×
24.11.2019
219.017.e5bf

Результат интеллектуальной деятельности: Способ определения демпфирующих гидродинамических характеристик подводного аппарата

Вид РИД

Изобретение

№ охранного документа
0002707017
Дата охранного документа
21.11.2019
Аннотация: Изобретение относится к управлению автономными подводными аппаратами и может быть использовано для прогнозирования траекторий подводных аппаратов, выполняющих сложное маневрирование. Создают трехмерную модель подводного аппарата, вокруг которой определяют распределение полей скоростей и давлений потока. Последовательно задают колебания модели на траектории по углам дифферента, курса и крена. Колебания по углу дифферента задают за счет приложения силы избыточной плавучести, изменяющейся по гармоническому закону, и определяют сдвиг фаз между колебаниями силы избыточной плавучести и колебаниями модели по углу дифферента. Колебания по углу курса задают за счет приложения горизонтальной силы, изменяющейся по гармоническому закону, и определяют сдвиг фаз между колебаниями горизонтальной силы и колебаниями модели по углу курса. Колебания по углу крена задают за счет приложения момента, изменяющегося по гармоническому закону, момент прикладывают в плоскости мидель-шпангоута модели. Определяют сдвиг фаз между колебаниями момента и колебаниями модели по углу крена. Определяют демпфирующие гидродинамические характеристики. Повышается точность и безопасность управления подводным аппаратом при выполнении им сложного маневрирования. 3 ил.

Изобретение относится к управлению судами, в частности, автономными подводными аппаратами. Предназначено для определения параметров устойчивости и управляемости подводного аппарата и может быть использовано для прогнозирования траекторий подводных транспортных средств, выполняющих сложное маневрирование.

Известен способ определения демпфирующих составляющих нормальной гидродинамической силы и гидродинамического момента, основанный на раздельном расчетном определении этих характеристик на голый корпус подводного аппарата и оперение с последующим суммированием этих характеристик (см. Пантов Е.Н., Махин Н.Н., Шереметов Б.Б. Основы теории движения подводных аппаратов / Е.Н. Пантов. - Л.: Судостроение, 1973. - стр. 75-82).

Недостатком этого способа является лишь приближенный учет формы корпуса подводного аппарата, что приводит к погрешностям, снижает безопасность управления подводным аппаратом при выполнении им сложного маневрирования, а также снижает точность управления подводным аппаратом.

Известны также экспериментальные способы определения демпфирующих гидродинамических характеристик подводного аппарата, основанные на испытании на ротативной установке, испытании искривленных моделей, а также определении этих характеристик методом малых колебаний (см. Федяевский К.К., Соболев Г.В. Управляемость корабля / К.К. Федяевский. - Л.: Судпромгиз, 1963. - стр. 111-127).

Недостатком этих способов является наличие погрешностей из-за масштабного эффекта, что снижает безопасность управления подводным аппаратом при выполнении им сложного маневрирования, а также снижает точность управления подводным аппаратом.

Известен также «Способ определения демпфирующих составляющих нормальной гидродинамической силы и момента» (пат. RU №2507110, опубл. 20.02.2014, МПК: В63Н 25/00) - взятый за прототип, включающий определение текущего значения абсциссы центра вращения, угловой скорости объекта, демпфирующих составляющих гидродинамической силы и ее момента с использованием датчиков линейных ускорений, расположенных в диаметральной плоскости объекта. С помощью датчиков замеряют значения поперечных линейных ускорений, затем определяют значения поперечных составляющих линейных скоростей, рассчитывают текущее значение центра вращения объекта и определяют демпфирующие составляющие нормальной гидродинамической силы и момента.

Недостатком изобретения является осуществление постоянного контроля расчетного положения центра вращения объекта, а также необходимость выполнения фактического маневрирования объекта, что снижает безопасность управления подводным аппаратом при выполнении им сложного маневрирования, а также снижает точность управления подводным аппаратом.

Задачей изобретения является повышение безопасности управления подводным аппаратом при выполнении им сложного маневрирования, а также повышение точности управления подводным аппаратом.

Технический результат изобретения заключается в повышении безопасности управления подводным аппаратом при выполнении им сложного маневрирования за счет повышения точности прогнозирования его движения по заданной траектории с использованием компьютерного моделирования на базе рассчитываемых демпфирующих гидродинамических характеристик подводного аппарата, что снижает погрешность в определении диаметра циркуляции подводного аппарата при маневрировании, тем самым, уменьшается вероятность навигационных аварий.

Точность управления подводным аппаратом увеличивается за счет учета нестационарных гидродинамических воздействий, возникающих при равноускоренных или равнозамедленных угловых колебаниях подводного аппарата в потоке, которые не могут быть определены при движении подводного аппарата по траектории с постоянным диаметром циркуляции.

Поставленная задача достигается тем, что предлагаемый способ определения демпфирующих гидродинамических характеристик подводного аппарата, включает определение абсциссы центра вращения подводного аппарата, его угловой скорости, демпфирующих гидродинамических характеристик. Сначала создают трехмерную модель подводного аппарата, вокруг трехмерной модели подводного аппарата определяют распределение полей скоростей и давлений потока. При этом последовательно задают колебания трехмерной модели подводного аппарата на траектории по углам дифферента ψ, курса ϕ и крена θ. Колебания по углу дифферента ψ трехмерной модели подводного аппарата задают за счет приложения силы избыточной плавучести изменяющейся по гармоническому закону. Определяют сдвиг фаз ϕp между колебаниями силы избыточной плавучести и колебаниями трехмерной модели подводного аппарата по углу дифферента. Колебания по углу курса ϕ трехмерной модели подводного аппарата задают за счет приложения горизонтальной силы изменяющейся по гармоническому закону. Определяют сдвиг фаз ϕF между колебаниями горизонтальной силы и колебаниями трехмерной модели подводного аппарата по углу курса. Колебания по углу крена θ трехмерной модели подводного аппарата задают за счет приложения момента изменяющегося по гармоническому закону. При этом момент прикладывают в плоскости мидель-шпангоута трехмерной модели подводного аппарата. Определяют сдвиг фаз ϕM между колебаниями момента и колебаниями трехмерной модели подводного аппарата по углу крена.

Затем определяют демпфирующие гидродинамические характеристики трехмерной модели подводного аппарата по формулам:

здесь Р0 - амплитудное значение силы избыточной плавучести;

φ0 - амплитудное значение угла дифферента;

ω - частота колебаний;

ϕp - сдвиг фаз между колебаниями силы избыточной плавучести и колебаниями трехмерной модели подводного аппарата по углу дифферента;

F0 - амплитудное значение горизонтальной силы;

ϕ0 - амплитудное значение угла курса;

ϕF - сдвиг фаз между колебаниями горизонтальной силы и колебаниями трехмерной модели подводного аппарата по углу курса;

М0 - амплитудное значение момента;

θ0 - амплитудное значение угла крена;

ϕM - сдвиг фаз между колебаниями момента и колебаниями трехмерной модели подводного аппарата по углу крена;

- коэффициенты вращательных производных гидродинамических сил и моментов относительно оси OZ1;

- коэффициенты вращательных производных гидродинамических сил и моментов относительно оси OY1;

- коэффициент вращательной производной гидродинамического момента относительно оси ОХ1.

Демпфирующие гидродинамические характеристики трехмерной модели подводного аппарата равны демпфирующим гидродинамическим характеристикам подводного аппарата. Полученные демпфирующие гидродинамические характеристики подводного аппарата используют при выполнении сложного маневра подводным аппаратом.

Существенность отличий предлагаемого способа от прототипа определяется следующим. Последовательное выполнение операций, направленных на приложение силы избыточной плавучести, горизонтальной силы и момента, действующего в плоскости мидель-шпангоута, позволяет задавать колебательное движение трехмерной модели подводного аппарата в потоке и, тем самым:

- повысить точность прогнозирования движения подводного аппарата по заданной траектории с использованием компьютерного моделирования на базе рассчитываемых демпфирующих гидродинамических характеристик подводного аппарата,

- снизить погрешность в определении диаметра циркуляции подводного аппарата при маневрировании.

Таким образом, совокупность указанных существенных признаков позволяет обеспечить достижение нового технического результата, а именно:

- повысить безопасность управления подводным аппаратом при выполнении им сложного маневрирования;

- повысить точность управления подводным аппаратом.

Сущность способа определения демпфирующих гидродинамических характеристик подводного аппарата поясняется чертежами, где

на фиг. 1 - схема, отражающая задание колебаний трехмерной модели подводного аппарата на траектории по углу дифферента;

на фиг. 2 - схема, отражающая задание колебаний трехмерной модели подводного аппарата на траектории по углу курса;

на фиг. 3 - схема, отражающая задание колебаний трехмерной модели подводного аппарата на траектории по углу крена.

Реализация способа происходит следующим образом. Определяют абсциссу центра вращения подводного аппарата, его угловую скорость. Создают трехмерную модель подводного аппарата 1. Около трехмерной модели подводного аппарата 1 определяют распределение полей скоростей и давлений потока. Вводят систему координат, связанную с трехмерной моделью подводного аппарата с началом в центре масс трехмерной модели подводного аппарата (точка О). Ось ОХ1 направлена в нос трехмерной модели подводного аппарата, OY1 - вверх, OZ1 - на правый борт. При этом последовательно задают колебания трехмерной модели подводного аппарата на траектории 2 по углам дифферента ψ (колебания относительно оси OZ1), курса ϕ (колебания относительно оси OY1), крена θ (колебания относительно оси ОХ1). Колебания по углу дифферента ψ трехмерной модели подводного аппарата задают за счет приложения силы избыточной плавучести Р=P0sinωt изменяющейся по гармоническому закону. При этом силу избыточной плавучести прикладывают на расстоянии хр от центра масс трехмерной модели подводного аппарата. Определяют сдвиг фаз ϕp между колебаниями силы избыточной плавучести и колебаниями трехмерной модели подводного аппарата по углу дифферента φ=φ0sin(ωt+ϕp). Колебания по углу курса ϕ трехмерной модели подводного аппарата задают за счет приложения горизонтальной силы F=F0sinωt изменяющейся по гармоническому закону. При этом горизонтальную силу прикладывают на расстоянии хр от центра масс трехмерной модели подводного аппарата. Определяют сдвиг фаз ϕF между колебаниями горизонтальной силы и колебаниями трехмерной модели подводного аппарата по углу курса ϕ=ϕ0sin(ωt+ϕF). Колебания по углу крена θ трехмерной модели подводного аппарата задают за счет приложения момента М=M0sinωt изменяющегося по гармоническому закону. При этом момент прикладывают в плоскости мидель-шпангоута трехмерной модели подводного аппарата. Определяют сдвиг фаз ϕM между колебаниями момента и колебаниями трехмерной модели подводного аппарата по углу крена θ=θ0sin(ωt+ϕM).

Затем определяют демпфирующие гидродинамические характеристики трехмерной модели подводного аппарата по формулам:

здесь Р0 - амплитудное значение силы избыточной плавучести;

φ0 - амплитудное значение угла дифферента;

ω - частота колебаний;

ϕp - сдвиг фаз между колебаниями силы избыточной плавучести и колебаниями трехмерной модели подводного аппарата по углу дифферента;

F0 - амплитудное значение горизонтальной силы;

ϕ0 - амплитудное значение угла курса;

ϕF - сдвиг фаз между колебаниями горизонтальной силы и колебаниями трехмерной модели подводного аппарата по углу курса;

М0 - амплитудное значение момента;

θ0 - амплитудное значение угла крена;

ϕM - сдвиг фаз между колебаниями момента и колебаниями трехмерной модели подводного аппарата по углу крена;

- коэффициенты вращательных производных гидродинамических сил и моментов относительно оси OZ1;

- коэффициенты вращательных производных гидродинамических сил и моментов относительно оси OY1;

- коэффициент вращательной производной гидродинамического момента относительно оси OX1.

Демпфирующие гидродинамические характеристики трехмерной модели подводного аппарата равны демпфирующим гидродинамическим характеристикам подводного аппарата. Полученные демпфирующие гидродинамические характеристики подводного аппарата, используют при компьютерном моделировании для прогнозирования движения подводного аппарата в условиях сложного маневрирования.

Заявителем были проведены исследования рассматриваемого технического решения «Способ определения демпфирующих гидродинамических характеристик подводного аппарата», направленные на повышение безопасности управления подводным аппаратом, где в качестве объекта моделирования выбран подводный аппарат, обладающий определенными гидродинамическими характеристиками.

Анализ полученных данных показал, что снижается погрешность в определении диаметра циркуляции подводного аппарата при маневрировании, тем самым, уменьшается вероятность навигационных аварий.

Точность управления подводным аппаратом увеличивается за счет учета нестационарных гидродинамических воздействий, возникающих при равноускоренных или равнозамедленных угловых колебаниях подводного аппарата в потоке, которые не могут быть определены при движении подводного аппарата по траектории с постоянным диаметром циркуляции.

Таким образом, технический результат изобретения заключается в повышении безопасности управления подводным аппаратом при выполнении им сложного маневрирования, а также в повышении точности управления подводным аппаратом.


Способ определения демпфирующих гидродинамических характеристик подводного аппарата
Способ определения демпфирующих гидродинамических характеристик подводного аппарата
Способ определения демпфирующих гидродинамических характеристик подводного аппарата
Способ определения демпфирующих гидродинамических характеристик подводного аппарата
Способ определения демпфирующих гидродинамических характеристик подводного аппарата
Способ определения демпфирующих гидродинамических характеристик подводного аппарата
Способ определения демпфирующих гидродинамических характеристик подводного аппарата
Способ определения демпфирующих гидродинамических характеристик подводного аппарата
Способ определения демпфирующих гидродинамических характеристик подводного аппарата
Источник поступления информации: Роспатент

Showing 1-10 of 15 items.
25.08.2017
№217.015.ac28

Способ защиты от коррозии сменного инструмента, изготовленного из разнородных металлов

Изобретение относится к области судостроения, в частности к технологии защиты сменного инструмента, изготовленного из разнородных металлов, работающего в морской воде, от контактной и электрохимической коррозии. Способ включает погружение инструмента или его части, изготовленной из менее...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002612118
Дата охранного документа: 02.03.2017
25.08.2017
№217.015.cd0a

Способ неразрушающего контроля скрытых дефектов в технически сложном элементе конструкции, к которому нет доступа, и устройство для его осуществления

Изобретение относится к неразрушающим методам и средствам дефектоскопии технически сложных элементов конструкции. Сущность: элемент конструкции, к которому есть доступ, нагружают переменной механической нагрузкой и вызывают его перемещения. Измеряют параметры процесса перемещения элемента...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002619812
Дата охранного документа: 18.05.2017
26.08.2017
№217.015.dc35

Система для транспортировки текучей среды к плавающему судну

Изобретение относится к области судостроения и касается транспортировки текучей среды к плавающему судну от подводного терминала. Предложена система для транспортировки текучей среды к плавающему судну, содержащая погруженный буй, соединенный с гибким передающим трубопроводом для...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002624283
Дата охранного документа: 03.07.2017
26.08.2017
№217.015.dcaa

Способ обработки резьбового соединения бурильных труб из титановых сплавов

Изобретение относится к области технологии обработки конструкционных материалов, в частности к поверхностному упрочнению наружной резьбы концов бурильных труб, изготовленных из титановых сплавов в составе подводно-бурового комплекса. Способ обработки включает облучение лазером резьбовой части...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002624274
Дата охранного документа: 03.07.2017
29.12.2017
№217.015.fe34

Подводная буровая установка

Изобретение относится к области горного дела, а именно к разведочному бурению при поисках и разведке месторождений полезных ископаемых на шельфах морей. Подводная буровая установка выполнена в виде подводной лодки с отсеками и межбортным пространством. Подводная лодка снабжена спускоподъемным...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002638665
Дата охранного документа: 15.12.2017
10.05.2018
№218.016.4a3a

Адаптивное погруженное швартовное устройство для передачи нефти или газа с подводного терминала на плавучее сооружение

Изобретение относится к области судостроения, в частности к швартовным устройствам, применяемым для удержания плавучих сооружений при передаче нефти, природного газа с морского подводного терминала. Предлагаемое устройство включает подводный захват, закрепленный одним концом на поворотном столе...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002651401
Дата охранного документа: 19.04.2018
10.05.2018
№218.016.4bec

Исследовательская необитаемая малая подводная лодка

Изобретение относится к области проектирования и строительства подводных лодок (ПЛ) и предназначено для испытательных подводных пусков торпедного и ракетного оружия. ПЛ включает носовой, кормовой и средний прочные корпусы, а также блоки пусковых труб, служащих для подводного пуска ракет или...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002651942
Дата охранного документа: 24.04.2018
11.10.2018
№218.016.9009

Подводный планер-глайдер

Изобретение относится к судостроению, а именно к автономным необитаемым подводным самоходным аппаратам (планерам-глайдерам) для исследования водных акваторий. Подводный планер-глайдер включает в себя систему управления плавучестью, состоящую из балластных цистерн, распределительных...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002669244
Дата охранного документа: 09.10.2018
23.10.2018
№218.016.94f7

Способ определения метацентрической высоты подводных и надводных объектов и устройство электронного угломерного прибора для его осуществления

Изобретение относится к области судостроения и может быть использовано при определении метацентрической высоты подводных и надводных объектов. Предложен способ определения метацентрической высоты подводных и надводных объектов водоизмещением D, который осуществляется путем кренования объектов...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002670319
Дата охранного документа: 22.10.2018
01.11.2018
№218.016.97c5

Регулируемый совмещённый преобразователь импедансного дефектоскопа

Использование: для акустического импедансного метода неразрушающего контроля многослойных материалов и изделий. Сущность изобретения заключается в том, что регулируемый совмещенный преобразователь импедансного дефектоскопа содержит корпус регулируемого совмещенного преобразователя, контактный...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002671334
Дата охранного документа: 30.10.2018
Showing 1-4 of 4 items.
11.10.2018
№218.016.9009

Подводный планер-глайдер

Изобретение относится к судостроению, а именно к автономным необитаемым подводным самоходным аппаратам (планерам-глайдерам) для исследования водных акваторий. Подводный планер-глайдер включает в себя систему управления плавучестью, состоящую из балластных цистерн, распределительных...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002669244
Дата охранного документа: 09.10.2018
02.02.2019
№219.016.b656

Подводный аппарат с плавниковым движителем

Изобретение относится к области судовых движителей и может быть использовано при проектировании малых подводных робототехнических средств. Подводный аппарат с плавниковым движителем содержит корпус, энергетическую установку, механизмы управления и плавниковый движитель, который состоит из...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002678732
Дата охранного документа: 31.01.2019
04.06.2019
№219.017.735a

Способ определения демпфирующих гидродинамических характеристик корабля

Изобретение относится к водному транспорту и может быть использовано для прогнозирования траекторий движения корабля, выполняющего сложное маневрирование. Способ определения демпфирующих гидродинамических характеристик корабля заключается в том, что формируют его трехмерную электронную модель,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002690305
Дата охранного документа: 31.05.2019
05.08.2020
№220.018.3cbb

Кормовое крестообразное оперение подводного объекта

Изобретение относится к области судостроения, а именно к конструктивному оформлению кормового оперения подводного объекта, назначением которого является обеспечение устойчивости и управляемости подводного объекта. Кормовое крестообразное оперение подводного объекта включает горизонтальные и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002728960
Дата охранного документа: 03.08.2020
+ добавить свой РИД