×
07.09.2019
219.017.c8a6

Винто-рулевая колонка судна

Вид РИД

Изобретение

Юридическая информация Свернуть Развернуть
Краткое описание РИД Свернуть Развернуть
Аннотация: Изобретение относится к области судостроения, а именно к движителям судна в виде винто-рулевой колонки. Винто-рулевая колонка судна включает в себя гондолу с расположенными в ней электродвигателем с гребным валом, на конце которого установлен размещенный вне гондолы гребной винт, и связанную с гондолой стойку, располагающуюся своей верхней частью внутри корпуса судна, а нижней частью - погруженной в воду, и оснащенная входящей в ее состав системой охлаждения электродвигателя, состоящей из замкнутого воздушного контура охлаждения, включающего средство циркуляции газа, и из теплообменника с жидкостным контуром охлаждения со средством циркуляции жидкости. Жидкостный контур охлаждения теплообменника выполнен незамкнутым и сообщенным с забортной водой трубопроводами, соединенными с водозаборниками, установленными в погруженной в воду нижней части корпуса стойки. Средство циркуляции газа и теплообменник размещены в верхней части стойки, располагающейся внутри корпуса судна. Достигается повышение эффективности охлаждения электропривода гребного винта и технического обслуживания систем винто-рулевой колонки. 1 з.п. ф-лы, 2 ил.
Реферат Свернуть Развернуть

Изобретение относится к области судостроения, касается вопроса, связанного с работой движителя судна в виде винто-рулевой колонки (ВРК), а более конкретно - с охлаждением электродвигателя привода гребного винта ВРК и технического обслуживания систем ВРК.

Известна винто-рулевая колонка судна (патент РФ №2573694), содержащая стойку, к которой прикреплена гондола с расположенными в ней электродвигателем с гребным валом, на конце которого установлен размещенный вне гондолы гребной винт. Стойка располагается своей верхней частью внутри корпуса судна, а нижней частью по меньшей мере частично погружена в воду. ВРК оснащена входящей в ее состав системой охлаждения электродвигателя, которая состоит из замкнутого воздушного контура охлаждения, включающего средство циркуляции газа, и из теплообменника с жидкостным контуром охлаждения со средством циркуляции жидкости, расположенными в нижней части стойки ВРК (прототип).

Однако, для системы охлаждения электродвигателя привода гребного винта ВРК с использованием теплообменника, имеющего замкнутый жидкостный контур охлаждения, характерна низкая эффективность охлаждения из-за ограниченной теплоотдачи в окружающую среду при ограниченной мощности и производительности насосов замкнутой системы охлаждения.

Кроме того, расположение теплообменника и средства циркуляции газа в нижней части стойки ВРК, располагающейся вне корпуса судна, и, по меньшей мере, частично погруженной в воду, существенно уменьшает пространство для обслуживания всех систем ВРК и, как следствие, усложняет подключение, техническое обслуживание и ремонт оборудования систем ВРК.

И наконец, в случае отказа в работе штатной системы охлаждения электродвигателя ВРК, ее ремонт и замена в эксплуатационных условиях становятся проблематичными - для этого требуется достаточно много времени, а также остановка работы ВРК.

Задачей предполагаемого изобретения является повышение эффективности охлаждения электродвигателя привода гребного винта ВРК и упрощение технического обслуживания систем ВРК при одновременном обеспечении надежной работы ВРК в эксплуатационных условиях.

Для этого в винто-рулевой колонке судна, включающей гондолу с расположенными в ней электродвигателем с гребным валом, на конце которого установлен размещенный вне гондолы гребной винт, и связанную с гондолой стойку, располагающуюся своей верхней частью внутри корпуса судна, а нижней частью - погруженной в воду, и оснащенной входящей в ее состав системой охлаждения электродвигателя, состоящей из замкнутого воздушного контура охлаждения, включающего средство циркуляции газа, и из теплообменника с жидкостным контуром охлаждения со средством циркуляции жидкости, по изобретению жидкостный контур охлаждения теплообменника выполнен незамкнутым и сообщенным с забортной водой трубопроводами, соединенными с водозаборниками, установленными в погруженной в воду нижней части корпуса стойки. Причем средство циркуляции газа и теплообменник размещены в верхней части стойки, располагающейся внутри корпуса судна.

При этом система охлаждения электродвигателя может быть дополнена по меньшей мере одним средством циркуляции газа и по меньшей мере одним теплообменником с водяным контуром охлаждения и со средством циркуляции жидкости.

Выполнение жидкостного контура охлаждения теплообменника незамкнутым и сообщенным с забортной водой трубопроводами, соединенными с водозаборниками, установленными в погруженной в воду нижней части корпуса стойки, повышает эффективность охлаждения электродвигателя привода гребного винта ВРК.

Размещение средства циркуляции газа и теплообменника в верхней части стойки, располагающейся внутри корпуса судна, позволяет упростить подключение, техническое обслуживание и ремонт оборудования систем ВРК.

При этом отличительные признаки предполагаемого изобретения одновременно обеспечивают надежную работу ВРК в эксплуатационных условиях.

Сущность предполагаемого изобретения поясняется рисунками, где на фиг. 1 схематично представлена схема винто-рулевая колонка и принцип работы системы охлаждения ее электродвигателя, а на фиг. 2 представлен вид поперечного сечения ВРК на фиг. 1 по А-А со схемой работы системы охлаждения электродвигателя ВРК.

ВРК судна содержит стойку 1, на нижнем конце которой прикреплена гондола 2 с расположенным в ней электродвигателем 3 с гребным валом 4, на конце которого установлен размещенный вне гондолы 2 гребной винт 5 (на рисунке показан схематично) (фиг. 1, 2). Верхняя часть стойки 1 размещена внутри корпуса судна 6, а ее нижняя часть - погруженной в воду. ВРК содержит в своем составе систему охлаждения электродвигателя 3, которая состоит из замкнутого воздушного контура охлаждения 7, включающего по меньшей мере два средства циркуляции газа 8, и по меньшей мере из двух теплообменников 9 с жидкостным контуром охлаждения 10, включающих средства циркуляции жидкости 11. Жидкостный контур охлаждения 10 теплообменника 9 выполнен незамкнутым и сообщенным с забортной водой трубопроводами 12 (фиг. 1, 2), которые соединены с водозаборниками 13, установленными в погруженной в воду нижней части корпуса стойки 1. При этом средства циркуляции газа 8 и теплообменник 9 размещены в верхней части стойки 1, располагающейся внутри корпуса судна 6 (фиг. 1).

Работа предлагаемого ВРК судна осуществляется следующим образом.

При движении судна электродвигатель 3, находящийся в гондоле 2 ВРК, посредством соединенного с ним гребного вала 4 осуществляет вращение гребного винта 5, в процессе которого происходит нагрев электродвигателя 3.

По замкнутому воздушному контуру охлаждения 7 под воздействием средств циркуляции газа 8 циркулирует газообразная среда (воздух), которая, проходя через электродвигатель 3, посредством теплообмена аккумулирует избыточное тепло от электродвигателя 3 и переносит его к теплообменникам 9, расположенным в верхней части стойки 1 ВРК внутри корпуса 6 судна. В теплообменниках 9 газообразная среда охлаждается забортной водой посредством теплообмена за счет незамкнутых жидкостных контуров охлаждения 10 теплообменников 9. При этом забортная вода с помощью средств циркуляции жидкости 11 попадает через водозаборники 13 по трубопроводам 12 в жидкостные контуры охлаждения 10 теплообменников 9, где посредством теплообмена происходит ее нагрев и охлаждение газообразной среды от электродвигателя, а затем нагретая вода по трубопроводам 12 поступает к водозаборникам 13, через которые выбрасывается обратно за борт.

Охлажденная в теплообменниках 9 газообразная среда по замкнутому контуру воздушного охлаждения 7 поступает обратно к электродвигателю 3 и цикл повторяется снова.

Благодаря применению незамкнутого контура жидкостного охлаждения 10 в теплообменниках 9, сообщенного с забортной водой посредством трубопроводов 12 и водозаборников 13, установленных в погруженной в воду нижней части корпуса стойки 1, повышается эффективность охлаждения электродвигателя 3 привода гребного винта 5 ВРК, так как температура забортной воды на входе в систему охлаждения зависит только от района плавания, где она постоянна и соответствует температуре моря (от -2°С в Арктике до +34°С в районе экватора).

Размещение средств циркуляции газа 8 и теплообменников 9 в верхней части стойки 1, располагающейся внутри корпуса 6 судна, позволяет упростить подключение, техническое обслуживание и ремонт оборудования систем ВРК.

Оснащение ВРК по меньшей мере двумя средствами циркуляции газа 8, и по меньшей мере двумя теплообменниками 9 с жидкостным контуром охлаждения 10, включающих средства циркуляции жидкости 11 обеспечивает надежную работу ВРК в эксплуатационных условиях, т.к. при выходе из строя одного из них ВРК сохраняет работоспособность.

Предлагаемая винто-рулевая колонка судна обладает повышенной эффективностью охлаждения электродвигателя привода гребного винта ВРК и упрощением технического обслуживания систем ВРК при одновременном обеспечении надежной работы ВРК в эксплуатационных условиях, что выгодно отличает ее от прототипа.


Винто-рулевая колонка судна
Винто-рулевая колонка судна
Винто-рулевая колонка судна
Источник поступления информации: Роспатент

Showing 1-10 of 364 items.
10.01.2013
№216.012.17ac

Катализатор для получения сверхвысокомолекулярного полиэтилена

Изобретение относится к катализатору для получения сверхвысокомолекулярного полиэтилена. Описан катализатор для получения сверхвысокомолекулярного полиэтилена - СВМПЭ при повышенных температурах полимеризации (≥80°C) в среде углеводородного разбавителя, например гептан, гексан, изопентан,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002471552
Дата охранного документа: 10.01.2013
10.01.2013
№216.012.190e

Способ получения хлопчатобумажной ткани технического назначения с комплексом защитных свойств от кислот и нефтепродуктов

Изобретение относится к текстильной промышленности, в частности к отделке хлопчатобумажных текстильных материалов с комплексом защитных свойств от кислот и нефтепродуктов. Способ получения хлопчатобумажной ткани технического назначения включает расшлихтовку, отварку, беление, крашение активными...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002471906
Дата охранного документа: 10.01.2013
20.01.2013
№216.012.1bc8

Координатный стол

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к высокоточным координатным устройствам на линейных электродвигателях. Координатный стол содержит модули продольного и поперечного перемещения. Каждый из них выполнен в виде основания с направляющими, каретки, размещенной на направляющих,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002472606
Дата охранного документа: 20.01.2013
20.01.2013
№216.012.1bce

Стенд для контроля точности контурных перемещений промышленного робота

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для проверки параметров контурного движения роботов, таких как точность, повторяемость, вибрация. Стенд для контроля точности контурных перемещений промышленного робота, содержащего манипулятор 1 с закрепленным на фланце 6...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002472612
Дата охранного документа: 20.01.2013
20.01.2013
№216.012.1ca8

Эпоксиполиэфирная лакокрасочная композиция

Изобретение предназначается для нанесения на рулонный металл в качестве лакокрасочного материала. Эпоксиполиэфирная лакокрасочная композиция содержит (мас.%.): эпоксидную диановую смолу с эпоксидным эквивалентным весом 1550-4000 г/экв. 18,0-40,0, полиэфирную смолу на основе продукта...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002472830
Дата охранного документа: 20.01.2013
27.01.2013
№216.012.1e17

Способ сбора штормовых выбросов морских водорослей

Изобретение относится к промышленному сбору штормовых выбросов морских водорослей и может быть использовано для прибрежного промысла и в прибойной полосе. Способ сбора штормовых выбросов морских водорослей включает переход мореходного средства на место сбора выбросов, подбор водорослей и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002473204
Дата охранного документа: 27.01.2013
27.01.2013
№216.012.20e2

Устройство для преобразования изменения сопротивления в напряжение

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано в авиационной промышленности, машиностроении, строительстве и т.д. для исследования прочности конструкций с помощью одиночных тензорезисторов без применения компенсационных тензорезисторов. Техническим результатом...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002473919
Дата охранного документа: 27.01.2013
27.01.2013
№216.012.214b

Устройство для защиты емкостного накопителя энергии

Изобретение относится к области высоковольтной импульсной техники. Технический результат заключается в повышении надежности устройства путем уменьшения вероятности взрыва конденсаторов в динамическом режиме работы устройства. Устройство содержит зарядное устройство, n параллельно соединенных...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002474024
Дата охранного документа: 27.01.2013
10.02.2013
№216.012.230b

Катализатор, способ его приготовления и способ получения β-пиколина

Изобретение относится к катализаторам получения β-пиколина конденсацией акролеина с аммиаком и способам их получения с целью повышения выхода β-пиколина, применяемого в производстве никотиновой кислоты и никотинамида, являющихся составными частями жизненно важных витамина РР и витаминов группы...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002474473
Дата охранного документа: 10.02.2013
10.02.2013
№216.012.230c

Катализатор, способ его приготовления и способ получения малосернистого дизельного топлива

Изобретение относится к катализаторам гидроочистки дизельного топлива, способам приготовления таких катализаторов и способам получения малосернистого дизельного топлива. Описан катализатор, содержащий соединение [Со(СНО)][МоО(СНО)] в количестве 30-45 мас.%, диоксид титана 0,8-6,0 мас.%, AlO -...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002474474
Дата охранного документа: 10.02.2013
Showing 1-10 of 82 items.
10.01.2013
№216.012.1799

Воздухоочистительное устройство для судовых энергетических установок

Изобретение относится к области судостроения, в частности к системам очистки воздуха, подаваемого в двигатель для горения топлива, преимущественно газотурбинным, для которых требования по содержанию воды и соли, например морской, являются наиболее жесткими. Воздухоочистительное устройство...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002471533
Дата охранного документа: 10.01.2013
10.06.2013
№216.012.47d2

Ледокольное судно

Изобретение относится к области судостроения и касается вопроса создания ледокольных судов, предназначенных для прокладки широкого ледяного канала. Ледокольное судно содержит корпус, состоящий из основного головного корпуса и жестко связанных с ним побортно расположенных симметрично...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002483966
Дата охранного документа: 10.06.2013
10.06.2013
№216.012.47d4

Морская плавучая электростанция

Изобретение относится к области судостроения, более конкретно - к плавучим средствам выработки электроэнергии. Морская плавучая электростанция (МПЭС) включает корпус с формой равнобедренного треугольника в плане, по углам которого расположены опоры с размещенными на их верхних концах ветровыми...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002483968
Дата охранного документа: 10.06.2013
20.06.2013
№216.012.4be3

Система очистки воздуха для судовых энергетических установок

Изобретение относится к области судостроения, в частности к системам очистки воздуха, подаваемого в двигатели для горения топлива, преимущественно газотурбинные. Система очистки воздуха для судовых энергетических установок включает расположенные в корпусе по ходу воздуха три ступени очистки для...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002485009
Дата охранного документа: 20.06.2013
20.06.2013
№216.012.4be4

Обогреваемое воздухоочистительное устройство для судовых энергетических установок

Изобретение относится к области судостроения, в частности к системам очистки воздуха, подаваемого в двигатели для горения топлива, преимущественно газотурбинные. Обогреваемое воздухоочистительное устройство для судовых энергетических установок включает расположенные в корпусе по ходу воздуха...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002485010
Дата охранного документа: 20.06.2013
20.09.2013
№216.012.6c18

Ледостойкая платформа

Изобретение относится к области судостроения и касается создания ледостойких гравитационных платформ, предназначенных для проведения бурильных работ и добычи углеводородов на шельфе замерзающих морей. Ледостойкая платформа 1 содержит нижнюю 4 и верхнюю 2 усеченные конические части с вершинами,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002493323
Дата охранного документа: 20.09.2013
27.02.2014
№216.012.a60d

Буксируемое устройство для разрушения ледового покрова при формировании судоходного канала во льдах

Изобретение относится к области судостроения. Буксируемое устройство имеет корпус, который состоит из симметрично расположенных относительно диаметральной плоскости устройства двух боковых ледокольных корпусов и центрального вспомогательного ледокольного корпуса, который расположен в...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002508224
Дата охранного документа: 27.02.2014
20.03.2014
№216.012.abba

Морское судно для укладки стальных труб, гибких элементов и подводных конструкций в ледовых условиях

Изобретение относится к области судостроения, более конкретно к морским судам для укладки стальных бетонированных и необетонированных труб большого диаметра (до 1400 мм) и значительной толщины (до 27 мм), гибких металлопластиковых труб диаметром до 200 мм, шлангов, кабелей, шлангокабелей,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002509677
Дата охранного документа: 20.03.2014
10.04.2014
№216.012.b7d0

Морская гравитационная платформа

Изобретение относится к области судостроения, а именно к морским гравитационным платформам, устанавливаемым преимущественно на мелководье и эксплуатируемым в ледовых условиях. Платформа содержит опорное основание в виде разделённого на отсеки полого корпуса, заполненного балластом, и верхнее...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002512783
Дата охранного документа: 10.04.2014
10.07.2014
№216.012.dc67

Судно-газовоз для перевозки сжиженного природного газа преимущественно в ледовых условиях

Изобретение относится к области судостроения, а именно к морским судам, предназначенным для транспортировки и хранения сжиженного природного газа (СПГ) при низких температурах, и решает задачу по повышению технико-экономической эффективности судна-газовоза для перевозки СПГ. Судно-газовоз для...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002522201
Дата охранного документа: 10.07.2014
+ добавить свой РИД