×
11.10.2018
218.016.9009

Результат интеллектуальной деятельности: Подводный планер-глайдер

Вид РИД

Изобретение

№ охранного документа
0002669244
Дата охранного документа
09.10.2018
Аннотация: Изобретение относится к судостроению, а именно к автономным необитаемым подводным самоходным аппаратам (планерам-глайдерам) для исследования водных акваторий. Подводный планер-глайдер включает в себя систему управления плавучестью, состоящую из балластных цистерн, распределительных электромагнитных клапанов, гидронасосов рабочей жидкости, размещенных в прочном корпусе подводного планера-глайдера, эластомерных емкостей, размещенных в проницаемой части подводного планера-глайдера. Система управления плавучестью разделена на два независимо работающих исполнительных тракта, расположенных симметрично относительно диаметральной плоскости подводного планера-глайдера. Эластомерные емкости выполнены с изменяемым объемом для осуществления смещения точки приложения равнодействующей силы избыточной плавучести относительно диаметральной плоскости, с возможностью накренения и, соответственно, маневрирования подводного планера-глайдера по курсу. Достигается повышение надежности и живучести планера-глайдера. 1 ил.

Изобретение относится к судостроению, конкретно к автономным необитаемым подводным самоходным аппаратам (планерам-глайдерам) и может быть использовано для исследования водных акваторий.

Известен подводный планер, состоящий из корпуса, крыла из двух шарнирно прикрепленных к корпусу консолей, киля и системы изменения углов атаки консолей (пат. RU №2490164, опубл. 20.08.2013, МПК: B63G 8/00). Консоли установлены на оси вращения, проходящей за центром давления крыла с возможностью саморегуляции угла атаки крыла в зависимости от скорости и направления набегающего потока без использования дополнительных энергоресурсов.

Недостатки данного подводного планера связаны с трудностями в реализации механизма отклонения консолей на значительных глубинах из-за высокого забортного давления, что снижает его надежность и живучесть.

Известно погружное транспортное средство, разработанное в США (US 2009241826 A1, 01.10.2009). Погружное транспортное средство оборудовано системой управления движением каждой из консолей крыла, обеспечивающей движение консолей крыла вверх, когда транспортное средство опускается вниз и вниз, когда транспортное средство идет вверх. Такое устройство подводного транспортного средства за счет V образности крыла приводит к увеличению его поперечной устойчивости и дает возможность управления курсом за счет удержания электромагнитом или другим устройством одной из консолей в противоположном положении.

Недостатки данного погружного транспортного средства связаны с дополнительными затратами энергии для перемещения консолей крыла, а также достаточно сложным механизмом перемещения консолей крыла, что снижает его надежность и живучесть.

Известен подводный планер-глайдер Slocum, разработанный американской корпорацией Teledyne, принимаемый за прототип (см. Лопота А.В., Николаев А.Б. Морские робототехнические комплексы военного и специального назначения / А.В. Лопота. - СПб.: Издательство ЦНИИ РТК, 2016, стр. 16-17). Перемещение планера-глайдера в водной среде по глубине осуществляется за счет изменения остаточной плавучести. Для этого вместо силовой установки с гребным винтом планер-глайдер оснащают системой автоматического управления плавучестью (САУП), которая формирует управляющие воздействия в виде изменения величины и знака остаточной плавучести глайдера. Исполнительный тракт САУП состоит из балластной цистерны, размещенной в прочном корпусе глайдера, и эластомерной емкости в проницаемой части, распределительных электромагнитных клапанов, гидронасоса рабочей жидкости (обычно минеральное масло). При постоянном массовом водоизмещении объемное водоизмещение аппарата может управляемо меняться при откачке рабочей жидкости из балластной цистерны в эластичную емкость или, наоборот, подаче жидкости из емкости в цистерну, приводя к изменению плавучести. Так как исполнительный тракт САУП является основным потребителем энергии от бортового источника, автономность глайдера в значительной степени зависит как от принятого алгоритма работы САУП, так и от типа исполнительного тракта. При спуске на воду планер-глайдер Slocum постепенно погружается по пологой наклонной траектории со средней скоростью 0,8 узла. Затем он всплывает по восходящей к поверхности траектории и далее цикл повторяется. Управление курсом планера-глайдера осуществляют за счет отклонения кормового вертикального руля за стабилизатором.

Недостатки данного устройства управления планером-глайдером по курсу связаны с трудностями в реализации механизма отклонения кормового вертикального руля на значительных глубинах из-за высокого забортного давления, что снижает его надежность и живучесть.

Задачей изобретения является разработка нового устройства маневрирования подводного планера-глайдера по курсу без перекладок вертикального руля, которое позволяет устранить недостатки прототипа и защитить исполнительные механизмы и конструкции от агрессивного воздействия морской воды и, тем самым, повышает надежность и живучесть подводного планера-глайдера.

Технический результат изобретения заключается в отсутствии необходимости перекладок вертикального кормового руля при маневрировании планера-глайдера по курсу, что устраняет возможные протечки в исполнительных механизмах перекладки кормового вертикального руля и позволяет полностью отказаться от его использования, защищает конструкции от агрессивного воздействия морской воды и повышает его надежность и живучесть.

Сущность изобретения заключается в том, что подводный планер-глайдер, включает систему управления плавучестью, состоящую из балластных цистерн, распределительных электромагнитных клапанов, гидронасосов рабочей жидкости, размещенных в прочном корпусе подводного планера-глайдера, эластомерных емкостей, размещенных в проницаемой части подводного планера-глайдера. Система управления плавучестью разделена на два независимо работающих исполнительных тракта, расположенных симметрично относительно диаметральной плоскости подводного планера-глайдера, а эластомерные емкости выполнены с изменяемым объемом для осуществления смещения точки приложения равнодействующей силы избыточной плавучести относительно диаметральной плоскости, с возможностью накренения и, соответственно, маневрирования подводного планера-глайдера по курсу.

Сущность изобретения поясняется чертежом, где

на фиг. 1 показана схема, отражающая работу двух исполнительных трактов системы управления плавучестью.

Подводный планер-глайдер состоит их прочного корпуса 1, проницаемой части 2 и системы управления плавучестью 3-10, которая разделена на два независимо работающих исполнительных тракта 3, 5, 7, 9 и 4, 6, 8, 10, расположенных симметрично относительно диаметральной плоскости подводного планера-глайдера. Исполнительные тракты системы управления плавучестью состоят из балластных цистерн 3 и 4, гидронасосов рабочей жидкости (обычно минеральное масло) 5, 6, распределительных электромагнитных клапанов 7, 8, размещенных в прочном корпусе 1, а также эластомерных емкостей 9, 10, размещенных в проницаемой части 2.

Эластомерные емкости 9, 10 выполнены с изменяемым объемом для осуществления смещения точки приложения равнодействующей силы избыточной плавучести относительно диаметральной плоскости, с возможностью накренения и, соответственно, маневрирования подводного планера-глайдера по курсу.

Устройство для маневрирования подводного планера-глайдера по курсу работает следующим образом. Задают независимую работу трактов системы управления плавучестью, что приводит к различному объему эластомерных емкостей 9 и 10 в проницаемой части 2. Это, в свою очередь, смещает точку приложения равнодействующей силы избыточной плавучести относительно диаметральной плоскости, что приводит к накренению и, соответственно, маневрированию глайдера по курсу.

Отсутствует необходимость перекладок кормового вертикального руля при маневрировании глайдера по курсу, что устраняет возможные протечки в исполнительных механизмах перекладки кормового вертикального руля и позволяет полностью отказаться от его использования, защищает конструкции от агрессивного воздействия морской воды и, тем самым, повышает надежность и живучесть подводного планера-глайдера.

Подводный планер-глайдер, включающий систему управления плавучестью, состоящую из балластных цистерн, распределительных электромагнитных клапанов, гидронасосов рабочей жидкости, размещенных в прочном корпусе подводного планера-глайдера, эластомерных емкостей, размещенных в проницаемой части подводного планера-глайдера, отличающийся тем, что система управления плавучестью разделена на два независимо работающих исполнительных тракта, расположенных симметрично относительно диаметральной плоскости подводного планера-глайдера, а эластомерные емкости выполнены с изменяемым объемом для осуществления смещения точки приложения равнодействующей силы избыточной плавучести относительно диаметральной плоскости, с возможностью накренения и, соответственно, маневрирования подводного планера-глайдера по курсу.
Подводный планер-глайдер
Подводный планер-глайдер
Источник поступления информации: Роспатент

Showing 1-10 of 15 items.
25.08.2017
№217.015.ac28

Способ защиты от коррозии сменного инструмента, изготовленного из разнородных металлов

Изобретение относится к области судостроения, в частности к технологии защиты сменного инструмента, изготовленного из разнородных металлов, работающего в морской воде, от контактной и электрохимической коррозии. Способ включает погружение инструмента или его части, изготовленной из менее...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002612118
Дата охранного документа: 02.03.2017
25.08.2017
№217.015.cd0a

Способ неразрушающего контроля скрытых дефектов в технически сложном элементе конструкции, к которому нет доступа, и устройство для его осуществления

Изобретение относится к неразрушающим методам и средствам дефектоскопии технически сложных элементов конструкции. Сущность: элемент конструкции, к которому есть доступ, нагружают переменной механической нагрузкой и вызывают его перемещения. Измеряют параметры процесса перемещения элемента...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002619812
Дата охранного документа: 18.05.2017
26.08.2017
№217.015.dc35

Система для транспортировки текучей среды к плавающему судну

Изобретение относится к области судостроения и касается транспортировки текучей среды к плавающему судну от подводного терминала. Предложена система для транспортировки текучей среды к плавающему судну, содержащая погруженный буй, соединенный с гибким передающим трубопроводом для...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002624283
Дата охранного документа: 03.07.2017
26.08.2017
№217.015.dcaa

Способ обработки резьбового соединения бурильных труб из титановых сплавов

Изобретение относится к области технологии обработки конструкционных материалов, в частности к поверхностному упрочнению наружной резьбы концов бурильных труб, изготовленных из титановых сплавов в составе подводно-бурового комплекса. Способ обработки включает облучение лазером резьбовой части...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002624274
Дата охранного документа: 03.07.2017
29.12.2017
№217.015.fe34

Подводная буровая установка

Изобретение относится к области горного дела, а именно к разведочному бурению при поисках и разведке месторождений полезных ископаемых на шельфах морей. Подводная буровая установка выполнена в виде подводной лодки с отсеками и межбортным пространством. Подводная лодка снабжена спускоподъемным...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002638665
Дата охранного документа: 15.12.2017
10.05.2018
№218.016.4a3a

Адаптивное погруженное швартовное устройство для передачи нефти или газа с подводного терминала на плавучее сооружение

Изобретение относится к области судостроения, в частности к швартовным устройствам, применяемым для удержания плавучих сооружений при передаче нефти, природного газа с морского подводного терминала. Предлагаемое устройство включает подводный захват, закрепленный одним концом на поворотном столе...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002651401
Дата охранного документа: 19.04.2018
10.05.2018
№218.016.4bec

Исследовательская необитаемая малая подводная лодка

Изобретение относится к области проектирования и строительства подводных лодок (ПЛ) и предназначено для испытательных подводных пусков торпедного и ракетного оружия. ПЛ включает носовой, кормовой и средний прочные корпусы, а также блоки пусковых труб, служащих для подводного пуска ракет или...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002651942
Дата охранного документа: 24.04.2018
23.10.2018
№218.016.94f7

Способ определения метацентрической высоты подводных и надводных объектов и устройство электронного угломерного прибора для его осуществления

Изобретение относится к области судостроения и может быть использовано при определении метацентрической высоты подводных и надводных объектов. Предложен способ определения метацентрической высоты подводных и надводных объектов водоизмещением D, который осуществляется путем кренования объектов...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002670319
Дата охранного документа: 22.10.2018
01.11.2018
№218.016.97c5

Регулируемый совмещённый преобразователь импедансного дефектоскопа

Использование: для акустического импедансного метода неразрушающего контроля многослойных материалов и изделий. Сущность изобретения заключается в том, что регулируемый совмещенный преобразователь импедансного дефектоскопа содержит корпус регулируемого совмещенного преобразователя, контактный...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002671334
Дата охранного документа: 30.10.2018
30.11.2018
№218.016.a222

Виброщуп контроля плотности грунта морского дна

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для изучения поведения участков грунта с нарушенной и измененной плотностью в том числе на морском дне и на дне других водоемов. Заявлен виброщуп для контроля плотности грунта морского дна, содержащий генератор тестового...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002673506
Дата охранного документа: 27.11.2018
Showing 1-4 of 4 items.
02.02.2019
№219.016.b656

Подводный аппарат с плавниковым движителем

Изобретение относится к области судовых движителей и может быть использовано при проектировании малых подводных робототехнических средств. Подводный аппарат с плавниковым движителем содержит корпус, энергетическую установку, механизмы управления и плавниковый движитель, который состоит из...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002678732
Дата охранного документа: 31.01.2019
04.06.2019
№219.017.735a

Способ определения демпфирующих гидродинамических характеристик корабля

Изобретение относится к водному транспорту и может быть использовано для прогнозирования траекторий движения корабля, выполняющего сложное маневрирование. Способ определения демпфирующих гидродинамических характеристик корабля заключается в том, что формируют его трехмерную электронную модель,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002690305
Дата охранного документа: 31.05.2019
24.11.2019
№219.017.e5bf

Способ определения демпфирующих гидродинамических характеристик подводного аппарата

Изобретение относится к управлению автономными подводными аппаратами и может быть использовано для прогнозирования траекторий подводных аппаратов, выполняющих сложное маневрирование. Создают трехмерную модель подводного аппарата, вокруг которой определяют распределение полей скоростей и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002707017
Дата охранного документа: 21.11.2019
05.08.2020
№220.018.3cbb

Кормовое крестообразное оперение подводного объекта

Изобретение относится к области судостроения, а именно к конструктивному оформлению кормового оперения подводного объекта, назначением которого является обеспечение устойчивости и управляемости подводного объекта. Кормовое крестообразное оперение подводного объекта включает горизонтальные и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002728960
Дата охранного документа: 03.08.2020
+ добавить свой РИД