающей повышенной стойкостью к фреттинг-износу, которая будет наибольшей в хвостовике лопатки, имеющем большее количество слоев армирующего волокна.

После формирования каждой из частей преформы основа каждой из частей может быть растворена. При этом основа может быть изготовлена, например, из поливинил алкоголя. Кроме того, основа частей, образующих внешнюю поверхность преформы, может быть выполнена из арамидного материала, что обеспечивает дополнительное повышение износостойкости преформы.

Для получения готовой рабочей лопатки преформу, изготовленную заявленным способом, пропитывают методом пропитки под давлением RTM (Resin Transfer Molding), а затем при необходимости осуществляют механическую обработку (см. фиг. 1, в).

Для подтверждения возможности достижения технического результата были проведены циклические испытания двух вариантов лопаток, одна из которых изготовлена заявленным способом с углеволокном в качестве армирующего волокна, а другая изготовлена послойным выкладыванием углеродной ткани. Обе лопатки прошли одинаковый технологический процесс пропитки и имеют одинаковые геометрические размеры.

В ходе испытаний на подвижном столе вибростенда были смоделированы близкие к эксплуатационным условия работы лопаток в двигателе, вызывающие фреттинг-износ, а именно резонансные колебания по первой изгибной форме. Для определения состояния лопаток был использован тепловой метод контроля. Предполагается, что наличие микропроскальзывания в месте закрепления лопатки и возникновение износа поверхности лопатки приводит к значительному повышению температуры и росту демпфирования.

Каждая лопатка испытывалась отдельно на двух одинаковых режимах, при этом контролировалась резонансная частота и температура на поверхности изделия.

Согласно полученным результатам, наблюдается существенный разогрев лопатки, изготовленной послойной укладкой, и стабильность температуры лопатки, изготовленной заявленным способом, что свидетельствует о наличии дополнительного источника нагрева у лопатки, имеющей послойную укладку. При отсутствии развития внутренних дефектов и одинаковых условиях испытания таким источником может является только трение в зоне проскальзывания в местах контакта хвостовика лопатки и паза испытательной оснастки.

Анализ амплитудно-частотного спектра лопаток также показал различный характер затухания колебаний двух вариантов лопаток соответственно перед испытанием, в ходе и в конце испытания. При этом лопатка, изготовленная заявленным способом, демонстрирует сохранение демпфирования колебаний в отличие от лопатки, изготовленной послойной укладкой.

Таким образом, проведенные испытания подтверждают эффективность заявленного способа изготовления преформы рабочей лопатки вентилятора из композиционного материала. Техническое решение обеспечивает повышение стойкости хвостовика рабочей лопатки вентилятора из композиционного материала к фреттинг-износу и может быть использовано при изготовлении рабочих лопаток вентиляторов авиационных двигателей.


Способ изготовления преформы рабочей лопатки вентилятора из композиционного материала
Способ изготовления преформы рабочей лопатки вентилятора из композиционного материала
Способ изготовления преформы рабочей лопатки вентилятора из композиционного материала
Источник поступления информации: Роспатент

Showing 1-10 of 204 items.
10.02.2013
№216.012.23f8

Система регулирования осевых сил на радиально-упорном подшипнике ротора турбомашины

Изобретение относится к системе регулирования осевых сил на радиально-упорном подшипнике ротора турбомашины и позволяет уменьшить воздействие осевой силы на радиально-упорный подшипник передней части составного ротора турбомашины путем перераспределения по заданному закону избыточной силы на...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002474710
Дата охранного документа: 10.02.2013
10.02.2013
№216.012.2458

Способ мультиантенной электростатической диагностики газотурбинных двигателей на установившихся и неустановившихся режимах работы

Изобретение относится к области диагностики технического состояния газотурбинных двигателей. Технический результат - повышение эффективности и оперативности диагностики технического состояния газотурбинных двигателей в процессе их производства, испытаний и эксплуатации. Технический результат...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002474806
Дата охранного документа: 10.02.2013
27.02.2013
№216.012.2baa

Пульсирующий детонационный прямоточный воздушно-реактивный двигатель и способ функционирования двигателя

Пульсирующий детонационный прямоточный воздушно-реактивный двигатель содержит сверхзвуковой воздухозаборник, сверхзвуковую камеру смешения, сверхзвуковую камеру сгорания, выходное сверхзвуковое сопло, воспламенитель топливовоздушной смеси и систему подачи топлива. Система подачи топлива...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002476705
Дата охранного документа: 27.02.2013
27.02.2013
№216.012.2c7c

Способ диагностики турбореактивного двухконтурного двигателя со смешением потоков

Изобретение относится к области авиационной техники. По замерам полетной информации определяют величину R идеальной тяги двигателя как R=R- GV, где R - условная тяга реактивного сопла, соответствующая полному расширению в нем выхлопной струи до атмосферного давления, G - расход воздуха на входе...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002476915
Дата охранного документа: 27.02.2013
10.04.2013
№216.012.33c5

Способ изготовления интегрального блиска с охлаждаемыми рабочими лопатками, интегральный блиск и охлаждаемая лопатка для газотурбинного двигателя

Отдельные охлаждаемые лопатки из монокристаллического сплава соединяют с дисковой частью из гранулируемого сплава в единую деталь горячим изостатическим прессованием (ГИП) в зоне, где длительные прочности этих сплавов одинаковы при одной и той же температуре в длительном рабочем режиме...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002478796
Дата охранного документа: 10.04.2013
10.05.2013
№216.012.3e2d

Гиперзвуковой прямоточный воздушно-реактивный двигатель

Гиперзвуковой прямоточный воздушно-реактивный двигатель содержит топливную форсунку, размещенную в носовой части двигателя перед воздухозаборником, и расположенные за ним камеру сгорания и сопло, а также устройство возбуждения молекул кислорода резонансным лазерным излучением в камере сгорания....
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002481484
Дата охранного документа: 10.05.2013
20.06.2013
№216.012.4d6c

Газодинамический воспламенитель

Изобретение может быть использовано в авиационных и ракетных двигателях и стендовых газоструйных устройствах. Газодинамический воспламенитель содержит полый корпус, стержневой газоструйный излучатель со сверхзвуковым кольцевым соплом, резонатор с цилиндрической полостью, соединительную камеру с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002485402
Дата охранного документа: 20.06.2013
10.07.2013
№216.012.5497

Газогенератор гтд

Газогенератор газотурбинного двигателя содержит двухступенчатый центробежный компрессор, камеру сгорания и, по меньшей мере, одну осевую ступень турбины, связанную с компрессором по оси в единый ротор, установленный в статоре на подшипниках качения. Рабочие колеса ступеней компрессора и турбины...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002487258
Дата охранного документа: 10.07.2013
10.08.2013
№216.012.5d9f

Экологически чистая газотурбинная установка регенеративного цикла с каталитической камерой сгорания и способ управления ее работой

Экологически чистая газотурбинная установка регенеративного цикла с каталитической камерой сгорания содержит осевой компрессор, турбину, теплообменник-рекуператор, каталитическую камеру сгорания, соединяющий их газовоздушный канал, топливную систему с форсункой, систему автоматического...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002489588
Дата охранного документа: 10.08.2013
27.08.2013
№216.012.6526

Способ определения коэффициента сухого трения фрикционных пар при быстро осциллирующих перемещениях

Изобретение относится к области исследований и физических измерений. Сущность: одну неподвижную деталь фрикционной пары, выполняющую функцию демпфера, прижимают с варьируемым регулируемым усилием к другой подвижной детали этой пары, совершающей на резонансной частоте быстро осцилирующее...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002491531
Дата охранного документа: 27.08.2013
Showing 1-10 of 11 items.
10.10.2013
№216.012.739e

Лопатка осевой лопаточной машины

Изобретение относится к области лопаточных машин, в частности к конструкции композиционных лопаток осевых вентиляторов и компрессоров авиадвигателей. Лопатка лопаточной машины содержит профилированное перо, комлевую часть, а также хвостовик типа «ласточкин хвост» и выполнена из ориентированных...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002495255
Дата охранного документа: 10.10.2013
10.01.2014
№216.012.93c1

Способ изготовления накладки передней кромки композиционной лопатки вентилятора

Изобретение относится к обработке металлов давлением и может быть использовано при изготовлении накладки передней кромки композиционной лопатки вентилятора газотурбинного двигателя. Заготовку из титанового сплава профилируют в вертикальной и горизонтальной плоскостях. После профилирования...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002503519
Дата охранного документа: 10.01.2014
10.06.2014
№216.012.cbfa

Способ определения характеристик композиционного материала

Изобретение относится к области измерения, в частности определения механических свойств материалов. Способ заключается в возбуждении колебаний образца композиционного материала в виде прямоугольной пластины со свободными краями и определении частот и картин форм собственных колебаний пластины....
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002517989
Дата охранного документа: 10.06.2014
09.06.2018
№218.016.5e45

Способ изготовления деталей из волокнистого полимерного композиционного материала

Изобретение относится к технологии формования деталей, состоящих из композиционного материала на основе термоактивной матрицы, а именно к способу изготовления деталей из волокнистого полимерного композиционного материала. Способ изобретения включает операции: на одной из рабочих поверхностей...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002656317
Дата охранного документа: 04.06.2018
03.07.2018
№218.016.69db

Устройство для анализа динамических процессов в рабочих колесах турбомашин

Изобретение может быть использовано для анализа быстропротекающих процессов в рабочих колесах турбомашин в процессе поузловой доводки рабочих колес турбин и компрессоров газотурбинных двигателей. Устройство обеспечивает анализ динамических процессов в рабочих колесах турбомашин в режиме...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002659428
Дата охранного документа: 02.07.2018
09.11.2018
№218.016.9b5b

Способ испытания на трещиностойкость образцов полимерных композиционных материалов

Изобретение относится к области испытаний на трещиностойкость, а именно к способам испытания на трещиностойкость образцов полимерных композиционных материалов. Сущность: размещают на контрастном фоне образец материала с предварительно выполненной на его конце трещиной, прикладывают к...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002672035
Дата охранного документа: 08.11.2018
20.02.2019
№219.016.c39a

Корпус камеры сгорания летательного аппарата

Изобретение относится к области ракетных или реактивных двигательных установок. Корпус камеры сгорания летательного аппарата выполнен как многослойное изделие, содержащее несущую механическую нагрузку внутреннего давления, металлическую обечайку, слой кремнеземной ткани, пропитанной...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002430306
Дата охранного документа: 27.09.2011
19.06.2019
№219.017.85f5

Устройство для испытания колец

Изобретение относится к испытательной технике и может быть использовано для экспериментального определения окружной прочности кольцевых элементов конструкций. Устройство для испытания колец содержит секторные элементы, расположенные внутри испытуемого кольца, причем оно выполнено из n секторных...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002392599
Дата охранного документа: 20.06.2010
19.06.2019
№219.017.8ab1

Роторный узел для газотурбинного двигателя

Роторный узел для газотурбинного двигателя содержит пару металлических дисков с центральным отверстием под вал ротора и множеством прецизионно обработанных сквозных отверстий под штифт, равномерно распределенных по длине двух концентрических окружностей, и лопаточный узел, размещенный между...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002439337
Дата охранного документа: 10.01.2012
24.01.2020
№220.017.f920

Способ изготовления упрочняющей накладки передней кромки лопатки вентилятора

Изобретение относится к изготовлению металлической накладки для упрочнения передней кромки лопатки вентилятора. Осуществляют изготовление двух заготовок, диффузионную сварку заготовок в пакет с внутренней полостью, крутки и пневмоформовку пакета. Внутреннюю полость пакета формируют путем...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002711697
Дата охранного документа: 21.01.2020
+ добавить свой РИД