×
27.07.2019
219.017.b9d6

СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ АРМАТУРНОЙ СТАЛИ

Вид РИД

Изобретение

Юридическая информация Свернуть Развернуть
№ охранного документа
0002695719
Дата охранного документа
25.07.2019
Краткое описание РИД Свернуть Развернуть
Аннотация: Изобретение относится к металлургии, а именно к производству стальной высокопрочной проволочной арматуры, производимой методом холодного волочения и термомеханической обработки. Для получения прочности не менее 1700 Н/мм, условного предела текучести не менее 1550 Н/мм и относительного удлинения при разрыве не менее 7,5% способ включает выплавку стали заданного химического состава при суммарном содержании Cr+Ni+Cu+Mn≤1,4 и соотношении Al/V в пределах менее 0,09, прокатку в катанку, термическую обработку катанки путем нагрева в печи до температуры 900-940°С с последующей изотермической закалкой в течение 85-110 секунд в расплаве свинца при температуре 530-560°С и окончательным охлаждением водой, травление, холодное волочение катанки с суммарной степенью обжатия 60-65%.
Реферат Свернуть Развернуть

Изобретение относится к металлургии, а именно, к производству стальной высокопрочной проволочной арматуры, производимой методом холодного волочения и с предварительным получением необходимой микроструктуры методом термомеханической обработки.

Известен способ производства стальной высокопрочной наноструктурированной арматуры, включающий выплавку стали, прокатку в катанку, термическую обработку катанки, травление, холодное волочение, нанесение периодического профиля, термомеханическую обработку и порезку арматуры на мерную длину. Выплавляют сталь следующего химического состава, (масса %): углерод от 0,77 до 0,85; марганец от 0,50 до 0,80; кремний от 0,20 до 0,37; сера от 0,016 до 0,020; фосфор от 0,016 до 0,025; хром не более 0,10; никель не более 0,10; медь не более 0,10; алюминий от 0,01 до 0,03; бор от 0,001 до 0,003; железо - остальное, в которой поддерживают суммарное содержание Хром плюс никель плюс медь меньше 0,14 (Cr+Ni+Cu<0,14), а соотношение алюминия к бору (Al/В) в пределах 10-20, термическую обработку катанки осуществляют путем нагрева в печи до температуры 900-940°С (градусов Цельсия) с последующей изотермической закалкой в течение 85-110 секунд в расплаве свинца при температуре 530-560°С (градусов Цельсия) и окончательным охлаждением водой, а волочение катанки производят с суммарной степенью обжатия 57-62%.

Выбранные пределы содержания углерода (0,77-0,85%) в сочетании с марганцем (0,50-0,80%), хромом, никелем и медью (до 0,10 каждого, но при соотношении хром плюс никель плюс медь меньше 0,14 (Cr+Ni+Cu<0,14) при введении алюминия и бора в сталь позволят измельчать микроструктуру стали при ее термообработке. Соотношение содержания алюминия к бору (Al/В) в пределах 10-20 обеспечивает в конечном продукте - холодно деформированной высокопрочной арматуре - прочность не менее 1570 Н/мм2, условный предел текучести не менее 1400 Н/мм и относительное удлинение при разрыве не менее 6% (RU, патент на изобретение №2471004 от 16.12.2011, класс МПК: C2D 8/08, C21D 9/52, С22С 38/54, B82Y 40/00, В82В 3/00 опубликовано: 27.12.2012, бюл. №36).

Также известна сталь следующего химического состава, (масса %): углерод 0,75-0,81; марганец 0,60-0,80; кремний 0,20-0,37; сера 0,016-0,020; фосфор 0,016-0,025; хром 0,20-0,30; никель не более 0,10; медь не более 0,10; алюминий не более 0,005; бор 0,001-0,003; железо - остальное, в которой поддерживают суммарное содержание хром плюс никель плюс медь меньше 0,50 (Cr+Ni+Cu<0,50), соотношение алюминия к бору (Al/В) в пределах 5,00-1,65, а соотношение хрома к бору (Cr/В) 100-200. Введение хрома в соотношение 100-200 к бору позволяет увеличить прочность арматурной стали до 1700 Н/мм2, а условный предел текучести не менее 1450 Н/мм2 (RU, патент на изобретение №2543045 от 27.11.2013, класс МПК: C21D 8/08 (2006.01); C21D 9/52 (2006.01); С22С 38/54 (2006.01) опубликовано: 27.02.2015, бюл. №6).

При дальнейшем применении арматурной стали в железобетонных конструкциях с тяжелым бетоном появилась необходимость не только в увеличении прочности, но и пластичности арматурной стали против выше указанных марок стали, прочность и пластичность которых оказалась недостаточной.

При использовании эвтектоидных углеродистых сталей, содержащих мелкодисперсный перлит (сорбит) не избежать незначительные области бейнитных включений. Размер карбидов в бейнитной структуре является важным фактором, определяющим ее прочность. С этой целью предлагается микролегирование ванадием, посредством введения которого образуются карбиды ванадия, которые в свою очередь становятся зародышами для образования зернистого перлита (сорбита) в последующем процессе патентирования горячекатаного круглого проката. Одновременно введение ванадия как легирующей добавки повышает пластичность стали.

Для получения необходимых свойств предлагается следующий химический состав стали (масс. %):

углерод 0,77-0,79
марганец 0,70-0,80
кремний 0,20-0,30
сера не более 0,010
фосфор не более 0,020
хром 0,15-0,30
никель не более 0,10
медь не более 0,20
алюминий не более 0,005
ванадий 0,06-0,08
азот не более 0,008
железо остальное

Суммарное содержание хром плюс никель плюс медь меньше 0,50 (Cr+Ni+Cu<0,50), соотношения алюминия к ванадию (Al/V) в пределах 0,063-0,083, а соотношение хрома к ванадию (Cr/V) 2,50-3,75. Введение ванадия как карбидообразующего элемента, способствует быстрому росту «зародышей» в виде карбидов ванадия (VC). Карбиды равномерно располагаются в сплаве, что способствует созданию мелкозернистой структуры стали и повышает прочностные параметры стали, а также ее вязкость, износостойкость, предотвращая структурный рост зерен стали при нагревании. При этом добавка ванадия дополнительно выполняет функцию раскислителя.

Термическую обработку катанки осуществляют путем нагрева в печи до температуры 900-940°С (градусов Цельсия) с последующей изотермической закалкой в течение 85-110 секунд в расплаве свинца при температуре 530-560°С (градусов Цельсия) и окончательным охлаждением водой, а волочение катанки производят с суммарной степенью обжатия 60-65%.

Выбранные пределы содержания углерода (0,77-0,79%) в сочетании с марганцем (0,50-0,80%), хромом, никелем до 0,10 и медью до 0,20 каждого, но при соотношении хром плюс никель плюс медь меньше 0,14 (Cr+Ni+Cu<0,14) при введении ванадия в сталь позволяет измельчать микроструктуру стали при ее термообработке. Соотношение содержания алюминия к ванадию (Al/V) в пределах менее 0,09 обеспечивает в конечном продукте холоднодеформированной высокопрочной арматуре - прочность не менее 1700 Н/мм2, условный предел текучести не менее 1550 Н/мм2 и относительное удлинение при разрыве не менее 7,5%.

Технический результат, на достижение которого направлено изобретение, заключается в получении в холоднодеформированной высокопрочной арматуры прочностью не менее 1700 Н/мм2, условного предела текучести не менее 1550 Н/мм2 и относительного удлинения при разрыве не менее 7,5%.

Указанный технический результат достигается тем, что в способе изготовления арматурной стали, включающем выплавку стали, прокатку в катанку, термическую обработку катанки, травление, холодное волочение, нанесение периодического профиля, термомеханическую обработку и порезку арматуры на мерную длину, выплавляют сталь следующего химического состава, (масс. %):

углерод 0,77-0,79
марганец 0,70-0,80
кремний 0,20-0,30
сера не более 0,010
фосфор не более 0,020
хром 0,15-0,30
никель не более 0,10
медь не более 0,20
алюминий не более 0,005
ванадий 0,06-0,08
азот не более 0,008
железо остальное,

массовая доля титана должна быть не более 0,005% при суммарном содержании хром плюс никель плюс медь плюс марганец меньше или равно 1,4 (Cr+Ni+Cu+Mn<1,4) и соотношении содержания алюминия к ванадию (Al/V) в пределах менее 0,09. Важным условием для исключения образования цементита (Fe3C) при выплавке стали является то, что содержание углерода не должно превышать 0,79%.

Термическую обработку катанки производят путем нагрева в печи до температуры 900-940°С (градусов Цельсия) с последующей изотермической закалкой в течение 85-110 секунд в расплаве свинца при температуре 530-560°С (градусов Цельсия) и окончательным охлаждением водой, а волочение катанки производят с суммарной степенью обжатия 60-65%. Изобретение позволит получить в холоднодеформированной высокопрочной арматуре прочность не менее 1700 Н/мм2, условный предел текучести не менее 1550 Н/мм2 и относительное удлинение при разрыве не менее 7,5%.

Пример осуществления способа изготовления арматурной стали.

По разработанному АО «БЭТ» химическому составу была выплавлена сталь в 180-тонной электропечи ОАО «ММК», обработана в агрегате «печь-ковш», разлита на МНЛЗ в заготовку сечением 150×150 мм и прокатана в катанку круглого сечения диаметром 15,5 мм на сортовом стане «170», имеющая следующий химический состав, (масс. %):

Углерод 0,790
Марганец 0,720
Кремний 0,247
Сера 0,001
Фосфор 0,005
Хром 0,220
Никель 0,033
Медь 0,041
Алюминий 0,003
Ванадий 0,062
Азот 0,008
Железо остальное

Соотношение хром плюс никель плюс медь плюс марганец (Cr+Ni+Cu+Mn) составило 1,014, а соотношение Al/V составило 0,048.

Внесенные изменения в химический состав, а именно микролегирование хромом, марганцем, ванадием и исключение алюминия при раскислении предлагаемой стали позволили получить условный предел текучести выше 1550 Н/мм2; временное сопротивление разрыву выше 1700 Н/мм2 и относительное удлинение при разрыве не ниже 7,5%.

Термообработанную катанку проволочили в проволоку диаметром 11-0,1 мм, после чего нанесли на ее поверхность трехсторонний периодический профиль с утяжкой, подвергли отпуску на линии стабилизации под натяжением при температуре 400°С (градусов Цельсия), охладили проточной водой и порезали на мерные длины. Механические испытания полученной стальной высокопрочной арматуры номинальным диаметром 9,6-0,1 мм показали следующие свойства:

временное сопротивление разрыву 1700-1740 Н/мм;

условный предел текучести 1570-1590 Н/мм2;

относительное удлинение при разрыве 7,5-8,0%;

твердость 41,5-43,0 HRC,

что полностью соответствует техническим требованиям, предъявляемым к высокопрочной стержневой холоднодеформированной арматуре периодического профиля диаметром 5 мм; 7,5 мм; 9,6 мм для армирования железобетонных шпал.

Источник поступления информации: Роспатент

Showing 1-3 of 3 items.
24.01.2020
№220.017.f954

Железобетонное подрельсовое основание

Изобретение относится к верхнему строению железнодорожного пути, а именно к железобетонным подрельсовым основаниям. Шпала или брус содержит отверстия для элементов крепления подрельсовых подкладок и упоров. В теле шпалы или бруса выполнены углубления трапецеидального сечения, в которые...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002711777
Дата охранного документа: 22.01.2020
24.01.2020
№220.017.f967

Способ укрепления торцевых частей железобетонных шпал путем дополнительного армирования спиралями

Изобретение относится к верхнему строению железнодорожного пути, а именно к способам изготовления железобетонных шпал. Торцевые части железобетонной шпалы дополнительно армируют спиралями. Спираль выполняют в виде конуса, причем меньший диаметр спирали фиксируют на торцевых колпачках шпальной...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002711776
Дата охранного документа: 22.01.2020
13.03.2020
№220.018.0b45

Способ укрепления торцевых частей железобетонных шпал путем дополнительного армирования каркасами

Изобретение относится к области верхнего строения железнодорожного пути, в частности к способам изготовления железнодорожных шпал. При изготовлении шпалы торцевые части шпал дополнительно армируют пространственными каркасами. Каркасы представляют собой конструкцию из стержней. Четыре парных...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002716373
Дата охранного документа: 11.03.2020
Showing 1-10 of 10 items.
20.01.2014
№216.012.9800

Железобетонная шпала

Изобретение относится к верхнему строению железнодорожного пути и предназначено для обеспечения скоростного движения пассажирских и грузовых поездов. Железобетонная шпала выполнена в виде армированного бруса с переменным подлине поперечным сечением. Шпала имеет концевые участки (1), участки (2)...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002504611
Дата охранного документа: 20.01.2014
27.11.2014
№216.013.09e5

Железобетонное подрельсовое основание

Изобретение относится к железнодорожному транспорту. Железобетонное подрельсовое основание в виде шпалы или бруса (1) выполнено трапециевидным в поперечном сечении после затвердения бетонного раствора в форме с закрепленной в ней арматурой. Шпала или брус (1) по всей длине или вне участков (2)...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002533941
Дата охранного документа: 27.11.2014
10.01.2015
№216.013.1b8e

Система автоматизированного контроля геометрических параметров шпал

Система предназначена для измерения и контроля геометрических параметров железобетонных шпал, влияющих на прочность и надежность работы рельсового пути. На каркасе установлена линейная направляющая, с перемещаемой кареткой. На каретке закреплены лазерные профилометры с возможностью их...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002538482
Дата охранного документа: 10.01.2015
27.02.2015
№216.013.2d39

Способ изготовления арматурной стали

Изобретение относится к металлургии, в частности к производству стальной высокопрочной проволочной арматуры. Способ изготовления арматуры из стали включает выплавку стали, содержащей: мас.%: углерод 0,78-0,82, марганец 0,70-0,90, кремний 0,20-0,30, сера не более 0,010, фосфор не более 0,025,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002543045
Дата охранного документа: 27.02.2015
10.04.2015
№216.013.38c6

Железобетонный опорный блок для безбалластной конструкции пути метрополитена

Изобретение относится к рельсовому пути метрополитена. Железобетонный опорный блок, выполненный трапециевидным в поперечном сечении, армирован проволокой, и/или стержнями, и/или канатами. В подрельсовой зоне имеется углубление с закладными элементами (дюбелями) для крепления рельса. За счет...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002546022
Дата охранного документа: 10.04.2015
25.08.2017
№217.015.b652

Способ нанесения идентификационных данных (маркировки) при помощи закладной полимерной детали

Изобретение относится к области производства железобетонных шпал и брусьев стрелочных переводов. Для нанесения идентификационных данных на железобетонную шпалу или брус стрелочного перевода маркировочные надписи наносят на полимерную закладную деталь методом горячего штампования. Деталь...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002614427
Дата охранного документа: 28.03.2017
21.12.2018
№218.016.aa39

Способ защиты анкеров-фиксаторов захвата арматурных стержней при производстве железобетонных подрельсовых оснований

Изобретение относится к области изготовления железобетонных подрельсовых оснований, а именно к производству предварительно напряженных подрельсовых оснований, в частности, шпал. Способ состоит в том, что на резьбовые концы находящихся в отливочной форме арматурных стержней навинчиваются...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002675606
Дата охранного документа: 20.12.2018
24.01.2020
№220.017.f954

Железобетонное подрельсовое основание

Изобретение относится к верхнему строению железнодорожного пути, а именно к железобетонным подрельсовым основаниям. Шпала или брус содержит отверстия для элементов крепления подрельсовых подкладок и упоров. В теле шпалы или бруса выполнены углубления трапецеидального сечения, в которые...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002711777
Дата охранного документа: 22.01.2020
24.01.2020
№220.017.f967

Способ укрепления торцевых частей железобетонных шпал путем дополнительного армирования спиралями

Изобретение относится к верхнему строению железнодорожного пути, а именно к способам изготовления железобетонных шпал. Торцевые части железобетонной шпалы дополнительно армируют спиралями. Спираль выполняют в виде конуса, причем меньший диаметр спирали фиксируют на торцевых колпачках шпальной...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002711776
Дата охранного документа: 22.01.2020
13.03.2020
№220.018.0b45

Способ укрепления торцевых частей железобетонных шпал путем дополнительного армирования каркасами

Изобретение относится к области верхнего строения железнодорожного пути, в частности к способам изготовления железнодорожных шпал. При изготовлении шпалы торцевые части шпал дополнительно армируют пространственными каркасами. Каркасы представляют собой конструкцию из стержней. Четыре парных...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002716373
Дата охранного документа: 11.03.2020
+ добавить свой РИД