02.10.2019
219.017.cbb7

Разведывательно-боевая машина

Вид РИД

Изобретение

Юридическая информация Свернуть Развернуть
Краткое описание РИД Свернуть Развернуть
Аннотация: Изобретение относится к военной технике. Разведывательно-боевая машина состоит из корпуса, силовой установки с коробкой передач и системой охлаждения, колесного шасси с рычагами и амортизаторами, сидений, тормозной системы с педалями и рычагом управления, системы питания и электрооборудования. Разведывательно-боевая машина выполнена в виде легкого малогабаритного вездехода, оборудованного индивидуальным маскировочным покрытием со средствами крепления к корпусу. Корпус изготовлен из объемной несущей рамы, включающей лонжероны, траверсы, балки и защитные дуги, объединенные цельным кузовом с открытым верхом из высокопрочного композитного материала в единую конструкцию. В корпусе спереди, по бокам и сверху встроены продольные камеры для перевозки оружия и боеприпасов, а сзади закреплены силовой агрегат с трансмиссией, тепло-звукозащитный экран и выдвижной бронещит пулеметчика. Разведывательно-боевая машина дополнительно содержит пару ведущих колес, используемых как запасные, и лебедку для самовытаскивания. Достигается повышение боевой эффективности и проходимости машины. 8 ил.
Реферат Свернуть Развернуть

Изобретение относится к области военного дела, а более конкретно к транспортным средствам высокой проходимости, применяемым в современных наступательных и оборонительных операциях, в том числе воздушно-десантными войсками и подразделениями специального назначения, для ведения разведки местности, обнаружения целей в тылу противника, нанесения внезапного огневого удара по скоплению его боевой техники и живой силы, выведения из строя важных объектов, поражения низколетящих самолетов, вертолетов и беспилотных летательных аппаратов.

Известно устройство - прототип «Транспортное средство высокой проходимости» [1], включающее раму, первую пару колес, вторую пару колес, продольные рычаги балансирной подвески каждой пары колес с валами, которые установлены на раме, двигатели для перемещения каждого из упомянутых колес, а также симметричный дифференциальный зубчатый механизм, который имеет ведущее звено и два ведомых звена со средством блокировки одного из ведомых звеньев относительно ведущего звена.

Недостатками такого технического решения являются небольшая скорость движения и ограниченные возможности по боевому применению из-за особенностей конструктивного решения ходовой части.

Известно устройство - прототип «Бронированная разведывательно-дозорная машина (БРДМ)» [2, 3], состоящая из водонепроницаемого корпуса, сваренного из броневых листов, силовой установки с многоступенчатой коробкой передач и системой охлаждения, двухосными ведущими колесами и двумя парами подвесных колес для повышения проходимости с водометным движителем для перемещения по воде, а также рычагов и амортизаторов подвесок, механизмов и деталей рулевого управления и коробки передач, сиденьев, тормозной системы с педалями и рычагом управления, системы питания и электрооборудования.

Основными недостатками данной конструкции являются высокая заметность машины из-за больших габаритов в вертикальной и горизонтальной плоскостях, затрудняющих возможность ее скрытия от современных воздушно-космических автоматизированных разведывательно-ударных комплексов и наземных средств поражения противника, большая масса, снижающая возможность передвижения вне дорог по пересеченной местности, а также значительная стоимость.

Учитывая возросшие огневые возможности стрелкового вооружения, особенно при массовом применении, например, гранатометов против бронированной техники, а также изменение форм и способов ведения современных сетецентрических боевых операций, для разработки оптимального технического решения были дополнительно рассмотрены бронированная разведывательно-дозорная машина (БРДМ-2), боевая разведывательная машина (БРМ) БРМ-3К «Рысь» и другие машины подобного типа («Тигр», «Тайфун»). В основном из-за своей громоздкости такие машины представляют сложность для их скрытого применения в разведывательно-боевых операциях. Данную проблему пытаются решить в передовых армиях мира также за счет использования существующих машин на гусеничном и колесном шасси для создания на их базе специальных бронированных разведывательных машин БРМ (в Германии БРМ «Визель», во Франции БРМ «Панард», в Турции БРМ «Кобра», в Великобритании БРМ «Скарб» и др.). В последнее время во многих зарубежных армиях широкое распространение получают специальные ударные автомобили, которые ранее в ограниченном количестве были разработаны и изготовлены для вооружения отдельных подразделений спецназа США, Великобритании и Франции. Такие автомобили создаются на колесном шасси многоцелевых автомобилей повышенной проходимости и грузоподъемности типа «Хаммер» или «Ланд ровер», как правило, с легкой броневой защитой, но с мощным вооружением. Кроме того, в настоящее время в военных операциях стали больше уделять внимание применению не крупных военных группировок, а малочисленных по составу подразделений, прошедших хорошую подготовку, адаптированных к местным условиям, оснащенных современным вооружением и электронными средствами разведки и прицеливания.

Задачами, на решение которых направлено заявляемое изобретение, являются повышение боевой эффективности, живучести, маневренности, скорости и проходимости по пересеченной, болотистой местности, в распутицу и зимой, снижение массогабаритных параметров, заметности, шума силовой установки и ее теплового излучения, уменьшение стоимости разработки, производства и эксплуатации в войсках.

Для решения указанных задач предложено транспортное средство в виде легкого малогабаритного вездехода, оборудованного индивидуальным маскировочным радиопоглощающим покрытием со средствами крепления к корпусу, который изготовлен из объемной несущей рамы, включающей лонжероны, траверсы, балки и защитные дуги, объединенные цельным кузовом из высокопрочного композитного материала в единую конструкцию с открытым верхом, к которой крепятся заимствованные у серийно-выпускаемых технических средств силовой агрегат с автоматической трансмиссией и необходимыми системами обеспечения работы, в том числе: рычагами и амортизаторами независимых передней и задней подвесок, механизмами и деталями управления, передними и задними откидными сиденьями, при этом для повышения боевой эффективности и удобства эксплуатации в нем: спереди, по бокам и сверху, встроены продольные камеры для перевозки оружия, боеприпасов, приборов разведки, прицеливания и других средств, - сзади закреплены силовой агрегат с трансмиссией, тепло-звукозащитный экран и выдвижной бронещит пулеметчика, а для увеличения проходимости по пересеченной, болотистой местности, в распутицу и зимой, предусмотрена дополнительная пара ведущих колес, используемых как запасные, с лебедкой для самовытаскивания.

Сущность предложенного технического решения поясняется чертежами, на которых изображены: на фиг. 1 и 2 - показаны виды малозаметной разведывательно-боевой машины соответственно сбоку и спереди; на фиг. 3 и 4 - показаны принципиальные схемы устройства автомобиля соответственно в продольном разрезе и в плане; на фиг. 5 - показан узел крепления и привода ведущей пары запасных колес; на фиг. 6 - показан общий вид объемной несущей рамы машины для формирования кузова из композитного материала; на фиг. 7 и 8 - показаны виды машины соответственно сзади с бронещитом, выдвинутым в боевое положение для защиты пулеметчика, и поперечный разрез по оси запасной пары ведущих колес, установленных в транспортное положение.

Предложенная малозаметная разведывательно-боевая машина (фиг. 1-8), состоящая из корпуса 1, силового агрегата 2 с коробкой передач и системой охлаждения, колесного шасси 3 с рычагами и амортизаторами передней и задней подвесок 4, механизмов и деталей управления, сиденьев 5, тормозной системы с педалями и рычагом управления, системы питания и электрооборудования, отличается от существующих аналогов тем, что в ней транспортное средство выполнено в виде легкого малогабаритного вездехода, оборудованного индивидуальным маскировочным радиопоглощающим покрытием 6 со средствами крепления к корпусу 1, который изготовлен из объемной несущей рамы, включающей лонжероны 7, траверсы 8, балки 9 и защитные дуги 10, объединенные цельным кузовом 11 из высокопрочного композитного материала с открытым верхом в единую конструкцию, при этом для повышения боевой эффективности и удобства эксплуатации в нем: спереди устроена откидная бронезащитная панель 12, по бокам и сверху - продольные камеры 13 для перевозки оружия, боеприпасов, приборов разведки, прицеливания и других средств, - сзади закреплены силовой агрегат 2 с автоматической трансмиссией, тепло-звукозащитный экран 14 и выдвижной бронещит 15 пулеметчика, а для увеличения проходимости по пересеченной, болотистой местности, в распутицу и зимой предусмотрена дополнительная пара ведущих колес 16, используемых как запасные, с лебедкой для самовытаскивания 17.

В предложенном техническом устройстве, для удобства эксплуатации и защиты расчета, спереди открытого салона выполнено защитное бронированное стекло 18 (фиг. 1-3), которое при необходимости ведения стрельбы по ходу движения переводится в горизонтальное положение. Кроме того, при неблагоприятных погодных условиях, открытый салон автомобиля временно перекрывается сверху водонепроницаемым прозрачным экраном с креплением его к дугам безопасности 10 по типу фаэтона или кабриолета. Обеспечение доступа расчета к продольным камерам 13, где размешается оружие, боеприпасы, приборы разведки и прицеливания и другие средства осуществляется изнутри салона или через крышки, устроенные снаружи, рядом с открытым салоном, закрепленные на петлях к корпусу 1. При этом корпус 1 автомобиля выполнен таким образом, чтобы обеспечить низкую посадку для снижения центра тяжести и повышения его устойчивости при движении по пересеченной местности и по косогорам. Высота корпуса от поверхности земли до уровня крепления к нему дуг 10 составляет, примерно 80-90 сантиметров, что обеспечивает возможность скрытия автомобиля в естественных складках местности, в высокой траве, за сельскохозяйственными посевными угодьями или кустарниковой растительностью. При этом остаются открытыми только верхняя часть дуг 10, что позволяет расчету вести с машины скрытое наблюдение за местностью в круговом секторе.

В современных условиях в связи с тем, что передний край обороны противника перестал быть сплошным, приобрел очаговый и подвижный характер с большими промежутками, незанятыми войсками, без устройства системы траншей и ходов сообщения, создаются благоприятные условия для проведения в тылу разведывательно-диверсионных операций с привлечением, в первую очередь, подразделений специального назначения. Однако выполнение боевых задач сопряжено со значительными трудностями, вызванными возросшими возможностями комплексной воздушно-космической разведки противника, массовым применением различных типов разведывательных беспилотных летательных аппаратов и широким оснащением разведывательной агентуры на местах средствами мобильной связи и информационно-коммуникационным оборудованием. В этой связи предложенное устройство для его скрытия, повышения живучести и боевой эффективности оснащено индивидуальным радиопоглощающим маскировочным покрытием 6 (фиг. 1-3, 7 и 8), обеспечивающим его защиту от оптических, радиолокационных и инфракрасных средств разведки противника, как в летних, так и зимних условиях. Кроме того кузов автомобиля 11, выполненный из композитных, углеродосодержащих материалов, дополнительно снижает уровень радиолокационных и тепловых излучений, а его малые габариты и бесшумность работы силовой установки за счет установки теплозащитного экрана 14, а также высокая проходимость позволяют незаметно объезжать опасные участки по проселочным дорогам и бездорожью.

Для успешного выполнения боевых задач в тылу противника в таких условиях предусмотрен открытый салон автомобиля (фиг. 1-3), позволяющий вести обзор местности в круговом секторе с использованием оптических приборов, приборов ночного видения и звуковой прослушки окружающего пространства на предмет своевременного выявления возможной угрозы для нанесения, при необходимости, внезапного массированного огня из различных видов оружия. Данное техническое устройство разработано с учетом возможности применения его в воздушно-десантных войсках и подразделениях специального назначения. Такая машина может скрытно доставляться в район боевых действий в кузове грузового автомобиля или в салоне самолета, а также, при необходимости, сбрасываться на грузовом парашюте.

Для выполнения боевых задач машина снабжена большим количеством современного оружия, боеприпасов и электронного оборудования, которые полностью размещаются в передней части корпуса 1, в многочисленных продольных камерах 13 (фиг. 3). При этом из вооружения могут применяться: бесшумные автоматы - 3, пулемет - 1, дальнобойная снайперская винтовка - 1, крупнокалиберный пулемет-1, противотанковые реактивные управляемые комплексы («Корнет-Э»), переносные зенитно-ракетные комплексы («Верба») с ракетами 9М336 - 2-3, гранатометы (РПГ-27) - с комплектом выстрелов или 43-мм магазинный гранатомет ГМ-94 и др. Количество оружия и боеприпасов зависит от характера выполняемых боевых задач, которыми могут быть, например, уничтожение блок постов, небольших бандформирований или бандгрупп, отдельных огневых систем или огневых позиций батарей, проведение разведки местности, минирование дорог, выходов из района расположения частей (соединений) противника и др. Для скрытого и безопасного ведения разведки местности и позиций противника могут применяться также малоразмерные разведывательные летательные аппараты.

Важной характеристикой машины, кроме малозаметности и боевой эффективности, является ее высокая проходимость вне дорог по пересеченной, болотистой местности, в распутицу и зимой. Для этого в ней предусмотрены механизмы отбора мощности для привода передних колес с блокировкой и включения в работу дополнительной пары запасных ведущих колес 16 (фиг. 1, 3-5, 8), а также лебедка для самовытаскивания 17. Запасная пара ведущих колес 16 смонтирована на одной оси, шарнирно закрепленной с помощью серьг 19 к поперечной балке рамы корпуса 1. Вращение оси производится посредством цепной передачи 20 от звездочки механизма отбора мощности, включающегося в работу на первой и второй передачах. Цепная передача 20 находится в одной плоскости с серьгами 19, что позволяет запасным ведущим колесам 16 опускаться в рабочее положение или устанавливаться в положение для транспортирования. Лебедка самовытаскивания 17, установленная на оси на подшипниках, приводится в действие за счет скользящей на шлицах полумуфты 21 при ее перемещении до зацепления с полумуфтой 22, закрепленной неподвижно на оси запасных ведущих колесах 16. Включение в работу запасной пары ведущих колес производится при помощи гидроцилиндрического привода 23 вместе с амортизационной пружинной 24, смонтированных в П-образном стальном корпусе 25 (фиг. 3-5, 8), прикрепленному к днищу автомобиля, что позволяет на малой скорости плавно переезжать небольшие кочки и камни.

Для удобства технического обслуживания и повышения безопасности в передней части машины выполнен отсек 26, имеющий термозащитную перегородку 27 со стороны салона, а снаружи, откидывающуюся на петлях переднюю бронированную панель 12 (фиг. 3) из высокопрочных сплавов со встроенными блок фарами (подфарниками). Такое решение обеспечивает доступ к элементам передней подвески 4, рулевому механизму с рычагами (тягами) и механизму привода передних колес (фиг. 4), сверху которых устанавливается стальной лист 28 для размещения на нем основного и запасного топливных баков 29 (фиг. 3) с автоматическим приводом пожаротушения. Для технического обслуживания силовой установки 2 с автоматической трансмиссией и механизмами отбора мощности, систем питания, охлаждения и электрооборудования, задней подвески 4, дополнительной пары ведущих колес 16 с лебедкой для самовытаскивания 17 и их привода предусмотрены съемный тепло-звукозащитный экран 14, складные передние и задние сиденья 5, а также открывающийся задний борт 30 (фиг. 3, 4, 8) с выдвижным защитным бронещитом 15 пулеметчика.

Боевой расчет автомобиля включает три человека - командир, водитель и пулеметчик (гранатометчик - зенитчик). При выполнении задачи расчет находится в полной боевой экипировке. Командир расчета располагается на переднем сиденье справа от водителя автомобиля, ведет разведку местности, используя навигатор GPS-ГЛОНАСС, электронный компьютер с топографической картой и данные разведывательных средств и, при необходимости, открывает огонь по противнику вместе с водителем из автоматического стрелкового оружия по ходу движения, справа и слева. Пулеметчик размещается на заднем сиденье с готовностью ведения огня в тыльном секторе с использованием выдвижного бронещита 15 в качестве мобильной огневой точки (фиг. 3, 7), особенно при возникновении угрозы преследования, а также в круговом секторе, при прорыве участка местности контролируемого противником. При этом второе задние сиденье 5 временно пользуется для размещения, подготовленного к применению запасного оружия и боеприпасов или для перевозки пленного.

Основным способом боевого применения машины является засада с кратковременным внезапным мощным огневым воздействием с участием всего расчета и немедленным отходом по намеченному заранее маршруту. Для выполнения боевого задания привлекаются, как правило, два-три автомобиля для более эффективного огневого воздействия по противнику и оказания взаимной поддержки при возникновении опасной обстановки. При выполнении боевой задачи расчеты поддерживают связь с командованием для выработки согласованных действий или корректировки задания, а также возможности осуществления экстерной эвакуации в особых случаях, ночью, при помощи вертолетов с использованием радиомаяков и других условных сигналов. При этом основная часть вооружения и электронной аппаратуры, как правило, изымаются, а автомобили устанавливаются на самоликвидацию или минируются.

Предложенное техническое устройство наиболее полно соответствует предъявляемым к нему требованиям. Основным достоинством машины является достижение компактности конструкции в которой достаточно малые габариты дополнительно скрыты индивидуальным маскировочным покрытием, затрудняющим ее обнаружение с верхней полусферы воздушными разведывательно-ударными комплексами противника. При этом в виду малозаметности и небольшой стоимости данное средство не является приоритетным и экономически целесообразным для нанесения по нему ударов крылатыми ракетами, которые в большинство случаев имеют более высокую стоимость, чем подлежащие уничтожению объекты. Предложенное устройство при выполнении боевых задач в тылу противника может подвергаться нападению с воздуха вертолетами, беспилотниками и низколетящими самолетами, которые, в первую очередь, являются удобными целями для их уничтожения боевыми расчетами из замаскированных укрытий с помощью переносных зенитных ракетных комплексов, крупнокалиберных пулеметов и дальнобойных снайперских винтовок. При этом небольшая высота машины при движении в дневное время обеспечивает возможность скрытия ее от наземных средств разведки и поражения противника в складках пересеченной местности, в высокой траве и кустарниковой растительности. В мирное время такие технические средства, могут применяться для охраны и обороны, особенно в ночное время и в условиях плохой видимости, важных военных и государственных объектов, необорудованных приграничных участков, а также для обеспечения эффективной защиты стационарных и мобильных сил и средств ядерного сдерживания от воздействия разведывательно-диверсионных групп из состава сил специальных операций противника.

Преимуществами предложенного технического устройства по сравнению с известными техническими решениями существующих аналогов являются:

- высокая боевая эффективность и живучесть, обусловленные мощным вооружением и специальным разведывательным оборудованием, малозаметностью (визуальной, тепловой и радиолокационной за счет оборудования индивидуальным маскировочным покрытием), скрытностью из-за малых габаритов, низкой посадки, снижения шума и температуры силовой установки за счет установки легкосъемного защитного тепло- и шумоизолирующего экрана, повышенной проходимостью по пересеченной местности за счет устройства запасной пары ведущих колес;

- улучшенные условия боевой работы расчета при применении автоматического стрелкового оружия в ходе движения и при кратковременной остановке или нахождении в засаде для борьбы с наземными и воздушными целями противника, в том числе и без выхода из машины, за счет устройства открытого салона, усиленного дугами безопасности, которые для защиты от дождя, снега и ветра временно перекрываются быстросъемным прозрачным экраном, а также оборудования на заднем борту огневой точки из выдвижного бронещита для стрельбы из пулемета;

- возможность автономного применения в отрыве от основных сил в течение трех суток за счет высоких маскировочных свойств, использования запасов продовольствия, вооружения и боеприпасов, приборов ночного видения, навигационной системы GPS-ГЛОНАСС и компьютеров с электронной топографической картой местности;

- возможность соответствия требованиям современного уровня ведения боевых действий в условиях сетецентрической войны (при отсутствии сплошного переднего края, быстро изменяемой тактической обстановки и др.) за счет высокой проходимости по пересеченной местности, легкости, скорости, малозаметности, мощности применяемого вооружения и современного электронного оборудования;

- возможность осуществления быстрых рейдов тыл противника для его изматывания, ослабления и деморализации за счет нанесения кратковременных огневых ударов, как правило, ночью, быстрый отход на высокой скорости по заранее намеченным маршрутам с минированием, при необходимости, путей движения;

- низкая стоимость разработки, изготовления и эксплуатации в войсках, примерно на порядки меньше по сравнению с затратами на традиционные военные образцы, подобного типа;

- простота конструкции, удобство освоения и эксплуатации, ремонтопригодность в полевых условиях;

- низкие затраты на подготовку и обучение боевых расчетов, при этом стрелковое оружие, переносные противотанковые и зенитно-ракетные комплексы при боевом использовании не требуют адаптации и переделки;

- высокая транспортабельность, возможность скрытой перевозки на любые расстояния наземным и воздушным транспортами, в том числе и десантированием с использованием грузовых парашютов.

Готовность к реализации предложенной конструкции малозаметной разведывательно-боевой машины подтверждается имеющимися чертежами и теоретическими расчетами, простотой технического решения, технологической возможностью отечественных предприятий по производству корпусов, в том числе, и их несущих каркасов из легких высокопрочных композитных материалов, а также опытом разработки подобных устройств авторемонтными предприятиями, наличием необходимого материала и оборудования. При этом все основные части боевой машины: силовую установку, трансмиссию, тормозную систему, систему питания, рулевое управление и колесную базу, а также узлы и детали для изготовления и проведения испытаний рабочего макета следует заимствовать у отечественных и импортных легковых автомобилей.

Предложенное техническое устройство малозаметной разведывательно-боевой машины по критерию оценки «эффективность боевого применения - стоимость - реализуемость» превышает показатели, по сравнению с существующими аналогами, примерно на 30-40%.

Список использованных источников

1. Патент РФ №2176607 «Транспортное средство высокой проходимости», заявка №2001102276 от 26.01.2001 г.

2. Книга «Руководство по материальной части и эксплуатации бронированной разведывательно-дозорной машины (БРДМ)», М …, Воениздат МО Союза ССР, 1960 г., 380 с.;

3. Журнал «Обозрение отечественной бронетанковой техники 1905-1995 г.г.».

Разведывательно-боевая машина, состоящая из корпуса, силовой установки с коробкой передач и системой охлаждения, колесного шасси с рычагами и амортизаторами, сидений, тормозной системы с педалями и рычагом управления, системы питания и электрооборудования, отличающаяся тем, что она выполнена в виде легкого малогабаритного вездехода, оборудованного индивидуальным маскировочным покрытием со средствами крепления к корпусу, который изготовлен из объемной несущей рамы, включающей лонжероны, траверсы, балки и защитные дуги, объединенные цельным кузовом с открытым верхом из высокопрочного композитного материала в единую конструкцию, при этом для повышения боевой эффективности и удобства эксплуатации в корпусе спереди, по бокам и сверху встроены продольные камеры для перевозки оружия и боеприпасов, а сзади закреплены силовой агрегат с трансмиссией, тепло-звукозащитный экран и выдвижной бронещит пулеметчика, для увеличения проходимости по пересеченной, болотистой местности, в распутицу и зимой предусмотрена пара ведущих колес, используемых как запасные, с лебедкой для самовытаскивания.
Источник поступления информации: Роспатент

Всего документов: 644
Всего документов: 33